Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
УТВЕРЖДЕНА
приказом Минтранса России
от 29 декабря 2021 г. N 474
Методика
оценки эффективности налоговых расходов Российской Федерации, куратором которых определено Министерство транспорта Российской Федерации
I. Общие положения
1. Методика оценки эффективности налоговых расходов Российской Федерации предназначена для оценки эффективности налоговых расходов, куратором которых определено Министерство транспорта Российской Федерации (далее - Министерство).
2. Оценка эффективности осуществляется по каждому налоговому расходу Российской Федерации, указанному в приложении N 1 к настоящей Методике, в соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 г. N 439 "Об утверждении Правил формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации" (далее - Правила).
Распределение налоговых расходов Российской Федерации по целевым категориям приведено в приложения N 2 к настоящей Методике.
3. В качестве источников информации о нормативных, целевых и фискальных характеристиках налоговых расходов, подлежащей включению в паспорта налоговых расходов, а также используемой для проведения оценки эффективности налоговых расходов в соответствии с настоящей Методикой, могут использоваться данные Федеральной налоговой службы, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы государственной статистики, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства, федеральных агентств, находящихся в ведении Министерства.
4. Оценка эффективности налогового расхода Российской Федерации включает:
оценку целесообразности налогового расхода Российской Федерации;
оценку результативности налогового расхода Российской Федерации.
II. Оценка целесообразности налогового расхода Российской Федерации
5. Критериями целесообразности налогового расхода Российской Федерации являются:
соответствие налогового расхода Российской Федерации целям государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" (далее - государственная программа), ее структурных элементов, иных государственных программ, а также целям социально-экономической политики Российской Федерации, не относящимся к государственной программе;
востребованность плательщиками предоставленных льгот.
Налоговый расход должен соответствовать обоим критериям целесообразности. В случае несоответствия налогового расхода Российской Федерации хотя бы одному из критериев Министерство представляет в Министерство финансов Российской Федерации предложения о сохранении (уточнении, отмене) льгот для плательщиков.
5.1. При оценке соответствия налогового расхода Российской Федерации целям следует учитывать, что налоговый расход Российской Федерации должен оказывать прямое или косвенное влияние на достижение целей государственной программы, ее структурных элементов, а также целей других государственных программ Российской Федерации и социально-экономической политики.
Прямое влияние предполагает, что связь между налоговыми расходами и вышеуказанными целями должна быть понятной и однозначно воспринимаемой.
Косвенное влияние должно сопровождаться описанием обоснования взаимосвязи между налоговым расходом и вышеуказанными целями.
При этом один налоговый расход может соответствовать нескольким целям государственной программы и (или) социально-экономической политики, которые могут носить разнородный характер.
5.1.1. Соответствие налоговых расходов Российской Федерации целям осуществляется по следующим элементам:
цели государственной программы. Налоговые расходы, оказывающие влияние на достижение целей государственной программы, приведены в приложении N 3 к настоящей Методике;
цели структурных элементов государственной программы. Налоговые расходы, оказывающие влияние на достижение целей структурных элементов государственной программы, приведены в приложении N 4 к настоящей Методике;
цели других государственных программ Российской Федерации. Налоговые расходы, оказывающие влияние на достижение целей других государственных программ Российской Федерации, приведены в приложении N 5 к настоящей Методике;
цели социально-экономической политики.
5.1.2. Цели социально-экономической политики, которым могут соответствовать налоговые расходы Российской Федерации, отражены в следующих документах:
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
документы стратегического планирования Российской Федерации (Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года);
отраслевые документы стратегического планирования Российской Федерации (Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года).
5.2. Востребованность плательщиками предоставленных льгот (В) характеризуется соотношением количества плательщиков, воспользовавшихся правом на льготы, и общим количеством плательщиков, потенциально имеющих право на получение данной льготы, за 5-летний период.
5.2.1. Расчет востребованности налоговой льготы (В) определяется по формуле:
,
где:
- количество плательщиков, воспользовавшихся правом на льготы;
- общее количество плательщиков, потенциально имеющих право на получение данной льготы.
5.2.2. Общее количество плательщиков, потенциально имеющих право на получение льготы, определяется на основании положений нормативных правовых актов, статистических данных, выданных лицензий и иных сведений общедоступных источников информации.
Источники информации о количестве плателыщиков-организаций по видам хозяйствующих субъектов, потенциально имеющих право на получение льгот, представлены в приложении N 6 к настоящей Методике.
5.2.3. В случае если налоговая льгота действует менее 5 лет, то оценка ее востребованности проводится за фактический и прогнозный периоды действия льготы, сумма которых составляет 5 лет (например, если льгота введена в 2017 году, то оценка востребованности проводится за 2017-2021 годы).
5.2.4. Налоговая льгота считается востребованной при достижении порогового значения востребованности.
Пороговое значение, при котором льгота является востребованной, приведено в приложении N 7 к настоящей Методике.
III. Оценка результативности налогового расхода Российской Федерации
6. Оценка результативности налогового расхода включает:
оценку вклада налоговой льготы, обуславливающей налоговый расход, в изменение значения как минимум одного показателя (индикатора) достижения соответствующих целей программных документов стратегического планирования и структурных элементов программных документов стратегического планирования;
оценку бюджетной эффективности налогового расхода;
оценку совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) налогового расхода (в отношении стимулирующих налоговых расходов).
6.1. Для оценки результативности налогового расхода рекомендуется использовать ту цель государственной программы, ее структурного элемента и (или) социально-экономической политики, по отношению к которой проведена оценка целесообразности данного налогового расхода (раздел II настоящей Методики).
6.1.1. Под показателем достижения целей государственной программы, целей ее структурных элементов и (или) целей социально-экономической политики Российской Федерации (далее - целевой показатель) в пределах настоящей Методики понимается показатель, количественно характеризующий достижение цели (целей) государственной программы, ее структурных элементов и (или) социально-экономической политики Российской Федерации.
Соответствие налоговых расходов Российской Федерации целевым показателям государственной программы приведено в приложения N 8 к настоящей Методике.
6.1.2. Оценка вклада, предусмотренных для плательщиков льгот, изменение значения целевого показателя, рассчитывается как разница между значением указанного целевого показателя с учетом льгот и значением указанного целевого показателя без учета льгот.
6.1.3. Количественное определение вклада налогового расхода Российской Федерации в достижение целевого показателя определяется с использованием корреляционно-регрессионных и статистических моделей, а также экспертных оценок.
Определение вклада налогового расхода Российской Федерации в достижение целевого показателя приведено в приложении N 9 к настоящей Методике.
6.2. Для проведения оценки бюджетной эффективности налогового расхода Российской Федерации осуществляется сравнительный анализ результативности предоставления льгот и результативности применения альтернативных механизмов достижения целей государственной программы и (или) целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственной программе.
6.2.1. Сравнительный анализ включает сопоставление объемов расходов федерального бюджета в случае применения альтернативных механизмов достижения целей государственной программы и (или) целей социально-экономической политики и объемов предоставленных льгот на 1 рубль налоговых расходов и на 1 рубль расходов федерального бюджета для достижения того же целевого показателя.
Вид альтернативного механизма достижения целей государственной программы и (или) целей социально-экономической политики, применяемый к каждому налоговому расходу, указывается в результатах оценки бюджетной эффективности налоговых расходов.
6.2.2. К альтернативным механизмам поддержки для целей настоящей Методики относятся:
предоставление межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации для непосредственной финансовой поддержки плательщиков, имеющих право на льготы, за счет федерального бюджета;
субсидии юридическим лицам (кроме некоммерческих организаций), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг;
субсидии государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям;
совершенствование нормативного регулирования в сфере деятельности плательщиков, имеющих право на льготы.
6.2.3. Оценка бюджетной эффективности определяется по формуле:
,
где:
- бюджетная эффективность по j-му налоговому расходу;
- общий объем налоговых льгот по j-му налоговому расходу, полученный плательщиками, обеспечившими достижение t-го показателя (индикатора) в отчетном году.
- сумма средств федерального бюджета (с учетом средств, предусмотренных на администрирование мер государственной поддержки), направленная получателям по альтернативному для j-ой льготы механизму поддержки, обеспечившим достижение t-го показателя в отчетном году.
Объем государственной поддержки может определяться как объем предоставленных налоговых льгот, скорректированный на коэффициент, учитывающий расходы на администрирование предоставления мер государственной поддержки.
Бюджетная эффективность по j-му налоговому расходу признается положительной при достижении Bj неотрицательного значения.
6.3. Оценка совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) налоговых расходов Российской Федерации проводится в отношении стимулирующих налоговых расходов Российской Федерации отдельно по каждому налоговому расходу Российской Федерации в соответствии с пунктами 19 - 21 Правил.
6.4. Налоговый расход признается результативным в случае одновременного соблюдения следующих условий:
оценка вклада налоговой льготы в изменение значения целевого показателя (индикатора) принимает положительное значение;
оценка бюджетной эффективности принимает неотрицательное значение;
оценка совокупного бюджетного эффекта принимает неотрицательное значение.
IV. Порядок формирования выводов по оценке эффективности налогового расхода Российской Федерации
7. По результатам оценки эффективности налогового расхода Российской Федерации формулируются выводы:
о соответствии или несоответствии налогового расхода Российской Федерации критериям целесообразности, в том числе его соответствие целям государственной программы, ее структурных элементов и (или) целям социально-экономической политики Российской Федерации, не относящимся к государственной программе, а также востребованность налоговых льгот;
о вкладе налогового расхода Российской Федерации в достижение целевых показателей;
о наличии или об отсутствии более результативных (менее затратных для федерального бюджета) альтернативных механизмов достижения целей государственной программы Российской Федерации и (или) целей социально-экономической политики Российской Федерации, не относящихся к государственным программам Российской Федерации;
о результативности налогового расхода, рекомендации о необходимости сохранения, уточнения или отмене налоговой льготы.
8. Департамент финансов Министерства доводит до департаментов Министерства в соответствии с установленными полномочиями в соответствующей сфере деятельности информацию, представляемую ежегодно до 15 ноября Министерством финансов Российской Федерации в части фискальных характеристик налогового расхода Российской Федерации.
9. По результатам оценки эффективности каждого налогового расхода ответственные департаменты совместно с соисполнителями представляют в Департамент финансов в срок до 1 декабря текущего года (уточненные данные - до 15 февраля очередного финансового года) следующие документы:
а) паспорт налогового расхода согласно приложению N 10 к настоящей Методике;
б) результаты оценки эффективности налогового расхода.
Порядок оценки эффективности должен быть определен для каждого налогового расхода.
Результаты оценки эффективности налоговых расходов должны максимально подробно отражать результаты оценки целесообразности и результативности налоговых расходов, а также оценки совокупного бюджетного эффекта. Все результаты должны соответствовать требованиям, отраженным в Правилах;
в) рекомендации по результатам оценки эффективности налоговых расходов.
Рекомендации по результатам оценки должны содержать обоснование необходимости сохранения, уточнения или отмены налоговой льготы.
Указанные сведения могут быть переданы иным органам государственной власти для принятия управленческих решений, использованы при подготовке основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики, проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также представлены научным, общественным и экспертным организациям;
г) сводную информацию в формате электронной таблицы, содержащую данные из паспорта налогового расхода, краткое описание результатов оценки эффективности налогового расхода и рекомендации по результатам оценки эффективности налогового расхода.
10. Департамент финансов Министерства на основании представленной информации обеспечивает формирование сводных сведений по налоговым расходам Российской Федерации в части компетенции Министерства по форме и в порядке, установленными Министерством финансов Российской Федерации.
11. Паспорта налоговых расходов Российской Федерации, результаты оценки эффективности налоговых расходов Российской Федерации, рекомендации по результатам указанной оценки, включая рекомендации Министерству финансов Российской Федерации о необходимости сохранения (уточнения, отмены) предоставленных плательщикам льгот, а также сводную информацию в формате электронной таблицы, направляются Министерством в Министерство финансов Российской Федерации ежегодно, до 15 декабря (уточненные данные - до 1 марта), в Министерство экономического развития Российской Федерации (ежегодно до 1 марта).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.