Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение ООО (далее - заявитель, Общество) и сообщает следующее.
Как следует из информации, полученной от заявителя в рабочем порядке, и поясняющей ситуацию, описанную в запросе, Общество в рамках договоров с юридическими лицами - резидентами Республики Армения и Кыргызской Республики оказывает населению указанных государств медицинские услуги по лабораторной диагностике (анализ биоматериалов). В этих целях Общество передает указанным контрагентам рекламные материалы и возвратную тару для сбора и транспортировки анализов.
При рассмотрении указанного вопроса, по мнению ФНС России, необходимо руководствоваться следующим.
В торговых отношениях с хозяйствующими субъектами государств-членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) необходимо руководствоваться нормами Договора о ЕАЭС от 29 мая 2014 года (далее - Договор), а также Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющегося приложением N 18 к Договору (далее - Протокол).
Так, согласно пункту 28 раздела IV Протокола взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг, в общем случае, осуществляется в государстве-члене ЕАЭС, территория которого признается местом реализации работ, услуг. При этом, налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством государства-члена ЕАЭС, территория которого признается местом реализации работ, услуг, если иное не установлено разделом IV Протокола.
Место реализации медицинских услуг по лабораторной диагностике (анализ биоматериалов) определяется по месту нахождения исполнителя услуг на основании подпункта 5 пункта 29 раздела IV Протокола.
Таким образом, местом реализации медицинских услуг, оказываемых Обществом населению в рамках договоров с юридическими лицами - резидентами Республики Армения и Кыргызской Республики, признается Российская Федерация.
Документами, подтверждающими место реализации работ, услуг, являются: договор (контракт) на выполнение работ, оказание услуг, заключенный налогоплательщиками государств-членов ЕАЭС; документы, подтверждающие факт выполнения работ, оказания услуг; иные документы, предусмотренные законодательством государств-членов ЕАЭС (пункт 30 раздела IV Протокола).
При этом, в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации, в отношении ряда услуг применяется освобождение от налога на добавленную стоимость (далее - НДС). В частности, согласно подпункту 2 пункта 2 и пункту 6 статьи 149 Кодекса не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) НДС реализация на территории Российской Федерации медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на ведение деятельности, лицензируемой на основании законодательства Российской Федерации.
Перечень медицинских услуг по диагностике, профилактике и лечению, оказываемых населению, реализация которых независимо от формы и источника их оплаты не подлежит обложению НДС, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2001 N 132 (далее - Перечень).
Пунктом 1 Перечня предусмотрены услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в рамках амбулаторно - поликлинической (в том числе доврачебной) медицинской помощи, включая проведение медицинской экспертизы.
Таким образом, медицинские услуги по лабораторной диагностике (анализ биоматериалов), оказываемые медицинской организацией физическим лицам, в том числе на основании договоров с заказчиками - юридическими лицами Республики Армения и Кыргызской Республики, освобождаются от налогообложения НДС при наличии у этой медицинской организации соответствующей лицензии. Аналогичные разъяснения приведены в письме ФНС России от 27.03.2013 N ЕД-18-3/313@. При этом, передача возвратной тары, если такая операция является обязанностью исполнителя в рамках договора об оказании услуг лабораторной диагностики, не является самостоятельным объектом налогообложения НДС.
По вопросу оформления транспортных документов при перевозке товаров и возвратной тары ФНС России сообщает, что виды документов, представляемых налогоплательщиком в налоговый орган в качестве транспортного (товаросопроводительного) документа, нормами Протокола и Кодекса не установлены, в связи с чем, в качестве такого документа может быть представлен любой транспортный (товаросопроводительный) документ, подтверждающий перемещение товаров с территории одного государства - члена ЕАЭС на территорию другого государства - члена ЕАЭС.
Одновременно ФНС России сообщает, что заявитель не пояснил, каким образом оформляется передача рекламных материалов, в рамках каких договоров, предусмотрена ли оплата рекламных материалов и т.д., в связи с чем разъяснения по вопросу порядка налогообложения передачи рекламных материалов могут быть даны только на основе анализа соответствующей информации. Вместе с тем, за разъяснениями по указанному вопросу Общество может обратиться непосредственно в налоговый орган по месту своего учета, в том числе с представлением договоров и иных документов, относящихся к вышеуказанным операциям.
|
В.Г. Колесников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федеральной налоговой службы от 1 октября 2021 г. N КВ-4-3/13965@ "О рассмотрении обращения налогоплательщика"
Текст письма опубликован не был