Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Совета депутатов
города Новосибирска
от 22 декабря 2021 г. N 258
Положение
о муниципальном земельном контроле на территории города Новосибирска
1. Общие положения
1.1. Положение о муниципальном земельном контроле на территории города Новосибирска (далее - Положение) разработано в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральными законами от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), Уставом города Новосибирска.
1.2. Положение устанавливает порядок организации и осуществления муниципального земельного контроля на территории города Новосибирска (далее - муниципальный земельный контроль), в том числе порядок управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении муниципального земельного контроля, организации проведения профилактических мероприятий и контрольных мероприятий при осуществлении муниципального земельного контроля, обжалования решений контрольного органа, действий (бездействия) должностных лиц, осуществляющих муниципальный земельный контроль.
1.3. Контрольным органом, обеспечивающим организацию и осуществление муниципального земельного контроля, является мэрия города Новосибирска, от имени которой действуют департамент земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска, администрации районов (округа по районам) города Новосибирска (далее - уполномоченное структурное подразделение).
Должностными лицами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, являются должностные лица уполномоченного структурного подразделения, перечень которых утверждается правовым актом мэрии города Новосибирска.
К должностным лицам, указанным в абзаце втором настоящего пункта относятся:
должностное лицо, уполномоченное на принятие решений о проведении контрольных мероприятий (далее - уполномоченное должностное лицо);
должностное лицо, в должностные обязанности которого входит осуществление полномочий по муниципальному земельному контролю, в том числе проведение профилактических мероприятий и контрольных мероприятий (далее - инспектор).
1.4. Предметом муниципального земельного контроля в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации является:
1.4.1. Соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами (далее - контролируемые лица) обязательных требований земельного законодательства в отношении объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность (далее - обязательные требования), в том числе:
требований о недопущении самовольного занятия земель, земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земель, земельного участка или части земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством прав на них;
требований об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием;
требований, связанных с обязательным использованием земель, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в течение установленного срока;
требований, связанных с обязанностью по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.
1.4.2. Исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных мероприятий.
1.5. Объектами муниципального земельного контроля являются земли, земельные участки или части земельных участков на территории города Новосибирска (далее - объект контроля).
1.6. Уполномоченным структурным подразделением обеспечивается учет объектов контроля в соответствии с Федеральным законом N 248-ФЗ, в том числе посредством ведения журнала по форме, утверждаемой приказом руководителя уполномоченного структурного подразделения.
1.7. Деятельность по организации и осуществлению муниципального земельного контроля ведется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом N 248-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Положением и иными муниципальными правовыми актами города Новосибирска.
1.8. До 31.12.2023 подготовка документов в ходе осуществления муниципального земельного контроля, информирование контролируемых лиц о совершаемых должностными лицами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, действиях и принимаемых решениях, обмен документами и сведениями с контролируемыми лицами осуществляется на бумажном носителе.
1.9. В целях оценки результативности и эффективности деятельности по осуществлению муниципального земельного контроля решением Совета депутатов города Новосибирска утверждаются ключевые показатели муниципального земельного контроля и их целевые значения, индикативные показатели для муниципального земельного контроля.
2. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении муниципального земельного контроля
2.1. Муниципальный земельный контроль осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, определяющего выбор профилактических мероприятий и контрольных мероприятий, их содержание (в том числе объем проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты.
2.2. Для целей управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении муниципального земельного контроля объекты контроля подлежат отнесению к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - категории риска):
средний риск;
умеренный риск;
низкий риск.
2.3. Отнесение объекта контроля к одной из категорий риска осуществляется приказом руководителя уполномоченного структурного подразделения на основе сопоставления характеристик объекта контроля с критериями отнесения объектов контроля к категориям риска согласно приложению 1 к Положению.
В случае, если объект контроля не отнесен к определенной категории риска, он считается отнесенным к категории низкого риска.
2.4. Уполномоченное структурное подразделение в течение 5 рабочих дней со дня поступления сведений о соответствии объекта контроля критериям риска иной категории риска либо об изменении критериев риска обеспечивает изменение категории риска указанного объекта контроля.
2.5. Контролируемое лицо вправе подать в уполномоченное структурное подразделение заявление об изменении категории риска принадлежащих ему (используемых им) объектов контроля в случае их соответствия критериям риска для отнесения к иной категории риска.
2.6. Изменение ранее присвоенной объекту контроля категории риска осуществляется приказом руководителя уполномоченного структурного подразделения.
2.7. В целях оценки риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного мероприятия используются индикаторы риска нарушения обязательных требований согласно приложению 2 к Положению.
3. Организация проведения профилактических мероприятий при осуществлении муниципального земельного контроля
3.1. Профилактические мероприятия осуществляются в целях стимулирования добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами, устранения условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, создания условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышения информированности о способах их соблюдения.
3.2. При осуществлении муниципального земельного контроля проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, является приоритетным по отношению к проведению контрольных мероприятий.
3.3. Профилактические мероприятия осуществляются на основании программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утверждаемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Также могут проводиться профилактические мероприятия, не предусмотренные указанной программой.
3.4. В случае, если при проведении профилактических мероприятий установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, инспектор незамедлительно направляет информацию об этом уполномоченному должностному лицу для принятия решения о проведении контрольных мероприятий.
3.5. При осуществлении муниципального земельного контроля проводятся следующие виды профилактических мероприятий:
информирование;
обобщение правоприменительной практики;
объявление предостережения;
консультирование.
3.6. Уполномоченное структурное подразделение обеспечивает с соблюдением Федерального закона N 248-ФЗ информирование контролируемых и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте города Новосибирска в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт города Новосибирска), в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.
3.7. Уполномоченное структурное подразделение ежегодно проводит обобщение правоприменительной практики по осуществлению муниципального земельного контроля путем сбора и анализа данных о проведенных контрольных мероприятиях и их результатах, а также анализа рассмотренных уполномоченным структурным подразделением обращений.
По итогам обобщения правоприменительной практики готовится доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики по осуществлению муниципального земельного контроля (далее - доклад о правоприменительной практике), который в обязательном порядке проходит публичное обсуждение.
Публичное обсуждение проекта доклада о правоприменительной практике обеспечивается посредством его размещения в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным годом, на официальном сайте города Новосибирска, с указанием способов и срока направления предложений и замечаний. Срок проведения публичного обсуждения проекта доклада о правоприменительной практике составляет 15 рабочих дней со дня его размещения на официальном сайте города Новосибирска.
По результатам рассмотрения поступивших предложений и замечаний проект доклада о правоприменительной практике при необходимости дорабатывается. Результаты публичных обсуждений имеют рекомендательный характер.
Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом руководителя уполномоченного структурного подразделения в срок не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, и размещается на официальном сайте города Новосибирска в течение 5 рабочих дней со дня его утверждения.
3.8. Уполномоченное структурное подразделение объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований в случае наличия сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, не позднее 10 рабочих дней со дня получения указанных сведений.
Предостережение объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 248-ФЗ, и должно содержать указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов.
Предостережение составляется по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Уполномоченное структурное подразделение обеспечивает учет объявленных предостережений в соответствии с Федеральным законом N 248-ФЗ, в том числе посредством ведения журнала по форме, утверждаемой приказом руководителя уполномоченного структурного подразделения, и использует соответствующие данные для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных мероприятий.
Контролируемое лицо вправе в течение 10 рабочих дней со дня получения предостережения подать в уполномоченное структурное подразделение возражение в отношении предостережения (далее - возражение).
Возражение должно содержать следующую информацию:
наименование юридического лица, фамилию, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, гражданина;
дату и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица;
обоснование позиции контролируемого лица относительно содержания предостережения (контролируемое лицо вправе приложить к возражению соответствующие документы либо их заверенные копии).
Возражение может быть подано контролируемым лицом на бумажном носителе или в виде электронного документа способом, указанным в предостережении.
Уполномоченное структурное подразделение в течение 20 рабочих дней со дня регистрации возражения обеспечивает рассмотрение возражения и направление контролируемому лицу письменного ответа об удовлетворении возражения и отмене объявленного предостережения либо об отказе в удовлетворении возражения с указанием причины отказа.
При отсутствии возражений контролируемое лицо в течение 15 рабочих дней со дня получения предостережения направляет способом, указанным в предостережении, уведомление об исполнении предостережения. Указанное уведомление должно содержать следующую информацию:
наименование юридического лица, фамилию, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, гражданина;
дату и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица;
сведения о принятых контролируемым лицом по результатам рассмотрения предостережения мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований.
3.9. По обращениям контролируемых лиц, их представителей должностное лицо, осуществляющее муниципальный земельный контроль, проводит консультирование (дает разъяснения) по вопросам, связанным с организацией и осуществлением муниципального земельного контроля, в том числе:
о нормативных правовых актах (их отдельных положениях), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках муниципального земельного контроля;
о проведении профилактических мероприятий и контрольных мероприятий;
о порядке обжалования решений контрольного органа, действий (бездействия) должностных лиц, осуществляющих муниципальный земельный контроль.
Консультирование осуществляется без взимания платы по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного мероприятия.
Консультирование по телефону, посредством видео-конференц-связи осуществляется в соответствии с графиком, в котором указываются:
дни недели, время проведения консультирования;
номер телефона и (или) указание на специальный сервис видео-конференц-связи;
фамилия, имя, отчество (при наличии) должностного лица, осуществляющего муниципальный земельный контроль, проводящего консультирование.
Консультирование на личном приеме проводится в соответствии с графиком, в котором указываются:
дни недели, время проведения консультирования;
место проведения консультирования;
фамилия, имя, отчество (при наличии) должностного лица, осуществляющего муниципальный земельный контроль, проводящего консультирование.
Графики консультирования доводятся до сведения заинтересованных лиц посредством размещения на официальном сайте города Новосибирска.
Время консультирования по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме не может превышать 20 минут.
По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям не предоставляется, за исключением случая, если контролируемым лицом, его представителем направлен запрос о предоставлении письменного ответа по вопросам консультирования. Контролируемое лицо вправе направить запрос о предоставлении письменного ответа в сроки, установленные Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В ходе консультирования не может предоставляться информация, содержащая оценку конкретного контрольного мероприятия, решений и (или) действий должностных лиц, осуществляющих муниципальный земельный контроль, иных участников контрольного мероприятия.
Уполномоченное структурное подразделение обеспечивает учет проведенных консультирований в соответствии с Федеральным законом N 248-ФЗ, в том числе посредством ведения журнала по форме, утверждаемой приказом руководителя уполномоченного структурного подразделения.
В случае поступления в течение календарного года пяти и более однотипных (по одним и тем же вопросам) обращений контролируемых лиц и их представителей, консультирование по таким обращениям осуществляется посредством размещения на официальном сайте города Новосибирска письменного разъяснения, подписанного уполномоченным должностным лицом.
4. Организация проведения контрольных мероприятий при осуществлении муниципального земельного контроля
4.1. При осуществлении муниципального земельного контроля проводятся следующие контрольные мероприятия и контрольные действия в рамках указанных мероприятий:
инспекционный визит (посредством осмотра, опроса, получения письменных объяснений, инструментального обследования, истребования документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля);
документарная проверка (посредством получения письменных объяснений, истребования документов);
выездная проверка (посредством осмотра, опроса, получения письменных объяснений, истребования документов, инструментального обследования);
наблюдение за соблюдением обязательных требований (посредством сбора и анализа данных об объектах контроля, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах, данных из информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", иных общедоступных данных, а также данных, полученных с использованием работающих в автоматическом режиме технических средств фиксации правонарушений, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи);
выездное обследование (посредством осмотра, инструментального обследования (с применением видеозаписи)).
4.2. Инспекционный визит, документарная проверка, выездная проверка проводятся со взаимодействием с контролируемыми лицами (на плановой и внеплановой основе).
Наблюдение за соблюдением обязательных требований, выездное обследование проводятся без взаимодействия с контролируемыми лицами.
4.3. Основанием для проведения плановых контрольных мероприятий, предусматривающих взаимодействие с контролируемыми лицами, является наступление сроков проведения контрольных мероприятий, включенных в план проведения контрольных мероприятий на очередной календарный год (далее - план проведения контрольных мероприятий). План проведения контрольных мероприятий формируется уполномоченным структурным подразделением и подлежит согласованию с органами прокуратуры в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
4.4. Основанием для проведения внеплановых контрольных мероприятий, предусматривающих взаимодействие с контролируемыми лицами, является:
наличие у уполномоченного структурного подразделения сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров;
поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;
требование прокурора о проведении контрольного мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
истечение срока исполнения решения уполномоченного структурного подразделения об устранении выявленного нарушения обязательных требований - в случаях, установленных частью 1 статьи 95 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.5. Основанием для проведения контрольных мероприятий без взаимодействия с контролируемыми лицами являются задания уполномоченного должностного лица, включая задания, содержащиеся в планах работы уполномоченного структурного подразделения, в том числе в случаях, установленных Федеральным законом N 248-ФЗ.
4.6. Основанием для включения объектов контроля в план проведения контрольных мероприятий является:
4.6.1. Истечение срока, указанного в пункте 4.7 Положения, начиная с даты окончания последнего планового контрольного мероприятия контролируемого лица.
4.6.2. Истечение года со дня возникновения у контролируемого лица права на объект контроля, отнесения объекта контроля к категории среднего, умеренного риска (если указанные в подпункте 4.6.1 контрольные мероприятия ранее не проводились).
4.7. В отношении объектов контроля, в зависимости от присвоенной им категории риска, плановые контрольные мероприятия проводятся со следующей периодичностью:
для объектов контроля, отнесенных к категории среднего риска, - один раз в 3 года;
для объектов контроля, отнесенных к категории умеренный риск, - один раз в 6 лет.
Плановые контрольные мероприятия в отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска, не проводятся.
4.8. Для проведения контрольного мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, принимается решение уполномоченного структурного подразделения, подписанное уполномоченным должностным лицом, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
4.9. Уполномоченное структурное подразделение при организации и осуществлении муниципального земельного контроля получает на безвозмездной основе документы и (или) сведения от иных органов либо подведомственных указанным органам организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) сведения, в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в том числе в электронной форме. Перечень указанных документов и (или) сведений, порядок и сроки их представления устанавливаются Правительством Российской Федерации.
4.10. Индивидуальный предприниматель, гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в уполномоченное структурное подразделение информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного мероприятия в случаях:
временной нетрудоспособности;
введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации;
препятствия, возникшего в результате действия непреодолимой силы;
нахождения в служебной командировке или отпуске в ином населенном пункте;
наличия обстоятельств, требующих безотлагательного присутствия индивидуального предпринимателя, гражданина в ином месте во время проведения контрольного мероприятия (при предоставлении подтверждающих документов).
По результатам рассмотрения представленной индивидуальным предпринимателем, гражданином, являющимися контролируемыми лицами, информации о невозможности присутствия при проведении контрольного мероприятия в указанных случаях уполномоченное структурное подразделение переносит проведение контрольного мероприятия на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для данного обращения индивидуального предпринимателя, гражданина в уполномоченное структурное подразделение.
4.11. Во всех случаях проведения контрольных мероприятий для фиксации инспектором и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных действий, доказательств нарушения обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств.
Решение о необходимости использования фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств нарушения обязательных требований принимается инспектором самостоятельно.
Об использовании фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств нарушения обязательных требований при проведении контрольного мероприятия инспектор уведомляет контролируемое лицо до начала проведения контрольного мероприятия.
Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способах фиксации доказательств нарушения обязательных требований и использованных для этих целей технических средствах отражается в акте, составляемом по результатам контрольного мероприятия. Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств нарушения обязательных требований являются приложением к указанному акту.
4.12. В случаях проведения инспекционного визита, выездной проверки, выездного обследования для определения фактических значений, показателей, действий (событий), имеющих значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, в ходе инструментального обследования могут применяться оборудование, государственные и иные информационные системы, программные средства, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, обязательные к использованию контролируемым лицом, а также иные средства доступа к информации (аппаратно-программные средства, обеспечивающие в установленном законодательством порядке доступ к информации, содержащейся в государственных информационных системах).
4.13. Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия.
4.14. По результатам контрольного мероприятия оформляется акт в порядке, предусмотренном статьей 87 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.15. В случае выявления при проведении контрольного мероприятия нарушений обязательных требований уполномоченное структурное подразделение в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязано принять меры, предусмотренные частью 2 статьи 90 Федерального закона N 248-ФЗ.
5. Обжалование решений контрольного органа, действий (бездействия) должностных лиц, осуществляющих муниципальный земельный контроль
5.1. Решения контрольного органа, действия (бездействие) должностных лиц, осуществляющих муниципальный земельный контроль, могут быть обжалованы в судебном порядке.
5.2. Досудебный порядок подачи жалоб на решения контрольного органа, действия (бездействие) должностных лиц, осуществляющих муниципальный земельный контроль, не применяется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.