Постановление Правительства Пермского края от 29 декабря 2021 г. N 1091-п
"Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции"
В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" Правительство Пермского края постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о региональном государственном контроле (надзоре) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - Положение).
2. Признать утратившими силу пункты 1.1, 1.3 постановления Правительства Пермского края от 19 сентября 2018 г. N 509-п "Об утверждении порядков организации и осуществления государственного и лицензионного контроля за соблюдением требований законодательства".
3. Настоящее постановление вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования, за исключением пунктов 2.23 - 2.25 Положения, которые вступают в силу с 01 марта 2022 года.
4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя председателя Правительства - министра промышленности и торговли Пермского края.
Губернатор Пермского края |
Д.Н. Махонин |
Положение
о региональном государственном контроле (надзоре) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции
(утв. постановлением Правительства Пермского края от 29 декабря 2021 г. N 1091-п)
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет правила организации и осуществления деятельности уполномоченного органа исполнительной власти Пермского края по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Пермского края (далее - региональный государственный контроль).
1.2. Предметом регионального государственного контроля является:
соблюдение организациями лицензионных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (за исключением лицензионных требований к производству, поставкам, хранению и розничной продаже произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями винодельческой продукции);
соблюдение организациями, индивидуальными предпринимателями обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, установленных статьей 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", обязательных требований к розничной продаже спиртосодержащей продукции, обязательных требований к фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе сведений об обороте алкогольной продукции лицами, осуществляющими ее розничную продажу, за исключением обязательных требований, установленных техническими регламентами;
соблюдение организациями, индивидуальными предпринимателями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами обязательных требований к декларированию объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, объема собранного винограда для производства винодельческой продукции.
1.3. Органом исполнительной власти Пермского края, уполномоченным на осуществление регионального государственного контроля, является Министерство промышленности и торговли Пермского края (далее - Министерство).
1.4. Министерство при осуществлении регионального государственного контроля проводит контрольные (надзорные) мероприятия из числа предусмотренных Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее соответственно - контрольные (надзорные) мероприятия, Федеральный закон N 248-ФЗ).
При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
1.5. При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.
1.6. В целях, связанных с осуществлением регионального государственного контроля, Министерство получает на безвозмездной основе документы и (или) сведения от иных органов либо подведомственных указанным органам организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) сведения, в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в том числе в электронной форме, а также использует общедоступную информацию.
Передача в рамках межведомственного информационного взаимодействия документов и (или) сведений, раскрытие информации, в том числе ознакомление с указанными документами и (или) сведениями в случаях, предусмотренных Федеральным законом N 248-ФЗ, осуществляются с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.
1.7. Объекты регионального государственного контроля определяются в соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона N 248-ФЗ (далее - объекты контроля).
Учет объектов контроля в рамках осуществления регионального государственного контроля обеспечивается Министерством с помощью портала сервисов Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка.
1.8. Региональный государственный контроль осуществляется в соответствии с перечнем правовых актов, размещенным на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://minpromtorg.permkrai.ru/documents/normativnoe-pravovoe-regulirovanie-litsenzirovaniya-roznichnoy-prodazhi-alkogolnoy-produktsii/ (далее - официальный сайт Министерства), в ГИС "Реестр Пермского края" http://rgu.permkrai.ru/ RGU_WAR_2/ RGU2App.html#viewFunction и на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) https://www.gosuslugi.ru/399450/1/info.
II. Порядок организации и осуществления регионального государственного контроля
2.1. Региональный государственный контроль осуществляется на основе системы оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, определяет выбор профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий, их содержание (в том числе объем проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты.
2.2. При осуществлении регионального государственного контроля проводятся:
2.2.1. профилактические мероприятия:
2.2.1.1. информирование;
2.2.1.2. обобщение правоприменительной практики;
2.2.1.3. объявление предостережения;
2.2.1.4. консультирование;
2.2.1.5. профилактический визит;
2.3. Для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, за исключением мероприятий, указанных в пункте 2.2.3 настоящего Положения, принимается решение Министерства, подписанное уполномоченным должностным лицом Министерства (далее - решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия), в котором указывается информация, установленная пунктом 1 статьи 64 Федерального закона N 248-ФЗ.
2.4. Решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия принимается и подписывается заместителем председателя Правительства -министром промышленности и торговли Пермского края (заместителем министра, начальника управления потребительского рынка и лицензирования), а также начальником структурного подразделения Министерства, проводящего контрольное (надзорное) мероприятие.
2.5. Контрольное (надзорное) мероприятие начинается после внесения в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий сведений, установленных правилами его формирования и ведения, за исключением наблюдения за соблюдением обязательных требований и выездного обследования, а также случаев неработоспособности единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, зафиксированных оператором реестра.
2.6. Должностными лицами Министерства, уполномоченными на осуществление регионального государственного контроля (надзора) (далее - должностные лица Министерства), являются:
2.6.1. заместитель председателя Правительства - министр промышленности и торговли Пермского края (заместитель министра, начальник управления потребительского рынка и лицензирования);
2.6.2. должностные лица Министерства, в должностные обязанности которых входит осуществление полномочий по региональному государственному контролю, в том числе проведение профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
2.7. Должностные лица Министерства, уполномоченные на проведение конкретного профилактического мероприятия или контрольного (надзорного) мероприятия, определяются решением Министерства о проведении профилактического мероприятия или контрольного (надзорного) мероприятия.
Запрещается проведение контрольного (надзорного) мероприятия в отношении объектов контроля должностными лицами Министерства, которые проводили профилактические мероприятия в отношении указанных объектов контроля.
2.8. Должностное лицо Министерства при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий имеет право:
2.8.1. беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и в соответствии с полномочиями, установленными решением о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, посещать (осматривать) объекты контроля, если иное не предусмотрено федеральными законами;
2.8.2. знакомиться со всеми документами, касающимися соблюдения обязательных требований, в том числе в установленном порядке с документами, содержащими государственную, служебную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;
2.8.3. требовать от контролируемых лиц, в том числе руководителей и других работников контролируемых организаций, представления письменных объяснений по фактам нарушений обязательных требований, выявленных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, а также представления документов для копирования, фото- и видеосъемки;
2.8.4. знакомиться с технической документацией, электронными базами данных, информационными системами контролируемых лиц в части, относящейся к предмету и объему контрольного (надзорного) мероприятия;
2.8.5. составлять акты по фактам непредставления или несвоевременного представления контролируемым лицом документов и материалов, запрошенных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, невозможности провести опрос должностных лиц и (или) работников контролируемого лица, ограничения доступа в помещения, воспрепятствования иным мерам по осуществлению контрольного (надзорного) мероприятия;
2.8.6. выдавать контролируемым лицам рекомендации по обеспечению безопасности и предотвращению нарушений обязательных требований, принимать решения об устранении контролируемыми лицами выявленных нарушений обязательных требований и о восстановлении нарушенного положения;
2.8.7. составлять по результатам проведенных контрольных (надзорных) мероприятий соответствующие акты;
2.8.8. запрашивать и получать в установленном порядке сведения, материалы и документы, необходимые для осуществления своей деятельности;
2.8.9. обращаться в соответствии с Федеральным законом от 07 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" за содействием к органам полиции в случаях, если должностному лицу Министерства оказывается противодействие или угрожает опасность;
2.8.10. совершать иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Пермского края.
2.9. Должностные лица Министерства обязаны:
2.9.1. соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы контролируемых лиц;
2.9.2. своевременно и в полной мере осуществлять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции;
2.9.3. проводить контрольные (надзорные) мероприятия и совершать контрольные (надзорные) действия на законном основании и в соответствии с их назначением только во время исполнения служебных обязанностей и при наличии соответствующей информации в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, а в случае взаимодействия с контролируемыми лицами проводить такие мероприятия и совершать такие действия только при предъявлении служебного удостоверения, иных документов, предусмотренных федеральными законами;
2.9.4. в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом Министерство в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязано:
2.9.4.1. выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных федеральным законом о виде контроля;
2.9.4.2. принять меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений обязательных требований, предупреждению нарушений обязательных требований, предотвращению возможного причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, при неисполнении предписания в установленные сроки принять меры по обеспечению его исполнения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном исполнении предписания, если такая мера предусмотрена законодательством;
2.9.5. в пределах своих полномочий принимать меры по привлечению лиц, совершивших правонарушение в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, к ответственности;
2.9.6. не допускать при проведении контрольных (надзорных) мероприятий проявления неуважения в отношении богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, не препятствовать их проведению, а также не нарушать внутренние установления религиозных организаций;
2.9.7. не препятствовать присутствию контролируемых лиц, их представителей, а с согласия контролируемых лиц, их представителей - присутствию Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей или его общественных представителей, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Пермском крае при проведении контрольных (надзорных) мероприятий (за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, при проведении которых не требуется взаимодействие контрольных (надзорных) органов с контролируемыми лицами) и в случаях, предусмотренных Федеральным законом N 248-ФЗ, осуществлять консультирование;
2.9.8. предоставлять контролируемым лицам, их представителям, присутствующим при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, информацию и документы, относящиеся к предмету регионального государственного контроля, в том числе сведения о согласовании проведения контрольного (надзорного) мероприятия органами прокуратуры в случае, если такое согласование предусмотрено Федеральным законом N 248-ФЗ;
2.9.9. знакомить контролируемых лиц, их представителей с результатами контрольных (надзорных) мероприятий и контрольных (надзорных) действий, относящихся к предмету контрольного (надзорного) мероприятия;
2.9.10. знакомить контролируемых лиц, их представителей с информацией и (или) документами, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия и относящимися к предмету контрольного (надзорного) мероприятия;
2.9.11. учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для охраняемых законом ценностей, а также не допускать необоснованного ограничения прав и законных интересов контролируемых лиц, неправомерного вреда (ущерба) их имуществу;
2.9.12. доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
2.9.13. соблюдать установленные законодательством Российской Федерации сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий и совершения контрольных (надзорных) действий;
2.9.14. не требовать от контролируемых лиц документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации либо которые находятся в распоряжении государственных органов и органов местного самоуправления;
2.9.15. исполнять иные требования, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Пермского края.
2.10. Должностное лицо Министерства не вправе:
2.10.1. оценивать соблюдение обязательных требований, если оценка соблюдения таких требований не относится к полномочиям Министерства;
2.10.2. проводить контрольные (надзорные) мероприятия, совершать контрольные (надзорные) действия, не предусмотренные решением Министерства;
2.10.3. проводить контрольные (надзорные) мероприятия, совершать контрольные (надзорные) действия в случае отсутствия при проведении указанных мероприятий (действий) контролируемого лица, за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, контрольных (надзорных) действий, не требующих взаимодействия с контролируемым лицом, а также за исключением случаев, если оценка соблюдения обязательных требований без присутствия контролируемого лица при проведении контрольного (надзорного) мероприятия может быть проведена, а контролируемое лицо было надлежащим образом уведомлено о проведении контрольного (надзорного) мероприятия;
2.10.4. отбирать пробы (образцы) продукции (товаров), материалов, веществ для проведения их исследований (испытаний) и измерений с нарушением установленных требований к их отбору, в том числе в количестве, превышающем нормы, установленные документами по стандартизации, правилами отбора проб (образцов) и методами их исследований (испытаний) и измерений, техническими регламентами или иными нормативными техническими документами, правилами, методами исследований (испытаний) и измерений;
2.10.5. требовать представления документов, информации, проб (образцов) продукции (товаров), материалов, веществ, если они не относятся к предмету контрольного (надзорного) мероприятия, а также изымать оригиналы таких документов;
2.10.6. требовать от контролируемого лица представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, ранее представленные контролируемым лицом или имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций;
2.10.7. распространять информацию и сведения, полученные в результате осуществления регионального государственного контроля и составляющие государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
2.10.8. требовать от контролируемого лица представления документов, информации ранее даты начала проведения контрольного (надзорного) мероприятия;
2.10.9. осуществлять выдачу контролируемым лицам предписаний или предложений о проведении за их счет контрольных (надзорных) мероприятий и совершении контрольных (надзорных) действий;
2.10.10. превышать установленные сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
2.10.11. препятствовать осуществлению контролируемым лицом, присутствующим при проведении профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия, фотосъемки, аудио- и видеозаписи, если совершение указанных действий не запрещено федеральными законами и если эти действия не создают препятствий для проведения указанных мероприятий.
2.11. Для фиксации должностным лицом Министерства доказательств нарушений обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись.
Решение об осуществлении фотосъемки, аудио- и видеозаписи для фиксации доказательств выявленных нарушений обязательных требований принимается должностным лицом Министерства самостоятельно при совершении следующих контрольных (надзорных) действий:
осмотр - фотосъемка, видеозапись;
опрос - аудиозапись;
получение письменных объяснений - фотосъемка, видеозапись;
истребование документов - фотосъемка, аудио- и видеозапись;
инструментальное обследование - фотосъемка, видеозапись;
экспертиза - фотосъемка, видеозапись.
При отсутствии возможности осуществления видеозаписи применяется аудиозапись проводимого контрольного (надзорного) действия.
Аудио- и (или) видеозапись осуществляется открыто, с уведомлением вслух в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи.
Решение об осуществлении фиксации доказательств выявленных нарушений обязательных требований с помощью технических средств при совершении контрольных (надзорных) действий принимается должностным лицом Министерства самостоятельно при проведении экспертизы и инструментального обследования.
Зафиксированные с помощью фотосъемки, аудио- и (или) видеозаписи доказательства выявленных нарушений обязательных требований оформляются в виде приложения к акту контрольного (надзорного) мероприятия, в котором делается отметка об осуществлении фотосъемки, аудио-, видеозаписи для фиксации доказательства выявленных нарушений обязательных требований.
2.12. При проведении должностным лицом Министерства контрольных (надзорных) действий может производиться отбор проб (образцов) продукции (товаров), иных предметов и материалов в соответствии с правилами отбора проб (образцов) для направления их в экспертную организацию в целях проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований. Отбор проб (образцов) производится в соответствии с пунктами 2 - 5 статьи 81 Федерального закона N 248-ФЗ.
2.13. Контрольная закупка.
Контрольная закупка проводится в соответствии со статьей 67 Федерального закона N 248-ФЗ.
При проведении контрольной закупки могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись в порядке, установленном пунктом 2.11 настоящего Положения.
2.14. Выборочный контроль.
Выборочный контроль проводится в соответствии со статьей 69 Федерального закона N 248-ФЗ.
2.14.1. При проведении выборочного контроля может использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись в порядке, установленном пунктом 2.11 настоящего Положения.
2.14.2. Индивидуальные предприниматели, организации, осуществляющие хранение, применение (эксплуатацию) и (или) реализацию продукции (товаров), обязаны обеспечить беспрепятственный доступ должностных лиц Министерства на объекты контроля.
2.14.3. В ходе выборочного контроля могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
получение письменных объяснений;
истребование документов;
отбор проб (образцов);
экспертиза.
2.15. Выездная проверка.
Выездная проверка проводится в соответствии со статьей 73 Федерального закона N 248-ФЗ.
2.15.1. Выездная проверка проводится в отношении конкретного контролируемого лица, осуществляющего деятельность по розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на территории Пермского края, по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля в целях оценки соблюдения таким лицом обязательных требований, а также оценки выполнения решений Министерства.
2.15.2. О проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за 24 часа до ее начала в порядке, установленном статьей 21 Федерального закона N 248-ФЗ.
2.15.3. Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия.
2.15.4. В ходе выездной проверки допускаются следующие контрольные (надзорные) действия:
2.15.4.1. осмотр;
2.15.4.2. досмотр;
2.15.4.3. опрос;
2.15.4.4. получение письменных объяснений;
2.15.4.5. истребование документов;
2.15.4.6. экспертиза.
2.15.5. При проведении выездной проверки могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись в порядке, установленном пунктом 2.11 настоящего Положения.
2.16. Рейдовый осмотр.
Рейдовый осмотр проводится в соответствии со статьей 71 Федерального закона N 248-ФЗ.
2.16.1. Рейдовый осмотр проводится в отношении любого числа контролируемых лиц, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, либо неограниченного круга контролируемых лиц, осуществляющих деятельность или совершающих действия на определенной территории, в целях оценки соблюдения ими обязательных требований.
2.16.2. Проведение рейдового осмотра осуществляется в соответствии с решением о проведении контрольного (надзорного) мероприятия с участием экспертов, специалистов, привлекаемых к проведению контрольного (надзорного) мероприятия (при необходимости), в форме совместного (межведомственного) контрольного (надзорного) мероприятия (при необходимости).
2.16.3. В ходе рейдового осмотра допускаются следующие контрольные (надзорные) действия:
2.16.3.1. осмотр;
2.16.3.2. досмотр;
2.16.3.3. опрос;
2.16.3.4. получение письменных объяснений;
2.16.3.5. истребование документов;
2.16.3.6. экспертиза.
2.16.4. Срок проведения рейдового осмотра не может превышать десять рабочих дней. Срок взаимодействия с одним контролируемым лицом в период проведения рейдового осмотра не может превышать один рабочий день.
2.16.5. При проведении рейдового осмотра должностные лица Министерства вправе взаимодействовать с находящимися на производственных объектах лицами.
2.16.6. Контролируемые лица, владеющие объектами контроля и (или) находящиеся на территории, на которой проводится рейдовый осмотр, обязаны обеспечить в ходе рейдового осмотра беспрепятственный доступ должностным лицам Министерства к территории и иным объектам, указанным в решении о проведении рейдового осмотра, а также ко всем помещениям (за исключением жилых помещений).
2.16.7. В случае если в результате рейдового осмотра были выявлены нарушения обязательных требований, должностное лицо (должностные лица) Министерства на месте составляет (составляют) акт в отношении каждого контролируемого лица, допустившего нарушение обязательных требований.
2.16.8. При проведении рейдового осмотра могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись в порядке, установленном пунктом 2.11 настоящего Положения.
2.17. Инспекционный визит.
Инспекционный визит проводится в соответствии со статьей 70 Федерального закона N 248-ФЗ.
2.17.1. Инспекционный визит проводится во взаимодействии с конкретным контролируемым лицом и (или) владельцем (пользователем) объекта контроля по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
2.17.2. В ходе инспекционного визита допускаются следующие контрольные (надзорные) действия:
2.17.2.1. осмотр;
2.17.2.2. опрос;
2.17.2.3. получение письменных объяснений;
2.17.2.4. истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
2.17.3. Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица и собственника объекта контроля.
2.17.4. Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном производственном объекте (территории) не может превышать один рабочий день.
2.17.5. Контролируемые лица или их представители обязаны обеспечить беспрепятственный доступ должностного лица Министерства в здания, сооружения, помещения.
2.17.6. При проведении инспекционного визита могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись в порядке, установленном пунктом 2.11 настоящего Положения.
2.18. Документарная проверка.
Документарная проверка проводится в соответствии со статьей 72 Федерального закона N 248-ФЗ.
2.18.1. Документарная проверка проводится по месту нахождения контрольного (надзорного) органа, ее предметом являются исключительно сведения, содержащиеся в документах контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документы, используемые при осуществлении их деятельности, использовании объектов контроля и связанные с исполнением ими обязательных требований и решений Министерства, в том числе сведения, составляющие государственную тайну и находящиеся по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений).
2.18.2. В ходе документарной проверки рассматриваются документы контролируемых лиц, имеющиеся в распоряжении Министерства, результаты предыдущих контрольных (надзорных) мероприятий, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленного в отношении этих контролируемых лиц регионального государственного контроля.
2.18.3. В ходе документарной проверки допускаются следующие контрольные (надзорные) действия:
2.18.3.1. получение письменных объяснений;
2.18.3.2. истребование документов;
2.18.3.3. экспертиза.
2.18.4. В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении Министерства, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение контролируемым лицом обязательных требований, должностное лицо Министерства направляет в адрес контролируемого лица требование представить иные необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы. В течение десяти рабочих дней со дня получения данного требования контролируемое лицо обязано направить в Министерство указанные в требовании документы.
2.18.5. Если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных контролируемым лицом документах либо выявлено несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Министерства документах и (или) полученным при осуществлении регионального государственного контроля, информация об ошибках, о противоречиях и несоответствии сведений направляется контролируемому лицу с требованием представить в течение десяти рабочих дней необходимые пояснения. Контролируемое лицо, представляющее в Министерство пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо относительно несоответствия сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Министерства документах и (или) полученным при осуществлении регионального государственного контроля, вправе дополнительно представить в Министерство документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.
2.18.6. При проведении документарной проверки сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены Министерством от иных органов, у контролируемого лица не истребуются.
2.18.7. Срок проведения документарной проверки не может превышать десять рабочих дней. В указанный срок не включается период с момента направления Министерством контролируемому лицу требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до момента представления указанных в требовании документов в Министерство, а также период с момента направления контролируемому лицу информации Министерства о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Министерства документах и (или) полученным при осуществлении регионального государственного контроля, и требования представить необходимые пояснения в письменной форме до момента представления указанных пояснений в Министерство.
2.18.8. Внеплановая документарная проверка проводится без согласования с органами прокуратуры.
2.19. Наблюдение за соблюдением обязательных требований проводится в порядке, установленном статьей 74 Федерального закона N 248-ФЗ.
2.20. Выездное обследование.
Выездное обследование проводится в соответствии со статьей 75 Федерального закона N 248-ФЗ.
2.20.1. Выездное обследование проводится на основании задания уполномоченных должностных лиц Министерства по месту нахождения объекта контроля без взаимодействия с контролируемым лицом и без его информирования в целях визуальной оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.
2.20.2. В ходе выездного обследования должностное лицо Министерства имеет право осуществлять осмотр общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) объектов контроля.
2.20.3. В ходе выездного обследования на общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) объектах контроля могут осуществляться:
2.20.3.1. осмотр;
2.20.3.2. отбор проб (образцов);
2.20.3.3. инструментальное обследование (с применением видеозаписи);
2.20.3.4. испытание;
2.20.3.5. экспертиза.
2.20.4. Срок проведения выездного обследования одного объекта контроля (нескольких объектов контроля, расположенных в непосредственной близости друг от друга) не может превышать один рабочий день.
2.20.5. По результатам проведения выездного обследования решения, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 2 статьи 90 Федерального закона N 248-ФЗ, не принимаются.
2.20.6. Выездное обследование может проводиться в форме внепланового контрольного (надзорного) мероприятия.
2.20.7. При проведении выездного обследования могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись в порядке, установленном пунктом 2.11 настоящего Положения.
2.21. Внеплановые выездная проверка, инспекционный визит, рейдовый осмотр, контрольная закупка проводятся только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев их проведения в соответствии с:
2.21.1. поручением Президента Российской Федерации, поручением Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;
2.21.2. требованием прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
2.21.3. истечением срока исполнения решения Министерства об устранении выявленного нарушения обязательных требований - в случаях, установленных частью 1 статьи 95 Федерального закона N 248-ФЗ.
2.22. Если основанием для проведения внеплановых выездной проверки и инспекционного визита, рейдового осмотра являются сведения о непосредственной угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, Министерство для принятия неотложных мер по ее предотвращению и устранению приступает к проведению внеплановой выездной проверки или рейдового осмотра незамедлительно (в течение двадцати четырех часов после получения соответствующих сведений) с извещением об этом органа прокуратуры по месту нахождения объекта контроля посредством направления в тот же срок документов, предусмотренных частью 5 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ.
Пункт 2.23 Положения вступает в силу с 1 марта 2022 г.
2.23. При проведении выездного обследования, инспекционного визита, рейдового осмотра, выездной проверки должностным лицом Министерства применяются проверочные листы (списки контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), которые формируются и утверждаются Министерством.
Пункт 2.24 Положения вступает в силу с 1 марта 2022 г.
2.24. Проверочные листы не могут возлагать на контролируемое лицо обязанность по соблюдению обязательных требований, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Пункт 2.25 Положения вступает в силу с 1 марта 2022 г.
2.25. При проведении контрольных (надзорных) мероприятий проверочные листы заполняются должностным лицом Министерства в электронной форме посредством внесения ответов на контрольные вопросы и заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица Министерства.
2.26. К проведению контрольных (надзорных) мероприятий Министерством при необходимости могут привлекаться эксперты, экспертные организации, специалисты в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2.27. Контроль за устранением выявленных нарушений обязательных требований осуществляется Министерством в форме выездной проверки, если проводится оценка исполнения решения об устранении выявленного нарушения обязательных требований, принятого по итогам выездной проверки. В остальных случаях контроль за устранением выявленных нарушений обязательных требований осуществляется в форме инспекционного визита или рейдового осмотра.
2.28. При проведении контрольных (надзорных) мероприятий Министерством осуществляются в соответствии с требованиями следующие контрольные (надзорные) действия, предусмотренные статьями 76 - 80, 82 и 84 Федерального закона N 248-ФЗ:
2.28.1. осмотр;
2.28.2. досмотр;
2.28.3. опрос;
2.28.4. получение письменных объяснений;
2.28.5. истребование документов;
2.28.6. экспертиза;
2.28.7. инструментальное обследование.
2.29. Осмотр.
Осмотр проводится в соответствии со статьей 76 Федерального закона N 248-ФЗ.
2.29.1. Осмотр проводится должностным лицом Министерства в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением видеозаписи.
2.29.2. По результатам осмотра должностным лицом Министерства составляется протокол осмотра, в который вносится перечень осмотренных помещений, прилегающих территорий, а также вид, количество и иные идентификационные признаки обследуемых объектов, имеющие значение для контрольного (надзорного) мероприятия.
2.30. Досмотр.
Досмотр проводится в соответствии со статьей 77 Федерального закона N 248-ФЗ.
2.30.1. Досмотр проводится должностным лицом Министерства в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением видеозаписи. Досмотр в отсутствие контролируемого лица или его представителя осуществляется только в случае отсутствия контролируемого лица либо его представителя на объекте контроля и (или) предоставления контролируемым лицом информации Министерству о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия с обязательным применением видеозаписи.
2.30.2. По результатам досмотра должностным лицом Министерства составляется протокол досмотра, в который вносится перечень досмотренных зданий, помещений, прилегающих территорий, а также вид, количество и иные идентификационные признаки исследуемых объектов, имеющих значение для контрольного (надзорного) мероприятия.
2.31. Опрос.
Опрос проводится в соответствии со статьей 78 Федерального закона N 248-ФЗ.
Результаты опроса фиксируются должностным лицом Министерства в протоколе опроса, который подписывается опрашиваемым лицом, подтверждающим достоверность изложенных им сведений, а также в акте контрольного (надзорного) мероприятия в случае, если полученные сведения имеют значение для контрольного (надзорного) мероприятия.
2.32. Получение письменных объяснений.
Получение письменных объяснений проводится в соответствии со статьей 79 Федерального закона N 248-ФЗ.
2.32.1. Письменные объяснения (далее - объяснения) оформляются путем составления письменного документа в свободной форме.
2.32.2. Должностное лицо Министерства вправе собственноручно составить объяснения со слов должностных лиц или работников организации, индивидуального предпринимателя, являющихся контролируемыми лицами, их представителей, свидетелей. В этом случае указанные лица знакомятся с объяснениями, при необходимости дополняют текст, делают отметку о том, что должностное лицо Министерства с их слов записало верно, и подписывают документ, указывая дату и место его составления.
2.33. Истребование документов.
Истребование документов проводится в соответствии со статьей 80 Федерального закона N 248-ФЗ.
2.34. Экспертиза.
Экспертиза проводится в соответствии со статьей 84 Федерального закона N 248-ФЗ.
2.34.1. Конкретное экспертное задание включает одну или несколько из следующих задач экспертизы:
2.34.1.1. установление фактов, обстоятельств;
2.34.1.2. установление тождества или различия.
2.34.2. Экспертиза осуществляется экспертом или экспертной организацией по поручению Министерства.
2.34.3. При назначении и осуществлении экспертизы контролируемые лица имеют право:
2.34.3.1. информировать Министерство о наличии конфликта интересов у эксперта, экспертной организации;
2.34.3.2. предлагать дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта, экспертной организации, а также уточнять формулировки поставленных вопросов;
2.34.3.3. присутствовать с разрешения должностного лица Министерства при осуществлении экспертизы и давать объяснения эксперту;
2.34.3.4. знакомиться с заключением эксперта или экспертной организации.
2.34.4. Экспертиза может осуществляться как по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) непосредственно в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия, так и по месту осуществления деятельности эксперта или экспертной организации.
2.34.5. Время осуществления экспертизы зависит от вида экспертизы и устанавливается индивидуально в каждом конкретном случае по соглашению между Министерством и экспертом или экспертной организацией.
2.34.6. Результаты экспертизы оформляются экспертным заключением.
2.35. Инструментальное обследование.
Инструментальное обследование проводится в соответствии со статьей 82 Федерального закона N 248-ФЗ.
2.35.1. Инструментальное обследование - совершаемое должностным лицом Министерства по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо по месту нахождения производственного объекта с использованием специального оборудования и (или) технических приборов для определения фактических значений, показателей, действий (событий), имеющих значение для оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, а также подтверждения соответствия продукции (товаров) обязательным требованиям.
2.35.2. Под специальным оборудованием и (или) техническими приборами понимаются все измерительные приборы и инструменты, утвержденные в установленном порядке в качестве применяемого испытательного оборудования, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие в случае необходимости метрологическую поверку.
2.35.3. По результатам инструментального обследования должностным лицом Министерства составляется протокол инструментального обследования, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы должностного лица Министерства или специалиста, составивших протокол, сведения о контролируемом лице, предмет обследования, используемые специальное оборудование и (или) технические приборы, методики инструментального обследования, результат инструментального обследования, нормируемое значение показателей, подлежащих контролю при проведении инструментального обследования, и выводы о соответствии этих показателей установленным нормам, иные сведения, имеющие значение для оценки результатов инструментального обследования.
2.36. Документы, оформляемые Министерством при осуществлении регионального государственного контроля, а также специалистами, экспертами, привлекаемыми к проведению контрольных (надзорных) мероприятий, составляются в форме электронного документа и подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью.
2.37. Информирование о совершаемых должностными лицами Министерства действиях и принимаемых решениях при осуществлении регионального государственного контроля проводится в соответствии со статьей 21 Федерального закона N 248-ФЗ.
2.37.1. Информирование о совершаемых должностными лицами Министерства действиях и принимаемых решениях осуществляется в сроки и порядке, установленные Федеральным законом N 248-ФЗ, посредством размещения сведений об указанных действиях и решениях в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, в том числе через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций).
До 31 декабря 2023 года информирование контролируемого лица о совершаемых должностными лицами Министерства действиях и принимаемых решениях, направление документов и сведений контролируемому лицу Министерства в соответствии со статьей 21 Федерального закона N 248-ФЗ могут осуществляться в том числе на бумажном носителе с использованием почтовой связи в случае невозможности информирования контролируемого лица в электронной форме либо по запросу контролируемого лица. Министерство в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня поступления такого запроса, направляет контролируемому лицу указанные документы и (или) сведения.
2.37.2. Контролируемое лицо считается проинформированным надлежащим образом в случае, если сведения предоставлены контролируемому лицу в соответствии с пунктом 2.37.3 настоящего Положения, в том числе направлены ему электронной почтой по адресу, сведения о котором представлены Министерству контролируемым лицом и внесены в информационные ресурсы, информационные системы при осуществлении регионального государственного контроля, муниципального контроля или оказании государственных и муниципальных услуг. Для целей информирования контролируемого лица Министерством может использоваться адрес электронной почты, сведения о котором были представлены при государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя.
2.37.3. Документы, направляемые контролируемым лицом в Министерство в электронном виде, могут быть подписаны:
2.37.3.1. простой электронной подписью;
2.37.3.2. простой электронной подписью, ключ которой получен физическим лицом при личной явке в соответствии с правилами использования простой электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме, установленными Правительством Российской Федерации;
2.37.3.3. усиленной квалифицированной электронной подписью в случаях, установленных Федеральным законом N 248-ФЗ.
2.37.4. Материалы, прикладываемые к ходатайству, заявлению, жалобе, в том числе фото- и видеоматериалы, представляются контролируемым лицом в электронном виде.
2.37.5. Не требуется нотариального удостоверения копий документов, представляемых в Министерство, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
2.38. Оформление результатов контрольного (надзорного) мероприятия, ознакомление с результатами контрольного (надзорного) мероприятия, представление возражений в отношении акта контрольного (надзорного) мероприятия осуществляются в порядке, установленном статьями 87 - 89 Федерального закона N 248-ФЗ.
2.39. Решения, принимаемые по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.
2.39.1. В случае отсутствия выявленных нарушений обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия сведения об этом вносятся в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Должностным лицом Министерства выдаются рекомендации по соблюдению обязательных требований, проводятся иные мероприятия, направленные на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
2.39.2. В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований со стороны контролируемого лица Министерство в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязано:
2.39.2.1. выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
2.39.2.2. незамедлительно принять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или прекращению его причинения вплоть до обращения в суд с требованием о запрете эксплуатации (использования) зданий, строений, сооружений, помещений и иных подобных объектов и о доведении до сведения индивидуальных предпринимателей, организаций любым доступным способом информации о наличии угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и способах ее предотвращения в случае, если при проведении контрольного (надзорного) мероприятия установлено, что деятельность индивидуального предпринимателя, организации, владеющих и (или) пользующихся объектом контроля, эксплуатация (использование) ими зданий, строений, сооружений, помещений и иных подобных объектов, выполняемые ими работы, оказываемые услуги представляют непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или что такой вред (ущерб) причинен;
2.39.2.3. при выявлении в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков преступления или административного правонарушения направить соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией или при наличии соответствующих полномочий принять меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности;
2.39.2.4. принять меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений обязательных требований, предупреждению нарушений обязательных требований, предотвращению возможного причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
2.39.2.5. рассмотреть вопрос о выдаче рекомендаций по соблюдению обязательных требований, проведении иных мероприятий, направленных на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
2.40. В предписании об устранении выявленных нарушений обязательных требований, предусмотренном пунктом 2.39.2.1 настоящего Положения, указываются:
2.40.1. фамилии, имена, отчества (при наличии) должностных лиц Министерства, проводивших контрольное (надзорное) мероприятие;
2.40.2. дата выдачи;
2.40.3. адресные данные объекта контроля;
2.40.4. наименование лица, которому выдается предписание;
2.40.5. нарушенные нормативно-правовые акты;
2.40.6. описание нарушения, которое требуется устранить;
2.40.7. срок устранения нарушения.
2.41. В случае если проведение контрольного (надзорного) мероприятия оказалось невозможным в связи с отсутствием контролируемого лица по месту нахождения (осуществления деятельности), либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности контролируемым лицом, либо в связи с иными действиями (бездействием) контролируемого лица, повлекшими невозможность проведения или завершения контрольного (надзорного) мероприятия, должностное лицо Министерства составляет акт о невозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия с указанием причин и информирует контролируемое лицо о невозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия в порядке, предусмотренном частями 4 и 5 статьи 21 Федерального закона N 248-ФЗ. В этом случае должностное лицо Министерства вправе совершить контрольные (надзорные) действия в рамках указанного контрольного (надзорного) мероприятия в любое время до завершения проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
В случае, указанном в абзаце первом настоящего пункта, уполномоченное должностное лицо Министерства вправе принять решение о проведении в отношении контролируемого лица такого же контрольного (надзорного) мероприятия без предварительного уведомления контролируемого лица и без согласования с органами прокуратуры.
2.42. Индивидуальный предприниматель, являющийся контролируемым лицом, вправе представить в Министерство информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случаях:
временной нетрудоспособности;
наступления обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих присутствию лица при проведении контрольного (надзорного) мероприятия (военные действия, катастрофа, стихийное бедствие, эпидемия и другие чрезвычайные обстоятельства).
Информация, указанная в абзаце первом настоящего пункта, должна содержать:
описание обстоятельств, в связи с которыми невозможно присутствие при проведении контрольного (надзорного) мероприятия;
сведения о причинно-следственной связи между возникшими обстоятельствами и невозможностью либо задержкой присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия;
указание на срок, необходимый для устранения обстоятельств, препятствующих присутствию при проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
III. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении государственного контроля
3.1 Критерии риска должны учитывать тяжесть причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и вероятность наступления негативных событий, которые могут повлечь причинение вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также учитывать добросовестность контролируемых лиц.
3.2. При отнесении объектов контроля к категориям риска, применении критериев риска и выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований Министерством используются сведения, характеризующие уровень рисков причинения вреда (ущерба), полученные с соблюдением требований законодательства Российской Федерации из любых источников, обеспечивающих их достоверность, в том числе в ходе проведения профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий, использования специальных режимов государственного контроля (надзора), от государственных органов, органов местного самоуправления и организаций в рамках межведомственного информационного взаимодействия, из обращений контролируемых лиц, иных граждан и организаций, из сообщений средств массовой информации, а также сведения, содержащиеся в информационных ресурсах, в том числе обеспечивающих маркировку, прослеживаемость, учет, автоматическую фиксацию информации, и иные сведения об объектах контроля, в том числе из открытых источников данных.
3.3. Сбор, обработка, анализ и учет сведений об объектах контроля в целях их отнесения к категориям риска либо определения индикаторов риска нарушения обязательных требований осуществляются без взаимодействия с контролируемыми лицами.
3.4. Министерство относит объекты государственного контроля к одной из категорий риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - категории риска), приведенных в приложении к настоящему Положению.
3.5. В целях мотивации контролируемых лиц к соблюдению обязательных требований Министерство проводит мероприятия, направленные на нематериальное поощрение добросовестных контролируемых лиц.
3.5.1. В случае соответствия контролируемого лица критериям добросовестности присвоенная категория риска понижается на одну категорию.
3.5.2. Оценка добросовестности контролируемых лиц проводится с учетом сведений (при наличии), установленных частью 7 статьи 23 Федерального закона N 248-ФЗ.
3.5.3. Критериями добросовестности контролируемого лица являются:
добровольное участие контролируемого лица в проведении в отношении его деятельности мониторинга и заключение соглашения о мониторинге между Министерством и контролируемым лицом;
принятие и представление контролируемым лицом в Министерство декларации соблюдения обязательных требований, основанной на проведенной оценке соблюдения обязательных требований;
принятие контролируемым лицом мер, направленных на повышение уровня безопасности охраняемых законом ценностей посредством заключения договора добровольного страхования рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, вследствие нарушения контролируемым лицом обязательных требований.
3.5.4. Оценка добросовестности контролируемого лица осуществляется при рассмотрении Министерством копий документов, подтверждающих выполнение мероприятий, указанных в пункте 3.5.3 настоящего Положения.
Копии документов представляются на бумажных носителях или по электронной почте. Копии документов, предоставляемые на бумажных носителях, подписываются руководителем контролируемого лица и заверяются печатью организации (при наличии).
3.5.5. Должностное лицо Министерства в течение 3 рабочих дней рассматривает представленные документы и направляет должностному лицу, указанному в пункте 2.6 настоящего Положения, мотивированное решение о соответствии либо несоответствии контролируемого лица критериям добросовестности.
3.5.6. Понижение или отказ в понижении категории риска оформляется распоряжением должностного лица, указанного в пункте 2.6 настоящего Положения.
Распоряжение направляется контролируемому лицу в течение одного рабочего дня со дня его подписания.
IV. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, независимая оценка соблюдения обязательных требований
4.1. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям осуществляется в соответствии с ежегодно утверждаемой Министерством программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - программа профилактики рисков причинения вреда) и путем проведения профилактических мероприятий.
Утвержденная программа профилактики рисков причинения вреда размещается на официальном сайте Министерства.
4.2. Министерство при проведении профилактических мероприятий осуществляет взаимодействие с индивидуальными предпринимателями, организациями только в случаях, установленных Федеральным законом N 248-ФЗ.
Профилактические мероприятия, в ходе которых осуществляется взаимодействие с контролируемыми лицами, проводятся только с согласия данных контролируемых лиц либо по их инициативе.
В случае если при проведении профилактических мероприятий установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, должностное лицо Министерства незамедлительно направляет информацию об этом заместителю председателя Правительства - министру промышленности и торговли Пермского края или иному должностному лицу Министерства, уполномоченному на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
4.3. Министерство проводит профилактические мероприятия, предусмотренные пунктом 2.2.1 настоящего Положения, в соответствии с главой 10 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.3.1. Информирование.
4.3.1.1. Информирование осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте Министерства, в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.
4.3.1.2. На официальном сайте Министерства должна размещаться и поддерживаться в актуальном состоянии информация в соответствии с пунктом 3 статьи 46 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.3.2. Обобщение правоприменительной практики.
4.3.2.1. Обобщение правоприменительной практики проводится для решения задач, установленных пунктом 1 статьи 47 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.3.2.2. По итогам обобщения правоприменительной практики Министерство обеспечивает подготовку доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики (далее - доклад о правоприменительной практике). Министерство готовит доклад о правоприменительной практике не реже одного раза в год и обеспечивает публичное обсуждение проекта доклада о правоприменительной практике. Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом заместителя председателя Правительства - министра промышленности и торговли Пермского края (заместителя министра, начальника управления потребительского рынка и лицензирования) и размещается на официальном сайте Министерства не позднее 01 марта года, следующего за отчетным.
4.3.3. Объявление предостережения.
4.3.3.1. В случае наличия у Министерства сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, Министерство объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
4.3.3.2. Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 248-ФЗ, и должно содержать указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов.
4.3.3.3. Контролируемое лицо вправе после получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований подать в Министерство возражение в отношении указанного предостережения. Порядок подачи и рассмотрения возражения в отношении предостережения устанавливается положением о виде контроля.
4.3.4. Подача возражений в отношении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и их рассмотрение.
4.3.4.1. По результатам рассмотрения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) контролируемым лицом могут быть поданы возражения в Министерство.
4.3.4.2. В возражениях указываются:
наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;
идентификационный номер налогоплательщика - для юридического лица, для индивидуального предпринимателя - один из идентификаторов (страховой номер индивидуального лицевого счета, идентификационный номер налогоплательщика, серия и номер документа, удостоверяющего личность);
дата и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица;
обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований.
4.3.4.3. Возражения направляются контролируемым лицом в бумажном виде почтовым отправлением в Министерство либо в виде электронного документа, подписанного простой электронной подписью или усиленной квалифицированной электронной подписью индивидуального предпринимателя, лица, уполномоченного действовать от имени юридического лица, на указанный в предостережении адрес электронной почты Министерства, либо иными указанными в предостережении способами.
4.3.4.4. Министерство рассматривает возражения в отношении предостережения, по итогам рассмотрения направляет контролируемому лицу в течение 20 рабочих дней со дня получения возражений ответ в порядке, установленном пунктом 6 Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2017 г. N 166. Результаты рассмотрения возражений используются Министерством для целей организации и проведения мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований, совершенствования применения риск-ориентированного подхода при организации регионального государственного контроля и иных целей, не связанных с ограничением прав и свобод юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
4.3.4.5. Министерство осуществляет учет объявленных им предостережений и использует соответствующие данные для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
4.3.5. Консультирование.
4.3.5.1. Консультирование (разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением регионального государственного контроля) осуществляется должностными лицами Министерства по обращениям контролируемых лиц и их представителей без взимания платы.
4.3.5.2. Консультирование осуществляется должностными лицами Министерства как в устной форме по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия, так и в письменной форме.
4.3.5.3. Консультирование в устной и письменной формах осуществляется по следующим вопросам:
компетенция Министерства;
соблюдение обязательных требований;
проведение контрольных (надзорных) мероприятий;
применение мер ответственности.
4.3.5.4. По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям не предоставляется. Контролируемое лицо вправе направить запрос о предоставлении письменного ответа в сроки, установленные Федеральным законом от 02 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
4.3.5.5. При осуществлении консультирования должностное лицо Министерства обязано соблюдать конфиденциальность информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.3.5.6. В ходе консультирования информация, содержащая оценку конкретного контрольного (надзорного) мероприятия, решений и (или) действий должностных лиц Министерства, иных участников контрольного (надзорного) мероприятия, а также результаты проведенных в рамках контрольного (надзорного) мероприятия экспертизы, испытаний, не предоставляется.
4.3.5.7. Информация, ставшая известной должностному лицу Министерства в ходе консультирования, не подлежит использованию Министерством в целях оценки контролируемого лица по вопросам соблюдения обязательных требований.
4.3.5.8. Министерство осуществляет учет консультирований.
4.3.5.9. Консультирование по однотипным обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляется посредством размещения на официальном сайте Министерства письменного разъяснения, подписанного уполномоченным должностным лицом Министерства.
4.3.6. Профилактический визит.
4.3.6.1. Профилактический визит проводится должностным лицом Министерства в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи.
4.3.6.2. В ходе профилактического визита должностным лицом Министерства осуществляются консультирование контролируемого лица, а также сбор сведений, необходимых для отнесения объектов регионального контроля к категориям риска.
4.3.6.3. Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении:
объектов регионального контроля, отнесенных к категориям высокого и значительного риска;
контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в сфере розничной продажи алкогольной продукции и розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
4.3.6.4. Министерство предлагает проведение профилактического визита лицам, приступающим к осуществлению деятельности в сфере розничной продажи алкогольной продукции и розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, не позднее чем в течение одного года со дня начала такой деятельности.
4.3.6.5. Порядок проведения профилактического визита предусматривает проведение должностным лицом Министерства следующих действий:
уведомление контролируемого лица о проведении профилактического визита не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения;
уведомление контролируемого лица о форме проведения профилактического визита, который может проводиться по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо с использованием видео-конференц-связи;
проведение профилактического визита в виде профилактической беседы;
информирование контролируемого лица об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объектов регионального контроля в соответствии с присвоенной категорией риска.
4.3.6.6. Срок осуществления обязательного профилактического визита составляет один рабочий день.
V. Обжалование решений Министерства, действий (бездействия) должностных лиц Министерства
5.1. Правом на обжалование решений Министерства, действий (бездействия) его должностных лиц обладает контролируемое лицо, в отношении которого приняты решения или совершены действия (бездействие), указанные в пункте 4 статьи 40 Федерального закона N 248-ФЗ.
С 01 января 2023 года судебное обжалование решений Министерства, действий (бездействия) его должностных лиц возможно только после их досудебного обжалования, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательскую деятельность.
5.2. Досудебный порядок подачи жалобы.
5.2.1. Жалоба подается контролируемым лицом в Министерство в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций). При подаче жалобы гражданином она должна быть подписана простой электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью. При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.
5.2.2. Жалоба, содержащая сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, подается контролируемым лицом без использования Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне с использованием специальной связи, на бумажном или электронном носителе (оптическом диске, флэш-накопителе).
5.2.3. Жалоба на решения Министерства, его структурных подразделений (отделов), действия (бездействие) их должностных лиц подается контролируемым лицом в порядке, установленном пунктом 5.2.1 настоящего Положения, и рассматривается в срок не более 20 рабочих дней со дня ее регистрации:
5.2.3.1. жалоба на решение структурных подразделений (отделов) Министерства, действия (бездействие) его должностных лиц - заместителем министра, начальником управления потребительского рынка и лицензирования Министерства;
5.2.3.2. жалоба на действия (бездействие) руководителя (заместителя руководителя) структурного подразделения (отдела) Министерства - заместителем министра, начальником управления потребительского рынка и лицензирования Министерства;
5.2.3.3. жалоба на действия (бездействие) заместителя министра, начальника управления потребительского рынка и лицензирования Министерства - заместителем председателя Правительства - министром промышленности и торговли Пермского края;
5.2.3.4. жалоба на действия заместителя председателя Правительства - министра промышленности и торговли Пермского края - председателем Правительства Пермского края.
5.2.4. Министр или лицо, его замещающее, вправе принять решение о создании коллегиального органа для рассмотрения жалобы. В состав коллегиального органа могут входить представители науки и общественности. Коллегиальный орган представляет в Министерство позицию по итогам рассмотрения жалобы в срок не более пяти рабочих дней. Решение коллегиального органа носит рекомендательный характер.
5.2.5. Контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления регионального государственного контроля, имеют право на досудебное обжалование:
5.2.5.1. решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
5.2.5.2. актов контрольных (надзорных) мероприятий, предписаний об устранении выявленных нарушений;
5.2.5.3. действий (бездействия) должностных лиц Министерства в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.
5.2.6. Жалоба на решение Министерства, действия (бездействие) его должностных лиц может быть подана в течение 30 календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
5.2.7. Жалоба на предписание Министерства может быть подана в течение 10 рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания.
5.2.8. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен Министерством.
5.2.9. Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по жалобе может ее отозвать. При этом повторное направление жалобы по тем же основаниям не допускается.
5.2.10. Жалоба может содержать ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения Министерства.
5.2.11. Уполномоченные на рассмотрение жалобы лица в срок не позднее двух рабочих дней со дня регистрации жалобы принимают решение:
5.2.11.1. о приостановлении исполнения обжалуемого решения Министерства;
5.2.11.2. об отказе в приостановлении исполнения обжалуемого решения Министерства.
5.2.12. Информация о решении, указанном в пункте 5.2.11 настоящего Положения, направляется лицу, подавшему жалобу, в течение одного рабочего дня с момента принятия решения.
5.2.13. Форма и содержание жалобы должны соответствовать статье 41 Федерального закона N 248-ФЗ.
5.2.14. Заместитель председателя Правительства - министр промышленности и торговли Пермского края (заместитель министра, начальник управления потребительского рынка и лицензирования) принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы в соответствии со статьей 42 Федерального закона N 248-ФЗ.
5.3. Уполномоченные на рассмотрение жалобы лица при рассмотрении жалобы используют информационную систему досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности.
Жалоба, содержащая сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, рассматривается Министерством в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.
5.4. Жалоба подлежит рассмотрению уполномоченными на рассмотрение жалобы лицами в течение двадцати рабочих дней со дня ее регистрации. В случае необходимости проведения проверки, направления дополнительных запросов с целью получения материалов и документов или принятия иных мер этот срок может быть продлен уполномоченным на рассмотрение жалобы лицом на двадцать рабочих дней.
5.5. Уполномоченное на рассмотрение жалобы лицо вправе запросить у контролируемого лица, подавшего жалобу, дополнительную информацию и документы, относящиеся к предмету жалобы. Контролируемое лицо вправе представить указанные информацию и документы в течение 5 рабочих дней с момента направления запроса. Течение срока рассмотрения жалобы приостанавливается с момента направления запроса о представлении дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, до момента получения их уполномоченным на рассмотрение жалобы лицом, но не более чем на 5 рабочих дней с момента направления запроса. Неполучение от контролируемого лица дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, не является основанием для отказа в рассмотрении жалобы.
Не допускается запрашивать у контролируемого лица, подавшего жалобу, информацию и документы, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций.
Лицо, подавшее жалобу, до принятия итогового решения по жалобе вправе по своему усмотрению представить дополнительные материалы, относящиеся к предмету жалобы.
5.6. Обязанность доказывания законности и обоснованности принятого решения и (или) совершенного действия (бездействия) возлагается на должностное лицо Министерства, решение и (или) действие (бездействие) которого обжалуются.
5.7. По итогам рассмотрения жалобы заместитель председателя Правительства - министр промышленности и торговли Пермского края (заместитель министра, начальник управления потребительского рынка и лицензирования) принимает одно из следующих решений:
5.7.1. оставляет жалобу без удовлетворения;
5.7.2. отменяет решение Министерства полностью или частично;
5.7.3. отменяет решение Министерства полностью и принимает новое решение;
5.7.4. признает действия (бездействие) должностных лиц Министерства незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.
5.8. Решение заместителя председателя Правительства - министра промышленности и торговли Пермского края (заместителя министра, начальника управления потребительского рынка и лицензирования), содержащее обоснование принятого решения, срок и порядок его исполнения, размещается в личном кабинете контролируемого лица на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) в срок не позднее одного рабочего дня со дня его принятия.
Приложение
к Положению
о региональном государственном
контроле (надзоре) в области
розничной продажи алкогольной
и спиртосодержащей продукции
Критерии
отнесения объектов государственного контроля к категориям риска
Критерии тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований:
1. отклонение объема розничных продаж алкогольной продукции за шесть месяцев текущего года по сравнению с объемом розничных продаж алкогольной продукции за аналогичный период предыдущего года:
более чем 70 процентов - 4 балла;
от 50 процентов до 70 процентов - 3 балла;
от 50 процентов до 30 процентов - 2 балла;
от 30 процентов до 10 процентов - 1 балл;
менее 10 процентов - 0 баллов;
2. непредставление (несвоевременное представление) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, в течение последних двух лет на дату принятия решения об отнесении деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя к определенной категории риска деклараций по формам согласно приложениям N 7 и N 8 к порядку представления в форме электронного документа деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей производителями пива и пивных напитков сидра, пуаре, медовухи, утвержденному приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 17 декабря 2020 г. N 396, либо наличие зафиксированных нарушений требований учета оборота алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС):
3 и более раз - 3 балла;
2 и более - 2 балла;
1 раз - 1 балл;
нарушения отсутствуют - 0 баллов;
3. критерии вероятности несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований:
N п/п |
Критерии вероятности несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований |
Показатель |
Баллы |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Наличие вступивших в законную силу в течение последних трех лет на дату принятия решения об отнесении деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя к категории риска постановлений о назначении административного наказания юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю за совершение административного правонарушения в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях |
1 |
1 |
от 2 до 4 |
2 |
||
4 и более |
3 |
||
2 |
Наличие в течение последних трех лет на дату принятия решения об отнесении деятельности юридического лица к категории риска двух и более решений о приостановлении действия лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции за нарушения, не влекущие аннулирование указанной лицензии |
имеются |
1 |
3 |
Наличие в течение последних трех лет на дату принятия решения об отнесении деятельности юридического лица к категории риска решения об аннулировании лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции |
имеется |
1 |
4. отнесение деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к категории риска осуществляется в соответствии с количеством набранных баллов согласно следующей шкале:
N п/п |
Количество баллов |
Категория риска |
1 |
2 |
3 |
1 |
10 баллов и более |
высокий риск |
2 |
от 8 до 10 баллов |
значительный риск |
3 |
от 5 до 8 баллов |
средний риск |
4 |
от 4 до 1 балла |
умеренный риск |
5 |
0 баллов |
низкий риск |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Пермского края от 29 декабря 2021 г. N 1091-п "Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции"
Вступает в силу с 10 января 2022 г., за исключением пунктов 2.23 - 2.25 Положения, которые вступают в силу с 1 марта 2022 г.
Текст постановления опубликован на Официальном сайте Правительства Пермского края (https://gov.permkrai.ru) 30 декабря 2021 г., в приложении к Бюллетеню законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края от 30 декабря 2021 г. N 52
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Пермского края от 29 августа 2024 г. N 580-п
Изменения вступают в силу с 10 сентября 2024 г.
Постановление Правительства Пермского края от 5 июня 2024 г. N 337-п
Изменения вступают в силу с 17 июня 2024 г.
Постановление Правительства Пермского края от 11 августа 2022 г. N 670-п
Изменения вступают в силу с 22 августа 2022 г.