Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к приказу департамента
потребительской сферы и
регулирования рынка алкоголя
Краснодарского края
от 29.12.2021 г. N 243
Положение
по осуществлению департаментом потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края внутреннего финансового аудита в отношении подведомственного государственного казенного учреждения Краснодарского края "Центр развития торговли"
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о внутреннем финансовом аудите в отношении государственного казенного учреждения Краснодарского края "Центр развития торговли" (далее - учреждение), подведомственного департаменту потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края (далее - департамент), разработано в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Положение устанавливает правила и принципы проведения внутреннего финансового аудита департамента в отношении подведомственного учреждения.
1.2. Внутренний финансовый аудит в учреждении осуществляется в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, установленными Министерством финансов Российской Федерации (далее - Федеральные стандарты).
1.3. Внутренний финансовый аудит в учреждении осуществляется уполномоченным должностным лицом, наделенным полномочиями по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита в департаменте (далее - уполномоченное должностное лицо), действующего с учетом требований и в пределах компетенций, установленных федеральными стандартами.
2. Организация внутреннего финансового аудита
2.1. За организацию внутреннего финансового аудита в учреждении руководитель департамента несет ответственность единолично.
2.2. Запросы документов, материалов и информации, необходимых для проведения аудиторского мероприятия, направляются учреждением, в виде служебной записки в процессе подготовки к аудиторскому мероприятию до его начала, либо в ходе проведения аудиторского мероприятия по мере необходимости уточнения вопросов, но не позднее трех рабочих дней до окончания срока проведения аудиторского мероприятия.
2.3. Исполнение учреждением запросов, указанных в пункте 2.2 Положения, осуществляется в письменной форме, не позднее окончания срока проведения аудиторского мероприятия. Документы, материалы и информация, необходимые для проведения аудиторского мероприятия, представляется в подлинниках или копиях в сроки, указанные в запросе. В случае если срок не указан в запросе, документы, материалы и информация представляются в течении трех рабочих дней со дня поступления запроса в учреждение.
2.4. Внутренний финансовый аудит в учреждении осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских мероприятий. Плановые аудиторские мероприятия осуществляются в соответствии с Планом проведения аудиторских мероприятий на очередной финансовый год (далее - План), утверждаемым руководителем департамента.
3. Термины внутреннего финансового аудита
3.1. В целях реализации полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита, регламентированных настоящим Положением, применяются термины в значениях, определенных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 ноября 2019 г. N 196н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита".
Субъект внутреннего финансового аудита - уполномоченное должностное лицо, наделенное департаментом полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита.
Бюджетные процедуры - процедуры учреждения, результат выполнения которых влияет на значения показателей качества финансового менеджмента.
Операция (действие) по выполнению бюджетной процедуры - одна из совокупности операций (действий) по формированию документов, необходимых для выполнения бюджетной процедуры, и (или) по организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры, в том числе контрольное действие, последовательное выполнение которых в соответствии с требованиями правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и локальных актов позволяет достичь результата выполнения бюджетной процедуры.
Объект внутреннего финансового аудита - бюджетная процедура и (или) составляющие эту процедуру операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры.
Субъекты бюджетных процедур - директор учреждения, заместители директора учреждения, руководители структурных подразделений учреждения и должностные лица (работники) структурных подразделений учреждения, которые организуют и обеспечивают выполнение, выполняют бюджетные процедуры.
Аудиторское мероприятие - совокупность профессиональных действий уполномоченного должностного лица, выполняемых на основании программы аудиторского мероприятия, в том числе действий по сбору аудиторских доказательств, формированию выводов, предложений и рекомендаций.
Аудиторские доказательства - документы и фактические данные, информация, отраженные в рабочей документации аудиторского мероприятия и используемые для формирования выводов, включая выводы о выявленных нарушениях и (или) недостатках, предложений и рекомендаций субъекта внутреннего финансового аудита по результатам проведения указанного мероприятия.
Программа аудиторского мероприятия - документ, содержащий основание и сроки проведения, цели и задачи, методы аудиторского мероприятия, наименование(я) объекта(ов) внутреннего финансового аудита и перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия.
План проведения аудиторских мероприятий - перечень планируемых к проведению в очередном финансовом году аудиторских мероприятий, в отношении каждого из которых определена тема и дата (месяц) окончания указанного мероприятия.
Метод внутреннего финансового аудита - прием, применяемый при проведении аудиторского мероприятия аудитором, в зависимости от целей и задач аудиторского мероприятия, результатов оценки бюджетных рисков, степени обеспеченности ресурсами (временными, трудовыми, материальными, финансовыми и иными ресурсами, которые способны оказать влияние на качество проведения аудиторского мероприятия).
К методам внутреннего финансового аудита относятся аналитические процедуры, инспектирование, пересчет, запрос, подтверждение, наблюдение, мониторинг процедур внутреннего финансового контроля.
Аналитические процедуры - метод внутреннего финансового аудита, представляющий собой анализ соотношений и закономерностей, основанный на полученной информации о выполнении бюджетных процедур, в том числе информации о нарушениях и (или) недостатках при выполнении бюджетных процедур и их причинах.
Инспектирование - метод внутреннего финансового аудита, представляющий собой изучение материальных активов и (или) документов и фактических данных, информации, связанных с осуществлением операций (действий) по выполнению бюджетных процедур.
Пересчет - метод внутреннего финансового аудита, представляющий собой проверку точности арифметических расчетов субъектов бюджетных процедур в документах (прикладных программных средствах, информационных ресурсах), в том числе в первичных документах и записях в регистрах бюджетного учета.
Запрос - метод внутреннего финансового аудита, представляющий собой обращение к лицам, располагающим документами и фактическими данными, информацией, необходимыми для проведения аудиторского мероприятия.
Подтверждение метод внутреннего финансового аудита представляющий собой процесс получения информации относительно конкретного вопроса, подлежащего изучению и оказывающего влияние на обоснованность полученных аудиторских доказательств, в результате которого подтверждаются определенные факты относительно информации, вызывающей сомнение у уполномоченного должностного лица.
Наблюдение - метод внутреннего финансового аудита, представляющий собой изучение действий субъектов бюджетных процедур, осуществляемых ими в ходе выполнения операций (действий) по выполнению бюджетных процедур.
Мониторинг процедур внутреннего финансового контроля - метод внутреннего финансового аудита, представляющий собой регулярный процесс изучения контрольных действий и их результатов, оценки надежности внутреннего финансового контроля, включая оценку организации, применения и достаточности контрольных действий. При проведении мониторинга процедур внутреннего финансового контроля устанавливаются взаимосвязи (связующие соотношения) между применяемыми контрольными действиями и бюджетными процедурами в целях оценки влияния внутреннего финансового контроля на минимизацию бюджетных рисков, а также в целях формирования и ведения реестра бюджетных рисков.
Внутренний финансовый контроль - внутренний процесс учреждения, осуществляемый в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий, в том числе осуществляемый посредством совершения контрольных действий.
Контрольные действия - вид действий по выполнению бюджетной процедуры, совершаемых субъектами бюджетных процедур и (или) прикладными программными средствами, информационными ресурсами (с их использованием) перед, во время, после выполнения операций (действий) по выполнению бюджетных процедур, и осуществляемых в целях обеспечения (подтверждения) законности, целесообразности совершения указанных операций (действий), в том числе полноты и достоверности данных, используемых для их совершения, либо выявления и устранения нарушений и (или) недостатков, в том числе их причин и условий.
Нарушение - несоблюдение установленных правовыми актами требований к организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры, в том числе к операции (действию) по выполнению бюджетной процедуры.
Результат выполнения бюджетной процедуры - сформированный (подписанный) в соответствии с требованиями к организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры документ и (или) совершенное действие, в отношении которого нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, установлены форма, требования к содержанию, сроки и Положение выполнения.
Рабочая документация аудиторского мероприятия - совокупность документов и фактических данных, информации (материалов), подготавливаемых либо получаемых в связи с проведением аудиторского мероприятия (при выполнении аудиторских процедур), в том числе:
документы, отражающие подготовку к проведению аудиторского мероприятия, включая формирование его программы;
документы и фактические данные, информация, связанные с выполнением бюджетных процедур;
объяснения, полученные в ходе проведения аудиторского мероприятия, в том числе от субъектов бюджетных процедур;
информация о контрольных действиях, совершаемых при выполнении бюджетной процедуры, являющейся объектом внутреннего финансового аудита;
аналитические материалы, подготовленные в рамках проведения аудиторского мероприятия;
Заключение - подписанный руководителем субъекта внутреннего финансового аудита документ, отражающий результаты проведения аудиторского мероприятия, включая описание выявленных нарушений и (или) недостатков, бюджетных рисков, и содержащий выводы, предложения и рекомендации, в том числе предложения по мерам минимизации (устранения) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля.
Годовая отчетность о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита - информация, основанная на данных, отраженных в заключениях и реестре бюджетных рисков, в том числе информация о достоверности сформированной бюджетной отчетности, о принятых (необходимых к принятию) мерах по повышению качества финансового менеджмента и минимизации (устранению) бюджетных рисков, о надежности внутреннего финансового контроля.
Бюджетный риск - возможное событие, негативно влияющее на результат выполнения бюджетной процедуры, в том числе на операцию (действие) по выполнению бюджетной процедуры, а также на качество финансового менеджмента.
Оценка бюджетного риска - осуществляемое субъектом внутреннего финансового аудита и субъектами бюджетных процедур выявление (обнаружение) бюджетного риска, а также определение значимости (уровня) бюджетного риска с применением критериев вероятности и степени влияния в целях формирования и ведения реестра бюджетных рисков.
Реестр бюджетных рисков - документ, используемый для сбора и анализа информации о бюджетных рисках.
Владелец бюджетного риска субъект бюджетных процедур, ответственный за выполнение (результаты выполнения) бюджетной процедуры, операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры, в рамках которой выявлен бюджетный риск, в том числе ответственный за реализацию (выполнение) мер по минимизации (устранению) бюджетного риска.
Меры по минимизации (устранению) бюджетного риска - конкретные, достижимые и имеющие срок выполнения действия, направленные на снижение вероятности и (или) степени влияния бюджетного риска, на устранение его причин, в том числе контрольные действия.
Риск искажения бюджетной отчетности - бюджетный риск, выражающийся в возможности допущения факта искажения бюджетной отчетности и (или) данных бюджетного учета, приводящих к искажению бюджетной отчетности.
Искажение бюджетной отчетности - отражение в бюджетной отчетности информации, которая содержит ошибки, приводящие к искажению информации об активах и обязательствах и (или) финансовом результате и допущенные в связи с нарушением единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности.
Оценка риска искажения бюджетной отчетности - осуществляемое субъектом внутреннего финансового аудита и субъектами бюджетных процедур выявление (обнаружение) риска искажения бюджетной отчетности, влияющего на достоверность бюджетной отчетности, а также определение значимости (уровня) этого бюджетного риска с применением критериев существенности ошибки и вероятности допущения ошибки.
4. Принципы внутреннего финансового аудита
4.1. Деятельность субъекта внутреннего финансового аудита основывается на принципах законности, функциональной независимости, объективности, компетентности, профессионального скептицизма, системности, эффективности, ответственности и стандартизации.
4.2. Принцип законности выражается в строгом и полном соблюдении законодательства Российской Федерации, а также правовых актов, регулирующих организацию и осуществление внутреннего финансового аудита, включая федеральные стандарты внутреннего финансового аудита и внутренние акты учреждения и субъекта внутреннего финансового аудита.
4.3. Принцип функциональной независимости означает отсутствие условий, которые создают угрозу способности субъекта внутреннего финансового аудита беспристрастно и объективно выполнять свои обязанности.
4.4. Принцип объективности выражается в беспристрастности, в том числе в недопущении конфликта интересов любого рода, при планировании и проведении аудиторских мероприятий, а также при формировании заключений и годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита.
4.5. Принцип компетентности выражается в применении субъектом внутреннего финансового аудита совокупности профессиональных знаний, навыков и других компетенций, позволяющих осуществлять внутренний финансовый аудит.
4.6. Принцип профессионального скептицизма подразумевает критическую оценку обоснованности, надежности и достаточности полученных аудиторских доказательств и направлен на минимизацию возможности упустить из виду подозрительные обстоятельства, сделать неоправданные обобщения при подготовке выводов, использовать ошибочные допущения при определении характера, временных рамок и объема аудиторских процедур, а также при оценке их результатов.
4.7. Принцип системности заключается в том, что при планировании и проведении аудиторских мероприятий бюджетные и коррупционные риски периодически анализируются по всем бюджетным процедурам.
4.8. Принцип эффективности означает, что планирование и проведение аудиторских мероприятий должно быть основано на необходимости достижения целей осуществления внутреннего финансового аудита и обеспечения полноты заключения о результатах проведения аудиторского мероприятия путем использования, заданного (наименьшего) объема затрачиваемых ресурсов.
4.9. Принцип ответственности означает, что субъект внутреннего финансового аудита несет ответственность перед руководителем учреждения за предоставление полных и достоверных заключений, выводов и предложений (рекомендаций), позволяющих при их надлежащем выполнении достичь цели и задачи осуществления внутреннего финансового аудита.
4.10. Принцип стандартизации означает, что внутренний финансовый аудит осуществляется в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, а также приказами департамента, обеспечивающими осуществление внутреннего финансового аудита с соблюдением федеральных стандартов внутреннего финансового аудита.
5. Задачи внутреннего финансового аудита
5.1. В целях оценки надежности внутреннего финансового контроля, осуществляемого в учреждении, а также подготовки предложений по его организации деятельность субъекта внутреннего финансового аудита направлена на решение следующих задач:
а) установление достаточности и актуальности правовых актов и документов учреждения, устанавливающих требования к организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры, в том числе к операции (действию) по выполнению бюджетной процедуры (полноты регламентации процесса их выполнения) и (или) выявление несоответствия положений этих актов правовым актам, регулирующим бюджетные правоотношения, на момент совершения операции;
б) выявление избыточных (дублирующих друг друга) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры;
в) изучение наличия прав доступа пользователей (субъектов бюджетных процедур) к базам данных, вводу и выводу информации из прикладных программных средств и информационных ресурсов, обеспечивающих исполнение бюджетных полномочий учреждения, в целях формирования предложений и рекомендаций по предотвращению несанкционированного доступа к таким базам данных, вводу и выводу из них информации;
г) оценка степени соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению бюджетных полномочий, требований к организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры, в том числе к операции (действию) по выполнению бюджетной процедуры;
д) формирование предложений и рекомендаций по совершенствованию организации (обеспечения выполнения), выполнению бюджетной процедуры;
е) изучение совершаемых субъектами бюджетных процедур и (или) прикладными программными средствами, информационными ресурсами контрольных действий и их результатов, в том числе анализ причин и условий нарушений и (или) недостатков (в случае их выявления), в целях определения операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры, в отношении которых контрольные действия не осуществлялись и (или) осуществлялись не в полной мере;
ж) оценка организации, применения и достаточности совершаемых контрольных действий на предмет их соразмерности выявленным бюджетным рискам, а также способности предупреждать (не допускать) нарушения и (или) недостатки;
з) формирование предложений и рекомендаций по организации и применению контрольных действий.
5.2. В целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, а также внутренним актам учреждения, деятельность субъекта аудита направлена на решение следующих задач:
а) изучение порядка формирования (актуализации) актов учреждения, устанавливающих в целях организации и ведения бюджетного учета учетную политику учреждения, а также подтверждение соответствия указанных актов учреждения требованиям единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности;
б) подтверждение законности и полноты формирования финансовых и первичных учетных документов, а также достоверности данных, содержащихся в регистрах бюджетного учета, и наделения субъектов бюджетных процедур правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;
в) определение данных бюджетного учета и (или) бюджетной отчетности, включая показатели бюджетной отчетности, и используемых в их отношении методов внутреннего финансового аудита в целях подтверждения наличия (отсутствия) искажения бюджетной отчетности;
г) формирование суждения субъекта внутреннего финансового аудита о достоверности бюджетной отчетности, сформированной учреждением, а также соблюдения учреждением порядка формирования консолидированной бюджетной отчетности;
д) формирование предложений и рекомендаций субъектам бюджетных процедур по предотвращению нарушений и недостатков при отражении в бюджетном учете и (или) бюджетной отчетности информации, в том числе отклонений, существенных ошибок и искажений, а также по совершенствованию применяемых процедур ведения бюджетного учета.
5.3. В целях повышения качества финансового менеджмента деятельность субъекта аудита направлена на решение следующих задач:
а) определение влияния прикладных программных средств, информационных ресурсов на результат выполнения бюджетной процедуры, на операцию (действие) по выполнению бюджетной процедуры, и формирование предложений и рекомендаций по совершенствованию этих средств и повышению эффективности их применения;
б) оценка исполнения бюджетных полномочий учреждения во взаимосвязи с результатами проведения мониторинга качества финансового менеджмента и необходимостью достижения значений показателей качества финансового менеджмента, в том числе целевых значений, в целях формирования и предоставления предложений о повышении качества финансового менеджмента;
в) оценка результатов исполнения направленных на повышение качества финансового менеджмента решений субъектов бюджетных процедур;
г) формирование предложений и рекомендаций по предотвращению недостатков и нарушений, совершенствованию информационного взаимодействия между субъектами бюджетных процедур при организации (обеспечении выполнения), выполнении бюджетных процедур, в том числе операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры, а также по повышению квалификации субъектов бюджетных процедур, проведению их профессиональной подготовки;
д) оценка результативности и экономности использования бюджетных средств учреждения.
6. Права и обязанности уполномоченного должностного лица внутреннего финансового аудита
6.1. Уполномоченное должностное лицо при подготовке к проведению и при проведении аудиторских мероприятий имеет право:
получать от субъектов бюджетных процедур необходимые для осуществления внутреннего финансового аудита документы и фактические данные, информацию, связанные с объектом внутреннего финансового аудита, в том числе объяснения в письменной и устной форме;
получать доступ к прикладным программным средствам и информационным ресурсам, обеспечивающим исполнение бюджетных полномочий учреждения и (или) содержащим информацию об операциях (действиях) по выполнению бюджетной процедуры;
знакомиться с организационно-распорядительными и техническими документами учреждения к используемым субъектами бюджетных процедур прикладным программным средствам и информационным ресурсам, включая описание и применение средств защиты информации;
посещать помещения и территории, которые занимают субъекты бюджетных процедур;
консультировать субъекты бюджетных процедур по вопросам, связанным с совершенствованием организации и осуществления контрольных действий, повышением качества финансового менеджмента, в том числе с повышением результативности и экономности использования бюджетных средств;
обсуждать с руководителем учреждения вопросы, связанные с проведением аудиторского мероприятия;
подготавливать и направлять руководителю учреждения предложения о внесении изменений в план проведения аудиторских мероприятий, а также предложения о проведении внеплановых аудиторских мероприятий;
подготавливать предложения по совершенствованию правовых актов и иных документов учреждения, устанавливающих требования к организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры.
6.2. Уполномоченное должностное лицо обязано:
соблюдать требования законодательства Российской Федерации, а также положения правовых актов, регулирующих организацию и осуществление внутреннего финансового аудита, включая федеральные стандарты внутреннего финансового аудита и ведомственные акты департамента;
использовать информацию, полученную при осуществлении внутреннего финансового аудита, исключительно в целях исполнения должностных обязанностей;
применять основанный на результатах оценки бюджетных рисков (риск-ориентированный) подход при планировании и проведении аудиторских мероприятий;
проводить аудиторские мероприятия в соответствии с программами этих мероприятий;
обеспечивать получение достаточных аудиторских доказательств;
формировать рабочую документацию аудиторского мероприятия;
обеспечивать сбор и анализ информации о бюджетных рисках, оценивать бюджетные риски и способы их минимизации, а также анализировать выявленные нарушения и (или) недостатки в целях ведения реестра бюджетных рисков;
принимать участие в подготовке заключений и годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего аудита в отношении учреждения;
представлять на утверждение руководителю департамента план
проведения аудиторских мероприятий;
утверждать программы аудиторских мероприятий;
рассматривать письменные возражения и предложения субъектов бюджетных процедур, являющимися руководителями структурных подразделений учреждения, по результатам проведенного аудиторского мероприятия (при наличии);
подписывать заключения, осуществляя контроль полноты отражения результатов проведения аудиторского мероприятия, и представлять заключения руководителю департамента;
представлять руководителю департамента годовую отчетность о результатах деятельности субъекта аудита за отчетный год в отношении учреждения;
проводить анализ документов, информации и фактических данных, связанных с объектом внутреннего финансового аудита, в целях планирования и проведения аудиторского мероприятия;
обеспечивать ведение реестра бюджетных рисков учреждения;
своевременно сообщать руководителю учреждения о выявленных признаках коррупционных и иных правонарушений.
7. Права и обязанности субъектов бюджетных процедур
7.1. Субъекты бюджетных процедур имеют право: ознакомиться с программой аудиторского мероприятия;
получать разъяснения у уполномоченного должностного лица по вопросам, связанным с проведением аудиторского мероприятия;
получать информацию о результатах проведения аудиторского мероприятия (проект заключения, заключение);
представлять письменные возражения и предложения по результатам проведенного аудиторского мероприятия.
7.2. Субъекты бюджетных процедур обязаны:
оценивать бюджетные риски и анализировать способы их минимизации, а также анализировать выявленные нарушения и (или) недостатки в целях формирования предложений по ведению реестра бюджетных рисков;
выполнять законные требования уполномоченного должностного лица;
по результатам проведения аудиторских мероприятий реализовывать меры по минимизации (устранению) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля, в том числе по устранению выявленных нарушений и (или) недостатков (при необходимости);
осуществлять в присутствии уполномоченного должностного лица бюджетные процедуры и составляющие эти процедуры операции (действия) по организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры и формированию документов, необходимых для выполнения бюджетной процедуры, в случае, если аудиторское мероприятие проводится методом наблюдения и (или) инспектирования.
8. Составление и утверждение плана проведения аудиторских мероприятий
8.1. План проведения аудиторских мероприятий на очередной финансовый год составляется по форме согласно приложению 1 к Положению и представляется уполномоченным должностным лицом на утверждение руководителю департамента, до начала очередного финансового года.
8.2. Изменения в План проведения аудиторских мероприятий вносятся по основаниям, установленным федеральными стандартами, и утверждаются руководителем департамента.
8.3. Внеплановые аудиторские мероприятия проводятся по решению руководителя департамента и оформляются приказом департамента с указанием темы и даты проведения аудиторского мероприятия.
8.4. План проведения аудиторских мероприятий должен включать мероприятие по подтверждению достоверности бюджетной отчетности, соответствию порядку ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета по составлению, представлению и утверждению бюджетной отчетности, а также соответствию внутренним актам учреждения.
8.5. Утвержденный План проведения аудиторских мероприятий на очередной финансовый год доводится до субъектов бюджетных процедур в течение трех рабочих дней с момента его утверждения.
9. Составление и утверждение программы аудиторского мероприятия
9.1. Программа аудиторского мероприятия (далее - Программа) составляется уполномоченным должностным лицом и утверждается в срок, установленный федеральными стандартами, по форме, согласно приложению 2 к Положению.
9.2. Программа должна обеспечивать достижение целей аудиторского мероприятия. В целях составления программы проводится предварительный анализ документов, фактических данных, информации об организации (обеспечении выполнения) и выполнении бюджетных процедур и бюджетных рисках во взаимосвязи с операциями (действиями) по выполнению бюджетных процедур, являющихся объектами внутреннего финансового аудита.
9.3. Датой начала аудиторского мероприятия признается дата утверждения программы внутреннего финансового аудита руководителем департамента.
9.4. Датой окончания аудиторского мероприятия признается дата утверждения руководителем департамента заключения по результатам аудиторского мероприятия.
9.5. Перечень вопросов, подлежащих изучению для достижения целей аудиторского мероприятия и применяемые методы внутреннего финансового аудита определяются в зависимости от объектов внутреннего финансового аудита, целей аудиторского мероприятия и оценки значимости (уровня) бюджетных рисков.
9.6. Выбор метода внутреннего финансового аудита для исследования каждого из вопросов, подлежащих изучению для достижения целей аудиторского мероприятия, основывается на характере исследуемого вопроса и целях его изучения.
Для изучения одного вопроса могут быть использованы несколько методов внутреннего финансового аудита.
9.7. Аудиторское мероприятие проводится путем выполнения: инспектирования, представляющего собой изучение записей и документов, связанных с осуществлением операций внутренней бюджетной процедуры и (или) материальных активов;
наблюдения, представляющего собой систематическое изучение действий должностных лиц и работников объекта аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций внутренней бюджетной процедуры;
запроса, представляющего собой обращение к осведомленным лицам в пределах или за пределами объекта аудита в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки;
подтверждения, представляющего собой ответ на запрос информации, содержащейся в регистрах бюджетного учета;
пересчета, представляющего собой проверку точности арифметических расчетов, произведенных объектом аудита, либо самостоятельного расчета работником учреждения внутреннего финансового аудита;
аналитических процедур, представляющих собой анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении внутренних бюджетных процедур, а также изучение связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от нее и (или) неправильно отраженных в бюджетном учете операций и их причин и недостатков осуществления иных внутренних бюджетных процедур;
мониторинга процедур внутреннего финансового контроля в целях оценки надежности системы внутреннего финансового контроля, а также подготовки предложений по его организации.
9.8. В ходе аудиторского мероприятия проводится исследование:
осуществления внутреннего финансового контроля;
законности выполнения внутренних бюджетных процедур и эффективности использования бюджетных средств;
применения автоматизированных информационных систем субъекта бюджетных процедур при осуществлении внутренних бюджетных процедур;
вопросов бюджетного учета, в том числе вопросов, по которым принимается решение исходя из профессионального мнения лица, ответственного за ведение бюджетного учета;
наделения правами доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий;
по формированию финансовых и первичных учетных документов, а также наделения правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;
бюджетной отчетности.
9.9. Срок проведения аудиторского мероприятия может продлеваться по основаниям, установленным федеральными стандартами.
10. Составление и представление заключения
10.1. По итогам проведения аудиторского мероприятия, уполномоченное должностное лицо оформляет Заключение по форме согласно приложению 3 к Положению.
10.2. Срок рассмотрения Заключения субъектами бюджетных процедур составляет не более десяти рабочих дней со дня его вручения. В течении этого времени субъекты бюджетных процедур вправе представлять письменные возражения и предложения по Заключению в свободной форме.
10.3. Уполномоченное должностное лицо в течении десяти рабочих дней после получения возражений и предложений рассматривает их обоснованность и дает заключение по представленным возражениям и предложениям в свободной форме и направляет их субъекту бюджетных процедур.
10.4. По итогам аудиторского мероприятия уполномоченное должностное лицо направляет руководителю департамента Заключение с приложением возражений и предложений субъекта бюджетных процедур и заключением по представленным возражениям и предложениям (при их наличии).
10.5. Руководитель департамента рассматривает заключение аудиторского мероприятия и принимает одно или несколько решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента, с указанием сроков их выполнения.
Указанные решения утверждаются в форме резолюций, а также устными указаниями и могут содержать в частности следующие решения:
а) о реализации субъектами бюджетных процедур выводов, предложений и рекомендаций субъекта внутреннего финансового аудита (полностью или частично);
б) о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций (полностью или частично);
в) об обеспечении надежного внутреннего финансового контроля, включая организацию внутреннего финансового контроля и применение контрольных действий, позволяющих минимизировать бюджетные риски и предупреждать (не допускать) нарушения и (или) недостатки;
г) об изменении (актуализации) правовых актов департамента, в том числе в целях совершенствования организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетных процедур, а также способов и сроков совершения операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;
д) об установлении требований к доведению до должностных лиц (работников) учреждения информации, необходимой для правомерного совершения операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;
е) о необходимости уточнения прав доступа пользователей (субъектов бюджетных процедур) к базам данных, вводу и выводу информации из прикладных программных средств и информационных ресурсов обеспечивающих исполнение бюджетных полномочий учреждения по выполнению бюджетных процедур, а также уточнения регламента взаимодействия пользователей с информационными ресурсами;
ж) о необходимости уточнения прав субъектов бюджетных процедур по формированию финансовых и первичных учетных документов, а также прав доступа к регистрам бюджетного учета;
з) о совершенствовании информационного и управленческого взаимодействия между субъектами бюджетных процедур, а также структурными подразделениями учреждения при организации (обеспечении выполнения), выполнении бюджетной процедуры и (или) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры;
и) об установлении (уточнении) в положениях о структурных подразделениях, в должностных регламентах (инструкциях) должностных лиц (работников) учреждения обязанностей и полномочий по организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры и (или) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры;
к) о проведении служебных проверок и принятии решений по их результатам, включая применение материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам (работникам) учреждения;
л) иные решения, направленные на повышение качества финансового менеджмента и принятые по результатам рассмотрения выводов, предложений и рекомендаций субъекта внутреннего финансового аудита.
10.6. Руководитель учреждения вправе принимать решения, направленные на повышение качества финансового менеджмента, на основании информации, как содержащейся в заключениях субъекта внутреннего финансового аудита, так и полученной вне рамок проведения аудиторских мероприятий, в том числе на основании информации руководителя субъекта внутреннего финансового аудита о выявленных признаках коррупционных и иных правонарушений, о результатах мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков.
11. Составление и представление годовой отчетности о результатах деятельности субъекта аудита
11.1. Уполномоченное должностное лицо составляет годовую отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита за отчетный финансовый год (далее - отчетность) и представляет ее руководителю департамента до 1 марта года, следующего за отчетным.
11.2. В состав отчетности входит годовой отчет о результатах осуществления внутреннего финансового аудита за отчетный финансовый год по форме согласно приложению 4 к Положению и пояснительная записка, содержащая информацию в соответствии с требованиями федеральных стандартов.
12. Реализация мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков
12.1. Мониторинг реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков (далее - мониторинг) проводится в рамках аудиторских мероприятий и (или) в период между аудиторскими мероприятиями, но не реже одного раза в год.
12.2. Результаты мониторинга, проводимого в рамках аудиторского мероприятия, отражаются в Заключении, а вне аудиторского мероприятия оформляются в виде служебной записки, которая направляется руководителю департамента.
12.3. Для сбора и анализа информации о бюджетных рисках и их оценки уполномоченным должностным лицом внутреннего финансового аудита ведется Реестр бюджетных рисков учреждения (далее - реестр бюджетных рисков) согласно приложению 5 к Положению.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. В настоящем Положении приложение 5 отсутствует
12.4. Формирование реестра бюджетных рисков проводится уполномоченным должностным лицом внутреннего финансового аудита, в соответствии с требованиями федеральных стандартов, на основании предложений субъекта бюджетной процедуры, в следующих случаях:
до начала очередного финансового года;
внесения изменений в нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, определяющие необходимость изменения бюджетных процедур;
по итогам аудиторского мероприятия при выявлении двух или более недостатков (нарушений) по исполнению бюджетной процедуры.
12.5. Субъект бюджетной процедуры оценивает бюджетные риски, анализирует способы их минимизации, в соответствии с требованиями федеральных стандартов и направляет предложения по ведению реестра бюджетных рисков.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.