Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Постановлению Администрации
Курчатовского района Курской области
от 14 декабря 2021 года N 1018
Стандарт
внутреннего финансового аудита "Осуществление внутреннего финансового аудита в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности"
I. Общие положения
1. Настоящий федеральный стандарт внутреннего финансового аудита "Осуществление внутреннего финансового аудита в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности" (далее - Стандарт) разработан в соответствии со статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской, применяется должностными лицами (работниками) главных распорядителей бюджетных средств, главных администраторов доходов бюджета (далее - районного бюджета), главных администраторов источников финансирования дефицита районного бюджета (далее - главные администраторы бюджетных средств), распорядителей бюджетных средств, получателей бюджетных средств, администраторов доходов районного бюджета, администраторов источников финансирования дефицита бюджета (далее - администраторы бюджетных средств) при осуществлении внутреннего финансового аудита и определяет порядок планирования, проведения и реализации результатов аудиторских мероприятий, целью которых является подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, а также принятым в соответствии с пунктом 5 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации ведомственным (внутренним) актам (далее соответственно - аудиторское мероприятие, подтверждение достоверности бюджетной отчетности, единая методология учета и отчетности).
2. Настоящий Стандарт применяется при планировании, проведении и реализации результатов аудиторского мероприятия, в том числе в условиях:
а) принятия предусмотренного пунктом 6 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации решения Администрации Курской области о передаче Управлению финансов Курской области Курчатовского района (далее - уполномоченный орган) полномочий, структурного подразделения Администрации Курской области (их подведомственных казенных учреждений) - по начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению, по ведению бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности, консолидированной отчетности бюджетных и автономных учреждений, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета, по обеспечению представления такой отчетности в соответствующие муниципальные органы (далее соответственно - решение о передаче централизуемых полномочий, централизуемые полномочия);
б) предусмотренной пунктом 10.1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации передачи казенным учреждением полномочий по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности иному муниципальному учреждению (централизованной бухгалтерии) (далее - уполномоченная организация).
Положения настоящего Стандарта применяются одновременно с применением положений стандарта внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита" и стандарта внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита".
3. В целях настоящего Стандарта применяются термины в значениях, определенных стандартом внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита", а также термины, определения которым даны в других нормативных правовых актах, в том же значении, в каком они используются в этих нормативных правовых актах.
4. Подтверждение достоверности бюджетной отчетности:
а) администратора бюджетных средств, выполняющего бюджетные полномочия распорядителя бюджетных средств и (или) получателя бюджетных средств, администратора доходов районного бюджета, администратора источников финансирования дефицита районного бюджета, осуществляется в отношении его индивидуальной бюджетной отчетности получателя бюджетных средств (администратора доходов районного бюджета, администратора источников финансирования дефицита районного бюджета), распорядителя бюджетных средств как получателя бюджетных средств;
б) администратора бюджетных средств, выполняющего бюджетные полномочия администратора доходов районного бюджета (субъект бюджетной отчетности не осуществляет полномочия получателя бюджетных средств), осуществляется в отношении бюджетной отчетности администратора доходов районного бюджета;
в) главного администратора бюджетных средств, выполняющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, главного администратора доходов районного бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита районного бюджета, осуществляется в отношении его индивидуальной бюджетной отчетности получателя бюджетных средств (администратора доходов районного бюджета, администратора источников финансирования дефицита районного бюджета), главного распорядителя бюджетных средств как получателя бюджетных средств, а также в отношении соблюдения порядка составления и представления консолидированной бюджетной отчетности;
г) главного администратора бюджетных средств, выполняющего бюджетные полномочия главного администратора доходов районного бюджета и (или) администратора доходов районного бюджета (субъект бюджетной отчетности не осуществляет полномочия получателя бюджетных средств), осуществляется в отношении бюджетной отчетности администратора доходов районного бюджета, а также в отношении соблюдения порядка составления и представления консолидированной бюджетной отчетности.
II. Планирование аудиторских мероприятий и формирование программы аудиторского мероприятия
5. В целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности, а в случае передачи субъектом бюджетной отчетности централизуемых полномочий уполномоченному органу (уполномоченной организации), то с учетом положений главы IV настоящего Стандарта, в плане проведения аудиторских мероприятий предусматривается один из следующих вариантов проведения аудиторских мероприятий:
а) проведение одного аудиторского мероприятия, целью которого является подтверждение достоверности годовой бюджетной отчетности, в том числе соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии учета и отчетности;
б) проведение не менее двух аудиторских мероприятий, целью первого из которых является подтверждение достоверности годовой бюджетной отчетности, в том числе соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии учета и отчетности, за отчетный финансовый год, а целью другого (других) является подтверждение соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии учета и отчетности в течение текущего финансового года для подтверждения в очередном финансовом году достоверности годовой бюджетной отчетности за текущий финансовый год.
6. В случае если планируется проведение одного аудиторского мероприятия, то оно должно быть завершено до момента наступления одного из следующих событий, в зависимости от того, какое из событий наступит ранее:
а) до даты (месяца) окончания аудиторского мероприятия, указанной в плане проведения аудиторских мероприятий;
б) до подписания годовой бюджетной отчетности руководителем субъекта бюджетной отчетности.
7. В случае если планируется проведение не менее двух аудиторских мероприятий, то сроки проведения первого аудиторского мероприятия определяются исходя из положений пункта 6 настоящего Стандарта, а сроки проведения второго (а равно последующих) аудиторского мероприятия определяются исходя из положений пунктов 8 и 9 настоящего Стандарта.
8. Сроки проведения второго (а равно последующих) аудиторского мероприятия определяются исходя из необходимости достижения цели аудиторского мероприятия, а именно подтверждения соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии учета и отчетности в течение финансового года, и исходя из перечня вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия, а именно изучения бюджетных процедур по ведению бюджетного учета и составлению, представлению и утверждению бюджетной отчетности, а также составляющих эти процедуры операций (действий) по выполнению бюджетных процедур (далее - бюджетные процедуры учета и отчетности) и (или) изучения промежуточной бюджетной отчетности, составленной в течение текущего финансового года.
9. При определении сроков проведения второго (а равно последующих) аудиторского мероприятия учитывается необходимость выполнения следующей совокупности профессиональных действий членов аудиторской группы или уполномоченного должностного лица (работника) главного администратора (администратора) бюджетных средств, наделенного полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита (далее - уполномоченное должностное лицо), которые направлены на изучение бюджетных процедур учета и отчетности и (или) промежуточной бюджетной отчетности:
а) сбор и анализ информации об организации (обеспечении выполнения), выполнении бюджетных процедур учета и отчетности;
б) выявление (обнаружение) рисков искажения бюджетной отчетности, а также оценка этих рисков;
в) оценка надежности внутреннего финансового контроля в отношении бюджетных процедур учета и отчетности;
г) выявление искажений показателей бюджетной отчетности на дату составления промежуточной отчетности, в том числе выявление фактов и (или) признаков, влияющих на достоверность бюджетной отчетности и порядок ведения бюджетного учета;
д) подготовки уполномоченным должностным лицом или членами аудиторской группы предложений и рекомендаций субъектам бюджетных процедур о повышении качества финансового менеджмента, предусмотренных пунктом 24 настоящего Стандарта и позволяющих предупредить (не допустить) ошибки в бюджетной отчетности (далее - ошибки), нарушения и (или) недостатки при составлении годовой бюджетной отчетности.
10. Планирование аудиторского мероприятия и формирование программы аудиторского мероприятия, в том числе ее подписание и утверждение, осуществляется в соответствии с пунктами 14 - 31 стандарта внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита" и положениями настоящего Стандарта.
III. Проведение аудиторского мероприятия
11. Проведение аудиторского мероприятия осуществляется в соответствии с главой III стандарта внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита" и положениями настоящего Стандарта.
12. В ходе проведения аудиторского мероприятия уполномоченным должностным лицом или членами аудиторской группы:
а) проводится анализ организации (обеспечения выполнения) бюджетных процедур учета и отчетности;
б) проводится выявление (обнаружение) рисков искажения бюджетной отчетности;
в) определяются объекты бюджетного учета, способы их изучения, а также в случаях, предусмотренных пунктом 40 стандарта внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита", могут быть уточнены используемые в их отношении методы внутреннего финансового аудита;
г) проводится анализ выполнения бюджетных процедур учета и отчетности, в том числе оцениваются законность, своевременность и полнота формирования финансовых и первичных учетных документов, своевременность их передачи для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бюджетного учета, а также достоверность данных, содержащихся в регистрах бюджетного учета и включаемых в бюджетную отчетность;
д) оценивается надежность внутреннего финансового контроля в отношении бюджетных процедур учета и отчетности;
е) оцениваются риски искажения бюджетной отчетности;
ж) формируется суждение субъекта внутреннего финансового аудита о достоверности бюджетной отчетности;
з) формируются предложения и рекомендации о повышении качества финансового менеджмента, в том числе предложения о мерах по минимизации (устранению) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля.
13. В целях проведения анализа организации (обеспечения выполнения) бюджетных процедур учета и отчетности изучается, в частности, следующее:
а) положения нормативных правовых актов, регулирующих ведение бюджетного учета и составление, представление и утверждение бюджетной отчетности, а также информация об их изменениях;
б) порядок формирования (актуализации), достаточность и актуальность ведомственных (внутренних) актов и документов главного администратора (администратора) бюджетных средств, устанавливающих требования к организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетных процедур учета и отчетности, в том числе актов субъекта бухгалтерского учета (далее - субъект учета), устанавливающих учетную политику субъекта учета (документы учетной политики), а также причины внесения изменений в указанные акты и документы;
в) соответствие актов и документов субъекта учета требованиям единой методологии учета и отчетности;
г) кадровое обеспечение структурных подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств сотрудниками, ведущими бюджетный учет и составляющими бюджетную отчетность, квалификация таких сотрудников;
д) информация об используемых прикладных программных средствах и информационных ресурсах, обеспечивающих исполнение бюджетных полномочий по ведению бюджетного учета, составлению, представлению и утверждению бюджетной отчетности, в том числе информация об изменениях в этих прикладных программных средствах и информационных ресурсах;
е) наделение правами доступа пользователей (субъектов бюджетных процедур) к базам данных, вводу и выводу информации из прикладных программных средств и информационных ресурсов, обеспечивающих исполнение бюджетных полномочий по ведению бюджетного учета, составлению, представлению и утверждению бюджетной отчетности, в том числе правами доступа к записям (их изменению, удалению) в регистрах бюджетного учета и в бюджетной отчетности, а также регламенты взаимодействия пользователей с этими прикладными программными средствами и информационными ресурсами;
ж) информация о порядке взаимодействия субъектов бюджетных процедур при выполнении бюджетных процедур учета и отчетности;
з) организация хранения первичных учетных документов, регистров бюджетного учета и бюджетной отчетности.
14. Выявление (обнаружение) рисков искажения бюджетной отчетности проводится в соответствии с пунктом 2 Приложения N 1 к настоящему Стандарту, а также с учетом информации, полученной по результатам проведенного в соответствии с пунктом 13 настоящего Стандарта анализа организации (обеспечения выполнения) бюджетных процедур учета и отчетности.
15. Определение объектов бюджетного учета, подлежащих изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия, осуществляется с применением риск-ориентированного подхода (подхода, основанного на информации о выявленных (обнаруженных) рисках искажения бюджетной отчетности).
В отношении каждого объекта бюджетного учета, подлежащего изучению:
а) устанавливается перечень документов, отражающих факты хозяйственной жизни, в которых наличие возможных ошибок, нарушений и (или) недостатков может привести к искажению бюджетной отчетности (возможные ошибки, нарушения и (или) недостатки, в случае их допущения, могут привести к искажению информации об активах и обязательствах и (или) финансовом результате, а также повлиять на принятие пользователями бюджетной отчетности экономических (управленческих) решений);
б) определяются способы изучения объектов бюджетного учета, в том числе способы формирования аудиторской выборки, в соответствии с пунктами 35 - 39 стандарта внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита";
в) используемые в их отношении методы внутреннего финансового аудита в случаях, предусмотренных пунктом 40 стандарта внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита", могут быть уточнены.
16. В целях проведения анализа выполнения бюджетных процедур учета и отчетности изучается, в частности, следующее:
а) операции (действия) по выполнению бюджетных процедур учета и отчетности, выполняемые субъектами бюджетных процедур;
б) наличие избыточных (дублирующих друг друга) операций (действий) по выполнению бюджетных процедур учета и отчетности;
в) совершаемые субъектами бюджетных процедур и (или) прикладными программными средствами, информационными ресурсами контрольные действия, в том числе направленные на защиту информационной системы бюджетного учета и отчетности от несанкционированных изменений, неавторизованного использования, повреждения и потери данных, включая направленные на соблюдение требований к представлению бюджетной отчетности, а также результаты контрольных действий;
г) операции (действия) по выполнению бюджетных процедур учета и отчетности, при выполнении (перед, вовремя, после выполнения) которых контрольные действия не осуществлялись и (или) осуществлялись не в полной мере;
д) законность, своевременность и полнота формирования финансовых и первичных учетных документов, а также своевременность передачи для регистрации и принятия к учету первичных учетных документов, которыми оформлены факты хозяйственной жизни;
е) правильность и своевременность ведения регистров бюджетного учета, внесения в них исправлений, а также соответствие их требованиям, установленным в нормативных правовых актах и ведомственных (внутренних) актах главного администратора (администратора) бюджетных средств, регулирующих ведение бюджетного учета;
ж) наличие процедур и практика разрешения разногласий в отношении ведения бюджетного учета между руководителем субъекта бюджетной отчетности и главным бухгалтером субъекта бюджетной отчетности или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бюджетного учета, в том числе наличие случаев отражения в бюджетном учете отдельных событий, хозяйственных операций в результате письменного распоряжения руководителя субъекта бюджетной отчетности;
з) наличие (отсутствие) случаев преднамеренного неверного отражения событий, хозяйственных операций в бюджетной отчетности или их преднамеренного исключения из нее, в том числе включение в показатели бюджетной отчетности информации, основанной на регистрации в регистрах бюджетного учета не имевших места фактов хозяйственной жизни (например, неосуществленные расходы, несуществующие обязательства), мнимого или притворного объекта бюджетного учета;
и) соответствие состава и содержания форм и показателей бюджетной отчетности нормативным правовым актам, ведомственным (внутренним) актам главного администратора (администратора) бюджетных средств и иным документам, регулирующим составление и представление бюджетной отчетности;
к) соответствие раскрываемой в бюджетной отчетности информации требованию достоверности информации, установленному пунктом 68 стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", в том числе требованию полноты, нейтральности и отсутствия существенных ошибок в Пояснительной записке;
л) достижение целей и соблюдение установленных требований к проведению инвентаризации активов и обязательств;
м) иная информация, необходимая уполномоченному должностному лицу или членам аудиторской группы для подтверждения достоверности бюджетной отчетности, в том числе, например, могут быть изучены вопросы, указанные в главе V "Проверка ведения бухгалтерского (бюджетного) учета и составления отчетности организациями государственного сектора" Методических рекомендаций по осуществлению проверок законности отдельных финансовых и хозяйственных операций и в Примерном перечне вопросов проверки бухгалтерской (бюджетной) отчетности, определенном приложением N 2 к данным Методическим рекомендациям.
17. Законность, своевременность и полнота формирования финансовых и первичных учетных документов, своевременность их передачи для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бюджетного учета, а также достоверность данных, содержащихся в регистрах бюджетного учета и включаемых в бюджетную отчетность, оцениваются по результатам проведения анализа выполнения бюджетных процедур учета и отчетности, в том числе исходя из результатов оценки:
а) объектов бюджетного учета и документов, отражающих факты хозяйственной жизни, включая попавшие в аудиторские выборки данные, на предмет их соответствия требованиям единой методологии учета и отчетности;
б) данных Пояснительной записки на предмет их соответствия требованию полноты, нейтральности и отсутствия существенных ошибок, а также требованиям к раскрытию информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности, содержащимся в федеральных стандартах бухгалтерского учета государственных финансов, устанавливаемых Министерством финансов Российской Федерации.
По результатам выполнения действий, предусмотренных настоящим пунктом, либо подтверждается законность, своевременность и полнота формирования финансовых и первичных учетных документов, своевременность их передачи для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бюджетного учета, а также достоверность данных, содержащихся в регистрах бюджетного учета и включаемых в бюджетную отчетность, либо выявляются ошибки, нарушения и (или) недостатки, в том числе, которые могут привести к искажению бюджетной отчетности.
18. В ходе оценки надежности внутреннего финансового контроля в отношении бюджетных процедур учета и отчетности осуществляется:
а) изучение информации, полученной по результатам проведения анализа организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетных процедур учета и отчетности;
б) изучение информации о выявленных (обнаруженных) рисках искажения бюджетной отчетности;
в) изучение причин и условий выявленных ошибок, нарушений и (или) недостатков (в том числе в случае их выявления в соответствии с пунктом 17 настоящего Стандарта);
г) анализ организации, применения и достаточности совершаемых контрольных действий на предмет их соразмерности выявленным рискам искажения бюджетной отчетности.
19. В ходе оценки надежности внутреннего финансового контроля в отношении бюджетных процедур учета и отчетности определяется соблюдение следующих условий:
а) требования ведомственных (внутренних) актов и документов главного администратора (администратора) бюджетных средств, определяющих порядок организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетных процедур учета и отчетности, являются актуальными и достаточными (соответствуют требованиям, установленным правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения), а также указанные требования соблюдаются субъектами бюджетных процедур в полной мере;
б) ошибки, нарушения и (или) недостатки выявляются субъектами бюджетных процедур в ходе совершения контрольных действий, своевременно устраняются, в том числе устраняются причины и условия допущенных ошибок, нарушений и (или) недостатков, либо субъектами бюджетных процедур подтверждается законность, целесообразность совершения операций (действий) по выполнению бюджетных процедур учета и отчетности, в том числе полнота и достоверность данных, используемых для совершения этих операций (действий);
в) меры по минимизации (устранению) бюджетных рисков, в том числе содержащиеся в реестре бюджетных рисков контрольные действия, выполняются, являются достаточными и соразмерными выявленным рискам искажения бюджетной отчетности (позволяют их минимизировать и (или) устранить), а также своевременно уточняются;
г) права доступа пользователей (субъектов бюджетных процедур) к базам данных, вводу и выводу информации из прикладных программных средств и информационных ресурсов, обеспечивающих исполнение бюджетных полномочий по ведению бюджетного учета и составлению, представлению и утверждению бюджетной отчетности, регламентированы и разграничены, а также обеспечивается предотвращение повреждения и потери данных, несанкционированного доступа и внесения изменений (удаления данных) в этих базах данных, прикладных программных средствах и информационных ресурсах;
д) главным администратором (администратором) бюджетных средств в части исполнения бюджетных полномочий по ведению бюджетного учета и составлению, представлению и утверждению бюджетной отчетности достигнуты целевые значения показателей качества финансового менеджмента, определяемые в соответствии с порядком проведения мониторинга качества финансового менеджмента, предусмотренным пунктом 6 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
20. Надежность внутреннего финансового контроля в отношении бюджетных процедур учета и отчетности определяется путем оценки способности совершаемых контрольных действий обеспечивать:
- выполнение бюджетных процедур учета и отчетности в соответствии с требованиями, установленными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения;
- предупреждение (недопущение), выявление и устранение ошибок, нарушений и (или) недостатков, в том числе их причин и условий;
- минимизацию рисков искажения бюджетной отчетности.
21. Риски искажения бюджетной отчетности оцениваются в соответствии с Приложением N 1 к настоящему Стандарту.
22. Уполномоченное должностное лицо или члены аудиторской группы проводят анализ информации, полученной по результатам выполнения пунктов 13 - 21 настоящего Стандарта, обеспечивают сбор обоснованных, надежных и достаточных аудиторских доказательств, а уполномоченное должностное лицо или руководитель аудиторской группы с учетом положений пункта 65 стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора" формирует суждение субъекта внутреннего финансового аудита о достоверности бюджетной отчетности.
23. Суждение субъекта внутреннего финансового аудита о достоверности бюджетной отчетности отражает основанный на полученных аудиторских доказательствах вывод (мнение) уполномоченного должностного лица или руководителя аудиторской группы:
а) о соответствии порядка ведения бюджетного учета единой методологии учета и отчетности, включая соблюдение порядка формирования (актуализации) учетной политики, оформления и принятия к учету первичных учетных документов, хранения документов бюджетного учета;
б) о соответствии информации, содержащейся в подтверждаемой бюджетной отчетности (бюджетной отчетности, подтверждение достоверности которой является целью аудиторского мероприятия), качественным характеристикам информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, включая:
- соответствие состава бюджетной отчетности требованиям, установленным в нормативных правовых актах, регулирующих составление и представление бюджетной отчетности;
- составление бюджетной отчетности на основе данных, содержащихся в регистрах бюджетного учета;
- соблюдение порядка проведения инвентаризации активов и обязательств;
- соблюдение главным администратором бюджетных средств порядка составления и представления консолидированной бюджетной отчетности;
в) о наличии фактов и (или) признаков, влияющих на достоверность бюджетной отчетности и порядок ведения бюджетного учета.
Субъект внутреннего финансового аудита обязан сформировать суждение о достоверности годовой бюджетной отчетности, суждение о достоверности промежуточной бюджетной отчетности формируется по решению руководителя главного администратора (администратора) бюджетных средств или руководителя субъекта внутреннего финансового аудита. Суждение субъекта внутреннего финансового аудита о достоверности бюджетной отчетности формируется в соответствии с приложением N 2 к настоящему Стандарту.
24. В ходе проведения аудиторского мероприятия и с учетом оценки надежности внутреннего финансового контроля в отношении бюджетных процедур учета и отчетности, оценки рисков искажения бюджетной отчетности, а также сформированного суждения о достоверности бюджетной отчетности уполномоченное должностное лицо или члены аудиторской группы формируют предложения и рекомендации субъектам бюджетных процедур о повышении качества финансового менеджмента, в частности:
а) о предотвращении (устранении) ошибок, нарушений и (или) недостатков при ведении бюджетного учета и (или) составлении и представлении бюджетной отчетности, в том числе о представлении бюджетной отчетности, содержащей уточненные (исправленные) показатели (информацию), а также об устранении причин и условий этих ошибок, нарушений и (или) недостатков;
б) о совершенствовании организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетных процедур учета и отчетности;
в) о мерах по минимизации (устранению) бюджетных рисков;
г) об организации внутреннего финансового контроля (о рекомендуемых к осуществлению контрольных действиях).
По решению руководителя аудиторской группы или руководителя субъекта внутреннего финансового аудита предложения и рекомендации субъектам бюджетных процедур о повышении качества финансового менеджмента могут содержать информацию, в том числе предложения и рекомендации по составу, содержанию и формам представления документов, необходимую для:
а) направления информации об устранении нарушений и о принятии мер по устранению причин и условий этих нарушений в тот орган государственного (муниципального) финансового контроля, которым проводится проверка (ревизия) годовой бюджетной отчетности главного администратора (администратора) бюджетных средств, в том числе внешняя проверка годовой бюджетной отчетности главного администратора бюджетных средств и (или) проверка соблюдения главным администратором (администратором) бюджетных средств положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
б) подготовки объяснений и представления доказательств должностным лицом (работником) главного администратора (администратора) бюджетных средств, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судье, органу, должностному лицу, рассматривающим соответствующее дело об административном правонарушении, в случае, если указывающие на наличие события этого административного правонарушения данные (ошибки) выявлены органом муниципального финансового контроля в бюджетной отчетности.
25. В целях проведения аудиторского мероприятия и с учетом положений пунктов 6 и 7 стандарта внутреннего финансового аудита "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита" уполномоченное должностное лицо или члены аудиторской группы формируют в соответствии с главой IV стандарта внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита" рабочую документацию аудиторского мероприятия, а уполномоченное должностное лицо или руководитель аудиторской группы обеспечивает выполнение программы аудиторского мероприятия в соответствии с принципами внутреннего финансового аудита, осуществляя контроль полноты рабочей документации аудиторского мероприятия и достаточности аудиторских доказательств.
26. В соответствии с пунктом 3 стандарта внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита" по решению руководителя субъекта внутреннего финансового аудита в ходе проведения аудиторского мероприятия может быть представлена следующая информация (промежуточные и предварительные результаты аудиторского мероприятия), в том числе в форме направляемых субъектам бюджетных процедур аналитических записок:
а) о надежности внутреннего финансового контроля в отношении бюджетных процедур учета и отчетности;
б) о наличии фактов и (или) признаков, влияющих на достоверность бюджетной отчетности и порядок ведения бюджетного учета;
в) предложения и рекомендации о повышении качества финансового менеджмента, в том числе направленные на обеспечение составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, соответствующей требованиям единой методологии учета и отчетности;
г) иная информация, необходимая субъектам бюджетных процедур для предотвращения (устранения) ошибок, нарушений и (или) недостатков, а также для минимизации (устранения) бюджетных рисков, в том числе рисков искажения бюджетной отчетности.
27. По окончании проведения аудиторского мероприятия и с учетом положений пункта 8 стандарта внутреннего финансового аудита "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита" руководитель субъекта внутреннего финансового аудита подписывает заключение, осуществляя контроль полноты отражения результатов проведения аудиторского мероприятия, и представляет заключение руководителю главного администратора (администратора) бюджетных средств.
28. Составление и представление заключения осуществляется в соответствии с главой II стандарта внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита".
29. С учетом положений пункта 11 стандарта внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита" к заключению могут быть приложены документы с информацией о результатах проведения промежуточных этапов аудиторского мероприятия и о выполнении субъектами бюджетных процедур предложений и рекомендаций о повышении качества финансового менеджмента.
30. В соответствии с пунктом 13 стандарта внутреннего финансового аудита "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита" положения, определяющие особенности применения настоящего Стандарта при планировании и проведении аудиторского мероприятия, могут быть установлены в ведомственном (внутреннем) акте главного администратора (администратора) бюджетных средств.
IV. Особенности проведения и реализации результатов аудиторских мероприятий в условиях передачи полномочий по ведению бюджетного учета, составлению и представлению бюджетной отчетности уполномоченном органу
31. В случае передачи главным администратором (администратором) бюджетных средств централизуемых полномочий уполномоченному органу (уполномоченной организации), а также с учетом принятых руководителем главного администратора бюджетных средств, руководителем администратора бюджетных средств и руководителем уполномоченного органа (уполномоченной организации) решений об организации внутреннего финансового аудита, предусмотренных пунктом 3 стандарта внутреннего финансового аудита "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита", аудиторские мероприятия проводятся в зависимости от одного из следующих вариантов организации внутреннего финансового аудита:
а) в главном администраторе (администраторе) бюджетных средств, передавшем централизуемые полномочия, и в уполномоченном органе (уполномоченной организации) принято решение об образовании субъекта внутреннего финансового аудита;
б) в главном администраторе (администраторе) бюджетных средств, передавшем централизуемые полномочия, принято решение об образовании субъекта внутреннего финансового аудита, а в уполномоченном органе (уполномоченной организации), не являющемся главным администратором бюджетных средств, принято решение о передаче полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита;
в) в администраторе бюджетных средств, передавшем централизуемые полномочия, и в уполномоченном органе (уполномоченной организации), не являющемся главным администратором бюджетных средств, принято решение о передаче полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита;
г) в администраторе бюджетных средств, передавшем централизуемые полномочия, принято решение о передаче полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита, а в уполномоченном органе (уполномоченной организации) принято решение об образовании субъекта внутреннего финансового аудита;
д) в главном администраторе (администраторе) бюджетных средств, передавшем централизуемые полномочия, принято решение об образовании субъекта внутреннего финансового аудита, а в уполномоченном органе (уполномоченной организации) принято решение о самостоятельном выполнении руководителем этого органа (организации) действий, направленных на достижение целей осуществления внутреннего финансового аудита (далее - упрощенное осуществление внутреннего финансового аудита), или уполномоченная организация является бюджетным (автономным) учреждением;
е) в администраторе бюджетных средств, передавшем централизуемые полномочия, принято решение о передаче полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита, а в уполномоченном органе (уполномоченной организации) принято решение об упрощенном осуществлении внутреннего финансового аудита или уполномоченная организация является бюджетным (автономным) учреждением;
ж) в главном администраторе (администраторе) бюджетных средств, передавшем централизуемые полномочия, принято решение об упрощенном осуществлении внутреннего финансового аудита, а в уполномоченном органе (уполномоченной организации), не являющемся главным администратором бюджетных средств, принято решение о передаче полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита;
з) в главном администраторе (администраторе) бюджетных средств, передавшем централизуемые полномочия, принято решение об упрощенном осуществлении внутреннего финансового аудита, а в уполномоченном органе (уполномоченной организации) принято решение об образовании субъекта внутреннего финансового аудита;
и) в главном администраторе (администраторе) бюджетных средств, передавшем централизуемые полномочия, принято решение об упрощенном осуществлении внутреннего финансового аудита, а в уполномоченном органе (уполномоченной организации) принято решение об упрощенном осуществлении внутреннего финансового аудита или уполномоченная организация является бюджетным (автономным) учреждением.
32. В случаях, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 31 настоящего Стандарта:
а) уполномоченное должностное лицо или члены аудиторской группы главного администратора (администратора) бюджетных средств, передавшего централизуемые полномочия, выполняют действия, предусмотренные подпунктами "а" - "е", "з" пункта 12 настоящего Стандарта, в отношении организации (обеспечения выполнения), выполнения в главном администраторе (администраторе) бюджетных средств операций (действий) по выполнению бюджетных процедур учета и отчетности, связанных с обеспечением документального оформления фактов хозяйственной жизни и представлением информации и (или) документов (сведений), необходимых для осуществления централизуемых полномочий (далее - отдельные операции главного администратора (администратора) бюджетных средств), в частности, в отношении:
- законности, своевременности и полноты формирования финансовых и первичных учетных документов, а также своевременности передачи для регистрации в уполномоченный орган (уполномоченную организацию) первичных учетных документов, которыми оформлены факты хозяйственной жизни;
- достижения целей и соблюдения установленных требований к проведению инвентаризации активов и обязательств;
- достоверности и соблюдения требования полноты, нейтральности и отсутствия существенных ошибок в Пояснительной записке;
- выявления фактов и (или) признаков, влияющих на достоверность бюджетной отчетности и порядок ведения бюджетного учета;
- организации, применения и достаточности совершаемых контрольных действий.
В целях выполнения действий, предусмотренных подпунктами "а" - "е" и "з" пункта 12 настоящего Стандарта, уполномоченное должностное лицо или члены аудиторской группы главного администратора (администратора) бюджетных средств, передавшего централизуемые полномочия, с учетом положений абзацев второго и восьмого пункта 3 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита" вправе запрашивать и получать необходимые для проведения аудиторского мероприятия сведения;
б) уполномоченное должностное лицо или руководитель аудиторской группы главного администратора (администратора) бюджетных средств, передавшего централизуемые полномочия, по результатам выполнения предусмотренных подпунктами "а" - "е" и "з" пункта 12 настоящего Стандарта действий и в соответствии с положениями стандарта внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита" составляет заключение, в котором в том числе отражается информация:
- о степени надежности внутреннего финансового контроля в отношении отдельных операций главного администратора (администратора) бюджетных средств;
- о наличии фактов и (или) признаков, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность бюджетной отчетности и порядок ведения бюджетного учета.
Суждение субъекта внутреннего финансового аудита главного администратора (администратора) бюджетных средств о достоверности бюджетной отчетности в заключении не отражается.
Руководитель субъекта внутреннего финансового аудита главного администратора (администратора) бюджетных средств представляет заключение руководителю главного администратора (администратора) бюджетных средств, передавшего централизуемые полномочия, а также в уполномоченный орган (уполномоченную организацию) не позднее 7 (семи) рабочих дней до срока, установленного для представления уполномоченным органом (уполномоченной организацией) главному администратору (администратору) бюджетных средств годовой бюджетной отчетности;
в) уполномоченное должностное лицо или члены аудиторской группы уполномоченного органа (уполномоченной организации) выполняют в отношении организации (обеспечения выполнения), выполнения в уполномоченном органе (уполномоченной организации) операций (действий) по выполнению бюджетных процедур учета и отчетности, связанных с обеспечением получения информации и (или) документов (сведений), необходимых для осуществления централизуемых полномочий, и ее отражением в бюджетном учете и бюджетной отчетности, а также с представлением субъектам централизованного учета документов (сведений), сформированных (используемых) при осуществлении централизуемых полномочий (далее - отдельные операции уполномоченного органа (уполномоченной организации)) следующие действия:
- проводят анализ организации (обеспечения выполнения), выполнения отдельных операций уполномоченного органа (уполномоченной организации);
- выявляют (обнаруживают) и оценивают риски искажения бюджетной отчетности;
- подтверждают достоверность данных, сформированных уполномоченным органом (уполномоченной организацией) и содержащихся в регистрах бюджетного учета и включаемых в бюджетную отчетность;
- оценивают надежность внутреннего финансового контроля в отношении отдельных операций уполномоченного органа (уполномоченной организации);
- формируют предложения и рекомендации о повышении качества финансового менеджмента, в том числе предложения о мерах по минимизации (устранению) бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля в отношении отдельных операций уполномоченного органа (уполномоченной организации);
- анализируют заключение субъекта внутреннего финансового аудита главного администратора (администратора) бюджетных средств, подготовленное в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта, в целях принятия руководителем субъекта внутреннего финансового аудита уполномоченного органа (уполномоченной организации) решения о признании (непризнании) заключения субъекта внутреннего финансового аудита главного администратора (администратора) бюджетных средств;
- в случае если заключение субъекта внутреннего финансового аудита главного администратора (администратора) бюджетных средств признано руководителем субъекта внутреннего финансового аудита уполномоченного органа (уполномоченной организации), то уполномоченное должностное лицо или руководитель аудиторской группы уполномоченного органа (уполномоченной организации) формирует в соответствии с пунктом 23 настоящего Стандарта суждение о достоверности бюджетной отчетности главного администратора (администратора) бюджетных средств, передавшего централизуемые полномочия, и составляют заключение о достоверности бюджетной отчетности передавшего централизуемые полномочия главного администратора (администратора) бюджетных средств (далее - заключение о достоверности), в котором отражает результаты выполнения действий, предусмотренных настоящим подпунктом;
- руководитель субъекта внутреннего финансового аудита уполномоченного органа (уполномоченной организации) представляет заключение о достоверности руководителю главного администратора (администратора) бюджетных средств, передавшего централизуемые полномочия, а также руководителю уполномоченного органа (уполномоченной организации) не позднее 4 (четырех) рабочих дней до срока, установленного для представления уполномоченным органом (уполномоченной организацией) главному администратору (администратору) бюджетных средств годовой бюджетной отчетности;
г) руководитель субъекта внутреннего финансового аудита уполномоченного органа (уполномоченной организации) не признает подготовленное в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта заключение субъекта внутреннего финансового аудита главного администратора (администратора) бюджетных средств, передавшего централизуемые полномочия, в случае если указанное заключение:
- не соответствует требованиям пунктов 4 и 6 стандарта внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита";
- не содержит информацию, предусмотренную подпунктом "б" настоящего пункта;
- не соответствует иным критериям признания (непризнания) заключения главного администратора (администратора) бюджетных средств, передавшего централизуемые полномочия, в случае если такие критерии установлены в решении о передаче централизуемых полномочий и (или) в ведомственном (внутреннем) акте уполномоченного органа (уполномоченной организации), издаваемом с учетом положений пункта 13 стандарта внутреннего финансового аудита "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита" для обеспечения осуществления внутреннего финансового аудита с соблюдением стандартов внутреннего финансового аудита.
Руководитель субъекта внутреннего финансового аудита уполномоченного органа (уполномоченной организации) с учетом положений абзацев второго и восьмого пункта 3 и пункта 5 стандарта внутреннего финансового аудита "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита" вправе запрашивать и получать от субъекта внутреннего финансового аудита главного администратора (администратора) бюджетных средств необходимые для проведения аудиторского мероприятия сведения в целях принятия решения о признании (непризнании) заключения субъекта внутреннего финансового аудита главного администратора (администратора) бюджетных средств, передавшего централизуемые полномочия.
В случае если руководитель субъекта внутреннего финансового аудита уполномоченного органа (уполномоченной организации) после получения сведений, запрошенных у субъекта внутреннего финансового аудита главного администратора (администратора) бюджетных средств, передавшего централизуемые полномочия, признает заключение субъекта внутреннего финансового аудита главного администратора (администратора) бюджетных средств, то субъект внутреннего финансового аудита уполномоченного органа (уполномоченной организации) составляет заключение о достоверности, предусмотренное подпунктом "в" настоящего пункта;
д) в случае если заключение субъекта внутреннего финансового аудита главного администратора (администратора) бюджетных средств в соответствии с подпунктом "г" настоящего пункта не признано руководителем субъекта внутреннего финансового аудита уполномоченного органа (уполномоченной организации):
- уполномоченное должностное лицо или руководитель аудиторской группы уполномоченного органа (уполномоченной организации) формирует в соответствии с пунктом 23 настоящего Стандарта суждение о достоверности бюджетной отчетности главного администратора (администратора) бюджетных средств, передавшего централизуемые полномочия, на основании анализа информации об отдельных операциях уполномоченного органа (уполномоченной организации) и с учетом результатов рассмотрения заключения субъекта внутреннего финансового аудита главного администратора (администратора) бюджетных средств, в том числе причин непризнания этого заключения;
- уполномоченное должностное лицо или руководитель аудиторской группы уполномоченного органа (уполномоченной организации) отражает сформированное суждение о достоверности бюджетной отчетности главного администратора (администратора) бюджетных средств, передавшего централизуемые полномочия, в заключении о достоверности;
- руководитель субъекта внутреннего финансового аудита уполномоченного органа (уполномоченной организации) представляет заключение о достоверности, содержащее в том числе причины непризнания заключения субъекта внутреннего финансового аудита главного администратора (администратора) бюджетных средств, руководителю главного администратора (администратора) бюджетных средств, передавшего централизуемые полномочия, а также руководителю уполномоченного органа (уполномоченной организации) не позднее 4 (четырех) рабочих дней до срока, установленного для представления уполномоченным органом (уполномоченной организацией) главному администратору (администратору) бюджетных средств годовой бюджетной отчетности.
33. В случаях, предусмотренных подпунктами "д" и "е" пункта 31 настоящего Стандарта:
а) уполномоченное должностное лицо или члены аудиторской группы главного администратора (администратора) бюджетных средств, передавшего централизуемые полномочия, выполняют действия, предусмотренные подпунктами "а" и "б" пункта 32 настоящего Стандарта (за исключением представления заключения в уполномоченный орган (уполномоченную организацию));
б) в уполномоченном органе (уполномоченной организации) аудиторское мероприятие не проводится, заключение о достоверности не формируется.
Руководитель уполномоченного органа (уполномоченной организации) представляет руководителю главного администратора (администратора) бюджетных средств, передавшего централизуемые полномочия, информацию о соответствии выполнения отдельных операций уполномоченного органа (уполномоченной организации) единой методологии учета и отчетности, в том числе информацию о наличии фактов и (или) признаков, влияющих на достоверность бюджетной отчетности и порядок ведения бюджетного учета, в свободной письменной форме не позднее 4 (четырех) рабочих дней до срока, установленного для представления уполномоченным органом (уполномоченной организацией) главному администратору (администратору) бюджетных средств годовой бюджетной отчетности.
34. В случаях, предусмотренных подпунктами "ж" и "з" пункта 31 настоящего Стандарта:
а) в главном администраторе (администраторе) бюджетных средств аудиторское мероприятие не проводится, заключение не формируется.
Руководитель главного администратора (администратора) бюджетных средств, передавшего централизуемые полномочия, представляет руководителю уполномоченного органа (уполномоченной организации) информацию о соответствии выполнения отдельных операций главного администратора (администратора) бюджетных средств единой методологии учета и отчетности, в том числе информацию о наличии фактов и (или) признаков, влияющих на достоверность бюджетной отчетности и порядок ведения бюджетного учета, в свободной письменной форме не позднее 7 (семи) рабочих дней до срока, установленного для представления уполномоченным органом (уполномоченной организацией) главному администратору (администратору) бюджетных средств годовой бюджетной отчетности;
б) уполномоченное должностное лицо или члены аудиторской группы уполномоченного органа (уполномоченной организации) выполняют действия, предусмотренные абзацами первым - шестым подпункта "в" пункта 32 настоящего Стандарта, по результатам выполнения которых:
- уполномоченное должностное лицо или руководитель аудиторской группы уполномоченного органа (уполномоченной организации) формирует в соответствии с пунктом 23 настоящего Стандарта суждение о достоверности бюджетной отчетности главного администратора (администратора) бюджетных средств, передавшего централизуемые полномочия, в отношении отдельных операций уполномоченного органа (уполномоченной организации) и отражает его в заключении о достоверности;
- руководитель субъекта внутреннего финансового аудита уполномоченного органа (уполномоченной организации) представляет заключение о достоверности руководителю главного администратора (администратора) бюджетных средств, передавшего централизуемые полномочия, а также руководителю уполномоченного органа (уполномоченной организации) не позднее 4 (четырех) рабочих дней до срока, установленного для представления уполномоченным органом (уполномоченной организацией) главному администратору (администратору) бюджетных средств годовой бюджетной отчетности.
35. В случае, предусмотренном подпунктом "и" пункта 31 настоящего Стандарта:
а) в главном администраторе (администраторе) бюджетных средств аудиторское мероприятие не проводится, заключение не формируется;
б) в уполномоченном органе (уполномоченной организации) аудиторское мероприятие не проводится, заключение о достоверности не формируется.
36. Составление и представление заключения, заключения о достоверности осуществляется в соответствии с положениями стандарта внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита" и положениями настоящего Стандарта.
Формы заключения, подготовленного субъектом внутреннего финансового аудита главного администратора (администратора) бюджетных средств в соответствии с подпунктом "б" пункта 32 настоящего Стандарта, и заключения о достоверности, подготовленного субъектом внутреннего финансового аудита уполномоченного органа (уполномоченной организации) в соответствии с подпунктом "в" пункта 32 настоящего Стандарта, порядок их направления в уполномоченный орган (уполномоченную организацию) или главному администратору (администратору) бюджетных средств, а также признания (непризнания) руководителем субъекта внутреннего финансового аудита уполномоченного органа (уполномоченной организации) могут быть установлены в ведомственных (внутренних) актах главного администратора (администратора) бюджетных средств и уполномоченного органа (уполномоченной организации), издаваемых с учетом положений пункта 13 стандарта внутреннего финансового аудита "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита" для обеспечения осуществления внутреннего финансового аудита с соблюдением федеральных стандартов внутреннего финансового аудита.
V. Переходные положения Стандарта при его первом применении
37. Настоящий Стандарт применяется в отношении аудиторских мероприятий, начатых после вступления в силу настоящего Стандарта, в том числе в обязательном порядке применяется при подтверждении достоверности годовой бюджетной отчетности, составленной на 1 января 2022 года, и в дальнейшем.
Настоящий Стандарт по решению руководителя главного администратора (администратора) бюджетных средств или руководителя субъекта внутреннего финансового аудита главного администратора (администратора) бюджетных средств может применяться при изучении бюджетных процедур учета и отчетности и (или) изучении промежуточной бюджетной отчетности, составленной в течение 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.