Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Департамента труда
и социальной защиты населения
города Севастополя
от 28.12.2021 N 549
Приложение N 1
к приказу Департамента труда
и социальной защиты населения
города Севастополя
от 14.12.2020 N 415
(в редакции приказа Департамента труда
и социальной защиты населения
города Севастополя
от 28.12.2021 N 549)
Руководство по соблюдению обязательных требований в области квотирования рабочих мест для инвалидов
1. Общие положения
Данное Руководство по соблюдению обязательных требований в области квотирования рабочих мест для инвалидов (далее - Руководство) разработано с целью предотвращения нарушений законодательства в сфере квотирования рабочих мест для инвалидов, оказания помощи при сотрудничестве работодателей с инвалидами.
Руководство содержит рекомендации по соблюдению обязательных требований, касающихся трудоустройства инвалидов на квотируемые рабочие места, созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в счет установленный квоты.
Государственный контроль (надзор) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты (далее - государственный контроль (надзор)) осуществляется должностными лицами Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя (далее - ДТСЗН Севастополя), уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора): начальником Управления занятости, начальником отдела развития форм занятости и контроля за обеспечением государственных гарантий, заместителем начальника отдела развития форм занятости и контроля за обеспечением государственных гарантий, главным специалистом-экспертом отдела развития форм занятости и контроля за обеспечением государственных гарантий, главными специалистами отдела развития форм занятости и контроля за обеспечением государственных гарантий.
Государственный контроль (надзор) осуществляется посредством организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий, предусмотренных Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", в форме документарных проверок и/или выездных проверок.
2. Основные понятия, используемые в данном Руководстве
Для целей настоящего Руководства используются следующие основные понятия:
обязательные требования - требования, устанавливаемые нормативными правовыми актами, соблюдение которых оценивается при осуществлении регионального государственного контроля (надзора);
работодатель - физическое либо юридическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работником;
квота по приёму на работу инвалидов - количество рабочих мест, установленное в процентах от среднесписочной численности работников предприятия, учреждения, организации, для приема на работу инвалидов которых работодатель обязан трудоустроить в организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают лица указанной категории;
подконтрольный субъект - работодатели города Севастополя независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников которых составляет не менее 35 человек;
квотирование рабочих мест - это выделение или создание работодателем за счет собственных средств рабочих мест для трудоустройства граждан, определенных Законом города Севастополя от 05.05.2015 N 133-ЗС "О квотировании и резервировании рабочих мест для инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите", в соответствии с установленной квотой;
невыполнение квоты - отказ работодателя в приеме на работу граждан для трудоустройства на квотируемые рабочие места, отсутствие выделенных либо специально созданных рабочих мест, а также непредставление организацией в установленном федеральным законодательством и законодательством города Севастополя порядке информации о выполнении квоты;
выполнение квоты - оформление в установленном порядке трудовых отношений с инвалидами в рамках исполнения работодателем обязанности по трудоустройству инвалидов в соответствии с установленной квотой или оформление работодателем в установленном порядке трудовых отношений с инвалидом на любое рабочее место в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, (норма действует с 01.03.2022)
специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - это рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.
3. Нормативные правовые акты, содержащие обязательные требования государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю (надзору) при осуществлении полномочий должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора)
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (статьи 5.42, 19.7, 13.1.1);
Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (статьи 20-22, 24) (далее - Закон РФ N 181-ФЗ);
Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (статья 25) (далее - Закон РФ N 1032-1);
Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (статьи 5, 9);
Федеральный закон от 23.06.2016 N 182 "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" (статьи 24, 25);
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. номер Федерального закона от 23 июня 2016 г. следует читать как "N 182-ФЗ"
приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13.06.2017 N 486н "Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм";
Закон города Севастополя от 05.05.2015 N 133-ЗС "О квотировании и резервировании рабочих мест для инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите" (далее - Закон Севастополя N 133-ЗС);
постановление Правительства Севастополя от 14.06.2016 N 572-ПП "Об утверждении Положения о резервировании работодателями рабочих мест для трудоустройства инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите" (далее - постановление Правительства Севастополя от 14.06.2016 N 572-ПП);
постановление Правительства Севастополя от 17.09.2021 N 420-ПП "Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты";
приказ ДТСЗН Севастополя от 12.02.2016 N 35 "Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников";
приказ ДТСЗН Севастополя от 12.02.2016 N 41 "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые".
4. Перечень действий по выполнению обязательных требований в области квотирования рабочих мест для трудоустройства
N |
Вид обязательного требования |
Пункт, часть, статья НПА, устанавливающего обязательные требования |
1 |
Определение размера квоты |
часть 4 статьи 3 Закона Севастополя N 133-ЗС |
2 |
Выделение (создание) рабочих мест для трудоустройства инвалидов, в соответствии с решением работодателя об установлении квот и количества резервируемых рабочих мест для инвалидов |
пункт 1 части 2 статьи 24 Закона РФ N 181-ФЗ; пункт 1 части 2 статьи 5 Закона Севастополя N 133-ЗС; пункт 2.8 постановления Правительства Севастополя от 14.06.2016 N 572-ПП |
3 |
Принятие локального нормативного акта с указанием количества резервируемых рабочих мест для инвалидов в разрезе профессий и специальностей |
пункт 1 части 2 статьи 24 Закона РФ N 181-ФЗ; пункт 2 части 2 статьи 5 Закона Севастополя N 133-ЗС; пункт 2.2 постановления Правительства Севастополя от 14.06.2016 N 572-ПП |
4 |
Соблюдение срока предоставления в Государственное казенное учреждение города Севастополя "Центр занятости населения Севастополя" (далее - центр занятости населения) информации о наличии вакантных (зарезервированных) рабочих мест с указанием наименований профессий, количества и характеристик рабочих мест, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах ежемесячно, в срок до 10-го числа месяца, следующего за отчетным (за декабрь до 20 января года, следующего за отчетным периодом) |
пункт 3 части 2 статьи 5 Закона Севастополя N 133-ЗС; пункт 2.8 постановления Правительства Севастополя от 14.06.2016 N 572-ПП |
5 |
Соблюдение срока предоставления в центр занятости населения информации об освобождающихся рабочих местах, выделенных или созданных в рамках решений об установлении количества резервируемых рабочих мест для трудоустройства инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите, в течение десяти дней со дня увольнения работника |
пункт 4 части 2 статьи 5 Закона Севастополя N 133-3C |
6 |
Принятие мер по трудоустройству инвалидов на зарезервированные рабочие места: самостоятельно либо путем обращения в центр занятости населения за получением государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников |
пункты 2.2, 2.7 постановления Правительства Севастополя от 14.06.2016 N 572-ПП |
7 |
Соблюдение срока представления в центр занятости населения сведений о выполнении установленной квоты по приему на работу инвалидов; ежемесячно, в срок до 10-го числа месяца, следующего за отчетным (за декабрь - до 20 января года, следующего за отчетным периодом) |
пункт 2.8 постановления Правительства Севастополя от 14.06.2016 N 572-ПП |
8 |
Создание инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида |
Пункт 2 части 2 статьи 24 Закона РФ N 181-ФЗ; пункт 2.8 постановления Правительства Севастополя от 14.06.2016 N 572-ПП |
5. Рекомендации по соблюдению обязательных требований в части создания (выделения) рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой
Статья 21 Закона РФ N 181-ФЗ, обязывает работодателей устанавливать квоту для трудоустройства инвалидов в количестве, зависимом от численности работников предприятий.
Статья 3 Закона Севастополя N 133-ЗС обязывает работодателей, численность работников которых составляет не менее тридцати пяти человек и не более ста человек, устанавливать квоту для приема на работу инвалидов в размере 3 процентов среднесписочной численности работников; работодателям, численность работников которых превышает сто человек, устанавливается квота для приема инвалидов в размере 4 процентов среднесписочной численности работников.
Работодатели самостоятельно определяют размер квоты исходя из среднесписочной численности работников без учета филиалов и представительств организаций, расположенных в другой местности. При исчислении квоты в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.
При этом обращаем внимание, что Законом РФ N 181-ФЗ и Законом Севастополя N 133-3C определена обязанность работодателя по установлению квоты в зависимости от ЧИСЛЕННОСТИ работников (не ШТАТНОЙ численности и не СРЕДНЕСПИСОЧНОЙ численности).
Работодатель часто определяет необходимость по установлению квоты на предприятии, исходя не из ЧИСЛЕННОСТИ, а из СРЕДНЕСПИСОЧНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ работников. Как правило, среднесписочная численность ниже численности (например, штатной), отсюда такой расчет является более выгодным для работодателя, и зачастую освобождает его от обязанности квотировать рабочие места.
Пример:
Штатная численность предприятия - 40 чел.,
Среднесписочная численность - 34 чел.
Работодатель подпадает под действие норм 181-ФЗ и 133-ЗС, поскольку ЧИСЛЕННОСТЬ работников его предприятия более граничной численности, установленной для обязанности по квотированию (более 35 человек), поэтому обязан квотировать рабочие места для инвалидов.
Количество квотируемых рабочих мест рассчитывается от СРЕДНЕСПИСОЧНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ работников предприятия: 3% от 34 человек составит 1,02, округляем согласно правил математического округления до целого числа, получаем одно квотное рабочее место для трудоустройства инвалида.
Освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов.
В среднесписочную численность работников органов государственной власти города Севастополя, органов местного самоуправления муниципальных образований в городе Севастополе, организаций не включаются должности, замещение которых в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Севастополя, муниципальными нормативными правовыми актами осуществляется путем избрания на должности, избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности, назначения на должность или утверждения в должности.
Количество рабочих мест, уже занятых работниками, отнесенными к категории инвалидов, учитывается при определении количества квотируемых мест как занятое инвалидами из числа квоты.
6. Рекомендации по соблюдению обязательных требований в части ежемесячного представления информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов
Приказом ДТСЗН Севастополя от 22.02.2018 N 77 утверждены формы отчетности, представляемые работодателями в центр занятости населения:
- сведения о выполнении установленной квоты по приему на работу инвалидов;
- сведения о выполнении установленной квоты по приему на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите.
Приказом ДТСЗН Севастополя от 29.06.2016 N 282 (в ред. от 24.05.2019 N 188) утверждена форма отчетности, представляемая работодателями в центр занятости населения:
- сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей).
Работодатели города Севастополя имеют возможность представлять информацию в Государственное казенное учреждение города Севастополя "Центр занятости населения Севастополя" при личном обращении, также с использованием единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России", единого портала государственных и муниципальных услуг или регионального портала государственных и муниципальных услуг.
Работодатели обеспечивают полноту, достоверность и актуальность информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей.
7. Практика ДТСЗН Севастополя по реализации государственной функции надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты
В соответствии с действующим законодательством 30.09.2020 согласован прокуратурой города Севастополя и утвержден План проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год ДТСЗН Севастополя, в который включено 11 проверок в целях исполнения государственной функции контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты.
За 2021 год ДТСЗН Севастополя проведено 7 плановых проверок в целях исполнения государственной функции контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты. На четырех предприятиях нарушений не установлено. На одном предприятии города Севастополя выявлено нарушение обязательных требований части 3 статьи 25 Закона РФ N 1032-1, пункта 3 части 2 статьи 24 Закона РФ N 181-ФЗ, части 3 пункта 2 статьи 5 Закона Севастополя N 133-ЗС, заключающееся в предоставлении информации в орган службы занятости в неполном виде или искаженном виде.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 1, подпунктом "п" пункта 1 статьи 48 Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", абзацем 15 подпункта "а" пункта 7, пунктом 8 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 489, пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2020 N 1969 "Об особенностях формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, проведения проверок в 2021 году и внесении изменений в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", распоряжением от 31.08.2019 N 79-р "О внесении изменения в план проведения плановых проверок на 2021 год" ДТСЗН Севастополя исключены 4 плановые проверки юридических лиц.
На 2022 год ДТСЗН Севастополя не утвержден ежегодный план контрольных (надзорных) мероприятий на 2022 год.
Основания для проведения внеплановых проверок в 2021 году отсутствовали.
В 2021 году в ДТСЗН Севастополя не поступало оснований для проведения мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с работодателями, посредством анализа информации, которую работодатели представляют в орган службы занятости.
Предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований в области квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов в 2021 году ДТСЗН Севастополя не выдавались.
8. Ответственность за несоблюдение обязательных требований в области квотирования рабочих мест для инвалидов
В соответствии со статьей 90 Федерального закона Российской Федерации от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований в области квотирования рабочих мест для инвалидов контролируемым лицом должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора), обязаны выдать предписание об устранении выявленных нарушений, а также принять меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности. Дополнительно будет рассмотрен вопрос о проведении мероприятий, направленных на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Неисполнение предписания в установленный срок влечет ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде наложения административного штрафа на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) составляют протоколы об административных правонарушениях, предусмотренные:
- частью 1 статьи 5.42 КоАП РФ за неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей;
- статьей 19.7 КоАП РФ за непредставление или несвоевременное представление сведений (информации), представление которых предусмотрено законом, либо представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
- статьей 13.11.1 КоАП РФ за распространение информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей ограничения дискриминационного характера, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Департамента труда и социальной защиты населения г. Севастополя от 28 декабря 2021 г. N 549 "О внесении изменений... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.