Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Анализ текущего состояния осуществления регионального государственного контроля, описание текущего развития профилактической деятельности Государственного комитета, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
Региональный государственный контроль (надзор) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий осуществляется Государственным комитетом в пределах своей компетенции в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Татарстан в области охраны окружающей среды.
Предметом регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность на особо охраняемых природных территориях регионального значения, а также лечебно-оздоровительных местностях и курортах регионального значения, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий регионального значения (далее - ООПТ), требований законодательства Российской Федерации и законодательства Республики Татарстан, установленных к режиму ООПТ, порядку и режиму использования земельных участков, природных ресурсов и иных объектов недвижимости, расположенных в границах ООПТ, режиму охранных зон ООПТ.
Охраняемые законом ценности - жизнь и здоровье граждан, права, свободы и законные интересы граждан и организаций, их имущество, сохранность животных, растений, природных лечебных ресурсов, иных объектов окружающей среды, объектов, имеющих историческое, научное, культурное значение, безопасность государства.
Подконтрольными объектами при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования ООПТ являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность на территории ООПТ.
Ключевым, наиболее значимым риском в зависимости от видов подконтрольных субъектов является риск причинения ущерба в области охраны и использования ООПТ.
Совершенствование нормативной правовой базы в сфере охраны окружающей среды, в том числе, исключение избыточных, дублирующих и устаревших обязательных требований, дифференциация обязательных требований в зависимости от категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, ужесточение санкций на отдельные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, повышение квалификации руководителей и работников поднадзорных субъектов могут способствовать снижению количества таких правонарушений. В то же время, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также несоблюдение хозяйствующими субъектами обязательных требований может привести к случаям причинения крупного ущерба окружающей среде.
В целях предупреждения рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на официальном сайте в сети "Интернет" (www.ojm.tatarstan.ru) Государственным комитетом размещены:
- перечень правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по региональному государственному контролю (надзору) в области охраны и использования ООПТ, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов (http://ojm.tatarstan.ru/rus/normativnie-pravovie-akti.htm);
- руководства по соблюдению обязательных требований (http://ojm.tatar.ru/rus/rukovodstva-po-soblyudeniyu-obyazatelnih.htm).
В связи с введенным мораторием на плановые проверки в отношении субъектов малого предпринимательства (Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"), плановые проверки по региональному государственному контролю (надзору) в области охраны и использования ООПТ в 2020 году в отношении субъектов малого предпринимательства не проводились.
В 2021 году проведена 1 проверка в отношении юридического лица в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.12.2008 N 294-ФЗ.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ
Сотрудниками Государственного комитета при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования ООПТ в 2021 году составлено 299 протоколов об административном правонарушении установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заказников, памятников природы, на иных ООПТ либо в их охранных зонах), 4 протокола об административном правонарушении по уничтожению редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений.
В 2021 году сотрудниками Государственного комитета выдано 4 предостережения.
Региональному государственному контролю (надзору) в области охраны и использования ООПТ на территории Республики Татарстан подлежат 18 юридических лиц и 3 индивидуальных предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность на ООПТ. На территории Республики Татарстан 192 особо охраняемых природных территорий, в том числе: 39 государственных природных заказников регионального значения разного профиля; 147 памятника природы регионального значения, в том числе наземных - 82, водных - 65 (озера, реки, родники).
В целях профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на официальном сайте в сети "Интернет" (www.ojm.tatarstan.ru) Государственным комитетом размещена следующая информация:
- перечень правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по региональному государственному контролю (надзору) в области охраны и использования ООПТ, а также текстов, соответствующих нормативных правовых актов;
- программа профилактики нарушений обязательных требований в области охраны и использования ООПТ в рамках регионального государственного экологического надзора на период 2021-2023 годы;
- обобщение правоприменительной практики (не реже 1 раза в год);
- проверочный лист (список контрольных вопросов), утвержденный приказом Государственного комитета от 12.12.2018 N 369-од;
См. также проверочный лист (список контрольных вопросов), утв. приказом Государственного комитета РТ по биологическим ресурсам от 17 февраля 2022 г. N 39-од
- руководства по соблюдению обязательных требований;
- информация для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований.
Государственным комитетом введено в практику проведение публичных мероприятий (в форме семинаров, публичных обсуждений) не менее 4 раз в год с привлечением работников прокуратуры, надзорных органов и представителей высших учебных заведений. Так, за 2021 год проведено 4 публичных мероприятия с представителями подконтрольных субъектов.
В случае изменения обязательных требований Государственным комитетом подготавливаются и распространяются комментарии о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендации о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.