Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению
Правительства Республики Карелия
от 29 декабря 2021 года N 640-П
Положение
о региональном государственном экологическом контроле (надзоре) на территории Республики Карелия
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного экологического контроля (надзора) на территории Республики Карелия (далее - государственный надзор).
2. Предметом государственного надзора является:
1) соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами (далее - контролируемые лица) обязательных требований в области охраны окружающей среды, включая требования, содержащиеся в разрешительных документах и установленные Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ), Федеральным законом от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федеральным законом от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", Градостроительным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 26 июля 2019 года N 195-ФЗ "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха" и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Карелия в отношении объектов, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору);
2) соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
3. К разрешительным документам, указанным в подпункте 1 пункта 2 настоящего Положения, относятся:
1) свидетельство о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, свидетельство об актуализации сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду;
2) декларации о воздействии на окружающую среду с приложением расчета нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов (для объектов II категории);
3) документ об утверждении нормативов допустимых выбросов с приложением санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов санитарным правилам (для объектов II категории, не получающих комплексное экологическое разрешение, и объектов III категории);
4) разрешение на временные выбросы, разрешение на временные сбросы с приложением плана мероприятий по охране окружающей среды или реализации программы повышения экологической эффективности в соответствии с графиком достижения установленных нормативов допустимых выбросов (в случаях, предусмотренных статьей 23.1 Федерального закона N 7-ФЗ);
5) перечень мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий с отметкой об их согласовании в установленном порядке (для объектов II и III категорий);
6) документ об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение (для объектов II категории);
7) решение о подтверждении отнесения отходов к конкретному классу опасности (для отходов I - IV классов опасности);
8) положительное заключение государственной экологической экспертизы;
9) договор водопользования;
10) решение о предоставлении водного объекта в пользование;
11) заключение (разрешительный документ) на ввоз, вывоз и транзит отдельных товаров, включенных в единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, на озоноразрушающие вещества и продукцию, их содержащую;
12) программа производственного экологического контроля и результаты ее осуществления.
4. Организация и осуществление государственного надзора регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ).
5. Государственный надзор осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Республики Карелия (далее - Министерство).
6. Перечень должностных лиц Министерства, уполномоченных на осуществление государственного надзора, утверждается Правительством Республики Карелия.
7. Решение о проведении Министерством контрольных (надзорных) мероприятий вправе принимать заместитель Министра природных ресурсов и экологии Республики Карелия - главный государственный инспектор в области охраны окружающей среды Республики Карелия (далее - заместитель Министра).
8. Должностные лица Министерства при проведении контрольных (надзорных) мероприятий в пределах своих полномочий и в объеме проводимых надзорных действий пользуются правами и выполняют обязанности, которые установлены Федеральным законом N 248-ФЗ.
9. Должностные лица Министерства при проведении контрольных (надзорных) мероприятий обязаны соблюдать ограничения и запреты, установленные Федеральным законом N 248-ФЗ.
10. Должностные лица Министерства несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
11. Министерство осуществляет государственный надзор в отношении следующих объектов государственного надзора:
1) деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к контролируемым лицам, осуществляющим деятельность, действия (бездействие);
2) результаты деятельности контролируемых лиц, в том числе продукция (товары), работы и услуги, к которым предъявляются обязательные требования;
3) здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, другие объекты, которыми контролируемые лица владеют и (или) пользуются, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, не находящиеся во владении и (или) пользовании контролируемых лиц, к которым предъявляются обязательные требования;
4) водные объекты и территории их водоохранных зон и прибрежных защитных полос, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору).
12. Министерство для целей управления рисками причинения вреда (ущерба) при осуществлении плановых контрольных (надзорных) мероприятий относит объекты государственного надзора к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):
1) высокий риск;
2) значительный риск;
3) средний риск;
4) умеренный риск;
5) низкий риск.
13. Объекты государственного надзора относятся к следующим категориям риска в рамках осуществления плановых контрольных (надзорных) мероприятий:
1) к категории среднего риска относятся объекты государственного надзора, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих умеренное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам II категории, предусмотренным критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года N 2398 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий" (далее - постановление N 2398);
2) к категории умеренного риска относятся объекты государственного надзора, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих незначительное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам III категории, предусмотренным критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными постановлением N 2398;
3) к категории низкого риска относятся объекты государственного надзора, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории, предусмотренным критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными постановлением N 2398.
14. Объекты государственного надзора, подлежащие отнесению в соответствии с пунктом 13 настоящего Положения к категориям среднего, умеренного риска, подлежат отнесению соответственно к категориям значительного, среднего риска в случае, если объект государственного надзора размещается:
1) в границах особо охраняемой природной территории регионального значения;
2) в водоохранных зонах водных объектов или их частей.
15. Объекты государственного надзора, подлежащие отнесению в соответствии с пунктами 13 и 14 настоящего Положения к категориям значительного, среднего, умеренного риска, подлежат отнесению соответственно к категориям высокого, значительного, среднего риска при наличии вступивших в законную силу в течение трех лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта государственного надзора к категории риска:
1) постановления о назначении административного наказания, за исключением административного наказания в виде предупреждения, контролируемому лицу за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьями 8.2, 8.4, 8.6, 8.12, 8.13, 8.14, 8.21, 8.42, 8.44, 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и совершенного при осуществлении деятельности с использованием объекта государственного надзора, вынесенного должностными лицами Министерства или судом на основании протокола об административном правонарушении, составленного должностным лицом Министерства;
2) обвинительного приговора, предусматривающего признание контролируемых лиц, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием объекта государственного надзора, виновными в совершении преступления, предусмотренного статьями 246, 247, 250, 251, 252 Уголовного кодекса Российской Федерации;
3) решения о прекращении, аннулировании разрешений, выдача которых Министерством предусмотрена нормативными правовыми актами Республики Карелия, при осуществлении деятельности с использованием объекта государственного надзора.
16. Объекты государственного надзора, подлежащие отнесению в соответствии с решением, указанным в подпункте 1 пункта 15 настоящего Положения, к категориям высокого, значительного, среднего риска, подлежат отнесению к категориям значительного, среднего, умеренного риска соответственно после устранения в установленный срок выявленного нарушения обязательных требований, подтвержденного результатами контрольного (надзорного) мероприятия.
17. Объекты государственного надзора, которые отнесены в соответствии с пунктами 13 и 14 настоящего Положения к категориям значительного, среднего риска, подлежат отнесению к категориям среднего, умеренного риска соответственно при отсутствии в течение трех лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта государственного надзора к категории риска, вступивших в законную силу решений, предусмотренных настоящим пунктом, и одновременном соблюдении требований природоохранного законодательства.
18. Отнесение объектов государственного надзора к определенной категории риска осуществляется на основании сопоставления их характеристик с критериями отнесения объектов государственного надзора к категориям риска, указанными в пунктах 13-17 настоящего Положения.
19. Учет объектов государственного надзора осуществляется:
1) при ведении государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;
2) при сборе, обработке, анализе и учете информации об объектах государственного надзора, представляемой надзорному органу в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, информации, получаемой в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступной информации.
20. Виды плановых контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объектов государственного надзора в зависимости от присвоенной категории риска, и периодичность их осуществления:
1) при категории высокого риска - один раз в два года в виде выездной или документарной проверки;
2) при категории значительного риска - один раз в три года в виде выездной или документарной проверки;
3) при категории среднего риска - один раз в четыре года в виде выездной или документарной проверки;
4) при категории умеренного риска - один раз в пять лет в виде выездной или документарной проверки.
21. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся в отношении контролируемых лиц, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах государственного надзора, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам IV категории, в отношении объектов государственного надзора, отнесенных к категории низкого риска.
22. В целях оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия Министерство использует индикаторы риска нарушения обязательных требований, утверждаемые Правительством Республики Карелия.
23. В целях стимулирования добросовестного соблюдения обязательных требований контролируемыми лицами, устранения условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также создания условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышения информированности о способах их соблюдения Министерство при осуществлении государственного надзора осуществляет профилактические мероприятия в соответствии с ежегодно утверждаемой программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
24. При осуществлении государственного надзора Министерство проводит следующие профилактические мероприятия:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения;
4) консультирование;
5) профилактический визит.
25. Министерство осуществляет информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований.
Информирование осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), в средствах массовой информации и в иных формах.
26. Министерство ежегодно по итогам обобщения правоприменительной практики готовит доклад, содержащий результаты осуществления государственного надзора.
Доклад по итогам обобщения правоприменительной практики по осуществлению государственного надзора утверждается Министерством и размещается на официальном сайте Министерства в сети "Интернет" в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным.
27. В случае наличия у Министерства сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, Министерство объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Предостережение оформляется по типовой форме, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 31 марта 2021 года N 151 "О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом" (далее - приказ Минэкономразвития России от 31 марта 2021 года N 151), подписывается и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 248-ФЗ.
Контролируемое лицо не позднее 15 рабочих дней после получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований вправе подать в Министерство возражение в отношении указанного предостережения.
Возражение направляется контролируемым лицом в Министерство в бумажном виде почтовым отправлением либо в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
Возражение в отношении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований рассматривается начальником структурного подразделения Министерства, которым готовилось предостережение, в случае необходимости - с участием контролируемого лица, направившего возражение, или его уполномоченного представителя.
По результатам рассмотрения возражения принимается одно из следующих решений:
1) удовлетворить возражение в форме отмены объявленного предостережения;
2) отказать в удовлетворении возражения.
По итогам рассмотрения возражения в отношении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований Министерство направляет решение контролируемому лицу в течение 20 рабочих дней со дня получения такого возражения Министерством в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 248-ФЗ.
Повторное направление возражения по тем же основаниям не допускается.
Министерство осуществляет учет объявленных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований и использует соответствующие данные для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
28. Должностные лица Министерства по обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляют консультирование. Консультирование осуществляется без взимания платы.
Консультирование предоставляется:
1) при личном обращении, посредством телефонной связи, электронной почты, видео-конференц-связи либо на личном приеме;
2) при получении письменного запроса - посредством ответа в письменной форме в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации о рассмотрении обращений граждан;
3) в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.
Время консультирования посредством телефонной связи, видео-конференц-связи либо на личном приеме одного контролируемого лица (его представителя) не может превышать 15 минут.
Консультирование (в том числе письменное консультирование) осуществляется по следующим вопросам:
1) организация и осуществление государственного надзора;
2) порядок осуществления профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий, установленных настоящим Положением;
3) обязательные требования, установленные законодательством в сфере охраны окружающей среды.
Консультирование в письменной форме осуществляется в следующих случаях:
1) контролируемым лицом представлен письменный запрос о предоставлении письменного ответа по вопросам консультирования;
2) при личном обращении предоставить ответ на поставленные вопросы не представляется возможным;
3) ответ на поставленные вопросы требует получения дополнительных сведений и информации. В случае поступления 5 и более однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей консультирование по таким обращениям осуществляется посредством размещения на официальном сайте Министерства в сети "Интернет" письменного разъяснения.
В ходе консультирования не может предоставляться информация, содержащая оценку конкретного контрольного (надзорного) мероприятия, решений и (или) действий должностных лиц Министерства, иных участников контрольного (надзорного) мероприятия.
Министерство осуществляет учет консультирований.
29. Профилактический визит проводится должностным лицом Министерства в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видеоконференц-связи. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам государственного надзора, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта надзора исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.
Обязательный профилактический визит проводится по вопросам, касающимся соблюдения обязательных требований по обращению с отходами производства и потребления, соблюдения обязательных требований водного законодательства, в отношении контролируемых лиц, которые приступили к осуществлению деятельности по обращению с отходами производства и потребления, пользованию водными объектами, не позднее чем в течение одного года с момента начала такой деятельности.
Обязательный профилактический визит проводится в отношении объектов государственного надзора, отнесенных к категориям высокого и значительного риска.
О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо уведомляется не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения.
Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом Министерство не позднее чем за 3 рабочих дня до даты его проведения.
Срок проведения профилактического визита не может превышать одного рабочего дня.
По итогам профилактического визита должностное лицо составляет акт о проведении профилактического визита, форма и содержание которого устанавливается Министерством.
При проведении профилактического визита контролируемым лицам не могут выдаваться предписания об устранении нарушений обязательных требований. Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.
В случае если при проведении профилактического визита установлено, что объекты государственного надзора представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, должностное лицо Министерства в день проведения профилактического визита направляет информацию об этом заместителю Министра для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
30. Государственный надзор осуществляется в виде плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий.
31. Контрольные (надзорные) мероприятия в рамках государственного надзора проводятся уполномоченными должностными лицами Министерства на основании соответствующего решения, принятого заместителем Министра, которое оформляется по типовой форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 31 марта 2021 года N 151, подписывается и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 248-ФЗ.
Решение о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия принимается заместителем Министра с учетом индикаторов риска нарушения обязательных требований, утвержденных Правительством Республики Карелия.
32. В рамках осуществления государственного надзора проводятся контрольные (надзорные) мероприятия при взаимодействии с контролируемым лицом и без взаимодействия с контролируемым лицом.
33. Взаимодействие с контролируемым лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 4 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, осуществляется при проведении следующих внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий:
1) инспекционный визит;
2) рейдовый осмотр;
3) документарная проверка;
4) выездная проверка.
34. Взаимодействие с контролируемым лицом по основанию, предусмотренному пунктом 5 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, осуществляется при проведении следующих внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий:
1) документарная проверка;
2) выездная проверка.
35. Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия:
1) наблюдение за соблюдением обязательных требований;
2) выездное обследование.
36. Виды плановых контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых Министерством, указаны в пункте 20 настоящего Положения.
37. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, формируемого Министерством в соответствии с Правилами формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года N 2428.
38. Оценка соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований не может проводиться иными способами, кроме как посредством контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в настоящем Положении.
39. Контрольные (надзорные) мероприятия, за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых без взаимодействия с контролируемым лицом, могут проводиться на плановой и внеплановой основе только путем совершения уполномоченными должностными лицами Министерства допустимых контрольных (надзорных) действий, определенных настоящим Положением.
40. Инспекционный визит проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта государственного надзора.
В ходе инспекционного визита должностные лица Министерства могут совершать следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) инструментальное обследование;
5) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта государственного надзора.
Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица и собственника (пользователя) объекта государственного надзора. Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном объекте государственного надзора не может превышать один рабочий день.
Контролируемые лица или их представители обязаны обеспечить беспрепятственный доступ должностных лиц Министерства на объект государственного надзора.
Инспекционный визит может проводиться с
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.