Информация по делу
Дело N 3а-75/2021
Именем Российской Федерации
город Калуга 16 ноября 2021 года
Калужский областной суд в составе председательствующего судьи Е.Е.И., при ведении протокола судебного заседания по поручению председательствующего помощником судьи С.С.В., с участием прокуроров В.Н.Г., Р.С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению муниципального предприятия "Теплоснабжение" к министерству конкурентной политики Калужской области о признании недействующими в части приказа министерства конкурентной политики Калужской области от 14 декабря 2020 года N 405-РК "О внесении изменений в приказ министерства конкурентной политики Калужской области от 17.12.2018 N 390-РК "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) и на теплоноситель для муниципального предприятия города Обнинска Калужской области "Теплоснабжение" на 2019 - 2023 годы (в ред. приказа министерства конкурентной политики Калужской области от 16.12.2019 N 377-РК)" и приказа министерства конкурентной политики Калужской области от 14 декабря 2020 года N 406-РК "О внесении изменения в приказ министерства конкурентной политики Калужской области от 17.12.2018 N 391-РК "Об установлении тарифов на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение) для муниципального предприятия города Обнинска Калужской области "Теплоснабжение" на 2019 - 2023 годы" (в ред. приказов министерства конкурентной политики Калужской области от 21.01.2019 N 8-РК, от 16.12.2019 N 395-РК)", Установил:
декабря 2018 года министерством конкурентной политики Калужской области (далее - Министерство) был издан приказ N 390-РК "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) и на теплоноситель для муниципального предприятия города Обнинска Калужской области "Теплоснабжение" на 2019 - 2023 годы". Данный приказ опубликован 21 декабря 2018 года в сетевом издании "Сайт "Газеты Калужской области "Весть" в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.vest-news.ru) и зарегистрирован в государственном реестре нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Калужской области 25 декабря 2018 года N 8293.
декабря 2018 года Министерством был издан приказ N 391-РК "Об установлении тарифов на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение) для муниципального предприятия города Обнинска Калужской области "Теплоснабжение" на 2019 - 2023 года".
Данный приказ опубликован 21 декабря 2018 года в сетевом издании "Сайт "Газеты Калужской области "Весть" в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.vest-news.ru) и зарегистрирован в государственном реестре нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Калужской области 25 декабря 2018 года N 8294.
января 2019 года Министерством был издан приказ N 8-РК "О внесении изменений в некоторые приказы министерства конкурентной политики Калужской области", согласно которому в приказ от 17 декабря 2018 года N 391-РК внесены изменения в заголовок приказа, а также внесены изменения в виде замены слов "года" словами "годы". Данный приказ опубликован 25 января 2019 года в сетевом издании "Сайт "Газеты Калужской области "Весть" в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.vest-news.ru) и зарегистрирован в государственном реестре нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Калужской области 29 января 2019 года N 8470.
декабря 2019 года Министерством был издан приказ N 377-РК "О внесении изменений в приказ министерства конкурентной политики Калужской области от 17.12.2018 N 390-РК "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) и на теплоноситель для муниципального предприятия города Обнинска Калужской области "Теплоснабжение" на 2019 - 2023 годы". Данный приказ опубликован 20 декабря 2019 года в сетевом издании "Сайт "Газеты Калужской области "Весть" в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.vest-news.ru) и зарегистрирован в государственном реестре нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Калужской области 24 декабря 2019 года N 9314.
декабря 2019 года Министерством был издан приказ N 395-РК "О внесении изменения в приказ министерства конкурентной политики Калужской области от 17.12.2018 N 391-РК "Об установлении тарифов на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение) для муниципального предприятия города Обнинска Калужской области "Теплоснабжение" на 2019 - 2023 годы" (в ред. приказа министерства конкурентной политики Калужской области от 21.01.2019 N 8-РК)". Данный приказ опубликован 20 декабря 2019 года в сетевом издании "Сайт "Газеты Калужской области "Весть" в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.vest-news.ru) и зарегистрирован в государственном реестре нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Калужской области 24 декабря 2019 года N 9289.
декабря 2020 года Министерством был издан приказ N 405-РК "О внесении изменений в приказ министерства конкурентной политики Калужской области от 17.12.2018 N 390-РК "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) и на теплоноситель для муниципального предприятия города Обнинска Калужской области "Теплоснабжение" на 2019 - 2023 годы" (в ред. приказа министерства конкурентной политики Калужской области от 16.12.2019 N 377-РК) - (далее - Приказ N 405-РК). Данный приказ опубликован 18 декабря 2020 года в сетевом издании "Сайт "Газеты Калужской области "Весть" в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.vest-news.ru) и зарегистрирован в государственном реестре нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Калужской области 21 декабря 2020 года N 10248.
декабря 2020 года Министерством был издан приказ N 406-РК "О внесении изменения в приказ министерства конкурентной политики Калужской области от 17.12.2018 N 391-РК "Об установлении тарифов на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение) для муниципального предприятия города Обнинска Калужской области "Теплоснабжение" на 2019 - 2023 годы" (в ред. приказов министерства конкурентной политики Калужской области от 21.01.2019 N 8-РК, от 16.12.2019 N 377-РК) - (далее - Приказ N 406-РК). Данный приказ опубликован 18 декабря 2020 года в сетевом издании "Сайт "Газеты Калужской области "Весть" в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.vest-news.ru) и зарегистрирован в государственном реестре нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Калужской области 21 декабря 2020 года N 10249.
мая 2021 года в Калужский областной суд поступило административное исковое заявление МП "Теплоснабжение", в котором административный истец просит суд признать незаконными приложение "Тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям" к Приказу N 405-РК в части установления тарифа: для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения, одноставочный за период с 01.07 - 31.12.2021 в размере 1479,30 руб./Гкал; население (тарифы указываются с учетом НДС), за период с 01.07 - 31.12.2021 в размере 1775,16 руб./Гкал, а также приложение "Тарифы на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение)" к Приказу N 406-РК в части установления компонента на тепловую энергию одноставочного тарифа за период с 01.07 - 31.12.2021 в размере 1479,30 руб./Гкал; обязать министерство конкурентной политики Калужской области в течение одного месяца с момента вступления в силу решения суда принять новые нормативные акты об установлении тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям: для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения, одноставочный за период с 01.07 - 31.12.2021, население (тарифы указываются с учетом НДС), за период с 01.07 - 31.12.2021; компонента на тепловую энергию одноставочного тарифа на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение) за период с 01.07 - 31.12.2021.
В обоснование требований указано, что МП "Теплоснабжение" является субъектом отношений, регулируемых оспариваемыми приказами, которые противоречат положениям Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и Основам ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075.
Административный истец полагает, что при расчете оспариваемых тарифов Министерством необоснованно произведено уменьшение корректировки необходимой валовой выручки (далее - НВВ) на 2021 год (рассчитанной на основании данных 2019 года) на сумму экономии по расходованию энергетических ресурсов на 2019 год; уменьшение принятых для корректировки тарифа на 2021 год фактических неподконтрольных расходов административного истца за 2019 год (фактическое НВВ 2019 года): уменьшение неподконтрольных расходов по сомнительным долгам, уменьшение неподконтрольных расходов по кредитным договорам, уменьшение неподконтрольных расходов на отчисления на социальные нужды; уменьшение прибыли в рамках корректировки за 2019 год (фактическое НВВ 2019 года); уменьшение операционных расходов в связи с невключением в расчет тарифов увеличения условных единиц (переход 150 многоквартирных жилых домов на прямые договоры).
В судебном заседании представители административного истца Ш.Ю.А., Ч.Т.М., П.Е.А. требования административного иска поддержали.
Представитель административного ответчика министерства конкурентной политики Калужской области Г.Е.Я. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска.
Представители заинтересованных лиц Федеральной антимонопольной службы, Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области, администрации города Обнинска, министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области, будучи уведомленными о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились.
В судебном заседании был объявлен перерыв с 14.00 часов 8 ноября 2021 года до 14.00 часов 12 ноября 2021 года и с 14.00 часов 12 ноября 2021 года до 15.00 часов 16 ноября 2021 года.
Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Р.С.А., полагавшей, что оснований для удовлетворения административного иска не имеется, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Пунктами 4, 5, 5.1 части 1 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" установлено, что регулированию подлежат, в том числе, тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям; тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям; тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения).
Согласно части 1 статьи 5 указанного Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия по государственному регулированию и контролю в сфере теплоснабжения в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Положением о министерстве конкурентной политики Калужской области, утвержденным постановлением Правительства Калужской области от 3 апреля 2007 года N 88, предусмотрено, что названный орган является органом исполнительной власти Калужской области на установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации, обладает исполнительно-распорядительными полномочиями, отнесенными к его ведению (пункты 1.1, 1.5); устанавливает тарифы на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии (мощности), составляющей 25 мегаватт и более, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней указанных тарифов; тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям тепловой энергии (мощности), в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям; тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям тепловой энергии (мощности), другим теплоснабжающим организациям; тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения); тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя (пункт 3.3.1). Министерство возглавляет министр конкурентной политики Калужской области (далее - министр), который назначается на должность и освобождается от должности Губернатором Калужской области по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, министр издает приказы в пределах своих полномочий (пункты 5.1, 5.3). Для определения основных направлений деятельности министерства и принятия решений об утверждении цен (тарифов), их предельных уровней, плат и надбавок образуется коллегиальный орган (комиссия по тарифам и ценам) министерства общей численностью не более девяти человек. В состав комиссии по тарифам и ценам без права передачи полномочий иным лицам входят работники министерства в количестве не более семи человек и один представитель антимонопольного органа, а при рассмотрении и принятии решений по вопросам регулирования цен (тарифов) в области электроэнергетики - также один представитель от совета рынка. Представитель антимонопольного органа входит в состав комиссии по тарифам и ценам с правом совещательного голоса (не принимает участия в голосовании). Председателем комиссии по тарифам и ценам является министр, который утверждает персональный состав комиссии и порядок ее деятельности. Заседание комиссии по тарифам и ценам считается правомочным, если на нем присутствует более половины ее членов, уполномоченных рассматривать соответствующие вопросы. Решение принимается большинством голосов членов комиссии по тарифам и ценам, присутствующих на заседании. Голос председателя комиссии по тарифам и ценам при равенстве голосов членов комиссии является решающим (пункты 6.1, 6.2, 6.3, 6.5).
Таким образом, оспариваемые приказы N 405-РК и N 406-РК от 14 декабря 2020 года являются нормативными правовыми актами, изданы уполномоченным органом, в пределах предоставленных полномочий, опубликованы в установленном законном порядке, вступили в силу.
Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), Основами ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования цен (тарифов), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации 22 октября 2012 года N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года N 760-э (далее - Методические указания).
В соответствии с пунктами 4, 5.1 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении регулированию подлежат, в частности, тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям; тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения).
Согласно положениям части 1 статьи 9 Закона о теплоснабжении методами регулирования тарифов в сфере теплоснабжения являются метод экономически обоснованных расходов (затрат); метод индексации установленных тарифов; метод обеспечения доходности инвестированного капитала; метод сравнения аналогов.
Одним из принципов организации отношений в сфере теплоснабжения в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 3 Закона о теплоснабжении является принцип соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей.
В силу положений пункта 13 Правил регулирования тарифов регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования, представляет в орган регулирования предложение об установлении цен (тарифов) и заявление о выборе метода регулирования тарифов.
В соответствии с пунктом 16 Правил регулирования тарифов к заявлению об установлении цен (тарифов) прилагаются следующие документы и материалы: а) копии правоустанавливающих документов (копии гражданско-правовых договоров, концессионных соглашений, при реорганизации юридического лица - передаточных актов), подтверждающих право собственности, иное законное право в отношении недвижимых объектов (зданий, строений, сооружений, земельных участков), используемых для осуществления регулируемой деятельности, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае если такие права зарегистрированы в указанном реестре, представляются сведения об этих зданиях, строениях, сооружениях, земельных участках); б) копии бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю отчетную дату; в) расчет полезного отпуска тепловой энергии (мощности), теплоносителя с дифференциацией по видам с обоснованием размера расхода тепловой энергии (мощности), теплоносителя, горячей воды на передачу (потери) по сетям, в том числе объема поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя согласно заключенным в соответствии с Федеральным законом "О теплоснабжении" договорам по ценам, определенным соглашением сторон. В расчете полезного отпуска отдельно отражается объем тепловой энергии (мощности), теплоносителя, реализация которых осуществляется для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей по регулируемым ценам (тарифам) на товары и услуги в сфере теплоснабжения; г) данные о структуре и ценах, а также о калорийности потребляемого топлива и стоимости его доставки (перевозки) за предшествующий расчетный период регулирования и на расчетный период; д) расчет расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчета, предлагаемого метода регулирования тарифов, предлагаемых значений долгосрочных параметров регулирования, значений удельных переменных расходов, принятых в схеме теплоснабжения, в случае ее утверждения), разработанного в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (далее - методические указания); е) расчет цен (тарифов); ж) копия утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы (или проект инвестиционной программы) с обоснованием потребности в средствах, необходимых для прямого финансирования и обслуживания заемного капитала, и указанием источников финансирования инвестиционной программы в случае, если утверждение инвестиционной программы предусматривается Федеральным законом "О теплоснабжении"; з) расчет выпадающих или дополнительно полученных в предшествующий расчетный период регулирования доходов, которые были выявлены на основании официальной статистической и бухгалтерской отчетности или результатов проверки хозяйственной деятельности регулируемых организаций, а также на основании договоров, заключенных в результате проведения торгов (если иное не предусмотрено методом регулирования тарифов); и) копии документов, подтверждающих проведение заявителем торгов (положение, извещение, документация о проведении торгов, протоколы, составляемые в ходе проведения торгов); к) перечень договоров об осуществлении регулируемой деятельности (в том числе договоров теплоснабжения, и (или) договоров оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, и (или) договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, и (или) договоров оказания услуг по поддержанию резервной тепловой мощности, и (или) договоров о подключении), в котором должны быть отражены сведения о лице, с которым заключен договор, предмете договора, дате заключения договора, сроке действия договора, объеме товаров (работ, услуг), реализуемых по договору, о виде и параметрах используемого теплоносителя.
Органом регулирования могут быть запрошены копии договоров из указанного перечня, срок представления которых определяется таким органом, но не может быть менее 10 рабочих дней со дня поступления запроса в регулируемую организацию; л) копия документа о назначении лица, имеющего право действовать от имени организации без доверенности; м) заявление о выборе двухставочного тарифа на производимую тепловую энергию (мощность), в том числе в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, по соглашению сторон концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или договора аренды указанных объектов до отнесения поселения, городского округа к ценовым зонам теплоснабжения с приложением документов, подтверждающих согласие сторон указанного концессионного соглашения (договора аренды) на изменение вида тарифа на производимую тепловую энергию (мощность), в том числе в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, с одноставочного на двухставочный тариф.
Согласно пункту 22 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями.
В свою очередь, при определении объема полезного отпуска тепловой энергии, отпускаемой из тепловой сети (далее также - объем отпуска тепловой энергии из тепловой сети), используется объем отпуска тепловой энергии в тепловые сети, уменьшенный на объем нормативных технологических потерь тепловой энергии в тепловых сетях с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 118 Методических указаний (пункт 8 Основ ценообразования).
Из материалов дела следует, что МП "Теплоснабжение" осуществляет деятельность, в том числе, по распределению, производству, передаче пара и горячей воды (тепловой энергии).
апреля 2018 года МП "Теплоснабжение" обратилось в министерство конкурентной политики Калужской области с заявлением об открытии тарифного дела по установлению тарифов на теплоноситель, тарифов на горячую воду в открытой системе теплоснабжения, и утверждении тарифов на тепловую энергию, теплоноситель и горячую воду на 2019 - 2023 годы с применением метода индексации установленных тарифов, на основании чего приказом Министерства от 10 мая 2018 года N 257-тд открыто тарифное дело N об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), тарифов на теплоноситель и тарифов на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение) для муниципального предприятия города Обнинска Калужской области "Теплоснабжение" на 2019 - 2023 годы.
По результатам рассмотрения заявления 17 декабря 2018 года Министерством приняты приказ N 390-РК "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) и на теплоноситель для муниципального предприятия города Обнинска Калужской области "Теплоснабжение" на 2019 - 2023 годы" с календарной разбивкой установленной в приложении, согласно которому на период с 1 июля по 31 декабря 2021 года установлен тариф одноставочный для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения, в размере 1464,91 руб./Гкал, а также тариф одноставочный населения (тарифы указываются с учетом НДС) в размере 1757,89 руб./Гкал, а также приказ N 391-РК "Об установлении тарифов на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение) для муниципального предприятия города Обнинска Калужской области "Теплоснабжение" на 2019 - 2023 годы" с календарной разбивкой установленной в приложении, согласно которому на период с 1 июля по 31 декабря 2021 года установлен тариф одноставочный компонента на тепловую энергию в размере 1464,91 руб./Гкал.
Базовым годом для долгосрочного периода регулирования 2019 - 2023 годов является 2019 год.
Приказом N 377-РК от 16 декабря 2019 года "О внесении изменений в приказ министерства конкурентной политики Калужской области от 17.12.2018 N 390-РК "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) и на теплоноситель для муниципального предприятия города Обнинска Калужской области "Теплоснабжение" на 2019 - 2023 годы" на период с 1 июля по 31 декабря 2021 года установлен тариф одноставочный для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения, в размере 1464,91 руб./Гкал, а также тариф одноставочный населения (тарифы указываются с учетом НДС) в размере 1757,89 руб./Гкал.
Приказом N 395-РК от 16 декабря 2019 года "О внесении изменения в приказ министерства конкурентной политики Калужской области от 17.12.2018 N 391-РК "Об установлении тарифов на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение) для муниципального предприятия города Обнинска Калужской области "Теплоснабжение" на 2019 - 2023 годы" (в ред. приказа министерства конкурентной политики Калужской области от 21.01.2019 N 8-РК)" на период с 1 июля по 31 декабря 2021 года установлен тариф одноставочный компонента на тепловую энергию в размере 1464,91 руб./Гкал.
апреля 2020 года МП "Теплоснабжение" обратилось в Министерство с заявлениями об утверждении тарифов для МП "Теплоснабжение" на теплоноситель и горячую воду в открытой системе теплоснабжения на 2021 год в размере 18,08 руб./м 3 (без НДС) и двухкомпонентного тарифа на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение) на 2021 год, который состоит из компонента на теплоноситель 18,08 руб./м 3 (без НДС) и компонента на тепловую энергию 1589,79 руб./Гкал (без НДС). К заявлениям представлен расчет корректировки тарифов на теплоноситель на 2021 год, а также правоустанавливающие документы: договор N 28 "О закреплении имущества в хозяйственное ведение за МП "Теплоснабжение" от 29 ноября 2007 года (свидетельство о регистрации от 8 июля 1992 года N 1958); постановление администрации г. Обнинска от 21 марта 2014 года N 455-п "О включении объектов муниципальной собственности г. Обнинска и закреплении на праве хозяйственного ведения за МП "Теплоснабжение" (свидетельство о регистрации от 22 июля 2015 года повторное, взамен свидетельства от 4 января 2013 года - здание, от 2 июля 2014 года - тепловые сети).
В экспертных заключениях министерства конкурентной политики Калужской области от 5 декабря 2020 года по корректировке тарифов на тепловую энергию, на теплоноситель и на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) на очередной 2021 год, установленных методом индексации установленных тарифов на период 2019 - 2023 годы для МП "Теплоснабжение" на основании анализа отчетных данных по регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения экспертами рассчитана сумма корректировки НВВ за 2019 год в размере 44890,42 рублей (недополученный доход). При этом на регулируемую деятельность приходится 43599,69 рублей. Кроме того, по итогам деятельности в 2019 году у организации выявлена экономия по расходованию энергетических ресурсов в размере 48982,21 рублей, связанная, в том числе с аномально теплыми климатическими условиями, сложившимися в 2019 году в Калужской области.
Экспертами также учтена корректировка в сумме 3797,28 тыс. рублей (недополученный доход), рассчитанная ранее по результатам регулируемой деятельности за 2018 год и не учтенная при формировании тарифов на тепловую энергию на 2020 год. С учетом принципа соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей итоговый размер корректировки органом тарифного регулирования составил 1585,24 тыс. рублей (избыток средств). При расчете НВВ на 2021 год экспертами учтена суммарная корректировка в размере 653,65 тыс. рублей (избыток средств) с учетом деления на три года.
Порядок расчета тарифов с применением метода индексации установленных тарифов предусматривает в течение долгосрочного периода регулирования осуществление корректировки долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом (пункт 52 Основ ценообразования, пункт 49 Методических указаний).
Пунктом 13 Основ ценообразования предусмотрено, что в случае если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с незапланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, в том числе вызванного осуществлением расчетов за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года, учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме. Указанные экономически обоснованные расходы регулируемой организации включаются органом регулирования в необходимую валовую выручку независимо от достигнутого ею финансового результата.
В соответствии с пунктом 14 Основ ценообразования в течение периода действия регулируемых цен (тарифов) дополнительные средства, полученные регулируемой организацией в результате снижения операционных расходов вследствие повышения эффективности деятельности этой организации при осуществлении ею регулируемого вида деятельности, остаются в ее распоряжении. Сокращение затрат регулируемой организации не является основанием для досрочного (до даты окончания срока действия цен (тарифов) на товары (услуги) указанной регулируемой организации) пересмотра цен (тарифов) на товары (услуги) этой регулируемой организации.
Пункт 66 Основ ценообразования предусматривает, что экономия расходов (в том числе связанная с сокращением потерь в тепловых сетях, сменой видов и (или) марки основного и (или) резервного топлива на источниках тепловой энергии) регулируемой организации имеет место, если фактический объем операционных расходов и (или) расходов на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя такой организации меньше величины, рассчитанной в соответствии с настоящим документом, и регулируемая организация исполняет обязательства, предусмотренные при установлении тарифов такой организации, в полном объеме. Величина расходов (в том числе в части потерь в тепловых сетях, затрат на топливо) регулируемой организации, устанавливаемая на оставшийся период действия долгосрочных тарифов, не может быть уменьшена органом регулирования в связи с экономией расходов.
Согласно пункту 43 Методических указаний экономия операционных расходов возникает в случае, если фактические операционные расходы составили меньшую величину, чем это было предусмотрено органом регулирования, при условии, что регулируемая организация исполняет обязательства, предусмотренные при установлении тарифов такой организации, в полном объеме.
В течение долгосрочного периода регулирования при достижении экономии операционных расходов необходимая валовая выручка на величину указанной экономии не пересматривается до окончания долгосрочного периода регулирования.
Системный анализ приведенных нормативных положений федерального законодательства позволяет сделать вывод о том, что федеральный законодатель, закрепляя гарантии в области ценообразования в теплоснабжении в виде сохранения экономии, получаемой от сокращения издержек, обеспечил возможность сохранения указанной экономии в распоряжении регулируемой организации в целях стимулирования дальнейшего роста эффективности.
Между тем фактическое несение расходов регулируемой организацией в меньшем размере, чем утверждены нормативными правовыми актами об установлении тарифов, подлежащих государственному регулированию, само по себе в отсутствие доказательств проведения мероприятий по оптимизации расходов, а также доказательств реального и объективного повышения эффективности работы организации в указанный период не может являться достаточным основанием для признания образовавшейся разницы между плановым и фактическим уровнем таких расходов экономией средств, которая должна быть оставлена в распоряжении регулируемой организации. В качестве экономии операционных расходов может рассматриваться только та разница между запланированным регулируемой организацией уровнем операционных расходов в предыдущем долгосрочном периоде регулирования и фактически понесенными в данный период расходами, которая образовалась без ущерба запланированным объемам мероприятий, расходы на реализацию которых были учтены организации в предыдущий долгосрочный период регулирования. Иное бы противоречило принципам тарифного регулирования, предусмотренным частью 1 статьи 3 Закона о теплоснабжении, в том числе принципу соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающей организации и потребителей.
В силу пункта 33 Правил регулирования тарифов орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями.
Таким образом, расходы, заявленные регулируемой организацией, должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены.
Из материалов дела следует, что экспертами министерства экономического развития Калужской области проведен анализ фактических затрат предприятия по итогам деятельности за 2019 год, в результате чего выявлена экономия по расходованию энергетических ресурсов в размере 48982,21 тыс. рублей, связанная, в том числе с аномально теплыми климатическими условиями, сложившимися в 2019 году в Калужской области. Фактические потери по тепловой энергии по 2019 году сложились на уровне 73,614 тыс. Гкал против 135,78 тыс. Гкал, учтенных при установлении тарифов на тепловую энергию для МП "Теплоснабжение" на 2019 год. При этом доказательств проведения предприятием мероприятий по оптимизации расходов административным истцом не представлено,
Расчет корректировки НВВ произведен в соответствии с требованиями, установленными Методическими указаниями и Основами ценообразования, в соответствии с которыми в расчет был принят базовый уровень операционных расходов, установленный Министерством, корректировка операционных расходов не производилась, так как 2019 год являлся первым годом долгосрочного периода регулирования.
Незначительные отклонения, выраженные в изменении граф, утвержденных приложением 5.9 Методических указаний, не свидетельствует о наличии ошибки в расчете, так как в расчете приведены и использованы все данные, предусмотренные указанным приложением, а изменение нумерации таблицы, добавление дополнительных срок, поясняющих состав расходов, не влечет искажение расчетов. Произведенная Министерством корректировка разбита на три следующих расчетных периода в неравных долях для соблюдения баланса интересов поставщика и потребителя.
Под неподконтрольными расходами МП "Теплоснабжение" оспаривает допущенные Министерством отклонения при расчете тарифа: уменьшение неподконтрольных расходов по сомнительным долгам, по кредитным договорам, отчислениям на социальные нужды.
При установлении оспариваемых тарифов административным истцом за 2019 год заявлен фактический размер неподконтрольных расходов по результатам фактической деятельности в размере 133803,94 тыс. руб., административным ответчиком учтено 131170,32 тыс. руб. При этом в административном иске МП "Теплоснабжение" заявляет общую сумму неподконтрольных расходов 150522,7 тыс. руб.
В рамках формирования тарифа административным истцом сметы по фактическим расходам "расходы по сомнительным долгам" заявлены не были, несмотря на возложенную на регулируемую организацию обязанность по представлению таких сведений. В связи с чем административным ответчиком в расчет корректировки включены расходы по сомнительным долгам в размере 7279,61 тыс. руб., которые сложились при пересчете плановых смет расходов 2018 и 2019 годов (с учетом объемов фактической реализации по каждому полугодию), при этом полное возмещение сложится по результатам корректировки 2020 года.
Пунктом 73 Основ ценообразования определено, что расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним, относятся к неподконтрольным расходам.
Согласно отчету о финансовых результатах за январь - декабрь 2019 года чистая прибыль МП "Теплоснабжение" составила 90309 тыс. руб., согласно отчету об использовании амортизационных отчислений МП "Теплоснабжение" за 2019 год, представленному в рамках отчета о фактических затратах на тепловую энергию за 2019 год, административным истцом подтверждено расходование амортизационных отчислений в 2019 году на сумму 19432,92 тыс. руб. против 75809,94 тыс. руб. учтенных при формировании тарифов на тепловую энергию на 2019 год (данный размер указан в строке 27 сметы расходов, которая является приложением к экспертному заключению по установлению тарифов на тепловую энергию методом индексации на 2019 - 2023 годы). В связи с чем Министерством сделан вывод о наличии у организации экономических резервов, достаточных для покрытия возможных кассовых разрывов без дополнительного привлечения заемных средств, и отказано во включение в НВВ на 2021 год расходов по кредитному договору как экономически необоснованное. Кроме того, административным ответчиком учтено, что в предложении на 2021 год административным истцом не представлены основания (пояснения) для привлечения заемных средств в рамках представленных договоров.
Пунктом 58 Основ ценообразования предусмотрено, что расходы на оплату труда включаются в состав операционных расходов. Операционные расходы представляют собой расходы регулируемой организации, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, величина которых зависит от деятельности регулируемой организации и в отношении которых должны приниматься меры по их снижению при сопоставимых условиях (пункт 2 Основ ценообразования). При формировании тарифов на тепловую энергию на первый год долгосрочного периода регулирования органом регулирования определяется базовый уровень операционных расходов, исходя из состава расходов, содержащегося в пункте 37 Методических указаний, то есть рассчитывается в экономически обоснованном размере. Операционные расходы корректируются в соответствии с пунктом 47 Методических указаний. При корректировке тарифов на тепловую энергию отчисления на социальные нужды определяется исходя из плановых расходов фонда оплаты труда (сумма, учтенная при установлении тарифов) и фактического уровня страховых взносов, сложившегося по итогам отчетного года.
Административным истцом по статье неподконтрольные расходы на отчисления на социальные нужды внесено предложение по дополнительному учету в корректировке по 2019 году расходов в размере 1266,2 тыс. руб.
Административный ответчик посчитал данное предложение необоснованным. Министерством проведен анализ и сравнение размеров среднемесячной заработной платы МП "Теплоснабжение" и иной крупнейшей теплоснабжающей организацией г. Калуги, а также приняты во внимание данные представленные территориальным органом федеральной службы государственной статистики по Калужской области, на основании чего учтено, что среднемесячный размер заработной платы по категориям персонала, учтенный Министерством при установлении тарифов на тепловую энергию на 2020 год для МП "Теплоснабжение" значительно выше планового среднемесячного размера заработной платы, сложившегося в среднем по Калужской области. Кроме того, административным ответчиком учтено, что МП "Теплоснабжение" имеет возможность контролировать расходы на оплату труда.
Административным истцом в расчет корректировки прибыли заявлено 53335 тыс. рублей. Из материалов дела также следует, что инвестиционная программа МП "Теплоснабжение" была утверждена приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области от 22 марта 2016 года N 141 на 2016 - 2018 годы, которая предусматривала два источника финансирования: за счет платы за технологическое присоединение и за счет тарифа на тепловую энергию. Распределение инвестиционной составляющей осуществлялось по следующим статьям: сметы и прибыль. Мероприятия инвестиционной программы были выполнены по состоянию на 31 декабря 2018 года. Проект инвестиционной программы МП "Теплоснабжение" по развитию теплоснабжения муниципального образования "Город Обнинск" на период 2022 - 2023 годы не утвержден. В связи с чем включение в размер корректировки по 2019 году расходов на реализацию инвестиционной программы, срок действия которой истек в 2018 году, по строке "прибыль" (в части учета инвестиционной составляющей) является необоснованным. На 2019 год размер прибыли определен в размере 14951,79 тыс. руб., в корректировку по 2019 году министерством включен размер прибыли 49475,62 тыс. руб., что связано с резким изменением структуры расходов, в том числе исключением в 2019 году инвестиционной составляющей и снижением полезного отпуска.
При расчете операционных расходов Министерством не учитывалось изменение количества условных единиц - тепловых узлов, в связи с переходом 150 многоквартирных жилых домов на прямые договоры, ввиду не представления МП "Теплоснабжение" документов, подтверждающих введение в эксплуатацию новых объектов теплоснабжения, и не представления информации о планируемом вводе в эксплуатацию объектов, создаваемых в рамках инвестиционной программы.
Исследовав и оценив оспариваемые приказы на предмет их соответствия положениям Закона о теплоснабжении, Основам ценообразования, Методическим указаниям, исследовав материалы дела, включая материалы тарифного дела, экспертные заключения органа регулирования, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые тарифы установлены административным ответчиком на основании анализа представленных МП "Теплоснабжение" обосновывающих материалов, в экономически обоснованном размере, с учетом принципа соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, расчет выполнен с соблюдением требований нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере теплоснабжения, в экономически обоснованном размере, достаточном для осуществления МП "Теплоснабжение" регулируемой деятельности, в связи с чем оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
в удовлетворении административного искового заявления муниципального предприятия "Теплоснабжение" к министерству конкурентной политики Калужской области о признании недействующими в части приказа министерства конкурентной политики Калужской области от 14 декабря 2020 года N 405-РК "О внесении изменений в приказ министерства конкурентной политики Калужской области от 17.12.2018 N 390-РК "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) и на теплоноситель для муниципального предприятия города Обнинска Калужской области "Теплоснабжение" на 2019 - 2023 годы (в ред. приказа министерства конкурентной политики Калужской области от 16.12.2019 N 377-РК) и приказа министерства конкурентной политики Калужской области от 14 декабря 2020 года N 406-РК "О внесении изменения в приказ министерства конкурентной политики Калужской области от 17.12.2018 N 391-РК "Об установлении тарифов на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение) для муниципального предприятия города Обнинска Калужской области "Теплоснабжение" на 2019 - 2023 годы" (в ред. приказов министерства конкурентной политики Калужской области от 21.01.2019 N 8-РК, от 16.12.2019 N 395-РК)" отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции через Калужский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий |
Е.И. Евсютина |
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Калужского областного суда от 16 ноября 2021 г. N 3а-75/2021 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими приказа министерства конкурентной политики Калужской обл. от 14.12.2020 N 405-РК (в ред. от 16.12.2019) в части установления тарифа и приказа министерства конкурентной политики Калужской обл. от 14.12.2020 N 406-РК (в ред. от 16.12.2019) в части установления компонента на тепловую энергию одноставочного тарифа"
Текст решения опубликован на сайте Калужского областного суда в Internet (https://oblsud--klg.sudrf.ru/)