Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к решению муниципалитета
от 24.12.2021 N 620
Положение
о муниципальном контроле в сфере благоустройства
1. Общие положения
1.1. Положение о муниципальном контроле в сфере благоустройства (далее - Положение) устанавливает порядок организации и осуществления на территории города Ярославля муниципального контроля в сфере благоустройства.
1.2. Предметом муниципального контроля в сфере благоустройства является соблюдение Правил благоустройства территории города Ярославля, утвержденных решением муниципалитета города Ярославля от 30.01.2004 N 306, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (далее - обязательные требования).
1.3. Объектами муниципального контроля в сфере благоустройства (далее - объект контроля) являются:
1) деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к гражданам и организациям, осуществляющим деятельность, действия (бездействие);
2) здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, другие объекты, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, не находящиеся во владении и (или) пользовании граждан или организаций, к которым предъявляются обязательные требования (далее - производственные объекты).
1.4. Муниципальный контроль в сфере благоустройства осуществляют структурные подразделения мэрии города Ярославля.
Территориальные администрации мэрии города Ярославля (далее - территориальные администрации) являются контрольным органом, уполномоченным на осуществление в соответствующем территориальном районе города деятельности, направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемой посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
Управление организации контроля и мониторинга в сфере благоустройства мэрии города Ярославля (далее - управление) является контрольным органом, уполномоченным на осуществление на территории города деятельности, направленной на предупреждение нарушений обязательных требований, осуществляемой посредством профилактики нарушений обязательных требований, в том числе путем разработки программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - программа профилактики рисков причинения вреда).
1.5. От имени территориальной администрации муниципальный контроль в сфере благоустройства вправе осуществлять должностные лица, в должностные обязанности которых в соответствии с должностной инструкцией входят полномочия по осуществлению муниципального контроля в сфере благоустройства, в том числе проведение профилактических мероприятий и контрольных мероприятий.
От имени управления деятельность, направленную на предупреждение нарушений обязательных требований, вправе осуществлять должностные лица, в должностные обязанности которых в соответствии с должностной инструкцией входят полномочия по осуществлению муниципального контроля в сфере благоустройства путем проведения профилактических мероприятий.
Перечень лиц, уполномоченных на осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, определяется муниципальным правовым актом мэрии города Ярославля.
1.6. Должностные лица контрольного органа при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства реализуют права и несут обязанности, соблюдают ограничения и запреты, установленные Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ).
1.7. Контрольный орган обеспечивает учет объектов контроля в рамках осуществления муниципального контроля в сфере благоустройства посредством ведения журнала учета объектов контроля.
1.8. Понятия, применяемые в Положении, используются в значениях, указанных в Федеральном законе от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
2. Организация муниципального контроля в сфере благоустройства
2.1. Муниципальный контроль в сфере благоустройства осуществляется на основе системы оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
2.2. В целях управления рисками причинения вреда (ущерба) объекты контроля могут быть отнесены к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):
1) средний риск;
2) умеренный риск;
3) низкий риск.
2.3. Отнесение объектов контроля к одной из категорий риска осуществляется на основе сопоставления его характеристик с критериями отнесения объектов контроля к категориям риска:
1) к категории среднего риска относятся объекты контроля, принадлежащие контролируемому лицу и (или) используемые им, при наличии в течение трех лет, предшествующих дате отнесения объекта контроля к категории риска, установленного факта неисполнения или ненадлежащего исполнения контролируемым лицом предписания об устранении на объекте контроля нарушений обязательных требований, выявленных при проведении в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ контрольного мероприятия;
2) к категории умеренного риска относятся объекты контроля, принадлежащие контролируемому лицу и (или) используемые им, при наличии в течение трех лет, предшествующих дате отнесения объекта контроля к категории риска, исполненного предписания об устранении на объекте контроля нарушений обязательных требований, выявленных при проведении в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ контрольного мероприятия;
3) к категории низкого риска относятся объекты контроля, не отнесенные к категории среднего или умеренного риска.
2.4. Виды и периодичность проведения плановых контрольных мероприятий в отношении объектов контроля определяются:
1) в отношении объектов контроля, отнесенных к категории среднего риска, - одно контрольное мероприятие, из указанных в пункте 4.2 Положения, в 3 года;
2) в отношении объектов контроля, отнесенных к категории умеренного риска, - одно контрольное мероприятие, из указанных в пункте 4.2 Положения, в 5 лет.
Плановые контрольные мероприятия в отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска, не проводятся.
2.5. Оценка результативности и эффективности осуществления муниципального контроля в сфере благоустройства осуществляется в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
2.6. Управление ежегодно осуществляет подготовку доклада о муниципальном контроле в сфере благоустройства с указанием сведений о достижении ключевых показателей и сведений об индикативных показателях муниципального контроля в сфере благоустройства, в том числе о влиянии профилактических мероприятий и контрольных мероприятий на достижение ключевых показателей.
2.7. В соответствии с частью 10 статьи 98 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ подготовка контрольным органом в ходе осуществления муниципального контроля в сфере благоустройства документов, информирование контролируемых лиц о совершаемых должностными лицами органов муниципального контроля в сфере благоустройства действиях и принимаемых решениях, обмен документами и сведениями с контролируемыми лицами осуществляется на бумажном носителе.
3. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
3.1. Профилактические мероприятия проводятся контрольным органом в целях стимулирования добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами, устранения условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, создания условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышения информированности о способах их соблюдения, а также являются приоритетными по отношению к проведению контрольных мероприятий.
3.2. Профилактические мероприятия осуществляются на основании ежегодной программы профилактики рисков причинения вреда, утверждаемой муниципальным правовым актом мэрии города Ярославля.
Утвержденная программа профилактики рисков причинения вреда размещается на официальном портале города Ярославля в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Профилактические мероприятия, предусмотренные программой профилактики рисков причинения вреда, обязательны для проведения контрольным органом, определенным программой профилактики рисков причинения вреда.
Контрольный орган может проводить профилактические мероприятия, не предусмотренные программой профилактики рисков причинения вреда.
3.3. При осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства могут проводиться следующие виды профилактических мероприятий:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения;
4) консультирование.
3.3.1. Информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований осуществляется в соответствии со статьей 46 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ посредством размещения соответствующих сведений на официальном портале города Ярославля в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.
3.3.2. Ежегодно по итогам осуществления за предыдущий год муниципального контроля в сфере благоустройства в соответствии со статьей 47 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ осуществляется обобщение правоприменительной практики.
Управление обеспечивает подготовку доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики контрольных органов (далее - доклад о правоприменительной практике). Проект доклада о правоприменительной практике подлежит публичному обсуждению.
Доклад о правоприменительной практике утверждается муниципальным правовым актом мэрии города Ярославля и размещается на официальном портале города Ярославля в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в срок до 15 марта года, следующего за отчетным годом.
3.3.3. Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
Контролируемое лицо вправе в течение десяти рабочих дней со дня получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований подать в контрольный орган возражение в отношении указанного предостережения.
Возражение должно содержать:
1) наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина;
2) адрес контролируемого лица, а также адрес электронной почты (при наличии);
3) идентификационный номер налогоплательщика - юридического лица, индивидуального предпринимателя;
4) дата и номер предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, направленного в адрес контролируемого лица;
5) обоснование позиции в отношении указанных в предостережении о недопустимости нарушения обязательных требований действий (бездействия) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований.
Контролируемое лицо вправе приложить к возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии.
Контрольный орган рассматривает возражения и направляет контролируемому лицу в течение двадцати рабочих дней со дня регистрации возражения решение по результатам рассмотрения возражения.
По результатам рассмотрения возражения принимается одно из следующих решений:
1) оставить предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований без изменения, а возражение без удовлетворения - в случае признания доводов, изложенных в возражении, необоснованными;
2) отменить предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований полностью или в части, удовлетворить возражение полностью или в части - в случае признания доводов, изложенных в возражении, обоснованными.
Контрольные органы осуществляют учет объявленных ими предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, возражений в отношении предостережения и решений, принятых по результатам рассмотрения возражения, а также используют соответствующие данные для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных мероприятий.
3.3.4. Консультирование (разъяснение по вопросам, связанным с организацией и осуществлением муниципального контроля) осуществляется в соответствии со статьей 50 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ по следующим вопросам:
- организация и осуществление муниципального контроля;
- порядок осуществления профилактических, контрольных мероприятий, установленных Положением;
- применение мер ответственности за нарушение обязательных требований.
Время консультирования не должно превышать 15 минут.
Контрольный орган осуществляет учет консультирований в рамках осуществления муниципального контроля посредством ведения журнала учета консультирований.
По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям не предоставляется, за исключением случаев поступления от контролируемого лица (его представителя) запроса о предоставлении письменного ответа в сроки, установленные Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Если в течение календарного года поступило пять или более однотипных (по одним и тем же вопросам) обращений контролируемых лиц и их представителей, консультирование по таким обращениям осуществляется посредством размещения на официальном портале города Ярославля в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" письменного разъяснения, подписанного уполномоченным должностным лицом контрольного органа.
4. Осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства
4.1. Плановые контрольные мероприятия проводятся на основании плана проведения плановых контрольных мероприятий на очередной календарный год, формируемого контрольным органом и подлежащего согласованию с органами прокуратуры в соответствии со статьей 61 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
Внеплановые контрольные мероприятия осуществляются с учетом требований, установленных статьями 65 и 66 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ, на основании решения контрольного органа, принятого в порядке, установленном статьей 64 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
4.2. В рамках осуществления муниципального контроля в сфере благоустройства на плановой и внеплановой основе проводятся следующие контрольные мероприятия, предусматривающие взаимодействие с контролируемым лицом:
1) инспекционный визит;
2) рейдовый осмотр;
3) документарная проверка;
4) выездная проверка.
4.2.1. Инспекционный визит проводится в соответствии со статьей 70 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные действия:
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) инструментальное обследование;
5) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
4.2.2. Рейдовый осмотр проводится в соответствии со статьей 71 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
В ходе рейдового осмотра могут совершаться следующие контрольные действия:
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) истребование документов;
5) инструментальное обследование;
6) экспертиза.
4.2.3. Документарная проверка проводится в соответствии со статьей 72 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные действия:
1) получение письменных объяснений;
2) истребование документов;
3) экспертиза.
4.2.4. Выездная проверка проводится в соответствии со статьей 73 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные действия:
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) истребование документов;
5) инструментальное обследование;
6) экспертиза.
Срок проведения выездной проверки составляет десять рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки составляет пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия, за исключением выездной проверки, основанием для проведения которой является пункт 6 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ и которая для микропредприятия составляет сорок часов.
4.3. В рамках осуществления муниципального контроля в сфере благоустройства без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные мероприятия:
1) наблюдение за соблюдением обязательных требований;
2) выездное обследование.
4.3.1. Наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) осуществляется в соответствии со статьей 74 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
4.3.2. Выездное обследование проводится в соответствии со статьей 75 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
В ходе выездного обследования на общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) производственных объектах могут совершаться следующие контрольные действия:
1) осмотр;
2) отбор проб (образцов);
3) инструментальное обследование (с применением видеозаписи);
4) экспертиза.
Отбор проб (образцов) включает в себя последовательность следующих действий:
1) определение (выбор) проб (образцов), подлежащих отбору, и точек отбора;
2) определение метода отбора пробы (образца), подготовка или обработка проб (образцов) вещества или материала с целью получения требуемой пробы (образца);
3) отбор пробы (образца) и ее упаковка.
Отбор проб (образцов) осуществляется в количестве, необходимом и достаточном для проведения инструментального обследования, экспертизы.
Способ упаковки отобранной пробы (образца) должен обеспечивать ее сохранность и пригодность для дальнейшего соответствующего инструментального обследования, экспертизы.
После отбора проб (образцов) составляется протокол отбора проб (образцов).
Отбор проб (образцов) проводится с обязательным использованием видеозаписи.
4.4. Индивидуальный предприниматель, гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, вправе в соответствии с частью 8 статьи 31 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ, представить в контрольный орган информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного мероприятия в случаях:
1) временной нетрудоспособности;
2) административного ареста;
3) избрания в отношении подозреваемого в совершении преступления физического лица меры пресечения в виде: подписки о невыезде и надлежащем поведении, запрете определенных действий, заключения под стражу, домашнего ареста;
4) наступления обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих присутствию лица при проведении контрольного мероприятия (военные действия, катастрофа, стихийное бедствие и другие чрезвычайные обстоятельства).
Информация о невозможности присутствия при проведении контрольного мероприятия должна содержать сведения указанные в абзацах четвертом - шестом подпункта 3.3.3 пункта 3.3 Положения, а также:
1) доказательства наступления и описание обстоятельств, препятствующих присутствию при проведении контрольных мероприятий и их продолжительность;
2) срок, необходимый для устранения обстоятельств, препятствующих присутствию при проведении контрольного мероприятия.
При предоставлении информации о невозможности присутствия при проведении контрольного мероприятия проведение контрольного мероприятия переносится на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для данного обращения контролируемого лица.
4.5. При проведении инспекционного визита, рейдового осмотра, выездной проверки, выездного обследования для фиксации нарушений обязательных требований используются фотосъемка и (или) аудио- и видеозапись.
Используемые способы фиксации доказательств нарушений обязательных требований должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований, дату и время фиксации. Аудио- и видеозапись осуществляются в течение всего времени проведения контрольного мероприятия с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи. Информация о технических средствах, использованных при фотосъемке, аудио- и видеозаписи, указывается в акте контрольного мероприятия и (или) в протоколе контрольного действия, совершаемого в рамках контрольного мероприятия. Фотографии, аудио- и видеозаписи прикладываются к акту контрольного мероприятия и (или) к протоколу контрольного действия, совершаемого в рамках контрольного мероприятия.
4.6. Оформление результатов контрольного мероприятия осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
4.7. Контрольный орган при проведении и по результатам проведения контрольных мероприятий принимает решения, установленные Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
5. Обжалование решений контрольного органа, действий (бездействия) его должностных лиц при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства
5.1. Досудебный порядок подачи жалоб, установленный Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ, при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства не применяется.
5.2. Решение контрольного органа, действие (бездействие) его должностных лиц при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства может быть обжаловано в судебном порядке контролируемым лицом, в отношении которого приняты решения или совершены действия (бездействие), указанные в части 4 статьи 40 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.