Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1 к приказу
министерства образования
Оренбургской области
от 30.12.2021 N 01-21/2040
Концепция
о региональной системе организации воспитания в Оренбургской области
I. Общие положения
1. Настоящее Концепция о региональной системе организации воспитания в Оренбургской области (далее - Концепция) определяет цели, задачи, направления, показатели, методы сбора информации, а также порядок проведения мониторинга и его анализа, подготовки адресных рекомендаций региональной системы организации воспитания обучающихся в Оренбургской области (далее - региональная система).
2. Концепция разработана в соответствии с нормативными и правовыми актами:
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию";
Федеральный закон от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах";
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.07.2018 N 1375-р "Об утверждении плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства";
Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 N 240 "Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства";
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
Федеральный проект "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации" национального проекта "Образование" (рассмотрен и одобрен на объединенном заседании проектных комитетов по национальным проектам "Образование", "Наука", "Демография" и "Здравоохранение" (протокол от 21.10.2020 N 7/5/11/7), а также на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам в составе паспорта национального проекта "Образование" (протокол от 29.10.2020 N 11);
концепция развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года и план по ее реализации, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.03.2017 N 520-р;
совместное методическое письмо Минпросвещения России, Минобрнауки России и МВД России об организации межведомственного взаимодействия и обмена информацией между образовательными организациями и органами внутренних дел о несовершеннолетних, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, а также о выявленных несовершеннолетних "группы риска" (письмо от 02.11.2020 N 07-6607 (Минпросвещения России), N 12/5351 (МВД России), N МН-11/1548 (Минобрнауки России);
Закон Оренбургской области от 06.09.2013 N 1698/506-V-ОЗ "Об образовании в Оренбургской области";
Закон Оренбургской области "О мерах по предупреждению причинения вреда физическому, психическому, духовному и нравственному развитию детей на территории Оренбургской области" от 24.12.2009 N 3279/760-IV-ОЗ;
указ Губернатора Оренбургской области от 06.09.2018 N 484-ук "Об утверждении плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства на территории Оренбургской области";
государственная программа Оренбургской области "Развитие системы образования Оренбургской области", утвержденная постановлением Правительства Оренбургской области от 29 декабря 2018 г. N 921-пп (далее - Программа);
государственная программа "Патриотическое воспитание и допризывная подготовка граждан в Оренбургской области" на 2019 - 2024 годы, утвержденная постановлением Правительства Оренбургской области от 29.12.2018 N 910-пп;
приказ министерства образования Оренбургской области от 06.11.2020 N 01-21/1500 "О межведомственном совете по внедрению и реализации целевой модели дополнительного образования детей в Оренбургской области";
порядок взаимодействия и обмена информацией органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Оренбургской области по предупреждению несчастных случаев, жестокого обращения, суицидов, суицидальных попыток и иных обстоятельств, свидетельствующих о нахождении несовершеннолетних в социально опасном положении, утвержденный постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Правительства Оренбургской области от 24.01.2020 N 1;
порядок межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, иных органов по профилактике вовлечения несовершеннолетних в деструктивные группы, утвержденный постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Правительства Оренбургской области от 02.05.2019 N 17.
3. Региональная система опирается на основные положения Программы (подпрограмма 3 "Развитие общего и дополнительного образования детей") и направлена на создание условий, обеспечивающих доступность качественного образования, соответствие региональной системы общего и дополнительного образования требованиям инновационного развития экономики, ожиданиям общества и каждого гражданина.
Подпрограмма направлена на:
- создание в системе общего и дополнительного образования детей равных возможностей для получения современного качественного образования и позитивной социализации детей, условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся;
- формирование образовательной сети и финансово-экономических механизмов, обеспечивающих равную доступность населению услуг общего и дополнительного образования детей;
- модернизацию содержания образования и образовательной среды для обеспечения готовности выпускников школ к дальнейшему обучению и деятельности в высокотехнологичной экономике;
- обновление состава и компетенций педагогических кадров, создание механизмов мотивации педагогов к повышению качества работы и непрерывному профессиональному развитию;
- создание современной инфраструктуры неформального образования для формирования у обучающихся социальных компетенций, гражданских установок, культуры здорового образа жизни;
- включение общественности, в том числе потребителей образовательных услуг, в оценку деятельности системы образования через развитие механизмов внешней оценки качества образования и государственно-общественного управления;
- обеспечение современного уровня надежности и технологичности процедур оценки качества образования в соответствии с современными требованиями;
- совершенствование культуры оценки качества образования на региональном и муниципальном уровнях через повышение профессионализма работников системы образования в области педагогических измерений, анализа и использования результатов оценочных процедур;
- повышение привлекательности педагогической профессии и уровня квалификации преподавательских кадров, охват к 2024 году не менее 50,0 процента учителей общеобразовательных организаций национальной системой профессионального роста;
- создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.
4. Региональная система воспитания включает деятельность всех заинтересованных государственных институтов, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Региональная система включает в себя:
- совокупность государственных институтов, обеспечивающих эффективную реализацию Программы;
- нормативно-правовую и материально-техническую базу функционирования государственных институтов, реализующих Программу;
- субъектов реализации Программы: обучающихся, педагогических работников, родителей (законных представителей), менеджеров системы образования;
- механизмы сетевого и межведомственного взаимодействия государственных институтов, обеспечивающих эффективную реализацию Программы.
Приоритетами в воспитании обучающихся Оренбургской области являются:
- создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения;
- создание условий для формирования у обучающегося чувства патриотизма и гражданственности, бережного отношения к культурному наследию и традициям, к природе и окружающей среде, собственному здоровью;
- поддержка лидеров системы образования;
- реализация современных технологий культурной и языковой адаптации детей из семей мигрантов;
- усиление вовлеченности родителей (законных представителей) в образование детей и взаимодействие с образовательными организациями;
- качественная трансформация системы дополнительного образования: модернизация организационно-управленческих и финансово-экономических механизмов, обновление и технологий с упором на техническое творчество;
- повышение эффективности системы дополнительного образования детей за счет реализации моделей сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, промышленных предприятий и бизнес-структур, в том числе в сфере научно-технического творчества и робототехники;
- повышение качества образования, укрепление социальной стабильности в обществе.
II. Цели региональной системы
5. Структура региональной системы определяется совокупностью взаимодополняющих целей:
- создание комплекса мер развития воспитания в системе образования, в том числе с использованием образовательного и воспитательного потенциала современного информационного пространства, информационных и телекоммуникационных технологий;
- консолидация усилий государственных и социальных институтов по патриотическому, гражданскому и духовно-нравственному воспитанию обучающихся, ориентированному на традиционные российские ценности и основанному на культурно-историческом наследии народов России;
- создание условий по физическому воспитанию и формированию здорового образа жизни обучающихся посредством вовлечения их в занятия физической культурой и спортом, организации, проведения и участия в социально значимых мероприятиях, пропагандирующих культуру здоровья;
- формирование научного мировоззрения обучающихся средствами экологического воспитания, технического творчества, популяризации естественно-научных знаний в учебной, внеурочной и проектно-исследовательской деятельности;
- аккумулирование продуктивного опыта реализации успешных практик по трудовому воспитанию и профессиональному самоопределению и их интеграция в процесс реализации федеральных и региональных профориентационных проектов;
- создание гармоничной среды социально-одобряемого развития личности, обеспечивающей защиту обучающихся от негативных физических, информационных и психологических рисков;
- формирование единой системы социально-экономических, административно-правовых и иных мер, осуществляемых в совокупности с индивидуально-профилактической работой с обучающимися и семьями в трудной жизненной ситуации и направленных на выявление и устранение деструктивных факторов, способствующих безнадзорности, росту правонарушений и асоциальных проявлений в поведении несовершеннолетних;
- создание механизмов и инструментов повышения уровня педагогической культуры родителей (законных представителей) и популяризации традиционного семейного воспитания;
- совершенствование системы мер по поддержке общественных объединений всех участников образовательных отношений, включая добровольческие (волонтерские) объединения обучающихся, объединения выпускников, объединения родителей и др.;
- создание благоприятных условий для успешной социально-психологической и педагогической адаптации детей мигрантов в условиях образовательной организации принимающего социума;
- создание благоприятной среды, способствующей эффективной организации психолого-педагогической поддержки обучающихся в период каникулярного отдыха;
- ресурсное методическое обеспечение системы подготовки и поддержки педагогических кадров по приоритетным направлениям воспитания обучающихся;
- создание благоприятных условий организации воспитательного процесса в рамках сетевого и межведомственного взаимодействия посредством повышения эффективности и доступности методической поддержки педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих классное руководство, педагогов дополнительного образования, социальных педагогов, педагогов-психологов, заместителей директора по воспитательной работе.
III. Алгоритм проведения и показатели мониторинга региональной системы
6. Организатором мониторинга является министерство образования Оренбургской области.
7. Мониторинг организуется на 3-х уровнях: уровень организации (учреждения), муниципальный уровень, региональный уровень.
8. Целью мониторинга региональной системы является реализация комплекса мер диагностики, анализа и прогнозирования эффективности функционирования управленческих механизмов, соответствия нормативно-правовой базы и материально-технической обеспеченности характеру решаемых системой воспитания задач для принятия своевременных решений по актуализации работы системы и противодействию возникающим рискам воспитания.
9. Деятельность по мониторингу осуществляется на основе принципов: системности, объективности, детерминизма, личностно-социально-деятельностного подхода, комплексности и преемственности всех форм и методов воспитательного взаимодействия.
10. По решению министерства образования Оренбургской области организационно-техническое и научно-методическое сопровождение мониторинга может осуществляться с привлечением подведомственных организаций в установленном законодательством Российской Федерации порядке, а также с привлечением организаций, реализующих мероприятий по воспитанию обучающихся, подведомственных министерству культуры Оренбургской области, министерству физической культуры и спорта Оренбургской области, министерству социального развития Оренбургской области и др., в формате межведомственного взаимодействия.
11. Группами показателей, позволяющих оценить результаты мониторинга, на основе которых принимаются управленческие решения и определяются направления дальнейшего развития региональной системы воспитания в Оренбургской области, являются:
1) показатели кадровой обеспеченности:
- количество педагогических работников, освоивших программы повышения квалификации по актуальным вопросам воспитательной работы, конфликтологии, профилактике деструктивных проявлений, взаимодействию с детскими общественными объединениями, поддержке семейного воспитания и др.;
- численность педагогов-психологов и социальных педагогов в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального и дополнительного образования;
2) показатели организационно-методической обеспеченности:
- количество консультационных центров для родителей (законных представителей) по вопросам воспитания;
- количество созданных служб медиации (примирения) в образовательных организациях Оренбургской области;
- количество мероприятий, направленных на методическое сопровождение специалистов в области воспитания;
3) показатели социально-экономического благополучия:
- доля обучающихся, состоящих на внутришкольном учете и не совершивших правонарушений в течение учебного года, к общему количеству обучающихся, состоящих на внутришкольном учете;
- количество правонарушений, совершенных несовершеннолетними жителями, в расчете на 1000 несовершеннолетних жителей в Оренбургской области;
4) показатели включенности участников образовательных отношений в социально значимую деятельность;
- количество детских и молодежных общественных объединений, действующих на территории Оренбургской области;
- доля автономных общеобразовательных организаций, имеющих управляющие советы, от общего числа автономных общеобразовательных организаций Оренбургской области;
- доля общеобразовательных организаций, имеющих советы обучающихся, от общего числа общеобразовательных организаций Оренбургской области;
- доля обучающихся, вовлеченных в мероприятия детских и молодежных общественных объединений, от общего числа обучающихся Оренбургской области;
- доля обучающихся общеобразовательных организаций и организаций СПО, вовлеченных в волонтерскую (добровольческую) деятельность, от общего числа обучающихся Оренбургской области;
- доля детей, вовлеченных в участие в физкультурно-массовых мероприятиях и спортивных соревнованиях, от общего числа детей от 5 до 18 лет;
- доля обучающихся, принявших участие в социально-психологическом тестировании, от общего числа обучающихся в возрасте от 13 до 18 лет;
- обеспечено увеличение численности детей и молодежи в возрасте до 35 лет, вовлеченных в социально активную деятельность через увеличение охвата патриотическими проектами, тыс. человек;
- созданы условия для развития системы межпоколенческого взаимодействия и обеспечения преемственности поколений, поддержки общественных инициатив и проектов, направленных на гражданское и патриотическое воспитание детей и молодежи, тыс. человек;
- доля детей от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием, от общего числа детей данной возрастной категории;
- доля общеобразовательных организаций, на базе которых функционируют театральные кружки, от общего числа общеобразовательных организаций Оренбургской области;
- доля общеобразовательных организаций, на базе которых функционируют школьные спортивные клубы (далее - ШСК), от общего числа общеобразовательных организаций Оренбургской области;
- доля общеобразовательных организаций, на базе которых функционируют медиацентры, от общего числа общеобразовательных организаций Оренбургской области;
- доля образовательных организаций, на базе которых созданы музеи, музейные комнаты, от общего числа образовательных организаций Оренбургской области;
- доля детей от 7 до 18 лет, вовлеченных в объединения военно-патриотической направленности, от общего числа детей данной возрастной категории;
- доля детей от 7 до 18 лет, вовлеченных в объединения туристско-краеведческой направленности, от общего числа детей данной возрастной категории.
IV. Методы сбора информации
12. Совокупность и структура методов сбора информации определяются характером и спецификой решаемых задач, характеристиками объекта и процесса исследования, уровнем организации/подсистемы.
13. Источники и методы сбора информации:
- анализ статистических данных Региональной системы электронного мониторинга (https://edu.orb.ru/);
- анализ данных Навигатора дополнительного образования Оренбургской области (https://dop.edu.orb.ru/);
- анализ АИС "Профилактика" (https://ais-profilaktika.ru);
- анализ отчетов о реализации федеральных и региональных проектов воспитания обучающихся в Оренбургской области;
- анализ данных оценочных процедур: результаты аттестации педагогических кадров (источник: сайт http://rcro56.ru/, ГБУ "Региональный центр развития образования Оренбургской области");
- дополнительные сведения о профессиональной переподготовке и повышения квалификации работников организаций, осуществляющих воспитание и обеспечивающих социализацию обучающихся (источник: сайт http://rcro56.ru/, ГБУ "Региональный центр развития образования Оренбургской области");
- отчеты о деятельности образовательных организаций, подведомственных министерству образования Оренбургской области;
- анализ данных самообследования образовательных организаций;
- результаты исследований компетенций педагогических работников;
- аналитические материалы субъектов профилактики деструктивного поведения обучающихся в формате межведомственного взаимодействия;
- результаты участия образовательных организаций, детских коллективов и педагогических работников, осуществляющих воспитание, в мероприятиях межрегионального, всероссийского и международного уровней;
- анализ внешних экспертных оценок результатов участия субъектов воспитания в мероприятиях и конкурсах по мониторингу отдельных компонентов системы.
V. Проведение мониторинга, анализ региональных показателей и подготовка адресных рекомендаций
14. Мониторинг региональной системы проводится по уровням подчинения субъектов воспитания и по специфике решаемых ими задач.
В рамках проведения мониторинга министерство образования Оренбургской области:
- определяет процедуру и последовательность проведения мониторинга;
- координирует деятельность субъектов мониторинга в Оренбургской области;
- определяет показатели эффективности системы организации воспитания обучающихся по годам;
- обеспечивает достижение результатов мониторинга;
- информирует участников образовательных отношений и органов, осуществляющих управление в сфере образования, о результатах деятельности по организации воспитания обучающихся.
15. Субъекты мониторинга из числа образовательных организаций, подведомственных министерству образования Оренбургской области, а также организаций, реализующих мероприятия по воспитанию обучающихся, подведомственных министерству культуры Оренбургской области, министерству физической культуры и спорта Оренбургской области, министерству социального развития Оренбургской области и др. - в формате межведомственного взаимодействия:
- участвуют в сборе информации;
- анализируют степень достижения региональных показателей региональной системы;
- осуществляют анализ результатов мониторинга региональной системы;
- готовят предложения для принятия управленческих решений.
VI. Проведение анализа и подготовка адресных рекомендаций
16. Результатами мониторинга региональной системы являются:
- актуализация программ, методов и технологий работы в сфере воспитания обучающихся, позволяющая оперативно вносить изменения в практику работы образовательных организаций;
- актуализация программ, методов и технологий работы в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав, позволяющая реагировать на риски в связи с изменениями социально-демографической и экономической ситуации в Оренбургской области;
- комплекс кластеризованных показателей эффективности функционирования системы воспитания обучающихся, позволяющих отслеживать динамику и своевременно реагировать на возникающие риски;
- определение рисков развития и функционирования системы воспитания, определяющих комплекс управленческих мер и решений по успешному противодействию данным рискам;
- выявление кластеров, определяющих векторы развития всей системы воспитания обучающихся;
- выявление западающих кластеров системы воспитания, требующих принятия неотложных управленческих, экономических и нормативно-правовых мер.
17. По итогам анализа результатов мониторинга региональной системы министерство образования Оренбургской области принимает меры по разработке и реализации адресных рекомендаций и принятию управленческих решений.
18. Рекомендации муниципальным органам, осуществляющим управление в сфере образования:
- сохранение и развитие кадрового потенциала системы образования;
- сохранение и развитие материально-технической базы и инфраструктуры организаций, обеспечивающих воспитание обучающихся;
- создание условий для поддержки инициатив всех участников образовательных отношение в сфере воспитания обучающихся.
19. Рекомендации образовательным организациям, осуществляющим образовательную деятельность, на основе включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы:
- совершенствование программ, методов и технологий работы в сфере воспитания обучающихся;
- совершенствование программ, методов и технологий работы в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав;
- создание условий конструктивного взаимодействия всех участников образовательных отношений;
- расширение перечня образовательных услуг, направленных на воспитание обучающихся.
20. Рекомендации организациям, обеспечивающим научно-методическое сопровождение деятельности образовательных организаций, и муниципальным органам, осуществляющим управление в сфере образования:
- разработка методов и средств поддержки развивающихся направлений системы воспитания;
- методическое и кадровое обеспечение системы воспитания обучающихся;
- разработка комплекса мер по противодействию рискам развития системы воспитания обучающихся.
21. Анализ результативности и эффективности процессов воспитания обучающихся в Оренбургской области проводится 1 раз в год.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.