Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 22 декабря 2021 г. N 5.1-01/3246
по проекту федерального закона N 1141526-7 "О внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния", принятому Государственной Думой 21 декабря 2021 года
Досье на проект федерального закона
Проект (N 1141526-7) названного Федерального закона был внесён в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 2 апреля 2021 года, принят Государственной Думой в первом чтении 18 мая 2021 года, во втором чтении - 14 декабря 2021 года.
Федеральным законом в Федеральный закон от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" внесены изменения, расширяющие перечень органов и организаций, которым предоставляются сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния (далее - ЕГР ЗАГС).
Сведения о государственной регистрации акта гражданского состояния, содержащиеся в ЕГР ЗАГС, в соответствии с действующим законодательством могут быть предоставлены федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности (Федеральной службе судебных приставов Российской Федерации, далее - ФССП России) только по запросу, что в некоторых случаях не позволяет своевременно и оперативно завершить либо приостановить исполнительное производство в случае смерти должника, объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности допускают правопреемство.
Поэтому в соответствии с изменениями, предусмотренными пунктом 1 Федерального закона, ФССП России, а также оператору единой информационной системы нотариата (далее - ЕИС) будут предоставляться сведения о государственной регистрации смерти и сведения о внесении исправлений или изменений в записи актов о смерти, содержащиеся в ЕГР ЗАГС, в формате широковещательной рассылки.
Получение сведений о государственной регистрации смерти из ЕГР ЗАГС нотариусами позволит реализовать дополнительные функции ЕИС по проверке сведений о действительности нотариально удостоверенной доверенности.
Также согласно изменениям, предусмотренным пунктом 1 Федерального закона, территориальные органы принудительного исполнения будут иметь право наряду с ФССП России получать по запросу сведения о государственной регистрации акта гражданского состояния.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Федеральный закон принят по предметам ведения Российской Федерации, установленным пунктом "г" (установление системы федеральных органов исполнительной власти, порядка их организации и деятельности), пунктом "е" (установление основ федеральной политики в области государственного развития Российской Федерации), пунктом "и" (информационные технологии) статьи 71 Конституции Российской Федерации и в рамках полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленным пунктом "к" (административное законодательство), пунктом "л" (нотариат), пунктом "н" (установление общих принципов организации системы органов государственной власти) части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 14 июня 1994 года N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания".
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросов, предусмотренных статьёй 106 Конституции Российской Федерации. Федеральный закон может быть рассмотрен в Совете Федерации не позднее 5 января 2022 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, первому заместителю Председателя Совета Федерации А.А. Турчаку, заместителю Председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой, председателю Комитета Совета Федерации по социальной политике И.Ю. Святенко, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишасу, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.