Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Комитета города Москвы
по ценовой политике в строительстве
и государственной экспертизе проектов
от 24 декабря 2021 г. N МКЭ-ОД/21-110
Комитет города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов
(МОСКОМЭКСПЕРТИЗА)
Государственное автономное учреждение города Москвы "Научно-исследовательский аналитический центр"
(ГАУ "НИАЦ")
Методика
определения сметных цен эксплуатации строительных машин и механизмов, применяемых при строительстве объектов города Москвы
МОС.02.02-004.2021
Издание официальное
Москва 2021
Предисловие
Настоящая Методика определения сметных цен эксплуатации строительных машин и механизмов, применяемых при строительстве объектов города Москвы (далее - Методика) разработана Государственным автономным учреждением города Москвы "Научно-исследовательский аналитический центр" (ГАУ "НИАЦ") в соответствии с Положением о Комитете города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов (утверждено постановлением Правительства Москвы от 24 февраля 2011 года N 48-ПП).
Методика устанавливает правила разработки сметных цен эксплуатации строительных машин и механизмов, применяемых при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства при размещении объектов регионального значения города Москвы, включая объекты, строительство которых осуществляется с привлечением средств бюджета города Москвы, в том числе объекты, строительство которых осуществляется в целях реализации решения о реновации жилищного фонда в городе Москве, предусмотренного постановлением Правительства Москвы от 1 августа 2017 г. N 497-ПП "О Программе реновации жилищного фонда в городе Москве", а также работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджета города Москвы.
В соответствии с Положением о системе документов, классификации и присвоения обозначений документам в области ценообразования и сметного нормирования в строительстве в городе Москве, утвержденного приказом Комитета города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов N МКЭ-ОД/20-96 от 30 декабря 2020 года, Методике присвоен шифр обозначения документа МОС.02.02-004.2021.
1.1. Общие положения
1.1. Настоящая Методика определения сметных цен эксплуатации строительных машин и механизмов, применяемых при строительстве объектов города Москвы (далее - Методика) устанавливает правила и порядок разработки сметных цех эксплуатации строительных машин и механизмов для включения в территориальную сметно-нормативную базы города Москвы (ТСН-2001).
1.2. Положения Методики распространяются на организации независимо от форм собственности, организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности, а также органы исполнительной власти города Москвы и организации строительного комплекса, заинтересованные в разработке и актуализации сметных цен эксплуатации строительных машин и механизмов, подлежащих включению в территориальную сметно-нормативную базу города Москвы (ТСН-2001).
1.3. Данная Методика подготовлена в соответствии с требованиями Положения о системе документов, классификации и присвоения обозначений документам в области ценообразования и сметного нормирования в строительстве в городе Москве.
1.4. Сметные цены эксплуатации строительных машин и механизмов предназначены для разработки сметных расценок на строительные, ремонтно-строительные работы, расценок на монтаж оборудования, и сметных цен на перевозку грузов сметно-нормативной базы ТСН-2001, укрупненных нормативов цены строительства; для определения сметных затрат на объект, когда продолжительность эксплуатации машин определяется по проекту производства работ или проекту организации строительства.
1.5. Сметные цены эксплуатации машин и механизмов, в том числе зарубежного производства, разрабатываются с учетом их дифференциации по типоразмерным группам, устанавливаемым по основному техническому параметру для данного вида (типа) машин и механизмов и объединяются в разделы сборника, соответствующие видам строительных работ, а также видам машин. Разделы сборника сметных цен эксплуатации строительных машин и механизмов дополняются и уточняются по мере внедрения в практику строительного производства новых средств механизации и учета их в новых сметных нормативах ТСН.
1.6. Сметные цены на эксплуатацию машин разрабатываются в расчете на 1 машино-час среднесменного времени их эксплуатации, который включает:
- время выполнения технологических операций;
- время технологических перерывов в работе машины;
- время замены быстроизнашивающихся частей и рабочего оборудования (рабочей оснастки);
- время перемещения машин по фронту работ в пределах строительной площадки;
- время подготовки машин к работе в начале смены и их сдачи в конце смены;
- время ежесменного технического обслуживания машин;
- время перерывов в работе машиниста (машинистов), регламентированных законодательством о труде.
1.7. Сметными ценами эксплуатации машин и механизмов учитываются прямые затраты, а также накладные расходы и сметная прибыль в составе отдельных статей затрат.
К статьям, в которых учитываются накладные расходы и сметная прибыль в составе сметных цен, относятся:
- затраты на выполнение всех видов ремонта и технического обслуживания машин и механизмов;
- затраты на перебазировку машин и механизмов с базы механизации на строительную площадку и обратно - со строительной площадки на базу механизации.
Накладные расходы и сметная прибыль на показатели оплаты труда машинистов начисляются дополнительно при определении сметной стоимости строительства объектов согласно действующим нормативам ТСН.
1.8. В сметных ценах на эксплуатацию строительных машин не учитываются следующие затраты:
- на устройство и разборку временных подкрановых путей под башенные краны и др. Эти затраты определяются дополнительно в соответствии с действующими сметными нормами на устройство и разборку временных подкрановых путей;
- на устройство фундаментов под компрессорные и насосные установки. Эти затраты должны определятся в зависимости от конструкции и размеров фундаментов, на основе соответствующих сметных нормативов;
- стоимость и расход породоразрушающей, режущей оснастки машин и механизмов. Эти затраты включаются в состав нормативных показателей расхода материальных ресурсов сметных нормативов.
1.9. В сметные цены эксплуатации строительных машин и механизмов не включается заработная плата рабочих, участвующих в механизированных строительных процессах, но не занятых непосредственно управлением и уходом за машинами (такелажников, монтажников, бурильщиков, трубоукладчиков и т.д.).
Не учитывается заработная плата рабочих, применяющих механизированный инструмент, а также работающих с помощью механизмов, приводимых в движение вручную (лебедки, домкраты и т.д.).
В сметную цену на эксплуатацию насосов заработная плата рабочих, управляющих машинами, включается из расчета обслуживания одним машинистом трех насосов.
1.10. Наименования и единицы измерения физических величин, учитываемых при разработке сметных цен на эксплуатацию строительных машин, принимаются в расчетах по системе СИ.
1.11. Наименования машин и механизмов при разработке сметных цен устанавливаются в соответствии с действующими стандартами Российской Федерации (по действующему ОКПД), а при отсутствии информации по данным производителя (поставщика).
1.12. Числовые показатели приводятся с точностью до двух (при необходимости до трех) значащих цифр, при этом округление производится до двух цифр.
1.13. Форма таблицы сборника сметных цен на эксплуатацию строительных машин и механизмов приведена в Приложении А.
2. Термины и определения
В настоящей Методике используются следующие термины с соответствующими определениями:
1) амортизационные отчисления - отчисления части стоимости машин и автотранспортных средств для возмещения их износа;
2) быстроизнашивающиеся части - составные части (детали) машин или механизированного инструмента, которые в процессе эксплуатации имеют повышенный износ (истирание, разрушение, растрескивание, расслоение, перегорание и т.п.) и не воздействуют на обрабатываемую поверхность при производстве работ (шланги, цепи, канаты, шины и т.п.).
3) годовой режим работы машины - среднее время работы машины за год в течение нормативного срока службы, измеряемое в машино-часах;
4) нормативный срок полезного использования машины - период использования машины по ее функциональному назначению, в течение которого происходит полный физический износ (амортизация);
5) ОКПД - общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности;
6) машины-представители типоразмерной группы - машины и механизмы со схожими (совпадающими) основными техническими параметрами, выпускаемые разными производителями;
7) породоразрушающая, режущая оснастка машин и механизмов - быстроизнашивающиеся части (оснастка), расходуемые в процессе производства работ и имеющие непосредственное воздействие на обрабатываемую поверхность (диски, буры, долота и т.п.);
8) сборник - Сборник сметных цен эксплуатации строительных машин и механизмов территориальной сметно-нормативной базы города Москвы (ТСН);
9) технологические перерывы - нормируемые затраты времени (регламентируемые простои и перерывы), вызванные специфическими особенностями производственного процесса, выполняемого в условиях правильной организации производства и труда.
10) типоразмерная группа машин - совокупность машин разных моделей (марок) данного назначения, объединяемых по основной технической характеристике (параметру) в одну группу;
11) ТСН - территориальная сметно-нормативная база города Москвы.
12) эксплуатирующая организация - организация (юридическое лицо), осуществляющая непосредственную эксплуатацию и (или) ремонт и техническое обслуживание машин и механизмов.
3. Порядок разработки сметных цен эксплуатации строительных машин и механизмов
Разработка сметных цен эксплуатации строительных машин и механизмов () осуществляется по каждой типоразмерной группе машин в рублях на 1 машино-час (маш.-ч) среднесменного времени работы по следующей формуле:
, (1)
где:
- нормативный показатель затрат амортизационных отчислений на полное восстановление основных средств;
- нормативный показатель затрат на выполнение технического обслуживания, диагностирование и всех видов ремонта строительных машин;
- нормативный показатель затрат на замену быстроизнашивающихся частей;
- нормативный показатель затрат на оплату труда рабочих, управляющих строительной машиной (машинистов);
- нормативный показатель затрат на энергоносители (электроэнергию, бензин, дизельное топливо, газ);
- нормативный показатель затрат на смазочные материалы;
- нормативный показатель затрат на гидравлическую и охлаждающую жидкость;
- нормативный показатель затрат на перебазировку машин с одной строительной площадки (базы механизации) на другую строительную площадку (базу механизации), включая затраты на монтаж и демонтаж строительных машин, на их перевозку с погрузочно-разгрузочными операциями.
По особо сложным и мощным машинам на операции, связанные с их перебазировкой (монтаж, демонтаж), разрабатываются отдельные сметные цены. В этих случаях нормативный показатель затрат по статье "перебазировка" в составе сметных расценок на эксплуатацию машин отсутствует.
3.1. Расчет нормативного показателя затрат амортизационных отчислений на полное восстановление
Нормативный показатель затрат амортизационных отчислений на полное восстановление для строительных машин определяется по формуле:
, (2)
,где:
- усредненная стоимость приобретения строительных машин и механизмов данной типоразмерной группы, по их маркам (моделям), на дату введения в действие сметной цены, руб.
Усредненная стоимость приобретения строительных машин и механизмов серийного производства в текущем уровне цен определяется с учетом цен поставки соответствующих машин и механизмов на основании данных о текущих ценах их реализации (не менее чем от 2 (двух) производителей, поставщиков (официальных дилеров). В случае выпуска машин и (или) механизмов единственным производителем допускается определение их стоимости приобретения на основании данных о текущей цене реализации по 1 (одному) поставщику.
Показатель для универсальных машин должен учитывать приобретение двух-трех видов сменного рабочего оборудования (например, для экскаваторов - это прямая лопата, обратная лопата и т.д.) и затраты на первоначальную доставку машины от продавца до города Москва с учетом транспортных расходов, таможенных сборов и пошлин, затрат на погрузо-разгрузочные работы, заготовительно-складских расходов;
- коэффициент, учитывающий затраты на доставку (транспортные и заготовительно-складские расходы) машин и механизмов до города Москвы ( = 1,1). Применяется, когда цена приобретения поставщика указывается без доставки до города Москвы;
- норма амортизационных отчислений, %/год. Показатели принимают в соответствии со сроком полезного использования машины по данным производителя согласно технической документации или в соответствии с действующим постановлением Правительства Российской Федерации о классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы и действующими положениями бухгалтерского учета.
В случаях отсутствия необходимых данных допускается применение иных действующих нормативных и правовых актов Российской Федерации, позволяющих определить норму амортизационных отчислений для выбранных машин-представителей типоразмерной группы.
- ежеквартальная корректировка стоимости приобретения машин (индекс) на дату ввода сметной цены, в соответствии с индексами цен производителей на отдельные виды промышленных товаров, публикуемых Федеральной службой государственной статистики.
- годовой режим работы машин и механизмов, маш.-ч/год.
Годовой режим разрабатывается на машину-представитель по каждой группе или марке (модели) машин применительно к условиям эксплуатации строительных машин на объектах строительства города Москвы.
Нормативный показатель годового режима работы машины (), маш.-ч/год, определяется по формуле:
, (3)
где:
- годовая норма рабочего времени, час. Принимается в соответствии Трудовым кодексом и постановлениями Правительства Российской Федерации на каждый год;
- количество целодневных перерывов в работе машин в течение года (рабочего сезона - для машин сезонного использования), связанных с неблагоприятными метеорологическими условиями (температура, дождь, ветер, промерзание грунта);
- количество целодневных перерывов в работе машин в течение года, связанных с ремонтом и техническим обслуживанием, включая доставку машин до ремонтных баз и обратно (определяются на основании технической документации на машины и фактических данных баз механизации);
- количество целодневных перерывов в работе машин в течение года, затрачиваемых на перебазировку машины с одной строительной площадки (базы механизации) на другую строительную площадку (базу механизации), на основании данных о количестве и территориальном размещении строящихся объектов, а также данных о фактическом количестве и продолжительности перебазировок за предшествующий отчетный период.
Для определения , , могут быть использованы нормативно-методические документы действующие в области системы механизации в строительстве.
- коэффициент сменности работы машины в течение года. Определяется как отношение времени, отрабатываемого машиной за сутки в среднем в течение года (маш.-ч/сутки) к нормативной продолжительности рабочей смены (маш.-ч/смена).
В случаях отсутствия необходимых данных для определения годового режима работы машин-представителей при разработке сметных цен применяются типовые годовые режимы строительных машин и механизмов Приложения Б.
3.2. Расчет нормативного показателя затрат на ремонт, техническое обслуживание и диагностирование строительных машин и механизмов
Нормативный показатель затрат на выполнение ремонта, технического обслуживания и диагностирования строительных машин определяется по формуле:
, (4)
где:
- годовая норма затрат на все виды ремонта, техническое обслуживание и диагностирование в процентах от стоимости приобретения машин соответствующей типоразмерной группы (таблица 1). Нормами затрат на ремонт, техническое обслуживание и диагностирование строительных машин и механизмов по типоразмерным группам учтены соответствующие затраты на выполнение указанных работ, в том числе оплата труда рабочих, выполняющих ремонт, техническое обслуживание, диагностирование машин, накладные расходы и сметная прибыль.
Таблица 1
Нормы
годовых затрат на ремонт и техническое обслуживание строительных машин и механизмов
N |
Наименование машин |
Норма годовых затрат на ремонт и техническое обслуживание машин, % |
|
отечественного производства |
зарубежного производства |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Автогрейдеры |
10,0 |
6,0 |
2 |
Бульдозеры |
23,0 |
13,8 |
3 |
Катки |
9,0 |
5,4 |
4 |
Краны башенные, краны козловые |
13,0 |
7,8 |
5 |
Краны на автомобильном ходу |
15,0 |
9,0 |
6 |
Краны на гусеничном ходу |
15,0 |
9,0 |
7 |
Краны на автомобильном ходу, пневмоколесном ходу и специальном шасси |
15,0 |
9,0 |
8 |
Машины для свайных работ |
15,0 |
9,0 |
9 |
Машины для буровых и проходческих работ |
15,0 |
9,0 |
10 |
Машины стационарные/прицепные с двигателями внутреннего сгорания (компрессоры, передвижные электростанции, и т.д.) |
9 |
5,4 |
11 |
Машины стационарные/прицепные с электроприводом и пневмодвигателем (бетоно- и растворосмесители, штукатурные станции, окрасочные агрегаты и т.д.) |
8,3 |
5,0 |
12 |
Машины самоходные прочие (автогудронаторы, скреперы, автотранспортные средства и т.д.) |
15,0 |
9,0 |
13 |
Механизированный ручной инструмент (лебедки, домкраты и т.д.) |
3,0 |
1,8 |
14 |
Погрузчики |
13,0 |
7,8 |
15 |
Подъемники |
3,0 |
1,8 |
16 |
Тракторы |
19,0 |
11,4 |
17 |
Экскаваторы |
17,0 |
10,2 |
3.3. Расчет нормативного показателя затрат на замену быстроизнашивающихся частей строительных машин и механизмов
3.3.1. Нормативный показатель затрат на замену быстроизнашивающихся частей () определяется по формуле:
, (5)
где:
- цена быстроизнашивающейся части данного вида, руб/ед. Показатель принимается на основе текущих цен приобретения на дату введения в действие сметной цены на эксплуатацию машин данной типоразмерной группы;
- коэффициент, учитывающий затраты на доставку (транспортные и заготовительно-складские расходы) быстроизнашивающихся частей данного вида к потребителю ( = 1,1). Применяется, когда цена приобретения поставщика указывается без доставки до города Москвы;
- количество быстроизнашивающихся частей данного вида, одновременно заменяемых на машине, единиц. Показатель устанавливается по рекомендациям, приводимым в инструкции на эксплуатацию машин данной типоразмерной группы. При отсутствии рекомендаций изготовителя показатель устанавливается на основе усредненных фактических данных эксплуатирующих организаций по данному элементу затрат;
- нормативный ресурс (срок службы) быстроизнашивающихся частей данного вида, маш.-ч. Показатель принимается на основе (в порядке очередности применения) следующих показателей:
- рекомендаций завода-изготовителя;
- приведенных в нормативно-методических документах;
- усредненных фактически достигнутых показателей времени использования быстроизнашивающихся частей данного вида эксплуатирующими организациями;
- по данным таблицы 2 настоящей Методики.
Таблица 2
Нормативный ресурс (срок службы) быстроизнашивающихся частей
N |
Виды быстроизнашивающихся частей |
Срок службы, маш.-ч |
1 |
2 |
3 |
1. |
Гибкий электрический кабель: |
|
Козловые краны |
4500 |
|
Башенные краны |
5000 |
|
2. |
Канаты стальные (тросы) для грузоподъемных машин: |
|
вантовые |
2000 |
|
подъемные |
1000 |
|
стрелоподъемные |
2000 |
|
3. |
Канаты стальные (тросы) одноковшовых экскаваторов: |
|
Опрокидные и оттяжные для ковша |
700 |
|
подъемные |
500 |
|
стрелоподъемные |
1800 |
|
тяговые |
700 |
|
4. |
Лента транспортеров |
2800 |
5. |
Приводные ремни клиновидные |
7000 |
6. |
Рукава насосов |
1400 |
7. |
Цепи стальные опрокидные и оттяжные |
650 |
8. |
Шланги: |
|
Краскопультов и растворонасосов |
1900 |
|
Пневматического инструмента |
1200 |
|
9. |
Шины: |
|
Автобетоносмесители, автогрейдеры, автогудронаторы, катки поливомоечные машины, фрезы дорожные |
8000 |
|
Краны, погрузчики, экскаваторы |
5000 |
|
Передвижные компрессоры, передвижные электростанции |
10000 |
3.3.2. В случаях отсутствия данных о количестве, стоимостей и сроке службы быстроизнашивающихся частей нормативный показатель на замену быстроизнашивающихся частей () следует определять по формуле:
, (6)
где
- нормативный показатель затрат на выполнение ремонта и технического обслуживания строительных машин, руб./маш.-ч;
- коэффициент, учитывающий долю затрат на замену быстроизнашивающихся частей в структуре затрат на ремонт и технического обслуживания машин. Значения коэффициентов приведены в Приложении В.
3.4. Расчет нормативного показателя затрат на заработную плату рабочих, управляющих строительными машинами
3.4.1. Количество и квалификационные разряды рабочих, управляющих машинами, устанавливаются с учетом и на основе следующих источников (в порядке очередности применения):
- инструкции по эксплуатации машины, рекомендаций заводов и фирм-изготовителей;
- единого тарифно-квалификационного справочника, профессиональных стандартов и иных документов, определяющих квалификацию и трудовые функции рабочих, управляющих машинами.
- действующих производственных норм;
- данных эксплуатирующих организаций.
Показатель затрат труда рабочих в чел.-ч устанавливается в расчете на 1 маш.-ч работы машины.
3.4.2. Нормативный показатель оплаты труда рабочих, управляющих строительными машинами (), определяется по формуле:
, (7)
где:
- оплата труда рабочего данного квалификационного разряда, руб./чел.-ч. В строительном комплексе города Москвы уровень заработной платы рабочих-строителей определяет уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы;
- затраты труда рабочих данного квалификационного разряда, чел.-ч/маш.-ч.
3.5. Расчет нормативных показателей затрат на энергоресурсы
Нормативные показатели затрат на энергоресурсы исчисляются на каждый вид двигателя: двигатель внутреннего сгорания (бензин, дизельное топливо); электропривод (электроэнергия). В случаях наличия нескольких видов двигателя, затраты на энергоресурсы рассчитываются отдельно для каждого двигателя с последующем суммарным определением затрат по энергоресурсам.
3.5.1. Затраты на бензин (дизельное топливо) для строительных машин с двигателем внутреннего сгорания () определяются по формуле, руб./маш.-час:
, (8)
где:
- норма расхода энергоносителя при работе строительной машины в технологическом режиме, кг/маш.-ч.
- принимается согласно данным, приведенным в технической документации производителя или информации от эксплуатирующих организаций.
В случае отсутствия данных определяется по следующей формуле:
, (9)
где:
- усредненная номинальная мощность двигателей согласно техническим данным машин-представителей, л.с.;
() - коэффициент использования времени работы двигателя (мощности двигателя). Принимается согласно Приложению Д настоящей Методики;
() - удельный расход топлива на 1 л.с. номинальной мощности за 1 час при холостой работе (нормальной работе), кг/ч. Принимается согласно данным таблицы 3.
Таблица 3
Удельный расход топлива на 1 л.с. номинальной мощности за 1 час работы строительных машин
N |
Вид топлива для двигателя |
Мощность двигателя, в пределах л.с. (1 кВт=1,36 л.с.) |
Удельный расход топлива на 1 л.с./ч, кг |
||
от |
до |
при нормальной нагрузке () |
при холостой нагрузке () |
||
1. |
Бензин |
0 |
15 |
0,34 |
0,12 |
15,1 |
40 |
0,3 |
0,1 |
||
40,1 |
80 |
0,29 |
0,1 |
||
80,1 |
150 |
0,29 |
0,09 |
||
150,1 |
5000 |
0,29 |
0,09 |
||
2. |
Дизельное топливо |
0 |
15 |
0,23 |
0,08 |
15,1 |
40 |
0,22 |
0,08 |
||
40,1 |
80 |
0,21 |
0,07 |
||
80,1 |
150 |
0,2 |
0,07 |
||
150,1 |
5000 |
0,18 |
0,06 |
В случаях, определения с применением норм расхода рассчитанным по формуле 9 или согласно данным эксплуатирующих организаций, () принимаются равным 1.
- цена бензина (дизельного топлива) франко-автозаправочная станция на дату введения в действие сметной цены, руб./кг.
- коэффициент 1,1 учитывающий затраты на доставку топлива до заправляемой машины, определяется по конкретным условиям обеспечения машин данной типоразмерной группы энергоносителем данного вида.
При необходимости в расчетах нормативных показателей затрат на топливо для машин с двигателями внутреннего сгорания принимаются усредненные показатели плотности: для бензина () - 0,735 кг/л; для дизельного топлива () - 0,835 кг/л.
3.5.2. Для строительных машин с электроприводом затраты на электроэнергию () определяются по формуле:
, (10)
где:
- номинальная мощность электродвигателя, принимается по техническим данным производителя, кВт;
- текущий тариф на электроэнергию, руб/кВт-ч.
3.5.3. Затраты на сжатый воздух не учитываются в составе сметной цены эксплуатации строительной машины (механизированного пневматического инструмента). Затраты, связанные с потреблением сжатого воздуха, учитываются в сметных нормативах, посредством учета в них затрат, связанных с эксплуатацией компрессорной установки. Время эксплуатации компрессорной установки принимается по времени эксплуатации машины, потребляющей сжатый воздух.
3.6. Расчет нормативных показателей затрат на смазочные материалы
3.6.1. Затраты на смазочные материалы для машин с двигателем внутреннего сгорания () определяется по формуле:
, (11)
где:
0,035; 0,004; 0,015 - коэффициенты, учитывающие расход смазочных материалов для машин, работающих на бензине;
0,044; 0,004; 0,015 - коэффициенты, учитывающие расход смазочных материалов для машин, работающих на дизельном топливе;
- текущие цены соответственно на моторные масла, пластические смазки и трансмиссионные масла с учетом затрат на их доставку до обслуживаемой машины данной типоразмерной группы, руб/кг;
- норма расхода топлива для машин данной типоразмерной группы (модели), кг/маш,- ч.
Для перевода нормы расхода смазочных материалов в л/маш.-ч. применяются плотности соответствующих масел согласно действующим стандартам;
3.6.2. Нормативные показатели затрат на смазочные материалы для машин с электроприводом () определяются по формуле:
, (12)
где:
0,02 - коэффициент, учитывающие расход смазочных материалов для машин с электроприводом;
- нормативный показатель затрат на электроэнергию, руб/маш-ч.
3.6.3. Затраты на расход смазочных материалов для машин с пневмоприводном учтены в составе норм на ремонт и техническое обслуживание и в настоящей статье не учитываются.
3.7. Расчет нормативных показателей затрат на рабочую жидкость
3.7.1. Затраты на рабочую жидкость для гидросистемы () определяются по формуле:
, (13)
где:
- средневзвешенный показатель объема гидросистемы машин данной типоразмерной группы, л. В случаях отсутствия информации от производителя о объеме гидросистемы, указанный показатель определяется по объему гидравлического бака с применением коэффициента 1,13;
- плотность гидравлической жидкости составляет 0,87 кг/л;
- коэффициент доливок гидравлической жидкости. Показатель долива принимается по рекомендациям производителя. При отсутствии данных = 1,5;
- сметная цена гидравлической жидкости в исчисляемом уровне цен, руб./кг.
- показатель периодичности полной одновременной замены гидравлической жидкости в гидросистеме = 2.
3.7.2. Для расчета затрат на охлаждающую жидкость используется формула 13 настоящей Методика.
3.8. Расчет нормативных показателей затрат на перебазировку
3.8.1. Затраты на перебазировку машины с базы механизации на строительную площадку и обратно со строительной площадки на базу механизации () в структуре сметной цены определяются по формуле:
, (14)
где:
- где сумма постатейных нормативных показателей затрат, приведенных в пунктах 4.2 - 4.8 настоящей Методики;
- коэффициент, учитывающий долю затрат на перебазировку машин в структуре сметной цены. Принимается в соответствии с приложением Г.
3.8.2. По особо сложным и мощным машинам на операции, связанные с их перебазировкой (монтаж, демонтаж), разрабатываются отдельные сметные цены. В этих случаях нормативный показатель затрат на перебазировку определяется по следующим схемам: своим ходом, на буксире, на прицепе без демонтажа, на прицепе с демонтажом и последующим монтажом.
3.8.2.1. Затраты на перебазировку своим ходом, в которой занята машина, подлежащая перебазировке (краны на специальном шасси и т.п.) (), определяются по формуле:
, (15)
где:
- оплата труда машиниста перебазируемой машины данной типоразмерной группы, руб./маш.-ч;
- затраты на энергоноситель при работе машины в транспортном режиме, руб./маш.-ч. Величина этого показателя может отличаться от показателя, отражающего затраты на энергоноситель при работе машины в технологическом режиме, порядок определения которого приведен в разделе 4.6 настоящей Методики. Показатель () определяется по формуле:
, (16)
где:
- среднегодовая линейная норма расхода энергоносителя для машины данной типоразмерной группы (марки машины), л/100 км пробега; принимается (в порядке очередности применения): по паспортным данным, по установленным типовым нормативам (нормативно-методическим документам), или, при их отсутствии, - по среднему, фактически сложившемуся расходу эксплуатирующих организаций;
- плотность энергоносителя данного вида, кг/л;
- годовой пробег строительной машины данной типоразмерной группы, 100 км/год. Определяется в соответствии с нормативно-методическими документами или по данным эксплуатирующей организации.
- сметная цена энергоресурса данного вида (бензина или дизельного топлива), руб./кг;
- годовой режим работы перебазируемой машины, маш.-ч/год;
- затраты на смазочные материалы, руб./маш.-ч;
- время перебазирования машины, маш.-ч/день (сутки). Данный показатель отражает затраты времени на перемещение машины с базы механизации на строительную площадку и со строительной площадки на базу механизации;
- время работы машины на одной строительной площадке, маш.-ч.
3.8.2.2. Затраты на перебазировку на буксире (кран на пневмоколесном ходу и т.п.), с использованием тягача () определяются по формуле:
, (17)
где:
- сметная цена на эксплуатацию тягача, руб/ маш.-ч;
- часовая заработная плата машиниста (звена машинистов) перебазируемой машины руб/ маш-ч;
- время перебазировки машины (принимается по средней фактической продолжительности перебазировок данной типоразмерной группы) руб/маш.-ч;
- средняя продолжительность работы машины на одной строительной площадке, маш.-ч.
3.8.2.3. Затраты на перебазировку строительной машины на прицепе (полуприцепе, прицепе - тяжеловесе и т.п.) без ее демонтажа и последующего монтажа, с погрузкой на прицеп своим ходом или с помощью лебедки (или иного приспособления, оборудованного на транспортном средстве) () определяются по формуле:
, (18)
где:
- сметная цена на эксплуатацию тягача, руб/маш-ч;
- сметная цена на эксплуатацию прицепа (полуприцепа, прицепа-тяжеловоза и т.п.) руб./маш.-ч;
- часовая заработная плата машиниста (звена машинистов) перебазируемой машины, руб./маш.-ч.;
- время перебазировки машины, маш.-ч.
- средняя продолжительность работы машины на одной строительной площадке, маш.-ч.
Использование данного способа перебазировки предполагает наличие следующих участников: перебазируемой машины (бульдозеры, экскаваторы на гусеничном ходу, трубоукладчики и т.п.), тягача, прицепа (полуприцепа, прицепа-тяжеловоза и т.п.).
3.8.2.4. Затраты на перебазировку строительной машины на прицепе (полуприцепе, прицепе-тяжеловозе и т.п.) с ее демонтажем и монтажом, с погрузкой (разгрузкой) на прицеп с применением погрузочно - разгрузочного оборудования (крана), определяются по формуле:
, (19)
где:
- сметная цена на эксплуатацию тягача, руб/маш.-ч.;
- сметная цена на эксплуатацию прицепа (полуприцепа, прицепа-тяжеловоза и т.п.) руб/маш.-ч.;
- время, в течение которого в перебазировке учавствуют тягач, прицеп и машина сопровождения (отражает затраты на погрузку, разгрузку и перемещение), маш.-ч.;
- сметная цена на эксплуатацию дополнительного транспортного средства необходимого для перебазировки, маш.-ч.;
- время, в течение которого в перебазировке учавствуют дополнительное транспортные средства, маш.-ч.;
- сметная цена на эксплуатацию погрузо-разгрузочного оборудования, используемого при демонтаже и монтаже, погрузке и разгрузке перебазируемой машины, руб./маш.-ч.;
- время использования погрузо-разгрузочного оборудования в процессе перебазировки строительной машины, маш.-ч.;
- средняя часовая заработная плата звена рабочих, занятых на монтаже, демонтаже и перевозке строительной машины, включая ее машиниста (машинистов), руб/чел.-ч.;
- время работы звена рабочих, занятых на монтаже, демонтаже и перевозке строительной машины, чел./час.
- средняя продолжительность работы машины на одной строительной площадке, маш.-час.
В данном способе перебазировки наличие участников меняется в зависимости от типа строительной машины. В общем случае, это:
- машина, подлежащая перебазировке, (краны башенные, краны на гусеничном ходу, сваебойная техника и т.п.);
- погрузочно-разгрузочное оборудование;
- тягач, прицеп (полуприцеп, прицеп-тяжеловоз и т.п.);
- транспортные средства (самосвалы, бортовые грузовые автомобили).
3.8.2.5. В затратах на перебазировку учитываются накладные расходы и сметная прибыль, исчисляемые от ФОТ рабочих, участвующих в перебазировке. Норматив накладных расходов и сметной прибыли принимается в соответствии с приказами Москомэкспертизы которые утверждаются в установленном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.