Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Постановлению администрации
Петропавловск-Камчатского
городского округа
от 23.12.2021 N 2760
Порядок
установления и оценки применения обязательных требований, устанавливаемых нормативными правовыми актами Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа
1. Общие положения
1.1 Настоящий Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также с принципами установления и оценки применения, устанавливаемых в муниципальных нормативных правовых актах требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках муниципального контроля, определенных Федеральным законом от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - обязательные требования), с учетом Стандарта качества нормативно-правового регулирования обязательных требований, одобренным протоколом заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Реформа контрольной и надзорной деятельности" от 24.04.2018 (далее - Стандарт), Методических рекомендаций по систематической оценке эффективности обязательных требований для обеспечения минимизации рисков и предотвращения негативных социальных или экономических последствий, включая отмену неэффективных и избыточных, утвержденных Протоколом заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития "Реформа контрольной и надзорной деятельности" от 31.03.2017 N 19(3) (далее - Методические рекомендации), и в целях обеспечения единого подхода к установлению и оценке применения обязательных требований.
2. Порядок установления обязательных требований
2.1 Контрольное управление администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, уполномоченный орган на осуществление соответствующего вида муниципального контроля (далее - Управление) устанавливает обязательные требования с соблюдением принципов, установленных статьей 4 Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", а также руководствуясь Стандартом и настоящим Порядком.
2.2 Принципами установления и оценки применения обязательных требований являются:
1) законность;
2) обоснованность обязательных требований;
3) правовая определенность и системность;
4) открытость и предсказуемость;
5) исполнимость обязательных требований.
2.3 При установлении обязательных требований должны быть определены:
1) содержание обязательных требований (условия, ограничения, запреты, обязанности);
2) лица, обязанные соблюдать обязательные требования (далее - контролируемые лица);
3) в зависимости от объекта установления обязательных требований:
- осуществляемая деятельность, совершаемые действия, в отношении которых устанавливаются обязательные требования;
- лица и используемые объекты, к которым предъявляются обязательные требования при осуществлении деятельности, совершении действий;
- результаты осуществления деятельности, совершения действий, в отношении которых устанавливаются обязательные требования;
- формы оценки соблюдения обязательных требований;
- наименование контрольно-надзорного органа, осуществляющего оценку соблюдения обязательных требований.
2.4 Обязательные требования устанавливаются исключительно в целях защиты жизни, здоровья людей, нравственности, прав и законных интересов граждан и организаций, непричинения вреда (ущерба) животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, защиты иных охраняемых законом ценностям (далее - охраняемые законом ценности).
2.5 Необходимыми условиями установления обязательных требований являются наличие риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, на устранение которого направлено установление обязательных требований, и возможность и достаточность установления обязательных требований в качестве мер защиты охраняемых законом ценностей.
2.6 Оценка наличия риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, проводимая при разработке проекта муниципального нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования, должна основываться на анализе объективной и регулярно собираемой информации об уровне причиненного охраняемым законом ценностям вреда (ущерба) и (или) иной информации применительно к отношениям, при регулировании которых предполагается установление обязательных требований.
2.7 При установлении обязательных требований оцениваются наличие и эффективность применения альтернативных мер по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
2.8 Содержание обязательных требований должно отвечать принципу правовой определенности, то есть быть ясным, логичным, понятным как правоприменителю, так и иным лицам, не должно приводить к противоречиям при их применении, а также должно быть согласованным с целями и принципами законодательного регулирования той или иной сферы и правовой системы в целом.
2.9 Обязательные требования должны находиться в системном единстве, обеспечивающем отсутствие дублирования обязательных требований, а также противоречий между ними.
2.10 Обязательные требования, установленные в отношении одного и того же предмета регулирования, не должны противоречить друг другу.
2.11 Обязательные требования должны соответствовать современному уровню развития науки, техники и технологий в соответствующей сфере деятельности, развития экономики и материально-технической базы.
2.12 Проекты муниципальных нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, подлежат процедуре оценки регулирующего воздействия.
2.13 Сроки вступления в силу муниципального нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования, должны определяться исходя из сроков, необходимых Управлению, гражданам и организациям для подготовки к осуществлению деятельности в соответствии с устанавливаемыми обязательными требованиями.
2.14 Положения муниципальных нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, должны вступать в силу либо с 01 марта, либо с 01 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении 90 дней после дня официального опубликования соответствующего муниципального нормативного правового акта, за исключением нормативных правовых актов, подлежащих принятию в целях предупреждения террористических актов и ликвидации их последствий, при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории Петропавловск-Камчатского городского округа, а также нормативных правовых актов, направленных на недопущение возникновения последствий обстоятельств, произошедших вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
2.15 Муниципальными нормативными правовыми актами, содержащими обязательные требования, должен предусматриваться срок действия обязательного требования, который не может превышать 6 лет со дня его вступления в силу.
По результатам оценки применения обязательных требований, порядок проведения которой установлен разделом 4 настоящего Порядка, может быть принято решение о продлении срока действия нормативного правового акта не более чем на 6 лет.
2.16 Обязательные требования должны быть исполнимыми. При установлении обязательных требований оцениваются затраты лиц, в отношении которых они устанавливаются, на их исполнение. Указанные затраты должны быть соразмерны рискам, предотвращаемым этими обязательными требованиями.
2.17 Установление обязательных требований, исключающих возможность исполнить другие обязательные требования, не допускается.
2.18 При установлении обязательных требований должны быть минимизированы риски их последующего избирательного применения.
3. Применение обязательных требований
3.1 Обязательные требования должны быть доведены до сведения контролируемых лиц путем опубликования нормативных правовых актов на официальном сайте администрации Петропавловск-Камчатского городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт администрации).
3.2 Обязательные требования, содержащиеся в не опубликованных в установленном порядке нормативных правовых актах, не применяются.
3.3 В случае действия противоречащих друг другу обязательных требований в отношении одного и того же объекта и предмета регулирования, установленных нормативными правовыми актами разной юридической силы, подлежат применению обязательные требования, установленные нормативным правовым актом большей юридической силы. В случае действия противоречащих друг другу обязательных требований в отношении одного и того же объекта и предмета регулирования, установленных нормативными правовыми актами равной юридической силы, лицо считается добросовестно соблюдающим обязательные требования и не подлежит привлечению к ответственности, если оно обеспечило соблюдение одного из таких обязательных требований.
3.4 Применение обязательных требований по аналогии не допускается.
3.5 Управление обеспечивает информирование контролируемых лиц о процедуре соблюдения обязательных требований, их правах и обязанностях, полномочиях контрольно-надзорных органов, их должностных лиц, иных вопросах соблюдения обязательных требований.
3.6 Информирование контролируемых лиц осуществляется в том числе посредством выпуска руководств по соблюдению обязательных требований. В руководство по соблюдению обязательных требований включаются пояснения относительно способов соблюдения обязательных требований, примеры соблюдения обязательных требований, рекомендации по принятию контролируемыми лицами конкретных мер для обеспечения соблюдения обязательных требований. Указанное руководство не может содержать новые обязательные требования.
Руководства по соблюдению обязательных требований утверждаются приказом контрольно-надзорного органа и размещаются на официальном сайте администрации в течение 5 рабочих дней со дня утверждения.
4. Порядок оценки применения обязательных требований
4.1 Целями оценки применения обязательных требований являются оценка достижения цели введения обязательных требований, эффективности введения обязательных требований, выявление избыточных обязательных требований.
Оценка применения обязательных требований проводится на основании анализа ведения предпринимательской и иной экономической деятельности, заключается в определении соответствия принципам установления и оценки применения обязательных требований, предусмотренным статьей 4 Федерального закона N 247-ФЗ, и предмету достижения целей установления обязательных требований.
4.2 Управление на основании результатов контрольно-надзорной деятельности, обобщений правоприменительной практики, анализа обращений граждан и организаций, информации органов государственной власти, местного самоуправления, средств массовой информации, в срок до 01 апреля года, следующего за отчетным годом, проводят ежегодный мониторинг применения установленных обязательных требований (далее - ежегодный мониторинг).
Результаты ежегодного мониторинга учитываются Управлением при подготовке доклада о достижении целей введения обязательных требований (далее - доклад).
4.3 Доклад подготавливается контрольно-надзорным органом в срок до 01 июля в следующих случаях:
1) за два года до окончания установленного срока действия нормативного правового акта, содержащего обязательные требования;
2) вне зависимости от срока действия нормативного правового акта по результатам проведения ежегодного мониторинга, если контрольно-надзорным органом выявлены один или несколько из следующих случаев:
3) невозможность исполнения обязательных требований;
4) наличие дублирующих и (или) аналогичных по содержанию обязательных требований в нескольких нормативных правовых актах;
5) наличие в различных нормативных правовых актах (в том числе разной юридической силы) противоречащих друг другу обязательных требований;
6) отсутствие однозначных критериев оценки соблюдения обязательных требований;
7) наличие в нормативных правовых актах неопределенных понятий, некорректных и (или) неоднозначных формулировок, не позволяющих единообразно применять и (или) исполнять обязательные требования;
8) наличие неактуальных требований, не соответствующих современному уровню развития науки и техники и (или) негативно влияющих на развитие предпринимательской деятельности и технологий;
9) противоречие обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами, принципам Федерального закона N 247-ФЗ, настоящему Порядку.
4.4 Источниками информации для подготовки доклада являются:
1) результаты ежегодного мониторинга (наличие нарушений обязательных требований, типичные нарушения обязательных требований, причины нарушения обязательных требований, последствия невыполнения обязательных требований);
2) результаты анализа осуществления контрольно-надзорной и разрешительной деятельности;
3) результаты анализа судебной и административной практики;
4) обращения, предложения и замечания контролируемых лиц;
5) иные сведения, которые позволяют объективно оценивать применение обязательных требований.
4.5. В доклад включается следующая информация:
4.5.1 общая характеристика оцениваемых обязательных требований, в том числе:
1) реквизиты нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, источники их официального опубликования и сведения о внесенных в нормативные правовые акты изменениях (при наличии);
2) цели введения обязательных требований;
3) срок действия обязательных требований;
4) сфера осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности и конкретные общественные отношения, на регулирование которых направлены обязательные требования, в том числе количество подконтрольных субъектов, обязанных соблюдать установленные обязательные требования;
4.5.2 оценка применения и достижения целей введения обязательных требований, в том числе:
1) соблюдение принципов установления и оценки применения обязательных требований, предусмотренных Федеральным законом N 247-ФЗ;
2) достижение целей введения обязательных требований (снижение (устранение) риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, на устранение которого направлено установление соответствующих обязательных требований);
3) изменение бюджетных расходов и доходов при реализации Управлением функции по муниципальному контролю (надзору) за соблюдением обязательных требований, установленных нормативным правовым актом;
4) сведения об уровне соблюдения обязательных требований в поднадзорной сфере, в том числе данные о привлечении к ответственности за нарушения обязательных требований, о типовых и массовых нарушениях обязательных требований (в разрезе нарушенных обязательных требований);
5) количество и содержание обращений в Управление, связанных с применением обязательных требований;
6) количество и содержание вступивших в законную силу судебных актов, связанных с применением обязательных требований, по делам об оспаривании нормативных правовых актов;
7) иные сведения, которые позволяют оценить применение обязательных требований и достижение целей их установления;
4.5.3 выводы о достижении целей введения обязательных требований и предложения по итогам оценки применения обязательных требований:
1) о целесообразности дальнейшего применения обязательных требований без внесения изменений в нормативный правовой акт и продлении срока его действия с определением конкретного срока продления;
2) о целесообразности дальнейшего применения нормативного правового акта с внесением изменений в него;
3) о нецелесообразности дальнейшего применения обязательных требований и отмене нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, их положений.
Выводы о целесообразности дальнейшего применения обязательных требований с внесением изменений в нормативный правовой акт или о нецелесообразности дальнейшего применения обязательных требований и отмене нормативного правового акта, содержащего обязательные требования, формулируется при выявлении случаев, указанных в абзацах четвертом - десятом пункта 4.3 настоящего Порядка.
4.6 В целях публичного обсуждения проекта доклада Управление размещает его на официальном сайте администрации с одновременным размещением информации о процедуре и сроках публичного обсуждения не позднее 10 июля.
Срок публичного обсуждения проекта доклада не может составлять менее 20 рабочих дней со дня его размещения на официальном сайте администрации.
4.7 Управление в течение 10 рабочих дней рассматривает все предложения и замечания, поступившие в установленный срок в связи с публичным обсуждением проекта доклада, составляет перечень предложений и замечаний с указанием мнения контрольно-надзорного органа по каждому предложению и замечанию и размещает перечень на официальном сайте администрации.
4.8 Управление осуществляет доработку проекта доклада с учетом поступивших предложений и замечаний и направляет доработанный доклад, подписанный руководителем Управления, на рассмотрение межведомственной комиссии при Главе администрации Петропавловск-Камчатского городского округа по вопросам совершенствования контрольно-надзорной деятельности (далее - межведомственная комиссия) с одновременным размещением доклада на официальном сайте администрации в срок до 01 сентября.
4.9 По результатам рассмотрения доклада на заседании межведомственной комиссии делаются выводы о достижении или недостижении целей введения обязательных требований и принимается одно из следующих решений:
1) о продлении срока действия нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования и установлении конкретного срока продления действия нормативного правового акта, содержащего обязательные требования;
2) о проведении экспертизы нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности (далее - экспертиза НПА), которая заключается в сопоставлении заключения об оценке регулирующего воздействия с фактическими результатами применения нормативного правового акта для определения степени достижения цели регулирования либо анализе его положений во взаимосвязи со сложившейся практикой применения.
Экспертиза НПА проводится в соответствии с Порядком проведения экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, установленным Постановлением администрации от 24.06.2019 N 723.
4.10 Решение межведомственной комиссии фиксируется в протоколе заседания.
Межведомственная комиссия в течение 5 рабочих дней после подписания размещает протокол заседания на официальном сайте администрации и информирует Управление, являющийся разработчиком муниципального нормативного правового акта, о принятом межведомственной комиссией решении.
В случае принятия межведомственной комиссией решения о проведении экспертизы НПА, Управление направляет предложения в план проведения экспертизы НПА на очередной календарный год в срок до 01 ноября года, предшествующего плановому.
5. Порядок пересмотра обязательных требований
5.1 Пересмотр обязательных требований осуществляется администрацией по результатам оценки применения обязательных требований.
Пересмотр обязательных требований проводится один раз в год.
5.2 При выборе обязательных требований, подлежащих пересмотру, необходимо исходить из следующего:
- степень риска, на предотвращение которого направлено действие обязательного требования (угроза жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо создание непосредственной угрозы указанных последствий);
- сведения об установленной ответственности за нарушение обязательного требования (в том числе с указанием дифференциации ответственности в зависимости от категории риска или класса (категории) опасности поднадзорных (подконтрольных) объектов;
- сведения о количестве проверок соблюдения обязательного требования, проведенных в календарном году, предшествующем текущему году (в динамике, по годам).
5.3 Принятие решения о пересмотре обязательного требования основывается:
1) на выявлении в ходе обобщения и анализа правоприменительной практики неэффективных (устаревших, дублирующих и избыточных) обязательных требований, избыточных административных процедур;
2) на информации, полученной из сообщений, отзывов, комментариев от предпринимательского и экспертного сообществ на официальном сайте администрации и/или посредством анкетирования в рамках организации публичных мероприятий предложений по актуализации обязательных требований от предпринимательского и экспертного сообществ;
3) по итогам работы с проверочными листами (списками контрольных вопросов), перечнями муниципальных нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом муниципального контроля;
4) на предложениях представителей научно-исследовательских организаций, экспертного и предпринимательского сообществ.
При поступлении пяти и более обращений представителей научно-исследовательских организаций, экспертного и предпринимательского сообщества о нецелесообразности применения, как отдельных обязательных требований, так и муниципальных нормативных правовых актов в целом, должна быть проведена внеочередная оценка эффективности применения обязательных требований в течение месяца со дня поступления последнего обращения.
5.4 Управление рассматривает материалы, послужившие основанием для пересмотра обязательных требований, и принимает одно из следующих решений:
1) оставить действие обязательного требования без изменений;
2) пересмотреть обязательное требование (в том числе объединить с иным обязательным требованием);
3) отменить обязательное требование;
4) принять иные меры, направленные на совершенствование контрольно-надзорной деятельности в соответствующей сфере правоотношений.
5.5 Ежегодно информация о результатах систематической оценки применения и пересмотра обязательных требований размещается на официальном сайте администрации.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 23 декабря 2021 г. N 2760 "Об... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.