Приказ Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 20 декабря 2021 г. N 447
"Об утверждении Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по федеральному государственному контролю (надзору) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на 2022 год"
Во исполнение пункта 15 Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям", приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по федеральному государственному контролю (надзору) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на 2022 год.
2. Начальникам структурных подразделений центрального аппарата и руководителям территориальных органов Росалкогольрегулирования обеспечить исполнение Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по федеральному государственному контролю (надзору) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на 2022 год.
3. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка Е.Г. Афанасенко.
Руководитель |
И. Алёшин |
Утверждена
приказом Федеральной
службы по регулированию
алкогольного рынка
от 20 декабря 2021 г. N 447
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по федеральному государственному контролю (надзору) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на 2022 год
Настоящая программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по федеральному государственному контролю (надзору) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции состоит из следующих разделов:
анализ текущего состояния осуществления вида контроля, описание текущего развития профилактической деятельности контрольного (надзорного) органа, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики;
цели и задачи реализации программы профилактики;
перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения;
показатели результативности и эффективности программы профилактики.
I. Анализ текущего состояния осуществления вида контроля, описание текущего развития профилактической деятельности контрольного (надзорного) органа, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
1. Усиление роли профилактических мероприятий в контрольно-надзорной деятельности в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в 2021 году осуществляется путем реализации требований постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами", требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного закон контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) и требований Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ).
В целях профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и в соответствии со статьей 8.2 Федерального закона N 294-ФЗ приказом Росалкогольрегулирования от 18.12.2020 N 409 утверждена Ведомственная программа профилактики нарушений обязательных требований при осуществлении Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка федерального государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на 2021 год (далее - Ведомственная программа профилактики).
В соответствии с частью 6 статьи 98 Федерального закона N 248-ФЗ в 2021 году мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, проводятся в соответствии с программами профилактики нарушений соответствующих требований на 2021 год. С 1 июля по 31 декабря 2021 года контрольные (надзорные) органы проводят профилактические мероприятия, предусмотренные Федеральным законом N 248-ФЗ, без утверждения программы профилактики причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Согласно части 7 статьи 44 Федерального закона N 248-ФЗ контрольный (надзорный) орган может проводить профилактические мероприятия, не предусмотренные программой профилактики рисков причинения вреда.
На основании изложенного, внесение изменений в Ведомственную программу профилактики нарушений обязательных требований при осуществлении Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка федерального государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на 2021 год, утвержденную приказом Росалкогольрегулирования от 18.12,2020 N 409, не осуществлялось.
2. В целях реализации Ведомственной программы профилактики Росалкогольрегулированием осуществлялись профилактические мероприятия для всех категорий подконтрольных субъектов (объектов) в соответствии с планом-графиком мероприятий на 2021 год, направленные на комплексную профилактику рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям (далее - план-график). Сведения о результатах профилактических работ приведены в Таблице 1.
Таблица 1
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
В рамках выполнения план-графика за 9 месяцев 2021 года проведено 15604 профилактических мероприятия (в том числе центральным аппаратом - 5700 профилактических мероприятий) в отношении 7700 подконтрольных субъектов, которые включали проведение разъяснительной работы путем проведения публичного обсуждения изменений обязательных требований, совершенствования контрольно-надзорной деятельности, обобщений правоприменительной практики с подконтрольными субъектами, вынесение предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, размещение на официальном сайте Росалкогольрегулирования разъяснений требований законодательства Российской Федерации, вопросов с ответами, подготовка и направление в адрес подконтрольных субъектов ответов на вопросы, разъяснений требований действующего законодательства и прочее.
Согласно плану-графику проведения Росалкогольрегулированием и его территориальными органами публичных мероприятий с подконтрольными субъектами на 2021 год за 9 месяцев 2021 года проведено 28 публичных мероприятий (в том числе центральным аппаратом - 1 публичное мероприятие).
В целях подведения итогов публичных мероприятий, определения их эффективности и полезности обеспечено заполнение участниками публичного мероприятия специальных анкет в электронном виде непосредственно после завершения мероприятия. Анализ заполненных анкет позволяет сделать вывод о целесообразности дальнейшего проведения публичных мероприятий. Проведение указанных мероприятий на постоянной основе позволяет доступно разъяснить участникам алкогольного рынка систему обязательных требований, ответить на интересующие их вопросы, тем самым способствуя предупреждению правонарушений.
За 9 месяцев 2021 года было подготовлено и направлено в адрес поднадзорных субъектов 7399 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, из которых 5302 (или 71,7%) исполнено. При этом при последующем проведении контрольно-надзорных мероприятий количество правонарушений у подконтрольных субъектов, в адрес которых были направлены предостережения, заметно сокращается, что позволяет сделать вывод о необходимости дальнейшего применения указанного инструмента.
Во исполнение приказа Росалкогольрегулирования от 30.11.2016 N 408 "Об организации работы по разработке перечня правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" в январе 2021 года актуализированы Перечни нормативных правовых актов и размещены на официальном сайте Росалкогольрегулирования. В декабре 2021 года данные перечни актуализированы в связи с внесением изменений в статью 23 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", определяющую основы федерального государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Обзор практики осуществления контрольно-надзорной деятельности Росалкогольрегулированием за 2020 год с анализом причин и условий, способствующих совершению правонарушений, и перечнем мер, которые необходимо предпринимать поднадзорным субъектам в целях предотвращения допущения правонарушений, разработан, утвержден и размещен на официальном сайте Росалкогольрегулирования в марте 2021 года.
В государственной автоматизированной информационной системе "Управление" и на официальном сайте Росалкогольрегулирования в установленные сроки подготовлены, утверждены и размещены сводная статистическая отчетная форма N 1 - контроль "Сведения об осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" за 1 полугодие 2021 года и доклад "Об осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в 2020 году".
II. Цели и задачи реализации программы профилактики
3. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям направлена на достижение следующих основных целей:
предотвращение рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям;
предупреждение нарушений обязательных требований (снижение числа нарушений обязательных требований) в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами;
устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.
4. Основными задачами профилактических мероприятий являются:
выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;
формирование одинакового понимания обязательных требований у всех участников алкогольного рынка при осуществлении федерального государственного контроля;
укрепление системы профилактики нарушений обязательных требований путем активизации профилактической деятельности;
создание условий для изменения ценностного отношения подконтрольных субъектов к рисковому поведению, формирования позитивной ответственности за свое поведение, поддержания мотивации к добросовестному поведению;
создание и внедрение мер системы позитивной профилактики;
повышение уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях и необходимых мерах по их исполнению;
инвентаризация и оценка состава и особенностей подконтрольных субъектов и оценки состояния подконтрольной сферы;
установление зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей конкретных подконтрольных субъектов;
повышение квалификации работников подразделений Росалкогольрегулирования;
регулярная ревизия обязательных требований и принятие мер к обеспечению реального влияния на уровень безопасности производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции комплекса обязательных требований, соблюдение которых составляет предмет федерального государственного контроля;
снижение издержек контрольно-надзорной деятельности и административной нагрузки на подконтрольные субъекты.
5. Профилактические мероприятия планируются и осуществляются на основе соблюдения следующих базовых принципов:
понятности - представление информации об обязательных требованиях в простой, понятной, исчерпывающей форме (описание, пояснение, приведение примеров самих обязательных требований, указание нормативных правовых актов их содержащих и административных последствий за нарушение обязательных требований);
информационной открытости - доступность для подконтрольных субъектов сведений об организации и осуществлении профилактических мероприятий (в том числе за счет использования информационно-коммуникационных технологий);
вовлеченности - обеспечение включения подконтрольных субъектов посредством различных каналов и инструментов обратной связи в процесс взаимодействия по поводу предмета профилактических мероприятий, их качества и результативности;
полноты охвата - включение в программу профилактических мероприятий максимального числа подконтрольных субъектов;
обязательности - обязательное проведение профилактических мероприятий по установленным видам контроля (надзора) на регулярной и системной основе;
актуальности - регулярный анализ и обновление программы профилактических мероприятий, использование актуальных достижений науки и технологий при их проведении;
релевантности - выбор набора видов и форм профилактических мероприятий, учитывающий особенности подконтрольных субъектов;
неотъемлемости от текущей контрольно-надзорной деятельности - необходимые профилактические мероприятия и сопряженные с ними организационные, технические и иные меры проводятся Росалкогольрегулированием на постоянной основе.
III. Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения
6. При осуществлении государственного контроля проводятся следующие профилактические мероприятия:
информирование;
обобщение правоприменительной практики;
объявление предостережения;
консультирование;
профилактический визит;
самообследование.
Информирование
7. Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка осуществляет информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований.
Информирование осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети "Интернет", в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка обязана размещать и поддерживать в актуальном состоянии на своем официальном сайте в сети "Интернет":
тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о сроках и порядке их вступления в силу;
перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции;
утвержденные проверочные листы в формате, допускающем их использование для самообследования;
руководства по соблюдению обязательных требований;
перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов контроля к категориям риска;
перечень объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска;
программу профилактики рисков причинения вреда и план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий контрольным (надзорным) органом (при проведении таких мероприятий);
исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться контрольным (надзорным) органом у контролируемого лица;
сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;
сведения о порядке досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц;
доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа;
доклады о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле;
информацию о способах и процедуре самообследования, в том числе методические рекомендации по проведению самообследования и подготовке декларации соблюдения обязательных требований, и информацию о декларациях соблюдения обязательных требований, представленных контролируемыми лицами;
иные сведения, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами и (или) программами профилактики рисков причинения вреда.
Обобщение правоприменительной практики
8. По итогам обобщения правоприменительной практики контрольный (надзорный) орган обеспечивает подготовку доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа.
Проект доклада, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики, готовится ежегодно и проходит процедуру публичного обсуждения, утверждается приказом руководителя Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, и размещается на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в срок не позднее 3 дней со дня его утверждения.
Порядок организации работы по обобщению правоприменительной практики при осуществлении государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции утвержден приказом Росалкогольрегулирования от 13.12.2021 N 439.
Объявление предостережения
9. В случае наличия у Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Консультирование
10. Должностные лица Росалкогольрегулирования осуществляют консультирование по вопросам:
применения обязательных требований, содержания и последствий их изменения;
о необходимых организационных и (или) технических мероприятиях, которые должны реализовать контролируемые лица для соблюдения новых обязательных требований;
особенностей осуществления государственного контроля.
Должностное лицо Росалкогольрегулирования проводит консультирование контролируемых лиц в письменной форме, если обращение содержит просьбу предоставить ответ в письменном виде, при их письменном обращении и представляет ответ по почтовому адресу или адресу электронной почты, указанным в письменном обращении, либо в устной форме в случае обращения по телефону, посредством видео-конференц-связи или на личном приеме у должностного лица, а также в ходе осуществления контрольного (надзорного) мероприятия или публичного мероприятия.
Консультирование по однотипным обращениям контролируемых лиц и контролируемых лиц и их представителей осуществляется посредством размещения на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети "Интернет" письменного разъяснения, подписанного руководителем (заместителем руководителя) Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, по результатам ежеквартального анализа поступивших обращений.
Профилактический визит
11. Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям значительного риска, а также в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в течение одного года с момента начала их деятельности.
Должностное лицо Росалкогольрегулирования проводит обязательный профилактический визит в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо с использованием видео-конференц-связи.
Территориальными органами Росалкогольрегулирования профилактические визиты проводятся на постоянной основе в течение года.
Самообследование
12. В целях добровольного определения уровня соблюдения обязательных требований контролируемые лица вправе проводить самостоятельную оценку соблюдения обязательных требований (самообследование).
Контролируемые лица, получившие высокую оценку соблюдения ими обязательных требований по итогам самообследования, вправе принять декларацию соблюдения обязательных требований.
В случае если при проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия выявлены нарушения обязательных требований, факты представления контролируемым лицом недостоверных сведений при самообследовании, декларация соблюдения обязательных требований аннулируется решением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, принимаемым по результатам контрольного (надзорного) мероприятия.
Сроки и периодичность проведения профилактических мероприятий отражены в Плане мероприятий по профилактике рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2022 год.
IV. Показатели результативности и эффективности программы профилактики
13. Отчетные показатели результативности и эффективности профилактических мероприятий в 2022 году:
доля организаций, в отношении которых проведены профилактические мероприятия к общему количеству организаций, в отношении которых проведены контрольно-надзорные мероприятия (оценка результативности: эффективно - более 60%, удовлетворительно более 30%, неудовлетворительно - менее 30%);
доля организаций, в отношении которых проведены профилактические визиты к общему количеству организаций, отнесенных к категориям значительного риска, а также в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (оценка результативности: 100%).
14. Дополнительным механизмом оценки эффективности и результативности профилактических мероприятий является оценка удовлетворенности подконтрольных субъектов качеством профилактических мероприятий, которая может быть осуществлена посредством социологического исследования.
Приложение
к Программе профилактики
рисков причинения
вреда (ущерба) охраняемым
законом ценностям по
федеральному государственному
контролю (надзору) в
области производства и оборота
этилового спирта, алкогольной
и спиртосодержащей
продукции на 2022 год,
утвержденной приказом
Росалкогольрегулирования
от 20 декабря 2021 г. N 447
План мероприятий по профилактике рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по федеральному государственному контролю (надзору) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на 2022 год
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Росалкогольрегулирование спланировало на 2022 г. мероприятия по профилактике рисков причинения вреда (ущерба) в рамках федерального госконтроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Приказ Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 20 декабря 2021 г. N 447 "Об утверждении Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по федеральному государственному контролю (надзору) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на 2022 год"
Текст приказа опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 30 марта 2022 г. N 89
Изменения вступают в силу с 30 марта 2022 г.