Постановление Правительства Хабаровского края от 30 декабря 2021 г. N 700-пр
"О региональном государственном строительном надзоре на территории Хабаровского края"
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 3 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" Правительство края постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Положение о региональном государственном строительном надзоре на территории Хабаровского края;
Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении регионального государственного строительного надзора на территории Хабаровского края;
ключевые показатели регионального государственного строительного надзора на территории Хабаровского края;
индикативные показатели регионального государственного строительного надзора на территории Хабаровского края.
2. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Хабаровского края от 31 августа 2017 г. N 359-пр "Об утверждении Порядка организации и осуществления регионального государственного строительного надзора на территории Хабаровского края";
пункт 6 постановления Правительства Хабаровского края от 27 марта 2018 г. N 92-пр "О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Хабаровского края";
постановление Правительства Хабаровского края от 26 июля 2018 г. N 282-пр "О внесении изменений в Порядок организации и осуществления регионального государственного строительного надзора на территории Хабаровского края, утвержденный постановлением Правительства Хабаровского края от 31 августа 2017 г. N 359-пр";
постановление Правительства Хабаровского края от 7 ноября 2018 г. N 397-пр "О внесении изменений в Порядок организации и осуществления регионального государственного строительного надзора на территории Хабаровского края, утвержденный постановлением Правительства Хабаровского края от 31 августа 2017 г. N 359-пр";
постановление Правительства Хабаровского края от 18 октября 2019 г. N 430-пр "О внесении изменений в Порядок организации и осуществления регионального государственного строительного надзора на территории Хабаровского края, утвержденный постановлением Правительства Хабаровского края от 31 августа 2017 г. N 359-пр".
Губернатор, Председатель |
М.В. Дегтярев |
Положение
о региональном государственном строительном надзоре на территории Хабаровского края
(утв. постановлением Правительства Хабаровского края от 30 декабря 2021 г. N 700-пр)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления на территории Хабаровского края регионального государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в частях 1, 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - региональный государственный строительный надзор).
1.2. При организации и осуществлении регионального государственного строительного надзора применяются нормы Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) с учетом особенностей, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
1.3. В целях настоящего Положения используются понятия в значениях, определенных Градостроительным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом N 248-ФЗ.
1.4. Предметом регионального государственного строительного надзора в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, является соблюдение требований, установленных частью 3 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Предметом регионального государственного строительного надзора в отношении объектов, указанных в части 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, является соблюдение требований, установленных частью 4 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
1.5. Объектами регионального государственного строительного надзора являются (далее - объект надзора):
а) деятельность, действия (бездействие) застройщика, технического заказчика, лица, осуществляющего строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в части 11 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в случаях, установленных частями 1 и 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - контролируемое лицо);
б) объекты капитального строительства, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются и которые указаны в части 11 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в случаях, установленных частями 1 и 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
1.6. Региональный государственный строительный надзор осуществляется комитетом государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края (далее - Комитет) и направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований.
1.7. Должностными лицами Комитета, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора являются (далее - должностные лица Комитета):
1) председатель Комитета, первый заместитель председателя Комитета;
2) должностное лицо Комитета, в должностные обязанности которого в соответствии с должностным регламентом входят полномочия по осуществлению регионального государственного строительного надзора.
1.8. Должностные лица Комитета в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий пользуются правами, установленными частью 2 статьи 29 Федерального закона N 248-ФЗ.
1.9. При осуществлении контрольных (надзорных) действий должностные лица Комитета исполняют обязанности, установленные частью 1 статьи 29 Федерального закона N 248-ФЗ.
1.10. Должностные лица Комитета несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.11. Должностные лица Комитета при проведении контрольных (надзорных) мероприятий обязаны соблюдать ограничения и запреты, установленные статьей 37 Федерального закона N 248-ФЗ.
1.12. Региональный государственный строительный надзор осуществляется без проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий.
1.13. Комитет ведет учет объектов регионального государственного строительного надзора в соответствии с Общими требованиями к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2021 г. N 2161.
1.14. Комитетом используются типовые формы документов, утвержденные в соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона N 248-ФЗ федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
1.15. Комитет вправе утверждать формы документов, используемых им при осуществлении регионального государственного строительного надзора, не утвержденные в порядке, установленном частью 2 статьи 21 Федерального закона N 248-ФЗ.
2. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного строительного надзора
2.1. При осуществлении регионального государственного строительного надзора Комитет относит объекты надзора к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):
высокий риск;
значительный риск;
низкий риск.
2.2. Отнесение объектов надзора к определенной категории риска осуществляется на основании критериев отнесения объектов надзора к категориям риска при осуществлении регионального государственного строительного надзора (далее - критерии риска) согласно приложению к настоящему Положению.
2.3. Отнесение объекта надзора к одной из категорий риска осуществляется Комитетом после поступления извещения о начале работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, направленного в соответствии с частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - извещение о начале работ) на основе сопоставления характеристик объекта надзора с установленными критериями.
Отнесение объектов надзора к категориям риска осуществляется на основании решения председателя Комитета или первого заместителя председателя Комитета.
В случае, если объект надзора не отнесен Комитетом к определенной категории риска, он считается отнесенным к категории низкого риска.
При наличии критериев, позволяющих отнести объект надзора к различным категориям риска, подлежат применению критерии, относящие объект надзора к более высокой категории риска.
Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении регионального государственного строительного надзора на территории Хабаровского края утверждается постановлением Правительства Хабаровского края.
3. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
3.1. Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - программа профилактики рисков) разрабатывается с учетом требований, установленных статьей 44 Федерального закона N 248-ФЗ, и утверждается на очередной календарный год ежегодно, не позднее 20 декабря текущего года. Утвержденная программа профилактики рисков размещается на официальном сайте Комитета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.ovr.khabkrai.ru (далее - официальный сайт Комитета) в течение пяти дней со дня утверждения.
3.2. При осуществлении Комитетом регионального государственного строительного надзора проводятся следующие виды профилактических мероприятий:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения;
4) консультирование;
5) профилактический визит.
3.3. Комитет осуществляет информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте Комитета и в иных формах, установленных статьей 21 Федерального закона N 248-ФЗ.
3.4. На официальном сайте Комитета размещаются и поддерживаются в актуальном состоянии:
1) тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление регионального государственного строительного надзора;
2) сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, указанные в подпункте 1 настоящего пункта, о сроках и порядке их вступления в силу;
3) перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного строительного надзора, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции;
4) руководства по соблюдению обязательных требований, разработанные и утвержденные в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации";
5) перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов надзора к категориям риска;
6) перечень объектов надзора с указанием категории риска;
7) исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться Комитетом у контролируемого лица;
8) сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;
9) сведения о порядке досудебного обжалования решений Комитета, действий (бездействия) его должностных лиц;
10) доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики Комитета;
11) ежегодные доклады о региональном государственном строительном надзоре;
12) иные сведения, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Хабаровского края и (или) программами профилактики рисков.
3.5. В целях решения задач, предусмотренных частью 1 статьи 47 Федерального закона N 248-ФЗ, Комитетом осуществляется обобщение правоприменительной практики, по итогам которого обеспечивается подготовка доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики Комитета (далее - доклад о правоприменительной практике).
3.5.1. Доклад о правоприменительной практике готовится ежегодно до 1 марта года, следующего за отчетным, и подлежит публичному обсуждению.
3.5.2. Доклад о правоприменительной практике утверждается распоряжением председателя Комитета и размещается на официальном сайте Комитета в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным годом.
3.5.3. Результаты обобщения правоприменительной практики включаются в ежегодный доклад Комитета о состоянии регионального государственного строительного надзора.
3.6. Объявление предостережения осуществляется в соответствии со статьей 49 Федерального закона N 248-ФЗ.
3.6.1. В случае наличия у должностных лиц Комитета, указанных в пункте 1.7 раздела 1 настоящего Положения, сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, Комитет объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Предостережение должно содержать указания на соответствующие обязательные требования, нормативный правовой акт, их предусматривающий, а также информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению этих требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов.
Контролируемое лицо вправе после получения предостережения требований подать в Комитет возражение в отношении указанного предостережения (далее - возражение).
3.6.2. Составление и оформление предостережения осуществляется не позднее тридцати дней со дня получения Комитетом сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований контролируемым лицом.
3.6.3. Решение об объявлении предостережения принимается и подписывается председателем Комитета или первым заместителем председателя Комитета.
3.6.4. Предостережение направляется контролируемому лицу в порядке, установленном частями 4 - 5 статьи 21 Федерального закона N 248-ФЗ.
3.6.5. Возражения направляются контролируемым лицом почтовым отправлением в Комитет либо в виде электронного документа в соответствии с требованиями статьи 21 Федерального закона N 248-ФЗ на указанный в предостережении адрес электронной почты Комитета.
В возражении указываются наименование контролируемого лица, идентификационный номер налогоплательщика - юридического лица, индивидуального предпринимателя, дата и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица, обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований.
3.6.6. Должностное лицо Комитета рассматривает обоснованность возражений и готовит по ним проект письменного ответа, который подписывается председателем Комитета или первым заместителем председателя Комитета.
Указанный ответ направляется контролируемому лицу в течение двадцати рабочих дней со дня получения возражений в бумажном виде заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо иным доступным для контролируемого лица способом, включая направление в виде электронного документа, подписанного в соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона N 248-ФЗ председателем Комитета или первым заместителем председателя Комитета, принявшего решение о направлении предостережения, с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе по адресу электронной почты контролируемого лица.
3.7. Консультирование осуществляется должностными лицами Комитета, указанными в пункте 1.7 раздела 1 настоящего Положения, по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия или контрольного (надзорного) мероприятия.
3.7.1. Консультирование осуществляется без взимания платы.
3.7.2. Консультирование осуществляется по следующим вопросам: связанным с организацией и осуществлением регионального государственного строительного надзора, а также с порядком обжалования действий (бездействия) должностных лиц Комитета, уполномоченных на осуществление регионального государственного строительного надзора; порядка осуществления профилактических мероприятий.
3.7.3. При осуществлении консультирования обеспечивается конфиденциальность информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.7.4. В ходе консультирования не может предоставляться информация, содержащая оценку конкретного контрольного (надзорного) мероприятия, решений и (или) действий должностных лиц Комитета, иных участников контрольного (надзорного) мероприятия, а также результаты проведенных контрольных (надзорных) мероприятий.
3.7.5. Информация, ставшая известной должностному лицу Комитета в ходе консультирования, не может использоваться Комитетом в целях оценки контролируемого лица по вопросам соблюдения обязательных требований.
3.7.6. Письменное консультирование осуществляется по вопросам, предусмотренным подпунктом 3.7.2 пункта 3.7 настоящего пункта, в случае поступления письменного обращения, которое содержит указанные вопросы.
3.7.7. В случае если в течение календарного года поступило пять и более однотипных (по одним и тем же вопросам) обращений контролируемых лиц и их представителей, консультирование осуществляется посредством размещения на официальном сайте Комитета в течение трех рабочих дней с момента поступления обращения письменного разъяснения, подписанного должностным лицом Комитета, указанным в пункте 1.7 раздела 1 настоящего Положения.
3.8. Профилактический визит проводится должностными лицами Комитета, указанными в пункте 1.7 раздела 1 настоящего Положения, в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи.
3.8.1. Обязательный профилактический визит проводится в отношении контролируемого лица в течение 3 месяцев со дня поступления в Комитет от контролируемого лица извещения о начале работ.
Срок проведения обязательного профилактического визита не должен превышать один рабочий день.
3.8.2. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам надзора, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта надзора.
3.8.3. В ходе профилактического визита может осуществляться консультирование контролируемого лица в соответствии с пунктом 3.7 настоящего раздела.
3.8.4. Профилактические визиты проводятся в отношении объектов надзора всех категорий риска по согласованию с контролируемыми лицами.
3.8.5. О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо должно быть уведомлено не позднее, чем за пять рабочих дней до даты его проведения.
3.8.6. Контролируемое лицо, вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом Комитет, не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения.
3.8.7. При проведении профилактического визита контролируемым лицам не могут выдаваться предписания об устранении нарушений обязательных требований. Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.
3.8.8. Содержание профилактического визита заносится в учетную карточку профилактического визита, типовая форма которой утверждается приказом Комитета.
Учет карточек профилактических визитов осуществляется путем ведения журнала карточек профилактических визитов, типовая форма которого утверждается приказом Комитета.
3.8.9. В случае, если при проведении профилактического визита установлено, что объекты надзора представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, должностное лицо Комитета, проводящее профилактический визит, незамедлительно направляет информацию об этом должностному лицу Комитета, указанному в подпункте 1 пункта 1.7 раздела 1 настоящего Положения, для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
4. Осуществление регионального государственного строительного надзора
4.1. В соответствии с частью 14 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации контрольные (надзорные) мероприятия при осуществлении регионального государственного строительного надзора проводятся на основании программы проверок.
Формирование программы проверок в соответствии с частью 14 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации в отношении объектов, указанных в части 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не осуществляется.
4.2. Программа проверок формируется Комитетом не позднее чем через десять рабочих дней после поступления извещения о начале работ на весь срок строительства, реконструкции объекта капитального строительства и содержит перечень контрольных (надзорных) мероприятий, в отношении каждого из которых указывается информация, предусмотренная пунктами 1 - 3 части 14 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Порядок формирования и изменения программы проверок устанавливается Общими требованиями к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2021 г. N 2161.
4.3. После завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства Комитетом проводится выездная проверка по основаниям, предусмотренным пунктом 5 или 6 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации требованиям проектной документации (в том числе с учетом изменений, внесенных в рабочую документацию и являющихся в соответствии с частью 1.3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации частью такой проектной документации) и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации) (далее - заключение о соответствии) либо об отказе в выдаче такого заключения.
4.4. Контрольными (надзорными) мероприятиями, проводимыми в рамках регионального государственного строительного надзора, являются:
1) инспекционный визит;
2) рейдовый осмотр;
3) документарная проверка;
4) выездная проверка;
5) наблюдение за соблюдением обязательных требований (без взаимодействия с контролируемым лицом);
6) выездное обследование (без взаимодействия с контролируемым лицом).
Региональный государственный строительный надзор в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, осуществляется с даты получения Комитетом в соответствии с частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии.
Для определения соответствия выполняемых работ требованиям проектной и рабочей документации должностным лицом Комитета проверяется:
а) соблюдение требований к выполнению работ при строительстве: по осуществлению подготовки земельного участка и выполнению земляных работ, работ по монтажу фундаментов, конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и наружных сетей), инженерных систем и оборудования;
б) соблюдение требований к выполнению работ при реконструкции: по подготовке объекта капитального строительства для реконструкции в случае изменения параметров объекта капитального строительства, его частей, а также замены и (или) восстановления несущих строительных конструкций объекта капитального строительства (за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов), а также требований к выполнению работ по изменению параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов;
в) соблюдение порядка проведения строительного контроля, ведения общего и (или) специальных журналов, в которых ведется учет выполнения работ, исполнительной документации, составления актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения;
г) устранение выявленных при проведении строительного контроля и осуществлении государственного строительного надзора нарушений соответствия выполненных работ требованиям проектной документации, а также соблюдение запрета приступать к продолжению работ до составления актов об устранении таких нарушений;
д) соблюдение иных требований при выполнении работ, установленных проектной документацией.
В отношении объектов, указанных в части 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, региональный государственный строительный надзор осуществляется с контролируемым лицом в форме инспекционного визита, выездной проверки, наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности), выездного обследования.
В случае если по результатам проведенного контрольного (надзорного) мероприятия Комитетом выявлено нарушение обязательных требований, проверка соблюдения которых является предметом регионального государственного строительного надзора в отношении объектов, указанных в части 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Комитетом после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия предпринимаются меры, предусмотренные частью 17 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
4.5. Основаниями для проведения инспекционного визита, рейдового осмотра, документарной проверки, выездной проверки, наблюдения за соблюдением обязательных требований (без взаимодействия с контролируемым лицом), выездного обследования (без взаимодействия с контролируемым лицом) являются:
1) наличие у Комитета сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта надзора параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта надзора от таких параметров;
2) поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в отношении конкретных контролируемых лиц;
3) требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
4) истечение срока исполнения решения Комитета об устранении выявленного нарушения обязательных требований - в случаях, установленных частью 1 статьи 95 Федерального закона N 248-ФЗ;
5) наступление события, указанного в программе проверок.
4.6. Сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - Сведения) Комитет получает:
1) при поступлении обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации;
2) при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, включая контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия.
Способы подачи Сведений устанавливаются частью 1 статьи 59 Федерального закона N 248-ФЗ.
При рассмотрении Комитетом Сведений, содержащихся в обращениях (заявлениях) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, должностным лицом Комитета проводится оценка их достоверности.
В целях проведения оценки достоверности поступивших сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям должностное лицо Комитета при необходимости:
а) запрашивает дополнительные сведения и материалы (в том числе в устной форме) у гражданина или организации, направивших обращение (заявление), органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации;
б) запрашивает у контролируемого лица пояснения в отношении указанных сведений, однако представление таких пояснений и иных документов не является обязательным;
в) обеспечивает, в том числе по решению председателя (первого заместителя председателя) Комитета, проведение контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия.
По итогам рассмотрения Сведений должностное лицо Комитета в течение трех рабочих дней с момента поступления Сведений направляет председателю (первому заместителю председателя) Комитета:
а) при подтверждении достоверности сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо установлении параметров деятельности контролируемого лица, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным индикаторам риска нарушения обязательных требований является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, - мотивированное представление о проведении контрольного (надзорного) мероприятия;
б) при отсутствии подтверждения достоверности сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также при невозможности определения параметров деятельности контролируемого лица, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным индикаторам риска нарушения обязательных требований является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, - мотивированное представление о направлении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований;
в) при невозможности подтвердить личность гражданина, полномочия представителя организации, обнаружении недостоверности сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям - мотивированное представление об отсутствии основания для проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
В случае если при проведении профилактических мероприятий установлено, что объекты надзора представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, должностное лицо Комитета в течение трех рабочих дней с момента поступления Сведений направляет информацию об этом председателю (первому заместителю председателя) Комитета для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
4.7. Инспекционный визит проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта надзора.
4.7.1. В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) инструментальное обследование;
5) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта надзора.
4.7.2. Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица.
4.7.3. Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном здании, строении, сооружении и помещении, территории, используемых при осуществлении деятельности контролируемыми лицами, не может превышать один рабочий день.
4.7.4. Внеплановый инспекционный визит может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев его проведения в соответствии с пунктами 3 - 6 части 1, частью 3 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.8. Рейдовый осмотр проводится в целях оценки соблюдения обязательных требований по использованию (эксплуатации) производственных объектов, которыми владеют, пользуются или управляют несколько лиц, находящиеся на территории, на которой расположено несколько контролируемых лиц.
4.8.1. Рейдовый осмотр проводится в соответствии с решением о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, принимаемым председателем (первым заместителем председателя) Комитета. Рейдовый осмотр может проводиться в форме совместного (межведомственного) контрольного (надзорного) мероприятия.
4.8.2. В ходе рейдового осмотра могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) досмотр;
3) опрос;
4) получение письменных объяснений;
5) истребование документов;
6) отбор проб (образцов);
7) инструментальное обследование;
8) испытание;
9) экспертиза;
4.8.3. О проведении рейдового осмотра контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении рейдового осмотра не позднее чем за двадцать четыре часа до его начала.
4.8.4. Срок проведения рейдового осмотра не может превышать десять рабочих дней. Срок взаимодействия с одним контролируемым лицом в период проведения рейдового осмотра не может превышать один рабочий день.
4.8.5. В случае если в результате рейдового осмотра были выявлены нарушения обязательных требований, должностное лицо Комитета на месте составляет акт контрольного (надзорного) мероприятия в отношении каждого контролируемого лица, допустившего нарушение.
4.8.6. Рейдовый осмотр может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев его проведения в соответствии с пунктами 3 - 6 части 1 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.9. Документарная проверка проводится в соответствии со статьей 72 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.9.1. В ходе документарной проверки рассматриваются документы контролируемых лиц, имеющиеся в распоряжении Комитета, результаты предыдущих контрольных (надзорных) мероприятий (акты проверок, постановления по делам об административных правонарушениях, предписания), материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах, осуществленных в отношении этих контролируемых лиц контрольных (надзорных) мероприятий.
4.9.2. Внеплановая документарная проверка проводится без согласования с органами прокуратуры.
4.9.3. В ходе документарной проверки совершаются следующие контрольные (надзорные) действия:
1) получение письменных объяснений;
2) истребование документов;
3) экспертиза.
4.9.4. В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении Комитета, вызывает обоснованные сомнения, либо эти сведения не позволяют оценить исполнение контролируемым лицом обязательных требований, Комитет направляет в адрес контролируемого лица требование представить иные необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы. В течение десяти рабочих дней со дня получения данного требования контролируемое лицо обязано направить в Комитет указанные в требовании документы.
4.9.5. В случае если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных контролируемым лицом документах либо выявлено несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Комитета документах и (или) полученным при осуществлении регионального государственного строительного надзора, информация об ошибках, о противоречиях и несоответствии сведений направляется контролируемому лицу с требованием представить в течение десяти рабочих дней необходимые пояснения. Контролируемое лицо, представляющее в Комитет пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо относительно несоответствия сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Комитета документах и (или) полученным при осуществлении регионального государственного строительного надзора, вправе дополнительно представить в Комитет документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.
4.9.6. При проведении документарной проверки Комитет не вправе требовать у контролируемого лица сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены Комитетом от иных органов.
4.9.7. Срок проведения документарной проверки не может превышать десять рабочих дней.
В указанный срок не включается период с момента направления Комитетом контролируемому лицу требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до момента представления указанных в требовании документов в Комитет, а также период с момента направления контролируемому лицу информации Комитета о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Комитета документах и (или) полученным при осуществлении регионального государственного строительного надзора, и требования представить необходимые пояснения в письменной форме до момента представления указанных пояснений в Комитет.
4.10. Выездная проверка проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта надзора.
В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) досмотр;
3) опрос;
4) получение письменных объяснений;
5) истребование документов;
6) отбор проб (образцов);
7) инструментальное обследование;
8) испытание;
9) экспертиза;
4.10.1. О проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии распоряжения Комитета о проведении выездной проверки не позднее чем за двадцать четыре часа до ее начала, в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.10.2. Срок проведения выездной проверки не может превышать десять рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения внеплановой выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия, за исключением выездной проверки, основанием для проведения которой является пункт 6 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ и которая для микропредприятия не может продолжаться более сорока часов. Срок проведения выездной проверки в отношении организации, осуществляющей свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению организации или производственному объекту (территории многоквартирного дома).
4.10.3. Выездная проверка может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев ее проведения в соответствии с пунктами 3 - 6 части 1, частью 3 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.11. В ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторингом безопасности) проводится сбор, анализ данных об объектах надзора, имеющихся у Комитета, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах, данных из сети "Интернет", иных общедоступных данных, а также данных, полученных с использованием работающих в автоматическом режиме технических средств фиксации правонарушений, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи.
При наблюдении за соблюдением обязательных требований (мониторинге безопасности) на контролируемых лиц не могут возлагаться обязанности, не установленные обязательными требованиями.
Если в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) выявлены факты причинения вреда (ущерба) или возникновения угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, сведения о нарушениях обязательных требований, о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований, Комитетом могут быть приняты следующие решения:
1) решение о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия в соответствии со статьей 60 Федерального закона N 248-ФЗ;
2) решение об объявлении предостережения;
3) решение о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 2 статьи 90 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.12. Выездное обследование проводиться по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), месту осуществления деятельности гражданина, месту нахождения объекта надзора, при этом не допускается взаимодействие с контролируемым лицом.
В ходе выездного обследования могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) отбор проб (образцов);
3) инструментальное обследование (с применением видеозаписи);
4) испытание;
5) экспертиза.
Выездное обследование проводится без информирования контролируемого лица.
По результатам проведения выездного обследования не могут быть приняты решения, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 2 статьи 90 Федерального закона N 248-ФЗ.
Срок проведения выездного обследования одного объекта (нескольких объектов, расположенных в непосредственной близости друг от друга) не может превышать один рабочий день.
4.13. Осмотр осуществляется должностным лицом Комитета в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением видеозаписи.
По результатам осмотра должностным лицом Комитета составляется протокол осмотра, в который вносится перечень осмотренных территорий и помещений, а также вид, количество и иные идентификационные признаки обследуемых объектов, имеющие значение для контрольного (надзорного) мероприятия.
4.14. Под досмотром понимается контрольное (надзорное) действие, заключающееся в проведении визуального обследования помещений (отсеков), транспортных средств, продукции (товаров) и иных предметов со вскрытием помещений (отсеков), транспортных средств, упаковки продукции (товаров), в том числе с удалением примененных к ним пломб, печатей или иных средств идентификации, с разборкой, демонтажем или нарушением целостности обследуемых объектов и их частей иными способами.
Досмотр осуществляется должностным лицом Комитета в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением видеозаписи. Досмотр в отсутствие контролируемого лица не осуществляется.
По результатам досмотра должностным лицом Комитета составляется протокол досмотра, в который вносится перечень досмотренных помещений (отсеков), транспортных средств, продукции (товаров), а также вид, количество и иные идентификационные признаки исследуемых объектов, имеющих значение для контрольного (надзорного) мероприятия.
4.15. Опрос осуществляется путем получения должностным лицом Комитета устной информации, имеющей значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, от контролируемого лица или его представителя и иных лиц, располагающих такой информацией.
Результаты опроса фиксируются в протоколе опроса, который подписывается опрашиваемым лицом, подтверждающим достоверность изложенных им сведений, а также в акте контрольного (надзорного) мероприятия в случае, если полученные сведения имеют значение для контрольного (надзорного) мероприятия.
4.16. В рамках проводимой выездной проверки уполномоченное должностное лицо Комитета вправе запрашивать письменные объяснения.
Получение письменных объяснений производится посредством запроса должностным лицом Комитета письменных свидетельств, имеющих значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, от контролируемого лица или его представителя, свидетелей, располагающих такими сведениями (далее - объяснения).
Объяснения оформляются путем составления письменного документа в свободной форме.
4.17. Под истребованием документов понимается контрольное (надзорное) действие, заключающееся в предъявлении (направлении) должностным лицо Комитета контролируемому лицу требования о представлении необходимых и (или) имеющих значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований документов и (или) их копий, в том числе материалов фотосъемки, аудио- и видеозаписи, информационных баз, банков данных, а также носителей информации.
Требование о представлении документов направляются контролируемому лицу в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона N 248-ФЗ.
В требовании указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы уполномоченного должностного лица Комитета, сведения о контролируемом лице, непосредственно связанные с предметом проверки, которое подписывается уполномоченным должностным лицом Комитета, осуществляющим контрольное (надзорное) мероприятие.
Истребуемые документы направляются в Комитет в срок, указанный в требовании о представлении документов в форме электронного документа в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона N 248-ФЗ, за исключением случаев, когда Комитетом установлена необходимость представления документов на бумажном носителе.
Документы на бумажном носителе могут быть представлены в Комитет в порядке, предусмотренном статьей 80 Федерального закона N 248-ФЗ.
Истребуемые в ходе контрольного (надзорного) мероприятия документы должны быть представлены контролируемым лицом уполномоченному должностному лицу Комитета в срок, указанный в требовании о представлении документов.
В случае, если контролируемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение установленного в указанном требовании срока, оно обязано незамедлительно ходатайством в письменной форме уведомить должностное лицо Комитета о невозможности представления документов в установленный срок с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленный срок, и срока, в течение которого контролируемое лицо может представить истребуемые документы. В течение двадцати четырех часов со дня получения такого ходатайства должностное лицо Комитета продлевает срок представления документов или отказывает в продлении срока, о чем составляется соответствующий электронный документ и информируется контролируемое лицо любым доступным способом в соответствии со статьей 21 Федерального закона N 248-ФЗ.
В случае не предоставления указанных документов в акте контрольного (надзорного) мероприятия делается запись о не предоставлении документов.
4.18. Отбор проб (образцов) применяемых строительных материалов (изделий) осуществляется в количестве, необходимом и достаточном для проведения инструментального обследования, испытания, экспертизы в соответствии с утвержденными документами по стандартизации, правилами отбора проб (образцов) и методами их исследований (испытаний) и измерений, техническими регламентами или иными нормативными техническими документами, правилами, методами исследований (испытаний) и измерений и иными документами.
Выборка проб (образцов) продукции (товаров) по количеству проб (образцов) должна обеспечивать принятие обоснованных решений о соответствии продукции (товаров) установленным требованиям.
Отбор проб (образцов) осуществляется в присутствии контролируемых лиц или их представителей с применением фотосъемки и (или) видеозаписи.
4.19. Под инструментальным обследованием понимается контрольное (надзорное) действие, совершаемое должностным лицом Комитета по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо по месту нахождения производственного объекта с использованием специального оборудования и (или) технических приборов для определения фактических значений, показателей, действий (событий), имеющих значение для оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, а также подтверждения соответствия продукции (товаров) обязательным требованиям.
Инструментальное обследование осуществляется должностным лицом Комитета или специалистом, имеющим допуск к работе на специальном оборудовании, использованию технических приборов.
По результатам инструментального обследования должностным лицом Комитета составляется протокол инструментального обследования, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы должностного лица Комитета, составившего протокол, сведения о контролируемом лице, предмет обследования, используемые специальное оборудование и (или) технические приборы, методики инструментального обследования, результат инструментального обследования, нормируемое значение показателей, подлежащих контролю при проведении инструментального обследования, и выводы о соответствии этих показателей установленным нормам, иные сведения, имеющие значение для оценки результатов инструментального обследования.
4.20. Под испытанием понимается контрольное (надзорное) действие, совершаемое должностным лицом Комитета по месту нахождения Комитета с использованием специального оборудования и (или) технических приборов, предусмотренных частью 2 статьи 82 Федерального закона N 248-ФЗ, для исследования проб (образцов) воды, почвы, воздуха, сточных и (или) дренажных вод, выбросов, сбросов загрязняющих веществ, отходов производства и потребления, продукции (товаров), иных предметов и материалов по вопросам, имеющим значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.
Испытание осуществляется должностным лицом Комитета или специалистом, имеющим допуск к работе на специальном оборудовании, использованию технических приборов.
По результатам испытания должностным лицом Комитета или специалистом составляется протокол испытания, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы должностного лица Комитета или специалиста, составивших протокол, сведения о контролируемом лице, предмет испытания, используемое специальное оборудование и (или) технические приборы, применяемые методики испытания, результат испытания, нормируемое значение показателей, подлежащих контролю при проведении испытания, и выводы о соответствии этих показателей установленным нормам, иные сведения, имеющие значение для проведения оценки результатов испытаний.
4.21. Экспертиза осуществляется экспертом или экспертной организацией по поручению Комитета с учетом требований, установленных статьями 33 и 84 Федерального закона N 248-ФЗ.
Экспертиза может осуществляться как по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) непосредственно в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия, так и по месту осуществления деятельности эксперта или экспертной организации.
При невозможности транспортировки образца исследования исходя из его характеристик (габариты, форма, вес, технологические параметры) к месту работы эксперта Комитет обеспечивает ему беспрепятственный доступ к образцу и необходимые условия для исследования.
Срок проведения экспертизы зависит от вида экспертизы и устанавливается индивидуально в каждом конкретном случае по соглашению между Комитетом и экспертом или экспертной организацией.
4.22. В случае проведения контрольных (надзорных) мероприятий в форме рейдового осмотра, документарной или выездной проверки должностным лицом Комитета, уполномоченными на проведение таких контрольных (надзорных) мероприятий, лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий, для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств.
Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации указанных доказательств, должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований. Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации доказательств нарушений обязательных требований, прикладываются к акту контрольного (надзорного) мероприятия.
Порядок осуществления фотосъемки, аудио- и (или) видеозаписи, способов фиксации доказательств в ходе контрольного (надзорного) мероприятия включает в себя:
1) принятие должностным лицом Комитета решения о применении фотосъемки, аудио- и (или) видеозаписи, иных способов фиксации доказательств;
2) извещение контролируемого лица, а также представителя контролируемого лица о ведении фотосъемки, аудио- и (или) видеозаписи, иных способов фиксации доказательств;
3) указание при ведении аудио- и (или) видеозаписи должностным лицом Комитета наименования, проводимого контрольного (надзорного) мероприятия, адреса, даты и времени его проведения, а также должности, фамилии, имени и отчества (последнее - при наличии) всех лиц, принимающих участие в проводимом контрольном (надзорном) мероприятии;
4) внесение в акт контрольного (надзорного) мероприятия информации о технических средствах, использованных при фотосъемке, аудио- и видеозаписи, иных способах фиксации доказательств;
5) обеспечение сохранности информации, полученной посредством фотосъемки, аудио- и (или) видеозаписи, иных способов фиксации доказательств.
4.23. Индивидуальный предприниматель или гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в Комитет информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы (военные действия, катастрофа, стихийное бедствие, авария, эпидемия и другие чрезвычайные обстоятельства, их участие в судебном заседании), в связи с чем проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится Комитетом на срок, необходимый для устранения указанных обстоятельств.
5. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия
5.1. Результатом осуществления регионального государственного строительного надзора является оценка соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, создание условий для предупреждения нарушений обязательных требований и (или) прекращения их нарушений, восстановление нарушенного положения, направление Комитетом или должностным лицам Комитета информации для рассмотрения вопроса о привлечении к ответственности и (или) применение контрольным (надзорным) органом мер, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 90 Федерального закона N 248-ФЗ.
5.2. Оформление результатов контрольного (надзорного) мероприятия осуществляется посредством составления акта контрольного (надзорного) мероприятия (далее также - акт).
5.3. Оформление акта производится на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в день окончания проведения такого мероприятия, если иной порядок оформления акта не установлен Федеральным законом N 248-ФЗ.
В случае если по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, в том числе несоответствие выполняемых работ и применяемых строительных материалов и изделий в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, результатов таких работ требованиям, предусмотренным в пункте 1 части 3 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в акте в соответствии с частью 2 статьи 87 Федерального закона N 248-ФЗ указывается, какое именно обязательное требование нарушено.
5.4. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия, содержащие информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
5.5. В случае выявления при документарной или выездной проверке нарушений обязательных требований контролируемым лицом Комитет после оформления акта выдает предписание об устранении выявленных нарушений и проведении мероприятий по их устранению с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных законодательством.
Акт контрольного (надзорного) мероприятия, проведение которого было согласовано Комитетом с органами прокуратуры, направляется в органы прокуратуры посредством единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий непосредственно после его оформления.
5.6. Предписание подлежит исполнению контролируемым лицом в установленный в нем срок.
5.7. Акт, выданное на основании его предписание, а также приложенные к акту, составленные либо полученные в процессе проведения контрольного (надзорного) мероприятия документы (при их наличии), не позднее трех рабочих дней со дня их подписания направляются контролируемому лицу в форме электронного документа по адресу, указанному в извещении о начале работ, посредством информационных систем или на бумажном носителе посредством почтового отправления в случае, предусмотренном частью 9 статьи 98 Федерального закона N 248-ФЗ, а также саморегулируемой организации, членом которой является контролируемое лицо.
5.8. В случае, если основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия является истечение срока исполнения контролируемым лицом предписания, предметом такого контрольного (надзорного) мероприятия является исключительно исполнение выданного органом регионального государственного строительного надзора предписания.
5.9. После завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства Комитетом проводится выездная проверка по основаниям, предусмотренным пунктами 5 или 6 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ (далее - итоговая проверка), по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям, указанным в части 16 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации либо об отказе в выдаче заключения о соответствии.
Комитет выдает заключение о соответствии, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства не были допущены нарушения требований, указанных в части 16 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, либо такие нарушения были устранены до дня окончания выездной проверки.
Комитет отказывает в выдаче заключения о соответствии в следующих случаях:
1) если при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства были допущены нарушения требований, указанных в части 16 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и такие нарушения не были устранены до дня окончания итоговой проверки;
2) при проведении итоговой проверки установлено, что работы по строительству, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме, предусмотренном проектной документацией, не завершены. В таком случае Комитет по согласованию с контролируемым лицом вносит изменение в программу проверок в части срока наступления события (завершение строительства, реконструкции объекта капитального строительства).
5.10. Заключение о соответствии или решение об отказе в выдаче заключения о соответствии составляется в форме электронного документа и подписывается должностным лицом (должностными лицами), осуществлявшим (осуществлявшими) проверку, в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона N 248-ФЗ, утверждается распоряжением Комитета и направляется контролируемому лицу по адресу, указанному в извещении о начале работ, посредством информационных систем или посредством почтового отправления в случае, предусмотренном частью 9 статьи 98 Федерального закона N 248-ФЗ, в течение пяти рабочих дней с даты завершения итоговой проверки.
5.11. Решение об отказе в выдаче заключения о соответствии может быть обжаловано в судебном порядке.
6. Обжалование решений Комитета, действий (бездействия) должностных лиц
6.1. Контролируемые лица, в отношении которых должностными лицами Комитета, указанными в пункте 1.7 раздела 1 настоящего Положения, приняты решения или совершены действия (бездействие) в рамках осуществления регионального государственного строительного надзора в порядке, установленном статьей 40 Федерального закона N 248-ФЗ, имеют право на досудебное обжалование:
1) решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
2) актов контрольных (надзорных) мероприятий, предписаний об устранении выявленных нарушений;
3) действий (бездействия) должностных лиц Комитета в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.
6.2. Требования к форме и содержанию жалобы определены статьей 41 Федерального закона N 248-ФЗ.
6.3. Жалоба на действия (бездействие) должностных лиц Комитета при осуществления регионального государственного строительного надзора рассматривается председателем Комитета или первым заместителем председателя Комитета.
6.4. Решения, действия (бездействие) первого заместителя председателя Комитета обжалуются председателю Комитета.
6.5. Жалоба на решения Комитета, действия (бездействия) должностных лиц может быть подана в течение тридцати календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
6.6. Жалоба на предписание Комитета может быть подана в течение десяти рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания.
6.7. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен Комитетом.
6.8. Лицо, до принятия решения по жалобе может отозвать ее. При этом повторное направление жалобы по тем же основаниям не допускается.
6.9. Жалоба может содержать ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения Комитета.
6.10. Комитет в срок не позднее двух рабочих дней со дня регистрации жалобы принимает решение:
1) о приостановлении исполнения обжалуемого решения Комитета;
2) об отказе в приостановлении исполнения обжалуемого решения Комитета.
6.11. Информация о принятом решении направляется лицу, подавшему жалобу, в течение одного рабочего дня с момента принятия решения.
6.12. Основаниями для отказа в рассмотрении жалобы является случаи, предусмотренные частью 1 статьи 42 Федерального закона N 248-ФЗ.
Решение об отказе в рассмотрении жалобы принимается в течение пяти рабочих дней со дня получения жалобы.
Отказ в рассмотрении жалобы по основаниям пунктов 3 - 8 части 1 статьи 42 Федерального закона N 248-ФЗ, не является результатом досудебного обжалования и не может служить основанием для судебного обжалования решений Комитета, действий (бездействия) должностных лиц Комитета.
6.13. Жалоба подлежит рассмотрению председателем Комитета или первым заместителем председателя Комитета в срок в течение двадцати рабочих дней со дня ее регистрации.
Срок рассмотрения жалобы может быть продлен на двадцать рабочих дней в следующих исключительных случаях:
1) проведение в отношении должностного лица Комитета, действия (бездействие) которого обжалуются, служебной проверки по фактам, указанным в жалобе;
2) истребование дополнительных документов, относящихся к предмету жалобы.
6.14. Комитет вправе запросить у лица, подавшего жалобу, дополнительную информацию и документы, относящиеся к предмету жалобы. Лицо, подавшее жалобу, вправе представить указанные информацию и документы в течение пяти рабочих дней с момента направления запроса. Течение срока рассмотрения жалобы приостанавливается с момента направления запроса о представлении дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, до момента получения их Комитетом, но не более чем на пять рабочих дней с момента направления запроса.
6.15. Неполучение от контролируемого лица дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, не является основанием для отказа в рассмотрении жалобы.
6.16. Не допускается запрашивать у лица, подавшего жалобу, информацию и документы, которые находятся в распоряжении Комитета, государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций.
6.17. Обязанность доказывания законности и обоснованности принятого решения и (или) совершенного действия (бездействия) возлагается на Комитет.
6.18. По итогам рассмотрения жалобы уполномоченный на рассмотрение жалобы орган принимает одно из следующих решений:
1) оставляет жалобу без удовлетворения;
2) отменяет решение Комитета полностью или частично;
3) отменяет решение Комитета полностью и принимает новое решение;
4) признает действия (бездействие) должностных лиц Комитета незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.
6.19. Решение председателя Комитета или первого заместителя председателя Комитета, содержащее обоснование принятого решения, срок и порядок его исполнения, размещается в личном кабинете контролируемого лица на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональном портале государственных и муниципальных услуг в срок не позднее одного рабочего дня со дня его принятия.
7. Оценка результативности и эффективности деятельности Комитета при осуществлении регионального государственного строительного надзора
7.1. Оценка результативности и эффективности деятельности Комитета и должностных лиц Комитета в рамках регионального государственного строительного осуществляется на основе системы показателей результативности и эффективности.
7.2. В систему показателей результативности и эффективности деятельности Комитета при осуществлении регионального государственного строительного надзора входят:
1) ключевые показатели регионального государственного строительного надзора, отражающие уровень минимизации вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, уровень устранения риска причинения вреда (ущерба) при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, по которым устанавливаются целевые (плановые) значения и достижение которых должен обеспечить Комитет (далее - ключевые показатели);
2) индикативные показатели регионального государственного строительного надзора, применяемые для мониторинга контрольной (надзорной) деятельности, ее анализа, выявления проблем, возникающих при, ее осуществлении, и определения причин их возникновения, характеризующих соотношение между степенью устранения риска причинения вреда (ущерба) и объемом трудовых, материальных и финансовых ресурсов, а также уровень вмешательства в деятельность контролируемых лиц (далее - индикативные показатели).
Ключевые и индикативные показатели утверждаются постановлением Правительства Хабаровского края.
7.3. Комитет ежегодно в срок до 1 марта года, следующего за отчетным, осуществляет подготовку доклада за отчетный год о результатах регионального государственного строительного надзора на территории Хабаровского края с указанием сведений о достижении ключевых показателей и сведений об индикативных показателях, в том числе о влиянии профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий на достижение ключевых показателей в соответствии с Требованиями к подготовке докладов о видах государственного контроля (надзора), муниципального контроля и сводного доклада о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 декабря 2020 г. N 2041.
Приложение
к Положению о региональном
государственном строительном
надзоре на территории
Хабаровского края
Критерии
отнесения объектов надзора к категориям риска причинения вреда (ущерба) при осуществлении регионального государственного строительного надзора на территории Хабаровского края
При отнесении строящихся, реконструируемых объектов капитального строительства к определенной категории риска используются признаки зданий и сооружений, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", а также функциональное назначение объектов капитального строительства согласно национальным стандартам и сводам правил.
В соответствии с критерием тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства такие объекты относятся к следующим категориям риска:
1) высокий риск - общественные здания и сооружения, многоквартирные жилые дома, путепроводы, тоннели, мосты и эстакады, а также объекты капитального строительства с пролетом от 20 до 100 метров;
2) значительный риск - производственные здания;
Перечень
индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении регионального государственного строительного надзора на территории Хабаровского края
(утв. постановлением Правительства Хабаровского края от 30 декабря 2021 г. N 700-пр)
1. Наличие сведений о непринятии контролируемым лицом мер по обеспечению соблюдения обязательных требований, указанных в предписании об устранении нарушений обязательных требований.
2. Поступление в орган государственного строительного надзора информации о случаях возникновения аварийных ситуаций при строительстве объекта капитального строительства.
3. Осуществление строительства (реконструкции) при непоступлении в орган государственного строительного надзора извещения о начале работ и документов, направленных в соответствии с частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (если объект подлежит государственному строительному надзору).
Ключевые показатели
регионального государственного строительного надзора на территории Хабаровского края
(утв. постановлением Правительства Хабаровского края от 30 декабря 2021 г. N 700-пр)
Наименование ключевого показателя |
Годы и целевые (прогнозные) значения ключевых показателей |
||||
2021 (базовое значение) |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
|
Количество аварий на объектах капитального строительства, подлежащих региональному государственному строительному надзору, вследствие ненадлежащего проведения надзорных мероприятий |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Индикативные показатели
регионального государственного строительного надзора на территории Хабаровского края
(утв. постановлением Правительства Хабаровского края от 30 декабря 2021 г. N 700-пр)
N |
Показатель |
Формула расчета |
Комментарии (интерпретация значений) |
Целевое значение показателя (если установлено) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Б |
Показатели эффективности, отражающие уровень безопасности охраняемых законом ценностей, выражающийся в минимизации причинения им вреда (ущерба), с учетом задействованных трудовых, материальных и финансовых ресурсов и административных и финансовых издержек застройщика, технического заказчика, лица, осуществляющего строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в части 11 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в случаях, установленных частями 1 и 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - контролируемое лицо) при осуществлении в отношении них контрольных (надзорных) мероприятий |
|||
Б.1 |
Эффективность контрольно-надзорной деятельности |
В случае если Утек / = 0, эффективность осуществления контрольно-надзорной деятельности определяется по формуле: Б = 0,7 x Упр / Утек + 0,3 x Рпр / Ртек, 2. В случае если Утек = 0, то Б присваивается значение > 1 |
Упр - Ключевой показатель - ущерб в периоде, предшествующем отчетному; Утек = Ключевой показатель - ущерб в отчетном периоде, Рпр - расходы на осуществление надзорной деятельности в периоде, предшествующем отчетному; Ртек - расходы на осуществление надзорной деятельности в отчетном периоде. При Б > 1 осуществление надзорной деятельности эффективно. При Б <= 1 осуществление надзорной деятельности неэффективно |
> 1 |
В |
Индикативные показатели, характеризующие различные аспекты контрольной (надзорной) деятельности |
|||
В.1 |
Индикативные показатели, характеризующие непосредственное состояние подконтрольной сферы, а также негативные явления, на устранение которых направлена контрольная (надзорная) деятельность |
|||
В.1.9.1 |
Количество аварий при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства, ед. |
- |
- |
0 |
В.1.9.2 |
Количество пожаров при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства, ед. |
- |
- |
0 |
В.2 |
Индикативные показатели, характеризующие качество проводимых контрольных (надзорных) в части их направленности на устранение максимального объема потенциального вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям |
|||
В.2.1 |
Количество проведенных контрольных (надзорных) мероприятий, ед. |
- |
- |
- |
В.2.2 |
Количество контролируемых лиц, допустивших нарушения, в результате которых причинен вред (ущерб) или была создана угроза его причинения, выявленные в результате проведения контрольных (надзорных) мероприятий, ед. |
- |
- |
- |
В.2.4 |
Количество контролируемых лиц, у которых были устранены нарушения, выявленные в результате проведения контрольных (надзорных) мероприятий, ед. |
- |
- |
- |
В.2.5. |
Доля контролируемы х лиц, у которых были устранены нарушения, выявленные в результате проведения контрольных (надзорных) мероприятий, % |
В.2.5 = (В.2.4 / В.2.2) x 100% |
В.2.4 - количество контролируемых лиц, у которых были устранены нарушения, выявленные в ходе проведения контрольных (надзорных) мероприятий В.2.2 - количество контролируемых лиц, допустивших нарушения, в результате которых причинен вред (ущерб) или была создана угроза его причинения, выявленные в результате проведения контрольных (надзорных) мероприятий |
- |
В.3 |
Индикативные показатели, характеризующие параметры проведенных контрольных (надзорных) мероприятий |
|||
В.3.1 |
Проверки |
|||
В.3.1.1 |
Общее количество проверок, ед. |
- |
- |
- |
В.3.1.3 |
Общее количество внеплановых проверок по основаниям, ед. |
- |
- |
- |
В.3.1.18 |
Доля проверок, на результаты которых поданы жалобы, % |
В.3.1.18 = (Ж / В.3.1.1) x 100% |
Ж = количество проверок, на результаты которых поданы жалобы В.3.1.1 = Общее количество проверок |
- |
В.3.1.20 |
Общее количество проверок, проведенных совместно с другими органами, ед. |
- |
- |
- |
В.3.1.24 |
Доля проверок, результаты которых признаны недействительными, % |
В.3.1.24 = (Пн / В.3.1.1) x 100% |
Пн = количество проверок, результаты которых признаны недействительными В.3.1.1 = общее количество проверок |
0 |
В.3.6 |
Производство по делам об административных правонарушениях |
|||
В.3.6.1 |
Количество протоколов об административных правонарушениях, ед. |
- |
- |
- |
В.3.6.2 |
Количество постановлений о прекращении производства по делу об административном правонарушении, ед. |
- |
- |
- |
В.3.6.3 |
Количество постановлений о назначении административных наказаний, ед. |
- |
- |
- |
В.3.6.5 |
Общая сумма наложенных штрафов по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, тыс. руб. |
- |
- |
- |
В.3.6.6 |
Доля штрафов, наложенных по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, % |
В.3.6.6 = (Штр / В.3.6.3) x 100% |
Штр = количество постановлений о назначении административного штрафа В.3.6.3 = количество постановлений о назначении административных наказаний |
- |
В.3.6.7 |
Общая сумма уплаченных (взысканных) штрафов, тыс. руб. |
- |
- |
- |
В.3.8 |
Мероприятия, направленные на профилактику нарушений обязательных требований, включая предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований |
|||
В.3.8.1 |
Количество проведенных профилактических мероприятий, ед. |
- |
- |
- |
В.3.8.2 |
Количество субъектов, в отношении которых проведены профилактические мероприятия, ед. |
- |
- |
- |
В.3.8.7 |
Количество субъектов, в отношении которых выданы предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, ед. |
- |
- |
- |
В.3.10 |
Контрольные (надзорные) мероприятия по контролю без взаимодействия с контролируемыми лицами |
|||
В.3.10.1.1 |
Количество контрольных (надзорных) мероприятий по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие Комитета с контролируемы ми лицами |
- |
- |
- |
В.3.10.1.2 |
Доля мероприятий без взаимодействия с контролируемы ми лицами, по итогам которых выявлены нарушения обязательных требований, % |
В.3.10.1.2 = (НарБВЗ / В.3.10.1.1) x 100% |
НарБВЗ - количество контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемыми лицами, по итогам которых выявлены нарушения обязательных требований; В.3.10.1.1 - количество контрольных (надзорных) мероприятий, при проведении которых не требуется взаимодействие Комитета с контролируемыми лицами |
|
В.4 |
Индикативные показатели, характеризующие объем задействованных трудовых, материальных и финансовых ресурсов |
|||
В.4.1 |
Объем финансовых средств, выделяемых в отчетном периоде на исполнение функции по контролю (надзору), в том числе на фонд оплаты труда, тыс. руб. |
- |
- |
- |
В.4.2 |
Количество штатных единиц Комитета (всего), ед. |
- |
- |
- |
В.4.3 |
Количество штатных единиц, к должностным обязанностям которых относится выполнение контрольных (надзорных) функций, ед. |
- |
- |
- |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Хабаровского края от 30 декабря 2021 г. N 700-пр "О региональном государственном строительном надзоре на территории Хабаровского края"
Вступает в силу с 6 января 2022 г.
Текст постановления опубликован на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края http://laws.khv.gov.ru 5 января 2022 г., на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 5 января 2022 г. N 2700202201050016
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Хабаровского края от 13 февраля 2023 г. N 62-пр
Изменения вступают в силу с 13 февраля 2023 г.