Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Совета депутатов
города Новосибирска
от 22 декабря 2021 г. N 266
Положение
о муниципальном контроле в сфере благоустройства на территории города Новосибирска
1. Общие положения
1.1. Положение о муниципальном контроле в сфере благоустройства на территории города Новосибирска (далее - Положение) разработано в соответствии с Федеральными законами от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), Уставом города Новосибирска.
1.2. Положение устанавливает порядок организации и осуществления муниципального контроля в сфере благоустройства на территории города Новосибирска (далее - муниципальный контроль в сфере благоустройства), в том числе порядок управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства, организации проведения профилактических мероприятий и контрольных мероприятий при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства, обжалования решений контрольного органа, действий (бездействия) должностных лиц, осуществляющих муниципальный контроль в сфере благоустройства.
1.3. Контрольным органом, обеспечивающим организацию и осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства (далее - контрольный орган), является мэрия города Новосибирска, от имени которой действуют департамент культуры, спорта и молодежной политики мэрии города Новосибирска (в части благоустройства озелененных и рекреационных территорий общего пользования, иных общественных территорий города Новосибирска, находящихся в ведении департамента культуры, спорта и молодежной политики мэрии города Новосибирска), департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска (в части благоустройства территории города Новосибирска в границах полос отвода автомобильных дорог местного значения), администрации районов (округа по районам) города Новосибирска (в части благоустройства территории города Новосибирска, не отнесенной в соответствии с настоящим абзацем к полномочиям иных структурных подразделений мэрии города Новосибирска) (далее - уполномоченное структурное подразделение).
Должностными лицами, осуществляющими муниципальный контроль в сфере благоустройства, являются должностные лица уполномоченного структурного подразделения, перечень которых утверждается правовым актом мэрии города Новосибирска.
К должностным лицам, указанным в абзаце втором настоящего пункта относятся:
должностное лицо, уполномоченное на принятие решений о проведении контрольных мероприятий (далее - уполномоченное должностное лицо);
должностное лицо, в должностные обязанности которого входит осуществление полномочий по муниципальному контролю в сфере благоустройства, в том числе проведение профилактических мероприятий и контрольных мероприятий (далее - инспектор).
1.4. Предметом муниципального контроля в сфере благоустройства в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" является:
1.4.1. Соблюдение гражданами (в том числе индивидуальными предпринимателями) и организациями (далее - контролируемые лица) обязательных требований, установленных Правилами благоустройства территории города Новосибирска, утвержденными решением Совета депутатов города Новосибирска от 27.09.2017 N 469 (далее - обязательные требования), в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг.
1.4.2. Соблюдение (реализация) требований, содержащихся в разрешительных документах.
1.4.3. Исполнение контролируемыми лицами решений, принимаемых по результатам контрольных мероприятий.
1.5. Объектами муниципального контроля в сфере благоустройства (далее - объект контроля) являются:
1.5.1. Деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к контролируемым лицам, осуществляющим деятельность, действия (бездействие).
1.5.2. Результаты деятельности контролируемых лиц, в том числе работы и услуги, к которым предъявляются обязательные требования.
1.5.3. Объекты (элементы) благоустройства, к которым предъявляются обязательные требования.
1.6. Уполномоченным структурным подразделением обеспечивается учет объектов контроля в соответствии с Федеральным законом N 248-ФЗ, в том числе посредством ведения журнала по форме, утверждаемой приказом руководителя уполномоченного структурного подразделения.
1.7. Деятельность по организации и осуществлению муниципального контроля в сфере благоустройства ведется в соответствии с Федеральным законом N 248-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Положением и иными муниципальными правовыми актами города Новосибирска.
1.8. До 31.12.2023 подготовка документов в ходе осуществления муниципального контроля в сфере благоустройства, информирование контролируемых лиц о совершаемых должностными лицами, осуществляющими муниципальный контроль в сфере благоустройства, действиях и принимаемых решениях, обмен документами и сведениями с контролируемыми лицами осуществляется на бумажном носителе.
1.9. В целях оценки результативности и эффективности деятельности по осуществлению муниципального контроля в сфере благоустройства решением Совета депутатов города Новосибирска утверждаются ключевые показатели муниципального контроля в сфере благоустройства и их целевые значения, индикативные показатели для муниципального контроля в сфере благоустройства.
2. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства
2.1. Муниципальный контроль в сфере благоустройства осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, определяющего выбор профилактических мероприятий и контрольных мероприятий, их содержание (в том числе объем проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты.
2.2. Для целей управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства объекты контроля подлежат отнесению к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - категории риска):
средний риск;
умеренный риск;
низкий риск.
2.3. Отнесение объекта контроля к одной из категорий риска осуществляется приказом руководителя уполномоченного структурного подразделения на основе сопоставления характеристик объекта контроля с критериями отнесения объектов контроля к категориям риска согласно приложению 1 к Положению.
В случае, если объект контроля не отнесен к определенной категории риска, он считается отнесенным к категории низкого риска.
2.4. Уполномоченное структурное подразделение в течение 5 рабочих дней со дня поступления сведений о соответствии объекта контроля критериям риска иной категории риска либо об изменении критериев риска обеспечивает изменение категории риска указанного объекта контроля.
2.5. Контролируемое лицо вправе подать в уполномоченное структурное подразделение заявление об изменении категории риска осуществляемой им деятельности либо категории риска принадлежащих ему (используемых им) иных объектов контроля в случае их соответствия критериям риска для отнесения к иной категории риска.
2.6. Изменение ранее присвоенной объекту контроля категории риска осуществляется приказом руководителя уполномоченного структурного подразделения.
2.7. В целях оценки риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного мероприятия используются индикаторы риска нарушения обязательных требований согласно приложению 2 к Положению.
3. Организация проведения профилактических мероприятий при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства
3.1. Профилактические мероприятия осуществляются в целях стимулирования добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами, устранения условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, создания условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышения информированности о способах их соблюдения.
3.2. При осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, является приоритетным по отношению к проведению контрольных мероприятий.
3.3. Профилактические мероприятия осуществляются на основании программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утверждаемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Также могут проводиться профилактические мероприятия, не предусмотренные указанной программой.
3.4. В случае, если при проведении профилактических мероприятий установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, инспектор незамедлительно направляет информацию об этом уполномоченному должностному лицу, для принятия решения о проведении контрольных мероприятий.
3.5. При осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства проводятся следующие виды профилактических мероприятий:
информирование;
обобщение правоприменительной практики;
объявление предостережения;
консультирование.
3.6. Уполномоченное структурное подразделение обеспечивает с соблюдением Федерального закона N 248-ФЗ информирование контролируемых и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте города Новосибирска в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт города Новосибирска), в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.
3.7. Уполномоченное структурное подразделение ежегодно проводит обобщение правоприменительной практики по осуществлению муниципального контроля в сфере благоустройства путем сбора и анализа данных о проведенных контрольных мероприятиях и их результатах, а также анализа рассмотренных уполномоченным структурным подразделением обращений.
По итогам обобщения правоприменительной практики готовится доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики по осуществлению муниципального контроля в сфере благоустройства (далее - доклад о правоприменительной практике), который в обязательном порядке проходит публичное обсуждение.
Публичное обсуждение проекта доклада о правоприменительной практике обеспечивается посредством его размещения в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным годом, на официальном сайте города Новосибирска, с указанием способов и срока направления предложений и замечаний. Срок проведения публичного обсуждения проекта доклада о правоприменительной практике составляет 15 рабочих дней со дня его размещения на официальном сайте города Новосибирска.
По результатам рассмотрения поступивших предложений и замечаний проект доклада о правоприменительной практике при необходимости дорабатывается. Результаты публичных обсуждений имеют рекомендательный характер.
Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом руководителя уполномоченного структурного подразделения в срок не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, и размещается на официальном сайте города Новосибирска в течение 5 рабочих дней со дня его утверждения.
3.8. Уполномоченное структурное подразделение объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований в случае наличия сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, не позднее 10 рабочих дней со дня получения указанных сведений.
Предостережение объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 248-ФЗ, и должно содержать указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов.
Предостережение составляется по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Уполномоченное структурное подразделение обеспечивает учет объявленных предостережений в соответствии с Федеральным законом N 248-ФЗ, в том числе посредством ведения журнала по форме, утверждаемой приказом руководителя уполномоченного структурного подразделения, и использует соответствующие данные для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных мероприятий.
Контролируемое лицо вправе в течение 10 рабочих дней со дня получения предостережения подать в уполномоченное структурное подразделение возражение в отношении предостережения (далее - возражение).
Возражение должно содержать следующую информацию:
наименование организации, фамилию, имя, отчество (при наличии) гражданина (в том числе индивидуального предпринимателя);
дату и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица;
обоснование позиции контролируемого лица относительно содержания предостережения (контролируемое лицо вправе приложить к возражению соответствующие документы либо их заверенные копии).
Возражение может быть подано контролируемым лицом на бумажном носителе или в виде электронного документа способом, указанным в предостережении.
Уполномоченное структурное подразделение в течение 20 рабочих дней со дня регистрации возражения обеспечивает рассмотрение возражения и направление контролируемому лицу письменного ответа об удовлетворении возражения и отмене объявленного предостережения либо об отказе в удовлетворении возражения с указанием причины отказа.
При отсутствии возражений контролируемое лицо в течение 15 рабочих дней со дня получения предостережения направляет способом, указанным в предостережении, уведомление об исполнении предостережения. Указанное уведомление должно содержать следующую информацию:
наименование организации, фамилию, имя, отчество (при наличии) гражданина (в том числе индивидуального предпринимателя);
дату и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица;
сведения о принятых контролируемым лицом по результатам рассмотрения предостережения мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований.
3.9. По обращениям контролируемых лиц, их представителей должностное лицо, осуществляющее муниципальный контроль в сфере благоустройства, проводит консультирование (дает разъяснения) по вопросам, связанным с организацией и осуществлением муниципального контроля в сфере благоустройства, в том числе:
о нормативных правовых актах (их отдельных положениях), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках муниципального контроля в сфере благоустройства;
о проведении профилактических мероприятий и контрольных мероприятий;
о порядке обжалования решений контрольного органа, действий (бездействия) должностных лиц, осуществляющих муниципальный контроль в сфере благоустройства.
Консультирование осуществляется без взимания платы по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного мероприятия.
Консультирование по телефону, посредством видео-конференц-связи осуществляется в соответствии с графиком, в котором указываются:
дни недели, время проведения консультирования;
номер телефона и (или) указание на специальный сервис видео-конференц-связи;
фамилия, имя, отчество (при наличии) должностного лица, осуществляющего муниципальный контроль в сфере благоустройства, проводящего консультирование.
Консультирование на личном приеме проводится в соответствии с графиком, в котором указываются:
дни недели, время проведения консультирования;
место проведения консультирования;
фамилия, имя, отчество (при наличии) должностного лица, осуществляющего муниципальный контроль в сфере благоустройства, проводящего консультирование.
Графики консультирования доводятся до сведения заинтересованных лиц посредством размещения на официальном сайте города Новосибирска.
Время консультирования по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме не может превышать 20 минут.
По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям не предоставляется, за исключением случая, если контролируемым лицом, его представителем направлен запрос о предоставлении письменного ответа по вопросам консультирования. Контролируемое лицо вправе направить запрос о предоставлении письменного ответа в сроки, установленные Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В ходе консультирования не может предоставляться информация, содержащая оценку конкретного контрольного мероприятия, решений и (или) действий должностных лиц, осуществляющих муниципальный контроль в сфере благоустройства, иных участников контрольного мероприятия.
Уполномоченное структурное подразделение обеспечивает учет проведенных консультирований в соответствии с Федеральным законом N 248-ФЗ, в том числе посредством ведения журнала по форме, утверждаемой приказом руководителя уполномоченного структурного подразделения.
В случае поступления в течение календарного года пяти и более однотипных (по одним и тем же вопросам) обращений контролируемых лиц и их представителей, консультирование по таким обращениям осуществляется посредством размещения на официальном сайте города Новосибирска письменного разъяснения, подписанного уполномоченным должностным лицом.
4. Организация проведения контрольных мероприятий при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства
4.1. При осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства проводятся следующие контрольные мероприятия и контрольные действия в рамках указанных мероприятий:
инспекционный визит (посредством осмотра, опроса, получения письменных объяснений, инструментального обследования, истребования документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля);
рейдовый осмотр (посредством осмотра, опроса, получения письменных объяснений, истребования документов, инструментального обследования);
документарная проверка (посредством получения письменных объяснений, истребования документов);
выездная проверка (посредством осмотра, опроса, получения письменных объяснений, истребования документов, инструментального обследования);
наблюдение за соблюдением обязательных требований (посредством сбора и анализа данных об объектах контроля, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах, данных из информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", иных общедоступных данных, а также данных, полученных с использованием работающих в автоматическом режиме технических средств фиксации правона
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.