Письмо Минфина России от 20 декабря 2021 г. N 02-08-10/103863
Министерство финансов Российской Федерации в дополнение к письму от 11 декабря 2020 г. N 02-08-10/109210 направляет для использования в работе разъяснения по применению классификации операций сектора государственного управления (далее - КОСГУ) в части поступлений нефинансовых активов (350, 360 КОСГУ), доходов, включенных в группы 100 "Доходы" КОСГУ, 400 "Выбытие нефинансовых активов" КОСГУ, увеличения (уменьшения) прочей дебиторской (кредиторской) задолженности 560, 660, 730, 830 КОСГУ (приказ Министерства финансов Российской Федерации от 29 ноября 2017 г. N 209н "Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления").
Приложение: на 28 л.
|
A.M. Лавров |
Приложение
к письму Министерства финансов
Российской Федерации
от N
Руководство по применению классификации операций сектора государственного управления
(часть 2)
3. Поступление нефинансовых активов (продолжение)
3.5. Увеличение стоимости права пользования (350)
Увеличение стоимости прав пользования включает:
- увеличение стоимости права пользования активом (имуществом) при признании объекта учета операционной аренды в составе нефинансовых активов (КОСГУ 351);
- увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным/неопределенным сроком полезного использования (КОСГУ 352, 353).
3.5.1. Увеличение стоимости права пользования активом (351)
Подстатья 351 "Увеличение стоимости права пользования активом" КОСГУ используется в бюджетном (бухгалтерском) учете при признании объекта учета операционной аренды в составе нефинансовых активов в соответствии с федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Аренда", утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 N 258н (далее - СГС "Аренда").
Данная подстатья КОСГУ для отражения кассовых поступлений и выбытий не применяется.
Для кассовых расходов на арендную плату за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов) применяется подстатья 224 "Арендная плата за пользование имуществом" КОСГУ. Для кассовых расходов на арендную плату, возникающую по договору аренды земель (объектов имущества, признаваемых для целей бухгалтерского учета непроизведенными активами), применяется подстатья 229 "Арендная плата за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами" КОСГУ.
ПРИМЕРАМИ операций по увеличению (изменению) стоимости права пользования активом (351) являются следующие операции:
- первоначальное признание объекта учета операционной аренды - право пользования активом в сумме арендных платежей за весь срок пользования имуществом, предусмотренный договором аренды (имущественного найма) или договором безвозмездного пользования;
- изменение величин объектов учета аренды при досрочном расторжении договора аренды в сумме остаточной стоимости права пользования имуществом методом "Красное сторно".
3.5.2. Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным/неопределенным сроком полезного использования (352, 353)
Подстатьи 352 "Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования", 353 "Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования" КОСГУ используются в бюджетном (бухгалтерском) учете при принятии к учету неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным/неопределенным сроком полезного использования (прав пользования на результаты интеллектуальной деятельности в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права на результаты интеллектуальной деятельности) в соответствии с федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Нематериальные активы", утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.11.2019 г. N 181н (далее - СГС "Нематериальные активы").
Согласно пункту 6 СГС "Нематериальные активы":
к нематериальным активам с определенным сроком полезного использования относятся объекты нематериальных активов, в отношении которых может быть определен и документально подтвержден срок полезного использования;
к нематериальным активам с неопределенным сроком полезного использования относятся объекты нематериальных активов, в отношении которых срок полезного использования не может быть определен и документально подтвержден.
Отражение в учете учреждения операций, связанных с предоставлением (получением) прав пользования результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, осуществляется на основании лицензионных договоров, договоров коммерческой концессии и других договоров, заключенных согласно законодательству Российской Федерации (Методические рекомендации по применению федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов "Нематериальные активы", направленные письмом Министерства финансов Российской Федерации от 30.11.2020 N 02-07-07/104384).
Данные подстатьи КОСГУ для отражения кассовых поступлений и выбытий не применяются.
Кассовые расходы на приобретение неисключительных прав пользования на результаты интеллектуальной деятельности (прав пользования на результаты интеллектуальной деятельности в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права пользования на результаты интеллектуальной деятельности) отражаются по подстатье 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ.
ПРИМЕРАМИ операций по увеличению стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным/неопределенным сроком полезного использования (352, 353) являются следующие операции:
- принятие к учету прав пользования нематериальными активами с определенным/неопределенным сроком полезного использования (неисключительных прав) при их приобретении (352, 353);
- при переводе объектов учета, например, из подгруппы "Права пользования нематериальными активами с неопределенным сроком полезного использования" в подгруппу "Права пользования нематериальными активами с определенным сроком полезного использования" (352,353).
3.6. Увеличение стоимости биологических активов (360)
Статья 360 "Увеличение стоимости биологических активов" КОСГУ применяется для отражения операций по поступлению (принятию к учету) биологических активов, а также расходов по оплате государственных (муниципальных) контрактов, договоров на приобретение (изготовление) объектов, относящихся к биологическим активам.
При отнесении нефинансовых активов к биологическим активам следует руководствоваться положениями:
- федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов "Биологические активы", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2020 г. N 310н (далее - СГС "Биологические активы");
- Методических рекомендаций по применению федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов "Биологические активы", направленных письмом Министерства финансов Российской Федерации от 29.11.2021 N 02-07-07/96775.
Биологическими активами являются живые организмы (животные, растения, грибы), культивируемые для получения биологической продукции (в том числе древесины), естественный рост и восстановление которых находятся под непосредственным контролем, ответственностью и управлением субъекта учета, осуществляемых им в целях выполнения государственных (муниципальных) полномочий (функций), деятельности по выполнению работ, оказанию услуг 1.
К биологическим активам относятся следующие группы 2:
а) биологические активы на выращивании и откорме, в том числе:
животные на выращивании;
животные на откорме;
многолетние насаждения, выращиваемые в питомниках в качестве посадочного материала, не достигшие своей биологической зрелости;
многолетние насаждения, предназначенные для получения биологической продукции, не достигшие своей биологической зрелости;
прочие биологические активы на выращивании и откорме;
б) биологические активы, достигшие своей биологической зрелости, в том числе:
скот продуктивный и племенной, рыба, птица, кролики, пушные звери, семьи пчел;
однолетние насаждения, предназначенные для получения биологической продукции, в том числе рассады;
многолетние насаждения, достигшие своей биологической зрелости и пригодные для сбора (получения) биологической продукции;
прочие биологические активы, достигшие своей биологической зрелости.
Биологические активы, достигшие своей биологический зрелости - это активы, которые достигли параметров, позволяющих приступить к сбору (получению) биологической продукции, или могут обеспечить сбор (получение) биологической продукции или иных биологических активов на регулярной основе 3.
К расходам по оплате государственных (муниципальных) контрактов, договоров на приобретение (изготовление) объектов, относящихся к биологическим активам, отражаемым по статье 360 КОСГУ, относятся стоимость приобретения и иные расходы, предусмотренные договором с поставщиком (исполнителем, продавцом), в том числе таможенные пошлины, невозмещаемые суммы НДС (иного налога) за вычетом полученных скидок (вычетов, премий, льгот).
К расходам, включаемым в первоначальную стоимость объектов биологических активов, приобретенных в результате обменных операций, отражаемым по подстатье 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" КОСГУ, относятся расходы, непосредственно связанные с приобретением биологических активов, вне договоров купли-продажи биологических активов, в том числе:
расходы на информационные и консультационные услуги, непосредственно связанные с приобретением биологических активов;
суммы вознаграждений за оказание посреднических услуг при приобретении биологических активов;
расходы на заготовку и доставку биологических активов до места их получения (использования), включая страхование доставки;
иные расходы, непосредственно связанные с приобретением биологических активов.
ПРИМЕРАМИ операций по увеличению стоимости биологических активов (360) являются следующие операции:
приобретение у племенного завода племенных жеребят, в том числе оплата услуг по их доставке, в рамках договора купли-продажи;
принятие к учету объекта биологических активов, поступившего в натуральной форме при возмещении ущерба (например, при краже в рамках заключения мирового соглашения с виновным лицом о возмещении ущерба в натуральной форме);
безвозмездное получение биологических активов при необменных операциях;
оприходование приплода, полученного от биологических активов;
оприходование неучтенных объектов биологических активов, выявленных при инвентаризации.
4. Классификация доходов
Основные доходные операции сгруппированы следующим образом:
1) налоговые доходы, таможенные платежи и страховые взносы на обязательное социальное страхование (110);
2) доходы от собственности (120);
3) доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат (130);
4) штрафы, пени, неустойки, возмещения ущерба (140);
5) безвозмездные денежные, неденежные поступления текущего и капитального характера (150, 160, 190);
6) доходы от операций с активами (170);
7) доходы от реализации нефинансовых активов (400);
8) прочие доходы (180).
Поступление доходов отражается по статьям (подстатьям) КОСГУ в зависимости от их экономического содержания.
Поступление в доход платежа, который объединяет различные по своей экономической сути поступления (доходы) и является неделимым, отражается в рамках той статьи (подстатьи) КОСГУ, которая является основной при получении дохода. Например, в случае осуществления оплаты арендатором расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном жилом доме в фиксированной сумме в составе арендной платы, которая является неделимой, доходы от указанной платы по договору аренды относятся к доходам от операционной аренды (121); доходы от платы за наем жилого помещения, предоставляемого по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, договорам найма специализированных жилых помещений, включающей плату за коммунальные услуги в рамках одного неделимого платежа, относятся к иным доходам от собственности (129).
В целях методологического обеспечения Министерством финансов Российской Федерации на официальном сайте в сети "Интернет" (https://minfin.gov.ru/) размещается Таблица соответствия кодов классификации доходов и статей (подстатей) КОСГУ кодам Классификации доходов, установленным Руководством по статистике государственных финансов 2014 года.
4.1. Налоговые доходы, таможенные платежи и страховые взносы на обязательное социальное страхование (110)
К налоговым доходам, таможенным платежам и страховым взносам на обязательное социальное страхование относятся:
1) налоги (111), поступающие в доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в том числе задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, а также недоимка, пени и денежные взыскания (штрафы) по налогам.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований 4;
2) государственная пошлина, сборы (112), поступающие в доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в частности в соответствии с главами 25.1, 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности 5.
Под государственной пошлиной понимается сбор, взимаемый с лиц, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации 6;
3) таможенные платежи (113) - это поступления в доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от таможенных пошлин, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин; обязательных платежей, взимаемых за совершение таможенными органами таможенных операций, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением транспортных средств, а также за совершение иных действий; иных таможенных платежей, предусмотренных законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, а также пени и денежных взысканий (штрафов) по указанным платежам;
4) страховые взносы на обязательное социальное страхование (114) - доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов от платежей на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, на обязательное медицинское страхование, а также взносы, взимаемые в целях дополнительного социального обеспечения отдельных категорий физических лиц, недоимка, пени и денежные взыскания (штрафы) по этим страховым взносам, поступлений в погашение задолженности по отмененным страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов.
ПРИМЕРАМИ доходов по налогам, таможенным платежам и страховым взносам на обязательное социальное страхование (110) являются следующие операции:
- поступление госпошлины при обращении в суд (112);
- поступление госпошлины за регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (112);
- ввозные таможенные пошлины (113);
- таможенный сбор за хранение (113) и др.
4.2. Доходы от собственности (120)
Доходы от собственности (120) представляют собой поступления в виде платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества; доходы в виде процентов по остаткам денежных средств на счетах; доходы от передачи государственного и муниципального имущества в доверительное управление; доходы от предоставления бюджетных кредитов, займов; доходы в виде части прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, оставшейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, от иных форм участия в капитале предприятий, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, а также дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям; иные предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования активов в виде государственного или муниципального имущества.
К доходам от собственности (120) относятся:
доходы от платы по договорам аренды, субаренды, являющейся платой за право пользования арендованного имущества, признаваемое для целей бухгалтерского учета объектом операционной аренды 7, за исключением доходов от условных арендных платежей (121);
доходы, получаемые от неоперационной (финансовой) аренды (за исключением доходов от условных арендных платежей) (122);
доходы от платежей при пользовании природными ресурсами (123);
доходы от процентов на остаток денежных средств, размещенных в форме депозитов, а также процентов по остаткам средств на счетах в Центральном банке Российской Федерации и в кредитных организациях (124);
доходы от процентов по предоставленным из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации бюджетным кредитам, ссудам, кредитам, предоставленным за счет средств целевых иностранных кредитов, предоставленным бюджетными (автономными) учреждениями займам, микрозаймам (ссудам) (125);
доходы от процентов по иным финансовым инструментам, в том числе договорам, являющимся производными финансовыми инструментами, предметом которых является иностранная валюта, и иное (126);
доходы от дивидендов в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, государственным (муниципальным) учреждениям, а также доходы от перечисления части прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и обязательных платежей (127);
доходы от предоставления неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и (или) средства индивидуализации (128);
иные предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования активов в виде государственного или муниципального имущества.
4.2.1. Доходы от операционной (нефинансовой), неоперационной (финансовой) аренды (121, 122)
К доходам от операционной аренды (121) относятся поступления арендных платежей (арендной платы с НДС для бюджетных (автономных) учреждений) по договорам операционной аренды имущества.
Операционная аренда имущества предусматривает хотя бы одно из следующих условий пользования имуществом 8:
а) срок пользования имущества меньше и несопоставим с оставшимся сроком полезного использования передаваемого в пользование имущества, указанным при его предоставлении;
б) общая сумма арендной платы (платы за пользование имуществом, предусмотренной договором за весь срок пользования имуществом) и сумма всех платежей (выкупной цены), необходимых для реализации права выкупа имущества по окончании срока пользования имущества, при условии что размер таких платежей предопределяет осуществление указанного выкупа имущества по истечении срока пользования имуществом (далее - арендные платежи), ниже и несопоставима со справедливой стоимостью передаваемого в пользование имущества.
К доходам от операционной аренды не относится плата по договорам аренды (субаренды) земель. Данная плата составляет платежи при пользовании природными ресурсами (123).
Поступления по условным арендным платежам также не относятся к доходам от операционной аренды. Доходы по условным арендным платежам, являющиеся частью платы за пользование и (или) содержание (возмещение затрат по содержанию) имущества, осуществляемой в соответствии с договором аренды (имущественного найма) или договором безвозмездного пользования, размер которой не зафиксирован договором в виде денежного значения, и определяется в ходе исполнения договора, относятся на подстатью 135 "Доходы по условным арендным платежам" КОСГУ.
К поступлениям от финансовой аренды (122) относятся доходы, получаемые от неоперационной (финансовой) аренды (за исключением доходов от условных арендных платежей), в том числе по договорам лизинга.
Неоперационная (финансовая) аренда предусматривает хотя бы одно из следующих условий пользования имуществом 9:
а) срок пользования имуществом сопоставим с оставшимся сроком полезного использования передаваемого в пользование имущества, указанным при его предоставлении;
б) сумма всех арендных платежей (ожидаемых экономических выгод арендодателя) сопоставима со справедливой стоимостью передаваемого в пользование имущества;
в) передача права собственности на арендованное имущество арендатору по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены. При этом размер выкупной цены (выкупных платежей) настолько ниже рыночной стоимости предоставляемого в пользование имущества с учетом его естественного износа к завершению срока пользования, что это предопределяет осуществление указанного выкупа имущества пользователем (арендатором);
г) передаваемое в пользование имущество носит специализированный характер, позволяющий только пользователю (арендатору) использовать его без существенных изменений (реконструкций (модификации);
д) передаваемое в пользование имущество не может быть заменено другим имуществом без дополнительных финансовых расходов;
е) приоритетное право арендатора на продление договора аренды на дополнительный срок при сохранении прежнего уровня арендных платежей либо арендной платы, в том числе ниже рыночного;
ж) убытки (прибыль) от изменений справедливой стоимости передаваемого в пользование имущества в течение срока договора относятся на пользователя такого имущества, в том числе вследствие увеличения арендных платежей (арендной платы) по одностороннему решению собственника (правообладателя) имущества.
Договор аренды, предусматривающий предоставление арендодателем рассрочки по оплате арендных платежей (арендной платы и (или) выкупной стоимости арендованного имущества), является неоперационной (финансовой) арендой.
4.2.2. Платежи при пользовании природными ресурсами (123)
Платежи при пользовании природными ресурсами (123) включают в себя поступления платы (арендной платы) за использование земельных участков, в том числе земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, водных объектов, лесов, участков недр, в том числе платы по соглашениям об установлении сервитута в отношении земельных участков и иных аналогичных платежей.
4.2.3. Проценты по депозитам, остаткам денежных средств (124)
К процентам по депозитам, остаткам денежных средств относятся доходы от процентов на остаток денежных средств, размещенных в форме депозитов, и процентов на остаток на счетах в Центральном банке Российской Федерации и в кредитных организациях.
4.2.4. Проценты по предоставленным заимствованиям (125)
К процентам по предоставленным заимствованиям относятся доходы от процентов по предоставленным из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации бюджетным кредитам, ссудам, кредитам, предоставленным за счет средств целевых иностранных кредитов, предоставленным бюджетными (автономными) учреждениями займам, микрозаймам (ссудам).
4.2.5. Проценты по иным финансовым инструментам (126)
К процентам по иным финансовым инструментам относятся доходы от процентов по иным финансовым инструментам, не отнесенные на подстатьи 124 и 125, в том числе договорам, являющимся производными финансовыми инструментами, предметом которых является иностранная валюта, и иное.
4.2.6. Дивиденды от объектов инвестирования (127)
К дивидендам от объектов инвестирования относятся доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, государственным (муниципальным) учреждениям, а также доходы от перечисления части прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и обязательных платежей.
4.2.7. Доходы от предоставления неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации (128)
К доходам, отражаемым по подстатье 128 КОСГУ, относятся доходы от предоставления неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и (или) средства индивидуализации.
4.2.8. Доли в прибылях (убытках) объектов инвестирования (12A)
К доходам в виде доли в прибылях (убытках) объектов инвестирования (12A) относятся операции, отражающие финансовый результат инвестиций в ассоциированные организации в виде прибыли (убытка), приходящейся (приходящегося) на долю публично-правового образования и (или) автономного учреждения в капитале указанной организации.
Для отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете кассовых поступлений и (или) выбытий денежных средств и (или) их эквивалентов данная подстатья КОСГУ не применяется.
4.2.9. Доходы от концессионной платы (12К)
К доходам от концессионной платы относятся доходы концедента от концессионной платы, возникающие в рамках реализации концессионного соглашения.
Концессионной платой является плата, вносимая концессионером концеденту в период использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения, предусмотренная концессионным соглашением 10.
4.2.10. Доходы от простого товарищества (12T)
К доходам от простого товарищества относятся доходы по операциям, осуществляемым в процессе совместной деятельности по договору простого товарищества.
Данная подстатья КОСГУ применяется в целях реализации федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов "Метод долевого участия", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.10.2020 N 254н.
4.2.11. Иные доходы от собственности (129)
К иным доходам от собственности относятся доходы от собственности, не отнесенные на подстатьи КОСГУ 121 - 128, 12A, 12K, 12T, в частности:
доходы от использования земельного участка без его предоставления и установления сервитута, в том числе поступление платы по договорам на размещение и эксплуатацию нестационарного торгового объекта, рекламных конструкций, а также иных объектов;
плата за право на заключение договора на размещение и эксплуатацию нестационарного торгового объекта.
4.3. Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат (130)
К доходам от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат относятся:
доходы от оказания платных услуг, работ (за исключением доходов от оказания услуг, работ по программе обязательного медицинского страхования) (131);
доходы от оказания медицинских услуг, предоставляемых застрахованным лицам в рамках базовой, территориальной программы обязательного медицинского страхования, доходы медицинских учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения от оказания медицинских услуг, предоставляемых женщинам в период беременности, женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, иные аналогичные доходы (132);
доходы от платы за предоставление информации из государственных источников (реестров) (133);
доходы от компенсации затрат (134);
доходы от части платы за пользование и (или) содержание (возмещение затрат по содержанию) имущества, осуществляемой в соответствии с договором аренды (имущественного найма) или договором безвозмездного пользования, размер которой не зафиксирован договором в виде денежного значения и определяется в ходе исполнения договора (доходы по условным арендным платежам). Например, доходы от компенсации затрат (расходов) по оплате потребленных коммунальных услуг, по эксплуатации и хозяйственному обслуживанию здания (помещения), переданного в аренду, безвозмездное пользование, по техническому обслуживанию имущества, поступающие в соответствии с договором аренды, безвозмездного пользования (135);
доходы бюджетов от возврата дебиторской задолженности прошлых лет по расходам, сформированной получателем бюджетных средств, в том числе от возврата подотчетным лицом выданного ему аванса в прошлые отчетные периоды, а также от возврата в бюджет остатков наличных денежных средств в кассе, сформированных получателем бюджетных средств на 1 января текущего финансового года (136);
доходы в виде сумм ожидаемых возмещений по встречным требованиям или требованиям к другим лицам при исполнении обязательства, по которому предусмотрено формирование соответствующего резерва 11 (137);
доходы, возникающие при выполнении работ по договорам строительного подряда 12 (138);
доходы, поступающие в порядке возмещения расходов страхователей на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (139).
4.4. Штрафы, пени, неустойки, возмещения ущерба (140)
К доходам от штрафов, пеней, неустойки, возмещения ущерба относятся поступления от:
денежных взысканий (в том числе штрафов, пеней) за нарушение законодательства Российской Федерации о закупках товаров, работ и услуг, а также за нарушение условий контрактов (договоров) по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, иных договоров (141);
штрафных санкций по долговым обязательствам (142);
поступления страхового возмещения от страховых организаций (143);
поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба имуществу, в том числе ущерба по финансовым активам (144);
прочие поступления от денежных взысканий (штрафов), налагаемых в возмещение ущерба, причиненного в результате незаконного или нецелевого использования бюджетных средств, иных денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг, иных денежных взысканий (штрафов), от конфискаций, компенсаций, пеней, неустоек и сумм принудительного изъятия (145).
ПРИМЕРАМИ доходов от штрафов, пеней, неустойки, возмещения ущерба (140) являются следующие операции:
- неустойки (штрафы, пени) поступившие в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных государственным (муниципальным) контрактом (141);
- штрафы и пени за нарушение срока возврата бюджетного кредита (несвоевременный возврат бюджетного кредита), неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом, нарушение условий предоставления бюджетного кредита (142);
- поступления в возмещение вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов (144);
- исполнительский сбор (145);
- штрафы (судебные штрафы), установленные Уголовным кодексом Российской Федерации (145).
4.5. Безвозмездные денежные и неденежные поступления текущего и капитального характера
Классификация доходов предусматривает разграничение безвозмездных поступлений в сектор государственного управления (статьи 150 "Безвозмездные денежные поступления текущего характера", 160 "Безвозмездные денежные поступления капитального характера", 190 "Безвозмездные неденежные поступления в сектор государственного управления" КОСГУ) на операции текущего и капитального характера.
Поступления капитального характера направлены на формирование (увеличение) стоимости нефинансовых активов (за исключением материальных запасов), в частности:
основных средств, в виде поступлений бюджетных инвестиций на строительство, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение объектов капитального строительства, приобретение объектов недвижимого имущества, приобретение машин и оборудования, транспортных средств, производственного и хозяйственного инвентаря, биологических ресурсов и др.;
нематериальных активов - приобретение (создание) программного обеспечения иных результатов интеллектуальной деятельности, признаваемых объектами учета нематериальных активов и приравненные к ним средства индивидуализации, в том числе в рамках научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;
непроизведенных активов - инвестиции на приобретение (создание) объектов непроизведенных активов, вещное право на которые должно быть закреплено в установленном порядке (земля, недра и пр.) за учреждением, используемые им в процессе своей деятельности.
К поступлениям текущего характера относятся поступления, не отнесенные к поступлениям капитального характера. При этом "смешанные" поступления, условия предоставления которых предусматривают одновременно как капитальные, так и некапитальные расходы (например, приобретение основных средств и оплату услуг или материальных запасов), будут классифицироваться как поступления текущего характера.
Безвозмездные поступления детализируются в зависимости от вида и статуса контрагента, от которого получены денежные средства.
4.5.1. Безвозмездные денежные поступления текущего характера (150)
К безвозмездным денежным поступлениям текущего характера относятся:
доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в результате предоставления дотаций, субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации текущего характера, а также возврат предоставленных межбюджетных трансфертов текущего характера, в том числе неиспользованных (151);
доходы, получаемые государственными (муниципальными) учреждениями из соответствующих бюджетов, от субсидии на иные цели текущего характера; иные трансферты текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления: гранты в форме субсидий, иные безвозмездные денежные поступления между бюджетными (автономными) учреждениями текущего характера (152);
безвозмездные поступления в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации текущего характера от государственных (муниципальных) учреждений, в том числе доходы от возврата бюджетными (автономными) учреждениями остатков субсидий текущего характера прошлых лет, имеющих целевое назначение (153);
безвозмездные поступления текущего характера от организаций государственного сектора, в том числе доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата организациями государственного сектора остатков субсидии, имеющих целевое назначение, прошлых лет (154);
безвозмездные поступления текущего характера от иных резидентов (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора), физических лиц, в том числе: гранты, пожертвования (денежные пожертвования и безвозмездные поступления от физических и (или) юридических лиц); средства самообложения граждан; доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата организациями, за исключением государственных (муниципальных) бюджетных (автономных) учреждений и организаций государственного сектора, остатков субсидии, имеющих целевое назначение, прошлых лет; безвозмездные поступления от иных организаций, за исключением государственных (муниципальных) бюджетных (автономных) учреждений и организаций государственного сектора (155);
доходы от получения безвозмездных и безвозвратных трансфертов текущего характера, предоставленных наднациональными организациями и правительствами иностранных государств (156);
доходы от получения безвозмездных и безвозвратных трансфертов текущего характера, предоставленных международными организациями (157);
безвозмездные поступления текущего характера от нерезидентов, а также гранты, пожертвования текущего характера (158);
поступления (перечисления) по урегулированию расчетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по распределенным доходам (159).
ПРИМЕРАМИ безвозмездных денежных поступлений текущего характера (150) являются следующие операции:
- субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление ежемесячной денежной выплаты, назначаемой в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет (151);
- субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на организацию бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование в государственных и муниципальных образовательных организациях (151);
- безвозмездные поступления в бюджеты субъектов Российской Федерации от государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на обеспечение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов (154);
- поступления от денежных пожертвований, предоставляемых физическими лицами (155);
- безвозмездные поступления в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации от Республики Казахстан (156);
- поступления от денежных пожертвований, предоставляемых нерезидентами (158);
- поступление грантов от нерезидентов (158).
4.5.2. Безвозмездные денежные поступления капитального характера (160)
К безвозмездным денежным поступлениям капитального характера относятся:
доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в результате предоставления межбюджетных трансфертов капитального характера из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также доходы от возврата остатков межбюджетных трансфертов капитального характера, имеющих целевое назначение, прошлых лет, в том числе неиспользованных (161);
доходы, получаемые государственными (муниципальными) учреждениями из соответствующих бюджетов, от субсидии на иные цели, грантов в форме субсидий капитального характера и субсидии на осуществление капитальных вложений, иных безвозмездных денежных поступлений между бюджетными (автономными) учреждениями капитального характера (162);
поступления от бюджетных (автономных) учреждений капитального характера в доход бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе доходы от возврата бюджетными (автономными) учреждениями остатков субсидий капитального характера прошлых лет, субсидий на иные цели капитального характера (163);
безвозмездные целевые поступления капитального характера от организаций государственного сектора (164);
безвозмездные целевые поступления капитального характера от иных резидентов (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора), физических лиц (165);
доходы от получения безвозмездных и безвозвратных трансфертов капитального характера, предоставленных наднациональными организациями и правительствами иностранных государств (166);
доходы от получения безвозмездных и безвозвратных трансфертов капитального характера, предоставленных международными финансовыми организациями (167);
безвозмездные целевые поступления капитального характера от нерезидентов (за исключением наднациональных организаций и правительств иностранных государств, международных организаций) (168).
ПРИМЕРАМИ безвозмездных денежных поступлений капитального характера (160) являются следующие операции:
- безвозмездные поступления в бюджеты субъектов Российской Федерации от государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на обеспечение мероприятий по модернизации систем коммунальной инфраструктуры (164);
- предоставление нерезидентами грантов капитального характера для получателей средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, бюджетных и автономных учреждений (168).
4.5.3. Безвозмездные неденежные поступления в сектор государственного управления (190)
Неденежные поступления представляют собой операции, которые изначально не выражены в денежных единицах. К ним относятся операции, которые не предусматривают каких-либо денежных потоков, они отражаются по факту учетных операций, при планировании они отсутствуют, например, доходы от оприходования излишков, выявленных при инвентаризации; доходы от оприходования имущества в результате разукомплектации объектов основных средств; доходы от принятых к учету объектов имущества (нефинансовых активов), полученных в виде пожертвования, на основании документов, подтверждающих безвозмездность передачи жертвователем имущества и факт получения объектов; доходы от оприходования объектов нефинансовых активов с забалансового счета и др.
Вышеуказанным неденежным операциям присваивается денежная стоимость, так как в бюджетном (бухгалтерском) учете и отчетности потоки и позиции отражаются в денежном выражении.
Безвозмездные неденежные поступления в сектор государственного управления детализируются на операции текущего и капитального характера, а также по контрагентам.
К безвозмездным неденежным поступлениям в сектор государственного управления относятся:
- безвозмездные неденежные поступления текущего характера в сектор государственного управления, том числе: от сектора государственного управления, организаций государственного сектора и Центрального банка Российской Федерации (191); от организаций (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ и услуг (192); от физических лиц (193); от нерезидентов (194);
- безвозмездные неденежные поступления капитального характера в сектор государственного управления, в том числе: от сектора государственного управления, организаций государственного сектора и Центрального банка Российской Федерации (195); от организаций (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора), а также индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ и услуг (196); от физических лиц (197); от нерезидентов (198).
Данные подстатьи не применяются при отражении в бухгалтерском (бюджетном) учете кассовых поступлений и выбытий.
4.6. Прочие доходы (180)
К прочим доходам относятся неналоговые доходы, не отнесенные на другие статьи группы 100 "Доходы" КОСГУ, такие как:
невыясненные поступления (181);
доходы от безвозмездного права пользования активом (182, 185, 186, 187) 13;
прочие доходы от увеличения стоимости имущества концедента (18K) 14;
прочие доходы (убытки) от деятельности простого товарищества (18T) 15;
иные доходы (189).
4.6.1. Невыясненные поступления (181)
Денежные средства, в отношении которых отсутствует информация, позволяющая однозначно определить их принадлежность к виду (подвиду) дохода бюджета, закрепляемому за администратором доходов бюджета, относятся органами Федерального казначейства к невыясненным поступлениям, зачисляемым в соответствующий бюджет 16.
Суммы, зачисленные на единый счет федерального бюджета, единый счет бюджета субъекта Российской Федерации, единый счет местного бюджета, единый счет бюджета государственного внебюджетного фонда, учитываются как невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет, бюджет государственного внебюджетного фонда, если в расчетном документе (Распоряжении о совершении казначейского платежа) плательщика не указаны и (или) указаны неверно данные, определенные Порядком казначейского обслуживания, утвержденным приказом Федерального казначейства от 14.05.2020 N 21н (далее - Порядок N 21н) 17.
Код вида доходов бюджетов 000 1 17 01000 00 0000 180 "Невыясненные поступления", предназначенный для отражения невыясненных поступлений, детализируется по подстатьям и элементам доходов в зависимости от того, в какой бюджет осуществляется зачисление платежа, например, при зачислении невыясненных поступлений:
- в федеральный бюджет применяется код 000 1 17 01010 01 0000 180;
- в бюджеты субъектов Российской Федерации - код 000 1 17 01020 02 0000 180;
- в бюджеты муниципальных районов - код 000 1 17 01050 05 0000 180 и т.д.
Невыясненные поступления, зачисленные в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, подлежат возврату (уточнению).
4.6.2. Доходы от безвозмездного права пользования активом (182, 185, 186, 187)
Пунктом 26 СГС "Аренда" предусмотрено, что объекты учета аренды, возникающие в рамках договоров безвозмездного пользования или в рамках договоров аренды (имущественного найма), предусматривающих предоставление имущества в возмездное пользование по цене значительно ниже рыночной стоимости (аренда на льготных условиях), отражаются в бухгалтерском учете по их справедливой стоимости, определяемой передающей стороной (арендодателем) на дату классификации объектов учета аренды методом рыночных цен - как если бы право пользования имуществом было предоставлено на коммерческих (рыночных) условиях (далее - справедливая стоимость арендных платежей).
К доходам от безвозмездного права пользования относятся:
- разница между суммой арендных платежей и суммой справедливой стоимости арендных платежей (справедливых и реальных платежей при аренде на льготных условиях);
- суммы справедливых (рыночных) арендных платежей при безвозмездном пользовании.
Доходы от безвозмездного права пользования активом детализируются в зависимости от типа контрагента (арендодателя, ссудодателя), предоставившего безвозмездное право пользования активом:
организации (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора) (182);
организации государственного сектора (185);
сектор государственного управления (186);
иные лица (187).
Вышеперечисленные подстатьи КОСГУ применяются в целях ведения бюджетного (бухгалтерского) учета по методу начисления и не используются при кассовом исполнении.
Информация по определению типа контрагента в целях выбора подстатьи КОСГУ представлена в разделе 1 "Общие положения" Руководства по применению классификации операций сектора государственного управления, направленного письмом Министерства финансов Российской Федерации от 11.12.2020 г. N 02-08-10/109210.
4.6.3. Прочие доходы от увеличения стоимости имущества концедента (18К)
К прочим доходам от увеличения стоимости имущества концедента (18К) относятся операции по начислению предстоящих доходов от увеличения стоимости имущества концедента при принятии к учету созданного (реконструированного) объекта концессионного соглашения на сумму, превышающую размер предусмотренных концессионным соглашением обязательств концедента по финансированию расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, а также операции по отнесению начисленных предстоящих доходов на финансовый результат отчетного периода в течение срока действия концессионного соглашения.
Данная подстатья КОСГУ применяется в целях реализации федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концессионные соглашения", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.06.2018 N 146н.
Данная подстатья КОСГУ не применяется для отражения кассовых поступлений и выбытий.
4.6.4. Прочие доходы (убытки) от деятельности простого товарищества (18Т)
К прочим доходам (убыткам) от деятельности простого товарищества (18Т) относятся операции по начислению задолженности по доходам от деятельности простого товарищества, подлежащим распределению.
Данная подстатья КОСГУ применяется участником совместной деятельности по договору простого товарищества, ведущим общие дела простого товарищества.
По договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели.
Данная подстатья КОСГУ применяется в целях реализации федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов "Метод долевого участия", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.10.2020 N 254н.
Для отражения кассовых поступлений и выбытий данная подстатья КОСГУ не применяется.
4.6.5. Иные доходы (189)
К иным доходам (189) относятся поступления, не отнесенных на другие статьи КОСГУ группы 100 "Доходы" и подстатьи 181 - 182, 185 - 187, 18K, 18T, в частности:
- поступление денежных документов в рамках правопреемства при реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании), упразднении (ликвидации) государственного органа (органа местного самоуправления), учреждения;
- поступление денежных средств от реализации задержанных или изъятых товаров;
- поступление непериодических выплат компенсации в счет возмещения вреда или убытков, кроме страхового возмещения, выплачиваемого страховыми организациями в соответствии с договорами страхования;
- выявление излишков денег или денежных документов в кассе;
- безвозмездное получение денежных документов;
- начисление (уплата) налога на прибыль организаций, исчисленного по результатам налогового (отчетного) периода;
- начисление и уплата налогов, объектом налогообложения для которых являются доходы (прибыль) учреждения;
- уплата налога на добавленную стоимость (НДС) по доходам от произведенных продаж, выполненных работ, оказанных услуг, облагаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налогом на добавленную стоимость. Операции по начислению НДС по доходам от произведенных продаж, выполненных работ, оказанных услуг, облагаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налогом на добавленную стоимость, отражаются по подстатьям КОСГУ, относящимся к доходам, по которым отражены доходы текущего финансового периода с учетом налога на добавленную стоимость.
4.7. Реализация нефинансовых активов (400)
К доходам от реализации нефинансовых активов, а также от возмещения ущерба в связи с недостачей нефинансовых активов относятся:
- доходы от реализации основных средств, доходы от возмещения ущерба, выявленного в связи с недостачей основных средств (410);
- доходы от реализации нематериальных активов, доходы от возмещения ущерба, выявленного в связи с недостачей нематериальных активов (420);
- доходы от реализации непроизведенных активов (430);
- доходы от реализации (выбытия) материальных запасов, доходы от возмещения ущерба, выявленного в связи с недостачей материальных запасов (441-449);
- доходы от выбытия биологических активов (461).
5. Увеличение (уменьшение) прочей дебиторской (кредиторской) задолженности (560, 660, 730, 830)
Операции, увеличивающие (уменьшающие) прочую дебиторскую, кредиторскую задолженность, группируются на статьях КОСГУ:
560 "Увеличение прочей дебиторской задолженности";
660 "Уменьшение прочей дебиторской задолженности";
730 "Увеличение прочей кредиторской задолженности";
830 "Уменьшение прочей кредиторской задолженности".
Операции, увеличивающие (уменьшающие) прочую дебиторскую, кредиторскую задолженность, отражаются на подстатьях КОСГУ вышеуказанных статей по группам лиц 18, таких как:
- участники бюджетного процесса 19 (главные распорядители бюджетных средств; распорядители бюджетных средств; получатели бюджетных средств; государственные (муниципальные) бюджетные, государственные (муниципальные) автономные учреждения, осуществляющие в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, полномочия соответственно федерального органа государственной власти (государственного органа), органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме; иные получатели бюджетных средств, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени соответствующего публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета; главные администраторы доходов бюджетов; администраторы доходов бюджетов; главные администраторы источников финансирования дефицита бюджетов; администраторы источников финансирования дефицита бюджетов; органы управления государственными внебюджетными фондами и территориальными государственными внебюджетными фондами, осуществляющие составление и исполнение соответствующих бюджетов) (ХХ1);
- государственные (муниципальные) бюджетные и автономные учреждения (ХХ2);
- финансовые и нефинансовые организации государственного сектора (ХХ3);
- иные нефинансовые организации (ХХ4);
- иные финансовые организации (ХХ5);
- некоммерческие организации и физические лица - производители товаров, работ, услуг (ХХ6);
- физические лица, в том числе нерезиденты (ХХ7);
- наднациональные организации и правительства иностранных государств (ХХ8);
- нерезиденты (ХХ9).
Согласно пунктам 13.6, 14.6 Порядка применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.11.2017 N 209н, по статьям 560, 660 КОСГУ без их детализации отражаются расчеты по доходам (поступлениям) бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от:
- уплаты налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
- таможенных пошлин, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, таможенных платежей, предусмотренных законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании;
- страховых взносов на обязательное социальное страхование, поступлений в погашение задолженности по отмененным страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов;
- недоимки, пени и денежных взысканий (штрафов) по указанным платежам, иных денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации;
- невыясненных поступлений.
Информация по определению типа контрагента в целях выбора подстатьи КОСГУ представлена в разделе 1 "Общие положения" Руководства по применению классификации операций сектора государственного управления, направленного письмом Министерства финансов Российской Федерации от 11.12.2020 г. N 02-08-10/109210.
В дополнение к данной информации к категории "физических лиц - производителей товаров, работ, услуг" относятся в соответствии с Общероссийским классификатором организационно-правовых форм, утвержденным приказом Росстандарта от 16.10.2012 N 505-ст:
главы крестьянских (фермерских) хозяйств;
индивидуальные предприниматели;
адвокаты, учредившие адвокатский кабинет;
нотариусы, занимающиеся частной практикой.
Действующим законодательством Российской Федерации также устанавливаются и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, например:
- оценщик (статья 4 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации");
- патентный поверенный (статья 3 Федерального закона от 30.12.2008 N 316-ФЗ "О патентных поверенных");
- частный детектив (Закон Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации") и др.
При этом Федеральный закон от 27.11.2018 N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" (далее - Федеральный закон N 422-ФЗ) регламентирует проведение эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход".
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона N 422-ФЗ налогоплательщиками налога на профессиональный доход признаются физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, перешедшие на специальный налоговый режим в порядке, установленном Федеральным законом N 422-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона N 422-ФЗ объектом налогообложения признаются доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав).
Таким образом, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, перешедших на специальный налоговый режим в порядке, установленном Федеральным законом N 422-ФЗ ("самозанятых"), следует относить к физическим лицам - производителям товаров (работ, услуг) с отражением по соответствующим подстатьям ХХ6 КОСГУ статей 550, 560 и 730, 830 КОСГУ.
-------------------------------------------
1 П. 6 СГС "Биологические активы".
2 П. 6 СГС "Биологические активы".
3 П. 6 СГС "Биологические активы".
4 Статья 8 Налогового кодекса Российской Федерации.
5 Там же.
6 Статья 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации.
7 См. подробно СГС "Аренда".
8 П. 12 СГС "Аренда".
9 П. 13 СГС "Аренда".
10 Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях".
11 Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах", утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.05.2018 N 124н.
12 Для отражения кассовых поступлений и выбытий данная подстатья КОСГУ не применяется. Кассовое поступление доходов по договору строительного подряда отражается по подстатье 131 "Доходы от оказания платных услуг (работ)" КОСГУ.
13 Не применяется для отражения кассовых поступлений и выбытий.
14 Не применяется для отражения кассовых поступлений и выбытий.
15 Не применяется для отражения кассовых поступлений и выбытий.
16 Статья 40 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
17 П. 42-43.
18 П. 7.1 Порядка применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.11.2017 N 209н.
19 Подпункт 13.5.1 Порядка применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.11.2017 N 209н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минфин выпустил дополнительные разъяснения по применению КОСГУ. Они касаются поступлений нефинансовых активов (коды 350 и 360), доходов, включенных в группы 100 "Доходы", 400 "Выбытие нефинансовых активов", увеличения (уменьшения) прочей дебиторской (кредиторской) задолженности (коды 560, 660, 730 и 830). Детализирован порядок выполнения учетных операций.
Письмо Минфина России от 20 декабря 2021 г. N 02-08-10/103863
Текст письма опубликован в журнале "Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера", февраль 2022 г., N 2, в журнале "Казенные учреждения: акты и комментарии для бухгалтера", март-апрель 2022 г., N 2