1. Общие положения
Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 г. N 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств", в целях обеспечения единого методического подхода федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по определению номенклатуры и объемов создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) рекомендует федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и организациям руководствоваться методическими рекомендациями при разработке своих нормативных актов, определяющих номенклатуру и объемы создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (далее - запасы).
Правовыми основами организации создания запасов являются федеральные законы от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", указ Президента Российской Федерации от 20 декабря 2016 г. N 696 "Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года", постановления Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 г. N 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств", от 26 ноября 2007 г. N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации", приказ МЧС России от 14 ноября 2008 г. N 687 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 ноября 2008 г., регистрационный N 12740).
2. Основные термины и определения
Для целей настоящих методических рекомендаций используются следующие основные термины и определения:
безопасный район - территория, расположенная вне зон возможных опасностей, зон возможных разрушений и подготовленная для жизнеобеспечения местного и эвакуируемого населения, а также для размещения и хранения материальных и культурных ценностей;
зона возможного химического и биологического заражения - территория, в пределах которой в результате повреждения или разрушения емкостей (технологического оборудования) с аварийно химически опасными веществами возможно распространение этих веществ в концентрациях или количествах, создающих угрозу для жизни и здоровья людей;
зона возможного радиоактивного загрязнения - зона возможных сильных разрушений объектов использования атомной энергии и прилегающая к этой зоне полоса территории шириной 20 км для атомных станций установленной мощностью до 4 ГВт включительно и шириной 40 км для атомных станций установленной мощностью более 4 ГВт; граница проектной застройки и примыкающая к ней санитарно-защитная зона ядерных установок (за исключением атомных станций), пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
зона возможного катастрофического затопления - территория, которая в результате повреждения или разрушения гидротехнических сооружений или в результате стихийного бедствия может быть покрыта водой с глубиной затопления более 1,5 м, и в пределах которой возможны гибель людей, сельскохозяйственных животных и растений, повреждение или разрушение зданий (сооружений), других материальных ценностей, а также ущерб окружающей среде;
зона пожаров - территория, на которой существует угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан, материальным и культурным ценностям, имуществу физических и юридических лиц в результате воздействия опасных факторов пожара и (или) осуществляются действия по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожара;
медицинские средства индивидуальной защиты - средства, предназначенные для профилактики и оказания медицинской помощи населению и спасателям, пострадавшим (оказавшимся в зоне) от поражающих факторов радиационного, химического или биологического (бактериологического) характера;
нормы минимально необходимой достаточности - минимальные нормы, содержащиеся (указанные) в нормативно-технических документах, государственных стандартах, документах, содержащих санитарно-эпидемиологические нормы и правила (ГОСТ, СНиП, СанПиН, СП и др.) создаваемых запасов для обеспечения пострадавшего населения и выполнения мероприятий по гражданской обороне при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей при военных конфликтах;
организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне - организации в зависимости от оборонного и экономического значения, имеющие мобилизационные задания (заказы) и (или) представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, а также уникальные в историко-культурном отношении объекты;
первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения - совокупность согласованных по целям, задачам, месту и времени мероприятий по созданию и поддержанию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья пострадавшего населения на маршрутах эвакуации, а также в местах размещения в безопасных районах и в зонах возможных разрушений по установленным нормам и нормативам;
пострадавшее население - часть населения, перенесшего воздействие поражающих факторов при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, и (или) население, эвакуируемое из зон возможных опасностей и размещаемое в безопасных районах;
поражающие факторы - явления и процессы, которые возникают при воздействии (последствия воздействия) по объектам использования атомной энергии (в том числе ядерным установкам, пунктам хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пунктам хранения радиоактивных отходов), объектам обороны и безопасности, опасным производственным объектам, особо опасным, технически сложным и уникальным объектам основных (первичных) факторов поражения, присущих обычным средствам поражения, опасным природным явлениям, катастрофам, стихийным и иным бедствиям;
склад (специализированные складские помещения, места хранения) - помещение, предназначенное для хранения, размещения в нем созданных в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств и выдачи их в установленном порядке;
средства индивидуальной защиты - это технические средства, предназначенные (необходимые) для предотвращения или уменьшения воздействия вредных или опасных производственных факторов и защиты от загрязнения;
эвакуация населения, материальных и культурных ценностей - комплекс мероприятий по организационному вывозу (выводу) населения, материальных и культурных ценностей из зон возможных опасностей и их размещение в безопасных районах.
3. Структура создаваемых запасов
3.1. Запасы предназначены для первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, оснащения спасательных воинских формирований, аварийно-спасательных формирований, спасательных служб и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (далее - опасности, возникающие при военных конфликтах).
Запасы материально-технических средств включают в себя специальную и автотранспортную технику, средства малой механизации, приборы, оборудование и другие средства, предусмотренные табелями оснащения спасательных воинских формирований МЧС России, аварийно-спасательных формирований, спасательных служб и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.
Запасы продовольственных средств включают в себя крупы, муку, мясные, рыбные и растительные консервы, соль, сахар, чай и другие продукты согласно рекомендуемым нормам обеспечения населения.
Запасы медицинских средств включают в себя лекарственные препараты и медицинские изделия.
Запасы иных средств включают в себя вещевое имущество, средства связи и оповещения, средства индивидуальной защиты (далее - СИЗ), средства радиационной, химической и биологической защиты, средства радиационной, химической и биологической разведки и радиационного контроля, отдельные виды топлива, спички, табачные изделия, свечи и другие средства.
3.2. В соответствии с пунктом 5 Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 г. N 379 (далее - Положение), запасы накапливаются заблаговременно в мирное время по номенклатуре и в объемах, определяемых создающими их федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями с учетом настоящих методических рекомендаций.
3.3. В соответствии с пунктами 4 и 6.1 Положения федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации определяют номенклатуру и объемы создаваемых запасов, создают и содержат их, а также осуществляют контроль за их созданием, хранением и использованием с учетом действующих нормативных правовых актов Российской Федерации и настоящих методических рекомендаций.
3.4. Финансирование накопления, хранения и использования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.5. Запасы рекомендуется создавать из расчета на 3 суток - в натуральном виде. В дальнейшем обеспечение населения осуществляется в соответствии с Планом нормированного снабжения субъекта Российской Федерации продовольственными и непродовольственными товарами на годовой период военного времени, и созданных резервов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
4. Определение номенклатуры и объемов создаваемых запасов
4.1. В соответствии с пунктом 4 Положения номенклатура и объем создаваемых запасов определяются исходя из количества пострадавшего населения, состава спасательных воинских формирований, аварийно-спасательных формирований, спасательных служб и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, объемов проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, с учетом:
возможного характера военных конфликтов на территории Российской Федерации;
величины возможного ущерба объектам экономики и инфраструктуры от военных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
условий размещения организаций в безопасных районах;
природных, социально-экономических, физико-географических и иных особенностей территорий;
потребности в запасах для обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне в соответствии с планами гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций, а также планами гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
норм минимально необходимой достаточности запасов.
4.2. В соответствии с пунктом 6 Положения создание запасов и определение их номенклатуры и объемов, исходя из потребности осуществляется:
федеральными органами исполнительной власти в пределах своих полномочий - для оснащения аварийно-спасательных формирований при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей при военных конфликтах;
органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления - для первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего от опасностей при военных конфликтах, и оснащения аварийно-спасательных формирований, спасательных служб при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей при военных конфликтах;
организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне - для оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований, нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей при военных конфликтах.
Федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, находящимися в зонах возможных опасностей, для защиты и обеспечения своих работников (персонала) могут создаваться и другие необходимые запасы.
4.3. В номенклатуру запасов рекомендуется включать:
в зонах возможного катастрофического затопления с учетом наименования материальных средств, приведенного в приложении N 1;
в зонах возможного химического и биологического заражения с учетом наименования материальных средств, приведенного в приложении N 2;
в зонах возможного радиоактивного загрязнения с учетом наименований приведенной в приложении N 2;
в зонах пожаров с учетом наименований приведенной в приложении N 3.
При выборе конкретной марки и модели имущества в соответствии с наименованиями такого имущества, указанного в Примерных нормах оснащения (табелизации) НАСФ специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, утвержденных приказом МЧС России от 23 декабря 2005 г. N 999, целесообразно учитывать характеристики указанных марки и модели имущества и их соответствие последствиям военных конфликтов или ЧС природного и техногенного характера, а также физико-географические и иные особенности территорий и организаций.
При выборе конкретной марки и модели имущества в соответствии с наименованиями такого имущества, указанного в Примерных нормах оснащения (табелизации) НФГО специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, утвержденных приказом МЧС России от 18 декабря 2014 г. N 701, целесообразно учитывать характеристики указанных марки и модели имущества и их соответствие последствиям военных конфликтов, ЧС природного и техногенного характера, а также срокам и объемам выполняемых задач, возложенных на НФГО.
Для населения из указанных выше зон возможных опасностей рекомендуется предусматривать запасы продуктов питания (рекомендуемая номенклатура обеспечения населения продуктами питания приведена в приложении N 4).
4.4. В номенклатуру средств коллективной защиты населения рекомендуется включать материалы и оборудование для приведения в готовность фонда защитных сооружений гражданской обороны, в том числе заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства согласно планам гражданской обороны и защиты населения (планам гражданской обороны), запасы воды и продуктов питания (рекомендуемые нормы обеспечения населения водой приведены в приложении N 5), СИЗ, средства радиационной, химической и биологической разведки и контроля, средства специальной обработки, средства связи, санитарно-хозяйственное имущество, а также медицинское имущество в соответствии с приказом МЧС России от 15 декабря 2002 г. N 583 "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 марта 2003 г., регистрационный N 4317).
4.5. При определении номенклатуры и объемов запасов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций учитываются имеющиеся материальные ресурсы, созданные:
в составе государственного материального резерва запасов материальных ценностей (в том числе запаса мобилизационного резерва и неснижаемого запаса государственного материального резерва), предназначенных для мобилизационных нужд;
для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
для минимизации и (или) ликвидации последствий террористических актов с применением опасных радиационных, химических, биологических или других веществ, ставших причиной возникновения чрезвычайной ситуации.
4.6. В номенклатуру медицинских средств рекомендуется включать лекарственные препараты и медицинские изделия, зарегистрированные в установленном порядке 1, а для детей необходимо предусматривать лекарственные препараты в детских дозировках.
По истечении сроков годности лекарственные препараты и медицинские изделия, подлежат списанию и уничтожению (утилизации) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.7. При расчетах необходимых объемов материальных средств для населения рекомендуется учитывать количество детей дошкольного возраста, обучающихся лиц и неработающее население, проживающее на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
4.8. Необходимый объем запасов медицинских средств индивидуальной защиты (далее - МСИЗ) рекомендуется определять с учетом возрастных категорий населения, подлежащего обеспечению, и прогнозируемой длительности пребывания населения в зонах возможного радиоактивного загрязнения, химического и биологического заражения.
4.9. Материально-технические средства для строительства защитных сооружений, в т.ч. для приведения в готовность имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, а также заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства выделяются в соответствии с планами обеспечения выполнения мероприятий гражданской обороны в составе мобилизационных планов экономики.
4.10. Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и организациям на основе вариантов возможного развития обстановки в мирное и военное время рекомендовано прогнозировать и рассчитывать количество населения, которое может быть подвергнуто опасностям, возникающим при военных конфликтах, и для которого необходимы та или иная защита и (или) вид обеспечения.
При этом органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано учитывать и планируемое к эвакуации на данную территорию (безопасный район) население из другого региона (регионов).
4.11. Выбор конкретной марки (модели) СИЗ, МСИЗ и продовольствия для создания запасов рекомендовано осуществлять по результатам прогнозирования поражающих факторов, возникающих при военных конфликтах, развивающихся по наиболее опасным сценариям.
В соответствии с законодательством Российской Федерации СИЗ подлежат сертификации и гарантируют исключение риска поражения человека в течение времени, необходимого для проведения первоочередных (эвакуационных) мероприятий, и по возможности являются универсальными по назначению и защитным свойствам (время защитного действия при различных концентрациях радиоактивных, опасных химических веществ и биологических средств, эргономических свойств, массогабаритных характеристик, показателей надежности и т.д.).
4.12. Комплектация медицинских средств индивидуальной защиты проводится с учетом приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 октября 2020 г. N 1164н "Об утверждении требований к комплектации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями комплекта индивидуального медицинского гражданской защиты для оказания первичной медико-санитарной помощи и первой помощи" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 ноября 2020 г., регистрационный N 61100) для самостоятельного выполнения назначений медицинских работников по профилактике (предупреждению или снижению тяжести последствий) поражений в мирное и военное время.
4.13. Выбор конкретной марки (модели) приборов (технических средств) радиационной, химической и биологической разведки и контроля для создания запасов осуществляется с учетом выполняемых задач, области применения, предназначения и основных технических характеристик. При этом технические средства радиационной, химической и биологической разведки и контроля гарантированно функционируют в условиях поражающих факторов, возникающих при военных конфликтах радиационного, химического и биологического характера. Технические средства радиационной, химической и биологической разведки и контроля обеспечивают (в зависимости от выполняемых задач) определение: границы зон (зоны) радиоактивного загрязнения, химического или биологического заражения; дозы индивидуального облучения, степень заражения (загрязнения) кожных покровов людей и одежды, зданий, сооружений, техники и территорий радиоактивными, опасными химическими веществами, биологическими средствами и т.д.
4.14. Накопление по установленным нормам запасов осуществляется в мирное время путем закладки их в складские помещения (места хранения) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в целях обеспечения их количественной и качественной сохранности в течение всего периода хранения, а также обеспечения постоянной готовности к быстрой выдаче.
Хранение запасов может быть организовано на договорной основе в других организациях при условии обеспечения их своевременной доставки по назначению.
4.15. Нормы содержания средств радиационной, химической и биологической защиты в запасах устанавливаются в соответствии с приказом МЧС России от 1 октября 2014 г. N 543 "Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 марта 2015 г., регистрационный N 36320).
4.16. Хранение продовольственных средств осуществляется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.3.2.1324-03 "Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2003 г. N 98 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 июня 2003 г., регистрационный N 4654).
4.17. Хранение запасов медицинских средств осуществляется в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 августа 2010 г. N 706н "Об утверждении Правил хранения лекарственных средств" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 октября 2010 г., регистрационный N 18608).
4.18. Порядок накопления, хранения, учета, использования и восполнения запасов средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля осуществляется в соответствии с приказом МЧС России от 27 мая 2003 г. N 285 "Об утверждении и введении в действие Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 июля 2003 г., регистрационный N 4934).
4.19. Порядок накопления, хранения, использования и восполнения запасов технических средств оповещения населения осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями по созданию и реконструкции систем оповещения населения, утвержденными протоколом заседания рабочей группы Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности по координации создания и поддержания в постоянной готовности систем оповещения населения от 19 февраля 2021 г. N 1.
4.20. Хранение иных видов запасов, в том числе требования к порядку хранения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативно-техническими документами.
Заместитель Министра |
В.Н. Яцуценко |
------------------------------
1 Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 N 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий". Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 3 ноября 2016 г. N 78 "О Правилах регистрации и экспертизы лекарственных средств для медицинского применения", от 12 февраля 2016 г. N 46 "О Правилах регистрации и экспертизы безопасности, качества и эффективности медицинских изделий".
------------------------------
Приложение N 1
Рекомендуемая номенклатура создаваемых запасов в зонах возможного катастрофического затопления
N п/п |
Наименование материальных средств |
1. |
Надувные плоты |
2. |
Надувные лодки |
3. |
Шлюпки спасательные |
4. |
Моторы лодочные подвесные |
5. |
Помпы (насосы) для откачки воды |
6. |
Спасательные жилеты |
7. |
Спасательные круги |
8. |
Спасательные веревки |
9. |
Костюмы водозащитные (прорезиненные) |
10. |
Комплекты индивидуальные медицинские гражданской защиты |
11. |
Санитарные сумки с укладкой для оказания первой помощи |
12. |
Экспресс-лаборатории для определения индикаторными средствами загрязненности воздуха, воды, почвы и продуктов питания |
13. |
Комплекты санитарной обработки |
14. |
Гидравлический аварийно-спасательный инструмент и оборудование (ножницы, комбинированные кусачки, расширители, цилиндры силовые, источник давления) |
15. |
Комплекты шанцевого инструмента (лопаты штыковая и совковая, лом, кувалда, кирка-мотыга, топор плотничный, пила поперечная) |
16. |
Грузоподъемные средства (лебедка, тали, домкраты и др.) |
17. |
Тросы разные |
18. |
Канаты пеньковые |
19. |
Блоки разные |
20. |
Бензопилы |
21. |
Ножницы для резки проволоки |
22. |
Радиостанции КВ стационарные |
23. |
Радиостанции УКВ автомобильные |
24. |
Радиостанции УКВ носимые |
25. |
Телефонные аппараты АТС |
26. |
Телефонные кабели полевые |
27. |
Телефонные аппараты полевые |
28. |
Коммутаторы полевые телефонные |
29. |
Электромегафоны |
30. |
Шлемы защитные пластмассовые |
31. |
Подшлемники шерстяные |
32. |
Очки защитные |
33. |
Рукавицы брезентовые |
34. |
Сапоги или ботинки с высокими берцами |
35. |
Специальная одежда (зимняя, летняя) |
36. |
Пояса спасательные с карабином |
37. |
Сигнальная одежда (жилет со светоотражающими нашивками) |
38. |
Теплое нижнее белье |
39. |
Рюкзаки 60 л |
40. |
Фонари налобные |
41. |
Фонари карманные электрические |
42. |
Осветительные установки |
43. |
Тепловые пушки |
44. |
Бинокли |
45. |
Компасы |
46. |
Метеорологические комплекты с электронным термометром (термоанемометром) |
47. |
Пневмокаркасные модули |
48. |
Запасы продуктов питания |
Приложение N 2
Рекомендуемая номенклатура создаваемых запасов в зонах возможного радиоактивного загрязнения, зонах возможного химического и биологического заражения
N п/п |
Наименование материальных средств |
1. |
Противогазы фильтрующие (с защитой от аварийно химически опасных веществ) |
2. |
Респираторы от газов (паров) радиоактивных веществ и радиоактивных аэрозолей |
3. |
Средства индивидуальной защиты органов дыхания для детей до 1,5 лет |
4. |
Самоспасатели фильтрующие |
5. |
Дыхательный аппарат изолирующий на сжатом воздухе или кислороде |
6. |
Средства индивидуальной защиты кожи изолирующего типа герметичные |
7. |
Электронные дозиметры |
8. |
Комплекты дозиметров (индивидуальных) |
9. |
Дозиметр-радиометр , и излучения (носимый) |
10. |
Метеорологические комплекты с электронным термометром (термоанемометром) |
11. |
Комплекты носимых знаков ограждения |
12. |
Газосигнализаторы автоматические для определения зараженности воздуха и автоматической сигнализации об их обнаружении |
13. |
Комплекты отбора проб |
14. |
Приборы химической разведки с комплектом индикаторных трубок |
15. |
Комплекты специальной обработки транспорта и автомобильной техники |
16. |
Комплекты санитарной обработки |
17. |
Дегазирующие, дезинфицирующие и дезактивирующие вещества и растворы |
18. |
Индивидуальные противохимические пакеты |
19. |
Радиопротекторы |
20. |
Антидоты |
21. |
Костюмы врача-инфекциониста |
22. |
Комплекты индивидуальные медицинские гражданской защиты |
23. |
Носилки медицинские мягкие бескаркасные огнестойкие (огнезащитные) |
24. |
Санитарные сумки с укладкой для оказания первой помощи |
25. |
Антибиотики |
26. |
Медикаменты для снятия проявлений первичной реакции на поражение, средства перевязочные гидрогелевые противоожоговые стерильные |
27. |
Радиостанции КВ стационарные |
28. |
Радиостанции УКВ автомобильные |
29. |
Радиостанции УКВ носимые |
30. |
Телефонные аппараты АТС |
31. |
Телефонные кабели полевые |
32. |
Телефонные аппараты полевые |
33. |
Коммутаторы полевые телефонные |
34. |
Электромегафоны |
35. |
Комплекты шанцевого инструмента (лопаты штыковая и совковая, лом, кувалда, кирка-мотыга, топор плотничный, пила поперечная) |
36. |
Шлемы защитные пластмассовые |
37. |
Подшлемники шерстяные |
38. |
Рукавицы брезентовые |
39. |
Очки защитные |
40. |
Сапоги или ботинки с высокими берцами |
41. |
Специальная одежда (зимняя, летняя) |
42. |
Сигнальная одежда (жилет со светоотражающими нашивками) |
43. |
Теплое нижнее белье |
44. |
Рюкзаки 60 л |
45. |
Мешки прорезиненные для зараженной одежды |
46. |
Фонари карманные электрические |
47. |
Фонари налобные |
48. |
Осветительные установки |
49. |
Бинокли |
50. |
Компасы |
51. |
Пневмокаркасные модули |
52. |
Техника РХБ защиты |
53. |
Запасы продуктов питания |
Приложение N 3
Рекомендуемая номенклатура создаваемых запасов в зонах пожаров
N п/п |
Наименование материальных средств |
1. |
Насосы пожарные шестеренные навесные производительностью не менее 600 л/мин |
2. |
Пожарные мотопомпы |
3. |
Рукава пожарные |
4. |
Огнетушители (различных типов) |
5. |
Емкости для воды |
6. |
Газодымососы |
7. |
Лестницы-штурмовки |
8. |
Дыхательные аппараты, изолирующие на сжатом воздухе или кислороде |
9. |
Противогазы гражданские фильтрующие с защитой от монооксида углерода (с гопкалитовым патроном) |
10. |
Самоспасатели фильтрующие с защитой от монооксида углерода |
11. |
Респираторы универсальные |
12. |
Комплекты индивидуальные медицинские гражданской защиты |
13. |
Комплекты индивидуальные противоожоговые с перевязочным пакетом |
14. |
Носилки медицинские мягкие бескаркасные огнестойкие (огнезащитные) |
15. |
Санитарные сумки с укладкой для оказания первой помощи |
16. |
Наборы перевязочных средств противоожоговые |
17. |
Медикаменты при поражении угарным газом и продуктами горения, для снятия проявлений первичной реакции на поражение, средства перевязочные гидрогелевые противоожоговые стерильные |
18. |
Комплекты шанцевого инструмента (лопаты штыковая и совковая, лом, кувалда, кирка-мотыга, топор плотничный, пила поперечная) |
19. |
Гидравлический аварийно-спасательный инструмент и оборудование (ножницы, комбинированные кусачки, расширители, цилиндры силовые, источник давления) |
20. |
Комплекты для резки электропроводов (ножницы для резки электропроводов, резиновые сапоги или галоши, перчатки резиновые) |
21. |
Бензопилы с дополнительными цепями |
22. |
Механизмы тяговые монтажные |
23. |
Лебедки ручные |
24. |
Лебедки рычажные |
25. |
Домкраты реечные |
26. |
Спасательные веревки |
27. |
Ножницы для резки проволоки |
28. |
Радиостанции КВ стационарные |
29. |
Радиостанции УКВ автомобильные |
30. |
Радиостанции УКВ носимые |
31. |
Телефонные аппараты АТС |
32. |
Телефонные кабели полевые |
33. |
Телефонные аппараты полевые |
34. |
Коммутаторы полевые телефонные |
35. |
Электромегафоны |
36. |
Пояса пожарные спасательные с карабином |
37. |
Боевая одежда пожарного, в том числе шлем, перчатки и сапоги резиновые пожарного |
38. |
Каски защитные с ударнопрочным щитком |
39. |
Комплекты термозащитной одежды |
40. |
Шлемы защитные пластмассовые |
41. |
Очки защитные |
42. |
Подшлемники шерстяные |
43. |
Рукавицы брезентовые |
44. |
Сапоги или ботинки с высокими берцами |
45. |
Специальная рабочая одежда (зимняя, летняя) |
46. |
Сигнальная одежда (жилет со светоотражающими нашивками) |
47. |
Теплое нижнее белье |
48. |
Рюкзаки 60 л |
49. |
Фонари налобные |
50. |
Фонари карманные электрические |
51. |
Осветительные установки |
52. |
Бинокли |
53. |
Компасы |
54. |
Метеорологические комплекты с электронным термометром (термоанемометром) |
55. |
Пневмокаркасные модули |
56. |
Специальная пожарная техника |
57. |
Запасы продуктов питания |
Примечание: конструкция СИЗ для спасения населения в зонах пожаров должна быть надежна и проста в эксплуатации, позволять их использование любым человеком без предварительной подготовки.
Приложение N 4
Рекомендуемая номенклатура обеспечения населения продуктами питания
1. Рекомендуемые нормы суточного обеспечения сухим пайком на одного человека в сутки
N п/п |
Наименование продуктов |
Единица измерения |
Норма |
1. |
Печенье, галеты, крекеры |
грамм |
370 |
2. |
Консервы мясные |
грамм |
170 |
3. |
Консервы рыбные |
грамм |
125 |
4. |
Консервы мясорастительные |
грамм |
265 |
5. |
Масло животное |
грамм |
30 |
6. |
Молоко цельное сгущенное с сахаром |
грамм |
65 |
7. |
Сахар |
грамм |
60 |
8. |
Спички |
коробок |
0,5 |
Примечание: в зависимости от наличия запасов продовольствия разрешается замена 170 граммов консервов мясных на 250 граммов консервов мясорастительных, или на 175 граммов консервов рыбных в масле, или на 250 граммов консервов рыбных натуральных.
2. Рекомендуемые нормы суточного обеспечения продовольствием на одного человека в сутки
N п/п |
Наименование продуктов |
Единица измерения |
Норма |
1. |
Хлеб и хлебобулочные изделия |
грамм |
460 |
2. |
Крупа гречневая |
грамм |
40 |
3. |
Крупа рисовая |
грамм |
40 |
4. |
Изделия макаронные |
грамм |
40 |
5. |
Консервы мясные |
грамм |
150 |
6. |
Консервы рыбные |
грамм |
100 |
7. |
Масло животное |
грамм |
50 |
8. |
Масло растительное |
грамм |
10 |
9. |
Продукция молочной и сыродельной промышленности |
грамм |
25 |
10. |
Сахар |
грамм |
75 |
11. |
Чай |
грамм |
2 |
12. |
Овощи, грибы, картофель, фрукты сушеные |
грамм |
15 |
13. |
Консервы плодовые и ягодные, экстракты ягодные |
грамм |
100 |
14. |
Консервы овощные, томатные |
грамм |
460 |
15. |
Соль поваренная пищевая |
грамм |
20 |
16. |
Пряности пищевкусовые, приправы и добавки |
грамм |
0,1 |
17. |
Спички |
коробок |
0,5 |
3. Рекомендуемые среднесуточные наборы продуктов для детей возраста до 1 года
N п/п |
Наименование продуктов |
Количество продуктов в граммах по возрастным группам (месяцам) |
|||
до 3 |
4-6 |
7-9 |
10-12 |
||
1. |
Хлебопродукты: |
|
|
|
|
1.1. |
хлеб пшеничный (или сухари) |
|
|
10 |
40 |
1.2. |
хлеб ржаной |
|
|
|
15 |
2. |
Крупа, макаронные изделия: |
|
16 |
18 |
30 |
2.1. |
геркулес |
|
8 |
18 |
30 |
2.2. |
рисовая |
|
|
|
3 |
2.3. |
манная |
|
8 |
4,5 |
3 |
2.4. |
гречневая |
|
|
|
5 |
2.5. |
макаронные изделия |
|
|
4,5 |
6 |
3. |
Картофель |
|
70 |
70 |
100 |
4. |
Овощи - всего, в том числе: |
|
70 |
70 |
100 |
4.1. |
морковь |
|
28 |
28 |
30 |
4.2. |
свекла |
|
5 |
5 |
10 |
4.3. |
капуста белокочанная |
|
28 |
28 |
36 |
4.4. |
перец сладкий |
|
|
|
1 |
4.5. |
лук репчатый |
|
|
|
5 |
4.6. |
зелень и другие овощи |
|
9 |
9 |
13 |
4.7. |
горошек зеленый |
|
|
|
5 |
5, |
Фрукты: |
|
|
|
|
5.1. |
фруктовое пюре |
|
50 |
100 |
100 |
5.2. |
сок фруктовый |
10-30 |
40 |
50 |
50 |
5.3. |
сухофрукты |
|
|
|
10 |
6. |
Сахар, кондитерские изделия: |
|
|
|
10 - 15 |
6.1. |
печенье |
|
|
10 |
20 |
7. |
Масло растительное |
|
1 -2 |
2-4 |
4-6 |
8. |
Рыба и рыбопродукты |
|
|
30 |
40 |
9. |
Мясо и мясопродукты: |
|
|
|
|
9.1. |
мясо (для бульона) |
|
|
60 |
80 |
10. |
Молоко и молочные продукты: |
|
|
|
|
10.1. |
молочные смеси |
90 |
70 |
55 |
55 |
10.2. |
молоко натуральное |
|
80 |
180 |
200 |
10.3. |
кефир |
|
|
100 |
100 |
10.4. |
творог |
|
40 |
50 |
50 |
10.5. |
масло сливочное |
|
2 |
5 |
10 |
11. |
Яйцо |
|
1/4 |
1/2 |
1 |
Примечание: нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации, - МР 2.3.1.0253-21, утвержденные Роспотребнадзором 22.07.2021.
4. Нормы замены продуктов при выдаче пострадавшему населению
N п/п |
Наименование |
Количество, грамм |
|
заменяемого продукта |
продукта-заменителя |
||
1. |
Хлеб из смеси ржаной обдирной муки и пшеничной муки 1 сорта заменять: |
100 |
|
1.1. |
сухарями из муки ржаной обойной, пшеничной обойной и 2 сорта |
|
60 |
1.2. |
галетами простыми из муки пшеничной обойной и 2 сорта |
|
60 |
1.3. |
мукой ржаной обдирной и мукой пшеничной 1 сорта |
|
42 + 28 |
1.4. |
хлебом из муки пшеничной 2 сорта |
|
95 |
1.5. |
хлебом белым из муки пшеничной 1 сорта |
|
90 |
2. |
Хлеб белый из муки пшеничной 1 сорта заменять: |
100 |
|
2.1. |
сухарями из муки пшеничной 1 сорта |
|
65 |
2.2. |
мукой пшеничной 1 сорта |
|
75 |
2.3. |
галетами простыми из муки пшеничной 1 сорта |
|
65 |
2.4. |
батонами простыми и нарезными из муки пшеничной 1 сорта |
|
95 |
2.5. |
хлебом из муки пшеничной высшего сорта |
|
85 |
2.6. |
хлебом из муки пшеничной 2 сорта |
|
105 |
3. |
Крупу разную заменять: |
100 |
|
3.1. |
макаронными изделиями |
|
100 |
3.2. |
концентратами крупяными, крупоовощными и овощами |
|
100 |
3.3. |
картофелем свежим |
|
500 |
3.4. |
овощами свежими |
|
500 |
3.5. |
овощами квашеными и солеными |
|
500 |
3.6. |
картофелем и овощами сушеными, пюре картофельным сухим, картофельной крупой, картофелем и овощами сублимационной сушки |
|
100 |
3.7. |
консервами овощными первых обеденных блюд без мяса |
|
375 |
3.8. |
консервами овощными заправочными |
|
250 |
3.9. |
консервами овощными закусочными |
|
375 |
4. |
Мясо (говядину, свинину, баранину) заменять: |
100 |
|
4.1. |
мясными блоками на костях |
|
100 |
4.2. |
мясными блоками без костей |
|
80 |
4.3. |
олениной |
|
130 |
4.4. |
субпродуктами первой категории |
|
100 |
4.5. |
субпродуктами второй категории |
|
300 |
4.6. |
мясом птицы потрошеной |
|
100 |
4.7. |
мясом птицы полупотрошеной и непотрошеной |
|
120 |
4.8. |
мясокопченостями (ветчина, грудинка, рулеты, колбаса полукопченая) |
|
60 |
4.9. |
консервами мясными разными |
|
75 |
4.10. |
консервами из птицы с костями |
|
100 |
4.11. |
рыбой (в охлажденном, мороженом и соленом виде без головы) |
|
150 |
4.12. |
консервами рыбными разными |
|
120 |
4.13. |
сыром сычужным твердым |
|
48 |
4.14. |
сыром плавленым |
|
72 |
4.15. |
яйцами куриными (шт.) |
|
2 |
5. |
Жиры животные топленые, маргарин заменять: |
100 |
|
5.1. |
маслом коровьим |
|
67 |
5.2. |
маслом растительным |
|
100 |
5.3. |
жиром-сырцом |
|
130 |
5.4. |
салом-шпик |
|
100 |
6. |
Сахар заменять: |
100 |
|
6.1. |
карамелью |
|
50 |
6.2. |
вареньем, джемом, повидлом |
|
140 |
6.3. |
мармеладом |
|
130 |
6.4. |
печеньем |
|
100 |
6.5. |
вафлями |
|
100 |
6.6. |
халвой |
|
120 |
6.7. |
пастилой |
|
120 |
7. |
Чай черный байховый заменять: |
100 |
|
7.1. |
чаем растворимым |
|
80 |
7.2. |
кофейным напитком |
|
800 |
8. |
Сигареты пятого, шестого, седьмого классов (шт.) заменять: |
12 |
|
8.1. |
папиросами пятого класса (шт.) |
|
12 |
Примечание: нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации, - МР 2.3.1.0253-21, утвержденные Роспотребнадзором 22.07.2021.
Приложение N 5
Рекомендуемые нормы обеспечения населения водой
N п/п |
Виды водопотребления |
Единица измерения |
Количество |
1. |
Питье |
л/чел. сут. |
2,5/5,0 |
2. |
Приготовление пищи, умывание, в том числе: |
л/чел. сут. |
7,5 |
2.1. |
приготовление пищи и мытье кухонной посуды |
л/чел. сут. |
3,5 |
2.2. |
мытье индивидуальной посуды |
л/чел. сут. |
1 |
2.3. |
мытье лица и рук |
л/чел. сут. |
3 |
3. |
Удовлетворение санитарно-гигиенических потребностей человека и обеспечение санитарно- гигиенического состояния помещений |
л/чел. сут. |
21,0 |
4. |
Выпечка хлеба и хлебопродуктов |
л/кг |
1 |
5. |
Прачечные, химчистки |
л/кг |
40 |
6. |
Для медицинских учреждений |
л/чел. сут. |
50,0 |
7. |
Полная санобработка людей |
л/чел. |
45,0 |
Примечание:
1. ГОСТ 22.3.006-87 В. Нормы водоснабжения населения.
2. В числителе указаны нормы водообеспечения для питья взрослого населения и подростков (от 14 лет и старше), а в знаменателе - нормы для детей от 1 года и до 14 лет и кормящих матерей.
3. Норму для питья людям, выполняющим работу различной категории тяжести, умножают на коэффициенты, приведенные в нижеследующей таблице:
Категория работ |
Коэффициент |
Легкая - I |
1,125 |
Средней тяжести - II |
|
II а |
1,330 |
II б |
1,540 |
Тяжелая - III |
1,750 |
4. Норму водообеспечения для питья людям, находящимся большую часть суток в помещении с повышенной температурой, умножают на коэффициенты, приведенные в нижеследующей таблице:
Температура воздуха в помещении, °С |
Коэффициент |
20-22 |
1,00 |
25 |
1,35 |
30 |
2,30 |
35 |
3,35 |
37 |
4,00 |
Приложение N 6
Рекомендованный расчет по оценке объемов запасов, создаваемых в целях гражданской обороны
1. Запасы для первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения
1.1. Потребность в продуктах питания
(1.1)
где: - потребность в i-ом виде продуктов питания;
- численность взрослых, подлежащих обеспечению, чел;
- норма обеспечения взрослых i-ым видом продуктов питания;
- численность детей, подлежащих обеспечению, чел;
- норма обеспечения детей i-ым видом продуктов питания;
- продолжительность периода жизнеобеспечения населения, сут., принимается в условиях военных конфликтов - 30 суток.
Численность населения (взрослых и детей), подлежащих обеспечению, определяется по данным плана гражданской обороны и защиты населения (плана гражданской обороны) исходя из возможной обстановки. При отсутствии данных о численности детей, допускается принимать: взрослые - 75%, дети - 25% от общей численности населения, подлежащего обеспечению.
1.2. Потребность в воде
(1.2)
где: - потребность в воде, л/сут.;
- численность взрослых, подлежащих обеспечению, чел;
- норма обеспечения взрослых водой, л/чел.;
- численность детей, подлежащих обеспечению, чел;
- норма обеспечения детей водой, л/чел.;
- продолжительность периода жизнеобеспечения населения, сут., принимается в условиях военных конфликтов - до 30 суток;
- численность сельскохозяйственных животных, голов;
- норма обеспечения сельскохозяйственных животных л/голов.
2. Запасы для оснащения аварийно-спасательных формирований при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ
2.1. Средства малой механизации, приборы, оборудование и другие средства, накапливаемые из расчёта на 1 человека (на 1 единицу техники, 1 формирование)
(2.1)
где: - потребность в i-ом виде средств малой механизации, приборов, оборудования и других средств;
- численность личного состава (единиц техники, формирований), обеспечиваемых средствами малой механизации, приборами, оборудованием и другими средствами, чел. (ед.);
- норма обеспечения средствами малой механизации, приборами, оборудованием и другими средствами (в соответствии с номенклатурой, определённой приказами МЧС России от 23.12.2005 N 999, от 18.12.2014 N 701), ед./чел. (ед./ед.).
2.2. Топливо (автомобильный бензин и дизельное топливо)
(2.2)
где: - потребность в горючем, (отдельно рассчитывается потребность в автомобильном бензине и дизельном топливе), л;
- количество техники, осуществляющей выдвижение к местам проведения АСДНР и обратно своим ходом, ед.;
- количество техники, участвующей в проведении АСДНР, ед.;
- количество средств малой механизации и электрических генераторов (для работы средств малой механизации и осветительных устройств), ед.;
- расход топлива (по пробегу), л/100 км;
- расход топлива (по моточасам), л;
- время работы единицы техники в сутки, ч. (принимается равным 20 ч.: 2 смены по 10 ч. работы и 2 раза по 2 ч. на обслуживание и заправку техники);
- коэффициент перевода километров пробега в моточасы (из расчёта:
для колёсной техники 1 моточас = 50 км,
для гусеничной техники 1 моточас = 15 км);
- время проведения АСДНР, ч, принимается в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской обороны).
3. Оценка количества населения в зоне возможного затопления
Суммарное количество населения, оказавшегося в зоне возможного затопления рассматриваемого населенного пункта, определяется по формуле:
(3)
где - количества населения в зоне возможного затопления (чел);
- площадь возможной зоны затопления ();
- плотность населения в рассматриваемом районе ().
Количество потерь населения в данном случае не рассчитывается из-за отсутствия волны прорыва.
4. Методика расчета средств для выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ при наводнениях и катастрофических затоплениях
4.1. Потребное количество плавсредств необходимых для эвакуации населения из зон затопления
(4.1)
где - численность населения, эвакуируемого i-м плавсредством, чел.;
m - количество типов плавсредств, привлекаемых для проведения эвакуации;
- вместимость i-гo плавсредства, чел.;
- продолжительность рейса i-гo плавсредства, ч;
Т - планируемая продолжительность эвакуации, ч;
- коэффициент использования плавсредств, =1,2.
4.2. Продолжительность рейса плавсредства
, мин
(4.2)
где - протяженность маршрута эвакуации, м.;
V - скорость движения плавсредства по воде, м/мин;
- скорость течения, м/с;
- время на погрузку и выгрузку плавсредства, мин.
В среднем продолжительность рейса плавсредства может быть определена по данным таблицы 1
Таблица 1
Средняя продолжительность рейса плавсредства
Скорость течения м/с |
Продолжительность рейса мин, при протяженности маршрута, м |
||||||
100 |
150 |
200 |
250 |
300 |
400 |
500 |
|
Для ПТС, ПТС-2П | |||||||
До 0,5 |
7 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
0,5-1,0 |
7 |
8 |
9 |
10 |
12 |
13 |
15 |
1,0-1,5 |
8 |
9 |
10 |
11 |
13 |
14 |
16 |
1,5-2,0 |
8 |
10 |
11 |
13 |
15 |
18 |
20 |
2,0-2,5 |
9 |
12 |
14 |
16 |
18 |
22 |
26 |
2,5-3,0 |
11 |
14 |
17 |
20 |
22 |
28 |
34 |
Паромы понтонного парка | |||||||
До 0,5 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
0,5-1,0 |
10 |
11 |
13 |
14 |
15 |
16 |
18 |
1,0-1,5 |
11 |
12 |
14 |
15 |
16 |
18 |
20 |
1,5-2,0 |
12 |
13 |
15 |
16 |
18 |
22 |
25 |
2,0-2,5 |
13 |
15 |
17 |
20 |
22 |
26 |
36 |
2,5-3,0 |
15 |
18 |
22 |
25 |
28 |
35 |
44 |
При расчете количества плавсредств для эвакуации рассчитывается вместимость 0,3 на человека и 1,5 для крупного рогатого скота, 0,3 для мелких животных.
4.3. Расчет потребного количества автотранспорта для вывоза населения из угрожаемой зоны и пунктов высадки с плавсредств до района расселения
(4.3)
где - численность населения, эвакуируемого i-м автосредством, чел.;
m - количество типов автосредств, привлекаемых для проведения эвакуации;
- вместимость i-гo автосредства, чел.;
- продолжительность рейса i-гo автосредства, ч;
Т - планируемая продолжительность эвакуации, ч;
4.4. Расчет потребности сил и средств для проведения работ по оборудованию пунктов посадки и высадки
(4.4)
где - количество инженерных подразделений необходимых для оборудования причалов;
10 - трудоемкость оборудования одного причала;
- число людей подлежащих вывозу, чел.;
300 - численность населения на затопленной территории для которой оборудуется 1 причал;
П - средняя численность личного состава привлекаемых инженерных подразделений, чел.;
Т - планируемая продолжительность работ, ч
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
МЧС подготовило методические рекомендации по определению номенклатуры и объемов создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств. Они предназначены для федеральных, региональных, местных властей и организаций.
Методические рекомендации по определению номенклатуры и объемов создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, накапливаемых федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями (утв. МЧС России 29 декабря 2021 г. N 2-4-71-12-11)
Текст методических рекомендаций опубликован не был