Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 22 декабря 2021 г. N 5.1-01/3237
по проекту федерального закона N 4764-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", принятому Государственной Думой 21 декабря 2021 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона (N 4764-8) был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 20 октября 2021 года.
В Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) вносятся изменения, устанавливающие порядок использования платы за негативное воздействие на окружающую среду, штрафов за административные правонарушения в области охраны окружающей среды, средств от платежей по искам о возмещении вреда, установлением особенностей охраны окружающей среды при эксплуатации и выводе из эксплуатации (консервации или ликвидации) отдельных производственных объектов.
Федеральный закон N 7-ФЗ дополняется новой статьей 16.6, согласно которой плата за негативное воздействие на окружающую среду, зачисленная в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, направляется на выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде и (или) организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде и на иные мероприятия по предотвращению и снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, устанавливается порядок использования такой платы. Закрепляется, что плата за негативное воздействие на окружающую среду носит целевой характер и не может быть использована на цели, не указанные выше.
Аналогичные особенности по использованию административных штрафов за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, средств от платежей по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде вследствие нарушений обязательных требований, а также от платежей, уплачиваемых при добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде вследствие нарушений обязательных требований, устанавливаются новыми статьями 75.1 и 78.2 Федерального закона N 7-ФЗ.
Федеральный закон N 7-ФЗ дополняется новой главой VII.1, предусматривающей особенности охраны окружающей среды при эксплуатации и выводе из эксплуатации (консервации или ликвидации) опасных производственных объектов I и II классов опасности, объектов размещения отходов I и II классов опасности (далее - отдельные производственные объекты), а также совершения сделок с названными объектами.
В частности, на владельцев отдельных производственных объектов не позднее чем за пять лет до истечения срока эксплуатации таких объектов, а в отношении угольных шахт - не позднее чем за пять лет до истечения срока, являющегося наиболее ранним из установленного лицензией на пользование недрами срока пользования участком недр или предусмотренного техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых срока разработки месторождения полезных ископаемых, возлагается обязанность по представлению в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора) (далее - уполномоченный орган), плана мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта, угольной шахты (далее - план мероприятий); сведения о заключении государственной экологической экспертизы плана мероприятий; сведения о заключении об обоснованности определения сметной стоимости реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий; документы, подтверждающие финансовое обеспечение реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий.
План мероприятий должен включать мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду, оказываемого отдельным производственным объектом, выводимым из эксплуатации, и утверждаться юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, которым принадлежит такой отдельный производственный объект, при наличии заключения государственной экологической экспертизы плана мероприятий, а также заключения об обоснованности определения сметной стоимости реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий.
Устанавливается, что заключение об обоснованности или о необоснованности определения сметной стоимости реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий, выдается по результатам ее проверки, которая будет проводиться уполномоченным органом, одновременно с государственной экологической экспертизой плана мероприятий. Порядок проведения проверки сметной стоимости реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий, выдачи заключения об обоснованности или о необоснованности определения сметной стоимости реализации указанных мероприятий, а также определения размера платы за проведение проверки сметной стоимости будет устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Закрепляется, что подтверждением финансового обеспечения реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий, является наличие у владельца отдельного производственного объекта, одного или нескольких следующих документов: независимая гарантия уплаты денежных сумм, необходимых для реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий, поручительство по обязательствам по уплате денежных сумм, необходимых для реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий, документ, подтверждающий создание юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) или несколькими юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями), которым принадлежат отдельные производственные объекты, резервного фонда, содержащего денежные средства в объеме, необходимом для реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий или несколькими планами мероприятий.
Предусматривается, что денежные средства резервного фонда в объеме, необходимом для реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий или несколькими планами мероприятий, размещаются на счетах эскроу, которые открываются банком (эскроу-агентом) для учета и блокирования денежных средств, полученных банком от владельца счета - юридического лица, индивидуального предпринимателя, которым принадлежат отдельные производственные объекты (депонента), в целях перечисления эскроу-агентом таких средств в федеральный бюджет (бенефициару) в случае банкротства депонента. Средства, перечисленные эскроу-агентом и зачисленные в федеральный бюджет, будут направляться на реализацию мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта, в том числе мероприятий, реализуемых при его консервации или ликвидации, на основании отдельных решений Правительства Российской Федерации.
Требования, предъявляемые к организациям, которые вправе выдавать независимые гарантии, заключать договор поручительства и (или) открывать счета эскроу (являться эскроу-агентом) для размещения денежных средств в объеме, необходимом для реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий или несколькими планами мероприятий, будут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
При неисполнении владельцем отдельного производственного объекта обязанности по представлению плана мероприятий, сведений о заключении государственной экологической экспертизы плана мероприятий, сведений о заключении об обоснованности определения сметной стоимости реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий, а также документов, подтверждающих финансовое обеспечение реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий, Федеральным законом предусмотрена уплата компенсационного платежа, осуществляемого такими лицами добровольно либо по решению суда. Размер компенсационного платежа не может превышать сумму расчетных затрат на реализацию мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта, в том числе мероприятий, реализуемых при его консервации или ликвидации, затрат на выявление возможного загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта, а также понесенных затрат на осуществление расчета размера компенсационного платежа. Закрепляется, что использование средств от платежей по искам о взыскании компенсационных платежей и от компенсационных платежей, зачисленных в федеральный бюджет, осуществляется в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании отдельных решений Правительства Российской Федерации.
Устанавливается, что в течение двух месяцев со дня выполнения плана мероприятий владелец отдельного производственного объекта обязан представить в уполномоченный орган акт о выполнении плана мероприятий. В случае реализации в полном объеме мероприятий, предусмотренных планом мероприятий, уполномоченным органом выдается заключение о соответствии плану мероприятий.
Форма и содержание акта о выполнении плана мероприятий, заключения о соответствии плану мероприятий будут устанавливаться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды.
В Федеральный закон от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", Федеральный закон от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" вносятся изменения корреспондирующего характера.
Федеральный закон принят по вопросам ведения Российской Федерации, установленным пунктами "г" (установление порядка деятельности федеральных органов исполнительной власти), "ж" (финансовое регулирование), "з" (федеральный бюджет), "о" (гражданское законодательство) статьи 71 Конституции Российской Федерации, а также в рамках полномочий Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленным пунктами "д" (охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности), "к" (административное законодательство и законодательство об охране окружающей среды) части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Реализация Федерального закона повлечет принятие подзаконных нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти.
Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2022 года за исключением отдельных положений, для которых в соответствии со статьей 8 Федерального закона установлены иные сроки вступления их в силу. Статьей 7 Федерального закона предусмотрены переходные положения в отношении отдельных производственных объектов, введенных в эксплуатацию до 1 сентября 2022 года.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку затрагивает вопросы финансового регулирования, предусмотренные пунктом "в" (финансовое регулирование) статьи 106 Конституции Российской Федерации. Рассмотрение Федерального закона в Совете Федерации должно быть начато не позднее 5 января 2022 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, первому заместителю Председателя Совета Федерации А.В. Яцкину, первому заместителю Председателя Совета Федерации А.А. Турчаку, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлеву, заместителю Председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой председателю Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию А.П. Майорову, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишасу, председателю Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности В.С. Тимченко, председателю Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера А.А. Шевченко, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьеву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.