Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел 4. Анализ сферы реализации стратегического проекта и характеристика проблемы
Социальное партнерство в рамках настоящего проекта понимается как система эффективного взаимодействия органов местного самоуправления и общественности муниципального образования "город Екатеринбург" (в настоящем Стратегическом проекте термины "муниципальное образование "город Екатеринбург", "город", "Екатеринбург" являются равнозначными) с целью непосредственного привлечения гражданских институтов к решению проблем городского сообщества и совместной реализации ряда функций органов местного самоуправления.
Стратегический проект "Социальное партнерство" разработан в 2007 году, впервые актуализирован в 2015 году. В связи с наблюдающейся в течение последних лет тенденцией к активизации институтов гражданского общества и возросшему запросу на их участие в городских процессах именно социальное партнерство остается наиболее приемлемой и востребованной формой диалога между властью и обществом.
Реализация проекта показала, что основными партнерами органов местного самоуправления в решении социальных проблем и реализации социальных проектов являются некоммерческие организации (далее - НКО).
Именно НКО, в частности социально ориентированные некоммерческие организации (далее - СО НКО), призваны содействовать развитию гражданского общества, добровольчества, благотворительности, вносить вклад в решение проблем бедности, образования, экологии и др. НКО помогает органам местного самоуправления охватить в своей работе все группы населения, в том числе пожилых людей и ветеранов, молодежь, мигрантов, национальные диаспоры. Потенциал сотрудничества органов местного самоуправления с НКО, являющихся драйвером развития социальной сферы города, чрезвычайно высок, однако в актуализированной версии проекта особое внимание уделяется также и выстраиванию эффективного взаимодействия с бизнес-сообществом.
К настоящему моменту прошли государственную регистрацию и осуществляют свою деятельность в Екатеринбурге 2844 НКО, в том числе 821 общественная организация, 146 религиозных организаций и 21 казачье общество (сведения о количестве зарегистрированных в городе НКО в динамике по годам представлены в таблице 3). Вместе с тем взаимодействие органов местного самоуправления с некоммерческим сектором не ограничено кругом организаций, зарегистрированных в Екатеринбурге, - муниципалитет выстраивает партнерские отношения также и с региональными организациями, отделениями общероссийских организаций.
Основная часть НКО зарегистрирована в организационно-правовых формах общественной организации (объединения), автономной некоммерческой организации, фонда.
Таблица 3
Некоммерческие организации, зарегистрированные на территории муниципального образования "город Екатеринбург"
Показатель |
Зарегистрированы в 2007 году |
Зарегистрированы в 2015 году |
Зарегистрированы в 2020 году |
Некоммерческие организации, в том числе |
1079 |
1987 |
2844 |
общественные организации |
310 |
592 |
821 |
религиозные организации |
82 |
130 |
146 |
казачьи общества |
1 |
14 |
21 |
другие формы |
686 |
1251 |
1856 |
Для того чтобы в рамках НКО выделить те организации, которые создаются для реализации собственно некоммерческих проектов, с 2010 года в законодательство была введена новая категория - СО НКО 1. В частности, государственные корпорации не могут быть включены в состав СО НКО. В то же время отнесение НКО к категории социально ориентированных организаций осуществляется по формальному признаку: для этого достаточно упоминания в уставе организации хотя бы одного направления деятельности, признанного социально ориентированным.
В настоящее время в Екатеринбурге оказывается системная поддержка СО НКО (информационная, консультационная, имущественная, финансовая) в целях содействия активизации их потенциала. Финансовая поддержка СО НКО осуществляется Департаментом общественных связей в рамках конкурса среди СО НКО на право получения субсидий из муниципального бюджета на реализацию социально значимых проектов. Имущественная поддержка оказывается Департаментом по управлению муниципальным имуществом путем предоставления помещений муниципального фонда в аренду на льготных условиях и (или) в безвозмездное пользование (к настоящему моменту имущественной поддержкой пользуются 14 СО НКО). Консультирование и информирование представителей СО НКО проводится Департаментом общественных связей на постоянной основе посредством проведения семинаров, круглых столов, конференций, иных мероприятий. Кроме того, Департаментом информационной политики Администрации города Екатеринбурга при участии Департамента общественных связей оказывается информационная поддержка СО НКО путем размещения информации об их деятельности на Официальном портале Екатеринбурга (екатеринбург.рф), на официальных страницах Администрации города Екатеринбурга в социальных сетях. Такая работа проводится на постоянной основе.
Также СО НКО привлекаются к выполнению муниципального заказа в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Одной из значимых институциональных площадок развития НКО, включая СО НКО, является Общественная палата муниципального образования "город Екатеринбург" (далее - Общественная палата). Помимо работы в рамках заседаний Общественной палаты, ее члены в качестве экспертов входят в состав ряда координационных и совещательных органов, рабочих групп при органах власти, давая оценку их деятельности со стороны населения.
С 2019 года в Общественной палате действует собственная общественная приемная. Деятельность Общественной палаты во многом способствуют снижению социальной напряженности и создают условия для конструктивного диалога муниципальной власти и институтов гражданского общества, в том числе НКО.
За время действия Стратегического проекта "Социальное партнерство" в Екатеринбурге создана нормативная правовая база поддержки НКО, включающая в себя:
Решение Екатеринбургской городской Думы от 06.12.2011 N 78/50 "Об утверждении Положения "Об оказании имущественной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям";
Решение Екатеринбургской городской Думы от 06.12.2011 N 79/50 "Об утверждении Положения "О порядке формирования, ведения и обязательного опубликования перечня муниципального имущества, предназначенного для оказания имущественной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям";
Постановление Администрации города Екатеринбурга от 11.08.2017 N 1467 "Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий из бюджета муниципального образования "город Екатеринбург" социально ориентированным некоммерческим организациям".
Таблица 4
Финансовая поддержка СО НКО в городе Екатеринбурге
Наименование показателя |
2015 |
2020 |
Количество СО НКО, получивших муниципальную финансовую поддержку, ед. |
29 |
49 |
Сумма поддержки СО НКО, тыс. руб. |
5 799,2 |
6 605 |
Таблица 5
Имущественная поддержка СО НКО в городе Екатеринбурге
Наименование показателя |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Количество СО НКО, получивших муниципальную имущественную поддержку, ед. (нарастающим итогом с 2013 года) |
6 |
8 |
9 |
10 |
15 |
17 |
Площадь помещений, предоставленных СО НКО в качестве муниципальной имущественной поддержки, кв. м. (нарастающим итогом с 2013 года) |
468,2 |
636 |
665,5 |
688,3 |
1434 |
1590,5 |
Субсидирование проектов СО НКО осуществляется по 11 приоритетным направлениям (таблица 6). Перечень лучших проектов СО НКО - победителей конкурса на право получения субсидий из бюджета муниципального образования "город Екатеринбург", реализованных с 2015 по 2020 год, представлен в приложении.
Таблица 6
Приоритетные направления конкурса среди СО НКО на право получения субсидий из бюджета муниципального образования "город Екатеринбург" на реализацию социально значимых проектов
N п/п |
Направление |
% от общего объема субсидий, выделяемых СО НКО в рамках конкурса |
|||||
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Социальная адаптация инвалидов и их семей |
2,5 |
6,4 |
5 |
6 |
10 |
6 |
2 |
Создание условий для организации досуга и проведение культурно-досуговых мероприятий для людей пожилого возраста, поддержка ветеранского движения |
69,5 (70-летие Победы) |
43 |
34 |
32 |
26 |
39,9 (75-летие Победы) |
3 |
Развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации, проживающих на территории муниципального образования "город Екатеринбург" |
1 |
9,7 |
13 |
9 |
14 |
11 |
4 |
Поддержка деятельности территориального общественного самоуправления |
2 |
11,2 |
10 |
11 |
11 |
10,3 |
5 |
Поддержка социальной активности женщин и женского движения |
8,6 |
3,3 |
3 |
2 |
1 |
1,5 |
6 |
Организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью, деятельность в сфере патриотического воспитания граждан |
6,5 |
14 |
16 |
24 |
21 |
18 |
7 |
Создание условий для социальной и культурной адаптации мигрантов, проведение мероприятий по противодействию экстремизму |
5,6 |
0 |
4 |
8 |
5 |
4,3 |
8 |
Увековечение памяти жертв политических репрессий |
2 |
5,7 |
4 |
4 |
4 |
3 |
9 |
Содействие деятельности ресурсных центров поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, направленной на развитие институтов гражданского общества, формирование инфраструктуры для поддержки некоммерческих организаций |
0,7 |
2 |
7 |
0 |
4 |
3 |
10 |
Формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению |
0 |
0 |
1 |
1,5 |
1,5 |
0 |
11 |
Профилактика зависимостей и продвижение ценностей здорового образа жизни |
1,6 |
4,7 |
3 |
2,5 |
2,5 |
3 |
В соответствии с реестром территориального общественно самоуправления (далее - ТОС) в настоящее время в Екатеринбурге действует 52 ТОС. Охват территории муниципального образования "город Екатеринбург" деятельностью органов ТОС составляет 30% (от площади застроенной территории). Благодаря реализации Стратегического проекта удалось повысить информированность населения о деятельности ТОС, создать один из крупнейших в России ТОС - ТОС "Академический", повысить образовательный уровень актива ТОС посредством проведения ежегодных обучающих семинаров.
Органы ТОС ежегодно участвуют в конкурсе среди СО НКО на право получения субсидий из бюджета города. Одним из приоритетных направлений конкурса является поддержка деятельности ТОС: финансирование проектов по данному направлению ежегодно составляет порядка 700 тысяч рублей. Помимо ТОС, зарегистрированных в форме НКО, для реализации собственных инициатив граждан на территории своего проживания действуют ТОС без статуса юридического лица. Многие из ТОС, не зарегистрированных в территориальном органе Министерства юстиции Российской Федерации, являются многолетними партнерами Администрации города Екатеринбурга.
Реестр СО НКО - получателей поддержки, составленный по итогам конкурса, а также реестр ТОС размещены в открытом доступе на Официальном портале Екатеринбурга (екатеринбург.рф).
Количество ТОС в течение длительного времени практически не менялось (за 2019 - 2020 годы зарегистрирован устав ТОС "Частник Веер" в Орджоникидзевском районе). Такая тенденция объясняется, с одной стороны, наличием иных организаций, выполняющих функции ТОС, например, товарищества собственников жилья; а с другой - высокой степенью уверенности горожан в своих возможностях оказывать влияние на решение вопросов местного значения посредством обращения в органы местного самоуправления, участия в общественных обсуждениях, иных формах и акциях. Вместе с тем в 2020 году сразу несколько инициативных групп граждан направили обращения с предложениями об утверждении границ осуществления ТОС. По итогам рассмотрения обращений Екатеринбургской городской Думой утверждены границы для 19 предполагаемых ТОС, в основном на территории Орджоникидзевского района (Решения Екатеринбургской городской Думы от 13.10.2020 N 56 "Об установлении границ территорий, на которых будет осуществляться территориальное общественное самоуправление", от 27.10.2020 N 61 "Об установлении границ территорий, на которых будет осуществляться территориальное общественное самоуправление", от 24.11.2020 N 70 "Об установлении границ территорий, на которых будет осуществляться территориальное общественное самоуправление"). В связи с этим ожидается, что в 2021 году значительно возрастет количество учредительных собраний (конференций) для организации новых ТОС (во II квартале 2021 года зарегистрированы уставы ТОС "Квартал Победы" и ТОС "Квартал Пятидесятых", расположенных на территории Орджоникидзевского района).
В конце 2020 года при участии и поддержке Департамента общественных связей создана Ассоциация органов ТОС города Екатеринбурга и Свердловской области (далее - Ассоциация ТОС).
Ассоциация ТОС станет дополнительным механизмом привлечения населения к участию в ТОС, повышения уровня профессиональной и правовой подготовки членов ТОС и активистов, создания единого информационного пространства с целью обмена лучшими практиками осуществления ТОС, обеспечения благоприятных условий для участия населения в местном самоуправлении, объединения усилий по реализации на местах федеральных, региональных и муниципальных программ и проектов.
За прошедшее время накоплены положительные практики взаимодействия и сотрудничества органов ТОС и органов местного самоуправления в решении как локальных, так и общегородских вопросов.
В целях повышения квалификации и уровня профессионализма представителей НКО и развития социального партнерства Департаментом общественных связей ежегодно проводятся следующие мероприятия:
семинары для представителей НКО в рамках проведения конкурса среди СО НКО на право получения субсидий из бюджета муниципального образования "город Екатеринбург" на реализацию социально значимых проектов;
семинары для НКО, в частности для представителей национально-культурных общественных организаций, являющихся СО НКО, и работодателей, использующих труд иностранных рабочих;
круглые столы и конференции, посвященные вопросам развития гражданского общества и некоммерческого сектора.
Учитывая роль общественных организаций в консолидации общества, обеспечении социальной и межнациональной гармонии, особое место в новой версии Стратегического проекта "Социальное партнерство" занимает направление реализации стратегии государственной национальной политики. Реализация мероприятий данного направления способствует разрешению проблем, препятствующих эффективному регулированию миграции и снижению социокультурных, экономических и политических рисков, связанных с притоком мигрантов, обеспечивает взаимодействие органов власти с институтами гражданского общества.
Деятельность в области гармонизации межнациональных отношений реализуется в Екатеринбурге в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 N 400, Стратегией противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 29.05.2020 N 344.
Финансовая поддержка национально-культурных общественных организаций на постоянной основе осуществляется в рамках ежегодного конкурса среди СО НКО на право получения субсидий из бюджета муниципального образования "город Екатеринбург" на реализацию социально значимых проектов (далее - Конкурс). Традиционно в перечень приоритетных направлений Конкурса включается два направления: "Создание условий для социальной и культурной адаптации мигрантов, проведение мероприятий по противодействию экстремизму", "Развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации, проживающих на территории муниципального образования "город Екатеринбург". В 2019 году по указанным направлениям выделено 1 352 924 рубля на поддержку 11 проектов, в 2020 году - 1 025 492 рубля на поддержку 9 проектов, в перспективе на указанные направления планируется выделить более 1 700 000 рублей (на реализацию 13 проектов); финансирование отражено в пункте 1.3 Плана финансирования реализации Стратегического проекта.
Кроме того, в соответствии с приоритетами государственной национальной политики Российской Федерации по гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений, предупреждению конфликтов на национальной и религиозной почве Департаментом общественных связей организуются социально значимые и научно-практические мероприятия или оказывается комплексная поддержка в организации и проведении:
1) семинаров, конференций, круглых столов по обсуждению вопросов взаимодействия межнациональных и межконфессиональных организаций с органами власти, поддержки таких организаций, а также вопросов социокультурной адаптации мигрантов, трудоустройства мигрантов. Например, во взаимодействии с Уральской ассоциацией "Центр этноконфессиональных исследований, профилактики экстремизма и противодействия идеологии терроризма" и Гильдией строителей Урала 27.03.2018 проведен семинар "Актуальные вопросы миграционного законодательства Российской Федерации и некоторые особенности религиозных и этнических традиций мигрантов из стран постсоветского пространства"; во взаимодействии с Централизованной религиозной организацией "Духовное Управление мусульман Свердловской области (Центральный муфтият)" 07.02.2020 организован круглый стол на тему "Социальное служение как инструмент противодействия экстремизму"; 15.09.2020 организована Международная конференция на тему "О мерах социальной поддержки религиозных организаций в период пандемии. Противодействие радикализму и экстремизму" в формате видео-конференц-связи;
2) мероприятий, ежегодно организуемых национальными и религиозными организациями города, например, содействие в проведении праздника Крещения Господня (организация купелей), Царских дней, крестного хода, сабантуя, Дня народов Среднего Урала и др.
Екатеринбург является одним из центров притяжения внутренних и внешних миграционных потоков. Ежегодно город принимает десятки тысяч иностранных трудовых мигрантов. Значительное число приезжающих из-за рубежа граждан является дополнительным фактором риска возникновения конфликтов на национальной и религиозной почве.
По данным учета отдела по вопросам миграции Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Екатеринбургу количество иностранных граждан, приезжающих на работу в Екатеринбург, снижается, но остается достаточно высоким (таблица 7).
Таблица 7
Количество иностранных граждан, приезжающих на работу в Екатеринбург
|
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Количество уведомлений о прибытии иностранных граждан в Екатеринбург с целью въезда "работа", ед. |
136 961 |
127 136 |
117 914 |
82 949 |
из них в порядке продления срока пребывания в Российской Федерации, ед. |
63 360 |
40 072 |
34 718 |
59 387 |
В целях профилактики экстремизма, минимизации и ликвидации последствий его проявления, обеспечения взаимодействия и координации органов местного самоуправления, подразделений территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, общественных и религиозных объединений в сфере профилактики экстремизма, в том числе по выявлению и устранению причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности, в муниципальном образовании "город Екатеринбург" в соответствии с Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 22.04.2019 N 886 "О межведомственной комиссии по профилактике экстремизма в муниципальном образовании "город Екатеринбург" создана комиссия по профилактике экстремизма.
Для содействия укреплению общественного согласия, достижению взаимопонимания, терпимости и взаимного уважения в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений продолжает свою работу Консультативный совет при Главе Екатеринбурга по вопросам межнационального и межконфессионального согласия, поддержки и развития языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории муниципального образования "город Екатеринбург", реализации прав национальных меньшинств, обеспечения социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактики межнациональных (межэтнических) конфликтов, созданный в 2014 году.
Все перечисленные формы взаимодействия показали, насколько эффективнее решаются проблемы, когда некоммерческий сектор, представляющий интересы всех групп населения, получает поддержку органов власти и включается в совместную работу. Однако в процессе реализации Стратегического проекта остались нерешенные вопросы и появились новые вызовы, а именно:
1) потенциал городских НКО реализован не в полной мере (зачастую уровень профессиональной подготовки и компетентности руководителей и членов НКО недостаточно высок, в связи с чем ограничивается возможность участия организаций в грантовых конкурсах; стагнация деятельности части НКО, не заручившейся поддержкой органов власти. Касается, например, доли городских ТОС, зарегистрированных в Министерстве юстиции Российской Федерации, но в течение нескольких лет не ведущих свою деятельность (ТОС "Восточно-Парковый", ТОС "Сыромолотовский", ТОС "7 Ключей" и др.);
2) низкое покрытие деятельностью ТОС территории города (4% от общей площади земель муниципалитета, или 30% от площади застроенных территорий);
3) низкий уровень восприятия (осмысления) населением происходящих в городе событий и связанная с этим политизация вопросов, не затрагивающих сферу политики (благоустройство городских скверов и парков, а также размещения религиозных учреждений на территории города);
4) недостаточно высокий уровень доверия населения к органам власти как к государственным, так и к органам местного самоуправления (в течение последних лет происходит интенсификация протестной активности населения, связанная с решениями органов власти: пенсионной реформой, реформой в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (в том числе выбору мест для размещения мусорных полигонов и мусоросжигательных заводов), отменой прямых выборов Главы Екатеринбурга, принятием мер по нераспространению новой коронавирусной инфекции и их социально-экономическими последствиями, утверждением механизма комплексного развития территории и др.);
5) недостаточная работа с неорганизованными сообществами граждан, зачастую являющимися основными участниками митингов, протестных акций;
6) недостаточный уровень информированности граждан о городских проектах.
Решение указанных вопросов потребует обновления формата взаимодействия между органами власти, НКО, бизнес-сообществом и населением на основе обобщения и анализа имеющегося опыта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.