Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к решению муниципалитета
от 24.12.2021 N 619
Положение
о муниципальном жилищном контроле
1. Общие положения
1.1. Положение о муниципальном жилищном контроле (далее - Положение) устанавливает порядок организации и осуществления на территории города Ярославля муниципального жилищного контроля.
1.2. Предметом муниципального жилищного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами (далее - контролируемые лица) обязательных требований, указанных в пунктах 1 - 11 части 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, в отношении муниципального жилищного фонда:
1) требований к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме;
2) требований к формированию фондов капитального ремонта;
3) требований к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах;
4) требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;
5) правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;
6) правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения;
7) правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;
8) требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов;
9) требований к порядку размещения ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, информации в системе;
10) требований к обеспечению доступности для инвалидов помещений в многоквартирных домах;
11) требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования.
1.3. Муниципальный жилищный контроль осуществляется муниципальной жилищной инспекцией мэрии города Ярославля (далее - Инспекция).
1.4. От имени Инспекции муниципальный жилищный контроль вправе осуществлять должностные лица, в должностные обязанности которых в соответствии с должностной инструкцией входят полномочия по осуществлению муниципального жилищного контроля, в том числе проведение профилактических мероприятий и контрольных мероприятий.
Перечень лиц, уполномоченных на осуществление муниципального жилищного контроля, определяется муниципальным правовым актом мэрии города Ярославля.
1.5. Объектами муниципального жилищного контроля (далее - объект контроля) являются:
1) деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к контролируемым лицам, осуществляющим деятельность, действия (бездействие), указанные в подпунктах 1 - 11 пункта 1.2 Положения;
2) многоквартирные дома, в которых имеются жилые помещения муниципального жилищного фонда, к которым предъявляются обязательные требования, указанные в подпунктах 1 - 11 пункта 1.2 Положения.
1.6. Инспекция обеспечивает учет объектов контроля в рамках осуществления муниципального жилищного контроля посредством ведения журнала учета объектов контроля в электронном виде и обеспечивает актуальность сведений.
1.7. Должностные лица контрольного органа при осуществлении муниципального жилищного контроля реализуют права и несут обязанности, соблюдают ограничения и запреты, установленные Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ).
1.8. Понятия, применяемые в Положении, используются в значениях, указанных в Федеральном законе от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
2. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении муниципального жилищного контроля
2.1. При осуществлении муниципального жилищного контроля применяется система оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) и предусматриваются следующие категории риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):
1) высокий риск;
2) средний риск;
3) умеренный риск;
4) низкий риск.
Отнесение объектов контроля к определенной категории риска осуществляется на основании сопоставления их характеристик с критериями отнесения объектов контроля к категориям риска, приведенными в пункте 2.2 Положения.
2.2. К категории высокого риска относятся объекты контроля при соблюдении в совокупности двух условий:
1) юридические лица и индивидуальные предприниматели осуществляют деятельность по управлению многоквартирными домами, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, оборудованных лифтами и (или) централизованной системой газоснабжения, а также в многоквартирных домах, в которых для производства услуг по горячему водоснабжению и (или) теплоснабжению используется газ;
2) наличие вступившего в законную силу в течение последних трех лет на дату принятия решения об отнесении деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя к категории риска причинения вреда (ущерба) постановления о привлечении к административной ответственности юридического лица, должностного лица за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьями 19.4, 19.4.1, частью 1 статьи 19.5, статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании материалов проверки Инспекции.
К категории среднего риска относятся объекты контроля при наличии условия, предусмотренного в подпункте 1 настоящего пункта, но при отсутствии условия, предусмотренного в подпункте 2 настоящего пункта.
К категории умеренного риска относятся объекты контроля в случае, если контролируемые лица не осуществляют деятельность, указанную в подпункте 1 настоящего пункта, но имеется условие, предусмотренное в подпункте 2 настоящего пункта.
К категории низкого риска относятся объекты контроля, не отнесенные к категориям высокого, среднего или умеренного риска.
2.3. Проведение плановых контрольных мероприятий в зависимости от категории риска осуществляется со следующей периодичностью:
- для объектов контроля категории высокого риска - один раз в 2 года;
- для объектов контроля категории среднего риска - один раз в 3 года;
- для объектов контроля категории умеренного риска - один раз в 3 года.
В отношении объектов контроля, которые отнесены к категории низкого риска, плановые контрольные мероприятия не проводятся.
2.4. Контролируемые лица вправе подать в Инспекцию заявление об изменении присвоенной ранее категории риска.
По заявлению контролируемого лица Инспекция в течение 5 рабочих дней принимает решение об изменении присвоенной ранее категории риска либо об отказе в изменении присвоенной ранее категории риска в случае, если объект контроля соответствует присвоенной ранее категории риска.
О принятом решении Инспекция уведомляет контролируемое лицо не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия соответствующего решения.
3. Организация муниципального жилищного контроля
3.1. Внеплановые контрольные мероприятия проводятся с учетом особенностей, установленных статьей 66 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
3.2. Оценка результативности и эффективности осуществления муниципального жилищного контроля осуществляется в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
3.3. Инспекция ежегодно осуществляет подготовку доклада о муниципальном жилищном контроле с указанием сведений о достижении ключевых показателей и сведений об индикативных показателях муниципального жилищного контроля, в том числе о влиянии профилактических мероприятий и контрольных мероприятий на достижение ключевых показателей.
3.4. В соответствии с частью 10 статьи 98 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ подготовка Инспекцией в ходе осуществления муниципального жилищного контроля документов, информирование контролируемых лиц о совершаемых должностными лицами Инспекции действиях и принимаемых решениях, обмен документами и сведениями с контролируемыми лицами осуществляется на бумажном носителе.
4. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
4.1. Профилактические мероприятия проводятся контрольным органом в целях стимулирования добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами и направлены на устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, создания условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышения информированности о способах их соблюдения, а также являются приоритетными по отношению к проведению контрольных мероприятий.
4.2. Профилактические мероприятия осуществляются на основании ежегодной программы профилактики рисков причинения вреда, утверждаемой приказом начальника Инспекции.
Утвержденная программа профилактики рисков причинения вреда размещается на странице Инспекции на официальном портале города Ярославля в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Профилактические мероприятия, предусмотренные программой профилактики рисков причинения вреда, обязательны для проведения Инспекцией.
Инспекция может проводить профилактические мероприятия, не определенные программой профилактики рисков причинения вреда.
4.3. При осуществлении муниципального жилищного контроля могут проводиться следующие виды профилактических мероприятий:
1) информирование;
2) объявление предостережения;
3) консультирование.
4.3.1. Информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований осуществляется в соответствии со статьей 46 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ, посредством размещения соответствующих сведений на странице Инспекции на официальном портале города Ярославля в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.
4.3.2. Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
Регистрация предостережений осуществляется в журнале учета предостережений с присвоением регистрационного номера.
Контролируемое лицо вправе в течение десяти рабочих дней со дня получения предостережения подать в Инспекцию возражение в отношении указанного предостережения.
Возражение должно содержать:
1) наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, гражданина;
2) адрес контролируемого лица, а также адрес электронной почты (при наличии);
3) дата и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица;
4) обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований;
5) желаемый способ получения ответа по итогам рассмотрения возражения;
6) фамилия, имя, отчество (при наличии), должность, подпись направившего возражение;
7) дата направления возражения.
Контролируемое лицо вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии.
Инспекция рассматривает возражения и направляет контролируемому лицу в течение двадцати рабочих дней со дня регистрации возражения решение по результатам рассмотрения возражения.
По результатам рассмотрения возражения принимается одно из следующих решений:
1) оставить предостережение без изменения, а возражение без удовлетворения - в случае признания доводов, изложенных в возражении, необоснованными;
2) отменить предостережение полностью или в части, удовлетворить возражение полностью или в части - в случае признания доводов, изложенных в возражении, обоснованными.
4.3.3. Консультирование (разъяснение по вопросам, связанным с организацией и осуществлением муниципального жилищного контроля) осуществляется в порядке, установленном статьей 50 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ по следующим вопросам:
1) организация и осуществление муниципального жилищного контроля;
2) порядок осуществления профилактических, контрольных мероприятий, установленных Положением;
3) применение мер ответственности за нарушение обязательных требований.
Время консультирования не должно превышать 15 минут.
По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям не предоставляется, за исключением случаев поступления от контролируемого лица (его представителя) запроса о предоставлении письменного ответа в сроки, установленные Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В случае если в течение календарного года поступило пять или более однотипных (по одним и тем же вопросам) обращений контролируемых лиц и их представителей, консультирование по таким обращениям осуществляется посредством размещения на официальном портале города Ярославля в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" письменного разъяснения, подписанного уполномоченным должностным лицом Инспекции.
Учет консультирований осуществляется посредством внесения соответствующей записи в журнал консультирований.
5. Осуществление муниципального жилищного контроля
5.1. В рамках осуществления муниципального жилищного контроля проводятся следующие контрольные мероприятия, предусматривающие взаимодействие с контролируемым лицом:
1) документарная проверка;
2) выездная проверка.
5.2. Контрольные мероприятия, указанные в пункте 5.1 настоящего раздела, осуществляются с учетом требований, установленных статьями 65 и 66 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ, на основании решения Инспекции, принятого в порядке, установленном статьей 64 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
5.3. Плановые контрольные мероприятия проводятся на основании плана проведения плановых контрольных мероприятий на очередной календарный год, формируемого Инспекцией и подлежащего согласованию с органами прокуратуры.
К плановым контрольным мероприятиям относятся мероприятия, указанные в подпунктах 1, 2 пункта 5.1 настоящего раздела.
В отношении объектов контроля, которые отнесены к категории низкого риска, а также в отношении жилых помещений, используемых гражданами, плановые контрольные мероприятия не проводятся.
5.4. Документарная проверка на внеплановой основе проводится в соответствии со статьей 72 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные действия:
1) получение письменных объяснений;
2) истребование документов.
5.5. Выездная проверка на внеплановой основе проводится в соответствии со статьей 73 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные действия:
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) истребование документов;
5) инструментальное обследование.
Срок проведения выездной проверки составляет десять рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки составляет пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия, за исключением выездной проверки, основанием для проведения которой является пункт 6 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ, и которая для микропредприятия составляет сорок часов.
5.6. При проведении контрольных мероприятий инспектором для фиксации нарушения обязательных требований осуществляется фотосъемка и (или) аудио- и видеозапись.
Используемые способы фиксации доказательств нарушений обязательных требований должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований, дату и время фиксации. Аудио- и видеозапись осуществляются в течение всего времени проведения контрольного мероприятия с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи. Информация о технических средствах, использованных при фотосъемке, аудио- и видеозаписи, указывается в акте контрольного мероприятия и (или) в протоколе контрольного действия, совершаемого в рамках контрольного мероприятия.
Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для доказательств нарушений обязательных требований, приобщаются к акту контрольного мероприятия.
5.7. Случаями, при наступлении которых контролируемые лица вправе в соответствии с частью 8 статьи 31 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ представить в Инспекцию информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного мероприятия являются:
1) временная нетрудоспособность;
2) нахождение за пределами Российской Федерации;
3) административный арест;
4) избрание в отношении подозреваемого в совершении преступления физического лица меры пресечения в виде: подписки о невыезде и ненадлежащем поведении, запрете определенных действий, заключения под стражу, домашнего ареста.
5.8. Информация о невозможности присутствия при проведении контрольного мероприятия, подлежащая представлению в Инспекцию, должна содержать сведения, указанные в абзацах пятом и шестом подпункта 4.3.2 пункта 4.3 Положения, а также:
1) доказательства наступления и описание обстоятельств, препятствующих присутствию при проведении контрольного мероприятия и их продолжительность;
2) срок, необходимый для устранения обстоятельств, препятствующих присутствию при проведении контрольного мероприятия.
При предоставлении информации о невозможности присутствия при проведении контрольного мероприятия проведение контрольного мероприятия переносится на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для данного обращения контролируемого лица.
5.9. Результаты контрольного мероприятия оформляются в порядке, установленном Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
6. Обжалование решений Инспекции, действий (бездействия) ее должностных лиц при осуществлении муниципального жилищного контроля
6.1. Решения, действия (бездействие) Инспекции, ее должностных лиц при осуществлении муниципального жилищного контроля, могут быть обжалованы в судебном порядке контролируемым лицом, в отношении которого приняты решения или совершены действия (бездействие), указанные в части 4 статьи 40 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
6.2. Досудебный порядок подачи жалоб, установленный главой 9 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ, при осуществлении муниципального жилищного контроля не применяется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.