Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
утверждено постановлением
Администрации города
от 30 декабря 2021 года N 2023
Положение
о муниципальной автоматизированной системе централизованного оповещения населения городского округа город Губкинский Ямало-Ненецкого автономного округа
I. Общие положения
1. Положение о муниципальной автоматизированной системе централизованного оповещения населения городского округа город Губкинский Ямало-Ненецкого автономного округа (далее по тексту - МАСЦО) разработано в соответствии с требованиями Федеральных законов от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи", от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", постановлениями Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", от 01 марта 1993 года N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов", от 2 апреля 2020 г. N 417 "Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации", распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 октября 2003 N 1544-р "О мерах по обеспечению своевременного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и в военное время", совместного приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 N 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения", постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 01 апреля 2021 года N 242-П "Об утверждении Положения о региональной автоматизированной системе централизованного оповещения населения Ямало-Ненецкого автономного округа и признании утратившим силу некоторых нормативных правовых актов Ямало-Ненецкого автономного округа".
2. Положение определяет назначение и задачи МАСЦО городского округа город Губкинский Ямало-Ненецкого автономного округа (далее по тексту - города Губкинского) об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, порядок ее задействования и поддержания в состоянии постоянной готовности.
3. В Положении применяются следующие понятия:
3.1. оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите;
3.2. сигнал оповещения - команда для проведения мероприятий по гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций органами управления и силами гражданской обороны и территориальной подсистемы автономного округа единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ТП РСЧС), а также для применения населением средств и способов защиты;
3.3. экстренная информация - информация о фактических и прогнозируемых опасных природных явлениях и техногенных процессах, загрязнении окружающей среды, заболеваниях, которые могут угрожать жизни или здоровью граждан, а также правилах поведения и способах защиты;
3.4. зона экстренного оповещения населения - территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей;
3.5. информирование населения о чрезвычайных ситуациях - доведение до населения через средства массовой информации и по иным каналам информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также проведение пропаганды знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, и обеспечения пожарной безопасности;
3.6. специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей - специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения.
4. МАСЦО включается в систему управления гражданской обороной (далее - ГО) и управления Губкинского муниципального звена территориальной подсистемы Ямало-Ненецкого автономного округа единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее по тексту - МЗТПРСЧС) обеспечивает доведение до населения, органов управления и сил ГО и МЗТПРСЧС сигналов оповещения и (или) экстренной информации, и состоит из комбинации взаимодействующих элементов, состоящих из специальных программно-технических средств оповещения, средств комплексной системы экстренного оповещения населения, системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, громкоговорящих средств на подвижных объектах, мобильных и носимых средств оповещения, а также обеспечивающих ее функционирование каналов, линий связи и сетей передачи данных единой сети электросвязи Российской Федерации.
5. Системы оповещения создаются:
- на муниципальном уровне - муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения;
- на объектовом уровне - локальная система оповещения.
6. МАСЦО представляет собой территориально распределенную в пределах городского округа организационно-техническую систему, состоящую из сегментов территориальной системы централизованного оповещения, комплексной системы экстренного оповещения населения, объединяющую аппаратно-программные средства формирования, обработки и приема-передачи сигналов оповещения.
МАСЦО организационно входит в состав региональной автоматизированной системы централизованного оповещения, программно-технически сопрягается с ней и состоит из:
- оборудования городского пункта управления оповещением, размещаемого в помещении дежурной смены отдела Единой дежурно-диспетчерской службы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и безопасности населения Администрации города (далее - ЕДДС);
- коммутационного оборудования, используемого на городском уровне;
- удаленного оборудования передачи звукового сигнала оповещения (сирены, громкоговорители);
- линий и каналов передачи сигналов оповещения от городского пункта управления до удаленного оборудования передачи звукового сигнала оповещения (сирены, громкоговорители);
- линий и каналов связи, обеспечивающих доведение сигналов оповещения до руководящего состава гражданской обороны и МЗТПРСЧС.
Границами зон действия МАСЦО являются административные границы города Губкинского.
7. Локальная система оповещения представляет собой территориально распределенную в пределах потенциально опасного объекта организационно-техническую систему, объединяющую аппаратно-программные средства формирования, обработки и приема-передачи сигналов оповещения.
Локальная система оповещения организационно входит в состав МАСЦО, состоит из:
- программно-аппаратных средств объектового пункта управления оповещением, размещаемого в помещении дежурной смены дежурно-диспетчерской службы потенциально опасного объекта;
- удаленного оборудования передачи звукового сигнала оповещения, расположенного в зоне действия локальной системы оповещения;
- линий и каналов передачи сигналов оповещения от объектового пункта управления до удаленного оборудования передачи звукового сигнала оповещения;
- линий и каналов связи, обеспечивающих доведение сигналов оповещения до руководящего состава гражданской обороны и объектового звена МЗТПРСЧС, организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект.
Границами зоны действия локальной системы оповещения являются границы территории (зон) воздействия поражающих факторов, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, от аварий на опасных производственных объектах I и II классов опасности, которые могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность за пределами их территорий.
8. Создание и поддержание в состоянии постоянной готовности МАСЦО является составной частью комплекса мероприятий, проводимых органами государственной власти автономного округа, органами местного самоуправления в автономном округе и организациями по подготовке и ведению ГО, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
9. МАСЦО должна соответствовать требованиям, изложенным в приложении N 1 к Положению о системах оповещения населения, утвержденному приказом МЧС России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2020 года N 578/365 (далее - Требования).
10. Системы оповещения могут быть задействованы как в мирное время, так и при военных конфликтах.
II. Назначение и основные задачи МАСЦО
11. Система оповещения предназначена для обеспечения своевременного доведения информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны, МЗ ТП РСЧС и населения города об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.
12. Основной задачей МАСЦО оповещения является доведение сигналов оповещения (команд, распоряжений) и экстренной информации от ЕДДС до:
- Главы города, председателя комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города;
- членов комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города;
- вышестоящего органа повседневного управления ТП РСЧС;
- органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны на предприятиях, организациях и учреждениях города;
- дежурно-диспетчерских служб организаций эксплуатирующих опасные производственные объекта и объекты жизнеобеспечения города;
- сил ГО и МЗТПРСЧС;
- людей, проживающих или осуществляющих хозяйственную деятельность на территории города Губкинского.
13. Основной задачей локальной системы является обеспечение доведение сигналов оповещения и информации до:
- руководящего состава гражданской обороны организаций, эксплуатирующей потенциально опасный объект, и объектового звена РСЧС;
- объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных;
- единой дежурно-диспетчерской службы города;
- руководителей и дежурных служб организаций, расположенных в границах зоны действия локальной системы оповещения;
- людей, находящихся в границах зоны действия локальной системы оповещения.
III. Порядок задействования МАСЦО
14. Задействование МАСЦО планируется, и осуществляется в соответствии с настоящим Положением, планом гражданской обороны и защиты населения и планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций города Губкинского.
15. Распоряжение на задействование МАСЦО в устной форме отдает:
- Глава города (при его отсутствии первый заместитель главы Администрации города) с немедленным уведомлением Центра управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее ЦУКС ГУ МЧС РФ по ЯНАО) и Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа.
16. Распоряжение о задействование локальной системы оповещения организаций эксплуатирующих потенциально опасные объекты в устной форме отдает:
- руководитель организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект, с незамедлительным уведомлением Главы города и оперативного дежурного персонала ЕДДС.
В исключительных, не терпящих отлагательства, случаях решение о задействование локальной системы оповещения может быть принято дежурным диспетчером потенциально опасного объекта с немедленным уведомлением руководителя объекта.
17. Передача информации и сигналов оповещения осуществляется органами повседневного управления МЗТПРСЧС по сетям связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания, через радиовещательные и телевизионные передающие станции операторов связи и муниципальное бюджетное учреждение Губкинская городская телерадиокомпания "Вектор" (далее по тексту МБУ ГТРК "Вектор") с перерывом вещательных программ для оповещения и информирования населения города об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также об угрозе возникновения и (или) возникновении чрезвычайных ситуаций.
17. Передача сигналов оповещения и экстренной информации может осуществляться в автоматическом, автоматизированном либо ручном режимах функционирования МАСЦО.
В автоматизированном режиме функционирования включение (запуск) системы оповещения населения осуществляется оперативным дежурным ЕДДС, уполномоченным на включение (запуск) систем оповещения населения, с автоматизированного рабочего места при поступлении установленных сигналов (команд) и распоряжений.
Основной режим функционирования МАСЦО - автоматизированный.
Приоритетный режим функционирования определяется настоящим Положением, планом гражданской обороны и защиты населения (планом гражданской обороны) и планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций города Губкинского.
19. В соответствии с порядком использования систем оповещения, установленным пунктом 14 настоящего Положения, организациями, эксплуатирующими потенциально опасные объекты, организациями связи, операторами связи и организациями телерадиовещания разрабатываются инструкции для своих дежурных (дежурно-диспетчерских) служб, утверждаемые руководителями этих организаций, которые согласовываются с Управлением ГО и ЧС и БН.
20. Непосредственное задействование МАСЦО осуществляет оперативный дежурный ЕДДС.
ЕДДС является уполномоченным органом на обеспечение передачи сигналов оповещения и экстренной информации операторам связи и (или) редакциям средств массовой информации привлекаемыми к обеспечению оповещения (по согласованию) при передаче сигналов оповещения и экстренной информации на городском уровне.
21. Задействование локальной системы оповещения осуществляется дежурными (диспетчерскими) службами организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты.
22. Передача сигналов оповещения и экстренной информации населению осуществляется подачей сигнала "Внимание всем!" путем включения сетей электрических, электронных сирен и мощных акустических систем длительностью до 3 минут с последующей передачей по сетям связи, в том числе сетям связи телерадиовещания, через радиовещательные и телевизионные передающие станции операторов связи и организаций телерадиовещания, с перерывом вещательных программ, аудио- и (или) аудиовизуальных сообщений длительностью не более 5 минут (для сетей связи подвижной радиотелефонной связи - сообщений объемом не более 134 символов русского алфавита, включая цифры, пробелы и знаки препинания).
Сигналы оповещения и экстренная информация передаются непосредственно с рабочего места оперативного дежурного ЕДДС.
Допускается трехкратное повторение этих сообщений (для сетей подвижной радиотелефонной связи - повтор передачи сообщения осуществляется не ранее, чем закончится передача предыдущего сообщения).
Управление ГО и ЧС и БН совместно с Управлением информационных технологий и связи Администрации города разрабатывают тексты речевой информации для систем оповещения, и организует их запись на магнитные и иные носители информации, разрабатывают совместно с операторами связи вещания порядок взаимодействия соответствующих дежурных служб по передаче сигналов оповещения.
23. Для обеспечения своевременной передачи населению города сигналов оповещения и экстренной информации комплексно могут использоваться:
- сети электрических, электронных сирен и мощных акустических систем;
- сети кабельного телерадиовещания;
- сети эфирного телерадиовещания;
- сети подвижной радиотелефонной связи;
- сети местной телефонной связи;
- сети связи операторов связи и ведомственные;
- информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет";
- громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
24. Рассмотрение вопросов об организации оповещения населения города, определении способов и сроков оповещения населения осуществляет комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ОПБ) в городе Губкинском.
25. Органы местного самоуправления и организации, в ведении которых находятся системы оповещения населения, а также постоянно действующие органы управления МЗТПРСЧС, ЕДДС города, ДДС организаций, операторы связи и редакции средств массовой информации проводят комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированной передачи сигналов оповещения и экстренной информации.
IV. Поддержание в готовности МАСЦО
26. Поддержание МАСЦО в готовности организуется, и осуществляется Администрацией города.
27. С целью контроля за поддержанием в готовности МАСЦО проводятся следующие виды проверок:
- комплексные проверки готовности МАСЦО с включением оконечных средств оповещения и доведением проверочных сигналов и информации до населения;
- технические проверки готовности к задействованию МАСЦО без включения оконечных средств оповещения населения.
Комплексные проверки готовности МАСЦО проводятся два раза в год комиссией в составе представителей управления по делам ГО и ЧС и БН Администрации города ЕДДС города, организации осуществляющей техническое обслуживания системы оповещения, управления информационных технологий и связи Администрации города, а также операторов связи, организаций, осуществляющих телерадиовещание, вещателей (при наличии филиала и (или) представительства на территории города Губкинского, задействуемых при оповещении населения, при этом включение оконечных средств оповещения и доведение проверочных сигналов и информации до населения осуществляется в дневное время в первую среду марта и октября.
Замещение сигнала телеканала (радиоканала) вещателя в ходе комплексной проверки системы оповещения населения возможно только проверочным сигналом "Техническая проверка".
По решению КЧС и ОПБ могут проводиться дополнительные комплексные проверки готовности МАСЦО.
По результатам комплексной проверки, готовности МАСЦО оформляется акт, в котором отражаются проверенные вопросы, выявленные недостатки, предложения по их своевременному устранению и оценка готовности системы оповещения населения, а также уточняется паспорт МАСЦО.
Перед проведением всех проверок в обязательном порядке проводится комплекс организационно-технических мероприятий с целью исключения несанкционированного запуска МАСЦО.
Перерыв вещательных программ при выступлении высших должностных лиц страны, передаче сообщений о важных государственных событиях, экстренных сообщениях в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в ходе проведения проверок МАСЦО не допускается.
28. Для обеспечения оповещения максимального количества людей, попавших в зону чрезвычайной ситуации, в том числе на территориях, не охваченных МАСЦО, создается резерв технических средств оповещения (стационарных и мобильных).
29. Вывод из эксплуатации, действующей МАСЦО, осуществляется по окончании эксплуатационного ресурса технических средств этой МАСЦО, завершения ее модернизации (реконструкции) и ввода в эксплуатацию новой системы оповещения населения.
30. Организация технического обслуживания МАСЦО осуществляется в соответствии с Положением по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения, утвержденным приказом МЧС России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2020 года N 579/366.
V. Порядок создания (реконструкции) и совершенствования МАСЦО
31. Планирование строительства новой либо совершенствование действующей МАСЦО должно быть направлено на приведение ее в соответствие с требованиями, нормами, техническими условиями и показателями готовности, в том числе полной замены оборудования и (или) восстановление ресурса составных частей всей системы оповещения.
32. В ходе развития районов (кварталов), жилых комплексов на территории города Губкинского. проводятся необходимые мероприятия по совершенствованию (развитию, дооборудованию) МАСЦО.
33. Мероприятия по планированию, монтажу, пуско-наладке и вводу в эксплуатацию вновь установленных технических средств оповещения и других систем оповещения населения аналогичны мероприятиям по строительству и вводу в эксплуатацию МАСЦО.
VI. Порядок оповещения и информирования населения города Губкинского
34. Основным способом оповещения и информирования населения города является передача речевой информации с использованием сетей радио- и телевизионного вещания, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.
35. Оповещение и информирование населения города осуществляется на основании решения Главы города через дежурные службы органов повседневного управления в автоматизированном с включением электросирен (сигнал "Внимание всем!").
36. Для оповещения населения города установлен единый сигнал "Внимание всем!".
Для привлечения внимания населения города перед передачей речевой информации (сигналов оповещения) проводится включение электросирен, что означает подачу сигнала "Внимание всем!". Для дублирования сигнала "Внимание всем!" задействуются локальные системы оповещения, мобильные средства оповещения, производственные и транспортные гудки.
По сигналу "Внимание всем!" немедленно приводятся в готовность к передаче информации все расположенные на территории города радиовещательные и телевизионные станции, в том числе специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей.
37. Речевая информация (сигналы оповещения) передаются населению города с перерывом программ вещания длительностью не более пяти минут.
38. Передача сигналов оповещения осуществляется путем централизованного включения на всей территории города Губкинского или выборочно (на отдельных территориях объектов производственной и социальной сфер) электросирен, с передачей единого сигнала оповещения "Внимание всем!", и с последующим доведением речевой информации (сигналов оповещения) по каналам эфирного радио- и телевещания, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения города в местах массового пребывания людей.
39. Оповещение о начале эвакуации, персонала организации организуется в соответствии с действующим законодательством на объектах производственной и социальной сфер руководителями данных объектов (по согласованию) и населения (при необходимости) по решению КЧС и ОПБ города.
40. Населению города после включения электросирен (сигнал "Внимание всем!") в зависимости от сложившейся на территории города Губкинского (потенциально опасного объекта) обстановки может передаваться другая речевая информация и сигналы оповещения.
VI. Финансирование
Финансирование мероприятий по созданию (реконструкции) и поддержанию в постоянной готовности МАСЦО осуществляется:
- на муниципальном уровне - за счет средств городского бюджета.
- на объектовом уровне - за счет средств организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации города Губкинского Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 декабря 2021 г. N 2023 "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.