Решение Ульяновского областного суда от 2 декабря 2021 г. N 3а-215/2021
Ульяновский областной суд в составе
судьи Трифоновой Т.П.,
с участием прокурора Холодилиной Ю.О.,
при секретаре Фахуртдиновой Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Цидик Николая Владимировича о признании недействующими отдельных положений указов Губернатора Ульяновской области N 94 от 29 сентября 2021 года "О внесении изменений в указ Губернатора Ульяновской области от 12 марта 2020 года N 19", N 103 от 21 октября 2021 года "О внесении изменений в указ Губернатора Ульяновской области от 12 марта 2020 года N 19.
установил:
12 марта 2020 г. Губернатором Ульяновской области принят Указ N 19 "О введении режима повышенной готовности" (далее также Указ Губернатора N 19). В данный приказ неоднократно вносились изменения.
29 сентября 2021 года Указом временно исполняющего обязанности Губернатора Ульяновской области N 94 (далее также Указ Губернатора N 94) в вышеназванный Указ внесены изменения. В частности подпунктом "б" подпункта 1 пункта 1 Указа Губернатора N 94 абзац третий подпункта 2.1 Указа Губернатора N 19, содержащий перечень мероприятий, на которые не распространяются ограничения, предусмотренные п. 2.1, изложен в иной редакции: "на проведение массовых мероприятий с числом участников более 10 человек при наличии у каждого из них действующего QR-кода, полученного с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (gosuslugi.ru) или с использованием специализированного приложения Единого портала государственных и муниципальных услуг "Госуслуги. Стопкоронавирус", или сертификата профилактической прививки от новой коронавирусной инфекции (COVID-19), подтверждающих, что с даты вакцинации от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) прошло не более 12 месяцев (далее - сертификат о вакцинации), либо документа, подтверждающего отрицательный результат тестирования на новую коронавирусную инфекцию (COVID-19), проведенного не ранее чем за 72 часа (далее - тест ПЦР), либо справки, подтверждающей, что гражданин перенес новую коронавирусную инфекцию и с даты его выздоровления прошло не более 6 календарных месяцев, полученной в медицинской организации, оказывающей амбулаторно-поликлиническую помощь, по месту жительства гражданина (далее - справка о перенесенной коронавирусной инфекции), а также при условии соблюдения требований (рекомендаций) Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Роспотребнадзор), санитарно-эпидемиологических требований, ограничений и правил, установленных настоящим указом".
Подпунктом "а" пункта 3 Указа Губернатора N 94 пункт 9 Указа Губернатора N 19 дополнен новыми подпунктами 9.6 и 9.7 следующего содержания:
"9.6. Обеспечить с 1 ноября 2021 года допуск в рестораны, кафе, столовые, фуд-корты, бары, закусочные и иные организации общественного питания, салоны красоты, парикмахерские, косметические салоны, СПА-салоны, массажные салоны, солярии, бани, сауны, плавательные бассейны, фитнес-центры и иные объекты спорта, организации досуга граждан, в том числе кинотеатры (кинозалы), театры, библиотеки, музеи, на концертные, конгрессные, выставочные мероприятия совершеннолетних посетителей только при наличии сертификата о вакцинации или теста ПЦР, или справки о перенесенной коронавирусной инфекции.
Посещение лицами, не достигшими возраста 18 лет, объектов и мероприятий, указанных в абзаце первом настоящего подпункта, осуществляется в сопровождении родителей, иных законных представителей, отвечающих требованиям настоящего подпункта.
9.7. Собственникам и иным законным владельцам торговых центров, торгово-развлекательных центров:
9.7.1. Прекратить доступ в помещения торговых, торгово-развлекательных центров несовершеннолетних без сопровождения родителей или иных законных представителей.
9.7.2. Рекомендовать:
приостановить работу бесплатных публичных точек доступа в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" по беспроводной технологии Wi-Fi;
убрать из общих залов торговых центров, торгово-развлекательных центров места для отдыха людей (лавочки, кресла, диваны).".
Указом Губернатора Ульяновской области N 103 от 21 октября 2021 г. (далее также Указ Губернатора N 103) в Указ Губернатора N 19 вновь были внесены изменения: подпунктом 3 пункта 1 Указа Губернатора N 103 пункт 11 Указа Губернатора N 19 дополнен пунктом 11.6 следующего содержания:
"11.6. QR-код предъявляется гражданином на электронных устройствах или на бумажном носителе в формате, позволяющем сканировать его камерой смартфона, планшета или иного подобного устройства. Посещение совершеннолетними лицами объектов и мероприятий, предусмотренных абзацем третьим подпункта 2.1 пункта 2, подпунктом 9.6 пункта 9 настоящего указа, допускается после проведения организаторами массовых мероприятий, работниками организаций и индивидуальных предпринимателей проверки соответствия сведений (документов), указанных в абзаце третьем подпункта 2.1 пункта 2, подпункте 9.6 пункта 9 настоящего указа, и данных, содержащихся в документе, удостоверяющем личность."
Подпунктом 4 пункта 1 Указа Губернатора N 103 подпункт 12.7 пункта 12 Указа Губернатора N 19 дополнен подпунктом 12.7.6 следующего содержания:
"12.7.6. Контроль за посещением лицами объектов и мероприятий, предусмотренных абзацем третьим подпункта 2.1 пункта 2, подпунктом 9.6 пункта 9 настоящего указа, при наличии сертификата о вакцинации или теста ПЦР, или справки о перенесенной коронавирусной инфекции.".
Суть внесенных изменений заключается в том, что участие граждан в проводимых на территории Ульяновской области зрелищных, развлекательных, культурных, физкультурных, спортивных, выставочных, рекламных, публичных и иных массовых мероприятиях (далее - массовые мероприятия), а также оказание гражданам соответствующих услуг, посещение гражданами зданий, строений, сооружений (помещений в них), предназначенных преимущественно для проведения массовых мероприятий (оказания услуг), в том числе ночных клубов (дискотек) и иных аналогичных объектов, развлекательных заведений, допуск граждан в рестораны, кафе, столовые, фуд-корты, бары, закусочные и иные организации общественного питания, салоны красоты, парикмахерские, косметические салоны, СПА-салоны, массажные салоны, солярии, бани, сауны, плавательные бассейны, фитнес-центры и иные объекты спорта, организации досуга граждан, в том числе кинотеатры (кинозалы), театры, библиотеки, музеи, на концертные, конгрессные, выставочные мероприятия осуществляется только при предъявлении сертификата о вакцинации или теста ПЦР, или справки о перенесенной коронавирусной инфекции.
Указ временно исполняющего обязанности Губернатора Ульяновской области N 94 опубликован 29 сентября 2021 г. на официальном интернет-портале правовой информации (www/pravo.gov.ru) N 7300202109290001.
Указ Губернатора Ульяновской области N 103 опубликован 21 октября 2021 г. на официальном интернет-портале правовой информации (www/pravo.gov.ru) N 7300202110210006.
Цидик Н.В. обратился в суд с административным иском о признании недействующими с момента принятия подпункта "б" подпункта 1 пункта 1 и подпункта "а" подпункта 3 пункта 1 Указа временно исполняющего обязанности Губернатора Ульяновской области N 94 от 29 сентября 2021 г. и подпунктов 3 и 4 пункта 1 Указа Губернатора Ульяновской области N 103 от 21 октября 2021 г.
В обоснование иска указал, что введение на территории Ульяновской области требования о возможности посещения гражданами организаций общественного питания, бань, парикмахерских и иных общественных мест только при предъявлении сертификата о вакцинации или теста ПЦР, или справки о перенесенной коронавирусной инфекции, при предъявлении QR-кодов на электронных устройства или на бумажном носителе является дискриминацией не вакцинированных граждан перед вакцинированными. Вместе с тем о недопустимости дискриминации людей по признаку вакцинирован - не вакцинирован говорится в п. 7.3 Резолюции ПАСЕ N 236 от 27 января 2021 г.
Необходимость предъявления перечисленных в Указах Губернатора Ульяновской области документов нарушает положения ГК РФ в части заключения публичного договора, а также положения ч.1 ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, ч. 1 ст. 1 Протокола N 12 к "Конвенции о защите прав человека и основных свобод", Конституции РФ, запрещающих дискриминацию людей по любому признаку.
Возложение на граждан обязанности предъявлять указанные документы является, по сути дела, требованием об обязательной вакцинации. В свою очередь, отсутствие профилактической прививки в соответствии Федеральным законом N 159-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний" влечет для граждан запрет на выезд из РФ, временный отказ в приеме в образовательные организации, на работу или отстранение граждан от работы. Вместе с тем данный закон не содержит запрета на посещение общественных мест в отсутствие прививок. Наоборот, данным законом предусмотрена возможность отказа от профилактических прививок.
Истцу, как жителю города Ульяновска, созданы препятствия в осуществлении его прав, поскольку при отсутствии у него сертификата о вакцинации или справки о перенесенном заболевании он лишен возможности посещения общественных заведений, в том числе, объектов общественного питания, парикмахерской, магазинов.
В дополнении к иску истец указал, что QR-код - это тип матричных штриховых кодов, изначально был разработан для автомобильной промышленности Японии. Данный код содержит информацию об объекте, к которому он привязан. В связи с этим он не может быть применен к человеку и его здоровью. Кроме того, понятие QR-кодов отсутствует в законодательстве РФ.
Также указывает на то, что ввиду значительной стоимости теста ПЦР и ограниченного срока его действия, многие граждане лишены возможности его получения.
В судебное заседание истец не явился. Представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель Губернатора Ульяновской области Шашина О.В. исковые требования не признала, указав на то, что оспариваемые истцом Указы Губернатора Ульяновской области изданы в пределах предоставленных ему полномочий, с соблюдением порядка их опубликования. Введение данных ограничений обусловлено необходимостью сдерживания роста заболеваемости новой коронавирусной инфекции на территории Ульяновской области. Также указала на то, что при изменении эпидемиологической обстановки в регионе комплекс ограничительных мероприятий пересматривается, о чем свидетельствует Указ Губернатора Ульяновской области N 113 от 26 ноября 2021 г., которым, в частности, с 1 декабря 2021 г. разрешено посещение торговых и торгово-развлекательных центров в период с 8.00 до 15.00 часов с понедельника по пятницу без предъявления сертификата о вакцинации, или теста ПЦР, или справки о перенесенной коронавирусной инфекции.
Выслушав объяснения представителя административного ответчика, исследовав представленные доказательства, проверив оспариваемые положения нормативных правовых актов на соответствие их нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, порядок принятия оспариваемых нормативных правовых актов, заслушав заключение прокурора Холодилиной Ю.О., полагавшей необходимым отказать в удовлетворении административного искового заявления, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.
Согласно положениям части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для правильного разрешения настоящего спора об оспаривании нормативного правового акта юридически значимыми обстоятельствами являются:
- соблюдение порядка принятия нормативного правового акта, в частности требования, устанавливающие полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
- соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на судебную защиту его прав и свобод.
Согласно положениям статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (часть 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пунктом 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их законные интересы затрагиваются данным актом.
Учитывая вышеприведенные положения законодательства, истец, как житель г. Ульяновска, является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемыми им Указами Губернатора Ульяновской области.
Проверяя полномочия Губернатора Ульяновской области на принятие оспариваемых истцом Указов, а также соответствие оспариваемых нормативных правовых актов законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд исходит из следующего.
Отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
В статье 1 названного Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ приведены понятия:
чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (абзац 1);
предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения (абзац 2).
При этом в статье 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ закреплено, что правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В статье 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ закреплены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в частности органы государственной власти субъектов Российской Федерации:
- принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт "а" пункта 1 статьи 11);
- принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (подпункт "м" пункта 1 статьи 11);
- устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "м" настоящего пункта (подпункт "у" пункта 1 статьи 11, введен Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. N 98-ФЗ);
- с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" статьи 10 настоящего Федерального закона, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "а.1" статьи 10 настоящего Федерального закона (подпункт "ф" пункта 1 статьи 11, введен Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. N 98-ФЗ).
Согласно подпункту "д" пункта 10 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ при введении режима повышенной готовности руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации, которым является должностное лицо субъекта Российской Федерации, вправе принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе осуществлять меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина и направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайной ситуации, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия.
При этом согласно статье 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ (в редакции Федерального закона от 1 апреля 2020 г. N 98-ФЗ), граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
В силу подпункта "а.2" статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. Указанные Правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 417 (далее - Правила поведения).
Согласно подпунктам "а, б" пункта 3 Правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации граждане обязаны:
а) соблюдать общественный порядок, требования законодательства Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения;
б) выполнять законные требования (указания) руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, представителей экстренных оперативных служб и иных должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации (далее - уполномоченные должностные лица).
В силу подпунктов "в", "г" пункта 3 Правил поведения при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается:
- осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью (подпункт "в");
- осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации (подпункт "г").
С учетом приведенных норм к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено принятие иных нормативных правовых актов в области защиты населения, в том числе направленных на установление обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности.
По решению Всемирной организации здравоохранения 30 января 2020 г. эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), присвоен уровень международной опасности, объявлена чрезвычайная ситуация международного значения, 11 марта 2020 г. ситуация признана пандемией.
Указом Президента Российской Федерации от 11 мая 2020 г. N 316 "Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, постановлено обеспечить: а) определение в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территорий, на которых в случае необходимости может быть продлено действие ограничительных мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - соответствующая территория);
б) приостановление (ограничение, в том числе путем определения особенностей режима работы, численности работников) деятельности находящихся на соответствующей территории отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей с учетом методических рекомендаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, рекомендаций главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации;
в) установление в случае необходимости особого порядка передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств, за исключением транспортных средств, осуществляющих межрегиональные перевозки.
В силу пункта 7 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ порядок деятельности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, проводимые указанными органами и силами в режиме повседневной деятельности, повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 7 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794, координационными органами единой системы являются на региональном уровне (в пределах территории субъекта Российской Федерации) комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъектов Российской Федерации.
Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Правительства Ульяновской области образована постановлением Правительства Ульяновской области от 27 марта 2013 г. N 98-П "Об Ульяновской территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций". Председателем Комиссии является Губернатор Ульяновской области, который руководит деятельностью Комиссии.
Согласно пункту 24 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794 (Положение N 794), решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, либо к полномочиям которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций, для соответствующих органов управления и сил единой системы может устанавливаться, в том числе, режим повышенной готовности при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций.
Губернатор Ульяновской области в соответствии со статьей 2 Закона Ульяновской области от 20 июля 2012 г. N 94-ЗО "О регулировании некоторых вопросов в сфере защиты населения и территорий Ульяновской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" обладает полномочиями по введению режима повышенной готовности на территории Ульяновской области.
Согласно подпункту "г" пункта 25 Положения N 794 решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций о введении для соответствующих органов управления и сил единой системы режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации определяется перечень мер по обеспечению защиты населения от чрезвычайной ситуации или организации работ по ее ликвидации.
В подпункте "б" пункта 28 Положения N 794 указано, что основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами единой системы, в режиме повышенной готовности являются, в том числе, принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях.
В соответствии со статьей 27 Устава Ульяновской области Правительство Ульяновской области, возглавляемое Губернатором Ульяновской области, осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране общественного порядка.
В силу статьи 22 Устава Ульяновской области, статьи 14 Закона Ульяновской области от 17 ноября 2016 г. N 163-ЗО "О Губернаторе Ульяновской области" по вопросам своей компетенции Губернатор Ульяновской области издает обязательные для исполнения на всей территории Ульяновской области указы и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
Из анализа приведенных норм федерального и регионального законодательства следует, что к полномочиям Губернатора Ульяновской области отнесено: введение режима повышенной готовности; принятие нормативных правовых актов в области защиты населения; принятие решений, определяющих основные направления политики и организации защиты населения и территорий Ульяновской области от чрезвычайных ситуаций; определение перечня мер по обеспечению защиты населения от чрезвычайной ситуации; установление обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности; принятие дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Как было указано выше, оспариваемые истцом Указы Губернатора Ульяновской области N 94 и N 103 вносят изменения в ранее принятый Губернатором Ульяновской области Указ N 19 от 12 марта 2020 г. "О введении режима повышенной готовности и установлении обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности". Данный Указ, как следует из его преамбулы, принят в связи с распространением в Ульяновской области новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Указом Президента Российской Федерации от 11 мая 2020 г. N 316 "Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 октября 2020 г. N 31 "О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом".
Правомочность принятия Губернатором Ульяновской области Указа N 19 от 20 марта 2020 г. была подтверждена решениями Ульяновского областного суда от 18 мая 2020 г. по делу N 3а-199/2000 и от 13 августа 2021 г. по делу N 3а-152/2021, вступившими в законную силу.
Соответственно, оспариваемые истцом Указы Губернатора, также приняты в пределах предоставленных ему полномочий.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона Ульяновской области от 29 ноября 2005 г. N 136-ЗО "О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Ульяновской области" официальным опубликованием нормативных правовых актов Ульяновской области считается первая публикация их полного текста в газетах "Народная газета", "Ульяновская правда" или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
Как указывалось выше, оспариваемые указы Губернатора Ульяновской области размещены на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 29 сентября и 21 октября 2021 г. соответственно.
При таких обстоятельствах оспариваемые нормативные правовые акты приняты с соблюдением порядка принятия, в частности с соблюдением: требований, устанавливающих полномочия Губернатора Ульяновской области на принятие нормативных правовых актов; требований к форме и виду нормативных правовых актов; процедуры принятия оспариваемых нормативных правовых актов; правил введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядка опубликования и вступления в силу.
В соответствии со статьей 7 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей настоящую Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации
Статьей 29 Всеобщей декларации прав человека установлено, что каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.
Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии со статьями 17,18 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
К числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите, относятся, прежде всего, право на жизнь, как основа человеческого существования, источник всех других основных прав и свобод (часть 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации).
В силу положений части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, положениями Конституции Российской федерации на государство возложены обязанности по уважению оговоренных конституционных прав, их защиты, обеспечению их реализацию, в том числе путем предупреждения произвольного лишения жизни и здоровья, в связи с чем государство обязано принимать все необходимые и достаточные меры по борьбе с обстоятельствами, которые могут создать прямую угрозу жизни и здоровью граждан.
В силу части 2 статьи 1, части 1 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с частью 1 статьи 420, частью 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами (часть 1 статьи 426 ГК РФ).
Обеспечивая при осуществлении соответствующего правового регулирования баланс частных и публичных интересов в сфере народовластия, федеральный законодатель, как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации, обязан учитывать, что цели ограничения прав и свобод должны быть не только юридически, но и социально оправданны, а сами ограничения - адекватными этим целям и отвечающими требованиям справедливости; при допустимости ограничения федеральным законом того или иного права в соответствии с конституционно одобряемыми целями государство должно использовать не чрезмерные, а только необходимые и строго обусловленные этими целями меры; публичные интересы, перечисленные в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, могут оправдывать правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения адекватны социально необходимому результату; недопустимо искажение в ходе правового регулирования самого существа конституционного права или свободы; цели одной только рациональной организации деятельности органов власти не могут служить основанием для ограничения прав и свобод (Постановление Конституционного Суда РФ от 22 июня 2010 г. N 14-П "По делу о проверке конституционности подпункта "а" пункта 1 и подпункта "а" пункта 8 статьи 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина А.М. Малицкого").
Правовыми актами, позволяющими в силу указанных выше положений статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации отдавать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, выступают в том числе, нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Как уже было указано выше, отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ).
В соответствии со статьей 3 вышеуказанного Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ его целями являются не только снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций и ликвидация чрезвычайных ситуаций, но и предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций.
Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относятся, в том числе, принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, контроль за их исполнением; введение и отмена на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей.
Ограничительными мероприятиями (карантином) являются административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных (статья 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ).
Согласно положениям статьи 10 вышеуказанного Федерального закон N 52-ФЗ на граждан возлагается обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, и не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Частью 1 статьи 29, статьей 31 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ) предусмотрено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина).
Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся в том числе на территории соответствующего субъекта Российской Федерации в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний. Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением, в том числе, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Введение на территории Ульяновской области обязанности предъявления при посещении общественных мест и массовых мероприятий QR-кода, или сертификата профилактической прививки от новой коронавирусной инфекции (COVID-19), либо теста ПЦР, подтверждающего отрицательный результат тестирования на новую коронавирусную инфекцию (COVID-19), либо справки, подтверждающей, что гражданин перенес новую коронавирусную инфекцию, направлено на предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, ограничение эпидемиологического распространения заболеваемости коронавирусной инфекцией на территории Ульяновской области и тем самым направлено на обеспечение реализации и защиты гарантированных Конституцией Российской Федерации прав неопределенного круга лиц, проживающих (пребывающих) на территории Ульяновской области.
Введенные ограничения имеют временный характер. При этом объем ограничительных мероприятий пересматривается по мере изменения эпидемиологической обстановки на территории Ульяновской области. Так, Указом Губернатора Ульяновской области N 113 от 26 ноября 2021 г. с 1 декабря 2021 г., в частности, разрешено посещение торговых и торгово-развлекательных центров в период с 8.00 до 15.00 часов с понедельника по пятницу без предъявления сертификата о вакцинации, или теста ПЦР, или справки о перенесенной коронавирусной инфекции.
Учитывая вышеприведенные обстоятельства, доводы истца об ограничении его прав и противоречии оспариваемых им нормативных правовых актов Гражданскому Кодексу РФ, а также нормам международного права основаны на неправильном применении и толковании норм права.
Доводы административного истца о том, что возложение на граждан обязанности предъявлять перечисленные в Указах Губернатора Ульяновской области N 94 и 103 документы является, по сути дела, требованием об обязательной вакцинации, являются несостоятельными.
Оспариваемые истцом отдельные положения Указов Губернатора Ульяновской области NN 94 и 103 в буквальном их прочтении вопросы о вакцинации не регулируют.
Кроме того, жителям и лицам, находящимся в Ульяновской области, для возможности посещения массовых мероприятий и общественных заведений на территории Ульяновской области предоставлено право выбора предоставления одного из документов: это либо сертификат о вакцинации, или тест ПЦР, или справка о перенесенной коронавирусной инфекции. В связи с этим несостоятельными являются и доводы истца об отсутствии материальной возможности получения ПЦР-теста, а также о дискриминации по типу вакцинированный - не акционированный.
Отсутствие законодательно закрепленного понятия QR-кода также не свидетельствует о незаконности оспариваемых истцом Указов Губернатора Ульяновской области. Как обоснованно указал истец, QR-код - тип матричных штриховых кодов (или двухмерных штриховых кодов). Штрихкод - машиной оптическая метка, содержащая информацию об объекте, к которому она привязана. Таким образом, QR-код представляет собой лишь способ хранения информации, что соответствует реалиям современного общества.
Пункт 9.7, введенный в действие Указом Губернатора N 94, права истца не нарушает, поскольку содержит предписания, обязательные для исполнения собственниками и иными законным владельцами торговых центров, торгово-развлекательных центров.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Учитывая, что оспариваемые истцом Указы Губернатора Ульяновской области соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает необходимым отказать административному истцу в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административных исковых требований Цидик Николая Владимировича о признании недействующими с момента принятия подпункта "б" подпункта 1 пункта 1 и подпункта "а" подпункта 3 пункта 1 Указа Губернатора Ульяновской области N 94 от 29 сентября 2021 года; подпункта 3 пункта 1 и подпункта 4 пункта 1 Указа Губернатора Ульяновской области N 103 от 21 октября 2021 года отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья |
Т.П. Трифонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ульяновского областного суда от 2 декабря 2021 г. N 3а-215/2021
Текст решения опубликован не был