Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 23 декабря 2021 г. N 5.1-01/3270
по проекту федерального закона N 1115663-7 "О семеноводстве", принятому Государственной Думой 22 декабря 2021 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона (N 1115663-7) был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 19 февраля 2021 года.
Федеральный закон направлен на регулирование отношений, связанных с производством (выращиванием), хранением, транспортировкой, реализацией, использованием, ввозом в Российскую Федерацию и вывозом из Российской Федерации семян сельскохозяйственных растений (далее - семена), с осуществлением государственного контроля (надзора) в области семеноводства, а также с научным обоснованием семеноводства и международным сотрудничеством Российской Федерации в области семеноводства.
В частности, в зависимости от этапа воспроизводства сорта или гибрида сельскохозяйственного растения определяются категории семян и их назначение, в зависимости от способов получения посадочного материала - категории посадочного материала плодовых, ягодных растений и винограда и их предназначение.
Закрепляется, что для производства семян должны использоваться семена, показатели сортовых и посевных (посадочных) качеств которых соответствуют требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области семеноводства сельскохозяйственных растений (далее - уполномоченный орган). Вместе с тем в случаях стихийных бедствий или иных чрезвычайных ситуаций, определенных законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации разрешаются к использованию семена, показатели сортовых и посевных (посадочных) качеств которых не соответствуют обязательным требованиям.
Федеральным законом запрещается использовать при производстве семян сельскохозяйственных растений семена, зараженные или засоренные карантинными объектами, а также семена, содержащие генно-инженерно-модифицированные организмы (за исключением посева таких семян для проведения экспертиз и научных исследований).
Предусматривается, что определение показателей сортовых и посевных (посадочных) качеств семян осуществляется за счет средств заявителя государственными учреждениями, подведомственными уполномоченному органу, или юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, аккредитованными в национальной системе аккредитации в качестве испытательной лаборатории и (или) органа инспекции в установленной области деятельности. Определение наличия в посевах (посадках) и семенах, предназначенных для производства семян или воспроизводства сельскохозяйственных растений, генно-инженерно-модифицированных организмов будет осуществляться одновременно с определением показателей сортовых и посевных (посадочных) качеств семян, по итогам которого будет оформляться заключение о наличии (об отсутствии) генно-инженерно-модифицированных организмов.
Закрепляется обязанность собственника и (или) владельца посевов (посадок) или семян, в которых выявлено наличие генно-инженерно-модифицированных организмов, уничтожить такие посевы (посадки) или семена в течение 15 дней со дня получения вышеуказанного заключения в порядке, установленном уполномоченным органом.
Устанавливается, что семена при их реализации и транспортировке могут находиться в затаренном или незатаренном состоянии (насыпью), за исключением элитных семян и семян, обработанных химическими или биологическими препаратами, которые могут находиться только в затаренном состоянии. Тара (упаковка) должна иметь ярлыки (этикетки) в соответствии с формами, установленными уполномоченным органом, а при реализации и транспортировке семян в незатаренном состоянии (насыпью) на эти семена должны быть оформлены сопроводительные документы, содержащие сведения о наименованиях сортов и гибридов растений, происхождении и качестве семян.
Уполномоченный орган наделяется полномочием на установление порядка хранения, производства и использования семян, а также их реализации и транспортировки.
Устанавливается возможность введения временных ограничений на ввоз в Российскую Федерацию семян и (или) установления дополнительных (специальных) требований к показателям сортовых и посевных (посадочных) качеств семян, ввозимых в Российскую Федерацию, основания и порядок их введения, а также запрет на ввоз в Российскую Федерацию семян в незатаренном состоянии (насыпью), обработанных химическими или биологическими препаратами, пестицидами, не включенными в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации, а также семян, содержащих генно-инженерно-модифицированные организмы, за исключением посева (посадки) таких семян для проведения экспертиз и научно-исследовательских работ.
Порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации семян, а также порядок ввоза в Российскую Федерацию семян для проведения экспертиз и научно-исследовательских работ, для использования в образовательных целях будет устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Предусматривается ведение в электронной форме Государственного реестра сортов и гибридов сельскохозяйственных растений, допущенных к использованию, (далее - Государственный реестр) который представляет собой совокупность достоверных систематизированных сведений о сортах и гибридах сельскохозяйственных растений. Сведения, содержащиеся в Государственном реестре, являются общедоступными и размещаются в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Закрепляется перечень сведений, подлежащих включению в Государственный реестр, а также порядок проведения испытаний и оценки сортов и гибридов сельскохозяйственных растений в целях внесения сведений в Государственный реестр. За рассмотрение заявок на внесение сведений о сортах и гибридах сельскохозяйственных растений в Государственный реестр предусматривается уплата государственной пошлины в размере и порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Формирование Государственного реестра будет осуществляться уполномоченным органом в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации, на основании заявок. Правительство Российской Федерации также наделяется полномочием на утверждение перечня родов и видов сельскохозяйственных растений, производство и выращивание которых направлено на обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации, сорта и гибриды которых подлежат включению в Государственный реестр.
В целях реализации полномочий в области семеноводства сельскохозяйственных растений уполномоченным органом, обеспечения прослеживаемости оборота семян сельскохозяйственных растений, автоматизации информирования юридических лиц и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, предусматривается создание федеральной государственной информационной системы в области семеноводства сельскохозяйственных растений, оператором которой будет являться уполномоченный орган, а также устанавливается порядок ее функционирования и подлежащая включению в нее информация.
Закрепляется, что информация, содержащаяся в информационной системе, является открытой и общедоступной, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами. Предоставление информации органам государственной власти, органам местного самоуправления, юридическим лицам, физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, будет осуществляться в электронной форме без взимания платы.
Федеральным законом предусматривается признание утратившим силу Федерального закона от 17 декабря 1997 года N 149-ФЗ "О семеноводстве" и отдельных положений ряда законодательных актов.
Устанавливается, что положения Федерального закона не будут применяться к отношениям, связанным с использованием физическими лицами семян сельскохозяйственных растений для собственных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Федеральный закон принят по вопросам ведения Российской Федерации, установленным пунктами "г" (установление порядка деятельности федеральных органов исполнительной власти), "ж" (финансовое и таможенное регулирование), "и" (федеральная информация) и "о" (гражданское законодательство) статьи 71 Конституции Российской Федерации, а также в рамках полномочий Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленным пунктами "д" (сельское хозяйство") и "к" (административное законодательство) части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Реализация Федерального закона повлечет принятие подзаконных нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти.
Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2023 года за исключением отдельных положений, для которых в соответствии со статьей 32 Федерального закона установлен иной срок вступления их в силу. Статьей 31 Федерального закона предусмотрены переходные положения, согласно которым сорта и гибриды сельскохозяйственных растений, включенные в Реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, до 1 сентября 2023 года считаются включенными в Реестр сортов и гибридов сельскохозяйственных растений, допущенных к использованию, без дополнительных испытаний.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку затрагивает вопросы финансового регулирования, предусмотренные пунктом "в" (финансовое регулирование) статьи 106 Конституции Российской Федерации. Рассмотрение Федерального закона в Совете Федерации должно быть начато не позднее 5 января 2022 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, первому заместителю Председателя Совета Федерации А.В. Яцкину, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлеву, заместителю Председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой, заместителю Председателя Совета Федерации К.И. Косачеву, председателю Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию A.П. Майорову, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, председателю Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера А.А. Шевченко, председателю Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности В.С. Тимченко, председателю Комитета Совета Федерации по международным делам Г.Б. Карасину, председателю Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Л.С. Гумеровой, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьеву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации B.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.