Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Избирательной комиссии
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 24 декабря 2021 г. N 24/220-7
Информация
о работе избирательных комиссий с обращениями, поступившими в ходе подготовки и проведения выборов в единый день голосования на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в 2021 году
В единый день голосования 19 сентября 2021 года на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ) состоялись выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, выборы депутатов Тюменской областной Думы седьмого созыва и пять избирательных кампаний в органы местного самоуправления в автономном округе, в том числе выборы Главы муниципального образования Мужевское Шурышкарского района.
Избирательные комиссии в пределах своей компетенции рассматривали обращения, проводили по ним проверки и направляли заявителям ответы в порядке и сроки, предусмотренные Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ), статьей 98 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 20-ФЗ) и статьей 118 Закона Тюменской области от 3 июня 2003 года N 139 "Избирательный кодекс (Закон) Тюменской области" (далее - Избирательный кодекс Тюменской области).
В соответствии с Федеральным законом N 67-ФЗ на поступившие в период избирательной кампании обращения, жалобы о нарушениях Федерального закона N 67-ФЗ, Федерального закона N 20-ФЗ в части, регулирующей подготовку и проведение выборов, а также законодательства Тюменской области и Ямало-Ненецкого автономного округа о выборах, письменный ответ направлялся в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, с учетом положений пункта 3 статьи 63.1 Федерального закона N 67-ФЗ, части 2 статьи 80.1 Федерального закона N 20-ФЗ и постановления ЦИК России от 18 июня 2021 года N 11/87-8 "О проведении голосования на выборах, референдумах, назначенных на 19 сентября 2021 года, в течение нескольких дней подряд" (далее - постановление ЦИК России N 11/87-8). При поступлении обращения в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. В случае если факты, содержащиеся в указанных обращениях, требовали дополнительной проверки, решения по ним принимались не позднее чем в десятидневный срок.
Особенностью прошедших выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, депутатов Тюменской областной Думы седьмого созыва и муниципальных выборов в автономном округе является проведение голосования в соответствии с постановлением ЦИК России N 11/87-8 в течение нескольких дней подряд - 17, 18 и 19 сентября 2021 года, а также с использованием дополнительной возможности реализации избирательных прав граждан Российской Федерации - голосование групп избирателей, которые проживают (находятся) в населенных пунктах и иных местах, где отсутствуют помещения для голосования и транспортное сообщение с которыми затруднено.
Необходимо отметить, что обращение может быть подано в любую избирательную комиссию в письменной форме, а также в форме электронного документа в случае наличия на сайте избирательной комиссии ресурса, предусматривающего электронную форму обращения. Избирательная комиссия не вправе отказать в принятии обращения. Обращения, поступающие в избирательные комиссии, и ответы на них подлежат регистрации в соответствии с установленными в соответствующей избирательной комиссии правилами делопроизводства. При этом письменное обращение в избирательную комиссию должно быть подписано заявителем и содержать сведения о нем, необходимые для направления ему ответа. Обращение, не содержащее необходимых сведений, признается анонимным и рассмотрению не подлежит.
Для оперативного направления обращений и в соответствии с нормативными документами избирательных комиссий на сайтах территориальных избирательных комиссий в Ямало-Ненецком автономном округе, Избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа в сети Интернет имеется ресурс, позволяющий направить обращение в соответствующую избирательную комиссию, минуя личное посещение комиссии. При пользовании указанным ресурсом заявителю предлагается внести соответствующие данные для его идентификации и предоставляется возможность не только изложить суть проблемы, но также прикрепить в качестве подтверждения фактов, описываемых в обращении, необходимые документы.
Следует обратить внимание, что в случае если заявитель в своем обращении ссылается на приложения, без которых невозможно определить суть обращения, то к нему должны быть приложены соответствующие материалы, в противном случае избирательная комиссия в соответствии с частью 4.1 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" может отнести подобное обращение к бессодержательным и оставить его без рассмотрения по существу с уведомлением об этом участника избирательного процесса.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "частью 4.1 статьи 11"
В соответствии с Федеральным законом N 67-ФЗ поступившее обращение избирательная комиссия может направить в нижестоящую избирательную комиссию для рассмотрения по существу, если обращение касается вопросов, входящих в компетенцию нижестоящей избирательной комиссии, а также если указанное обращение не было предметом для рассмотрения нижестоящей избирательной комиссии.
Дни голосования 17, 18 и 19 сентября 2021 года и предшествующий им период подготовки были отмечены значительным количеством обращений. Обращения в дни голосования поступили в участковые и территориальные избирательные комиссии города Ноябрьска, города Нового Уренгоя, города Губкинского, Муравленко и Надымского района. Инициирование и подача указанных обращений в массовом порядке, с одинаковым содержанием ("веерная рассылка"), написанным по заготовленным шаблонам-пустографкам, были организованы, как и в единый день голосования 13 сентября 2020 года, представителями только одной политической партии.
Говоря об обращениях, поступивших в избирательные комиссии в период избирательной кампании, необходимо отметить, что общее их число - 115, 36 из которых - жалобы (приложение N 2) и 79 - заявления по иным вопросам, не связанным с нарушениями законодательства о выборах.
Из 36 жалоб:
5 поступило в Избирательную комиссию автономного округа,
1 - в Территориальную избирательную комиссию города Губкинского,
1 - в Территориальную избирательную комиссию города Муравленко,
3 - в Территориальную избирательную комиссию города Салехарда,
1 - в Территориальную избирательную комиссию Надымского района,
7 - в Территориальную избирательную комиссию города Ноябрьска,
11 - в Территориальную избирательную комиссию города Нового Уренгоя,
3 - в Территориальную избирательную комиссию Тазовского района,
4 - в Территориальную избирательную комиссию Ямальского района.
Тематика поступивших в избирательные комиссии обращений (приложение N 1):
1 жалоба связана с нарушением порядка проведения предвыборной агитации - сведения подтвердились;
1 жалоба - по вопросу назначения и освобождения от должности членов избирательных комиссий - сведения подтвердились;
32 жалобы связаны с организацией работы избирательных комиссий, в том числе на избирательных участках (жалобы на работу комиссии с сейф-пакетами, организацию информирования заинтересованных лиц, запрет ПСГ проводить фото и видеосъемку, отказ ознакомить со списком избирателей, жалобы на работу комиссий со списками избирателей, нарушения при подсчете голосов, а также жалобы по вопросам, требующим разъяснения законодательства) - по 4 обращениям сведения частично подтвердились;
2 жалобы - на решения избирательных комиссий.
По результатам проведенных проверок сведения подтвердились в двух случаях и частично подтвердились в четырех, что составляет 16% от общего числа обращений, рассмотренных избирательными комиссиями в период подготовки и проведения выборов, состоявшихся 19 сентября 2021 года. Таким образом, количество обоснованных обращений, по сравнению с выборами 13 сентября 2020 года, практически осталось без изменений и составило 15%.
В дни голосования при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва и выборов депутатов Тюменской областной Думы седьмого созыва поступило 22 жалобы, из которых:
4 жалобы поступили 17 сентября: 2 жалобы связаны с организацией работы избирательных комиссий на избирательных участках (в том числе организация информирования заинтересованных лиц, жалобы на работу комиссий со списками избирателей), 2 жалобы - на решения избирательных комиссий;
11 жалоб поступили 18 сентября: они связаны с организацией работы УИК на избирательном участке (в том числе запрет ЧСГ проводить фото и видеосъемку, отказ ознакомить со списком избирателей);
7 жалоб поступило 19 сентября: они связаны с организацией работы УИК на избирательном участке (в том числе запрет ПСГ проводить фото и видеосъемку, отказ ознакомить со списком избирателей).
Из 22 жалоб, поступивших 17, 18 и 19 сентября 2021 года:
3 жалобы поступили в Избирательную комиссию автономного округа;
1 жалоба поступила в Территориальную избирательную комиссию города Губкинского;
3 жалобы поступили в избирательные комиссии города Ноябрьска;
6 жалоб поступило в избирательные комиссии города Нового Уренгоя;
2 жалобы поступили в Территориальную избирательную комиссию города Салехарда;
1 жалоба поступила в Территориальную избирательную комиссию Надымского района;
3 жалобы поступили в избирательные комиссии Тазовского района;
3 жалобы поступили в избирательные комиссии Ямальского района.
Необходимо отметить, что особое внимание Избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа, как и в единый день голосования 13 сентября 2020 года, было обращено на использование технологий "веерной рассылки" и "забрасывания" жалобами избирательных комиссий. Вместе с тем по сравнению с 2020 годом помимо избирательных комиссий, сформированных на территории города Ноябрьска и города Нового Уренгоя, подобной "атаке" со стороны представителей одной из политических партий подверглись, хоть и в меньшем объеме, также избирательные комиссии, сформированные на территории города Губкинского, Надымского и Ямальского районов. Менее агрессивное воздействие на избирательные комиссии в указанных муниципальных образованиях связано с нежеланием политической партии направлять своих представителей (в том числе наблюдателей, членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса) на избирательные участки, не представляющие особого интереса для партии.
Как отмечалось выше, основная масса жалоб и заявлений поступила от одного из избирательных объединений, выдвинутых им кандидатов на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, кандидатов на выборах депутатов Тюменской областной Думы седьмого созыва и муниципальных выборах, назначенных ими в избирательные комиссии наблюдателей и членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса.
Кроме того, помимо кандидатов, наблюдателей и членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса при подготовке и проведении выборов, назначенных на 19 сентября 2021 года, в избирательные комиссии активно обращались с заявлениями о якобы нарушении избирательных прав также члены территориальных и участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса от той же политической партии, что явилось дополнительным дестабилизирующим фактором в работе избирательной системы, так как вместо того, чтобы обеспечивать стабильное функционирование работы комиссии, избирательные комиссии вынуждены были удовлетворять необоснованные, пустые требования членов комиссий с правом решающего голоса.
Необходимо отметить, что большинство жалоб, поступивших в избирательные комиссии от вышеуказанных участников избирательного процесса, подавались исключительно с целью негативного воздействия на деятельность избирательных комиссий и создания конфликтных ситуаций с избирателями, членами участковых комиссий; к тому же к избирательным комиссиям выдвигались заведомо необоснованные требования, что подтверждалось решениями комиссий и решениями рабочих групп избирательных комиссий. С большой долей вероятности это происходило ввиду того, что жалобы, в которых представители избирательного объединения выступали заявителями, являлись одним из составляющих элементов избирательных PR-технологий.
Вместе с тем, несмотря на наличие жалоб, Избирательная комиссия Ямало-Ненецкого автономного округа отмечает, что избирательными комиссиями всех уровней создаются необходимые условия для обеспечения избирательных прав участников выборов, полного всестороннего, законного и справедливого рассмотрения их обращений.
Этому способствует осуществление контроля избирательными комиссиями всех уровней за соблюдением законности при проведении агитации, организации и проведении голосования
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.