Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 22 декабря 2021 г. N 5.1-01/3225
по проекту федерального закона N 20316-8 "О публично-правовой компании "Роскадастр", принятому Государственной Думой 17 декабря 2021 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 18 ноября 2021 года (N 20316-8).
Федеральным законом создается публично-правовая компания "Роскадастр" (далее - компания), определяются ее правовое положение, цели деятельности, функции, полномочия, органы управления и их компетенция, источники формирования имущества компании, а также особенности ее реорганизации и ликвидации.
Компания создается путем реорганизации акционерных обществ, единственным участником которых является Российская Федерация, одного или нескольких федеральных государственных учреждений, определенных Правительством Российской Федерации, в форме преобразования или с одновременным сочетанием преобразования и присоединения (при реорганизации нескольких федеральных государственных учреждений или акционерных обществ) в целях осуществления функций и полномочий публично-правового характера по предоставлению государственных услуг в сферах геодезии и картографии, земельных отношений, государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав на недвижимое имущество, кадастровой оценки, а также иных определенных Правительством Российской Федерации функций и полномочий.
Учредителем компании является Российская Федерация, при этом компания действует на основании устава, утверждаемого Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество, ведение Единого государственного реестра недвижимости (далее - орган регистрации прав).
Орган регистрации прав осуществляет функции и полномочия учредителя компании от имени Российской Федерации в области подготовки внутренних документов компании (трудового договора, проекта устава компании, годового отчета, стратегии развития компании) и контроля по соблюдению органами управления компании требований Федерального закона и устава компании.
Федеральным законом устанавливается, что к видам деятельности компании будут отнесены, в том числе работы по созданию, эксплуатации, модернизации государственных информационных систем и ресурсов, научная и образовательная деятельность, а также деятельность в сфере развития информационных технологий и выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Предусматривается, что имущество компании формируется за счет имущественных взносов Российской Федерации, имущества, полученного в порядке правопреемства, субсидий из федерального бюджета, а также имущества, приобретенного за счет имущественного взноса Российской Федерации, добровольных имущественных взносов, доходов, полученных компанией от осуществления своей деятельности, и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации поступлений. Порядок и сроки формирования имущества компании будут устанавливаться Правительством Российской Федерации в части, не урегулированной Федеральным законом.
В целях реализации возложенных на компанию функций и полномочий ей также предоставляется право осуществлять деятельность, приносящую доход. Доходы от осуществления деятельности компании поступают в распоряжение компании, при этом плата за предоставление сведений из государственных реестров и государственных фондов поступает в распоряжение компании, если иное не установлено Бюджетным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и правовыми актами Правительства Российской Федерации соответственно. Плата за предоставление сведений единой электронной картографической основы должна поступать в федеральный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Компания вправе распоряжаться своим имуществом в соответствии с законодательством Российской Федерации и своим уставом, при этом Правительство Российской Федерации может установить перечень имущества компании, совершение сделок с которым будет подлежать согласованию с Правительством Российской Федерации.
К органам управления компании отнесены наблюдательный совет (высший орган управления), правление компании и генеральный директор.
Положение о наблюдательном совете утверждается Правительством Российской Федерации по представлению органа регистрации прав, состав наблюдательного совета не должен превышать количества семи членов, при этом в него должен входить руководитель органа регистрации прав. Членами наблюдательного совета могут являться лица, замещающие государственные должности, а также лица, являющиеся государственными гражданскими служащими.
Количественный состав правления определяется уставом компании, генеральный директор назначается на должность сроком на пять лет Правительством Российской Федерации по представлению руководителя органа регистрации прав, согласованному с наблюдательным советом.
Реорганизация и ликвидация компании осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и законодательством о публично-правовых компаниях в Российской Федерации, при этом уточняется, что реорганизация компании может осуществляться с одновременным сочетанием преобразования и присоединения к ней одного или нескольких федеральных государственных учреждений или акционерных обществ, определенных Правительством Российской Федерации, на основании решений Правительства Российской Федерации.
Уточняется, что со дня государственной регистрации компании или ее реорганизации компания является правопреемником федеральных государственных учреждений, акционерных обществ, путем реорганизации которых она создана, а также правопреемником федеральных государственных учреждений, акционерных обществ, присоединяемых к компании при ее реорганизации с одновременным их преобразованием.
Для реализации Федерального закона потребуется принятие Правительством Российской Федерации ряда нормативных правовых актов, предусматривающих порядок деятельности компании.
Федеральный закон принят по вопросам ведения Российской Федерации, установленным пунктами "г" (порядок деятельности федеральных органов исполнительной власти), "ж" (финансовое регулирование), "и" (федеральная информация), "о" (гражданское законодательство), "р". (геодезия и картография, наименования географических объектов) статьи 71 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой российского законодательства.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
В соответствии со статьей 13 Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку затрагивает вопрос, предусмотренный пунктом "в" (финансовое регулирование) статьи 106 Конституции Российской Федерации, и его рассмотрение в Совете Федерации должно быть начато не позднее 3 января 2022 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, первому заместителю Председателя Совета Федерации А.В. Яцкину, первому заместителю Председателя Совета Федерации А.А. Турчаку, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлёву, заместителю Председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, председателю Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию А.П. Майорову, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишасу, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, председателю Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера А.А. Шевченко, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.