Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 20 декабря 2021 г. N 5.1-01/3184
по проекту федерального закона N 1243284-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", принятому Государственной Думой 17 декабря 2021 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона (N 1243284-7) был внесен в Государственную Думу сенатором Российской Федерации А.А. Турчаком, депутатом Государственной Думы П.В. Крашенинниковым 2 сентября 2021 года.
Федеральный закон от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ) дополняется новой статьёй 3.8, в которой устанавливается что до 1 марта 2031 года гражданин, использующий жилой дом, возведённый до 14 мая 1998 года (до вступления в силу Градостроительного кодекса Российской Федерации) в границах населённого пункта и право собственности на который у гражданина отсутствует, имеет право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно в порядке, установленном главой V.1 Земельного кодекса, закрепляющей правила предоставления земельных участков в собственность лицам, использующим гаражи с особенностями, установленными названной статьёй 3.8 Федерального закона N 137-ФЗ.
В частности, закрепляются особенности образования земельного участка из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется перечень документов, представляемых гражданином к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, при этом устанавливается право законом субъекта Российской Федерации предусмотреть иные документы, предоставляемые гражданином в случае отсутствия документов, перечисленных в статье 3.8 Федерального закона N 137-ФЗ. Регламентируются порядок действий органа государственной власти или органа местного самоуправления при рассмотрении названного заявления, основания для отказа в удовлетворении заявления. Названное право на приобретение земельного участка в собственность распространяется и на наследников.
Одновременно статья 70 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) дополняется новыми частями 31 - 33, регламентирующими особенности государственной регистрации права собственности на земельные участки, указанные в новой статье З.8 Федерального закона N 137-ФЗ.
В целях обеспечения оформления прав граждан на земельные участки под используемыми ими для проживания жилыми домами на территориях субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя органы государственной власти названных субъектов Российской Федерации наделяются правом своими нормативными правовыми актами устанавливать особенности предоставления указанных земельных участков гражданам.
В статью 70 Федерального закона N 218-ФЗ и часть 5 статьи 16 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" вносятся изменения, которыми с 1 марта 2026 года до 1 марта 2031 года продлевается срок осуществления государственного кадастрового учета или государственной регистрации прав на жилой или садовый дом (т.н. "дачная амнистия") и особого порядка получения разрешений на строительство и реконструкцию, начатых до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В Федеральном законе N 137-ФЗ также устанавливается, что если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, такой земельный участок считается по общему правилу предоставленным гражданину на праве собственности вне зависимости от основания его предоставления.
Земельный кодекс Российской Федерации дополняется положениями, устанавливающими, что исключительно в соответствии с проектом межевания осуществляется образование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, определяются особенности подготовки схемы расположения земельного участка, на котором расположен такой дом.
В ряд законодательных актов вносятся изменения уточняющего и корреспондирующего характера.
Федеральный закон принят по предметам ведения Российской Федерации, установленным пунктами "в" (регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина) и "о" (гражданское законодательство) статьи 71 Конституции Российской Федерации, а также в рамках полномочий Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленным пунктом "к" (административное, земельное законодательство) части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
В соответствии со статьёй 9 Федерального закона он вступает в силу с 1 сентября 2022 года.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации, и может быть рассмотрен Советом Федерации не позднее 3 января 2022 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, первому заместителю Председателя Совета Федерации А.В. Яцкину, первому заместителю Председателя Совета Федерации А.А. Турчаку, заместителю Председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлеву, председателю Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию А.П. Майорову, председателю Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера А.А. Шевченко, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишасу, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.