В целях создания в Республике Тыва единой системы учета семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в соответствии с федеральными законами от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" Правительство Республики Тыва Постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Порядок межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Республики Тыва по выявлению и организации помощи семьям и детям, находящимся в социально опасном положении;
Положение о Едином банке данных семей с несовершеннолетними детьми, находящихся в социально опасном положении.
2. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Республики Тыва от 21 февраля 2014 г. N 68 "Об утверждении Порядка взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Тыва по выявлению, дальнейшему устройству и реабилитации безнадзорных и беспризорных детей и Положения о Едином республиканском банке безнадзорных и беспризорных детей, находящихся в социально опасном положении, в Республике Тыва";
постановление Правительства Республики Тыва от 7 марта 2018 г. N 81 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Тыва от 21 февраля 2014 г. N 68";
постановление Правительства Республики Тыва от 24 октября 2019 г. N 508 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Тыва от 21 февраля 2014 г. N 68".
3. Рекомендовать администрациям муниципальных образований Республики Тыва организовать работу в соответствии с настоящим постановлением.
4. Разместить настоящее постановление на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и официальном сайте Республики Тыва в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство труда и социальной политики Республики Тыва.
Глава Республики Тыва |
В. Ховалыг |
Порядок
межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Республики Тыва по выявлению и организации помощи семьям и детям, находящимся в социально опасном положении
(утв. постановлением Правительства Республики Тыва от 29 декабря 2021 г. N 754)
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Республики Тыва по выявлению и организации помощи семьям и детям, находящимся в социально опасном положении (далее - Порядок) определяет порядок межведомственного взаимодействия между органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах полномочий, установленных федеральным и региональным законодательством о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в сфере выявления семейного неблагополучия, организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, на территории Республики Тыва в целях осуществления мер по выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, защите и восстановлению их прав и законных интересов.
1.2. Для определения целей и задач межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних применяются понятия, установленные федеральными законами от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - Федеральный закон N 120-ФЗ).
1.3. Основные задачи реализации настоящего Порядка:
а) выявление и устранение причин и условий, приводящих к нарушению прав и законных интересов несовершеннолетних;
б) предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений или иных антиобщественных действий несовершеннолетних;
в) оказание комплексной социальной, психологической, педагогической и медицинской помощи несовершеннолетним и семьям, находящимся в социально опасном положении;
г) проведение межведомственной работы по социальной реабилитации несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении.
1.4. Межведомственное взаимодействие основано на принципах:
законности;
разграничения компетенции между субъектами (участниками) межведомственного взаимодействия;
исключения дублирования процедур сбора и обработки информации о несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении, субъектами (участниками) межведомственного взаимодействия;
индивидуального подхода при работе с семьями;
обеспечения конфиденциальности полученной в процессе межведомственного взаимодействия информации;
использования эффективных технологий и методик работы с детьми, родителями или иными законными представителями несовершеннолетних, а также лицами, проживающими совместно с ними.
1.5. В межведомственном взаимодействии по выявлению и оказанию помощи детям и семьям, находящимся в социально опасном положении участвуют следующие органы, учреждения и организации:
1.5.1. На республиканском уровне:
Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Республики Тыва;
Министерство труда и социальной политики Республики Тыва;
Министерство образования Республики Тыва;
Министерство здравоохранения Республики Тыва;
Министерство спорта Республики Тыва;
Министерство культуры и туризма Республики Тыва
МВД по Республике Тыва (по согласованию);
Управление ФСИН России по Республике Тыва (по согласованию);
иные органы, учреждения и организации.
1.5.2. На уровне муниципального образования:
комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории муниципального образования;
отделы опеки и попечительства;
центры социальной помощи семье и детям;
медицинские организации;
органы управления образованием и образовательные организации;
органы и учреждения по молодежной политике, физической культуре и спорту;
отделы (подразделения) органов внутренних дел;
центры занятости населения;
иные организации.
В целях обеспечения межведомственного взаимодействия по решению органов местного самоуправления могут создаваться межведомственные координационные советы.
1.5.3. На уровне сельских и городских поселений муниципальных образований таковыми являются:
администрации сельских и городских поселений;
учреждения социального обслуживания, здравоохранения, образования, сотрудники органов внутренних дел, иные организации, действующие на данной территории.
В целях обеспечения межведомственного взаимодействия по решению сельских и городских поселений могут создаваться советы помощи семье и детям, созданные на базе сельских поселений.
Организацию и координацию межведомственного взаимодействия на территории муниципального образования осуществляет комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
2. Основные этапы межведомственного взаимодействия
Основными этапами межведомственного взаимодействия являются:
а) выявление фактов (признаков) нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних;
б) принятие решения о наличии или об отсутствии необходимости межведомственного взаимодействия по организации мероприятий по оказанию помощи в рамках проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в соответствии с Федеральным законом N 120-ФЗ (далее - мероприятия по оказанию помощи несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям);
в) анализ причин выявленных фактов нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних, разработка и утверждение межведомственного плана (программы) организации и проведения мероприятий по оказанию помощи несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям (далее - межведомственный план);
г) исполнение межведомственного плана;
д) принятие решения о прекращении проведения мероприятий по оказанию помощи несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям.
3. Организация работы по раннему выявлению семей и (или) несовершеннолетних, оказавшихся в социально опасном положении
3.1. Выявление фактов (признаков) нахождения семьи и (или) несовершеннолетнего в социально опасном положении осуществляется субъектами системы профилактики в ходе исполнения основной деятельности, рейдовых или профилактических мероприятий, акций и других мероприятий, а также при получении сообщений либо информации от физических и (или) юридических лиц, из средств массовой информации, в том числе размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", из иных общедоступных источников.
3.2. Выявление семей и (или) несовершеннолетних, оказавшихся в социально опасном положении, осуществляется субъектами системы профилактики в соответствии с полномочиями, предусмотренными главой II Федерального закона N 120-ФЗ.
3.3. Представители субъектов системы профилактики, выявившие факты (признаки) нахождения семьи и (или) несовершеннолетнего в социально опасном положении, либо получившие сообщения, в пределах своей компетенции незамедлительно принимают меры экстренного реагирования с учетом оценки риска для жизни и здоровья несовершеннолетних и (или) обеспечения безопасности несовершеннолетних, оказавшихся в условиях угрозы их жизни и здоровья, разрабатывают план первоочередных мер обеспечения безопасности несовершеннолетнего, в том числе по обеспечению соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних, информируют комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту жительства и (или) месту пребывания семьи и (или) несовершеннолетнего посредством электронной связи с последующей передачей в письменном виде.
4. Основания признания семей и детей, находящимися в социально опасном положении
4.1. Основаниями для признания несовершеннолетних находящимися в социально опасном положении являются:
а) нахождение несовершеннолетнего в обстановке, представляющей опасность (угрозу) для его жизни или здоровья в связи с отсутствием контроля за его поведением вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей несовершеннолетних (далее - родители (законные представители), либо должностных лиц, а также в связи с отсутствием у него места жительства и (или) места пребывания;
б) нахождение несовершеннолетнего в обстановке, не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию в связи с отсутствием контроля за его поведением вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей (законных представителей) либо должностных лиц, а также в связи с отсутствием у него места жительства и (или) места пребывания.
С учетом положений статьи 65 Семейного кодекса Российской Федерации обстановкой, не отвечающей требованиям к воспитанию или содержанию несовершеннолетнего, можно считать нахождение несовершеннолетнего в условиях, когда причиняется вред его физическому и психическому здоровью и нравственному развитию;
в) совершение несовершеннолетним преступлений, общественно опасных деяний, антиобщественных действий, а также административных правонарушений, повлекших применение мер административной ответственности.
4.2. Основаниями для признания семей находящимися в социально опасном положении являются:
а) привлечение родителя (законного представителя) к административной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних;
б) совершение родителем (законным представителем) действий, отрицательно влияющих на поведение несовершеннолетнего, вовлекающего несовершеннолетнего в совершение преступлений и других противоправных (или) антиобщественных действий, а также совершение по отношению к нему других противоправных деяний;
в) привлечение родителя (законного представителя) к уголовной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним;
г) наличие в семье несовершеннолетнего, признанного находящимся в социально опасном положении по причине совершения преступлений, антиобщественных действий, а также административных правонарушений, повлекших применение мер административной ответственности вследствие безнадзорности, беспризорности со стороны родителей (законных представителей);
д) иные признаки, свидетельствующие о создании действиями или бездействием родителей (законных представителей) социально опасных условий, а также условий, препятствующих нормальному воспитанию и развитию несовершеннолетних.
5. Взаимодействие субъектов системы профилактики на стадии выявления семей и детей, находящихся в социально опасном положении
5.1. Специалисты органов и учреждений системы профилактики, а также граждане, которым стало известно о несовершеннолетних, оказавшихся в обстановке с признаками социально опасного положения:
а) в пределах своей компетенции незамедлительно принимают меры по обеспечению соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних, защите их от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации;
б) незамедлительно информируют об этом муниципальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
5.2. Поступившие в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав данные фиксируются в журнале входящей информации.
5.3. По поручению председателя (заместителя председателя) муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав незамедлительно организовывается проверка поступившей информации, с последующим рассмотрением принятых мер на заседании комиссии.
5.4. По результатам выезда специалисты, принимавшие участие в посещении семьи, составляют акт обследования материально-бытовых условий, в котором отражают необходимость признания несовершеннолетнего и (или) семьи находящимися в социально опасном положении и организации проведения межведомственной индивидуальной профилактической работы, либо необходимость постановки на профилактический учет в конкретном субъекте профилактики. Акт обследования материально-бытовых условий, а также иные документы, подтверждающие или опровергающие основания для признания несовершеннолетнего и (или) семьи находящимися в социально опасном положении, направляются в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.
При выявлении несовершеннолетнего, предположительно находящегося в социально опасном положении и не проживающего на территории муниципального образования, где несовершеннолетний был выявлен, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав информирует комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту жительства несовершеннолетнего.
5.5. Специалисты органов и учреждений системы профилактики в соответствии с компетенцией как самостоятельно, так и с привлечением других специалистов органов и учреждений системы профилактики (не позднее трех рабочих дней) организуют первичное обследование условий проживания и воспитания ребенка для получения объективных сведений о ситуации в семье.
6. Порядок признания семей и детей находящимися в социально опасном положении
6.1. Решение о признании семей и детей, проживающих на территории муниципального образования, находящимися в социально опасном положении принимается муниципальной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, осуществляющей деятельность на территории соответствующего муниципального образования.
6.2. Муниципальная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав на очередном либо внеочередном заседании на основе представленных документов:
а) выносит решение в форме постановления о наличии или отсутствии необходимости межведомственного взаимодействия по организации и проведению мероприятий по оказанию помощи несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям;
б) при наличии необходимости межведомственного взаимодействия по организации и проведению мероприятий по оказанию помощи несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям в течение трех рабочих дней направляет постановление для проведения анализа причин возникновения случая нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних и подготовки предложений в проект межведомственного плана в орган или учреждение системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с учетом его компетенции и исходя из характера нарушения прав и законных интересов ребенка (детей);
в) при отсутствии необходимости межведомственного взаимодействия по организации и проведению мероприятий по оказанию помощи несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям в течение трех рабочих дней направляет постановление в орган или учреждение системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, представивший информацию, для принятия соответствующих мер в рамках установленной компетенции либо для учета в работе, если факты нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних не подтвердились.
6.3. Решение о признании несовершеннолетнего и (или) семьи находящимися в социально опасном положении принимается комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав в форме постановления, в котором указываются:
а) наименование комиссии;
б) дата;
в) время и место проведения заседания;
г) сведения о присутствующих и отсутствующих членах комиссии;
д) сведения об иных лицах, присутствующих на заседании;
е) вопрос повестки дня, по которому вынесено постановление;
ж) содержание рассматриваемого вопроса;
з) выявленные по рассматриваемому вопросу нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних (при их наличии);
и) сведения о выявленных причинах и условиях, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних (при их наличии);
к) решение, принятое по рассматриваемому вопросу;
л) орган системы профилактики, ответственный за работу с конкретным несовершеннолетним и (или) семьей (далее - ответственный орган);
м) меры, направленные на устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, которые должны предпринять соответствующие органы или учреждения системы профилактики;
н) сроки, в течение которых должны быть приняты меры, направленные на устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям.
6.4. Копия постановления направляется не позднее трех рабочих дней после вступления постановления в законную силу во все органы системы профилактики для внесения в пределах их компетенции предложений в межведомственный план индивидуальной программы реабилитации с несовершеннолетним и (или) с семьей в ответственный орган.
6.5. Постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав обязательны для исполнения органами и учреждениями системы профилактики, которые обязаны сообщить в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав о мерах, принятых по исполнению постановления, в указанный в нем срок.
6.6. Орган или учреждение системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в течение не более семи рабочих дней со дня получения постановления муниципальной комиссии о необходимости организации и проведения мероприятий по оказанию помощи несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям:
а) осуществляет сбор информации о несовершеннолетнем, его родителях или иных законных представителях и лицах, совместно с ними проживающих;
б) проводит анализ возможностей родителей или иных законных представителей по защите прав и законных интересов ребенка;
в) совместно с иными органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по возможности при участии родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, осуществляет подготовку проекта межведомственного плана;
г) представляет проект межведомственного плана для утверждения в муниципальную комиссию.
6.7. План индивидуально-профилактической работы должен содержать:
а) конкретные меры оказания помощи и поддержки;
б) сроки реализации мероприятий;
в) исполнителей;
г) отметку о проведении мероприятий.
6.8. В рамках реализации плана индивидуальной профилактической работы могут быть включены следующие мероприятия:
а) социально-правовая адаптация (проведение профилактических бесед, разъяснение прав и обязанностей, степени ответственности за нарушение прав и интересов ребенка, переориентация, консультации специалистов, направление в центры психолого-педагогической помощи, подбор наставника и т.д.);
б) меры социальной реабилитации (патронаж специалистов системы профилактики, направление в социально-реабилитационные и медицинские центры и т.д.);
в) меры медицинской помощи и реабилитации (организация лечения, направление в медицинские центры и т.д.);
г) меры по защите права на образование, отдых, труд (устройство в дошкольное учреждение, образовательную организацию, направление в лагерь, санаторий, организация досуга, устройство на работу, временная занятость и т.д.);
д) меры по защите жилищных прав (постановка на контроль жилой площади, подача искового заявления в суд или ходатайства в прокуратуру в защиту нарушенных жилищных прав и т.д.);
е) меры по защите имущественных прав (взыскание алиментов с другого родителя, оказание содействия в решении вопроса о взыскании алиментов с другого родителя, содействие в оформлении пенсий и пособий, вопросы наследования, контроль за соблюдением прав при совершении сделок, и т.д.);
ж) меры по защите неимущественных прав (на воспитание обоими родителями, на общение с другими родственниками, на учет мнения ребенка, на защиту от злоупотребления со стороны законных представителей и иных лиц и т.д.);
з) оказание различных видов помощи (гуманитарная, материальная, психолого-педагогическая и т.д.);
и) иные мероприятия.
6.9. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав в течение не более пяти рабочих дней утверждает межведомственный план и определяет органы или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, ответственные за исполнение указанного межведомственного плана, и порядок осуществления контроля за его реализацией.
6.10. Утвержденный межведомственный план индивидуальной профилактической работы направляется не позднее пяти рабочих дней после его утверждения в органы системы профилактики и другие органы для его реализации в пределах их компетенции.
6.11. Органы системы профилактики ежеквартально до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, направляют в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав сведения о реализации мероприятий межведомственного плана индивидуальной профилактической работы.
6.12. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав ежеквартально осуществляет мониторинг эффективности комплексной помощи, оказанной семье (ребенку) и реализации плана индивидуальной профилактической работы путем обсуждения данных вопросов на заседаниях комиссии.
По итогам обсуждения, при необходимости, вносятся предложения по корректировке плана индивидуальной профилактической работы.
7. Сроки проведения индивидуальной профилактической работы с семьями и детьми, находящимися в социально опасном положении
Индивидуальная профилактическая работа в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей проводится в сроки, необходимые для оказания социальной и иной помощи несовершеннолетним, или до устранения причин и условий, способствовавших признанию их находящимися в социально опасном положении.
Срок проведения индивидуальной профилактической работы определяется комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав отдельно в отношении каждого несовершеннолетнего или семьи с несовершеннолетними детьми, находящимися в социально опасном положении.
8. Основания и порядок принятия решения о прекращении нахождения семей и детей в социально опасном положении
8.1. По результатам мониторинга динамики изменений условий жизни ребенка (детей), эффективности оказания помощи семье и ребенку (детям) муниципальная комиссия:
а) рассматривает результаты деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по оказанию помощи несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям;
б) принимает одно из решений в форме постановления:
о продолжении проведения мероприятий по утвержденному межведомственному плану;
о внесении изменений и (или) дополнений в межведомственный план и продолжении работы по нему;
о прекращении проведения мероприятий по оказанию помощи несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям.
8.2. Решение о прекращении нахождения несовершеннолетних и (или) семей в социально опасном положении может приниматься комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав на основании:
а) предложений, поступивших от председателя, заместителя председателя или членов комиссии;
б) ходатайств, поступивших от органов и учреждений системы профилактики, осуществлявших индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетним и (или) семьей;
в) постановления суда.
8.3. Постановление муниципальной комиссии, предусматривающее решение о прекращении проведения мероприятий по оказанию помощи несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям, принимается в связи:
а) с устранением причин и условий нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних;
б) с достижением ребенком (детьми) 18-летнего возраста;
в) с лишением родителей родительских прав;
г) с изменением места жительства семьи;
д) со смертью родителей или иных законных представителей либо ребенка (детей);
е) с наличием других мотивированных оснований по решению муниципальной комиссии;
ж) с наступлением других обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В случае изменения места жительства семьи, с которой проводятся мероприятия по оказанию помощи несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям, председателем (заместителем председателя) муниципальной комиссии в течение не более трех рабочих дней с момента вынесения постановления, предусматривающего решение о прекращении проведения мероприятий по оказанию помощи несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям, направляется информация о принятом решении в муниципальную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по новому месту жительства семьи.
8.4. Постановление муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, предусматривающее решение о прекращении проведения мероприятий по оказанию помощи несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям, в установленном порядке направляется в течение трех рабочих дней в органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, принимающие участие в выполнении межведомственного плана.
9. Заключительные положения
9.1. Председатель комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав осуществляет контроль за реализацией настоящего Порядка на территории соответствующего муниципального образования.
9.2. Председатель комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения соисполнителем индивидуальной программы реабилитации, постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, являющегося согласно действующему законодательству обязательным для исполнения, информирует руководителя соответствующего субъекта системы профилактики о нарушении и необходимости принятия в отношении виновного мер, предусмотренных действующим законодательством.
Положение о Едином банке данных семей с несовершеннолетними детьми, находящихся в социально опасном положении
(утв. постановлением Правительства Республики Тыва от 29 декабря 2021 г. N 754)
1. Настоящее Положение о Едином банке данных семей с несовершеннолетними детьми, находящихся в социально опасном положении, разработано в соответствии с федеральными законами от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - Федеральный закон N 120-ФЗ), от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и определяет порядок организации работы по формированию и ведению Единого банка данных семей с несовершеннолетними детьми, находящихся в социально опасном положении (далее соответственно - Банк данных, семьи и несовершеннолетние).
2. Термины и понятия, используемые в настоящем Положении, применяются в значениях, определенных Федеральным законом N 120-ФЗ.
3. Банк данных представляет собой информационную систему, содержащую информацию о семьях и несовершеннолетних.
В Банк данных включается следующая информация (далее - сведения о семьях и несовершеннолетних):
1) персональные данные несовершеннолетнего и членов его семьи, в том числе:
фамилия, имя и отчество (если имеется) несовершеннолетнего и членов его семьи;
степень родства членов его семьи;
дата рождения несовершеннолетнего и членов его семьи;
место рождения несовершеннолетнего и членов его семьи;
адрес регистрации и фактического проживания несовершеннолетнего и членов его семьи;
серия, номер, дата выдачи документа, удостоверяющего личность несовершеннолетнего и членов его семьи (паспорт, свидетельство о рождении) (при наличии);
наличие инвалидности несовершеннолетнего и (или) членов его семьи;
место работы (учебы) несовершеннолетнего и членов его семьи;
2) сведения об основаниях принятия решения о постановке семьи и несовершеннолетнего на учет в Банк данных, а также решения о снятии семьи и несовершеннолетнего с учета Банка данных (далее соответственно - решение о постановке на учет, решение о снятии с учета);
3) наименование органа или учреждения, осуществляющего индивидуальную профилактическую работу в отношении семьи и несовершеннолетнего.
4. Целью формирования Банка данных является создание в Республике Тыва единой системы учета семей и несовершеннолетних.
5. Формирование и ведение Банка данных осуществляется Министерством труда и социальной политики Республики Тыва (далее - Министерство) в электронном виде с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Федеральный закон N 152-ФЗ).
6. Формирование и ведение Банка данных включает в себя следующие процедуры:
1) включение сведений о семьях и несовершеннолетних в Банк данных;
2) внесение изменений в сведения о семьях и несовершеннолетних, включенных в Банк данных;
3) исключение сведений о семьях и несовершеннолетних из Банка данных.
7. Формирование и ведение Банка данных осуществляется на основании решений о постановке на учет, решений о снятии с учета, принимаемых муниципальными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также информации, предоставляемой органом (учреждением) системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, ответственным за работу с конкретной семьей и несовершеннолетним, в порядке, установленном пунктом 8 настоящего Положения (далее соответственно - муниципальные комиссии, ответственный субъект системы профилактики).
8. Решения о постановке на учет и решения о снятии с учета принимаются на заседаниях муниципальных комиссий.
При рассмотрении на заседании муниципальной комиссии вопроса о постановке семьи и несовершеннолетнего на учет в Банк данных или снятии с учета из Банка данных заслушивается информация субъектов системы профилактики, учитывается мнение несовершеннолетнего, его родителей (законных представителей), изучаются и анализируются имеющиеся документы.
Решения о постановке на учет, решения о снятии с учета принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов муниципальной комиссии.
Решением о постановке на учет определяется ответственный субъект системы профилактики и дата проведения заседания муниципальной комиссии по повторному рассмотрению вопроса о результатах проведения индивидуальной профилактической работы с семьей и несовершеннолетним, включенными в Банк данных, но не позднее 6 месяцев с даты постановки семьи и несовершеннолетнего на учет в Банк данных.
9. При принятии решения о постановке на учет муниципальные комиссии учитывают информацию:
1) о неисполнении родителями (законными представителями) обязанностей по воспитанию и содержанию несовершеннолетнего;
2) о совершении несовершеннолетним правонарушения и (или) преступления;
3) о жестоком обращении с несовершеннолетним со стороны родителей (законных представителей);
4) об употреблении несовершеннолетним и (или) его родителями (законными представителями) наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
5) о совершении родителями (законными представителями) преступления против личности несовершеннолетнего и (или) иных членов семьи;
6) о наличии у родителей (законных представителей) хронических заболеваний в тяжелой форме или психического расстройства;
7) о безнадзорности, беспризорности несовершеннолетних.
10. При принятии решения о снятии с учета муниципальные комиссии учитывают информацию:
1) о достижении совершеннолетия или приобретении дееспособности в полном объеме в возрасте до 18 лет;
2) о смерти несовершеннолетнего и (или) родителей (законных представителей) либо признание его (их) в установленном порядке умершим (умершими) или безвестно отсутствующим (отсутствующими);
3) об улучшении положения в семье (утрачены основания, учтенные при принятии решения о постановке на учет, предусмотренные подпунктами 1, 3-5, 7 пункта 9 настоящего Положения);
4) о переезде семьи за пределы территории Республики Тыва на постоянное место жительства;
5) о лишении родителей в установленном порядке родительских прав.
11. Для включения сведений о семьях и несовершеннолетних в Банк данных муниципальная комиссия направляет решение о постановке на учет в государственное бюджетное учреждение Республики Тыва "Центр социальной помощи семье и детям", уполномоченное правовым актом Министерства (далее - учреждение), в соответствии с обслуживаемой учреждением территорией - не позднее семи рабочих дней со дня принятия данного решения.
12. Включение сведений о семьях и несовершеннолетних в Банк данных осуществляется учреждением - не позднее трех рабочих дней со дня поступления от муниципальной комиссии решения о постановке на учет.
13. В случае изменения сведений о семьях и несовершеннолетних ответственный субъект системы профилактики представляет в учреждение информацию об изменении сведений о семьях и несовершеннолетних - не позднее семи рабочих дней с момента изменения сведений о семьях и несовершеннолетних, включенных в Банк данных.
14. Внесение изменений в сведения о семьях и несовершеннолетних в Банк данных осуществляется учреждением - не позднее трех рабочих дней со дня поступления от ответственного субъекта системы профилактики информации об изменении сведений о семьях и несовершеннолетних.
15. Для исключения сведений о семьях и несовершеннолетних из Банка данных муниципальная комиссия направляет в учреждение решение о снятии с учета - не позднее семи рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.
16. Исключение сведений о семьях и несовершеннолетних из Банка данных осуществляется учреждением - не позднее трех рабочих дней со дня поступления от муниципальной комиссии решения о снятии с учета.
17. Учреждения ежеквартально не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, направляют в Министерство информацию о семьях и несовершеннолетних, состоящих на учете в Банке данных, по форме утвержденной нормативным правовым актом Министерства.
18. Министерство ежеквартально не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, на основании информации, представляемой учреждениями в соответствии с пунктом 17 настоящего Положения, формирует сводную аналитическую информацию о семьях и несовершеннолетних, состоящих на учете в Банке данных.
19. Информация, содержащаяся в Банке данных, используется Министерством, учреждениями и иными органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, осуществляющими деятельность на территории Республики Тыва, для реализации задач и функций в установленных сферах деятельности.
20. Внесение сведений, сбор, хранение и использование информации, имеющейся в Банке данных, допускается исключительно в интересах несовершеннолетнего в целях обеспечения осуществления мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, а также обеспечения передачи и обмена информацией, указанной в пункте 2 статьи 9 Федерального закона N 120-ФЗ с соблюдением принципа конфиденциальности и требований о защите персональных данных, установленных Федеральным законом N 152-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Упорядочено межведомственное взаимодействие между органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Основаниями для признания несовершеннолетних находящимися в социально опасном положении являются:
- нахождение несовершеннолетнего в обстановке, представляющей опасность (угрозу) для его жизни или здоровья в связи с отсутствием контроля за его поведением вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, а также в связи с отсутствием у него места жительства и (или) места пребывания;
- совершение несовершеннолетним преступлений, общественно опасных деяний, антиобщественных действий, а также административных правонарушений, повлекших применение мер административной ответственности.
Семья признается находящейся в социально опасном положении в случаях:
- привлечения родителя (законного представителя) к административной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних;
- совершения родителем (законным представителем) действий, отрицательно влияющих на поведение несовершеннолетнего, вовлекающих несовершеннолетнего в совершение преступлений, и других противоправных (или) антиобщественных действий;
- привлечения родителя (законного представителя) к уголовной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним.
Решение о признании семей и детей находящимися в социально опасном положении принимается муниципальной комиссией по делам несовершеннолетних.
В регионе сформирован Единый банк данных семей с несовершеннолетними детьми, находящимися в социально опасном положении.
Постановление Правительства Республики Тыва от 29 декабря 2021 г. N 754 "Об утверждении Порядка межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Республики Тыва по выявлению и организации помощи семьям и детям, находящимся в социально опасном положении, и Положения о Едином банке данных семей с несовершеннолетними детьми, находящихся в социально опасном положении, и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Тыва"
Вступает в силу с 29 декабря 2021 г.
Текст постановления опубликован на официальном сайте Правительства Республики Тыва (GOV.RTYVA.RU) 4 января 2022 г., на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 4 января 2022 г. N 1700202201040005