Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
УТВЕРЖДЕН
приказом министерства труда
и социального развития
Краснодарского края
от 10.01.2022 г. N 1
Порядок
проведения контроля за использованием материальных ресурсов и финансовых средств, предоставленных органам местного самоуправления на осуществление отдельных государственных полномочий
1. Общие положения
1.1. Порядок проведения контроля за использованием материальных ресурсов и финансовых средств, предоставленных органам местного самоуправления на осуществление отдельных государственных полномочий (далее - Порядок) определяет процедуру проведения отделом финансового контроля и аудита (далее - отдел) министерства труда и социального развития Краснодарского края (далее - министерство) контроля за использованием материальных ресурсов и финансовых средств, предоставленных органам местного самоуправления на исполнение отдельных государственных полномочий в области опеки и попечительства, организации отдыха и оздоровления детей, по защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по созданию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - контроль).
1.2. Исполнение процедур по проведению контроля осуществляется в соответствии с:
статьей 158 главы 18 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
Законом Краснодарского края от 15 декабря 2004 г. N 805-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы";
Законом Краснодарского края от 29 декабря 2007 г. N 1372-КЗ "О наделении органов местного самоуправления в Краснодарском крае государственными полномочиями Краснодарского края по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних";
Законом Краснодарского края от 3 марта 2010 г. N 1909-КЗ "О наделении органов местного самоуправления в Краснодарском крае государственными полномочиями Краснодарского края по организации оздоровления и отдыха детей";
Законом Краснодарского края от 3 июня 2009 г. N 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае";
Законом Краснодарского края от 13 октября 2009 г. N 1836-КЗ "О мерах государственной поддержки семейных форм жизнеустройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае";
Законом Краснодарского края от 19 июля 2011 г. N 2312-КЗ "О патронате в Краснодарском крае";
постановлением Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19 августа 2009 г. N 715 "Об утверждении Положений о порядке предоставления субвенций из краевого бюджета местным бюджетам на исполнение отдельных государственных полномочий";
постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21 декабря 2015 г. N 1240 "О министерстве труда и социального развития Краснодарского края";
иными правовыми актами Российской Федерации, Краснодарского края и ведомственными приказами министерства, регламентирующими правоотношения в сфере проведения проверок, принятия по их результатам мер, предусмотренных законодательством.
1.3. Контроль осуществляется в органах местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края путем проведения проверок целевого и эффективного использования субсидий и субвенций, выделенных из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Краснодарского края на выполнение отдельных государственных полномочий (далее - проверка переданных государственных полномочий).
1.4. Основные определения и термины, используемые в настоящем Порядке:
контрольное мероприятие - организационная форма осуществления контрольной деятельности, посредством которой обеспечивается реализация задач, функций и полномочий министерства, закрепленных за отделом;
группа контроля - группа, состоящая из должностных лиц отдела, непосредственно осуществляющих контрольное мероприятие;
объект контроля - орган местного самоуправления Краснодарского края, должностное лицо органа местного самоуправления, в отношении которого отделом осуществляется контрольное мероприятие;
предмет контроля - деятельность органа местного самоуправления Краснодарского края, в отношении которого отделом осуществляется контрольное мероприятие;
руководитель объекта контроля - должностное лицо объекта контроля, которое осуществляет руководство организацией, в том числе выполняет функции единоличного исполнительного органа, либо лицо его замещающее.
1.5. Контрольное мероприятие - проверка использования органами местного самоуправления Краснодарского края межбюджетных трансфертов, выделенных из краевого бюджета муниципальному бюджету на выполнение отдельных переданных государственных полномочий.
1.5.1. Под проверкой понимается совершение контрольных мероприятий по документальному и фактическому изучению отдельных финансовых и хозяйственных операций, с целью установления законности, достоверности и экономической целесообразности проведенных хозяйственных операций в отношении деятельности объекта контроля за определенный период.
1.5.2. Проверки, проводимые с привлечением специалистов других отделов министерства по направлениям деятельности, называются комплексными.
1.5.4. Плановые контрольные мероприятия осуществляются в соответствии с планом проведения отделом контрольных мероприятий на очередной год (далее - План проверок).
1.5.5. Контрольные мероприятия могут проводиться: по месту нахождения министерства без выезда на место нахождения объекта контроля (документарная проверка) и по месту нахождения и ведения деятельности объекта контроля (выездная проверка).
1.6. Внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления проводятся на основании письменного поручения министра (заместителя министра) по согласованию с прокуратурой Краснодарского края, принимаемого на основании обращений граждан, юридических лиц и информации от государственных органов о фактах нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан.
1.7. Внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут также проводиться в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора субъекта Российской Федерации о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, а также в целях контроля за исполнением ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений. Указанные проверки проводятся без согласования с органами прокуратуры.
1.8. Основными целями организации контрольных мероприятий являются:
предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства Российской Федерации и Краснодарского края при осуществлении объектами контроля отдельных государственных полномочий в части соблюдения целей и условий предоставления межбюджетных трансфертов, использования материальных ресурсов и финансовых средств;
обоснованное и рациональное (эффективное) использование имущества, материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами, сметами деятельности по осуществлению отдельных государственных полномочий;
выявление причин несоответствий, недостатков, упущений и проблем, препятствующих эффективному решению задач, определение причин и условий, способствующих их возникновению, а также разработка конкретных мер, направленных на их устранение по вопросам исполнения отдельных государственных полномочий;
оказание органам местного самоуправления методической и практической помощи, направленной на упреждение и устранение выявленных нарушений.
1.9. Основные направления проведения контрольных мероприятий:
соответствие регистрационных, плановых, бухгалтерских, отчетных и других документов (по форме и содержанию) в части соблюдения целей и условий предоставления межбюджетных трансфертов, использования материальных ресурсов и финансовых средств при осуществлении отдельных государственных полномочий;
обеспечение полноты, своевременности и правильности отражения, совершенных финансовых и хозяйственных операций при осуществлении отдельных государственных полномочий в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности, в том числе путем сопоставления записей в учетных регистрах с первичными учетными документами, показателей бухгалтерской отчетности с данными аналитического учета;
обоснованность произведенных затрат, связанных с текущей деятельностью по исполнению отдельных государственных полномочий;
достоверность расчетов, объемов поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг при осуществлении отдельных государственных полномочий;
операции с основными средствами и нематериальными активами, используемыми для осуществления отдельных государственных полномочий;
расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами по исполнению отдельных государственных полномочий.
2. Организация планирования контрольных мероприятий
2.1. Ежегодно, до 1 августа текущего года, отделом формируется проект Плана проверок.
2.2. В проекте Плана проверок указываются наименование контрольного мероприятия, наименование объекта контроля, дата и место проведения контрольных мероприятий, руководитель, должностное лицо, ответственное за подготовку контрольного мероприятия.
2.3. При планировании контрольных мероприятий учитывается информация о планируемых, проводимых или проведенных идентичных контрольных мероприятиях органами государственного финансового контроля в целях исключения дублирования контрольных действий.
2.4. Контрольные мероприятия включаются в проект Плана проверок на основе поручений министра, предложений структурных подразделений министерства в соответствии с установленными критериями отбора контрольных мероприятий.
2.5. При подготовке предложений по формированию проекта Плана проверок учитываются следующие критерии:
своевременность и периодичность проведения контрольных мероприятий;
актуальность и обоснованность планируемых контрольных мероприятий;
наличие резерва времени для выполнения внеплановых контрольных мероприятий;
плановая проверка одного и того же органа местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления проводится не чаще одного раза в два года.
2.6. Проект Плана проверок органов местного самоуправления по исполнению переданных государственных полномочий на очередной год, сформированный с другими органами государственного контроля, согласовывается с прокуратурой Краснодарского края.
2.7. Отдел направляет в прокуратуру Краснодарского края для согласования проект Плана проверок на очередной финансовый год не позднее 1 сентября года, предшествующего году проведения контрольных мероприятий.
2.8. Согласованный с прокуратурой Краснодарского края План проверок подлежит размещению на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 1 ноября года, предшествующего году проведения проверок.
2.9. В План проверок могут вноситься изменения в следующих случаях: невозможность должностных лиц, осуществляющих проверку, принять участие в ее осуществлении по причине болезни, пребывания в командировке, увольнения, перевода на другую должность;
отсутствие (в связи с болезнью, пребыванием в командировке) должностных лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия проверки;
в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.
2.10. Основанием для внесения изменений в План проверок является служебная записка, поданная начальником отдела министру, заместителю министра. Служебная записка подается не позднее 10 рабочих дней до срока, указанного в Плане проверок, и содержит причины необходимых изменений и их обоснование.
3. Организация и проведение контрольных мероприятий
3.1. Контрольные мероприятия проводятся на основании приказа министерства о проведении проверки, комплексной проверки или тематической проверки (далее - приказ), которым определяется:
объект контроля;
вопросы контрольных мероприятий;
вид контрольных мероприятий: проверка, тематическая проверка, выездная, документарная, комплексная;
персональный состав группы контроля, состоящий из руководителя группа контроля и должностных лиц, уполномоченных на осуществление контрольных мероприятий (далее - члены группы контроля);
проверяемый период;
срок проведения контрольных мероприятий;
программа контрольных мероприятий (далее - Программа проверки), которая содержит перечень вопросов, подлежащих проверке, проверяемый период, список членов группы контроля. Программа проверки оформляется приложением к приказу.
3.2. Датой начала контрольного мероприятия считается дата предъявления руководителем группы контроля приказа руководителю объекта контроля.
Датой окончания контрольного мероприятия считается день вручения акта проверки (справки тематической проверки) руководителю объекта контроля.
3.3. О проведении контрольных мероприятий руководитель объекта контроля уведомляется за 10 рабочих дней до начала проведения этих контрольных мероприятий путем направления письма министерства о проведении проверки.
3.4. Срок проведения контрольного мероприятия с учетом объема предстоящих работ, вытекающих из конкретных задач, не может превышать 30 рабочих дней.
Изменение (продление, перенос) срока проведения контрольного мероприятия возможно по согласованию с прокуратурой Краснодарского края в случаях:
непредставления в установленный Программой проверки срок необходимых для проведения контрольных мероприятий документов (информации) и (или) копий документов в рамках объекта (предмета) контроля;
отсутствия или неудовлетворительного состояния бухгалтерского (бюджетного) учета;
получения в ходе проведения контрольных мероприятий информации, свидетельствующей о наличии нарушений и требующих дополнительной проверки.
Изменение (продление, перенос) первоначально установленного срока контрольного мероприятия осуществляется на основании приказа министерства по мотивированному представлению руководителя группы контроля.
3.5. Специалисты других отделов министерства по направлениям деятельности принимают участие в контрольных мероприятиях и включаются в приказ на основании служебной записки на имя руководителя группы контроля до начала проведения контрольных мероприятий. После утверждения Плана проверок другие отделы министерства могут согласовать свое участие в контрольных мероприятиях одной служебной запиской на весь год.
3.6. Приказ с Программой проверки доводится до сведения первого заместителя министра, заместителей министра, начальников управлений, отделов и других лиц, принимающих участие в контрольном мероприятии, не позднее даты начала контрольного мероприятия.
3.7. Руководитель группы контроля должен предъявить руководителю объекта контроля приказ, ознакомить с Программой проверки, представить членов группы контроля, решить организационно-технические вопросы.
3.8. Исходя из тематики и Программы проверки, руководитель группы контроля определяет объем и состав контрольных действий по каждому вопросу контрольных мероприятий, а также методы, формы и способы проведения таких контрольных действий, распределяет вопросы между участниками группы контроля.
3.9. В ходе контрольных мероприятий проводятся действия по документальному и фактическому изучению финансовых и хозяйственных операций, совершенных объектом контроля в проверяемый период.
Контрольные действия по документальному изучению проводятся по финансовым, бухгалтерским, отчетным и иным документам объекта контроля, в том числе путем анализа и оценки полученной из них информации.
Контрольные действия по фактическому изучению проводятся путем опроса, осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, экспертизы контрольных замеров и т.п.
3.10. Контрольные действия могут проводиться сплошным или выборочным способом.
Решение об использовании сплошного или выборочного способа проведения контрольных действий по каждому вопросу Программы проверки принимает руководитель группы контроля, исходя из содержания, объема финансовых и хозяйственных операций, относящихся к этому вопросу, состояния бухгалтерского учета в объекте контроля, срока проведения контрольных мероприятий.
3.11. При установлении нарушений в периоде выборочных контрольных действий (период выборочной проверки должен составлять не менее 3 месяцев за каждый календарный год) необходимо провести контрольные действия сплошным способом за весь ревизуемый период.
3.12. В тех случаях, когда выявленные нарушения являются основанием для привлечения к ответственности должностных лиц, от них запрашиваются необходимые письменные объяснения.
4. Вопросы, подлежащие рассмотрению в ходе контрольных мероприятий
4.1. Исходя из тематики контрольных мероприятий, Программы проверки основными вопросами при проведении контрольных мероприятий являются:
Анализ исполнения сметы расходов на осуществление государственных полномочий по организации, осуществлению деятельности по опеке и попечительству, по организации оздоровления и отдыха детей, по выявлению обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, и осуществлению контроля за использованием детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставленных им жилых помещений специализированного жилищного фонда, организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, в том числе контрольные мероприятия по целевому и эффективному использованию бюджетных средств за проверяемый период.
Проверка использования субсидий на реализацию мероприятий по организации отдыха и оздоровления детей в рамках государственной программы Краснодарского края "Дети Кубани", утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12 октября 2015 г. N 964 "Об утверждении государственной программы Краснодарского края "Дети Кубани" (далее - Программа "Дети Кубани").
Проверка использования субвенций на организацию проезда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), включая предварительную опеку (попечительство), переданных на воспитание в приемную семью или патронатное воспитание, к месту лечения и обратно в рамках Программы "Дети Кубани".
Проверка использования субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в рамках Программы "Дети Кубани".
Проверка правильности индексации ежемесячных денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), переданных на воспитание в приемную семью, на патронатное воспитание, ежемесячного вознаграждения приемным родителям и патронатному воспитателю.
4.2. При проведении контрольных мероприятий в обязательном порядке проводятся контрольные действия в отношении кассовых и расчетных операций, операций по лицевым, расчетным счетам, операций с материальными ценностями.
4.3. Основной перечень необходимых для осуществления контрольных мероприятий документов (уточняется и корректируется Программой проверки):
4.3.1. Распорядительный документ (копия постановления, распоряжения, решения сессии и т.д.) о наделении полномочиями по приобретению жилья (кто является главным администратором доходов бюджета), а также:
проектно-сметная документация, акты выполненных работ; аукционная документация, контракты (в том числе документы по оплате контрактов);
акты приема-передачи квартир (продавец - покупатель), технические, кадастровые паспорта на квартиры (продавца, покупателя), выписки из Единого государственного регистра недвижимости на квартиры (продавца и покупателя), разрешение о вводе в эксплуатацию домов, в которых приобретены квартиры.
4.3.2. Распорядительные документы о приеме квартир в муниципальную собственность и в казну (копия), выписка из реестра муниципальной собственности на все квартиры, распорядительные документы органа местного самоуправления о нормативе стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья в муниципальном образовании, договоры жилых помещений с детьми-сиротами.
4.3.3. Общие сведения о органе местного самоуправления.
4.3.4. Определение главных администраторов по каждой предоставленной субвенции (выписки из Решения Совета).
4.3.5. Документы по начислению и выплате заработной платы муниципальным служащим, выполняющим функции по исполнению переданных государственных полномочий, объекта контроля.
4.3.6. Документы по индексации выплат на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), переданных на воспитание в приемную семью, на патронатное воспитание, ежемесячного вознаграждения приемным родителям и патронатному воспитателю.
4.3.7. Документы по организации подвоза детей к месту лечения и обратно.
4.3.8. Соглашения, заключенные между министерством и органом местного самоуправления, в т.ч. реестр соглашений (+ дополнительные соглашения) и реестр платежных поручений (по которым приходили денежные средства от министерства в муниципальное образование).
4.3.9. Копии отчетов об использовании межбюджетных трансфертов по каждой субвенции, копии уведомлений о перечислении в краевой бюджет неиспользованных остатков бюджетных средств, журналы N 4 (расчет с поставщиками и подрядчиками) по расходованию средств на переданные государственные полномочия, контракты (договоры), счета (счет-фактура), накладные: на приобретение основных средств и мат. запасов, оказание услуг, документы для постановки на учет и на списание (основных средств и материальных запасов).
4.3.10. Реестры платежных поручений (расход), выписки из лицевого счета (кассовый расход) за каждый год.
5. Права и обязанности должностных лиц, уполномоченных на осуществление контрольных мероприятий
5.1. При проведении контрольных мероприятий уполномоченное на осуществление контрольных мероприятий должностное лицо министерства имеет право:
запрашивать и получать относящиеся к объекту (предмету) контроля документы и информационные материалы;
получать письменные или устные пояснения руководителя (уполномоченного представителя) по вопросам, относящимся к объекту (предмету) контроля;
проводить в период контрольных мероприятий рабочие встречи с руководителем (уполномоченным представителем) учреждения для обсуждения предварительных результатов контрольных мероприятий, требующих получения дополнительных пояснений, и устранения возможных разногласий по существу выявленных нарушений;
пользоваться необходимыми для проведения проверки техническими средствами, в том числе компьютерами, копировальными аппаратами, телефонами.
5.2. Уполномоченное на осуществление контрольных мероприятий должностное лицо министерства при проведении контрольных мероприятий обязано:
соблюдать законодательство Российской Федерации и Краснодарского края, права и законные интересы объекта проверки;
соблюдать сроки проведения контрольных мероприятий;
сообщить в установленном порядке о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей при проведении контрольных мероприятий;
соблюдать ограничения и запреты, требования о предотвращении или об урегулировании конфли
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.