Indoor air. Part 40. Indoor air quality management system
УДК 504.3:006.354
ОКС 13.040.20
Дата введения - 1 января 2022 г.
Введен впервые
Предисловие
1 Подготовлен Акционерным обществом "Научно-исследовательский институт охраны атмосферного воздуха" (АО "НИИ Атмосфера") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 457 "Качество воздуха"
3 Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 августа 2021 г. N 893-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 16000-40:2019 "Воздух замкнутых помещений. Часть 40. Система менеджмента качества воздуха" (ISO 16000-40:2019 "lndoor air - Part 40: Indoor air quality management system", IDT)
5 Введен впервые
Введение
Городское население большую часть времени проводит в замкнутых помещениях, осуществляя свою трудовую деятельность, получая необходимые услуги и проводя досуг. Проведено множество научных исследований, согласно которым воздух замкнутых помещений отличается от атмосферного с точки зрения наличия загрязнителей. Информация о загрязнении воздуха замкнутых помещений многообразна и требует практическое применение с целью оказания помощи в организации системы менеджмента качества воздуха, предназначенной для улучшения воздуха в помещениях.
Настоящий стандарт позволяет руководителям предприятий применять протоколы и процессы технического обслуживания, предназначенные для повышения качества воздуха в замкнутых помещениях.
Контроль качества воздуха в замкнутых помещениях может принести огромные социальные выгоды с точки зрения комфорта и здоровья населения, что позволит повысить производительность труда и свести к минимуму отсутствие на рабочих местах в коммерческих помещениях, а также свести к минимуму внутрибольничные инфекции в больничных условиях.
1 Область применения
Настоящий стандарт определяет требования к системе менеджмента качества воздуха замкнутых помещений.
Настоящий стандарт применим к любой организации, которая:
a) создает систему менеджмента качества воздуха замкнутых помещений;
b) внедряет, поддерживает и постоянно совершенствует систему менеджмента качества воздуха в помещениях;
c) обеспечивает соответствие системе менеджмента качества воздуха в замкнутых помещениях;
d) демонстрирует соответствие настоящему стандарту.
Настоящий стандарт определяет требования к воздуху всех видов объектов, зданий и сооружений, за исключением тех, которые предназначены исключительно для промышленной и/или сельскохозяйственной деятельности.
Настоящий стандарт применяют ко всем типам замкнутых помещений, занятых всеми видами хозяйственной деятельности, включая постоянных пользователей, клиентов, работников и т.д.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте нормативные ссылки не используются.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.
ИСО и МЭК ведут терминологические базы данных для использования в стандартизации по следующим адресам:
- Платформа онлайн-просмотра ИСО: доступна на https://www.iso.org/obp;
- Электропедия МЭК: доступна на http://www.electropedia.org/.
3.1 организация (organization): Лицо или группа людей, связанные определенными отношениями, имеющие ответственность, полномочия и выполняющие свои функции для достижения поставленных целей (3.8).
Примечания
1 Понятие организации включает в себя, но не ограничивается следующими примерами: индивидуальный предприниматель, компания, корпорация, фирма, предприятие, орган власти, партнерство, благотворительная организация или учреждение, или их части или комбинации, независимо от того, являются они государственными или частными.
2 Для организаций с несколькими операционными единицами один операционный блок может быть определен как организация.
3.2 заинтересованная сторона; стейкхолдер (interested party; stakeholder): Лицо или организация (3.1), которые могут воздействовать на осуществление деятельности или принятие решения, быть подверженными их воздействию или воспринимать себя в качестве последних.
3.3 требование (requirement): Потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным.
Примечания
1 Слова "обычно предполагается" означают, что это общепринятая практика организации и заинтересованных сторон, что рассматриваемые потребности или ожидания предполагаются.
2 Установленным является такое требование, которое определено, например в документированной информации.
3.4 система менеджмента (management system): Совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих элементов организации (3.1) для разработки политик (3.7), целей (3.8) и процессов (3.12) для достижения поставленных целей.
Примечания
1 Система менеджмента может охватывать одну или несколько дисциплин.
2 Элементы системы менеджмента определяют структуру организации, роли и ответственность, планирование, функционирование, политики, практики, правила, убеждения, цели и процессы для достижения этих целей.
3 Область применения системы менеджмента может охватывать всю организацию, определенные функции организации, определенные части организации, одну или более функций в группе организаций.
3.5 руководство (management): Скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией (3.1).
Примечания
1 Руководство имеет право делегировать полномочия и предоставлять ресурсы внутри организации.
2 Если область действия системы менеджмента (3.4) охватывает только часть организации, то под руководством понимают тех, кто руководит и контролирует эту часть организации.
3.6 результативность (effectiveness): Степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов.
3.7 политика (policy): Намерения и направление организации (3.1), официально сформулированные ее высшим руководством (3.5).
3.8 цель (objective): Результат, который должен быть достигнут.
Примечания
1 Цель может быть стратегической, тактической или оперативной.
2 Цели могут относиться к разным аспектам (такие, как финансовые цели, цели в области здоровья и безопасности и охраны окружающей среды) и могут применяться на разных уровнях [таких как стратегический, общеорганизационный, проект, продукт и процесс (3.12)].
3 Цель может быть выражена другими способами, например в качестве предполагаемого результата, цели операционного критерия, другой цели или путем использования других слов с аналогичным значением (например, в виде намеченного результата, намерения, критерия работы).
4 В системе менеджмента качества цели в области качества, устанавливаемые организацией, согласуют с политикой в области качества для достижения определенных результатов.
3.9 риск (risk): Влияние неопределенности.
Примечания
1 Влияние выражается в отклонении от ожидаемого результата - позитивном или негативном.
2 Неопределенность является состоянием, связанным с недостатком, даже частично, информации, понимания или знания о событии, его последствиях или вероятности.
3 Риск часто определяют по отношению к потенциальным событиям (как определено в Руководстве ИСО 73:2009, пункт 3.5.1.3) и их последствиям (как определено в Руководстве ИСО 73:2009, пункт 3.6.1.3) или к их комбинации.
4 Риск часто выражается в терминах комбинации последствий события (включая изменения в обстоятельствах) и связанных сними вероятностей (как определено в Руководстве ИСО 73:2009, пункт 3.6.1.1) возникновения.
3.10 компетентность (competence): Способность применять знания и навыки для достижения намеченных результатов.
3.11 документированная информация (documented information): Информация, которая должна управляться и поддерживаться организацией (3.1), и носитель, который ее содержит.
Примечания
1 Документированная информация может быть любого формата и на любом носителе и может быть получена из любого источника.
2 Документированная информация может относиться:
- к системе менеджмента (3.4), включая соответствующие процессы (3.12);
- к информации, созданной для функционирования организации (документация);
- к свидетельствам достигнутых результатов (записи).
3.12 процесс (process): Совокупность взаимосвязанных и (или) взаимодействующих видов деятельности, использующих входы для получения намеченного результата.
3.13 результаты деятельности (performance): Измеримый итог.
Примечания
1 Результаты деятельности могут относиться к количественным и качественным полученным данным.
2 Результаты деятельности могут относиться к менеджменту, процессам (3.12), продукции, услугам, системам или организациям (3.1).
3.14 передача процесса (outsource): Заключение соглашения, в соответствии с которым внешняя организация (3.1) выполняет часть функции или процесса (3.12) организации.
Примечание - Внешняя организация не входит в область применения системы менеджмента (3.4), хотя переданная функция или процесс подпадают под область применения системы менеджмента.
3.15 контроль 1) (monitoring): Определение статуса системы, процесса (3.12) или деятельности.
------------------------------
1)Действие данного термина распространяется в рамках настоящего стандарта.
------------------------------
Примечание - Для определения статуса может возникнуть необходимость проверить, проконтролировать или отследить.
3.16 измерение (measurement): Процесс (3.12) определения величины.
Примечание - В соответствии с ИСО 3534-2 величину определяют как количество.
3.17 аудит (audit): Систематический, независимый и документируемый процесс (3.12) получения объективных свидетельств и их объективного оценивания для установления степени соответствия критериям аудита.
Примечания
1 Аудит может быть внутренним (аудит, проводимый первой стороной) или внешним (аудит, проводимый второй или третьей стороной), а также аудит может быть комплексным или совместным.
2 Внутренний аудит проводит сама организация или внешняя сторона от ее имени.
3 "Доказательства аудита" и "критерии аудита" определены в ИСО 19011.
3.18 соответствие (conformity): Выполнение требования (3.3).
3.19 несоответствие (non conformity): Невыполнение требования (3.3).
3.20 корректирующее действие (corrective action): Действия по устранению причины (причин) несоответствия (3.19) и предотвращению повторения.
3.21 постоянное улучшение (continual improvement): Повторяющиеся действия для повышения результативности (3.13).
3.22 внутренняя среда (indoor environment): Окружающая среда, ограниченная для любого использования, за исключением тех, которые предназначены исключительно для промышленной и/или сельскохозяйственной деятельности.
3.23 аспект качества воздуха в помещении (indoor air quality aspect): Элементы помещения и его окружения, деятельность и/или услуги организации, которые оказывают влияние на качество воздуха.
3.24 качество воздуха в помещении (indoor air quality): Качество воздуха внутри здания, описываемое с точки зрения запаха, физических параметров, химических и биологических загрязняющих веществ.
Примечания
1 Качество воздуха помещений напрямую зависит от скорости вентиляции, характера распределения воздуха и источников загрязнения.
2 Качество воздуха в помещениях играет важную роль в обеспечении здоровья человека, обонятельного комфорта и воспринимаемого комфорта.
3 Адаптировано из стандарта ИСО 16813, пункт 3.21. Это определение было упрощено для обозначения здания в целом, а не только непромышленных зданий, и несущественные, но релевантные характеристики теперь упоминаются в примечаниях.
4 Область деятельности организации
4.1 Понимание организации и ее области деятельности
Организация должна определить внешние и внутренние проблемы, которые имеют отношение к ее цели и которые влияют на ее способность достигать намеченных результатов ее системы менеджмента качества воздуха.
4.2 Понимание потребностей и ожиданий заинтересованных сторон
Организация должна определить:
a) заинтересованные стороны, имеющие отношение к системе менеджмента качества воздуха в помещениях;
b) соответствующие требования этих заинтересованных сторон.
4.3 Определение области применения системы менеджмента качества воздуха в помещении
Организация должна определить границы и применимость системы менеджмента качества воздуха в помещениях для установления ее области применения.
При определении области организация должна учитывать:
a) внешние и внутренние проблемы, указанные в 4.1;
b) требования, указанные в 4.2.
Область должна быть доступна в виде документированной информации.
4.4 Внутренняя система менеджмента качества воздуха
Организация должна создать, документировать, внедрять, поддерживать и постоянно совершенствовать систему менеджмента качества воздуха в помещениях, включая необходимые процессы и их взаимодействие, в соответствии с требованиями настоящего стандарта. Она должна определять, как система будет выполнять эти требования.
При передаче любой деятельности сторонней организации, влияющей на соответствие этим требованиям, организация должна обеспечить контроль над переданной деятельностью. Обязанности и необходимые меры контроля в таких внешних работах должны быть определены в системе менеджмента.
Примечания
1 Под переданным процессом или деятельностью по обеспечению качества воздуха в замкнутых помещениях понимают деятельность, необходимую организации для функционирования системы менеджмента качества воздуха и исполняемую внешней стороной.
2 Обеспечение контроля за деятельностью сторонних организаций не снимает с организации ответственности за соблюдение всех требований, включая законодательные и нормативные требования.
5 Лидерство
5.1 Лидерство и обязательства
5.1.1 Общие положения
Руководство должно продемонстрировать лидерство и приверженность в отношении системы менеджмента качества воздуха в помещениях путем:
a) обеспечения того, чтобы политика в отношении качества воздуха в помещениях и цели в отношении качества воздуха в помещениях были установлены и соответствовали стратегическому направлению организации;
b) обеспечения интеграции требований системы менеджмента качества воздуха в помещениях в бизнес-процессы организации;
c) обеспечения наличия ресурсов, необходимых для системы менеджмента качества воздуха в помещении;
d) информирования о важности эффективной системы менеджмента качества воздуха в помещении и соответствия требованиям;
e) обеспечения того, чтобы система менеджмента качества воздуха в помещениях достигла запланированных результатов;
f) руководства и поддержки лиц, способствующих повышению эффективности системы менеджмента качества воздуха в помещениях;
g) содействия постоянному улучшению;
h) поддержки других соответствующих управленческих ролей для демонстрации лидерства в том, что относится к их сферам ответственности;
i) проведения управленческих проверок.
Примечание - Ссылка на "бизнес" в настоящем стандарте может толковаться в широком смысле как означающая те виды деятельности, которые являются ключевыми для целей существования организации.
5.1.2 Представители руководства
5.1.2.1 Организация должна определить роли, обязанности и полномочия. Они должны быть задокументированы и доведены до сведения всех сотрудников организации, чтобы способствовать эффективному менеджменту качества воздуха в помещении.
Организация должна установить соответствующие каналы связи для:
a) внутренней связи между персоналом на различных уровнях;
b) получения, документирования и ответа на сообщения от внешних заинтересованных сторон (см. 7.4).
Она должна обеспечивать информирование об эффективности системы менеджмента качества воздуха в помещениях.
5.1.2.2 В рамках измерения эффективности системы менеджмента качества воздуха в помещениях организация может периодически отслеживать восприятие пользователей относительно выполнения их ожиданий по качеству воздуха в помещениях, а также по управлению соответствующими видами деятельности организации. Если принимается решение о проведении периодического контроля, организация должна определить и документировать методы получения и использования этой информации.
5.1.2.3 Руководство назначает представителя руководства организации, который независимо от других обязанностей несет ответственность и полномочия по обеспечению:
a) создания, внедрения и поддержания в соответствии с требованиями настоящего стандарта системы менеджмента качества воздуха в помещениях;
b) предоставления руководству отчетов о результатах проверки системы менеджмента, включая рекомендации по улучшению;
c) повышения осведомленности о деятельности по менеджменту качества воздуха в помещениях на всех уровнях организации.
Примечание - В обязанности представителя руководства может входить связь с внешними сторонами по вопросам, касающимся системы менеджмента качества воздуха в помещениях.
5.2 Политика
5.2.1 Руководство должно установить политику качества воздуха внутри помещений, которая:
а) соответствует цели организации;
b) обеспечивает основу для установления целевых показателей качества воздуха в помещениях;
c) учитывает применимые правовые и другие требования, к которым организация присоединяется;
d) включает обязательство постоянно совершенствовать систему менеджмента качества воздуха в помещениях.
5.2.2 Политика менеджмента качества воздуха в помещениях должна:
a) быть доступной в качестве документированной информации;
b) внедряться, поддерживаться и проверяться на предмет пригодности;
c) быть доведена до сведения всех сотрудников организации;
d) быть доступной для заинтересованных сторон, в зависимости от обстоятельств.
5.3 Роли, обязанности и полномочия
Руководство должно гарантировать, что обязанности и полномочия для соответствующих ролей распределены и переданы внутри организации.
Руководство возлагает ответственность и полномочия по:
a) обеспечению соответствия системы менеджмента качества воздуха в помещениях требованиям настоящего стандарта;
b) представлению отчетности о функционировании системы менеджмента качества воздуха в помещениях.
5.4 Правовые требования
Руководство должно обеспечить внедрение и поддержание процедуры:
a) определения и получения доступа к применяемым законодательным требованиям, связанным с качеством воздуха в помещениях;
b) определения применения требований к процедурам, связанным с качеством воздуха в помещении и системой менеджмента качества.
Организация должна обновлять эту информацию. Она должна сообщать соответствующую информацию о требованиях законодательства и других требованиях своему персоналу и заинтересованным сторонам.
6 Планирование
6.1 Меры по устранению рисков и возможностей
6.1.1 При планировании системы менеджмента качества воздуха в помещениях организация должна рассмотреть вопросы, приведенные в 4.1 и 4.2, и определить риски и возможности, которые необходимо учитывать для:
a) уверенности в том, что система менеджмента качества воздуха в помещении может достичь запланированных результатов;
b) предотвращения или уменьшения нежелательных эффектов;
c) постоянного улучшения.
6.1.2 Организация должна спланировать:
a) действия по устранению этих рисков и возможностей;
b) как:
1) интегрировать и внедрять действия в процессы менеджмента качества воздуха в помещении;
2) оценивать эффективность этих действий.
6.2 Цели в области качества воздуха внутри помещений и планирование их достижения
6.2.1 Организация должна установить цели в области качества воздуха в помещениях на соответствующих уровнях.
Цели качества воздуха в помещениях должны:
a) соответствовать политике качества воздуха в помещениях;
b) быть измеримыми (если это практически возможно);
c) учитывать применимые правовые требования и другие требования, к которым организация присоединяется;
d) иметь возможность отслеживания;
e) быть сообщенными;
f) обновляться по мере необходимости.
Организация также должна учитывать свои технологические, финансовые и эксплуатационные требования и ожидания пользователей.
Организация должна хранить документированную информацию о целях качества воздуха в помещениях.
6.2.2 При планировании того, как достичь своих целей по качеству воздуха в помещениях, организация должна определить:
a) что будет сделано, включая создание, документирование, внедрение и поддержание процессов;
b) какие ресурсы потребуются;
c) кто будет нести ответственность, включая распределение ответственности и полномочий для достижения целей на соответствующих функциях и уровнях организации;
d) когда оно будет завершено, включая средства и график достижения целей;
e) как будут оцениваться результаты, включая их периодический пересмотр для обеспечения сохранения актуальности и соответствие целям качества воздуха в помещениях.
6.3 Аспект качества воздуха в помещении
6.3.1 Общие положения
Организация должна установить, внедрить и поддерживать процедуру для выявления, определения уровня риска и, при необходимости оценки аспектов качества воздуха в помещениях.
Организация должна обеспечить, чтобы результаты этих оценок были рассмотрены, и при необходимости предоставить информацию для:
a) постановки цели системы менеджмента качества воздуха в помещениях;
b) процессов системы менеджмента качества воздуха в помещениях;
c) определения требований к изменениям и реконструкции объектов;
d) определения соответствующих ресурсов;
e) определения потребностей в обучении;
f) разработки оперативного контроля.
Организация должна документировать эту информацию и постоянно обновлять ее.
Примечание - В приложении А и приложении В приведено руководство по идентификации и оценке аспектов качества воздуха в помещениях.
Аспекты качества воздуха в помещениях, которые следует учитывать, могут включать, но не ограничиваются:
a) расположение здания;
b) использование, деятельность и планировка здания;
c) строительные материалы;
d) строительное оборудование: кондиционирование воздуха, водоснабжение, канализация, топливные баки, вертикальная транспортировка и связь между станциями, электричество и телекоммуникации, стоянки и комнаты специального назначения и т.д.;
e) эксплуатация здания;
f) ремонт и реконструкция здания.
Жалобы от жильцов и, если они имеются, эпидемиологические данные (например, уровень прогулов) должны регистрироваться и рассматриваться, в зависимости от обстоятельств.
7 Служба поддержки
7.1 Ресурсы
Организация определяет и предоставляет ресурсы, необходимые для создания, внедрения, поддержания и постоянного совершенствования системы менеджмента качества воздуха в помещениях.
7.2 Компетентность
Организация должна:
a) определить необходимую компетентность лица (лиц), выполняющего под его контролем работу, влияющую на качество его работы в помещении;
b) обеспечить, чтобы эти лица были компетентны на основе соответствующего образования, профессиональной подготовки или опыта;
c) при необходимости принимать меры, например проводить профессиональную подготовку, чтобы приобрести необходимую компетентность, и оценивать эффективность принятых мер;
d) обеспечить, чтобы лицо (лица) осознавало важность соответствия политике, целям и процессам системы менеджмента качества воздуха в помещениях;
e) сохранять соответствующую документированную информацию в качестве доказательства компетентности, включая записи об образовании, профессиональной подготовке, навыках и опыте занятых в работе лиц.
Примечание - Применимые меры могут включать, например предоставление профессиональной подготовки, наставничество или перераспределение занятых в настоящее время лиц; или найм или заключение контрактов с компетентными лицами.
7.3 Осведомленность
Лица, выполняющие работу под контролем организации, должны знать:
a) политику в области качества воздуха в помещениях;
b) вклад в эффективность системы менеджмента качества воздуха в помещении, в том числе преимущества улучшения показателей качества;
c) последствия несоответствия требованиям системы менеджмента качества воздуха в помещениях.
7.4 Коммуникация
Организация должна определить внутренние и внешние коммуникационные контакты, имеющие отношение к системе менеджмента качества воздуха в помещениях, включая:
a) каким образом контактировать;
b) когда следует контактировать;
c) с кем контактировать;
d) как контактировать.
7.5 Документированная информация
7.5.1 Общие положения
Система менеджмента качества воздуха в помещениях организации должна включать в себя:
a) документированную информацию, требуемую настоящим стандартом, в том числе:
1) руководство по системе менеджмента качества воздуха в помещениях (см. 7.5.5);
2) политику, цели и процессы обеспечения качества воздуха в помещениях;
3) порядок и записи;
b) документированную информацию, определяемую организацией для эффективности системы менеджмента качества воздуха в помещениях, т.е. обеспечивающую эффективное планирование, функционирование и контроль ее деятельности в области качества воздуха в помещениях.
Примечания
1 Объем документированной информации для системы менеджмента качества воздуха в помещениях может отличаться в зависимости от организации из-за:
- размера организации и видов ее деятельности, производимых процессов, продуктов и услуг;
- сложности процессов и их взаимодействия;
- компетентности лиц.
2 Применимые меры могут включать, например предоставление профессиональной подготовки, наставничество или перераспределение занятых в настоящее время лиц; или найм или заключение контрактов с компетентными лицами.
7.5.2 Создание и обновление
При создании и обновлении документированной информации организация должна обеспечить следующее:
a) идентификацию и описание (например, название, дату, автора или номер ссылки);
b) подходящий формат представления (например, язык, версию программного обеспечения, графику) и носители информации (например, бумажные, электронные);
c) рассмотрение и утверждение на предмет пригодности и адекватности.
7.5.3 Управление документированной информацией
7.5.3.1 Документированная информация, требуемая системой менеджмента качества воздуха в помещениях и настоящим стандартом, должна контролироваться для обеспечения:
a) доступности и пригодности для использования, где и когда это необходимо;
b) защиты (например, от потери конфиденциальности, неправильного использования или потери целостности).
Записи являются особым видом документов и должны контролироваться в соответствии с требованиями 4.2 и 7.5.4.
7.5.3.2 Для контроля документированной информации организация должна заниматься, в зависимости от обстоятельств, следующими видами деятельности:
a) установлением, внедрением и поддержкой процедуры определения необходимого контроля;
b) распространением, доступом, извлечением и использованием:
1) рассмотрением и утверждением документов на предмет их актуальности;
2) рассмотрением, обновлением и повторным утверждением документов по мере необходимости;
c) хранением и консервацией, включая сохранение удобочитаемости:
1) обеспечением разборчивости и идентифицируемости документов;
d) контролем изменений (например, контроль версий):
1) обеспечением выявлений изменений, а также текущего статуса пересмотра документов;
2) обеспечением наличия соответствующих версий документов в местах их использования;
e) контролем срока хранения:
1) предотвращением непреднамеренного использования устаревших документов и использования их с соответствующей идентификацией, если они сохраняются по какой-либо причине.
Документированная информация внешнего происхождения, определяемая организацией как необходимая для планирования функционирования системы менеджмента качества воздуха в помещениях, должна быть, при необходимости идентифицирована и проверена.
Примечание - Доступ может означать принятие решения относительно разрешения на просмотр только документированной информации или разрешения и полномочий на просмотр и ее изменение.
7.5.4 Контроль записей
Организация устанавливает и ведет учет, необходимый для подтверждения соответствия требованиям настоящего стандарт
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 16000-40-2021 "Воздух замкнутых помещений. Часть 40. Система менеджмента качества воздуха" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 августа 2021 г. N 893-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Российского института стандартизации, Москва, 2021 г.
Дата введения - 1 января 2022 г.