Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Стратегическому проекту
Основные тенденции развития современной культурно-досуговой сферы
Культура в наибольшей степени, чем какая-либо другая сфера, отражает динамику жизни человеческого сообщества, смену парадигм и акцентов в ценностных установках отдельной личности и общества в целом. Восприятие жизнедеятельности людей как культурно-исторического процесса ставит в центр внимания человека с его мыслями, чувствами, стремлениями, идеалами, творца своей собственной и общественной жизни. Современная социально-культурная ситуация требует реальных действий, направленных на формирование новой культурно-досуговой миссии.
В последние годы культурно-досуговая деятельность привлекает к себе огромное внимание не только деятелей культуры, но и политиков, психологов, социологов, педагогов, ученых. Решение проблем организации свободного времени человека, поиск и закрепление "третьего места" 1 для каждого взрослого и ребенка - задача, связанная не только с развитием уровня локального культурного предложения, но прежде всего с качеством жизни человека на территории конкретного мегаполиса. Современное качество жизни предполагает разнообразие выбора досуга и других форм занятости человека. Все составляющие этой формулы связаны с системой разнообразных досуговых учреждений, событий и кадров, способных до 2030 года решить поставленные в федеральных документах социальные задачи.
В истории России проведение досуга было связано с массовым развитием клубных учреждений, начавшимся в СССР с ноября 1920 года, когда декретом Совнаркома был образован Главполитпросвет. Российские народные дома, появившиеся со второй половины 1880-х годов, были преобразованы в рабочие клубы и дома культуры. Первым дворцом культуры ВЦСПС стал Дворец культуры имени А. М. Горького в Ленинграде. Сегодня структура досуговой сферы значительно расширилась: в нее входят классические культурно-досуговые учреждения для детей и взрослых (клубы и дома творчества, дома и дворцы культуры, самодеятельные кружки, частные клубы и секции, объединения при частных организациях культуры и искусства, различные формы досуга на предприятиях торговли и общепита, туристских дестинациях и пр).
Параллельно развивалась западная досуговая традиция. На Западе концепция досуга начала развиваться в 50 - 60-х годах прошлого столетия. Этому предшествовало сокращение в середине 30-х годов в ряде европейских стран рабочего дня и начавшееся в связи этим изучение бюджетов времени различных категорий населения. Проведение свободного времени в западноевропейском варианте никогда не предполагало включение государства в создание сети необходимых учреждений, финансирование их деятельности и формирование социального запроса по отношению к ним.
Общемировая тенденция развития мегаполисов в конце XX - начале XXI века - это превращение их культурной и досуговой сфер в ресурс экономического роста и развития социума, превращение сферы в фактор перехода к новому социально-экономическому укладу всей территории. Данный процесс предполагает качественное изменение управленческих подходов и методов профессиональной деятельности в культурно-досуговой сфере. Россия в целом в настоящее время не готова к реализации подобной стратегии в сфере культуры, однако в ряде российских регионов происходят изменения, затрагивающие досуговую сферу, пространство творческой самореализации людей и различных сообществ.
Концепция креативного (творческого) города 2 - это тренд последних двух десятилетий, ориентированный прежде всего на учет интересов городских сообществ в создании комфортной социокультурной среды, дающей возможность для проявления и реализации творческих активностей и поощряющей развитие социальных и культурных практик в современном городе. Развитие современных городских сообществ и локаций для их деятельности необходимо Екатеринбургу. Большое количество сообществ горожан формируются вокруг идеи досуга, свободного творчества, просветительства.
Город как территория творчества - это сочетание, во-первых, комфортной, открытой и институционализированной среды для самореализации и активного отдыха горожан, во-вторых, форм социокультурной активности организаций, сообществ и отдельных горожан и, в-третьих, стратегических задач развития города и его внешнего позиционирования.
Одним из важнейших показателей качества жизни людей в творческом городе является качество использования ими свободного времени. Увеличение доли свободного времени, обусловленное технологическим и экономическим развитием последних десятилетий, высокий рост предложения в сфере досугового сервиса, индустрии отдыха и развлечений, рост влияния информационно-рекламных факторов на досуговое и потребительское поведение людей - общецивилизационные тенденции. Эти процессы, с одной стороны, расширяют возможности творческой самореализации личности, создают дополнительный потенциал для удовлетворения многообразных человеческих потребностей и способностей, а с другой - приводят к усилению конкуренции между производителями досуговых услуг множества отраслей (работники учреждений культуры, досуговых центров, туристических фирм и т. д.) между различными социальными институтами (СМИ, власть, корпорации, образование, спорт и т. д.) в борьбе за свободное время потребителя. Эта усиливающаяся конкуренция на фоне постепенного ослабления традиционных досуговых ценностей, интересов и привычек усложняет ситуацию выбора форм досуга, а в ситуации ценностной неопределенности и информационной избыточности создает ряд проблем, которые на сегодняшний день фиксируются экспертным сообществом в качестве общемировых. 2020 год усилил многие проблемные поля в бытовании различных форм досуга и развлечений, проведения свободного времени с пользой, несмотря на пассивный характер некоторых его форм (лектории, некоторые виды волонтерства, творческие формы досуга и пр.). Именно в этом году тенденция к интернет-досугу усугубилась в силу действия множества физических, психологических и социальных ограничений, действующих во всем мире из-за распространения новой коронавирусной инфекции.
Еще в 2019 году в результате социологического исследования Левада-центра было выявлено следующее:
самыми непопулярными видами досуга стали посещение театров, музеев и концертов (ходят раз в неделю - 1 - 2% опрошенных, раз в месяц - 3 - 8% опрошенных, никогда не ходят - 55% опрошенных, ходят только на концерты любимых певцов и групп - 64% опрошенных);
почти половина опрошенных (47%) никогда не ходят в кафе, рестораны и бары, но каждый пятый отдыхает в заведениях общепита хотя бы один - два раза в месяц; ежемесячные походы в кафе и рестораны могут себе позволить четверть участников опроса, в театры и музеи - каждый 10-й, на концерты - каждый 20-й;
художественную литературу взрослые люди в нашей стране читают довольно редко: 28% не делают этого вообще никогда, 13% - раз в год и реже, 17% - раз в месяц и лишь 14% - ежедневно; доля опрошенных, никогда не читающих художественную литературу, с 1994 года к 2019 снизилась, но всего на 5%, а доля граждан, которые хотя бы еженедельно уделяют время книгам, сократилась вдвое - с 26 до 14%;
популярнее за последние 25 лет стали походы в кинотеатры, в 1990-е годы два раза в месяц их посещали 8% россиян, сейчас - каждый пятый.
К особенностям в области формирования рынка досуговых услуг в настоящее время можно отнести:
постепенное увеличение количества людей, выбирающих активные формы досуга (прогулки, городские экскурсии, волонтерство, спорт на улице и во дворах);
стандартизация и унификация досугового поведения как результат растущей экспансии массовых, коммерционализированных форм культуры в глобальном сообществе;
рост социокультурного разрыва между массовым обществом и носителями специфических культурных норм и ценностей (элитарных, контркультурных, субкультурных и т. д.) как результат усиливающейся дифференциации коммерческого и некоммерческого секторов досуговой индустрии;
активный рост рынка досуговых услуг как предпочтительного способа капитализации непрофильных доходов для многих организаций, не входящих в сферу культуры и искусства.
Эти специфические черты рынка досуговых услуг. Екатеринбурга и других мегаполисов приводят к формированию новой досуговой сферы городов - как на уровне личностного потенциала человека, так и на уровне творческого потенциала общества. На личностном уровне последствиями могут выступать десоциализация, ограничение возможностей развития личности и ее адаптации в обществе. На уровне сообществ возможные последствия - снижение экономической, социальной, культурной активности населения, рост дезинтеграции и, как следствие, рост социальных девиаций, социального отчуждения и дегуманизация, маргинализация социальной среды. Особенно в случае, если мегаполис не предлагает простых и доступных способов организации свободного времени, досуг требует излишних финансовых затрат, ограничивает человека с точки зрения условий и шаговой доступности.
Кроме того, сказывается и стратификация досуга по критериям социально-половой принадлежности. Так, социологи выяснили, как менялся досуг мужчин и женщин в России последние пять лет.
Согласно результатам исследования журнала The Village, за последние пять лет у мужчин стало на 19% больше свободного времени, чем у женщин. В будни у россиянок три часа свободного времени, в выходные - пять. У мужчин в будние дни досуг занимает три с половиной часа, по выходным - больше шести часов. Эксперты объясняют это тем, что женщины значительно больше времени тратят на бытовые работы и заботу о членах семьи.
Мужчины больше участвуют в культурной жизни и уделяют время хобби. В будни на увлечения и культурное времяпрепровождение они тратят в два раза больше времени, чем женщины, а в вых
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.