Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к решению Красноярского
городского Совета депутатов
от 21.12.2021 N 15-211
Положение
о муниципальном контроле за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения на территории города Красноярска
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение о муниципальном контроле за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения на территории города Красноярска (далее - Положение) определяет деятельность уполномоченного органа администрации города Красноярска (далее - уполномоченный орган), направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами (далее - обязательные требования), осуществляемую в пределах полномочий уполномоченного органа посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами (далее - контролируемые лица) обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранения их последствий и (или) восстановления правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений (далее - муниципальный контроль за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств).
1.2. Предметом муниципального контроля за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств является соблюдение единой теплоснабжающей организацией в процессе реализации мероприятий по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения, необходимых для развития, обеспечения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения и определенных для нее в схеме теплоснабжения, требований Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов, в том числе соответствие таких реализуемых мероприятий схеме теплоснабжения.
Объекты муниципального контроля за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств определяются в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ).
1.3. В целях, связанных с осуществлением муниципального контроля за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств, уполномоченный орган получает на безвозмездной основе документы и (или) сведения от иных органов либо подведомственных таким органам организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) сведения, в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в том числе в электронной форме.
Передача в рамках межведомственного информационного взаимодействия документов и (или) сведений, раскрытие информации, в том числе ознакомление с такими документами и (или) сведениями в случаях, предусмотренных Федеральным законом N 248-ФЗ, осуществляются с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.
1.4. Уполномоченный орган обеспечивает учет объектов муниципального контроля за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств в рамках осуществления муниципального контроля за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств.
Информация об объектах муниципального контроля за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств содержится в схеме теплоснабжения города Красноярска.
1.5. При осуществлении муниципального контроля за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств система оценки и управления рисками не применяется.
2. Контрольный орган, уполномоченный на осуществление муниципального контроля за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств
2.1. От имени уполномоченного органа муниципальный контроль за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств вправе осуществлять должностное лицо уполномоченного органа, в должностные обязанности которого в соответствии с должностной инструкцией входит осуществление полномочий по муниципальному контролю за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств, в том числе проведение профилактических и контрольных мероприятий, внесение сведений в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий (далее - лицо, уполномоченное на проведение контрольного мероприятия).
2.2. Лица, уполномоченные на проведение контрольного мероприятия, в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных действий имеют право:
беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и в соответствии с полномочиями, установленными решением уполномоченного органа о проведении контрольного мероприятия, посещать (осматривать) здания, сооружения, линейные объекты, территории и другие объекты, которыми контролируемые лица владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются обязательные требования (далее - производственные объекты), если иное не предусмотрено федеральными законами;
знакомиться со всеми документами, касающимися соблюдения обязательных требований, в том числе в установленном порядке с документами, содержащими государственную, служебную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;
требовать от контролируемых лиц, в том числе руководителей и других работников контролируемых организаций, представления письменных объяснений по фактам нарушений обязательных требований, выявленных при проведении контрольных мероприятий, а также представления документов для копирования, фото- и видеосъемки;
знакомиться с технической документацией, электронными базами данных, информационными системами контролируемых лиц в части, относящейся к предмету и объему контрольного мероприятия;
составлять акты по фактам непредставления или несвоевременного представления контролируемым лицом документов и материалов, запрошенных при проведении контрольных мероприятий, невозможности провести опрос должностных лиц и (или) работников контролируемого лица, ограничения доступа в помещения, воспрепятствования иным мерам по осуществлению контрольного мероприятия;
выдавать контролируемым лицам рекомендации по обеспечению безопасности и предотвращению нарушений обязательных требований, принимать решения об устранении контролируемыми лицами выявленных нарушений обязательных требований и о восстановлении нарушенного положения;
обращаться в соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" за содействием к органам полиции в случаях, если лицу, уполномоченному на проведение контрольного мероприятия, оказывается противодействие или угрожает опасность;
совершать иные действия, предусмотренные федеральными законами, настоящим Положением.
2.3. Лица, уполномоченные на проведение контрольного мероприятия, обязаны:
соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы контролируемых лиц;
своевременно и в полной мере осуществлять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований, принимать меры по обеспечению исполнения решений лиц, уполномоченных на проведение контрольного мероприятия, вплоть до подготовки предложений об обращении в суд с требованием о принудительном исполнении предписания, если такая мера предусмотрена законодательством;
проводить контрольные мероприятия и совершать контрольные действия на законном основании и в соответствии с их назначением только во время исполнения служебных обязанностей и при наличии соответствующей информации в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, а в случае взаимодействия с контролируемыми лицами проводить такие мероприятия и совершать такие действия только при предъявлении служебного удостоверения, иных документов, предусмотренных федеральными законами;
не допускать при проведении контрольных мероприятий проявление неуважения в отношении богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, не препятствовать их проведению, а также не нарушать внутренние установления религиозных организаций;
не препятствовать присутствию контролируемых лиц, их представителей, а с согласия контролируемых лиц, их представителей присутствию Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей или его общественных представителей, уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации при проведении контрольных мероприятий (за исключением контрольных мероприятий, при проведении которых не требуется взаимодействие уполномоченного органа с контролируемыми лицами) и в случаях, предусмотренных Федеральным законом N 248-ФЗ, осуществлять консультирование;
предоставлять контролируемым лицам, их представителям, присутствующим при проведении контрольных мероприятий, информацию и документы, относящиеся к предмету муниципального контроля за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств, в том числе сведения о согласовании проведения контрольного мероприятия органами прокуратуры в случае, если такое согласование предусмотрено Федеральным законом N 248-ФЗ;
знакомить контролируемых лиц, их представителей с результатами контрольных мероприятий и контрольных действий, относящихся к предмету контрольного мероприятия;
знакомить контролируемых лиц, их представителей с информацией и (или) документами, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия и относящимися к предмету контрольного мероприятия;
учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для охраняемых законом ценностей, а также не допускать необоснованного ограничения прав и законных интересов контролируемых лиц, неправомерного вреда (ущерба) их имуществу;
доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
соблюдать установленные законодательством Российской Федерации сроки проведения контрольных мероприятий и совершения контрольных действий;
не требовать от контролируемых лиц документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации, либо которые находятся в распоряжении государственных органов и органов местного самоуправления.
2.4. Лица, уполномоченные на проведение контрольного мероприятия, не вправе:
оценивать соблюдение обязательных требований, если оценка соблюдения таких требований не относится к полномочиям уполномоченного органа;
проводить контрольные мероприятия, совершать контрольные действия, не предусмотренные решением уполномоченного органа о его проведении;
проводить контрольные мероприятия, совершать контрольные действия в случае отсутствия при их проведении контролируемого лица, за исключением контрольных мероприятий, контрольных действий, не требующих взаимодействия с контролируемым лицом, а также за исключением случаев, если оценка соблюдения обязательных требований без присутствия контролируемого лица при проведении контрольного мероприятия может быть проведена, а контролируемое лицо было надлежащим образом уведомлено о проведении контрольного мероприятия;
требовать представления документов, информации, материалов, если они не относятся к предмету контрольного мероприятия, а также изымать оригиналы таких документов;
требовать от контролируемого лица представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, ранее представленные контролируемым лицом или имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций;
распространять информацию и сведения, полученные в результате осуществления муниципального контроля за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств и составляющие государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
требовать от контролируемого лица представления документов, информации ранее даты начала проведения контрольного мероприятия;
осуществлять выдачу контролируемым лицам предписаний или предложений о проведении за их счет контрольных мероприятий и совершении контрольных действий;
превышать установленные сроки проведения контрольных мероприятий;
препятствовать осуществлению контролируемым лицом, присутствующим при проведении профилактического или контрольного мероприятия, фотосъемки, аудио- и видеозаписи, если совершение указанных действий не запрещено федеральными законами и если эти действия не создают препятствий для проведения указанных мероприятий.
3. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, независимая оценка соблюдения обязательных требований
3.1. В целях стимулирования добросовестного соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований проводятся профилактические мероприятия, направленные на снижение риска причинения вреда (ущерба), которые являются приоритетными по отношению к проведению контрольных мероприятий.
3.2. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям осуществляется в соответствии с ежегодно утверждаемой решением уполномоченного должностного лица уполномоченного органа программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - программа профилактики рисков причинения вреда) путем проведения профилактических мероприятий.
Утвержденная программа профилактики рисков причинения вреда размещается на официальном сайте администрации города Красноярска в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3.3. Профилактические мероприятия проводятся в соответствии с Федеральным законом N 248-ФЗ.
3.4. Уполномоченным органом могут проводиться следующие профилактические мероприятия:
информирование;
объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение);
консультирование;
профилактический визит.
3.5. Информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований осуществляется уполномоченным органом посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте администрации города Красноярска в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.
3.6. В случае наличия у уполномоченного органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, уполномоченный орган объявляет контролируемому лицу предостережение и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Предостережение объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 248-ФЗ, и должно содержать указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов.
Контролируемое лицо вправе после получения предостережения подать в уполномоченный орган возражение в отношении указанного предостережения, в котором указываются следующие сведения:
наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, гражданина;
идентификационный номер налогоплательщика юридического лица, индивидуального предпринимателя, гражданина;
дата и номер предостережения;
обоснование позиции в отношении указанных в предостережении готовящихся или возможных действий (бездействии), которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований;
способ получения ответа.
Возражение в отношении предостережения направляется в уполномоченный орган на бумажном носителе почтовым отправлением либо в виде электронного документа, подписанного с учетом требований, установленных частью 6 статьи 21 Федерального закона N 248-ФЗ, в течение тридцати дней со дня получения контролируемым лицом предостережения.
Уполномоченный орган рассматривает возражение в отношении предостережения в течение тридцати дней со дня получения возражения.
По результатам рассмотрения возражения в отношении предостережения уполномоченный орган принимает одно из следующих решений:
1) об удовлетворении возражения и отмене полностью или частично объявленного предостережения;
2) об отказе в удовлетворении возражения.
Уполномоченный орган информирует контролируемое лицо о результатах рассмотрения возражения не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения, указанного в настоящем пункте, в письменной форме посредством почтовой связи и (или) по электронной почте.
В случае отмены (полностью или частично) объявленного предостережения контролируемому лицу также направляется копия решения уполномоченного органа об отмене объявленного предостережения.
Повторное направление возражения по тем же основаниям не допускается.
3.7. Консультирование (разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением муниципального контроля за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств) осуществляется лицом, уполномоченным на проведение контрольного мероприятия, по обращениям контролируемых лиц и их представителей без взимания платы.
Консультирование может осуществляться по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного мероприятия. Время консультирования не должно превышать пятнадцать минут.
Консультирование, в том числе письменное консультирование, осуществляется по следующим вопросам:
организации и осуществления муниципального контроля за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств;
порядка осуществления профилактических мероприятий, контрольных мероприятий, установленных настоящим Положением;
содержания обязательных требований, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по муниципальному контролю за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств.
Консультирование в письменной форме осуществляется в следующих случаях:
контролируемым лицом представлен письменный запрос о предоставлении письменного ответа по вопросам консультирования;
за время консультирования предоставить ответ на поставленные вопросы невозможно;
ответ на поставленные вопросы требует запроса сведений от иных органов местного самоуправления и органов государственной власти.
В случае если поставленные во время консультирования вопросы не относятся к сфере муниципального контроля за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств, даются необходимые разъяснения по обращению в органы местного самоуправления и органы государственной власти, должностным лицам, к компетенции которых относится решение данных вопросов.
При осуществлении консультирования лицо, уполномоченное на проведение контрольного мероприятия, обязано соблюдать конфиденциальность информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В ходе консультирования информация, содержащая оценку конкретного контрольного мероприятия, решений и (или) действий лица, уполномоченного на проведение контрольного мероприятия, иных участников контрольного мероприятия, а также результаты проведенной в рамках контрольного мероприятия экспертизы не предоставляются.
Информация, ставшая известной в ходе консультирования лицу, уполномоченному на проведение контрольного мероприятия, не подлежит использованию в целях оценки контролируемого лица по вопросам соблюдения обязательных требований.
В случае если в течение календарного года поступило пять и более однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей, консультирование по таким обращениям осуществляется посредством размещения на официальном сайте администрации города Красноярска в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" письменного разъяснения, подписанного уполномоченным должностным лицом уполномоченного органа.
3.8. Профилактический визит проводится лицом, уполномоченным на проведение контрольного мероприятия, в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи.
В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам муниципального контроля за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств.
В ходе профилактического визита лицом, уполномоченным на проведение контрольного мероприятия, осуществляется консультирование контролируемого лица.
Обязательный профилактический визит осуществляется в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности, не позднее чем в течение одного года с момента начала такой деятельности (при наличии сведений о начале деятельности).
О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо уведомляется уполномоченным органом не позднее чем за пять рабочих дней до даты его проведения.
Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом уполномоченный орган не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения.
Срок осуществления обязательного профилактического визита составляет один рабочий день.
При проведении профилактического визита контролируемым лицам не могут выдаваться предписания об устранении нарушений обязательных требований. Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.
3.9. При проведении профилактических мероприятий осуществляется взаимодействие с контролируемыми лицами только в случаях, установленных Федеральным законом N 248-ФЗ.
Профилактические мероприятия, в ходе которых осуществляется взаимодействие с контролируемыми лицами, проводятся только с согласия данных контролируемых лиц либо по их инициативе.
Если при проведении профилактических мероприятий установлено, что объекты муниципального контроля за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, лицо, проводившее профилактическое мероприятие, незамедлительно направляет информацию об этом руководителю уполномоченного органа для принятия решения о проведении контрольных мероприятий.
4. Индикаторы риска нарушения обязательных требований
4.1. Индикаторами риска нарушения обязательных требований, используемых при осуществлении муниципального контроля за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств на территории города Красноярска, являются:
- высокая степень физического и морального износа объектов теплоснабжения;
- увеличение количества аварийных ситуаций более чем на 20 процентов по сравнению со среднестатистическим значением за последние пять лет;
- низкая платежеспособность организаций, обслуживающих объекты теплоснабжения.
4.2. При выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований уполномоченным органом могут использоваться сведения, характеризующие уровень рисков причинения вреда (ущерба), полученные с соблюдением требований законодательства Российской Федерации из любых источников, обеспечивающих их достоверность, в том числе в ходе проведения профилактических мероприятий, контрольных мероприятий, от государственных органов, органов местного самоуправления и организаций в рамках межведомственного информационного взаимодействия, из отчетности, представление которой предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, по результатам предоставления гражданам и организациям государственных и муниципальных услуг, из обращений контролируемых лиц, иных граждан и организаций, из сообщений средств массовой информации, а также сведения, содержащиеся в информационных ресурсах уполномоченного органа, и иные сведения об объектах муниципального контроля за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств.
4.3. Сбор, обработка, анализ и учет сведений об объектах муниципального контроля за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств в целях определения индикаторов риска нарушения обязательных требований осуществляются уполномоченным органом без взаимодействия с контролируемыми лицами.
При осуществлении сбора, обработки, анализа и учета сведений об объектах муниципального контроля за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств в целях определения индикаторов риска нарушения обязательных требований на контролируемых лиц не могут возлагаться дополнительные обязанности, не предусмотренные федеральными законами.
5. Порядок организации и осуществления муниципального контроля за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств
5.1. При осуществлении муниципального контроль за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств могут проводиться следующие мероприятия:
5.1.1. Контрольные мероприятия со взаимодействием с контролируемыми лицами:
документарная проверка;
выездная проверка.
5.1.2. Контрольным мероприятием без взаимодействия с контролируемыми лицами является выездное обследование.
5.2. Для проведения контрольного мероприятия со взаимодействием с контролируемыми лицами принимается решение о его проведении, подписанное руководителем уполномоченного органа, в котором указываются:
дата, время и место принятия решения;
кем принято решение;
основание проведения контрольного мероприятия;
вид контроля;
фамилии, имена, отчества (при наличии), должности лиц, уполномоченных на проведение контрольного мероприятия, а также привлекаемых к проведению контрольного мероприятия специалистов, экспертов или наименование экспертной организации, привлекаемой к проведению такого мероприятия;
объект муниципального контроля за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств, в отношении которого проводится контрольное мероприятие;
адрес места осуществления контролируемым лицом деятельности или адрес нахождения иных объектов муниципального контроля за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств, в отношении которых проводится контрольное мероприятие;
фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина или наименование организации, адрес организации (ее филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), ответственных за соответствие обязательным требованиям объекта муниципального контроля за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств, в отношении которого проводится контрольное мероприятие;
вид контрольного мероприятия;
перечень контрольных действий, совершаемых в рамках контрольного мероприятия;
предмет контрольного мероприятия;
проверочные листы, если их применение является обязательным;
дата проведения контрольного мероприятия, в том числе срок непосредственного взаимодействия с контролируемым лицом;
перечень документов, предоставление которых контролируемым лицом необходимо для оценки соблюдения обязательных требований (в случае, если в рамках контрольного мероприятия предусмотрено предоставление контролируемым лицом документов в целях оценки соблюдения обязательных требований).
Контрольное мероприятие без взаимодействия с контролируемыми лицами проводится на основании задания, выданного руководителем уполномоченного органа.
5.3. Контрольное мероприятие может быть начато после внесения в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий сведений, установленных правилами его формирования и ведения, за исключением выездного обследования, а также случаев неработоспособности единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, зафиксированных оператором реестра.
5.4. При проведении контрольных мероприятий могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись.
Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут быть использованы любые технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи, имеющиеся в распоряжении лица, уполномоченного на проведение контрольного мероприятия.
Информация о технических средствах, использованных для фиксации доказательств нарушений обязательных требований, указывается в акте контрольного мероприятия.
Фиксация нарушений обязательных требований при помощи фотосъемки проводится не менее чем двумя снимками каждого из выявленных нарушений обязательных требований. Аудио- и видеозапись осуществляется в ходе проведения контрольного мероприятия непрерывно (с уведомлением контролируемого лица в начале записи и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи). В ходе аудио- и видеозаписи подробно фиксируются место и характер выявленного нарушения обязательных требований.
Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи являются приложением к акту контрольного мероприятия. Использование фотосъемки, аудио- и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений обязательных требований осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации.
5.5. Внеплановые контрольные мероприятия, за исключением выездного обследования, проводятся по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-5 части 1 статьи 57, частью 12 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ.
5.6. Документы, оформляемые уполномоченным органом при осуществлении муниципального контроля за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств, а также экспертами, привлекаемыми к проведению контрольных мероприятий, с 31 декабря 2023 года составляются в форме электронного документа и подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью.
5.7. Информирование контролируемых лиц о совершаемых лицами, уполномоченными на проведение контрольного мероприятия, действиях и принимаемых решениях осуществляется в сроки и порядке, установленные Федеральным законом N 248-ФЗ.
Документы, направляемые в электронном виде контролируемым лицом в уполномоченный орган, подписываются:
простой электронной подписью, ключ которой получен физическим лицом при личной явке в соответствии с правилами использования простой электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме, установленными Правительством Российской Федерации;
усиленной квалифицированной электронной подписью в случаях, установленных Федеральным законом N 248-ФЗ.
Не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в уполномоченный орган, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
5.8. В случае временной нетрудоспособности или нахождения в служебной командировке (при предоставлении подтверждающих документов) индивидуальный предприниматель, гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в уполномоченный орган информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного мероприятия.
По результатам рассмотрения представленной информации руководителем уполномоченного органа принимается решение о переносе сроков проведения мероприятия на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для данного обращения индивидуального предпринимателя.
5.9. Оформление результатов контрольного мероприятия, ознакомление с результатами контрольного мероприятия, представление возражений осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом N 248-ФЗ.
5.10. Решения, принимаемые по результатам контрольных мероприятий:
внесение в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий сведений об отсутствии выявленных нарушений обязательных требований (лицо, уполномоченное на проведение контрольного мероприятия, вправе выдать рекомендации по соблюдению обязательных требований, провести иные мероприятия, направленные на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям);
выдача предписания об устранении выявленных нарушений.
В случае выявления при проведении документарной, выездной проверок нарушений обязательных требований со стороны контролируемого лица, лицо, уполномоченное на проведение контрольного мероприятия, обязано:
выдать после оформления акта контрольного мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
незамедлительно принять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или прекращению его причинения вплоть до обращения в суд с требованием о запрете эксплуатации (использования) зданий, строений, сооружений, помещений и иных подобных объектов и о доведении до сведения граждан, организаций любым доступным способом информации о наличии угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и способах ее предотвращения в случае, если при проведении контрольного мероприятия установлено, что деятельность гражданина, организации, владеющих и (или) пользующихся объектом муниципального контроля за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств, эксплуатация (использование) ими зданий, строений, сооружений, помещений и иных подобных объектов, выполняемые ими работы, оказываемые услуги представляют непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или что такой вред (ущерб) причинен;
при выявлении в ходе контрольного мероприятия признаков преступления или административного правонарушения направить соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией или при наличии соответствующих полномочий принять меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности;
принять меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений обязательных требований, предупреждению нарушений обязательных требований, предотвращению возможного причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, при неисполнении предписания в установленные сроки принять меры по обеспечению его исполнения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном исполнении предписания, если такая мера предусмотрена законодательством;
рассмотреть вопрос о выдаче рекомендаций по соблюдению обязательных требований, проведении иных мероприятий, направленных на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
5.11. В случае если проведение контрольного мероприятия оказалось невозможным в связи с отсутствием контролируемого лица по месту нахождения (осуществления деятельности), либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности контролируемым лицом, либо в связи с иными действиями (бездействием) контролируемого лица, повлекшими невозможность проведения или завершения контрольного мероприятия, лицо, уполномоченное на проведение контрольного мероприятия, составляет акт о невозможности проведения контрольного мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, с указанием причин и информирует контролируемое лицо о невозможности проведения контрольного мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, в порядке, предусмотренном частями 4 и 5 статьи 21 Федерального закона N 248-ФЗ. В этом случае лицо, уполномоченное на проведение контрольного мероприятия, вправе совершить контрольные действия в рамках указанного контрольного мероприятия в любое время до завершения проведения контрольного мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом.
6. Виды контрольных мероприятий
6.1. Документарная проверка проводится по месту нахождения уполномоченного органа, ее предметом являются исключительно сведения, содержащиеся в документах контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документы, используемые при осуществлении их деятельности, использовании производственных объектов и связанные с исполнением ими обязательных требований и решений уполномоченного органа, в том числе сведения, составляющие государственную тайну и находящиеся по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений).
В ходе документарной проверки рассматриваются документы контролируемых лиц, имеющиеся в распоряжении уполномоченного органа, результаты предыдущих контрольных мероприятий, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленных в отношении этих контролируемых лиц государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В ходе документарной проверки могут совершаться такие контрольные действия как получение письменных объяснений, истребование документов.
В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении уполномоченного органа, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение контролируемым лицом обязательных требований, уполномоченный орган направляет в адрес контролируемого лица требование представить иные необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы. В течение десяти рабочих дней со дня получения данного требования контролируемое лицо обязано направить в уполномоченный орган указанные в требовании документы.
В случае если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных контролируемым лицом документах либо выявлено несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у уполномоченного органа документах и (или) полученным при осуществлении муниципального контроля за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств, информация об ошибках, о противоречиях и несоответствии сведений направляется контролируемому лицу с требованием представить в течение десяти рабочих дней необходимые пояснения. Контролируемое лицо, представляющее в уполномоченный орган пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо относительно несоответствия сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у уполномоченного органа документах и (или) полученным при осуществлении муниципального контроля за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств, вправе дополнительно представить в уполномоченный орган документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.
При проведении документарной проверки сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены уполномоченным органом от иных органов у контролируемого лица, не истребуются.
Срок проведения документарной проверки не может превышать десять рабочих дней. В указанный срок не включается период с момента направления уполномоченным органом контролируемому лицу требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до момента представления указанных в требовании документов в уполномоченный орган, а также период с момента направления контролируемому лицу информации уполномоченного органа о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у уполномоченного органа документах и (или) полученным при осуществлении муниципального контроля за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств, и требования представить необходимые пояснения в письменной форме до момента представления указанных пояснений в уполномоченный орган.
Акт документарной проверки направляется контролируемому лицу в порядке, установленном статьей 21 Федерального закона N 248-ФЗ.
6.2. Выездная проверка проводится посредством взаимодействия с контролируемым лицом, владеющим производственными объектами и (или) использующим их, в целях оценки соблюдения таким лицом обязательных требований, а также оценки выполнения решений контрольного органа.
Выездная проверка проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта муниципального контроля за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств.
Выездная проверка проводится в случае, если не представляется возможным:
удостовериться в полноте и достоверности сведений, которые содержатся в находящихся в распоряжении уполномоченного органа или в запрашиваемых уполномоченным органом документах и объяснениях контролируемого лица;
оценить соответствие деятельности, действий (бездействия) контролируемого лица и (или) принадлежащих ему и (или) используемых им объектов муниципального контроля за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств обязательным требованиям без выезда на указанное в абзаце втором настоящего пункта место и совершения необходимых контрольных действий, предусмотренных в рамках иного вида контрольных мероприятий.
О проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за двадцать четыре часа до ее начала в порядке, предусмотренном пунктом 5.7 настоящего Положения. Срок проведения выездной проверки не может превышать десять рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия.
В ходе выездной проверки могут совершаться такие контрольные действия как осмотр, опрос, получение письменных объяснений, истребование документов.
6.3. Выездное обследование может проводиться по месту нахождения (осуществления деятельности) организации (ее филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), месту осуществления деятельности гражданина, месту нахождения объекта муниципального контроля за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств, при этом не допускается взаимодействие с контролируемым лицом.
Выездное обследование проводится в целях оценки соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований на основании задания руководителя уполномоченного органа.
В ходе выездного обследования на общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) производственных объектах может осуществляться осмотр.
Выездное обследование проводится без информирования контролируемого лица.
Срок проведения выездного обследования одного объекта муниципального контроля за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств (нескольких объектов, расположенных в непосредственной близости друг от друга) не может превышать один рабочий день, если иное не установлено федеральным законом.
По результатам проведения выездного обследования не могут быть приняты решения, предусмотренные абзацами пятым и шестым пункта 5.10 настоящего Положения.
Выездное обследование проводится в форме внепланового контрольного мероприятия.
6.4. Внеплановая документарная проверка и внеплановая выездная проверка проводятся только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев их проведения в соответствии с:
поручением Президента Российской Федерации, поручением Правительства Российской Федерации о проведении контрольных мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;
требованием прокурора о проведении контрольного мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
истечением срока исполнения решения уполномоченного органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований - в случаях, установленных частью 1 статьи 95 Федерального закона N 248-ФЗ.
6.5. Если основанием для проведения внеплановой выездной проверки являются сведения о непосредственной угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, уполномоченный орган для принятия неотложных мер по ее предотвращению и устранению приступает к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно (в течение двадцати четырех часов после получения соответствующих сведений) с извещением об этом органа прокуратуры по месту нахождения объекта муниципального контроля за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств посредством направления в тот же срок документов, предусмотренных частью 5 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ. В этом случае уведомление контролируемого лица о проведении внепланового контрольного мероприятия может не проводиться.
6.6. В целях снижения рисков причинения вреда (ущерба) на объектах муниципального контроля за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств и оптимизации проведения контрольных мероприятий уполномоченным органом формируются и утверждаются руководителем проверочные листы (списки контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований).
Проверочные листы не могут возлагать на контролируемое лицо обязанность по соблюдению обязательных требований, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
При проведении контрольных мероприятий проверочные листы, указанные в решении о проведении контрольного мероприятия, заполняются лицами, уполномоченными на проведение контрольного мероприятия, в электронной форме посредством внесения ответов на контрольные вопросы и заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью лица, уполномоченного на проведение контрольного мероприятия. До 31 декабря 2023 года проверочные листы могут составляться и подписываться на бумажном носителе.
6.7. Контроль за устранением выявленных нарушений осуществляется в виде выездной проверки, если проводится оценка устранения нарушения, выявленного по итогам выездной проверки.
7. Виды контрольных действий, осуществляемых в рамках проведения контрольных мероприятий
7.1. В рамках проведения контрольных мероприятий могут совершаться следующие действия:
осмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов.
7.2. При осмотре проводится визуальное обследование производственных объектов, без демонтажа или нарушения целостности обследуемых объектов.
Осмотр осуществляется лицом, уполномоченным на проведение контрольного мероприятия, в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением видеозаписи. По результатам осмотра лицом, уполномоченным на проведение контрольного мероприятия, составляется протокол осмотра, в который вносится перечень осмотренных территорий и помещений, а также вид, количество и иные идентификационные признаки обследуемых объектов, имеющие значение для контрольного мероприятия.
7.3. При необходимости получения лицом, уполномоченным на проведение контрольного мероприятия, устной информации, имеющей значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, производится опрос контролируемого лица или его представителя и иных лиц, располагающих такой информацией.
Результаты опроса фиксируются в протоколе опроса, который подписывается опрашиваемым лицом, подтверждающим достоверность изложенных им сведений, а также в акте контрольного мероприятия в случае, если полученные сведения имеют значение для контрольного мероприятия.
7.4. Для получения письменных объяснений, имеющих значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, от контролируемого лица или его представителя, свидетелей, располагающих такими сведениями, лицо, уполномоченное на проведение контрольного мероприятия, в ходе контрольного мероприятия запрашивает письменные свидетельства.
Лицо, уполномоченное на проведение контрольного мероприятия, вправе собственноручно составить письменные объяснения со слов должностных лиц или работников организации, гражданина, являющихся контролируемыми лицами, их представителей, свидетелей. В этом случае указанные лица знакомятся с письменными объяснениями, при необходимости дополняют текст, делают отметку о том, что лицом, уполномоченным на проведение контрольного мероприятия, с их слов записал верно, и подписывают документ, указывая дату и место его составления.
В случае если полученные сведения имеют значение для контрольного мероприятия, результаты письменных объяснений фиксируются также в акте контрольного мероприятия.
7.5. Истребуемые документы направляются в уполномоченный орган в форме электронного документа в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона N 248-ФЗ, за исключением случаев, если уполномоченным органом установлена необходимость представления документов на бумажном носителе. По завершении контрольного мероприятия подлинники документов возвращаются контролируемому лицу.
Документы, которые истребуются в ходе контрольного мероприятия, должны быть представлены контролируемым лицом в срок, указанный в требовании о представлении документов лицу, уполномоченному на проведение контрольного мероприятия. В случае если контролируемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение установленного в указанном требовании срока, оно обязано незамедлительно ходатайством в письменной форме уведомить лицо, уполномоченное на проведение контрольного мероприятия, о невозможности представления документов в установленный срок с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленный срок, и срока, в течение которого контролируемое лицо может представить истребуемые документы. В течение двадцати четырех часов со дня получения такого ходатайства лицо, уполномоченное на проведение контрольного мероприятия, продлевает срок представления документов или отказывает в продлении срока, о чем контролируемое лицо информируется любым доступным способом в соответствии со статьей 21 Федерального закона N 248-ФЗ.
Документы (копии документов), ранее представленные контролируемым лицом в уполномоченный орган, независимо от оснований их представления могут не представляться повторно при условии уведомления уполномоченного органа о том, что истребуемые документы (копии документов) были представлены ранее, с указанием реквизитов документа, которым (приложением к которому) они были представлены.
8. Обжалование решений уполномоченного органа, действий (бездействия) должностных лиц уполномоченного органа
8.1. Решения и действия (бездействие) должностных лиц, осуществляющих муниципальный контроль, могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Досудебный порядок подачи жалоб при осуществлении муниципального контроля за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств не применяется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.