Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 15 декабря 2021 г. N 74/628-8
"О Концепции обучения членов избирательных комиссий и иных участников избирательного процесса в Российской Федерации на 2022-2024 годы"
В соответствии с подпунктом "в" пункта 9 статьи 21 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить Концепцию обучения членов избирательных комиссий и иных участников избирательного процесса в Российской Федерации на 2022-2024 годы (далее - Концепция обучения) (прилагается).
2. Федеральному казенному учреждению "Российский центр обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации" (Ю.С. Чернова) совместно с Аппаратом Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (О.В. Боброва), федеральным государственным казенным учреждением "Федеральный центр информатизации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации" (А.Ю. Сокольчук), избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации, территориальными избирательными комиссиями и избирательными комиссиями муниципальных образований обеспечить выполнение мероприятий, связанных с обучением членов избирательных комиссий и иных участников избирательного процесса в Российской Федерации в 2022-2024 годах.
3. Федеральному казенному учреждению "Российский центр обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации" (Ю.С. Чернова):
при формировании сводных планов основных мероприятий федерального казенного учреждения "Российский центр обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации" по обучению организаторов выборов и иных участников избирательного процесса, повышению правовой культуры избирателей в Российской Федерации на 2022, 2023 и 2024 годы включать мероприятия по реализации Концепции обучения с учетом проведения федеральных, региональных и муниципальных выборов;
осуществлять анализ результатов реализации Концепции обучения и включать его в отчет о выполнении сводного плана основных мероприятий федерального казенного учреждения "Российский центр обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".
4. Избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации ежегодно разрабатывать и реализовывать мероприятия по обучению организаторов выборов и иных участников избирательного процесса с учетом Концепции обучения.
5. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления оказывать избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации содействие в реализации мероприятий по обучению членов избирательных комиссий и иных участников избирательного процесса.
6. Возложить координацию и контроль за реализацией Концепции обучения на члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Л.Л. Маркину.
7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на секретаря Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Н.А. Бударину.
8. Опубликовать настоящее постановление в официальном печатном органе Центральной избирательной комиссии Российской Федерации - журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации" и официальном сетевом издании "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".
Председатель |
Э.А. Памфилова |
Секретарь |
Н.А. Бударина |
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Центральной избирательной
комиссии Российской Федерации
от 15 декабря 2021 г. N 74/628-8
Концепция обучения членов избирательных комиссий и иных участников избирательного процесса в Российской Федерации на 2022-2024 годы
1. Введение
Концепция обучения членов избирательных комиссий и иных участников избирательного процесса в Российской Федерации на 2022-2024 годы (далее - Концепция обучения) разработана на основании подпунктов "в" и "е" пункта 9 статьи 21, подпунктов "в" и "ж" пункта 10 статьи 23, подпунктов "в" и "е" пункта 9 статьи 26 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" с учетом накопленного опыта и практики обучения членов избирательных комиссий и иных участников избирательного процесса в Российской Федерации, в том числе при реализации сводных планов основных мероприятий федерального казенного учреждения "Российский центр обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации" по обучению организаторов выборов и иных участников избирательного процесса, повышению правовой культуры избирателей в Российской Федерации на соответствующий период.
Концепция обучения учитывает новые тенденции в развитии избирательной системы, направленные на дальнейшее совершенствование и повышение эффективности работы избирательных комиссий всех уровней в целях обеспечения подготовки и проведения выборов в Российской Федерации в соответствии с требованиями избирательного законодательства.
Целями реализации Концепции обучения являются:
подготовка квалифицированных кадров для системы избирательных комиссий Российской Федерации;
обучение иных участников избирательного процесса;
повышение уровня взаимодействия организаторов выборов и иных участников избирательного процесса;
создание оптимальных условий для эффективной деятельности избирательных комиссий по обучению организаторов выборов и иных участников избирательного процесса в Российской Федерации.
Ключевой особенностью, определяющей основные направления реализации Концепции обучения, является проведение в этот период федеральной избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации, а также дополнительных выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва (в случае их назначения). Кроме подготовки кадров всей системы избирательных комиссий к организации и проведению на высоком профессиональном уровне выборов Президента Российской Федерации, возможных дополнительных выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, соответствующее внимание также должно быть уделено обучению членов избирательных комиссий при организации и проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в единые дни голосования, что включает:
разработку и актуализацию учебных программ и учебно-методических материалов для обучения организаторов выборов и иных участников избирательного процесса;
организацию обучения членов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в соответствии с распределением их обязанностей (направлений работы) и работников аппаратов комиссий в соответствии с их должностными обязанностями в части организации избирательного процесса, членов избирательных комиссий, на которые возложены полномочия окружных избирательных комиссий по дополнительным выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, членов территориальных избирательных комиссий, членов избирательных комиссий муниципальных образований, членов участковых избирательных комиссий и резерва составов участковых комиссий;
обучение иных участников избирательного процесса, в том числе представителей политических партий, иных избирательных объединений, членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса, наблюдателей, представителей средств массовой информации.
Важным направлением при организации обучения является обеспечение постоянного учета и обмена опытом по вопросам обучения с избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации, обобщение и распространение лучших практик работы в системе избирательных комиссий.
Концепция обучения реализуется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, федеральным казенным учреждением "Российский центр обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации" совместно с федеральным государственным казенным учреждением "Федеральный центр информатизации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации", избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации, Общественной палатой Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными палатами субъектов Российской Федерации, образовательными и иными организациями.
Концепция обучения реализуется с учетом следующих нормативных актов: Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года), Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях", Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федерального закона от 10 января 2003 года N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации", Федерального закона от 10 января 2003 года N 20-ФЗ "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы", Федерального закона от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных", Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", а также нормативных актов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и стандартов Российской Федерации в области информационно-коммуникационных технологий в образовании.
Основными принципами реализации Концепции обучения являются:
обязательность и периодичность обучения членов избирательных комиссий и работников их аппаратов, резерва составов участковых избирательных комиссий;
единство, актуальность и полнота информационно-обучающей среды в рамках системы избирательных комиссий в Российской Федерации;
технологичность и доступность информационно-обучающих ресурсов и технологий;
дифференцированность подхода к обучению и вариативность в выборе форм и методов обучения;
подготовка учебно-методических материалов с учетом особенностей целевой аудитории;
непрерывность и преемственность;
учет отечественного и зарубежного опыта обучения организаторов выборов и иных участников избирательного процесса;
информационная открытость;
широкое использование современных информационно-коммуникационных технологий.
Положения Концепции обучения, касающиеся избирательного процесса и избирательных комиссий, в равной мере относятся к референдумному процессу и комиссиям референдума соответственно.
2. Обучение членов избирательных комиссий
С учетом специфики работы организаторов выборов в период реализации Концепции обучения актуализируются в соответствии с изменениями федерального законодательства о выборах имеющиеся типовые учебные программы.
К проведению соответствующей избирательной кампании на основе типовых учебных программ осуществляется подготовка специальных (тематических) учебных программ и предусматриваются обучающие мероприятия для следующих категорий организаторов выборов:
членов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и работников их аппаратов;
членов окружных избирательных комиссий, в том числе по дополнительным выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва;
членов территориальных избирательных комиссий, в том числе территориальных избирательных комиссий, на которые возложены полномочия избирательных комиссий муниципальных образований, и работников их аппаратов;
членов избирательных комиссий муниципальных образований, в том числе избирательных комиссий муниципальных образований, на которые возложены полномочия территориальных избирательных комиссий;
членов участковых избирательных комиссий и резерва составов участковых комиссий.
Могут проводиться отдельные тематические занятия для членов (работников аппаратов) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации по актуальным вопросам избирательного права и избирательного процесса.
Типовые учебные программы разрабатываются РЦОИТ при ЦИК России совместно с профильными управлениями Аппарата ЦИК России. Типовые учебные программы утверждаются постановлением ЦИК России либо распоряжением Председателя ЦИК России.
Типовые учебные программы строятся по модульному принципу, что позволяет трансформировать их под конкретные цели и задачи.
Учебные программы, разработанные избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации, в том числе на основе типовых учебных программ, утверждаются решением соответствующей избирательной комиссии либо ее председателем.
Специальные (тематические) учебные программы разрабатываются РЦОИТ при ЦИК России совместно с профильными управлениями Аппарата ЦИК России и утверждаются членом ЦИК России, ответственным за организацию и проведение соответствующего обучения.
Учебные программы для членов избирательных комиссий и работников их аппаратов разрабатываются с учетом распределения обязанностей (направлений работы) членов избирательных комиссий и должностных обязанностей работников их аппаратов в соответствии с полномочиями, установленными федеральным и региональным законодательством о выборах для соответствующих избирательных комиссий, а также с учетом вида и уровня выборов, в рамках подготовки и проведения которых организуется обучение.
Кроме того, по результатам анализа проведения выборов федерального уровня, выборов в единые дни голосования в субъектах Российской Федерации ЦИК России, РЦОИТ при ЦИК России, избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации могут разрабатываться и реализовываться адресные учебные программы для обучения избирательных комиссий, допустивших в ходе подготовки и проведения соответствующих выборов ошибки, принявших неправомерные решения либо совершивших неправомерные действия (бездействие), повлекшие обоснованные жалобы иных участников избирательного процесса.
В учебные программы в обязательном порядке включаются требования к результатам освоения указанных программ обучающимися в части обладания ими соответствующими профессиональными компетенциями по итогам обучения.
Для работников аппаратов избирательных комиссий, являющихся государственными гражданскими служащими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, проводится обучение по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации для государственных гражданских служащих. Указанное обучение не может проводиться за счет средств, выделенных из соответствующего бюджета на реализацию мероприятий по обучению организаторов выборов и иных участников избирательного процесса, повышению правовой культуры избирателей.
3. Организационно-методическое обеспечение обучения членов избирательных комиссий
Обучение членов избирательных комиссий осуществляется как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Федеральный уровень предусматривает обучение членов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и работников их аппаратов, а также членов избирательных комиссий, на которые возложены полномочия окружных избирательных комиссий по дополнительным выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва.
Региональный уровень предполагает обучение членов территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, участковых избирательных комиссий и резерва составов участковых комиссий.
В межвыборный период осуществляется реализация типовых учебных программ, в период организации и проведения федеральных выборов и выборов в субъектах Российской Федерации в единые дни голосования - реализация специальных (тематических) учебных программ.
Учебно-методическое обеспечение процесса обучения включает разработку учебно-методических материалов для каждой категории обучающихся по соответствующей учебной программе, в том числе разработку:
учебных аудио- и видеоматериалов (аудио- и видеороликов, видеолекций);
печатных учебно-методических материалов, текстов лекций;
учебных презентаций;
сборников документов и материалов;
сценариев деловых игр, тренингов и практических занятий, методических рекомендаций по их проведению;
контрольных вопросов и тестов для оценки уровня знаний;
электронных средств обучения и контроля знаний (электронных информационно-обучающих ресурсов, в том числе интерактивных учебных пособий, программ компьютерного тестирования).
При подготовке учебно-методических материалов для членов избирательных комиссий, резерва составов участковых комиссий основное внимание уделяется практическим вопросам деятельности соответствующих комиссий применительно к их компетенции при организации и проведении выборов различных видов и уровней в соответствии с федеральным и региональным законодательством о выборах.
Учебно-методические материалы разрабатываются РЦОИТ при ЦИК России во взаимодействии с членами ЦИК России при содействии профильных управлений Аппарата ЦИК России и ФЦИ при ЦИК России, а также избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации, территориальными избирательными комиссиями, избирательными комиссиями муниципальных образований. К подготовке учебно-методических материалов и проведению обучающих мероприятий могут привлекаться специалисты образовательных организаций высшего образования.
На федеральном уровне организаторами обучения являются ЦИК России, РЦОИТ при ЦИК России, ФЦИ при ЦИК России.
На региональном уровне организаторами обучения нижестоящих избирательных комиссий являются избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, территориальные избирательные комиссии (избирательные комиссии муниципальных образований).
При реализации Концепции обучения на федеральном уровне форма обучения той или иной категории организаторов выборов определяется решением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, на региональном уровне - решением избирательной комиссии субъекта Российской Федерации.
На федеральном и региональном уровнях могут использоваться следующие формы организации обучения:
очная;
очно-дистанционная и дистанционная (с использованием возможностей Информационного центра ЦИК России, электронных информационно-обучающих ресурсов ЦИК России, РЦОИТ при ЦИК России, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, территориальных избирательных комиссий).
Для организации обучения членов избирательных комиссий и иных участников избирательного процесса используются возможности учебных центров (кабинетов), созданных избирательными комиссиями за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов. Деятельность учебных центров регламентируется соответствующими документами, принятыми избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации (избирательными комиссиями муниципальных образований).
Очная, очно-дистанционная и дистанционная формы обучения сочетаются с дополнительными самостоятельными занятиями обучающихся по учебно-методическим и информационно-справочным материалам, в том числе с использованием электронных информационно-обучающих ресурсов ЦИК России, РЦОИТ при ЦИК России, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, территориальных избирательных комиссий.
Обучение членов избирательных комиссий и работников их аппаратов может быть организовано во взаимодействии с образовательными организациями высшего образования, иными организациями при соблюдении требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При реализации Концепции обучения для обучения членов избирательных комиссий и работников их аппаратов на федеральном уровне преимущественно используется дистанционная форма с применением электронных информационно-обучающих ресурсов ЦИК России и РЦОИТ при ЦИК России, которые обеспечивают реализацию системного обучения организаторов выборов и иных участников избирательного процесса в дистанционном формате и адресную доставку до обучающихся учебно-методических материалов и необходимой информации, в том числе:
интерактивный рабочий блокнот участковой избирательной комиссии;
сайт РЦОИТ при ЦИК России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором размещаются электронные курсы по основным стадиям избирательного процесса для избирательных комиссий различного уровня, библиотека изданий ЦИК России, РЦОИТ при ЦИК России, ИКСРФ, библиографический указатель для организаторов выборов и иных участников избирательного процесса в Российской Федерации и другие материалы;
система тестирования членов территориальных и участковых избирательных комиссий, а также иных участников избирательного процесса;
канал "Просто о выборах" видеохостинга YouTube;
канал "Электорий" мессенджера Telegram.
Продолжительность, периодичность и тематика обучения членов избирательных комиссий в течение года определяется на федеральном уровне решением ЦИК России, на региональном уровне - решением соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации с учетом объема и содержания учебных программ, разработанных ЦИК России, РЦОИТ при ЦИК России, избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации для соответствующей категории организаторов выборов, а также с учетом уровней и видов выборов, проводимых на территории субъекта Российской Федерации.
По итогам обучения осуществляется оценка степени и уровня освоения обучающимися учебных программ. Порядок, методика и форма проведения оценки определяются организатором обучения (итоговая аттестация в формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, тестирование и другие).
Одним из методов оценки степени и уровня освоения учебных программ является сравнение показателей предварительного и итогового тестирования слушателей, получение по итогам аттестации положительной динамики результатов.
После проведения мероприятий по оценке степени и уровня освоения учебных программ лицам, успешно прошедшим обучение, могут выдаваться документы о прохождении обучения по образцу и в порядке, установленным организатором обучения.
Сведения о результатах обучения и тестирования членов избирательных комиссий и резерва составов участковых комиссий вносятся системным администратором соответствующей избирательной комиссии в задачу "Кадры" подсистемы автоматизации избирательных процессов Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" в соответствии с Регламентом использования Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" для решения задач, связанных с формированием участковых избирательных комиссий, резерва составов участковых комиссий, назначением нового члена участковой избирательной комиссии из резерва составов участковых комиссий, обучением членов участковых избирательных комиссий, резерва составов участковых комиссий, утвержденным постановлением ЦИК России от 26 декабря 2012 года N 155/1158-6, Регламентом использования Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" для решения задач, связанных с формированием избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий и территориальных избирательных комиссий, утвержденным постановлением ЦИК России от 23 августа 2017 года N 98/841-7.
Результаты мероприятий по оценке степени и уровня освоения учебных программ могут учитываться органами, осуществляющими формирование избирательных комиссий, во взаимодействии с субъектами права внесения предложений по составу избирательных комиссий при формировании соответствующей избирательной комиссии.
Для оперативного обмена информацией по вопросам, связанным с организацией и проведением обучающих мероприятий, подготовкой и размещением учебно-методических материалов, РЦОИТ при ЦИК России обеспечивает создание и ведение соответствующего информационного чата (информационных чатов) в одной или нескольких системах мгновенного обмена сообщениями (мессенджерах).
Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации определяют ответственных за организацию обучения кадров избирательных комиссий в соответствующем субъекте Российской Федерации из числа членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации или работников ее аппарата, а также ответственных за организацию обучения членов участковых избирательных комиссий из числа членов каждой территориальной избирательной комиссии и направляют сведения о них в РЦОИТ при ЦИК России для обеспечения функционирования соответствующих информационных чатов.
4. Обучение иных участников избирательного процесса
В рамках реализации Концепции обучения предусматривается актуализация в соответствии с изменениями федерального (регионального) законодательства о выборах имеющихся учебно-методических материалов и подготовка новых материалов для следующих категорий участников избирательного процесса:
представителей политических партий, иных избирательных объединений, кандидатов;
членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса;
наблюдателей на выборах в Российской Федерации;
представителей средств массовой информации;
волонтеров;
сотрудников правоохранительных органов, МЧС России;
сотрудников МФЦ.
Учебно-методические материалы для данных категорий участников избирательного процесса разрабатываются с учетом их правового статуса и полномочий, установленных федеральным и региональным законодательством о выборах, а также с учетом вида и уровня выборов, в рамках подготовки и проведения которых проводится соответствующее обучение.
Указанные материалы размещаются в открытом доступе на электронных информационно-обучающих ресурсах ЦИК России, РЦОИТ при ЦИК России, избирательных комиссий, а также могут распространяться избирательными комиссиями на мероприятиях с участием перечисленных категорий участников избирательного процесса.
В рамках подготовки к проведению соответствующих выборов избирательными комиссиями могут проводиться информационно-обучающие мероприятия с указанными категориями участников избирательного процесса, разъясняющие основные аспекты их участия в избирательном процессе применительно к полномочиям, предусмотренным законодательством о выборах.
5. Механизм реализации Концепции обучения
В целях реализации Концепции обучения разработан Перечень мероприятий по обучению членов избирательных комиссий и иных участников избирательного процесса в Российской Федерации на 2022-2024 годы (далее - Перечень мероприятий) (прилагается).
На основании указанного Перечня мероприятий и с учетом планов и поручений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, предложений федеральных министерств, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, образовательных и других организаций осуществляется ежегодное планирование мероприятий по организации и проведению обучения членов избирательных комиссий и иных участников избирательного процесса в рамках подготовки сводного плана основных мероприятий федерального казенного учреждения "Российский центр обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации" по обучению организаторов выборов и иных участников избирательного процесса, повышению правовой культуры избирателей в Российской Федерации на очередной календарный год и плановый период.
Аналогичная работа проводится избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации с учетом сводного плана основных мероприятий федерального казенного учреждения "Российский центр обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации" по обучению организаторов выборов и иных участников избирательного процесса, повышению правовой культуры избирателей в Российской Федерации на очередной календарный год и в соответствии с утверждаемыми распоряжением Председателя ЦИК России основными направлениями расходования средств федерального бюджета, выделенных избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации на совместные мероприятия по обучению организаторов выборов и иных участников избирательного процесса, повышению правовой культуры избирателей на соответствующий календарный год.
При планировании мероприятий должны быть учтены следующие характеристики:
категория обучающихся;
форма обучения (очная, очно-дистанционная, дистанционная);
тематика учебной программы (программы обучающего мероприятия);
сроки (периодичность) проведения обучения;
место проведения обучения;
перечень учебно-методических материалов, необходимых для проведения обучения, сроки их подготовки;
ответственные за подготовку учебно-методических материалов и организацию обучения;
указание о члене ЦИК России (члене избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, территориальной избирательной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования), курирующем подготовку и организацию обучающего мероприятия.
Организация и проведение мероприятий в рамках реализации Концепции обучения осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
6. Обобщение опыта работы избирательных комиссий в области обучения членов избирательных комиссий и иных участников избирательного процесса и распространение лучших практик работы в системе избирательных комиссий
На протяжении всего действия Концепции обучения РЦОИТ при ЦИК России во взаимодействии с Аппаратом ЦИК России осуществляет мониторинг деятельности избирательных комиссий в области обучения членов избирательных комиссий и иных участников избирательного процесса в период подготовки и проведения федеральных выборов, выборов в субъектах Российской Федерации в единые дни голосования, включая сбор и анализ сведений о количестве прошедших обучение по каждой из категорий обучающихся, тематике обучения, учебно-методических материалах, организаторах и месте проведения обучения, использовании дистанционных технологий при его проведении.
РЦОИТ при ЦИК России ведет учет учебно-методических материалов, разрабатываемых избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации, территориальными избирательными комиссиями, избирательными комиссиями муниципальных образований, занимается пополнением электронной библиотеки учебно-методических материалов на сайте РЦОИТ при ЦИК России.
По результатам мониторинга РЦОИТ при ЦИК России совместно с Аппаратом ЦИК России осуществляет подготовку предложений по составу учебно-методических материалов, рекомендуемых для распространения и использования в процессе обучения членов избирательных комиссий и иных участников избирательного процесса, соответствующих информационно-аналитических материалов для размещения на сайтах ЦИК России, РЦОИТ при ЦИК России и для опубликования в сборниках информационно-аналитических материалов о выборах в Российской Федерации, издаваемых ЦИК России.
7. Финансирование
В соответствии с пунктом 1 статьи 57 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" финансирование расходов, связанных с организацией обучения организаторов выборов и иных участников избирательного процесса в Российской Федерации, производится избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета).
Финансирование расходов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, связанных с организацией обучения организаторов выборов и иных участников избирательного процесса в Российской Федерации, осуществляется за счет средств федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий календарный год избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации на совместные мероприятия по обучению организаторов выборов и иных участников избирательного процесса, повышению правовой культуры избирателей, а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов с учетом фактического поступления средств из соответствующего бюджета, иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в зависимости от категории обучающихся.
Финансирование расходов РЦОИТ при ЦИК России, связанных с организацией обучения организаторов выборов и иных участников избирательного процесса в Российской Федерации, производится в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год РЦОИТ при ЦИК России на проведение мероприятий по обучению организаторов выборов и иных участников избирательного процесса, повышению правовой культуры избирателей в Российской Федерации.
8. Ожидаемые результаты от реализации Концепции обучения
Реализация Концепции обучения будет способствовать:
приобретению необходимых знаний и навыков членами избирательных комиссий и иными участниками избирательного процесса, повышению эффективности их взаимодействия;
повышению профессиональной компетенции членов избирательных комиссий, подготовке квалифицированных кадров;
развитию дистанционных технологий обучения членов избирательных комиссий и иных участников избирательного процесса;
повышению качества подготовки учебных программ и учебно-методических материалов;
обучению максимального числа членов избирательных комиссий всех уровней и подготовке резерва кадров для системы избирательных комиссий;
распространению положительного опыта работы избирательных комиссий в области обучения членов избирательных комиссий и иных участников избирательного процесса;
разработке системы оценки (критериев оценки) эффективности применяемых форм и методов обучения;
совершенствованию системы учета результатов обучения членов избирательных комиссий.
В результате реализации мероприятий, предусмотренных Концепцией обучения, снизится количество допускаемых ошибок, неправомерных решений и действий членов избирательных комиссий и иных участников избирательного процесса, возникающих в ходе выборов, в том числе снизится количество обоснованных жалоб на нарушение избирательного законодательства как со стороны избирательных комиссий, так и иных участников избирательного процесса.
Основным результатом реализации Концепции обучения станет повышение уровня знаний членов избирательных комиссий и иных участников избирательного процесса в Российской Федерации в области избирательного права и избирательного процесса, совершенствование умений и навыков применения полученных знаний в практической деятельности при подготовке и проведении выборов в Российской Федерации.
Приложение
к Концепции обучения членов избирательных
комиссий и иных участников избирательного
процесса в Российской Федерации
на 2022-2024 годы
Перечень мероприятий
по обучению членов избирательных комиссий и иных участников избирательного процесса в Российской Федерации на 2022-2024 годы
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ЦИК разработала Концепцию обучения членов избирательных комиссий и иных участников избирательного процесса на 2022-2024 гг. Она учитывает новые тенденции в развитии избирательной системы.
Цели реализации Концепции:
- подготовка квалифицированных кадров для системы избирательных комиссий;
- обучение иных участников избирательного процесса;
- повышение уровня взаимодействия организаторов выборов и иных участников избирательного процесса;
- создание оптимальных условий для эффективной деятельности избирательных комиссий по обучению.
Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 15 декабря 2021 г. N 74/628-8 "О Концепции обучения членов избирательных комиссий и иных участников избирательного процесса в Российской Федерации на 2022-2024 годы"
Текст постановления опубликован в "Вестнике Центральной избирательной комиссии Российской Федерации", 2021 г., N 24
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 17 мая 2023 г. N 115/911-8
Изменения вступают в силу с 17 мая 2023 г.