Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕНА
постановлением администрации
Тындинского муниципального округа
от 13 декабря 2021 г. N 691
Муниципальная программа
"Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Тындинском муниципальном округе"
1. Паспорт муниципальной программы
1. |
Наименование муниципальной программы |
"Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Тындинском муниципальном округе" (далее - Программа) |
2. |
Координатор муниципальной программы |
Администрация Тындинского муниципального округа Амурской области (далее - Администрация Тындинского муниципального округа) |
3. |
Участники муниципальной программы |
Отдел экономики и инвестиций администрации Тындинского муниципального округа (далее - Отдел экономики) |
4. |
Цель (цели) муниципальной программы |
Создание благоприятных условий для устойчивого функционирования и развития малого и среднего предпринимательства на территории Тындинского муниципального округа |
5. |
Задачи муниципальной программы |
1. Создание условий, стимулирующих граждан к осуществлению самостоятельной предпринимательской деятельности. 2. Снижение зависимости населения поселений Тындинского муниципального округа с ограниченным сроком завоза грузов от доставки продуктов первой необходимости. |
6. |
Этапы и сроки реализации муниципальной программы |
2022 - 2030 годы |
7. |
Объемы бюджетных ассигнований |
Общий объём бюджетных ассигнований на реализацию Программы составит - 4 104,7 тыс. рублей, в том числе по годам: 2022 год - 1 002,2 тыс. рублей; 2023 год - 361,3 тыс. рублей; 2024 год - 391,6 тыс. рублей; 2025 год - 391,6 тыс. рублей; 2026 год - 391,6 тыс. рублей; 2027 год - 391,6 тыс. рублей; 2028 год - 391,6 тыс. рублей; 2029 год - 391,6 тыс. рублей; 2030 год - 391,6 тыс. рублей. Планируемый объем финансирования за счет средств областного бюджета составит - 1 556,9 тыс. рублей, в том числе по годам: 2022 год - 777,2 тыс. рублей; 2023 год - 97,2 тыс. рублей; 2024 год - 97,5 тыс. рублей; 2025 год - 97,5 тыс. рублей; 2026 год - 97,5 тыс. рублей; 2027 год - 97,5 тыс. рублей; 2028 год - 97,5 тыс. рублей; 2029 год - 97,5 тыс. рублей; 2030 год - 97,5 тыс. рублей. Планируемый объем финансирования за счет средств муниципального округа составит - 2 547,8 тыс. рублей, в том числе по годам: 2022 год - 225,0 тыс. рублей; 2023 год - 264,1 тыс. рублей; 2024 год - 294,1 тыс. рублей; 2025 год - 294,1 тыс. рублей; 2026 год - 294,1 тыс. рублей; 2027 год - 294,1 тыс. рублей; 2028 год - 294,1 тыс. рублей; 2029 год - 294,1 тыс. рублей; 2030 год - 294,1 тыс. рублей. |
8. |
Ожидаемые конечные результаты реализации муниципальной программы |
Рост предпринимательской активности, создание новых рабочих мест, формирование и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств, а также физических лиц, не являющимися индивидуальными предпринимателями и применяющими специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" |
2. Характеристика сферы реализации муниципальной программы
Анализ ситуации в Тындинском муниципальном округе свидетельствует о том, что малое и среднее предпринимательство играет все более весомую роль в развитии экономики округа, становится фактором социальной и политической стабильности в обществе. Оно вбирает в себя основную часть трудоспособного населения, высвобождаемого из других секторов, снимая тем самым острые социальные проблемы.
Малый бизнес не требует крупных стартовых инвестиций и гарантирует быстрый оборот ресурсов, оперативно решая проблемы реструктуризации экономики. Создав для малого и среднего предпринимательства благоприятные условия, можно ожидать значительного эффекта уже в краткосрочной перспективе. При этом решается целый спектр социально-экономических задач: увеличение занятости и сокращение безработицы, повышение общего уровня доходов населения, улучшение обеспечения населения товарами и услугами, пополнение бюджетов всех уровней.
В этой связи основным направлением деятельности органов местного самоуправления Тындинского муниципального округа является создание благоприятных условий развития и повышения конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства.
По видам деятельности малый и средний бизнес Тындинского муниципального округа охватывает практически все отрасли экономики (виды деятельности зарегистрированных субъектов МСП):
- оптовая и розничная торговля - 62,4%;
- производство хлеба и хлебобулочных изделий - 1,7%;
- сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство, производство мяса - 3,4%;
- гостиницы и рестораны - 3%;
- бытовые услуги населению - 6,4%;
- транспорт и связь - 4,4%;
- промышленное производство - 0,7%;
- строительство - 7,7%;
- добыча полезных ископаемых - 2,7%;
- ЖКХ, управляющие компании - 2,3%;
- прочие - 5,4%.
В сфере малого и среднего бизнеса в Тындинском муниципальном округе по состоянию на 01.01.2021 года зарегистрировано 298 субъектов малого и среднего предпринимательства, из них: 1 среднее предприятие (юридическое лицо), 4 - малых предприятий (юридические лица), 293 - микропредприятия (из них 265 индивидуальных предпринимателя и 28 юридических лица).
В сравнении с данными на 01.01.2020 года количество субъектов малого и среднего предпринимательства в Тындинском муниципальном округе снизилось на 3,6%, что обусловлено прекращением деятельности некоторых субъектов малого среднего предпринимательства в сфере бытового обслуживания как ИП и регистрацией как самозанятые.
В сфере малого и среднего предпринимательства на территории Тындинского муниципального округа трудится 610 человек, в том числе: на среднем предприятии - 90 человек, на малых предприятиях - 162 человека, на микропредприятиях - 358 человек (из которых 265 человек, предприниматели без образования юридического лица). В сравнении с 2019 годом численность работающих на предприятиях субъектов малого и среднего предпринимательства в целом снизилась на 11,6% (в 2019 году - 690 человек).
На территории округа деятельность малых предприятий, занимающихся сельскохозяйственной деятельностью, перерабатывающей промышленностью остается очень низкой.
Как показывает опыт проделанной работы, основными проблемами, с которыми сталкиваются в своей деятельности субъекты малого предпринимательства, остаются:
- недостаток стартового капитала, а также средств на расширение предпринимательской деятельности;
- проблемы субъектов предпринимательской деятельности при обращении в кредитные организации банковской системы Амурской области с целью кредитования на создание и развитие бизнеса (из-за отсутствия залогового обеспечения, сложной процедуры оформления кредита);
- недостаток навыков ведения бизнеса и слабый маркетинг;
- нежелание предпринимателей повышать профессиональный уровень, слабый познавательный интерес предпринимателей к изучению нормативно-правовых актов;
- низкая активность субъектов малого и среднего предпринимательства и отсутствие желания участвовать в мероприятиях посвященных Дню российского предпринимательства, конкурсах, выставках, семинарах и форумах.
Одна из самых острых проблем в развитие малого бизнеса - это отсутствие возможности у предпринимателей участвовать в мероприятиях в рамках областных программ и программ округа, направленных на развитие и поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства.
Оформление и подача необходимого пакета документов для участия в конкурсах, предусмотренных программами, требует больших материальных затрат (оплата проезда, проживания в гостинице, составление бизнес-плана).
В связи с отдаленностью населенных пунктов, отсутствия удобного графика движения поездов, частичным отсутствием автомобильных дорог до г. Тынды, а также материальные затраты, у предпринимателей нет возможности участвовать в совместных семинарах и консультациях, проводимых администрацией Тындинского муниципального округа при содействии министерства экономического развития и внешних связей Амурской области.
Анализируя состояние сферы бытового обслуживания Тындинского муниципального округа, можно выделить следующие основные сдерживающие факторы в развитии бытового обслуживания в поселениях входящих в состав округа:
- низкий уровень технической оснащенности;
- отсутствие экономической привлекательности занятия бизнесом в сфере бытовых услуг;
- отсутствие объемов работы;
- высокая стоимость материалов, необходимых для полноценного оказания услуг;
- низкая платёжеспособность населения.
Из-за низкой платежеспособности населения сфера бытовых услуг в сельской местности не является достаточно привлекательной для предпринимателей.
Низкая рентабельность большинства видов услуг, резкое повышение цен на сырье, рост стоимости энергетических ресурсов, коммунальных услуг, слабое стимулирование развития предпринимательской деятельности, медленная адаптация многих предприятий к рыночным условиям хозяйствования не способствуют росту темпов развития сферы услуг в сельской местности. В 2020 году, новым фактором, повлиявшим на ухудшение ситуации в сфере бытового обслуживания, оказалась коронавирусная инфекция COVID-19 и меры по борьбе с ней.
Решение имеющихся проблем возможно в рамках действующего законодательства.
Таблица 1
SWOT-анализ развития малого и среднего предпринимательства в Тындинском муниципальном округе
Сильные стороны |
Возможности |
Благоприятные условия для развития малого и среднего предпринимательства в округе |
Развитие малого и среднего предпринимательства в округе. Сокращение безработицы за счет создания рабочих мест в результате регистрации вновь созданных МСП |
Слабые стороны |
Угрозы |
Отдаленность округа от областного центра. Неблагоприятная демографическая ситуация: естественная убыль, старение населения, отток молодежи из посёлков и сёл округа. Низкий уровень среднедушевых доходов населения. Высокий уровень затрат на производство и жизнеобеспечение населения, обусловленный удаленностью и труднодоступностью территорий. |
Усиление негативных демографических и миграционных тенденций в округе, сокращение численности населения трудоспособного возраста. Рост уровня безработицы и повышение социальной напряженности в округе. Высокий уровень цен (тарифов) и их рост на товары, услуги естественных монополий (электроэнергия, коммунальные услуги, тарифы на железнодорожные и автотранспортные услуги) и горюче-смазочные материалы. Снижение платежеспособности населения и низкий уровень потребительского спроса. |
3. Цели, задачи и ожидаемые конечные результаты реализации муниципальной программы
Целью Программы является создание благоприятных условий для устойчивого функционирования и развития малого и среднего предпринимательства на территории Тындинского муниципального округа.
Реализация цели направлена на стимуляцию граждан к осуществлению предпринимательской деятельности, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств, а также физических лиц, не являющимися индивидуальными предпринимателями и применяющими специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", формирование инфраструктуры поддержки предпринимательства, расширение форм взаимодействия органов власти и управления со структурами бизнеса, снижение административных барьеров и упрощение доступа начинающих предпринимателей к финансовым ресурсам, содействие развитию малого предпринимательства в производственной и инновационной сферах, увеличение вклада малого бизнеса в экономику Тындинского муниципального округа.
Достижение цели Программы будет обеспечиваться решением следующих основных задач:
1. Создание условий, стимулирующих граждан к осуществлению самостоятельной предпринимательской деятельности.
2. Снижение зависимости населения поселений Тындинского муниципального округа с ограниченным сроком завоза грузов от доставки продуктов первой необходимости.
Решение вышеперечисленных задач позволит существенно повлиять на эффективность развития приоритетных видов деятельности, в которых необходимо развивать малое предпринимательство и оказывать ему поддержку со стороны органов местного самоуправления.
Проблемные вопросы, задачи и результаты реализации Программы с указанием сроков и этапов ее реализации приведены в соответствии с таблицей 2.
Таблица 2
Проблемы, задачи и результаты реализации муниципальной программы
N п/п |
Формулировка решаемой проблемы |
Наименование задачи Программы |
Сроки и этапы реализации Программы |
Конечный результат Программы |
1 |
2 |
3 |
5 |
6 |
1. |
Недостаточное развитие малого и среднего предпринимательства на территории Тындинского муниципального округа |
Создание условий, стимулирующих граждан к осуществлению самостоятельной предпринимательской деятельности |
2022 - 2030 |
Рост предпринимательской активности, создание новых рабочих мест, формирование и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств, а также физических лиц, не являющимися индивидуальными предпринимателями и применяющими специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" |
2. |
Высокий уровень затрат на производство и жизнеобеспечение населения, обусловленный удаленностью и труднодоступностью территорий |
Снижение зависимости населения поселений Тындинского муниципального округа с ограниченным сроком завоза грузов от доставки продуктов первой необходимости |
2022 - 2030 |
4. Описание системы муниципальной программы
Основные программные мероприятия должны быть направлены не только на поддержку сложившегося уровня количественного воспроизводства малых и средних предприятий, но и на осуществление комплекса мер, связанных с повышением эффективности их деятельности, реализацией в полной мере предпринимательского ресурса.
Основными направлениями программных мероприятий являются:
- предоставление субсидий начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства на создание собственного бизнеса в порядке согласно Приложению N 5 к Программе;
- предоставление субсидий на возмещение 15% затрат по производству хлебобулочных изделий первого и/или высшего сорта в селах с ограниченным сроком завоза в порядке согласно Приложению N 6 к Программе;
- предоставление субсидий на возмещение 15% затрат на строительство теплиц для ведения овощеводства в защищенном грунте в порядке согласно Приложению N 6 к Программе;
- предоставление субсидий на возмещение 15% затрат по электроэнергии субъектам малого и среднего предпринимательства занимающихся хлебопечением в порядке согласно Приложению N 6 к Программе;
- предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, а также физическим лицам, не являющимися индивидуальными предпринимателями и применяющими специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" (на возмещение части затрат на приобретение, ремонт нежилых помещений, а также приобретение строительных материалов) в порядке согласно Приложению N 7 к Программе;
- организация и стимулирование деловой активности субъектов предпринимательства путем проведения тренингов, семинаров, круглых столов и заседаний Советов по развитию малого и среднего предпринимательства и улучшению инвестиционного климата в Тындинском муниципальном округе;
- освещение в СМИ мероприятий государственной и муниципальной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и положительного опыта малых и средних предприятий и предпринимателей, поздравлений населения, информационное обеспечение и др.
- повышение обеспеченности субъектов малого и среднего предпринимательства информационно-консультационными услугами, развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства, снижение рисков ведения бизнеса;
- предоставление находящихся в муниципальной собственности свободных помещений в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства.
Система мероприятий и плановых показателей реализации Программы, приведена в Приложении N 1 к Программе.
5. Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации муниципальной программы
Мерами правового регулирования в данной Программе являются:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Бюджетный Кодекс Российской Федерации.
3. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
4. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
5. Закон Амурской области от 11.01.2010 N 298-ОЗ "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в Амурской области".
6. Закон Амурской области от 24.12.2020 N 664-ОЗ "О преобразовании сельских поселений Тындинского района Амурской области во вновь образованное муниципальное образование Тындинский муниципальный округ Амурской области"
7. Иные федеральные нормативные правовые акты, нормативные правовые акты Амурской области в сфере реализации Программы.
Предполагаемые к принятию меры правового регулирования в сфере реализации Программы приводятся в Приложении N 2 к Программе.
6. Ресурсное обеспечение муниципальной программы
Общий объём бюджетных ассигнований на реализацию Программы составит - 4 104,7 тыс. рублей, в том числе по годам:
2022 год - 1 002,2 тыс. рублей;
2023 год - 361,3 тыс. рублей;
2024 год - 391,6 тыс. рублей;
2025 год - 391,6 тыс. рублей;
2026 год - 391,6 тыс. рублей;
2027 год - 391,6 тыс. рублей;
2028 год - 391,6 тыс. рублей;
2029 год - 391,6 тыс. рублей;
2030 год - 391,6 тыс. рублей.
Планируемый объем финансирования за счет средств областного бюджета составит - 1 556,9 тыс. рублей, в том числе по годам:
2022 год - 777,2 тыс. рублей;
2023 год - 97,2 тыс. рублей;
2024 год - 97,5 тыс. рублей;
2025 год - 97,5 тыс. рублей;
2026 год - 97,5 тыс. рублей;
2027 год - 97,5 тыс. рублей;
2028 год - 97,5 тыс. рублей;
2029 год - 97,5 тыс. рублей;
2030 год - 97,5 тыс. рублей.
Планируемый объем финансирования за счет средств муниципального округа составит - 2 547,8 тыс. рублей, в том числе по годам:
2022 год - 225,0 тыс. рублей;
2023 год - 264,1 тыс. рублей;
2024 год - 294,1 тыс. рублей;
2025 год - 294,1 тыс. рублей;
2026 год - 294,1 тыс. рублей;
2027 год - 294,1 тыс. рублей;
2028 год - 294,1 тыс. рублей;
2029 год - 294,1 тыс. рублей;
2030 год - 294,1 тыс. рублей.
При формировании бюджета муниципального округа на соответствующий год предполагается ежегодное уточнение объемов финансирования Программы.
Информация о расходах на реализацию Программы из средств муниципального округа по годам её реализации, представлена в Приложении N 3 к Программе.
Информация о привлечении средств из различных источников финансирования, приводится в Приложении N 4 к Программе.
7. Планируемые показатели эффективности муниципальной программы
Система показателей эффективности Программы включает целевые показатели, характеризующие решение задач и достижение целей Программы, а также показатели, количественно отражающие ход реализации её структурных элементов.
В результате реализации мероприятий Программы к 2030 году ожидается увеличение:
- количества субъектов малого и среднего предпринимательства до 307 единиц;
- оборота продукции (услуг), производимой малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями и индивидуальными предпринимателями, до 2,1 млрд. рублей;
- количества малых и средних предприятий в расчете на 1 тыс. человек населения Тындинского муниципального округа до 25 единиц;
- доли занятых работников на малых и средних предприятиях округа (в процентах от общей численности работников, занятых на всех предприятиях и организациях) без внешних совместителей до 10 процентов;
- объема налоговых поступлений от малого и среднего предпринимательства в бюджеты всех уровней до 15,0 млн. рублей к 2030 году.
Степень влияния каждого мероприятия на достижение поставленных в Программе целей и непосредственных результатов в совокупности определяется на основании таблицы 3, в которой приведены коэффициенты значимости показателей.
Значения конечного результата Программы соответствуют значениям индикатора эффективности, последнего года её реализации.
Таблица 3
Коэффициенты значимости показателей по годам реализации мероприятий
N |
Наименование программы, типа структурного элемента, структурного элемента, мероприятия |
Значение коэффициента значимости по годам реализации мероприятий |
||||||||
2022 год |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
2026 год |
2027 год |
2028 год |
2029 год |
2030 год |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
Муниципальная программа "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Тындинском муниципальном округе" |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1. |
Структурный элемент: "Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства" |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
1.1. |
Субсидии начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства на создание собственного бизнеса |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
1.2. |
Субсидии на возмещение 15% затрат по производству хлебобулочных изделий первого и/или высшего сорта в селах с ограниченным сроком завоза |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
1.3. |
Субсидии на возмещение 15% затрат на строительство теплиц для ведения овощеводства в защищенном грунте |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
1.4. |
Субсидии на возмещение 15% затрат по электроэнергии субъектам малого и среднего предпринимательства занимающихся хлебопечением |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
1.5. |
Оказание организационной, информационной, консультационной поддержки |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
1.6. |
Поддержка и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
2. |
Структурный элемент: "Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства" |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
8. Риски реализации муниципальной программы.
Меры управления рисками
Анализ рисков реализации Программы и описание мер управления рисками её реализации предусматривают:
1) основные факторы риска реализации Программы, которые могут оказать существенное влияние на показатели ее эффективности, являются:
- изменение федерального законодательства в сфере государственной поддержки малого и среднего предпринимательства;
- снижение доли софинансирования из областного бюджета;
- недофинансирование со стороны бюджета муниципального округа;
- снижение актуальности мероприятий Программы;
- неправильная оценка перспектив развития предпринимательства и эффективности реализации мероприятий муниципальной программы из-за получения недостоверной информации;
- недоверие со стороны предпринимателей в части доступности мероприятий Программы;
- форс-мажорные обстоятельства - стихийные бедствия (лесные пожары, засухи, наводнения, землетрясения).
2) управление рисками Программы будет осуществляться в соответствии с федеральным и региональным законодательством.
С целью минимизации рисков будут использованы:
- постоянный мониторинг федерального законодательства и приведение в соответствие действующему законодательству областных правовых актов;
- мониторинг за реализацией мероприятий Программы;
- ежегодный анализ эффективности мероприятий Программы, перераспределение средств между её мероприятиями;
- определение приоритетов для первоочередного финансирования;
- заключение соглашений с налоговыми органами и органами статистики о взаимодействии и информационном обмене по показателям развития малого и среднего предпринимательства;
- проведение исследований предпринимательской среды;
- осуществление регулярного информирования предпринимательской среды о мероприятиях Программы с использованием разнообразных каналов коммуникаций передачи информации (СМИ, предпринимательские организации, встречи, семинары и др.);
- популяризация успешных проектов муниципальных образований по поддержке малого и среднего предпринимательства;
- проведение совещаний и выработка решений, направленных на снижение рисков и координации действий региональных органов государственной власти Амурской области, местного самоуправления по преодолению препятствий.
Принятие мер по управлению рисками осуществляется в процессе мониторинга реализации Программы и оценки ее эффективности и результативности.
Минимизация рисков, обусловленных действиями внешних факторов, обеспечивается соответствующими инициативами со стороны ответственного исполнителя Программы в адрес органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, участников Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.