Письмо Минфина России и Федерального казначейства от 14 января 2022 г. NN 09-02-09/1648, 07-04-05/04-479
Министерство финансов Российской Федерации и Федеральное казначейство в связи с вступившими в силу с 1 января 2022 года положениями Федерального закона от 1 июля 2021 г. N 244-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и о приостановлении действия пункта 4 статьи 242 17 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 244-ФЗ) сообщают следующее.
Федеральным законом N 244-ФЗ в Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) включены положения о казначейском сопровождении операций с денежными средствами юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, получающих средства из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений), контрактов (договоров) 1, использование которых осуществляется после подтверждения на соответствие условиям и (или) целям, установленным при предоставлении средств (далее соответственно - целевые средства, участник казначейского сопровождения, казначейское сопровождение).
При предоставлении и использовании целевых средств, начиная с 2022 года, необходимо учитывать положения нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства, принятых в целях реализации вышеуказанных положений Бюджетного кодекса.
Перечень нормативных правовых актов приведен в приложении N 1 к настоящему письму.
В соответствии со статьями 242 25, 242 26 Бюджетного кодекса целевые средства, предоставляемые из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), определяются федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и на плановый период 2, законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования о местном бюджете) на текущий финансовый год и на плановый период, решениями Правительства Российской Федерации.
На основании статей 242 25, 242 26 Бюджетного кодекса в 2022 году территориальные органы Федерального казначейства осуществляют казначейское сопровождение средств, предоставляемых:
а) из федерального бюджета на основании части 2 статьи 5 Федерального закона N 390-ФЗ;
б) из бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) на основании части 3 статьи 5 Федерального закона N 390-ФЗ.
Информация о целевых средствах, в отношении которых территориальные органы Федерального казначейства осуществляют казначейское сопровождение, приведена в приложении N 2 к настоящему письму.
Статьей 242 27 Бюджетного кодекса определены средства, на которые положения о казначейском сопровождении не распространяются (приложение N 3 к настоящему письму).
Территориальные органы Федерального казначейства осуществляют казначейское сопровождение в соответствии с Правилами казначейского сопровождения, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2021 г. N 2024 (Правила базового казначейского сопровождения) (далее - Правила N 2024), при котором ведение и использование лицевого счета (режим лицевого счета) осуществляется с соблюдением положений, определенных пунктом 3 статьи 242 23 Бюджетного кодекса, а также пунктами 10-12 Правил N 2024.
О бюджетном мониторинге в системе казначейских платежей
При осуществлении казначейского сопровождения целевых средств, предоставляемых из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) в соответствии со статьей 242 13-1 Бюджетного кодекса территориальными органами Федерального казначейства проводится бюджетный мониторинг в системе казначейских платежей (далее - бюджетный мониторинг).
Бюджетный мониторинг проводится территориальными органами Федерального казначейства в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации 3 в отношении участников казначейского сопровождения при открытии участникам казначейского сопровождения в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъекта Российской Федерации (муниципального образования) лицевых счетов, и осуществлении операций на лицевых счетах.
При этом положения пунктов 6, 7 и 10 статьи 242 13-1 Бюджетного кодекса в части применения мер реагирования не распространяются на участников казначейского сопровождения, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по государственным (муниципальным) контрактам.
По результатам проверки наличия/отсутствия оснований, указанных в пунктах 6, 7, 10 и 11 статьи 242 13-1 Бюджетного кодекса, а также наличия/отсутствия признаков, включенных в классификатор 4 признаков финансовых нарушений участников казначейского сопровождения, предусмотренный пунктом 13 указанной статьи Бюджетного кодекса, территориальные органы Федерального казначейства в отношении участников казначейского сопровождения применяют предусмотренные Бюджетным кодексом меры реагирования 5.
При этом сообщаем, что Правилами N 2483 предусматривается информирование органов, осуществляющих функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, в том числе о каждом факте открытия лицевого счета региональному (муниципальному) участнику казначейского сопровождения после приостановления его открытия, о каждом факте запрета осуществления или отказа в осуществлении операции на лицевом счете регионального (муниципального) участника казначейского сопровождения.
При осуществлении бюджетного мониторинга используются данные источников открытого хранения и распространения информации, информации, содержащейся в информационных системах Федерального казначейства, и информации, полученной Федеральным казначейством в рамках обмена информацией в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2021 г. N 2261 6, а также путем взаимодействия с региональными (муниципальными) информационными системами.
Иные положения
Пояснения по вопросам расширенного казначейского сопровождения будут направлены дополнительно.
Нормативные правовые акты о казначейском сопровождении размещены на официальном сайте Минфина России в разделе "Бюджет"/ "Казначейское и банковское сопровождение", а также на сайте Федерального казначейства roskazna.gov.ru в разделе "Документы"/ "Казначейское сопровождение"/"Нормативные правовые документы".
Приложение: 7 л. в 1 экз.
Заместитель |
A.M. Лавров |
Руководитель |
Р.Е. Артюхин |
------------------------------
1 Государственные (муниципальные) контракты о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - государственные (муниципальные) контракты), договоры (соглашения) о предоставлении субсидий, договоры о предоставлении бюджетных инвестиций в соответствии со статьей 80 Бюджетного кодекса, договоры о предоставлении взносов в уставные (складочные) капиталы (вкладов в имущество) юридических лиц (их дочерних обществ), источником финансового обеспечения исполнения которых являются указанные субсидии и бюджетные инвестиции (далее - договоры (соглашения), контракты (договоры) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, источником финансового обеспечения исполнения обязательств по которым являются средства, предоставленные в рамках исполнения государственных контрактов, договоров (соглашений) (далее - контракты (договоры).
2Федеральный закон от 6 декабря 2021 г. N 390-ФЗ "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" (далее - Федеральный закон N 390-ФЗ).
3Постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2021 г. N 2483 "Об утверждении Правил проведения бюджетного мониторинга и применения мер реагирования в целях недопущения финансовых нарушений участниками казначейского сопровождения" (далее - Правила N 2483).
4Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2021 г. N 203н "Об утверждении Порядка формирования и ведения классификатора признаков финансовых нарушений участников казначейского сопровождения".
5 отказ в открытии лицевого счета;
приостановление открытия лицевого счета;
запрет осуществления операций на лицевом счете;
отказ в осуществлении операции на лицевом счете; приостановление операции на лицевом счете;
предупреждение (информирование) при открытии участникам казначейского сопровождения лицевых счетов или при осуществлении операций на лицевых счетах.
6Постановление Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2021 г. N 2261 "О случаях и порядке обмена информацией между Федеральным казначейством и органами, указанными в пункте 15 статьи 242.13-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации".
------------------------------
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
С 1 января 2022 г. в БК включены положения о казначейском сопровождении операций с целевыми средствами производителей по госконтрактам, договорам (соглашениям).
Подготовлены разъяснения:
- о раздельном учете результатов финансово-хозяйственной деятельности;
- о бюджетном мониторинге в системе казначейских платежей.
Перечислены нормативные правовые акты, регулирующие вопросы казначейского сопровождения средств в 2022 г. Приводится перечень средств, подлежащих казначейскому сопровождению в 2022 г. Определены средства, на которые положения о казначейском сопровождении не распространяются.
Письмо Минфина России и Федерального казначейства от 14 января 2022 г. NN 09-02-09/1648, 07-04-05/04-479
Текст письма опубликован в журнале "Ценообразование и сметное нормирование в строительстве", февраль 2022 г., N 2