Постановление Администрации местного самоуправления г. Владикавказа
от 21 декабря 2021 г. N 963
"Об утверждении Положения о системах оповещения населения муниципального образования г. Владикавказ"
В соответствии приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 N 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения", постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 22.04.2021 N 113 "Об утверждении положения о системах оповещения населения Республики Северная Осетия-Алания" и в целях обеспечения устойчивого функционирования систем оповещения и своевременного информирования населения муниципального образования город Владикавказ об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, администрация местного самоуправления г. Владикавказа постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о системах оповещения населения муниципального образования г. Владикавказ.
2. Признать утратившим силу подпункт 1.1 пункта 1 постановления администрации местного самоуправления г. Владикавказа от 12.08.2015 N 1668 "Об организации оповещения и информирования населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций".
3. Управлению пресс-службы главы АМС г. Владикавказа (Газаева И.Б.) опубликовать настоящее постановление в газете "Владикавказ" и на официальном сайте АМС г. Владикавказа и Собрания представителей г. Владикавказ.
4. Контроль над выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации Томаева К.Ш.
Глава администрации |
В. Мильдзихов |
УТВЕРЖДЕНО
АМС г. Владикавказа
от 21.12.2021 г. N 963
Положение
о системах оповещения населения муниципального образования г. Владикавказ
I. Общие положения
1. Положение о системах оповещения населения (далее - Положение) разработано в соответствии с федеральными законами от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Указом Президента Российской Федерации от 13.11.20212 N 1522 "О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций" для обеспечения оповещения населения, проживающего и (или) работающего на территории муниципального образования г. Владикавказ Республики Северная Осетия-Алания (далее - население).
2. Положение определяет назначение, задачи и требования к системам оповещения населения, а также порядок их использования и поддержания в готовности.
3. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий (в зоне "конфликтов") или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
Сигнал оповещения является командой для проведения мероприятий по гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера органами управления и силами гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также для применения населением средств и способов защиты.
Экстренная информация о фактических и прогнозируемых опасных природных явлениях и техногенных процессах, загрязнении окружающей среды, заболеваниях, которые могут угрожать жизни или здоровью граждан, а также правилах поведения и способах защиты незамедлительно передается по системе оповещения населения.
4. Система оповещения населения включается в систему управления гражданской обороны (далее - ГО) городского звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ГЗ ТП РСЧС), обеспечивающей доведение до населения, органов управления и сил ГО и ГЗ ТП РСЧС сигналов оповещения и (или) экстренной информации, и состоит из комбинации взаимодействующих элементов, состоящих из специальных программно-технических средств оповещения, средств комплексной системы экстренного оповещения населения (далее - КСЭОН), общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН), громкоговорящих средств на подвижных объектах, мобильных и носимых средств оповещения, а также обеспечивающих ее функционирование каналов, линий связи и сетей передачи данных единой сети электросвязи Российской Федерации.
Границами зоны действия муниципальной системы оповещения являются административные границы муниципального образования.
5. КСЭОН - это элемент системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.
Границами зон действия (создания) КСЭОН являются границы зон экстренного оповещения населения.
Зона экстренного оповещения населения - это территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей.
6. Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности создают локальные системы оповещения (далее - ЛСО).
Границами зоны действия ЛСО являются границы территории (зон) воздействия поражающих факторов, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, от аварий на опасных производственных объектах I и II классов опасности, особо радиационно опасных и ядерно опасных производствах и объектах, на гидротехнических сооружениях чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружениях высокой опасности, которые могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность за пределами их территорий (для гидротехнических сооружений чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружений высокой опасности - в нижнем бьефе, в зонах затопления на расстоянии до 6 км от объектов).
7. Создание и поддержание в постоянной готовности системы оповещения населения является составной частью комплекса мероприятий, проводимых органами местного самоуправления и организациями в пределах своих полномочий на соответствующих территориях (объектах), по подготовке и ведению гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
8. Система оповещения населения должна соответствовать требованиям, изложенным в совместном приказе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 N 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения" (далее - Приказ).
На системы оповещения населения оформляется паспорт, рекомендуемый образец которого приведен в Приказе.
II. Назначение и основные задачи системы оповещения населения
9. Система оповещения населения предназначена для обеспечения своевременного доведения сигналов оповещения и экстренной информации до населения, органов управления и сил ГО и ГЗ ТП РСЧС.
10. Основной задачей муниципальной системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
руководящего состава ГО и ГЗ ТП РСЧС МО город Владикавказ;
сил ГО и ГЗ ТП РСЧС МО город Владикавказ;
дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций и дежурных служб (руководителей) социально значимых объектов;
людей, находящегося на территории муниципального образования г. Владикавказ.
11. Основной задачей ЛСО является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
руководящего состава гражданской обороны и персонала организации, эксплуатирующей объект, производство, гидротехническое сооружение, перечисленные в пункте 6 настоящего Положения, объектового звена РСЧС;
объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных;
единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, попадающих в границы зоны действия локальной системы оповещения;
руководителей и дежурных служб организаций, расположенных в границах зоны действия локальной системы оповещения;
людей, находящихся в границах зоны действия локальной системы оповещения.
12. Основной задачей КСЭОН является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до людей, находящихся в зонах экстренного оповещения населения, а также органов повседневного управления РСЧС соответствующего уровня.
III. Порядок задействования систем оповещения населения
13. Задействование по предназначению системы оповещения населения планируется и осуществляется в соответствии с положением о системах оповещения населения, планом гражданской обороны и защиты населения, а также планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
14. Дежурная служба (ЕДДС МО) получив в системе управления ГО и ТП РСЧС сигналы оповещения и (или) экстренную информацию, подтверждает их получение и немедленно доводит их до главы АМС МО город Владикавказ, ЦУКС ГУ МЧС по РСО-Алания и организаций (собственников объектов), на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, а также органов управления и сил ГО и ГЗ ТП РСЧС МО город Владикавказ.
15. Решение на задействование МСО может принимается главой АМС МО город Владикавказ (либо лицом его замещающим).
Решение на задействование ЛСО организаций, перечисленных в пункте 6 настоящего Положения может приниматься главой РСО-Алания (либо лицом его замещающим), главой АМС МО город Владикавказ (либо лицом его замещающим) и руководителями соответствующих организаций.
Решение на задействование ЛСО не указанных в пункте 6 настоящего Положения принимается руководителями организаций.
КСЭОН задействуется в автоматическом режиме от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, либо автоматизированном режиме по решению главы РСО-Алания (либо лицом его замещающим), главы АМС МО город Владикавказ (либо лицом его замещающим) и организации (собственника объекта, производства, гидротехнического сооружения), в ведении которых находится соответствующая КСЭОН.
16. Передача сигналов оповещения и экстренной информации, может осуществляться в автоматическом, автоматизированном либо ручном режимах функционирования систем оповещения населения.
В автоматическом режиме функционирования системы оповещения населения включаются (запускаются) по заранее установленным программам при получении управляющих сигналов (команд) от систем оповещения населения вышестоящего уровня или непосредственно от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов без участия соответствующих дежурных (дежурно-диспетчерских) служб, ответственных за включение (запуск) систем оповещения населения.
В автоматизированном режиме функционирования включение (запуск) систем оповещения населения осуществляется соответствующими дежурными (дежурно-диспетчерским) службами, уполномоченными на включение (запуск) систем оповещения населения, с автоматизированных рабочих мест при поступлении установленных сигналов (команд) и распоряжений.
В ручном режиме функционирования, на основании заключенных соглашений и регламентов информационного взаимодействия по передаче сигналов оповещения, включение (запуск) оконечных средств оповещения непосредственно с мест их установки осуществляет уполномоченный сотрудник объекта, на территории которого расположено оконечное средство оповещения по команде оперативного дежурного ГКУ "Центр" или дежурного ЕДДС МО.
Направление заявок операторами связи и (или) редакциям средств массовой информации на передачу сигналов оповещения и экстренной информации осуществляется оперативным дежурным ГКУ "Центр" по команде старшего оперативного дежурного смены (далее ОДС) ЦУКС ГУ МЧС России по РСО-Алания.
Для направления заявок дежурный ЕДДС МО город Владикавказ направляет, согласованные с главой АМС МО город Владикавказ (либо лицом его замещающим), заявки оперативному дежурному ГКУ "Центр", а он в свою очередь перенаправляет их операторам подвижной радиосвязи и (или) редакциям средств массовой информации на передачу сигналов оповещения и экстренной информации.
Необходимо заключение соглашений на передачу сигналов оповещения и экстренной информации с местными (муниципального вещания или издания) СМИ, при наличии таковых.
По команде дежурного ЕДДС МО город Владикавказ, на основании соглашений, задействуются громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
О заявках и командах на передачу сигналов оповещения и экстренной информации должны быть уведомлены старший ОДС ЦУКС ГУ МЧС по РСО-Алания, а также с органами управления и сил ГО и ГЗ ТП РСЧС МО г. Владикавказ.
Основной режим функционирования системы оповещения населения МО г. Владикавказ - автоматизированный.
17. Передача сигналов оповещения и экстренной информации населению осуществляется подачей сигнала "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" путем включения сетей электрических, электронных сирен и мощных акустических систем длительностью до 3 минут с последующей передачей по сетям связи, в том числе сетям связи телерадиовещания, через радиовещательные и телевизионные передающие станции операторов связи и организаций телерадиовещания с перерывом вещательных программ аудио и (или) аудио-визуальных сообщений длительностью не более 5 минут (для сетей связи подвижной радиотелефонной связи - сообщений объемом не более 134 символов русского алфавита, включая цифры, пробелы и знаки препинания).
Допускается 3-кратное повторение этих сообщений.
Типовые аудио- и аудиовизуальные, а также текстовые и графические сообщения населению о фактических и прогнозируемых чрезвычайных ситуациях готовятся заблаговременно, по предварительному согласованию с главой АМС МО г. Владикавказ и ГКУ "Центр".
18. Для обеспечения своевременной передачи населению сигналов оповещения и экстренной информации комплексно могут использоваться:
сети электрических, электронных сирен и мощных акустических систем;
сети эфирного цифрового телерадиовещания;
сети подвижной радиотелефонной связи;
сети местной телефонной связи, в том числе таксофоны, предназначенные для оказания универсальных услуг телефонной связи с функцией оповещения;
сети связи операторов связи и ведомственные;
информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет";
громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
19. Рассмотрение вопроса об организации оповещения населения и определения сроков оповещения населения осуществляется комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности (далее - КЧС и ОПБ) соответствующего уровня.
20. Порядок действий дежурных (дежурно-диспетчерских) служб органов повседневного управления ТП РСЧС, а также операторов связи, телерадиовещательных организаций и редакций средств массовой информации при передаче сигналов оповещения и экстренной информации определяется ГКУ "Центр" по предварительному согласованию их с ГУ МЧС России по РСО-Алания.
21. АМС город Владикавказа и организации, в ведении которых находятся системы оповещения населения, а также постоянно действующие органы управления ТП РСЧС совместно с органами повседневного управления ТП РСЧС, операторы связи и редакции средств массовой информации проводят комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированной передачи сигналов оповещения и экстренной информации.
IV. Поддержание в готовности систем оповещения населения
22. Поддержанием МСО и ЛСО в готовности, а также эксплуатационно-техническое обслуживание системы оповещения населения организуется и осуществляется АМС город Владикавказа и организациями, в соответствии с совместным приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 N 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения" и приказом от 31.07.2020 N 579/366 "Положение об организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения".
На муниципальном уровне поддержание системы оповещения в готовности обеспечивает ВМКУ "Управление по делам ГО и ЧС".
23. Готовность МСО достигается:
наличием и соответствием нормативных правовых актов в области создания, поддержания в готовности и задействования систем оповещения населения;
наличием дежурного (дежурно-диспетчерского) персонала, отвечающего за задействование систем оповещения населения и уровнем его профессиональной подготовки;
наличием технического обслуживающего персонала, отвечающего за поддержание в готовности технических средств систем оповещения населения и уровнем его профессиональной подготовки;
наличием, исправностью и соответствием проектно-сметной документации на систему оповещения технических средств оповещения;
готовностью сетей связи операторов связи, студий вещания и редакций средств массовой информации к обеспечению передачи сигналов оповещения и (или) экстренной информации;
регулярным проведением проверок готовности систем оповещения;
своевременным эксплуатационно-техническим обслуживанием, ремонтом неисправных и заменой выслуживших установленный эксплуатационный ресурс технических средств оповещения;
наличием, соответствием потребностям и обеспечением готовности к использованию резерва средств оповещения;
своевременным проведением мероприятий по совершенствованию (модернизации) систем оповещения населения.
24. С целью контроля за поддержанием в готовности к использованию по предназначению систем оповещения населения организуются и проводятся следующие виды проверок:
комплексные проверки готовности систем оповещения населения с включением оконечных средств оповещения и доведением проверочных сигналов и информации оповещения до населения;
технические проверки готовности систем оповещения населения к задействованию без включения оконечных средств оповещения населения;
внеплановые проверки готовности систем оповещения населения к задействованию.
Комплексные проверки готовности МСО и КСЭОН проводятся два раза в год комиссией в составе представителей ВМКУ "Управление по делам ГО и ЧС" и ЕДДС МО, а также операторов связи, организаций, задействуемых при оповещении населения, при этом включение оконечных средств оповещения и доведении проверочных сигналов и информации до населения осуществляется в первую среду марта и октября.
По решению КЧС и ОПБ МО город Владикавказ могут проводиться дополнительные комплексные проверки готовности МСО и КСЭОН, при этом перерыв трансляции местных телеканалов (радиоканалов) возможен только по согласованию с вещателем, ГУ МЧС России по РСО-Алания и ГКУ "Центр".
Комплексные проверки готовности ЛСО проводятся во взаимодействии с АМС МО г. Владикавказ не реже одного раза в год комиссией из числа должностных лиц организации.
В ходе работы комиссий проверяется выполнение всех требований настоящего Положения, а также положений о локальных системах оповещения соответственно.
По результатам комплексной проверки состояния готовности МСО оформляется Акт, в котором отражаются проверенные вопросы, выявленные недостатки, предложения по их своевременному устранению и оценка готовности системы оповещения населения, а также уточняется Паспорт системы оповещения населения.
Технические проверки готовности к задействованию МСО, ЛСО и КСЭОН МО город Владикавказ проводятся без включения оконечных средств оповещения и замещения сигналов телеканалов (радиоканалов) вещателей дежурными (дежурно-диспетчерскими) службами органов повседневного управления ТП РСЧС, организации путем передачи проверочного сигнала и речевого сообщения "Техническая проверка" с периодичностью не реже одного раза в сутки, при этом передача пользователям услугами связи (на пользовательское оборудование (оконечное оборудование), а также выпуск в эфир (публикация) редакциями средств массовой информации проверочного сигнала "Техническая проверка" не производится.
Перед проведением всех проверок в обязательном порядке проводится комплекс организационно-технических мероприятий с целью исключения несанкционированного запуска систем оповещения населения.
Перерыв вещательных программ при выступлении высших должностных лиц страны, передаче сообщений о важных государственных событиях, экстренных сообщениях в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в ходе проведения проверок систем оповещения не допускается.
25. Для обеспечения оповещения максимального количества людей, попавших в зону чрезвычайной ситуации, в том числе на территориях, не охваченных автоматизированными системами централизованного оповещения, создается резерв технических средств оповещения (стационарных и мобильных).
Номенклатура, объем, порядок создания и использования устанавливаются создающими резерв технических средств оповещения АМС МО город Владикавказ и организациями с принятием соответствующего нормативного правового акта.
26. Требования к системам оповещения населения, в том числе к КСЭОН должны быть выполнены в ходе планирования и осуществления совершенствования действующей системы оповещения населения.
Вывод из эксплуатации действующей системы оповещения населения проводится по окончании эксплуатационного ресурса технических средств этой системы оповещения населения, завершения ее модернизации (реконструкции) и ввода в эксплуатацию новой системы оповещения населения.
27. Порядок создания, в том числе совершенствования, систем оповещения населения определяется положениями о муниципальных и локальных системах оповещения населения.
28. Финансирование мероприятий по поддержанию в готовности и совершенствованию систем оповещения и информирования населения производить:
на уровне МО г. Владикавказ - за счет средств бюджета МО г. Владикавказ и ГКУ "Центр" (в части касающейся);
на уровне организаций - за счет собственных финансовых средств организаций.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации местного самоуправления г. Владикавказа от 21 декабря 2021 г. N 963 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения муниципального образования г. Владикавказ"
Текст постановления опубликован на официальном сайте Администрации и Собрания представителей г. Владикавказа (www.vladikavkaz-osetia.ru) 15 января 2022 г.
В газете "Владикавказ" от 27 января 2022 г. N 8 (2908)
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации местного самоуправления г. Владикавказа от 3 мая 2024 г. N 800
Изменения вступают в силу с 20 мая 2024 г.