Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 21 декабря 2021 г. N 5.1-01/3219
по проекту федерального закона N 1212919-7 "О внесении изменении в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", принятому Государственной Думой 16 декабря 2021 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 13 июля 2021 года (N 1212919-7).
Федеральным законом в Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) вносятся изменения, направленные на совершенствование саморегулирования в строительной сфере, установление порядка признания объекта капитального строительства аварийным и подлежащим сносу, реконструкции, а также на установление порядка отнесения объектов капитального строительства, возводимых полностью или частично за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, к незавершенному строительству.
Федеральным законом в отношении специалистов по организации инженерных изысканий, организации архитектурно-строительного проектирования или строительства (далее - специалисты) устанавливается требование осуществлять свои трудовые функции в соответствии с профессиональными стандартами, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Уточняются минимальные требования, которым должны соответствовать физические лица, претендующие на получение статуса специалиста, наличие общего трудового стажа по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства может быть сокращено с десяти лет до пяти лет при условии прохождения специалистами независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации", также устанавливается требование о регулярном, не реже одного раза в пять лет, прохождении независимой оценки квалификации.
Перечень документов, подтверждающих соответствие специалистов минимальным требованиям, состав сведений национальных реестров о работающих специалистах, а также перечень специальностей и направлений подготовки специалистов должны будут устанавливаться федеральным органом исполнительной власти осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
Федеральным законом уточняются правила размещения и инвестирования средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций (далее - СРО), порядок принятия решений об инвестировании таких средств и способы их размещения в кредитных организациях, в частности, СРО наделяется правом размещать средства своего компенсационного фонда на условиях договора банковского вклада (депозита) в валюте Российской Федерации в той же кредитной организации, в которой открыт специальный банковский счет для размещения средств компенсационного фонда, в размере, не превышающем 75 процентов размера средств такого компенсационного фонда.
На соответствующие Национальные объединения СРО (НОПРИЗ и НОСТРОИ) возлагается обязанность по формированию и ведению Единого реестра сведений о членах СРО и их обязательствах. Состав сведений, содержащихся в указанном реестре, порядок его формирования и ведения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Устанавливается порядок признания объекта капитального строительства аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в который должны быть включены мероприятия по обследованию фактического состояния объекта капитального строительства, а также обследование территории, на которой он расположен. Решение о признании объекта капитального строительства аварийным и подлежащим сносу или реконструкции будет приниматься уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления в зависимости от того, в чьей собственности находится такой объект. Порядок и основания признания объекта капитального строительства аварийным и подлежащим сносу или реконструкции будут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Закрепляется возможность и условия отнесения объектов капитального строительства, возводимых полностью или частично за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, к незавершенным объектам капитального строительства, при этом перечень оснований отнесения к незавершенным объектам капитального строительства может дополняться Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Предусматривается формирование федерального и регионального реестров незавершенных объектов капитального строительства. Порядок формирования таких реестров, состав включаемых в них сведений, а также порядок предоставления таких сведений, будут устанавливаться соответственно Правительством Российской Федерации и субъектом Российской Федерации.
Порядок представления информации об объектах незавершенного строительства, порядок разработки, утверждения и мониторинга хода реализации планов-мероприятий по снижению количества таких объектов будут устанавливаться уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Федеральным законом вносятся корреспондирующие изменения в федеральные законы от 25 февраля 1999 года N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", от 1 июля 2017 года N 135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны", от 3 августа 2018 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", от 31 июля 2020 года N 254-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширениям магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Для реализации Федерального закона потребуется принятие Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, предусматривающих порядок размещения в кредитных организациях средств компенсационных фондов СРО, порядок ведения Единого реестра сведений о членах СРО и их обязательствах, порядок и основания признания объекта капитального строительства аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, порядок формирования и ведения реестров незавершенных объектов капитального строительства.
Кроме того, потребуются принятие уполномоченным Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти профессионального стандарта, на основе которого будет осуществляться деятельность специалистов, а также принятие нормативных правовых актов, предусматривающих порядок представления информации, содержащейся в федеральном и региональных реестрах незавершенных объектов капитального строительства.
Федеральный закон принят по вопросам ведения Российской Федерации, установленным пунктами "в" (регулирование прав и свобод человека и гражданина), "г" (порядок деятельности федеральных органов исполнительной власти), "ж" (финансовое и кредитное регулирование), "и" (федеральная информация) и "о" (гражданское законодательство) статьи 71 Конституции Российской Федерации, а также в рамках полномочий Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленным пунктами "ж" (социальная защита) и "к" (административное, жилищное, земельное законодательство) части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой российского законодательства.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
В соответствии со статьей 10 Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением ряда положений, которые вступают в силу с 1 сентября 2022 года.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку затрагивает вопросы, предусмотренные пунктом "в" (финансовое и кредитное регулирование) статьи 106 Конституции Российской Федерации, и его рассмотрение в Совете Федерации должно быть начато не позднее 31 декабря 2021 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлёву, председателю Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера А.А. Шевченко, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, председателю Комитета Совета Федерации по социальной политике И.Ю. Святенко, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.