В соответствии с федеральным законодательством Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 24 сентября 2021 г. N 383 "Об утверждении Положения о региональном государственном жилищном надзоре" следующие изменения:
1) пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 года, за исключением пункта 1.10 и раздела 6 Положения о региональном государственном жилищном надзоре.
Пункт 1.10 и Раздел 6 Положения о региональном государственном жилищном надзоре вступают в силу с 1 марта 2022 года.";
2) в Положении о региональном государственном жилищном надзоре:
а) подпункты "б", "в" пункта 1.4 изложить в следующей редакции:
"б) руководители структурных подразделений Управления, в должностные обязанности которых в соответствии с должностными регламентами входит осуществление полномочий по региональному государственному жилищному надзору;
в) должностные лица структурных подразделений Управления, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению регионального государственного жилищного надзора;";
б) пункты 1.5, 1.6 изложить в следующей редакции:
"1.5. Объектами регионального государственного жилищного надзора являются деятельность, действия (бездействие), в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, установленные жилищным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда, граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (далее - контролируемые лица, обязательные требования), в том числе:
товариществ собственников жилья;
жилищных и жилищно-строительных кооперативов;
ресурсоснабжающих организаций;
региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами;
юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах;
организаций, осуществляющих деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;
организаций, предметом деятельности которых является выполнение одного или нескольких видов работ при осуществлении деятельности по эксплуатации лифтов в многоквартирных домах, в том числе их обслуживание и ремонт.
1.6. Учет объектов регионального государственного жилищного надзора осуществляется с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (далее - система жилищно-коммунального хозяйства) посредством сбора, обработки, анализа и учета информации об объектах регионального государственного жилищного надзора, размещаемой в системе жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с требованиями, установленными статьей 7 Федерального закона "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства", информации, получаемой в рамках межведомственного информационного взаимодействия, общедоступной информации, а также информации, получаемой по итогам проведения профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.";
в) пункт 1.8 изложить в следующей редакции:
"1.8. Объектом регионального государственного жилищного надзора не является деятельность, действия (бездействие) юридических лиц независимо от организационно-правовой формы или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.";
г) дополнить пунктами 1.10, 1.11 следующего содержания:
"1.10. В целях снижения рисков причинения вреда (ущерба) на объектах контроля и оптимизации проведения контрольных (надзорных) мероприятий Управление формирует и утверждает проверочные листы (списки контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований). Проверочные листы не могут возлагать на контролируемое лицо обязанность по соблюдению обязательных требований, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Формы проверочных листов утверждаются приказом Управления в соответствии с требованиями к разработке, содержанию, общественному обсуждению проектов форм проверочных листов, утверждению, применению, актуализации форм проверочных листов, а также случаев обязательного применения проверочных листов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2021 г. N 1844.
1.11. До 31 декабря 2023 года информирование контролируемого лица о совершаемых должностными лицами Управления действиях и принимаемых решениях, направление документов и сведений контролируемому лицу Управлением в соответствии со статьей 21 Федерального закона N 248-ФЗ могут осуществляться в том числе на бумажном носителе с использованием почтовой связи в случае невозможности информирования контролируемого лица в электронной форме либо по запросу контролируемого лица. Управление в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня поступления такого запроса, направляет контролируемому лицу указанные документы и (или) сведения.
До 31 декабря 2023 года указанные документы и сведения могут составляться и подписываться на бумажном носителе (в том числе акты контрольных (надзорных) мероприятий, предписания), если Правительством Российской Федерации или настоящим Положением не установлено иное.";
д) раздел 2 изложить в следующей редакции:
"2. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного жилищного надзора
2.1. При осуществлении регионального государственного жилищного надзора применяется система оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба).
2.2. Управление при осуществлении регионального государственного жилищного надзора относит объекты регионального государственного жилищного надзора к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба):
а) высокий риск;
б) средний риск;
в) умеренный риск;
г) низкий риск.
2.3. Отнесение объектов регионального государственного жилищного надзора к определенной категории риска причинения вреда (ущерба) осуществляется на основании сопоставления их характеристик с критериями отнесения объектов регионального государственного жилищного контроля (надзора) к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям согласно приложению N 1 к настоящему Положению.
2.4. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов регионального государственного жилищного надзора в зависимости от категории риска проводятся со следующей периодичностью:
а) для категории высокого риска одно из следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
инспекционный визит - 1 раз в 2 года;
документарная проверка - 1 раз в 2 года;
выездная проверка - 1 раз в 2 года;
б) для категории среднего риска одно из следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
инспекционный визит - 1 раз в 3 года;
документарная проверка - 1 раз в 3 года;
выездная проверка - 1 раз в 3 года;
в) для категории умеренного риска одно из следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
документарная проверка - 1 раз в 3 года;
выездная проверка - 1 раз в 3 года.
2.5. В отношении объектов регионального государственного жилищного надзора, которые отнесены к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
2.6. В целях оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия Управлением используются индикаторы риска нарушения обязательных требований согласно приложению N 2 к настоящему Положению.";
е) пункт 3.3 дополнить абзацем следующего содержания:
"Управление в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, обязано размещать и поддерживать в актуальном состоянии на своем официальном сайте в сети Интернет сведения, предусмотренные частью 3 статьи 46 Федерального закона N 248-ФЗ.";
ж) пункт 3.4 изложить в следующей редакции:
"3.4. Обобщение правоприменительной практики осуществляется в соответствии со статьей 47 Федерального закона N 248-ФЗ.
Обобщение правоприменительной практики осуществляется ежегодно должностными лицами Управления путем сбора и анализа данных о проведенных контрольных (надзорных) мероприятиях и их результатах, а также анализа поступивших в адрес Управления обращений.
По итогам обобщения правоприменительной практики Управлением готовится доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики Управления (далее - доклад о правоприменительной практике), который в обязательном порядке проходит публичное обсуждение.
Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом руководителя Управления до 10 марта года, следующего за отчетным годом, и размещается на официальном сайте Управления в сети Интернет до 15 марта года, следующего за отчетным годом.
Доклад о правоприменительной практике подлежит направлению Управлением в адрес федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в течение 2 рабочих дней со дня его размещения на официальном сайте Управления в сети Интернет.";
з) абзац девятый пункта 3.5 изложить в следующей редакции:
"В случае удовлетворения возражения в отношении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований по итогам его рассмотрения данные такого предостережения не используются для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.";
и) пункты 3.8, 3.9 изложить в следующей редакции:
"3.8. Консультирование осуществляется по следующим вопросам:
а) организация и осуществление регионального государственного жилищного надзора;
б) порядок проведения профилактических мероприятий;
в) предмет регионального государственного жилищного надзора.
3.9. В случае поступления 5 и более обращений, содержащих однотипные вопросы, контролируемых лиц и (или) их представителей консультирование по таким вопросам осуществляется посредством размещения на официальном сайте Управления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет письменного разъяснения с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне, подписанного должностным лицом Управления.";
к) в пункте 4.1 после слова "решений" дополнить словом "Управления";
л) пункты 4.2-4.7 изложить в следующей редакции:
"4.2. При осуществлении регионального государственного жилищного надзора проводятся следующие плановые и внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, предусматривающие взаимодействие с контролируемым лицом:
а) инспекционный визит;
б) документарная проверка;
в) выездная проверка.
4.3. При осуществлении регионального государственного жилищного надзора проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия, без взаимодействия с контролируемым лицом:
а) наблюдение за соблюдением обязательных требований;
б) выездное обследование.
4.4. При осуществлении регионального государственного жилищного надзора в отношении действий (бездействия) гражданина плановые контрольные (надзорные) мероприятия, указанные в пунктах 4.2 и 4.3 настоящего Положения, не проводятся.
4.5. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия при осуществлении регионального государственного жилищного надзора проводятся по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.6. Наблюдение за соблюдением обязательных требований проводится в соответствии со статьей 74 Федерального закона N 248-ФЗ.
При осуществлении наблюдения за соблюдением обязательных требований Управление:
а) проверяет своевременность, полноту и достоверность поступивших документов и сведений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
б) изучает размещенную в системе жилищно-коммунального хозяйства информацию о деятельности контролируемых лиц.
4.7. Выездное обследование проводится в соответствии со статьей 75 Федерального закона N 248-ФЗ.
Выездное обследование проводится без информирования контролируемого лица.
Срок проведения выездного обследования 1 объекта (нескольких объектов, расположенных в непосредственной близости друг от друга) не может превышать 1 рабочий день, если иное не установлено федеральным законом о виде контроля.";
м) пункт 4.9 признать утратившим силу;
н) пункт 4.14, 4.15 изложить в следующей редакции:
"4.14. Индивидуальный предприниматель, гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в Управление информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
По результатам рассмотрения представленной информации Управлением принимается решение о переносе проведения контрольного (надзорного) мероприятия на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для представления индивидуальным предпринимателем, гражданином, информации о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
4.15. В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) опрос;
в) получение письменных объяснений;
г) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.";
о) пункт 4.16 признать утратившим силу;
п) пункт 4.18 изложить в следующей редакции:
"4.18. В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) опрос;
в) получение письменных объяснений;
г) инструментальное обследование;
д) экспертиза.";
р) пункт 4.20 изложить в следующей редакции:
"4.20. При проведении выездной проверки или инспекционного визита должностные лица, уполномоченные на осуществление регионального государственного жилищного надзора, для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут использовать фотосъемку, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств.
Решение о необходимости использования технических средств, в том числе электронных вычислительных машин и электронных носителей информации, копировальных аппаратов, сканеров, телефонов (в том числе сотовой связи), средств аудио- и видеозаписи, фотоаппаратов, необходимых для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, фотосъемки, аудио- и видеозаписи при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий, принимается должностным лицом самостоятельно. Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи. Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и об использованных для этих целей технических средствах отражается в акте контрольного (надзорного) мероприятия (далее - акт).
Фиксация нарушений обязательных требований при помощи фотосъемки проводится не менее чем 2 снимками каждого из выявленных нарушений обязательных требований. Аудио- и видеозапись осуществляются в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия непрерывно с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи. В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения обязательных требований.
Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи являются приложением к акту.
Использование фотосъемки, аудио- и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений обязательных требований осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной, коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайны.";
с) в пункте 4.22:
абзац пятый изложить в следующей редакции:
"Оформление акта производится на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в день окончания проведения такого мероприятия.";
дополнить абзацами следующего содержания:
"В случае выявления по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия нарушения контролируемым лицом обязательных требований Управлением после оформления акта выдается предписание об устранении таких нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных федеральным законом о виде контроля.
При отказе или невозможности подписания контролируемым лицом или его представителем акта в акте делается соответствующая отметка. В этом случае акт направляется контролируемому лицу в порядке, установленном статьей 21 Федерального закона N 248-ФЗ.
Контролируемое лицо или его представитель знакомится с содержанием акта на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия, за исключением случаев, установленных частью 2 статьи 88 Федерального закона N 248-ФЗ.";
т) в пункте 5.3 цифры "60" заменить цифрами "5.4";
у) в пункте 5.12 цифры "64" заменить цифрами "5.11";
ф) пункт 6.2 дополнить новым абзацем следующего содержания:
"Индикативные показатели эффективности и результативности осуществления регионального государственного жилищного надзора приведены в приложении N 3 к настоящему Положению.";
х) в пункте 6.3 цифры "71" заменить цифрами "6.2";
ц) в пункте 6.4 цифры "71" заменить цифрами "6.2";
3) приложение к Положению о региональном государственном жилищном надзоре изложить в редакции согласно приложению N 1 к настоящему постановлению;
4) дополнить Положение о региональном государственном жилищном надзоре приложением N 2 согласно приложению N 2 к настоящему постановлению;
5) дополнить Положение о региональном государственном жилищном надзоре приложением N 3 согласно приложению N 3 к настоящему постановлению.
2. Опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации.
Председатель Правительства |
А. Тарасенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 17 января 2022 г. N 19 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 24 сентября 2021 г. N 383 "Об утверждении Положения о региональном государственном жилищном надзоре"
Вступает в силу с 20 января 2022 г.
Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 20 января 2022 г. N 1400202201200001