Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Глава 4. Рассмотрение заявлений плательщиков о возврате сумм излишне уплаченных денежных взысканий (штрафов), государственной пошлины

Глава 4. Рассмотрение заявлений плательщиков о возврате сумм излишне уплаченных денежных взысканий (штрафов), государственной пошлины

 

Информация об изменениях:

Пункт 4.1 изменен с 14 июля 2024 г. - Указание Банка России от 23 мая 2024 г. N 6733-У

См. предыдущую редакцию

4.1. Администраторы в случае установления факта излишней уплаты (взыскания) денежных взысканий (штрафов), государственной пошлины и отсутствия ранее поданного заявления плательщика о возврате излишне уплаченного (взысканного) денежного взыскания (штрафа), государственной пошлины обязаны сообщить об этом плательщику в письменном виде в произвольной форме в течение десяти рабочих дней со дня установления такого факта.

Для возврата излишне уплаченных (взысканных) сумм денежных взысканий (штрафов), государственной пошлины, администрируемых Банком России, плательщики, представители плательщика представляют администраторам заявления о возврате (далее - заявление) (рекомендуемые образцы приведены в приложениях 9 и 10 к настоящему Положению). Заявление оформляется отдельно на каждую уплаченную (взысканную) сумму денежного взыскания (штрафа), государственной пошлины. Не допускается направление заявления в составе иных документов, в том числе необходимых для осуществления юридически значимых действий.

4.1.1. Заявление на возврат излишне уплаченных (взысканных) сумм денежных взысканий (штрафов) должно содержать следующие сведения:

Информация об изменениях:

Подпункт 4.1.1.1 изменен с 14 июля 2024 г. - Указание Банка России от 23 мая 2024 г. N 6733-У

См. предыдущую редакцию

4.1.1.1. Для физических лиц:

фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) плательщика, представителя плательщика (в случае подачи заявления представителем плательщика);

ИНН (при наличии);

страховой номер индивидуального лицевого счета (при наличии);

реквизиты документа, удостоверяющего личность плательщика, представителя плательщика (в случае подачи заявления представителем плательщика) (наименование документа, серию, номер, дату выдачи, наименование органа, выдавшего документ);

реквизиты документа, подтверждающего право представителя плательщика действовать от имени плательщика (в случае подачи заявления представителем плательщика);

уникальный идентификатор начисления (при наличии);

уникальный присваиваемый номер операции (при наличии);

наименование платежа, денежные средства в уплату которого подлежат возврату;

сумму возврата платежа цифрами и прописью (в валюте Российской Федерации);

причину возврата платежа;

реквизиты банковского счета, открытого в кредитной организации в валюте Российской Федерации;

адрес электронной почты, в случае отсутствия электронной почты - почтовый адрес;

номер контактного телефона (при наличии).

Информация об изменениях:

Подпункт 4.1.1.2 изменен с 14 июля 2024 г. - Указание Банка России от 23 мая 2024 г. N 6733-У

См. предыдущую редакцию

4.1.1.2. Для индивидуальных предпринимателей:

фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) плательщика, представителя плательщика (в случае подачи заявления представителем плательщика);

ИНН;

реквизиты документа, удостоверяющего личность плательщика, представителя плательщика (в случае подачи заявления на возврат представителем плательщика) (наименование документа, серию, номер, дату выдачи, наименование органа, выдавшего документ);

реквизиты документа, подтверждающего право представителя плательщика действовать от имени плательщика (в случае подачи заявления представителем плательщика);

уникальный идентификатор начисления (при наличии);

уникальный присваиваемый номер операции (при наличии);

наименование платежа, денежные средства в уплату которого подлежат возврату;

сумму возврата платежа цифрами и прописью (в валюте Российской Федерации);

причину возврата платежа;

реквизиты банковского счета, открытого в кредитной организации в валюте Российской Федерации;

адрес электронной почты, в случае отсутствия электронной почты - почтовый адрес;

номер контактного телефона (при наличии).

Информация об изменениях:

Подпункт 4.1.1.3 изменен с 14 июля 2024 г. - Указание Банка России от 23 мая 2024 г. N 6733-У

См. предыдущую редакцию

4.1.1.3. Для юридических лиц:

полное, сокращенное (при наличии), фирменное (при наличии) наименование юридического лица;

ИНН и код причины постановки на учет;

фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) представителя плательщика (в случае подачи заявления представителем плательщика);

реквизиты документа, удостоверяющего личность представителя плательщика (в случае подачи заявления представителем плательщика) (наименование документа, серию, номер, дату выдачи, наименование органа, выдавшего документ);

реквизиты документа, подтверждающего право представителя плательщика действовать от имени плательщика (в случае подачи заявления представителем плательщика);

уникальный идентификатор начисления (при наличии);

уникальный присваиваемый номер операции (при наличии);

наименование платежа, денежные средства в уплату которого подлежат возврату;

сумму возврата платежа цифрами и прописью (в валюте Российской Федерации);

причину возврата платежа;

реквизиты лицевого счета, открытого в УФК в валюте Российской Федерации, банковского счета, открытого в кредитной организации в валюте Российской Федерации;

адрес электронной почты, в случае отсутствия электронной почты - почтовый адрес;

номер контактного телефона (при наличии).

4.1.2. Заявление может быть подано плательщиком, представителем плательщика в течение трех лет со дня уплаты (взыскания) государственной пошлины, денежного взыскания (штрафа).

4.1.3. Заявление представляется в Банк России одним из следующих способов:

на бумажном носителе. Для юридических лиц заявление должно быть подписано лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа заявителя, или иным лицом, уполномоченным им на подписание заявления. В случае если заявление подписано уполномоченным лицом, не являющимся единоличным исполнительным органом плательщика, к указанному заявлению должна быть приложена копия документа, наделяющего указанное лицо полномочиями на подписание заявления. В документах, состоящих более чем из одного листа, листы должны быть пронумерованы, прошиты и скреплены на оборотной стороне последнего листа заверительной надписью с указанием цифрами и прописью количества прошитых листов, подписанной лицом, оформившим данные документы, с указанием его фамилии, имени, отчества (последнего - при наличии) и должности. Для физических лиц заявление должно быть подписано плательщиком или представителем плательщика;

через личный кабинет участника информационного обмена на сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - ЛК) в форме электронных документов в соответствии с порядком взаимодействия Банка России с юридическими лицами при использовании ими информационных ресурсов Банка России и ЛК, определенным на основании частей третьей и восьмой статьи 76 9 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст. 2790; 2015, N 29, ст. 4357; 2021, N 27, ст. 5187) (далее - Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)").

Абзац четвертый утратил силу с 28 мая 2023 г. - Указание Банка России от 19 апреля 2023 г. N 6417-У

Информация об изменениях:

См. предыдущую редакцию

Информация об изменениях:

Подпункт 4.1.4 изменен с 14 июля 2024 г. - Указание Банка России от 23 мая 2024 г. N 6733-У

См. предыдущую редакцию

4.1.4. Заявление представляется плательщиком, представителем плательщика с приложением:

абзац утратил силу с 14 июля 2024 г. - Указание Банка России от 23 мая 2024 г. N 6733-У

Информация об изменениях:

См. предыдущую редакцию

копии расчетного документа плательщика (копии распоряжения физического лица и (или) копии письма кредитной организации (ее филиала), организации федеральной почтовой связи, платежного агента, подтверждающего факт включения распоряжения физического лица в платежное поручение на перечисление платежа), полученной в том числе с использованием электронного сервиса кредитных организаций (далее - документы, подтверждающие факт уплаты платежа);

копий документов, подтверждающих право плательщика на возврат денежных средств, и (или) подтверждающих наименование плательщика - юридического лица или фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) плательщика - физического лица, чья обязанность по уплате платежа исполнялась, в случае изменения данных плательщика, и (или) подтверждающих право представителя плательщика действовать от его имени, подтверждающих наличие права представителя плательщика получать денежные средства за плательщика (далее - документы, подтверждающие право плательщика на возврат) в случае обращения за возвратом денежного взыскания (штрафа).

Документы, подтверждающие факт уплаты платежа (за исключением копии распоряжения плательщика (копии распоряжения физического лица), документы, подтверждающие право плательщика на возврат, должны быть оформлены на бланке организации (при наличии), выдавшей документы, и подписаны ее руководителем (уполномоченным им лицом) и (или) оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к доверенностям.

Документы, подтверждающие факт уплаты платежа, не представляются при наличии информации об уплате платежа в ГИС ГМП.

В случае отсутствия заявления плательщика по истечении трех месяцев со дня направления администратором сообщения в соответствии с абзацем первым настоящего пункта администратор осуществляет информирование плательщика повторно.

Обработка персональных данных, указанных в заявлениях в соответствии с подпунктом 4.1.1 настоящего пункта, осуществляется в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных".

В случае наличия на рассмотрении у администратора заявления на возврат излишне уплаченных (взысканных) сумм денежных взысканий (штрафов) от плательщика, представителя плательщика, подразделения судебных приставов территориального органа Федеральной службы судебных приставов (центрального аппарата Федеральной службы судебных приставов), на исполнении в котором находилось исполнительное производство о взыскании платежей в бюджет (далее - орган принудительного исполнения), представителя органа принудительного исполнения, поданных в отношении одного и того же платежа, в приоритетном порядке рассматривается заявление плательщика, представителя плательщика.

Информация об изменениях:

Пункт 4.2 изменен с 28 мая 2023 г. - Указание Банка России от 19 апреля 2023 г. N 6417-У

См. предыдущую редакцию

4.2. Администраторы в течение десяти рабочих дней, следующих за днем регистрации заявления, рассматривают его и принимают решение о возврате (об отказе в возврате) плательщику сумм излишне уплаченных (взысканных) денежных взысканий (штрафов), государственной пошлины.

При принятии решения о возврате (об отказе в возврате) плательщику сумм излишне уплаченных (взысканных) денежных взысканий (штрафов), государственной пошлины администраторы в течение срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, оформляют решение о возврате (об отказе в возврате) в соответствии с приложением 11 к настоящему Положению.

Решение о возврате плательщику сумм излишне уплаченных (взысканных) денежных взысканий (штрафов), государственной пошлины оформляется администратором на бумажном носителе в одном экземпляре либо в форме электронного документа, подписанного руководителем (заместителем руководителя) администратора, должностного лица, уполномоченного на это распорядительными актами администратора, или лица, его замещающего.

Решение об отказе в возврате плательщику сумм излишне уплаченных (взысканных) денежных взысканий (штрафов), государственной пошлины (далее - решение об отказе) в течение пяти рабочих дней, следующих за днем принятия указанного решения, направляется плательщику одним из следующих способов:

через ЛК в форме электронного документа при наличии у плательщика доступа к ЛК;

на бумажном носителе с помощью почтовой связи в случае отсутствия у плательщика доступа к ЛК.

При оформлении администраторами решения об отказе на бумажном носителе решение составляется в одном экземпляре (с сохранением электронной копии) либо в двух экземплярах.

В случае отсутствия приложений к заявлению, предусмотренных пунктом 4.1 настоящего Положения, или необходимости уточнения информации по ним администраторы направляют в течение срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, плательщику решение об отказе с отражением мотивированного объяснения причин принятия решения об отказе, а также с указанием в строке "Примечание" информации о необходимости повторного представления заявления в соответствии с пунктом 4.1 настоящего Положения с учетом уточнения и (или) устранения причин, послуживших основанием для принятия решения об отказе.

В случае необходимости уточнения (выяснения) вида и принадлежности поступлений, включенных в документы, представляемые УФК, и подлежащих возврату на основании заявления, и (или) необходимости уточнения информации о причинах возврата администраторы оформляют и направляют плательщику решение об отказе, а также сообщают плательщику в письменном виде в произвольной форме о необходимости уточнения (выяснения) вида и принадлежности поступлений. После уточнения (выяснения) вида и принадлежности поступлений плательщику направляется сообщение в письменном виде в произвольной форме о необходимости повторного представления заявления в соответствии с пунктом 4.1 настоящего Положения.

В случае получения заявления конкурсного управляющего решение принимается в отношении плательщика.

Информация об изменениях:

Пункт 4.3 изменен с 18 декабря 2023 г. - Указание Банка России от 1 ноября 2023 г. N 6591-У

См. предыдущую редакцию

4.3. Администратор учета в течение пяти рабочих дней, следующих за днем принятия решения о возврате, оформляет заявку на возврат по форме приложения N 18 к Порядку казначейского обслуживания, утвержденному приказом Федерального казначейства от 14 мая 2020 года N 21н "О Порядке казначейского обслуживания" (зарегистрирован Минюстом России 13 июля 2020 года, регистрационный N 58914), с изменениями, внесенными приказами Федерального казначейства от 28 июня 2021 года N 23н (зарегистрирован Минюстом России 29 июля 2021 года, регистрационный N 64462), от 13 октября 2021 года N 29н (зарегистрирован Минюстом России 19 ноября 2021 года, регистрационный N 65906), от 29 апреля 2022 года N 13н (зарегистрирован Минюстом России 24 мая 2022 года, регистрационный N 68566), от 29 июля 2022 года N 19н (зарегистрирован Минюстом России 2 сентября 2022 года, регистрационный N 69902), от 28 декабря 2022 года N 37н (зарегистрирован Минюстом России 25 января 2023 года, регистрационный N 72131) (далее - заявка на возврат) и направляет ее в УФК. При заполнении заявки на возврат излишне уплаченных (взысканных) сумм денежных взысканий (штрафов), государственной пошлины указывается КБК с применением группы подвида доходов бюджета, по которому поступила или была уточнена излишне уплаченная сумма.

При принятии решения о возврате процентов администратор учета не позднее двух рабочих дней после дня подписания решения о возврате оформляет заявку на возврат и направляет ее в УФК. При заполнении заявки на возврат процентов указывается КБК с применением группы подвида доходов бюджетов "5000" (14-17 разряды КБК) соответствующего КБК.

При обмене с УФК электронными документами заявка на возврат не распечатывается.

При обмене с УФК документами на бумажном носителе заявка на возврат составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр заявки на возврат направляется в УФК, второй экземпляр в целях осуществления контроля подлежит хранению в течение пяти лет с даты окончания отчетного года, в котором была составлена заявка на возврат. В случае возврата первого экземпляра заявки на возврат с приложением документа УФК, в котором указывается причина возврата, указанные документы хранятся в делах администраторов учета в вышеуказанные сроки.

Информация об изменениях:

Пункт 4.4 изменен с 21 октября 2022 г. - Указание Банка России от 29 июня 2022 г. N 6183-У

См. предыдущую редакцию

4.4. При получении документов УФК об отказе в исполнении заявки на возврат администратор учета, администраторы анализируют причины возврата указанной заявки на возврат и, при необходимости уточнения у плательщика сведений, указанных в заявке на возврат, администраторы оформляют решение об отказе в возврате в соответствии с абзацем девятым пункта 4.2 настоящего Положения и не позднее десяти рабочих дней, следующих за днем получения документов УФК об отказе в исполнении заявок на возврат, направляют его плательщику. Рассмотрение повторно представленного заявления осуществляется в соответствии с пунктом 4.2 настоящего Положения.

4.5. Администратор учета устанавливает контроль за своевременным направлением заявки на возврат в УФК.

4.6. Решения о возврате (об отказе в возврате) подлежат хранению в течение пяти лет со дня составления.