Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства строительства и
жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от 30 ноября 2021 N 869/пр
Методические рекомендации
по проведению субъектами Российской Федерации мониторинга состояния объектов систем теплоснабжения
1. Общие положения
1.1. Настоящие Методические рекомендации направлены на формирование единой информационной базы о состоянии объектов систем теплоснабжения и об обеспеченности населения качественным теплоснабжением на территории Российской Федерации в разрезе муниципальных образований субъектов Российской Федерации.
1.2. В настоящих Методических рекомендациях изложены основные подходы и показатели, рекомендуемые к применению при проведении мониторинга состояния объектов систем теплоснабжения на предмет соответствия установленным показателям качества теплоснабжения (далее - мониторинг состояния объектов систем теплоснабжения или мониторинг состояния объектов), основанного в том числе на информации, полученной в результате анализа и оценки, осуществляемых в соответствии с методиками (правилами), утвержденными в соответствии с Федеральными законами от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (в части объектов горячего водоснабжения) и от 26 марта 2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (в части объектов, предусматривающих комбинированную выработку тепловой и электрической энергии).
1.3. Мониторинг состояния объектов систем теплоснабжения рекомендуется проводить ежегодно.
1.4. К объектам, подлежащим мониторингу состояния, относятся объекты систем теплоснабжения, а также в целом системы теплоснабжения, расположенные на территории муниципальных образований субъектов Российской Федерации, участвующих в мониторинге.
1.5. Настоящие Методические рекомендации применяются к объектам, которые в соответствии с законодательством в сфере теплоснабжения относятся к объектам централизованных систем теплоснабжения (в том числе предусматривающим комбинированную выработку тепловой и электрической энергии) или в соответствии с законодательством в сфере водоснабжения - к объектам централизованных систем горячего водоснабжения (далее - объекты систем теплоснабжения). При этом для целей настоящих Методических рекомендаций централизованные системы горячего водоснабжения являются составной частью (контуром) централизованных систем теплоснабжения.
В качестве предмета мониторинга состояния объектов систем теплоснабжения рекомендуется рассматривать показатели качества теплоснабжения потребителей, установленные в соответствии с законодательством в сфере теплоснабжения, и показатели качества и безопасности горячего водоснабжения потребителей, установленные в соответствии с законодательством в сфере водоснабжения (далее - показатели качества теплоснабжения).
1.6. Полученную по итогам проведенного мониторинга состояния объектов информацию субъектам Российской Федерации рекомендуется:
1) размещать в автоматизированной информационной системе "Реформа ЖКХ" (далее - АИС "Реформа ЖКХ") по состоянию на первый день, следующий за отчетным годом по рекомендуемым формам, согласно приложению N 1 "Информация, полученная в ходе проведения мониторинга состояния объектов систем теплоснабжения" к настоящим Методическим рекомендациям.
2) направлять в Фонд содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства, действующий на основании Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Фонд) на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью высшего должностного лица субъекта Российской Федерации по рекомендуемым формам, согласно приложению 2 к настоящему приказу.
Направляемую информацию рекомендуется согласовывать с контрольно-надзорными органами в рамках их компетенции: территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - территориальный орган Роспотребнадзора), органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор (по согласованию).
1.7. Информацию, направленную в соответствии с пунктом 1.6. настоящих Методических рекомендаций, рекомендуется направлять в сроки, определяемые Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
1.8. Фонду в сроки, определяемые Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, рекомендуется обеспечить:
1.8.1. методическое и информационное сопровождение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам проведения мониторинга состояния объектов;
1.8.2. доступ Минстрою России к размещенным в АИС "Реформа ЖКХ" органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации сведениям о результатах мониторинга состояния объектов;
1.8.3. реализацию в АИС "Реформа ЖКХ" сервисов интеграционного межсистемного взаимодействия в целях получения субъектами и участниками мониторинга состояния объектов, а также иными организациями (по согласованию с Минстроем России) накапливаемых сведений в рамках настоящего приказа.
2. Основные цели и задачи мониторинга состояния объектов
2.1. В качестве цели проведения мониторинга состояния объектов систем теплоснабжения рекомендуется рассматривать выявление систем теплоснабжения, нуждающихся в реконструкции (модернизации), а также установление необходимости строительства новых систем теплоснабжения.
2.2. В качестве задач проведения мониторинга состояния объектов рекомендуется рассматривать:
- определение фактических значений показателей качества и надежности теплоснабжения и обеспеченности населения качественным теплоснабжением;
- определение фактического технико-экономического состояния систем теплоснабжения, используемых для обеспечения населения теплоснабжением;
- получение данных для подготовки государственных программ субъектов Российской Федерации, содержащих мероприятия по строительству и (или) реконструкции (модернизации) объектов систем теплоснабжения (далее - региональные программы повышения качества теплоснабжения) и мониторингу эффективности их реализации.
3. Субъекты и участники мониторинга состояния объектов
3.1. Субъектами мониторинга состояния объектов, получающих информацию о ее результатах, могут быть:
- Минстрой России;
- Фонд.
3.2. Участниками мониторинга состояния объектов могут быть:
- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующих в мониторинге;
- контрольно-надзорные органы, указанные в пункте 1.6.2 настоящих Методических рекомендаций, в рамках их компетенции;
- муниципальные образования в субъектах Российской Федерации, участвующих в мониторинге;
- ресурсоснабжающие организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности на территории муниципальных образований в субъектах Российской Федерации, участвующих в мониторинге;
- специализированные и иные организации, привлекаемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления муниципальных образований к участию в мониторинге состояния объектов (далее - специализированные организации).
4. Рекомендуемый порядок проведения мониторинга состояния объектов
4.1. В рамках проведения мониторинга состояния объектов субъектам Российской Федерации рекомендуется осуществить проведение оценки состояния объектов систем теплоснабжения.
Информацию, полученную в рамках мониторинга, рекомендуется размещать в АИС "Реформа ЖКХ" путем внесения такой информации в формы ввода данных, предусмотренные данной системой в соответствии с приложением N 1 к настоящим Методическим рекомендациям (далее - формы ввода данных) в разрезе городских и сельских поселений, муниципального и городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородских территорий федерального значения:
Субъектам Российской Федерации рекомендуется обеспечить последовательное заполнение информации в указанных формах ввода данных.
4.2. Субъектам Российской Федерации рекомендуется формировать информацию о мониторинге состояния объектов в разрезе муниципальных районов, муниципальных и городских округов, городских округов с внутригородским делением, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения на основании данных, полученных по итогам проведенного мониторинга.
Систематизированную сводную информацию о мониторинге состояния объектов рекомендуется размещать в АИС "Реформа ЖКХ" путем внесения такой информации в формы отчетности, предусмотренные данной системой, в соответствии с приложением N 2 к настоящим Методическим рекомендациям (далее - отчетные формы).
Субъектам Российской Федерации рекомендуется обеспечить заполнение информации в отчетных формах с учетом данных, внесенных в формы ввода данных, указанных в пункте 4.1. настоящего приказа.
5. Рекомендуемый порядок проведения мониторинга
5.1. При проведении мониторинга субъектам Российской Федерации рекомендуется определять:
- техническое состояние объектов систем теплоснабжения;
- фактические показатели надежности и энергетической эффективности объектов систем теплоснабжения;
- фактические показатели обеспеченности населения качественным теплоснабжением;
- соблюдение требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательства в сфере защиты прав потребителей;
- финансово-экономические показатели деятельности ресурсоснабжающих организаций.
5.2. Мониторинг рекомендуется разделить на следующие этапы:
- формирование перечня объектов систем теплоснабжения;
- камеральное обследование объектов систем теплоснабжения;
- оценка технического состояния объектов систем теплоснабжения;
- оценка качества и надежности объектов систем теплоснабжения;
- оценка качества теплоснабжения населения;
- оценка эффективности деятельности ресурсоснабжающих организаций;
- подведение итогов.
5.3. Перечень объектов систем теплоснабжения, подлежащих оценке, рекомендуется формировать с учетом положений Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон N 190-ФЗ), федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ) в части объектов горячего водоснабжения, законодательства об электроэнергетике в части учета и оценки состояния объектов электроэнергетики, функционирующих в режиме комбинированной выработки тепловой и электрической энергии.
5.4. Камеральное обследование объектов систем теплоснабжения рекомендуется проводить в соответствии с положениями, предусмотренными приказом Минстроя России от 21 августа 2015 года N 606/пр "Об утверждении Методики комплексного определения показателей технико-экономического состояния систем теплоснабжения (за исключением теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии, теплоносителя, а также источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в том числе показателей физического износа и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, и Порядка осуществления мониторинга таких показателей" (далее - Приказ Минстроя России N 606/пр) и законодательства в сфере электроэнергетики, объектов горячего водоснабжения - в соответствии с положениями, предусмотренными приказом Минстроя России от 5 августа 2014 г. N 437/пр "Об утверждении требований к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе определение показателей технико-экономического состояния систем водоснабжения и водоотведения, включая показатели физического износа и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, объектов нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения, и порядка осуществления мониторинга таких показателей" (далее Приказ Минстроя России N 437/пр), а также иными документами, регламентирующими порядок проведения технического обследования объектов систем теплоснабжения.
5.4.1. По результатам камерального обследования в отношении каждого обследованного объекта системы теплоснабжения рекомендуется определять следующие сведения:
- этап процесса теплоснабжения, к которому относится объект системы теплоснабжения (например, выработка тепловой энергии, транспортировка и распределение коммунального ресурса);
- тип объекта системы теплоснабжения (например, котельная, когенерационная установка тепловой и электрической энергии, технологический участок тепловой сети, тепловой пункт, насосная станция);
- наименование и адрес объекта системы теплоснабжения;
- год постройки и год ввода в эксплуатацию объекта системы теплоснабжения;
- статус использования объекта системы теплоснабжения (например, находится в эксплуатации, в резерве, законсервирован);
- информация о собственнике объекта системы теплоснабжения;
- информация об организации, осуществляющей теплоснабжение в соответствии с Федеральным законом N 190-ФЗ на территориях муниципальных образований субъектов Российской Федерации, участвующих в оценке (далее - ресурсоснабжающая организация), эксплуатирующей объект системы водоснабжения;
- информация о наличии и границах зоны санитарной охраны (санитарно-защитной полосы) объекта системы теплоснабжения;
- проектные и фактические параметры объекта системы теплоснабжения;
- амортизационный и физический износ объекта системы теплоснабжения;
- сведения о возникновении аварийных ситуаций на объекте системы теплоснабжения;
- перечень реализуемых стадий водоподготовки, применяемых реагентов и (или) методов обеззараживания воды.
5.4.2. Для получения указанных сведений в рамках камерального обследования объектов систем теплоснабжения рекомендуется использовать информацию о тепловых сетях и оборудовании, установленном на объектах систем теплоснабжения, содержащуюся в нормативно-технической документации и в автоматизированных системах учета ресурсоснабжающей организации (при наличии) (муниципального образования, субъекта Российской Федерации), в том числе:
1) для камерального обследования тепловых сетей:
- проектную документацию (включая чертежи - план, профиль, спецификации, пояснительную записку), содержащую функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения;
- исполнительную документацию, содержащую сведения о технических характеристиках тепловых сетей, о соответствии фактически выполненных работ проектной документации, об изменениях, внесенных в проектную документацию по согласованию с проектировщиком;
- эксплуатационную документацию в соответствии с регламентом эксплуатации тепловой сети;
- иную документацию, содержащую сведения о техническом состоянии тепловых сетей и их элементов, в том числе отчеты по телевизионной диагностике тепловых сетей, дефектные ведомости, об аварийности сетей, уровне потерь в сетях, о сроках эксплуатации и износе сетей, о результатах определения качества воды в точках, определенных в программе производственного контроля качества горячего водоснабжения, в том числе журналы учета и иная документация, содержащая сведения о технических параметрах обследуемых объектов.
2) для камерального обследования оборудования, установленного на объектах систем теплоснабжения:
- паспорт на оборудование;
- руководство (инструкцию) по эксплуатации оборудования;
- проектную документацию;
- исполнительную документацию;
- план-график планово-предупредительного ремонта;
- отчет о выполнении планово-предупредительного ремонта;
- акт технического освидетельствования объекта;
- аварийные акты, журналы учета, содержащие сведения о повреждениях сооружений и оборудования или нарушении их эксплуатации;
- иную документацию, содержащую сведения, необходимые для проведения камерального обследования указанного оборудования.
5.5. При проведении мониторинга состояния объектов систем теплоснабжения рекомендуется определять фактическое техническое состояние объектов систем теплоснабжения и технико-экономическую эффективность объектов системы теплоснабжения.
Для получения указанных сведений ресурсоснабжающей организации самостоятельно или с привлечением специализированной организации рекомендуется проводить натурное, визуально-измерительное и инструментальное обследование объектов систем теплоснабжения.
В состав сведений о фактическом техническом состоянии объектов системы теплоснабжения рекомендуется включать следующую информацию:
- об уровне физического износа объектов системы теплоснабжения;
- об актуальном техническом состоянии объекта (на дату обследования);
- о наличии необходимости в проведении мероприятий по модернизации, реконструкции, капитальному ремонту объекта системы теплоснабжения или замене оборудования, установленного на нем, в том числе предельные сроки проведения таких мероприятий.
По итогам оценки технического состояния объектов систем теплоснабжения рекомендуется определять:
- проектные и фактические характеристики объектов теплоснабжения на период проведения оценки;
- технические характеристики систем водоподготовки;
- соответствие применяемых технологических решений целевым показателям эффективности очистки;
- оптимальность эксплуатационных характеристик источника тепловой энергии, насосных станций и сети;
- наличие аварийных ситуаций на объектах систем теплоснабжения;
- качество горячей воды перед поступлением в сеть и в сети на соответствие требованиям, установленным законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В ходе оценки технического состояния объектов систем теплоснабжения рекомендуется сформировать технико-экономические показатели состояния объектов систем теплоснабжения в соответствии с приказами Минстроя России N 606/пр и N 437/пр.
5.6. Рекомендации к порядку проведения оценки эффективности деятельности ресурсоснабжающих организаций.
5.6.1. Для проведения оценки эффективности экономической деятельности ресурсоснабжающих организаций и обеспечения ими потребности населения в теплоснабжении рекомендуется использовать:
- информацию о заключённых ресурсоснабжающими организациями договорах теплоснабжения и горячего водоснабжения;
- данные бухгалтерского и статистического учета ресурсоснабжающих организаций;
- данные автоматизированной системы учета использования ресурсов ресурсоснабжающими организациями (муниципальных образований, субъектов Российской Федерации) при наличии;
- инвестиционные и производственные программы ресурсоснабжающих организаций;
- схемы теплоснабжения, а также водоснабжения и водоотведения, программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры и иные документы территориального планирования;
- иную экономическую и техническую документацию ресурсоснабжающих организаций.
5.6.2. Для получения сведений о соблюдении ресурсоснабжающими организациями требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и обеспечении качества и безопасности горячего водоснабжения рекомендуется использовать в том числе:
- программу производственного контроля ресурсоснабжающих организаций;
- информацию территориальных органов Роспотребнадзора о выявленных в течение года и не устраненных ресурсоснабжающими организациями нарушениях законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также информацию иных контрольно-надзорных органов о выявленных фактах несоответствия качества теплоснабжения или горячего водоснабжения.
5.7. Рекомендации к порядку проведения оценки качества теплоснабжения.
При проведении оценки качества теплоснабжения рекомендуется определять информацию, в том числе о соответствии качества коммунального ресурса положениям, установленным договорами теплоснабжения (горячего водоснабжения), а также положениям к санитарно-химическим, микробиологическим и иным показателям, установленным законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
6. Рекомендации к порядку взаимодействия участников мониторинга состояния объектов
6.1. Взаимодействие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с участниками мониторинга состояния объектов.
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется организовать информационное взаимодействие с участниками мониторинга состояния объектов, в том числе путем:
1) создания региональных координационных органов (рабочих групп) по вопросу мониторинга состояния объектов, в состав которых рекомендуется включать представителей органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе осуществляющих функции в сфере жилищно-коммунального хозяйства, тарифного регулирования, а также представителей:
- контрольно-надзорных органов (например, территориального органа Роспотребнадзора, территориального органа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор), органов государственного жилищного надзора (по согласованию));
-;
Текст абзаца приводится в соответствии с источником
- органов местного самоуправления муниципальных образований;
- ресурсоснабжающих организаций.
2) формирования планов мероприятий по проведению мониторинга состояния объектов, включающих перечень участников такого мониторинга, полномочия каждого из ее участников, сроки реализации и результаты мероприятий по оценке (далее - план проведения мониторинга);
3) обеспечения контроля реализации планов проведения мониторинга;
4) методического и информационного обеспечения участников мониторинга состояния объектов.
6.2. Органам местного самоуправления в рамках взаимодействия с участниками мониторинга состояния объектов рекомендуется, в частности:
- проводить на территории муниципального образования мониторинг объектов в соответствии с планом проведения мониторинга, разработанного соответствующим субъектом Российской Федерации, и направлять субъекту Российской Федерации информацию о результатах ее проведения;
- направлять субъекту Российской Федерации, ресурсоснабжающим организациям, членам рабочих групп информацию, необходимую для проведения мониторинга состояния объектов;
- участвовать, при необходимости, в совещаниях региональных координационных органов (рабочих групп) по вопросам мониторинга состояния объектов и реализации плана проведения мониторинга субъекта Российской Федерации;
- участвовать в рассмотрении результатов проведенного ресурсоснабжающими организациями мониторинга состояния эксплуатируемых ими объектов систем теплоснабжения и в подготовке по итогам их рассмотрения заключения, содержащего, в том числе, выводы об их соответствии установленным показателям надежности и энергетической эффективности;
- взаимодействовать с субъектом Российской Федерации и контрольно-надзорными органами в целях получения методической поддержки при проведении мониторинга состояния объектов в пределах их компетенции.
6.3. Ресурсоснабжающим организациям в рамках взаимодействия с участниками мониторинга состояния объектов рекомендуется, в частности:
- участвовать в реализации плана субъекта Российской Федерации по проведению мониторинга;
- участвовать, при необходимости, в совещаниях региональных координационных органов (рабочих групп) по вопросу мониторинга состояния объектов по вопросам реализации плана проведения мониторинга субъекта Российской Федерации;
- направлять результаты проведения мониторинга состояния эксплуатируемых ими объектов систем теплоснабжения (в части их соответствия установленным показателям качества) в орган местного самоуправления, территориальные органы Роспотребнадзора, Ростехнадзора;
- направлять в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления муниципального образования по их запросам информацию по вопросам проведения мониторинга состояния объектов систем теплоснабжения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.