Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к муниципальной программе,
утвержденной постановлением
Брянской городской администрации
от 30 декабря 2021 г. N 4302-п
2. Характеристика текущего состояния
Муниципальная программа "Стимулирование экономической активности в городе Брянске" представляет собой документ стратегического планирования, направленный на обеспечение проведения единой муниципальной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства, организации транспортного обслуживания, обеспечения жильем молодых семей на территории города Брянска.
Малое и среднее предпринимательство занимает важное место в экономике города Брянска и играет важную роль в решении экономических и социальных задач - это сохранение рабочих мест, обеспечение дополнительной занятости, насыщение потребительского рынка товарами и услугами, стабильность налоговых поступлений и др.
В соответствии со статьей 4.1. Федерального закона от 24.07. 2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ), Федеральной налоговой службой осуществляется ведение единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Реестр).
По состоянию на 01.01.2021 в Реестре зарегистрировано 19 991 субъект малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) города Брянска, из них: 8 018 организаций и предприятий (далее - ЮЛ), 11 973 индивидуальных предпринимателей (далее - ИП).
На 1000 человек населения в городе Брянске приходилось 47,9 зарегистрированных субъектов МСП (ЮЛ и ИП), в том числе: 19,2 - ЮЛ и 28,7-ИП.
На 1000 человек населения в РФ приходилось 38,9 зарегистрированных субъектов МСП (ЮЛ и ИП), в том числе: 15,6-ЮЛ и 23,6-ИП.
Удельный вес субъектов МСП города Брянска в общем числе зарегистрированных субъектов МСП Брянской области составлял 54,5 процентов, в том числе: по числу ЮЛ - 74,0 процента, по числу ИП - 46,3 процента.
По состоянию на 01.12.2021 в Реестре зарегистрировано 19 131 субъект малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) города Брянска, из них: 7 597 организаций и предприятий (далее - ЮЛ), 11 534 индивидуальных предпринимателей (далее - ИП).
На 1000 человек населения, в городе Брянске приходилось 46,2 зарегистрированных субъектов МСП (ЮЛ и ИП), в том числе: 18,4-ЮЛ и 27,9-ИП.
На 1000 человек населения в РФ приходилось 40,0 зарегистрированных субъектов МСП (ЮЛ и ИП), в том числе: 115,8 - ЮЛ и 24,2 - ИП.
Удельный вес субъектов МСП города Брянска в общем числе зарегистрированных субъектов МСП Брянской области составлял 51,5 процентов, в том числе: по числу ЮЛ - 74,5 процента, по числу ИП - 42,8 процента.
В соответствии со статьей 5. Федерального закона N 209-ФЗ Федеральные статистические наблюдения за деятельностью субъектов МСП в Российской Федерации осуществляются путем проведения сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов МСП один раз в пять лет.
Сплошные статистические наблюдения проводилось по итогам деятельности субъектов МСП за 2010 и 2015 годы.
По итогам статистических наблюдений, сложившаяся отраслевая структура МСП свидетельствует о том, что в городе Брянске малым и средним бизнесом охвачены почти все сферы экономики.
Наиболее комфортной для развития бизнеса является непроизводственная сфера.
Средняя численность работающих в малом и среднем бизнесе города Брянска (без внешних совместителей), в 2015 году составила 71,2 тысячи человек.
Среднемесячная заработная плата работающих на предприятиях ЮЛ сложилась в сумме 16,8 тыс. рублей.
Выручка от реализации товаров (работ, услуг), произведенных на предприятиях ЮЛ и ИП города Брянска, за 2015 год сложилась в сумме 217740,5 млн. рублей, что в 1,7 раза больше, чем в 2010 год.
Инвестиции субъектов МСП города Брянска в основной капитал составили 7371,6 млн. рублей.
С целью повышения доступности имущественных ресурсов для субъектов МСП, Брянской городской администрацией оказывается имущественная поддержка в соответствии со статьей 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ.
Имущественная поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства и физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями и применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" (самозанятые граждане) осуществляется в виде передачи во владение и (или) пользование муниципального имущества: земельных участков, зданий, строений, нежилых помещений, оборудования, в том числе, включенного в Перечень муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц без проведения торгов, в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Малый бизнес развивается и помогает в решениях экономических, социальных и иных вопросов. Но на пути развития малого и среднего предпринимательства в городе Брянске существует ряд проблем:
- низкий уровень конкурентоспособности продукции, производимой субъектами МСП;
- отсутствие явно выраженного позитивного общественного мнения о сфере МСП;
- низкая активность субъектов МСП в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
- недостаточное содействие муниципальной власти субъектам МСП в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок РФ.
Существующие проблемы можно решать только объединенными усилиями и согласованными действиями органов местного самоуправления, самих субъектов предпринимательства, а также их общественных объединений.
С целью организации транспортного обслуживания в городе Брянске, в соответствии с Реестром муниципальных маршрутов регулярных перевозок в городе Брянске установлено движение транспорта общего пользования по 60 муниципальным маршрутам, из них:
- 42 маршрута - по регулируемым тарифам;
- 18 маршрутов - по нерегулируемым тарифам.
По состоянию на 01 декабря 2021 года:
- 42 муниципальных маршрута регулярных перевозок в городе Брянске по регулируемым тарифам обслуживают 256 автобусов муниципального унитарного Брянского городского пассажирского автотранспортного предприятия (далее по тексту - МУ БГПАТП) и 91 троллейбус МУП "Брянское троллейбусное управление" г. Брянска (далее по тексту - МУП "БТУ" г. Брянска).
-18 муниципальных маршрутов регулярных перевозок в городе Брянске по нерегулируемым тарифам обслуживают 2 юридических лица и 13 индивидуальных предпринимателей.
Организация движения 630 автобусов по 18 муниципальным маршрутам по нерегулируемым тарифам оказывает поддержку муниципальному общественному транспорту, но не снимает остроты транспортной проблемы в городе в часы "пик", когда пассажиропоток значителен. Кроме того, существующее количество транспорта малого класса создает напряженность на улично-дорожной сети города Брянска.
С учетом требований Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" разработан Документ планирования регулярных перевозок в городе Брянске, по которому в настоящее время строится работа муниципального и коммерческого общественного транспорта в областном центре. В основу Документа планирования регулярных перевозок в городе Брянске входят следующие мероприятия:
мероприятия по установлению, изменению, отмене, а также изменению порядкового номера муниципального маршрута регулярных перевозок в городе Брянске;
мероприятия по изменению вида регулярных перевозок на муниципальном маршруте регулярных перевозок в городе Брянске;
мероприятия по изучению пассажиропотока на муниципальных маршрутах регулярных перевозок в городе Брянске;
мероприятия по изменению количества, вида, класса и экологических характеристик транспортных средств на муниципальных маршрутах регулярных перевозок в городе Брянске;
мероприятия по финансированию организации транспортного обслуживания населения в городе Брянске.
В настоящее время МУ БГПАТП и МУП "БТУ" г. Брянска являются единственными в городе Брянске перевозчиками, которые обслуживают пассажиров на муниципальных маршрутах в городе Брянске по регулируемым тарифам и, соответственно, с предоставлением льгот на проезд.
В целях обеспечения доступности для населения услуг общественного транспорта, в том числе ценовой, в бюджете городского округа город Брянск предусматриваются для транспортных организаций ассигнования на компенсацию части потерь в доходах перевозчиков и (или) возмещение их затрат, возникающих в результате регулирования тарифов на перевозку, а также в связи с оказанием услуг по перевозке пассажиров, имеющих право на льготу по проезду.
Следует отметить, что на протяжении многих лет парк подвижного состава муниципальных унитарных предприятий транспорта общего пользования города Брянска постепенно сокращался. В связи с недостаточностью бюджетных средств объемы закупок нового подвижного состава значительно отставали от объемов списания транспорта, прошедшего полный амортизационный срок.
Последнее значительное поступление нового подвижного состава в транспортные предприятия (42 автобуса, 24 троллейбуса и 16 кузовов троллейбуса первой комплектности) произошло еще в 2008 - 2009 годах.
Переломить сложившуюся ситуацию в пассажирском комплексе города Брянска удалось в связи со значительным выделением в 2017 - 2019 годах, а также в 2021 году из бюджета Брянской области и бюджета городского округа город Брянск средств на приобретение автомобильного транспорта общего пользования на условиях софинансирования. Поступления из областного бюджета достигали 95 процентов.
В общей сложности, с 2017 года для МУ БГПАТП приобретено 260 автобусов на сумму 1 млрд. 716 млн. рублей.
Каждый их этих автобусов оборудован откидной механической аппарелью или подъемником для посадки инвалидов на кресло-коляске через дверь по центру правой стороны кузова.
Каждое транспортное средство дополнительно оборудовано бортовым навигационно-связным терминалом, предназначенным для автоматизированного контроля и определения местоположения пассажирского транспорта в реальном времени с функцией информирования пассажиров, в том числе лиц с ограниченными возможностями, о маршруте и его номере, функцией автоматического (без участия водителя) объявления остановок и сервисных фраз в салон автобуса и дублированием информации в текстовом виде на маршрутные светодиодные указатели (лобовое, боковое, заднее) и внутрисалонное информационное табло ("бегущая строка").
Приобретенные транспортные средства обеспечивают беспрепятственный доступ в них инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, а также расстройствами функций зрения и слуха. Таким подвижным составом свободно могут пользоваться лица пожилого возраста; граждане с малолетними детьми, в том числе использующие детские коляски; другие лица с ограниченными возможностями передвижения.
Кроме того, 154 автобуса дополнительно оборудованы системой видеонаблюдения с целью повышения безопасности нахождения пассажиров в салоне транспортного средства и 134 автобуса оснащены системой кондиционирования с целью создания более комфортных условий проезда в салоне пассажирам и персоналу транспортной организации.
Поступление нового подвижного состава для МУ БГПАТП, в свою очередь, позволило расширить маршрутную сеть города Брянска, а также сократить интервалы движения по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в городе Брянске по регулируемым тарифам путем увеличения максимального количества автобусов на маршрутах и средней скорости их передвижения. Отдельные автобусные муниципальные маршруты стали работать и по выходным дням.
Проведенные мероприятия по обновлению парка подвижного состава автомобильного транспорта привели к значительному росту выпуска муниципальных автобусов на маршруты в будние дни - в 2,4 раза (к уровню 2017 года), выходные дни - 2,2 раза.
В настоящее время в будние дни на маршруты города Брянска выходит 218 автобусов, которые ежедневно перевозят 105,0 - 108,0 тыс. пассажиров, выходные дни - 156 автобусов, осуществляя перевозку до 70,0 тыс. человек в день.
В этой связи, для обслуживания автобусной маршрутной сети с регулируемыми тарифами в МУ БГПАТП трудится 1026 человек (196 процентов к уровню 2017 года).
Совершенствование маршрутной сети муниципальных автобусов в связи со значительным обновлением подвижного состава позволило МУ БГПАТП повысить доходы предприятия от своей эксплуатационной деятельности по итогам 2019 года на 42 процента, к концу 2021 года по прогнозным показателям рост доходов от перевозки пассажиров на муниципальных автобусах в сравнении с 2020 годом составит 168 процентов.
Значительное обновление и увеличение парка муниципальных автобусов в городе Брянске, к сожалению, негативным образом сказалось на производственно-финансовой деятельности МУП "БТУ" г. Брянска.
На сегодняшний день состояние троллейбусного парка в городе Брянске характеризуется высокой степенью износа, который составляет 99,4 процента при среднем возрасте троллейбусов - 18,6 года. Из 91 единицы пассажирских троллейбусов, находящихся в хозяйственном ведении предприятия, 87 - находятся за пределами амортизационных сроков и требуют замены или полной модернизации, и всего 4 троллейбуса на предприятии имеют срок использования до 7-ми лет.
Численность парка троллейбусов из года в год снижается, в связи с чем, доля транспортной работы троллейбусов в общем объеме пассажирских перевозок муниципальным общественным транспортом снизилась с 50 до 15 процентов.
Сокращение парка подвижного состава МУП "БТУ" г. Брянска привело к увеличению интервалов движения троллейбусов на муниципальных маршрутах регулярных перевозок по регулируемым тарифам и, как следствие, снижению качества обслуживания пассажиров и потере дохода МУП "БТУ" г. Брянска от основной деятельности. Кроме того, эксплуатация подвижного состава со сверхнормативными сроками службы увеличивает затраты предприятия на ремонт и поддержание троллейбусов в надлежащем техническом состоянии.
В то же время тяжелое финансовое состояние МУП "БТУ" г. Брянска и недостаточность бюджетных средств не позволяют предпринимать активные меры по приобретению дорогостоящего пассажирского транспорта. Единичные закупки нового подвижного состава, произведенные в 2010 - 2015 годах (11 троллейбусов), кардинально не улучшили ситуацию. Следует отметить, что самое крупное приобретение новых троллейбусов (17 единиц) состоялось в 2008 году.
Увеличение интервалов движения троллейбусов на муниципальных маршрутах, устаревший подвижной состав приводят к постепенному отказу пассажиров от поездок в троллейбусах. Вместе с тем, городской наземный электрический транспорт (далее - ГНЭТ) продолжает оказывать существенное влияние на жизнеобеспечение городского округа город Брянск и выполняет на его территории социально - значимые перевозки.
Прекращение движения троллейбусов в городе Брянске, осуществляющих перевозку более 4,0 млн. человек в год, в основном, пассажиров льготных категорий, инвалидов и других маломобильных групп населения при отсутствии действенной данному виду транспорта альтернативы, недопустимо.
В современных условиях повысить привлекательность ГНЭТ города Брянска, имеющего большую социальную значимость, без изменения качества используемого на троллейбусных маршрутах подвижного состава не представляется возможным.
С целью обновления парка подвижного состава, создания троллейбусами достойной конкуренции на рынке транспортных услуг в городе Брянске, сокращения расходов МУП "БТУ" г. Брянска на электрическую энергию, ремонт и содержание троллейбусов, снижение простоев транспортных средств по технической неисправности, повышения эффективности работы предприятия, улучшения качества транспортного обслуживания на троллейбусных маршрутах прорабатывается возможность вхождения города Брянска в соответствующие федеральные и региональные целевые программы по приобретению новых троллейбусов.
В Министерство транспорта Российской Федерации были направлены необходимые документы для участия города Брянска, в составе Брянской области, в определении субъектов Российской Федерации, участвующих в мероприятии по обновлению подвижного состава наземного общественного пассажирского транспорта в рамках федерального проекта "Общесистемные меры развития дорожного хозяйства" национального проекта "Безопасные и качественные дороги" (НП БКАД).
Одним из основных условий федеральной поддержки приобретения подвижного состава в рамках реализации НП БКАД является приобретение транспортных средств большого класса, в том числе троллейбусов. Результатом участия в оборе субъектов Российской Федерации для вышеназванного мероприятия является получение права на приобретение подвижного состава по договору лизинга на льготных условиях.
Учитывая ограниченное бюджетное финансирование, в 2020 году Брянская область не вошла в число претендентов на получение права на приобретение подвижного состава по договору лизинга на льготных условиях.
Вместе с тем, работа по обновлению подвижного состава МУП "БТУ" г. Брянска продолжается, прорабатываются иные способы решения данной проблемы.
Правительственной комиссией по региональному развитию в Российской Федерации одобрена заявка города Брянска в составе Брянской области, участвующая в отборе инфраструктурных проектов в целях получения инфраструктурных бюджетных кредитов в связи с реализацией инвестиционного проекта, связанного с модернизацией городского наземного электрического транспорта города Брянска.
На обновление инфраструктуры (депо, тяговые подстанции, контактная сеть троллейбуса) и парка подвижного состава (приобретение 31 единицы троллейбусов) МУП "БТУ" г. Брянска из федерального бюджета в рамках льготного инфраструктурного бюджетного кредита предоставлено 1 998 7, тыс. рублей.
Совместно с руководством МУ БГПАТП и МУП "БТУ" г. Брянска принимаются все возможные меры, направленные на улучшение и стабилизацию финансовой ситуации в транспортных предприятиях, повышение эффективности бюджетных средств, выделяемых на возмещение выпадающих доходов предприятий на муниципальных маршрутах регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
В 2020 году, в рамках внедренной Автоматизированной системы оплаты проезда (далее - АСОП) проезд в муниципальном общественном транспорте отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Брянской области, организован по социальным транспортным картам.
Учитывая использование электронных средств платежа гражданами, включенными в федеральный и региональный регистры, совместно с МУ БГПАТП и МУП "БТУ" г. Брянска и Правительством Брянской области решен вопрос о компенсации из областного бюджета затрат предприятий на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта по фактической перевозке на муниципальных маршрутах указанных категорий граждан.
Также, в рамках Документа планирования регулярных перевозок в городе Брянске продолжается работа по совершенствованию маршрутной сети общественного транспорта и, соответственно, повышению доходной части предприятий от выполнения пассажирских перевозок.
Проводятся мероприятия по оптимизации графиков движения автобусов и троллейбусов, особенно в вечернее время, исключению дублирования маршрутов, усилению контроля за соблюдением перевозчиками, работающими на муниципальных маршрутах, установленного расписания движения.
Анализируя ситуацию с организацией транспортного обслуживания в областном центре, на первом этапе выдвигается задача по обеспечению устойчивой работы транспорта общего пользования путем сохранения и развития муниципального общественного транспорта, имеющего ключевое значение для развития экономики административного центра Брянской области и влияющего на качество жизни населения.
Со стороны органов местного самоуправления предусматривается активное воздействие на складывающуюся ситуацию с помощью программно-целевого метода управления, который предполагает разработку подпрограммы "Организация транспортного обслуживания в городе Брянске".
Подпрограмма "Организация транспортного обслуживания в городе Брянске" представляет собой программный документ, направленный на достижение целей и решение задач в указанной сфере в рамках предоставленных Брянской городской администрации действующим законодательством Российской Федерации полномочий.
В соответствии с подпрограммой планируется осуществление ряда мероприятий по повышению экономической эффективности муниципального общественного транспорта, доступности оказания транспортных услуг для граждан, в том числе инвалидов и других маломобильных групп населения, а также безопасности и качества пассажирских перевозок, которые позволят поднять организацию транспортного обслуживания на территории города Брянска на более высокий уровень.
Поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий является важнейшим направлением жилищной политики как в Российской Федерации в целом, так и на территории города Брянска.
По состоянию на 01.09.2021 в списке участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" (далее - подпрограмма) состоит 260 семей, из них 27 семьи являются многодетными.
В целях решения жилищной проблемы молодых семей, проживающих на территории города Брянска, начиная с 2007 года Брянская городская администрация на условиях софинансирования принимает участие в реализации федеральной и региональной подпрограммах "Обеспечение жильем молодых семей". В настоящее время, это мероприятие по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" и подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей в Брянской области" государственной программы "Социальная и демографическая политика Брянской области".
За период 2007 - 2021 годы свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья выданы 148 молодым семьям. Все семьи реализовали свидетельства и улучшили жилищные условия, в том числе с использованием жилищных кредитов и займов. За период 2018 - 2021 годы приобрели жилье в рамках подпрограммы 61 семья, в том числе по годам: 2018 год - 15 семей, 2019 год -16 семей, 2020 год - 15 семей, 2021 год - 15 семей.
Начиная с 2018 года значительно повысился уровень целевого показателя подпрограммы, выраженного в доле молодых семей, улучшивших жилищные условия в отчетном году, в общем числе молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий и являющихся участниками подпрограммы: 2018 год - 3,1%, 2019 год - 3,7%, 2020 год - 3,9%., 2021 год - 5,8%.
Положительная динамика значений целевых показателей связана с увеличением финансирования подпрограммы за счет средств федерального, областного бюджетов и бюджета городского округа город Брянск.
Финансовая поддержка молодых семей за счет средств бюджета городского округа город Брянск в рамках реализации настоящей подпрограммы создаст возможность для решения ими жилищной проблемы, в том числе с привлечением средств жилищных кредитов или займов, что естественным образом повлечет за собой повышение как качества жизни молодых семей в целом, так и уровня рождаемости в городе Брянске.
В рамках реализации переданных государственных полномочий Брянской области по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, Брянской городской администрацией осуществляется путем приобретения жилых помещений в собственность бесплатно, по договору социального найма или предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в пределах субвенции областного бюджета, полученной из федерального бюджета, выделяемой бюджету города Брянска.
По состоянию на 01.12.2021 в списке очередности на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, вставших на жилищный учет в Брянской городской администрации до 1 января 2005 года, состоит 1 гражданин, уволенный с военной службы с составом семьи 2 человека.
Проектом закона "Об областном бюджете на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 г." муниципальному образованию "город Брянск" запланирована субвенция областного бюджета в размере 4 279 200 рублей, что позволит обеспечить жилым помещением данную семью.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.