Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера от 22 декабря 2021 г. N 3.2-04/4023
по проекту федерального закона N 1212919-7 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (проект N 1212919-7), принятый Государственной Думой 16 декабря 2021 года (далее - Федеральный закон), и отмечает следующее.
Федеральный закон направлен на снижение регуляторного воздействия на деятельность саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства.
Федеральный закон вносит изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации, Федеральные законы от 25 февраля 1999 года N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", от 25 октября 2002 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", от 1 июля 2017 года N 135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны", от 3 августа 2018 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", от 31 июля 2020 года N 254-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Федеральным законом в Градостроительный кодекс вносятся комплексные изменения, согласно которым Национальные объединения саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства (далее - Национальные объединения) наделяются дополнительными регулятивными и контрольными полномочиями, что в целом направлено на решение стратегической задачи по переходу к модели управления отраслями экономики, где созданы эффективно функционирующие структуры саморегулирования, с привлечением к принятию решений национальных объединений и иных форм представительства сообщества саморегулируемых организаций, определенной Концепцией совершенствования механизмов саморегулирования, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года N 2776-р.
Федеральным законом вводится новая редакция статьи 55.17 Градостроительного кодекса о формировании и ведении единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах (далее - единый реестр). Полномочие по формированию и ведению единого реестра возлагается на соответствующие Национальные объединения. При этом содержащийся в едином реестре состав сведений, а также порядок его формирования и ведения, порядок включения сведений в единый реестр устанавливаются Правительством Российской Федерации. Обязательным требованием является положение о включении в единый реестр информации о членах саморегулируемой организации, о лицах, прекративших членство в саморегулируемой организации, а также сведений об их обязательствах соответственно по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, договорам подряда на осуществление сноса, заключенным такими лицами с использованием конкурентных способов заключения договоров.
Федеральным законом устанавливается обязанность Национальных объединений предоставлять органу надзора за саморегулируемыми организациями доступ к единому реестру, а также по запросам заинтересованных лиц - сведений из него. Сведения, содержащиеся в едином реестре, подлежат размещению в сети "Интернет" и должны быть доступны для ознакомления без взимания платы.
Федеральным законом вводится новая редакция статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса, закрепляющая основные требования к физическим лицам - специалистам по организации инженерных изысканий, специалистам по организации архитектурно-строительного проектирования, специалистам по организации строительства, порядку формирования и ведения национальных реестров специалистов. Устанавливается, что указанные специалисты осуществляют трудовые функции в соответствии с профессиональными стандартами, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Формирование и ведение национального реестра специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, национального реестра специалистов в области строительства возлагается на соответствующее Национальное объединение. При этом ведение такого реестра осуществляется в электронной форме, сведения реестра подлежат размещению на официальном сайте соответствующего Национального объединения в сети "Интернет" и должны быть доступны для ознакомления без взимания платы.
Специалисты по организации инженерных изысканий, специалисты по организации архитектурно-строительного проектирования, специалисты по организации строительства осуществляют трудовые функции со дня включения сведений о физических лицах в соответствующие национальные реестры специалистов. Сведения о специалисте включаются в соответствующий национальный реестр специалистов на основании заявления такого лица при условии его соответствия минимальным требованиям. При этом Федеральным законом заменяется требование о повышении квалификации специалиста по направлению подготовки в области строительства не реже одного раза в пять лет на обязательное требование о прохождении одного раза в пять лет независимой оценки квалификации физического лица на соответствие положениям профессионального стандарта, устанавливающего характеристики квалификации, необходимой работнику для осуществления указанного вида профессиональной деятельности, выполнения трудовых функций, должностных обязанностей.
Федеральным законом определено, что состав сведений, включаемых в национальные реестры специалистов, перечень документов, подтверждающих соответствие физического лица - специалиста минимальным требованиям, порядок внесения изменений, основания для отказа физическому лицу - специалисту во включении сведений в национальный реестр, перечень случаев исключения физических лиц - специалистов из национального реестра специалистов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
Федеральным законом закрепляются положения о переходе юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в саморегулируемую организацию, созданную в субъекте Российской Федерации по месту регистрации указанных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в том числе порядок перечисления ранее внесенного в другую саморегулируемую организацию взноса в компенсационный фонд (компенсационные фонды).
Федеральным законом вводится статья 55.26-1 Градостроительного кодекса, закрепляющая основные положения о признании объекта капитального строительства аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Устанавливается, что признание объекта аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется по результатам обследования его фактического состояния и (или) территории, на которой такой объект расположен, которое проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соответствующее решение принимается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо уполномоченным органом местного самоуправления в отношении объекта капитального строительства, находящего соответственно в государственной или муниципальной собственности.
Федеральным законом вводится глава 6.5 Градостроительного кодекса, регулирующая отношения в сфере отнесения объектов незавершенного строительства, строительство, реконструкция которых осуществляются полностью или частично за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, к незавершенным объектам капитального строительства. Установлено, что объект незавершенного строительства признается таковым со дня включения сведений о нем в федеральный реестр незавершенных объектов капитального строительства, региональные реестры незавершенных объектов капитального строительства, порядок формирования и ведения которых, в том числе состав включаемых сведений и порядок их предоставления, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Последствия включения в соответствующие реестры объектов незавершенного строительства устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом требований законодательства Российской Федерации. При этом согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", на основании информации, содержащейся в федеральном реестре незавершенных объектов капитального строительства, разрабатывается план мероприятий по снижению количества объектов незавершенного строительства и осуществляется мониторинг хода его реализации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку затрагивает вопросы, указанные в статье 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель Комитета |
А.А. Шевченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.