Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
УТВЕРЖДЕН
приказом Росавиации
от 30 декабря 2021 г. N 1020-П
План мероприятий по результатам расследования аварии самолета RRJ-95B RA-89011, происшедшей 10 октября 2018 г. в аэропорту Якутск
п/п |
Рекомендация комиссии по расследованию |
Принятое решение о порядке реализации рекомендации |
Ответственный исполнитель |
Срок реализации |
1. |
5.1. Довести информацию о данном авиационном происшествии до всех авиакомпаний и аэропортов. |
Довести настоящий приказ до сведения организаций гражданской авиации, эксплуатантов воздушных судов, выполняющих коммерческие воздушные перевозки и/или авиационные работы, авиационных учебных центров, эксплуатантов и владельцев воздушных судов авиации общего назначения |
Территориальные органы Росавиации |
30.12.2021 |
2. |
5.2. Ускорить принятие предусмотренных пунктом 1 части 1 Статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации федеральных авиационных правил, устанавливающих процедуры обязательной сертификации аэродромов, предназначенных для осуществления коммерческих воздушных перевозок на самолетах пассажировместимостью более чем двадцать человек, а также аэродромов, открытых для выполнения международных полетов гражданских воздушных судов. |
Реализовано. Федеральные авиационные правила "Порядок проведения обязательной сертификации аэродромов, предназначенных для осуществления коммерческих воздушных перевозок на самолетах пассажировместимостью более чем двадцать человек, а также аэродромов, открытых для выполнения международных полетов гражданских воздушных судов" утверждены приказом Минтранса России от 07.10.2020 N 415 (зарегистрирован в Минюсте России 31.05.2021 N 63699). |
||
3. |
5.3. Принять решение по изменениям, реализованным с 10.12.2015 на ранее сертифицированных МАК аэродромах, на которые не выдавался Сертификат Росавиации, предусмотренный пунктом 1 части 1 Статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации. |
Реализовано. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2015 N 1283 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" Росавиации предоставлены полномочия по сертификации аэродромов. |
||
4. |
5.4. Разработать и внедрить документ, определяющий порядок эксплуатации и содержания аэродромов, взамен РЭГА РФ-94. |
Доработать проект федеральных авиационных правил "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Правила эксплуатации аэродромов, вертодромов и посадочных площадок гражданской авиации. Аэродромное обеспечение полетов" и направить в установленном порядке в Министерство транспорта Российской Федерации. |
УАД |
28.01.2022 |
5. |
5.5. Рассмотреть целесообразность проведения разовой проверки аэропортов на предмет достаточности сил и средств (в том числе антигололедных реагентов и специальной техники) для эксплуатации в осенне-зимний период, а также на предмет удаления с летного поля ВС, потерявших способность самостоятельно двигаться. |
В рамках проведения проверок, предусмотренных пунктом 66 Федеральных авиационных правил "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил", утвержденных приказом Минтранса России от 25.09.2015 N 286, уделять особое внимание достаточности сил и средств (в том числе антигололедных реагентов и специальной техники) для эксплуатации в осенне-зимний период, а также на предмет удаления с летного поля ВС, потерявших способность самостоятельно двигаться. |
УАД |
постоянно |
6. |
5.6. Совместно с разработчиком и эксплуатантами ВС RRJ-95 рассмотреть вопрос внесения изменения в MEL в части эксплуатации самолета с отложенными дефектами, влияющими на эффективность торможения, в зависимости от состояния ВПП и погодных условий. Рассмотреть применимость данной рекомендации к другим эксплуатируемым типам ВС. |
Совместно с разработчиком воздушного судна RRJ-95 рассмотреть вопрос внесения изменения в MEL в части эксплуатации самолета с отложенными дефектами, рассмотреть применимость данной рекомендации к другим эксплуатируемым типам воздушных судов. |
УПЛГ ВС |
1 квартал 2022 г. |
7. |
5.7. Рассмотреть целесообразность введения в MEL эксплуатантов всех типов ВС ограничений на использование элементов тормозной системы и реверсов с неисправностями при взлете и посадке на аэродроме Якутск на период реконструкции ИВПП-2. |
Совместно с разработчиками воздушных судов рассмотреть вопрос внесения изменения в MEL эксплуатантов всех типов воздушных судов ограничений на использование элементов тормозной системы и реверсов с неисправностями при взлете и посадке на аэродромах на период реконструкции ВПП. |
УПЛГ ВС |
1 квартал 2022 г. |
8. |
5.8. Рассмотреть целесообразность внесения изменений и дополнений в ФАП-128 или другие нормативные документы для установления минимального состава кабинного экипажа по числу аварийных выходов, рядом с которыми конструктивно может быть установлено кресло бортпроводника. |
В соответствии с требованиями пункта 5.96 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 N 128, эксплуатант устанавливает достаточное число членов кабинного экипажа воздушного судна для каждого типа самолета, исходя из пассажировместимости или числа перевозимых пассажиров для того, чтобы обеспечить безопасную и быструю эвакуацию людей, а также выполнение необходимых функций в аварийной обстановке или в ситуации, требующей аварийной эвакуации, но не менее установленного РЛЭ. Эксплуатант определяет эти функции на каждый тип воздушного судна в РПП. На основании изложенного, рекомендация комиссии по расследованию является избыточной. |
||
9. |
5.9. Рассмотреть целесообразность перехода на новую методологию передачи экипажам ВС информации о фактическом состоянии ВПП на основе опыта исследования TALPA (Takeoff and Landing Performance Assessment) ARC (Aviation Rulemaking Committee) в виде RCAM (Runway Condition Assessment Matrix). Обратить внимание на применение с 05.11.2020 усовершенствованного глобального формата ИКАО сообщаемых данных для оценки и предоставления информации о состоянии поверхности. |
Приказом Росавиации от 03.08.2021 N 547-П "О создании рабочей группы по введению на территории Российской Федерации Глобального формата отчетности (Global Reporting Format) о состоянии поверхности взлетно-посадочной полосы, предусмотренного частью II документа ICAO DOC 9981 "Правила аэронавигационного обслуживания. Аэродромы" создана рабочая группа по введению на территории Российской Федерации Глобального формата отчетности (Global Reporting Format) о состоянии поверхности взлетно-посадочной полосы. Издан Циркуляр аэронавигационной информации AIC 10/21 от 25.11.2021 (размещен на сайте http://www.caica.ru/common/AirInter/dnldaic/. |
||
10. |
5.10. Совместно с АО "Аэропорт Якутск" оценить влияние защитного коврика, уложенного на ИВПП-2, на характеристики Ксц при различных атмосферных условиях и состоянии ВПП. По результатам оценки, при необходимости, принять соответствующие меры. |
Поручить АО "Аэропорт Якутск" оценить влияние защитного коврика, уложенного на ИВПП-2, на характеристики Ксц при различных атмосферных условиях и состоянии ВПП. |
УАД |
28.01.2022 |
11. |
5.11. Рассмотреть целесообразность проведения разовой проверки летного состава, имеющего квалификационную отметку на тип RRJ-95, на предмет соответствия положениям FCOM о требуемом уровне владения английским языком, достаточным для понимания эксплуатационной документации. |
Во исполнение подпункта 3 пункта 4 Федеральных авиационных правил "Требования к порядку разработки, утверждения и содержанию программ подготовки специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации", утвержденных приказом Минтранса России от 02.10.2017 N 399, программы подготовки (переподготовки) на воздушное судно RRJ-95, утвержденные уполномоченным органом в области гражданской авиации, содержат требования, предъявляемые к слушателю, в том числе к знанию английского языка, достаточного для изучения эксплуатационной документации и взаимодействия в составе летного экипажа. Согласно подпункту "е" пункта 5.84 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 N 128, члены летных экипажей, имеющие квалификационную отметку, в том числе на тип RRJ-95, проходят теоретическую подготовку не реже одного раза в течение последовательных 7 месяцев к выполнению нормальных процедур выполнения полетов и к действиям в аварийных ситуациях, включая сдачу экзамена, и тренировку на летном тренажере, включая проверку, что позволяет оценить уровень знания авиационного английского языка членами летных экипажей. На основании изложенного, рекомендация комиссии по расследованию является избыточной. |
||
12. |
5.12. При согласовании проектов реконструкций ВПП, проводимых без прекращения полетов, с учетом климатических характеристик и превалирующих погодных условий конкретного аэродрома обращать особое внимание на достаточность анализа рисков, связанных с опасностью выкатывания ВС за пределы ВПП. Рассмотреть применимость данной рекомендации к проектам реконструкций, которые реализуются в настоящий момент. |
При разработке проектов реконструкций ВПП, проводимых без прекращения полетов обращать особое внимание на достаточность анализа рисков, связанных с опасностью выкатывания ВС за пределы ВПП. |
ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" |
Постоянно |
Рекомендовать операторам аэродромов, на которых в настоящее время реализуются мероприятия по реконструкции ВПП без прекращения полетов провести анализ рисков, связанных с опасностью выкатывания ВС за пределы ВПП. По результатам оценки доложить в Управление аэропортовой деятельности. |
Территориальные органы Росавиации |
01.02.2022 |
||
13. |
5.13. Учитывая повторяющиеся недостатки во взаимодействии аэродромной службы, службы УВД, метеослужбы и эксплуатантов, рассмотреть целесообразность проведения разовой проверки наличия подобных процедур и их документирования на аэродромах Российской Федерации. Обратить особое внимание на международные и категорированные аэродромы. |
Пункт требует уточнения в части определения недостатков во взаимодействии аэродромной службы, службы УВД, метеослужбы и эксплуатантов. Требуется уточнение в части определения целесообразности проведения разовой проверки наличия подобных процедур и их документирования на аэродромах Российской Федерации. |
||
14. |
5.14. Рассмотреть порядок проверок СУБП аэродромов (аэропортов), обращая особое внимание на учет и анализ рисков, связанных с местными климатическими условиями. |
Реализовано. Раздел 5.2 контрольных карт проверок операторов аэродромов, утвержденных письмом Росавиации от 30.05.2017 N Исх-11889/04, предусматривает оценку системы управления безопасностью аэродрома в рамках проверок операторов аэродромов в соответствии с пунктами 20 и 66 Федеральных авиационных правил "Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил", утвержденных приказом Минтранса России от 25.09.2015 N 286. |
||
15. |
5.15. ПАО "Корпорация Иркут" совместно с сертифицирующими организациями рассмотреть целесообразность внесения изменений в конструкцию шасси и/или введения эквивалентных мер для снижения риска возникновения течи топлива после воздействия на шасси нагрузок, превышающих расчетные. При проведении оценки использовать международную практику в части критериев "достаточности" разлива топлива для возникновения опасности пожара. По результатам оценки принять решение о доработке вновь выпускаемых экземпляров и/или экземпляров, находящихся в эксплуатации. |
Направить запрос в ПАО "Корпорация Иркут" о получении результатов проработки с сертификационными центрами, Авиарегистром России, Росавиацией вариантов усовершенствования конструкции и принятых решениях по доработке. |
УСАТ |
1 квартал 2022 г. |
16. |
5.16. ПАО "Корпорация Иркут" рассмотреть целесообразность изменения ГПМО (MMEL) в части эксплуатации самолета с отложенными дефектами, влияющими на эффективность торможения, в зависимости от состояния ВПП и погодных условий. |
Направить обращение в ПАО "Корпорация Иркут" о результатах выполнения анализа возможности изменения ГПМО в зависимости от состояния ВПП и погодных условий. |
УСАТ |
1 квартал 2022 г. |
17. |
5.17. ПАО "Корпорация Иркут" рассмотреть целесообразность внесения в эксплуатационную документацию рекомендаций для эксплуатантов по выбору режимов автоматического торможения. |
Направить обращение в ПАО "Корпорация Иркут" о результатах корректировки эксплуатационной документации по выбору режимов автоматического торможения для эксплуатантов. |
УСАТ |
1 квартал 2022 г. |
18. |
5.18. ПАО "Корпорация Иркут" провести разовую проверку эксплуатационной документации на предмет соответствия ограничений, имеющихся в Летном руководстве (AFM), ограничениям и положениям, содержащимся в других документах (FCOM, FCTM и др.). |
Направить обращение в ПАО "Корпорация Иркут" о результатах проведения разовой проверки на наличие несоответствий в составе лётной документации (FCOM, FCTM и др.). |
УСАТ |
1 квартал 2022 г. |
19. |
5.19. ПАО "Корпорация Иркут" провести разовую проверку ("вычитку") FCOM, FCTM и других документов для устранения ошибок и неточностей. |
Направить обращение в ПАО "Корпорация Иркут" о результатах проведения разовой проверки ("вычитку") лётной документации, определения возможных неточностей и ошибок. |
УСАТ |
1 квартал 2022 г. |
20. |
5.20. ПАО "Корпорация Иркут" с учетом наилучшего мирового опыта производителей авиационной техники рассмотреть целесообразность создания внутри предприятия выделенного подразделения из числа наиболее опытных и подготовленных специалистов для поддержки процесса расследования авиационных происшествий и инцидентов, предусмотрев проведение соответствующего дополнительного обучения и наделение необходимыми полномочиями. |
Пунктом 2.1.3 Правил расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.1998 N 609, предусмотрено привлечение организации разработчика авиационной техники для работы в составе комиссии по расследованию авиационного происшествия. Направить обращение в ПАО "Корпорация Иркут" ПАО "Корпорация "Иркут" с предложением предусмотреть подготовку сотрудников, принимающих участие в составе комиссии по расследованию авиационного происшествия, по программе подготовки специалистов "Расследование и предотвращение авиационных происшествий и инцидентов. |
УСАТ |
1 квартал 2022 г. |
21. |
5.21. ПАО "Корпорация Иркут" рассмотреть возможность создания специального пакета программного обеспечения для проведения предварительного автоматического анализа записей бортовой системы регистрации параметрической информации (аварийного и эксплуатационного накопителей) при расследовании авиационных происшествий и инцидентов с целью анализа взаимного соответствия регистрируемых параметров (kinematic consistency), выявления отклонений в функционировании систем и факторов, подлежащих дополнительному анализу в ходе расследования. |
Направить обращение в ПАО "Корпорация Иркут" о разработке требования к программному обеспечению для проведения автоматического анализа записей бортовой системы регистрации параметрической информации согласно рекомендациям. Запросить результаты рассмотрения возможности создания программного обеспечения для проведения автоматического анализа записей. |
УСАТ |
1 квартал 2022 г. |
22. |
5.34. Росавиации, как уполномоченному органу по сертификации, рассмотреть целесообразность: - разработки процедур, устанавливающих порядок разработки и введения в действие документов (циркуляров), описывающих приемлемые методы определения соответствия (МОС) образцов авиационной техники применимым к ним требованиям Норм летной годности; - разработки МОС для установления соответствия требованиям п. 25.721 и п. 25.963(e), гармонизированных с актуальными действующими АМС EASA и AC FAA; - о создании рабочей группы с участием представителей промышленности, отраслевых профильных институтов и сертификационных центров для реализации настоящего пункта рекомендаций. |
Проработать порядок разработки документов (циркуляров), описывающих приемлемые методы определения соответствия (МОС) образцов авиационной техники применимым к ним требованиям Норм летной годности. Разместить информацию на сайте Росавиации. |
УСАТ |
2 квартал 2022 г. |
Направить запрос в сертификационные центры и разработчикам авиационной техники с предложением разработки проектов МОС по п. 25.721, 25.963 гармонизированных с зарубежными подходами. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.