Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 21 декабря 2021 г. N 5.1-01/3218
по проекту федерального закона N 1246345-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", принятому Государственной Думой 17 декабря 2021 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного федерального закона был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 7 сентября 2021 года (N 1246345-7).
Федеральным законом предусматривается распространение действия Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 214-ФЗ) на строительство индивидуальных жилых домов в границах территорий малоэтажного жилого комплекса (далее - индивидуальные жилые дома) при условии, что такое строительство осуществляется по договорам участия в долевом строительстве.
В этих целях в Градостроительный и Жилищный кодексы Российской Федерации, а также в Федеральный закон N 214-ФЗ вводятся понятия малоэтажного жилого комплекса и многоквартирного дома, уточняется понятие дома блокированной постройки и расширяется перечень видов объектов недвижимости, подпадающих под определение объектов долевого строительства.
В частности, домом блокированной постройки является жилой дом, блокированный с другими жилыми домами в одном ряду общими боковыми стенами без проемов и имеющий отдельный выход на земельный участок. Предусматривается, что в отношении домов блокированной постройки, количество этажей которых не превышает трех, а количество таких домов в одном ряду не превышает десяти, экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий проводиться не будет, их строительство или реконструкция будут осуществляться без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В отношении строительства объектов индивидуального жилищного строительства, возводимых с привлечением денежных средств участников долевого строительства, потребуется получение разрешения на строительство.
В Жилищный кодекс Российской Федерации вводится понятие многоквартирного дома как здания, состоящего из двух и более квартир и включающего в себя общее имущество многоквартирного дома и принадлежащие отдельным собственникам нежилые помещения или машино-места, являющиеся неотъемлемой конструктивной частью многоквартирного дома.
В Федеральный закон N 214-ФЗ вводится понятие малоэтажного жилого комплекса как совокупности индивидуальных жилых домов и иных объектов, относящихся к общему имуществу собственников таких домов, строительство которых осуществляется застройщиком в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории, при этом индивидуальный жилой дом на основании договора участия в долевом строительстве признается объектом долевого строительства.
Определяются порядок строительства и состав общего имущества собственников индивидуальных жилых домов, предназначенного для обслуживания индивидуальных жилых домов и удовлетворения потребностей их собственников, к которому могут быть отнесены, в том числе объекты инженерно-технической и транспортной инфраструктуры,котельные, водонапорные башни, тепловые пункты, проезды, велосипедные дорожки, пешеходные переходы, тротуары, элементы благоустройства, детские и спортивные площадки, места отдыха, парковочные площадки, площадки для размещения контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов.
Уточняется, что строительство объектов, которые должны входить в состав общего имущества, допускается при условии возникновения у участников долевого строительства права общей долевой собственности на них. В случае, если такие объекты не будут входить в состав общего имущества, то их строительство допускается при условии их безвозмездной передачи в государственную или муниципальную собственность. Примерная форма соглашения о возникновении у участника долевого строительства доли в праве общей долевой собственности на общее имущество будет утверждаться Правительством Российской Федерации.
Застройщику предоставляется право привлекать денежные средства участников долевого строительства для строительства индивидуальных жилых домов при условии утверждения проекта планировки территории и проекта межевания территории, которыми определяются границы территории малоэтажного жилого комплекса при условии получения одного разрешения на строительство в отношении проекта строительства или его этапа.
Закрепляются требования к застройщику, привлекающему денежные средства участников долевого строительства для строительства индивидуальных жилых домов, в части раскрытия информации о себе и своей деятельности на официальном сайте застройщика.
Устанавливается предмет содержания договора участия в долевом строительстве в отношении индивидуальных жилых домов и условия его заключения и исполнения. В частности, в договоре участия в долевом строительстве в отношении индивидуальных жилых домов должно быть предусмотрено условие о передаче застройщиком участнику долевого строительства индивидуального жилого дома вместе с земельным участком только после завершения строительства всех индивидуальных жилых домов в границах территории малоэтажного жилого комплекса, завершения строительства общего имущества с системами инженерно-технического обеспечения, а также получения разрешения на ввод в эксплуатацию и осуществления государственного кадастрового учета всех индивидуальных жилых домов, построенных в рамках проекта строительства. Для расчетов по договору участия в долевом строительстве в отношении индивидуальных жилых домов в границах территории малоэтажного жилого комплекса должны использоваться счета эскроу.
Устанавливаются требования о включении в проектную декларацию застройщика информации о проекте и сроках строительства индивидуальных жилых домов в границах территории малоэтажного жилого комплекса с запретом вносить любые последующие изменения.
Федеральным законом вносятся корреспондирующие изменения в Земельный кодекс Российской Федерации, а также в одиннадцать федеральных законов, в частности в федеральные законы от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", от 13 июля 2015 года N 225-ФЗ "О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Федеральный закон принят по вопросам ведения Российской Федерации, установленным пунктами "в" (регулирование прав и свобод человека и гражданина), "г" (порядок деятельности федеральных органов исполнительной власти), "и" (федеральная информация) и "о" (гражданское законодательство) статьи 71 Конституции Российской Федерации, а также в рамках полномочий Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленным пунктом "к" (административное, жилищное, земельное законодательство) части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой российского законодательства.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
В соответствии со статьей 17 Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2022 года, за исключением ряда положений, которые вступают в силу со дня официального опубликования Федерального закона.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации, и может быть рассмотрен в Совете Федерации не позднее 3 января 2022 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, первому заместителю Председателя Совета Федерации А.В. Яцкину, заместителю Председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлёву, председателю Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера А.А. Шевченко, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, председателю Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию А.П. Майорову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьеву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.