Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Избирательной комиссии
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 24 декабря 2021 г. N 24/220-7
Информация
о работе избирательных комиссий с обращениями, поступившими в ходе подготовки и проведения выборов в единый день голосования на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в 2021 году
В единый день голосования 19 сентября 2021 года на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ) состоялись выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, выборы депутатов Тюменской областной Думы седьмого созыва и пять избирательных кампаний в органы местного самоуправления в автономном округе, в том числе выборы Главы муниципального образования Мужевское Шурышкарского района.
Избирательные комиссии в пределах своей компетенции рассматривали обращения, проводили по ним проверки и направляли заявителям ответы в порядке и сроки, предусмотренные Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ), статьей 98 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 20-ФЗ) и статьей 118 Закона Тюменской области от 3 июня 2003 года N 139 "Избирательный кодекс (Закон) Тюменской области" (далее - Избирательный кодекс Тюменской области).
В соответствии с Федеральным законом N 67-ФЗ на поступившие в период избирательной кампании обращения, жалобы о нарушениях Федерального закона N 67-ФЗ, Федерального закона N 20-ФЗ в части, регулирующей подготовку и проведение выборов, а также законодательства Тюменской области и Ямало-Ненецкого автономного округа о выборах, письменный ответ направлялся в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, с учетом положений пункта 3 статьи 63.1 Федерального закона N 67-ФЗ, части 2 статьи 80.1 Федерального закона N 20-ФЗ и постановления ЦИК России от 18 июня 2021 года N 11/87-8 "О проведении голосования на выборах, референдумах, назначенных на 19 сентября 2021 года, в течение нескольких дней подряд" (далее - постановление ЦИК России N 11/87-8). При поступлении обращения в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. В случае если факты, содержащиеся в указанных обращениях, требовали дополнительной проверки, решения по ним принимались не позднее чем в десятидневный срок.
Особенностью прошедших выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, депутатов Тюменской областной Думы седьмого созыва и муниципальных выборов в автономном округе является проведение голосования в соответствии с постановлением ЦИК России N 11/87-8 в течение нескольких дней подряд - 17, 18 и 19 сентября 2021 года, а также с использованием дополнительной возможности реализации избирательных прав граждан Российской Федерации - голосование групп избирателей, которые проживают (находятся) в населенных пунктах и иных местах, где отсутствуют помещения для голосования и транспортное сообщение с которыми затруднено.
Необходимо отметить, что обращение может быть подано в любую избирательную комиссию в письменной форме, а также в форме электронного документа в случае наличия на сайте избирательной комиссии ресурса, предусматривающего электронную форму обращения. Избирательная комиссия не вправе отказать в принятии обращения. Обращения, поступающие в избирательные комиссии, и ответы на них подлежат регистрации в соответствии с установленными в соответствующей избирательной комиссии правилами делопроизводства. При этом письменное обращение в избирательную комиссию должно быть подписано заявителем и содержать сведения о нем, необходимые для направления ему ответа. Обращение, не содержащее необходимых сведений, признается анонимным и рассмотрению не подлежит.
Для оперативного направления обращений и в соответствии с нормативными документами избирательных комиссий на сайтах территориальных избирательных комиссий в Ямало-Ненецком автономном округе, Избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа в сети Интернет имеется ресурс, позволяющий направить обращение в соответствующую избирательную комиссию, минуя личное посещение комиссии. При пользовании указанным ресурсом заявителю предлагается внести соответствующие данные для его идентификации и предоставляется возможность не только изложить суть проблемы, но также прикрепить в качестве подтверждения фактов, описываемых в обращении, необходимые документы.
Следует обратить внимание, что в случае если заявитель в своем обращении ссылается на приложения, без которых невозможно определить суть обращения, то к нему должны быть приложены соответствующие материалы, в противном случае избирательная комиссия в соответствии с частью 4.1 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" может отнести подобное обращение к бессодержательным и оставить его без рассмотрения по существу с уведомлением об этом участника избирательного процесса.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "частью 4.1 статьи 11"
В соответствии с Федеральным законом N 67-ФЗ поступившее обращение избирательная комиссия может направить в нижестоящую избирательную комиссию для рассмотрения по существу, если обращение касается вопросов, входящих в компетенцию нижестоящей избирательной комиссии, а также если указанное обращение не было предметом для рассмотрения нижестоящей избирательной комиссии.
Дни голосования 17, 18 и 19 сентября 2021 года и предшествующий им период подготовки были отмечены значительным количеством обращений. Обращения в дни голосования поступили в участковые и территориальные избирательные комиссии города Ноябрьска, города Нового Уренгоя, города Губкинского, Муравленко и Надымского района. Инициирование и подача указанных обращений в массовом порядке, с одинаковым содержанием ("веерная рассылка"), написанным по заготовленным шаблонам-пустографкам, были организованы, как и в единый день голосования 13 сентября 2020 года, представителями только одной политической партии.
Говоря об обращениях, поступивших в избирательные комиссии в период избирательной кампании, необходимо отметить, что общее их число - 115, 36 из которых - жалобы (приложение N 2) и 79 - заявления по иным вопросам, не связанным с нарушениями законодательства о выборах.
Из 36 жалоб:
5 поступило в Избирательную комиссию автономного округа,
1 - в Территориальную избирательную комиссию города Губкинского,
1 - в Территориальную избирательную комиссию города Муравленко,
3 - в Территориальную избирательную комиссию города Салехарда,
1 - в Территориальную избирательную комиссию Надымского района,
7 - в Территориальную избирательную комиссию города Ноябрьска,
11 - в Территориальную избирательную комиссию города Нового Уренгоя,
3 - в Территориальную избирательную комиссию Тазовского района,
4 - в Территориальную избирательную комиссию Ямальского района.
Тематика поступивших в избирательные комиссии обращений (приложение N 1):
1 жалоба связана с нарушением порядка проведения предвыборной агитации - сведения подтвердились;
1 жалоба - по вопросу назначения и освобождения от должности членов избирательных комиссий - сведения подтвердились;
32 жалобы связаны с организацией работы избирательных комиссий, в том числе на избирательных участках (жалобы на работу комиссии с сейф-пакетами, организацию информирования заинтересованных лиц, запрет ПСГ проводить фото и видеосъемку, отказ ознакомить со списком избирателей, жалобы на работу комиссий со списками избирателей, нарушения при подсчете голосов, а также жалобы по вопросам, требующим разъяснения законодательства) - по 4 обращениям сведения частично подтвердились;
2 жалобы - на решения избирательных комиссий.
По результатам проведенных проверок сведения подтвердились в двух случаях и частично подтвердились в четырех, что составляет 16% от общего числа обращений, рассмотренных избирательными комиссиями в период подготовки и проведения выборов, состоявшихся 19 сентября 2021 года. Таким образом, количество обоснованных обращений, по сравнению с выборами 13 сентября 2020 года, практически осталось без изменений и составило 15%.
В дни голосования при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва и выборов депутатов Тюменской областной Думы седьмого созыва поступило 22 жалобы, из которых:
4 жалобы поступили 17 сентября: 2 жалобы связаны с организацией работы избирательных комиссий на избирательных участках (в том числе организация информирования заинтересованных лиц, жалобы на работу комиссий со списками избирателей), 2 жалобы - на решения избирательных комиссий;
11 жалоб поступили 18 сентября: они связаны с организацией работы УИК на избирательном участке (в том числе запрет ЧСГ проводить фото и видеосъемку, отказ ознакомить со списком избирателей);
7 жалоб поступило 19 сентября: они связаны с организацией работы УИК на избирательном участке (в том числе запрет ПСГ проводить фото и видеосъемку, отказ ознакомить со списком избирателей).
Из 22 жалоб, поступивших 17, 18 и 19 сентября 2021 года:
3 жалобы поступили в Избирательную комиссию автономного округа;
1 жалоба поступила в Территориальную избирательную комиссию города Губкинского;
3 жалобы поступили в избирательные комиссии города Ноябрьска;
6 жалоб поступило в избирательные комиссии города Нового Уренгоя;
2 жалобы поступили в Территориальную избирательную комиссию города Салехарда;
1 жалоба поступила в Территориальную избирательную комиссию Надымского района;
3 жалобы поступили в избирательные комиссии Тазовского района;
3 жалобы поступили в избирательные комиссии Ямальского района.
Необходимо отметить, что особое внимание Избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа, как и в единый день голосования 13 сентября 2020 года, было обращено на использование технологий "веерной рассылки" и "забрасывания" жалобами избирательных комиссий. Вместе с тем по сравнению с 2020 годом помимо избирательных комиссий, сформированных на территории города Ноябрьска и города Нового Уренгоя, подобной "атаке" со стороны представителей одной из политических партий подверглись, хоть и в меньшем объеме, также избирательные комиссии, сформированные на территории города Губкинского, Надымского и Ямальского районов. Менее агрессивное воздействие на избирательные комиссии в указанных муниципальных образованиях связано с нежеланием политической партии направлять своих представителей (в том числе наблюдателей, членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса) на избирательные участки, не представляющие особого интереса для партии.
Как отмечалось выше, основная масса жалоб и заявлений поступила от одного из избирательных объединений, выдвинутых им кандидатов на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, кандидатов на выборах депутатов Тюменской областной Думы седьмого созыва и муниципальных выборах, назначенных ими в избирательные комиссии наблюдателей и членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса.
Кроме того, помимо кандидатов, наблюдателей и членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса при подготовке и проведении выборов, назначенных на 19 сентября 2021 года, в избирательные комиссии активно обращались с заявлениями о якобы нарушении избирательных прав также члены территориальных и участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса от той же политической партии, что явилось дополнительным дестабилизирующим фактором в работе избирательной системы, так как вместо того, чтобы обеспечивать стабильное функционирование работы комиссии, избирательные комиссии вынуждены были удовлетворять необоснованные, пустые требования членов комиссий с правом решающего голоса.
Необходимо отметить, что большинство жалоб, поступивших в избирательные комиссии от вышеуказанных участников избирательного процесса, подавались исключительно с целью негативного воздействия на деятельность избирательных комиссий и создания конфликтных ситуаций с избирателями, членами участковых комиссий; к тому же к избирательным комиссиям выдвигались заведомо необоснованные требования, что подтверждалось решениями комиссий и решениями рабочих групп избирательных комиссий. С большой долей вероятности это происходило ввиду того, что жалобы, в которых представители избирательного объединения выступали заявителями, являлись одним из составляющих элементов избирательных PR-технологий.
Вместе с тем, несмотря на наличие жалоб, Избирательная комиссия Ямало-Ненецкого автономного округа отмечает, что избирательными комиссиями всех уровней создаются необходимые условия для обеспечения избирательных прав участников выборов, полного всестороннего, законного и справедливого рассмотрения их обращений.
Этому способствует осуществление контроля избирательными комиссиями всех уровней за соблюдением законности при проведении агитации, организации и проведении голосования, в том числе досрочного голосования, составлении списков избирателей.
Однако в ходе рассмотрения отдельных жалоб были выявлены единичные случаи нарушения порядка процесса подсчета голосов избирателей, допущенные в определенном временном интервале, но не имеющие системный характер, а также не являющиеся основанием для сомнения в действительности волеизъявления избирателей.
Анализ поступивших обращений свидетельствует о низком уровне знаний избирательного законодательства наблюдателей, членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса, кандидатов, трактующих законодательные нормы по своему усмотрению, а также недостаточном уровне знаний законодательства отдельных членов избирательных комиссий с правом решающего голоса.
При проверке и разрешении обстоятельств, изложенных в обращениях, избирательные комиссии руководствовались Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Избирательным кодексом Тюменской области и законами автономного округа о выборах, разъяснениями Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, постановлениями Избирательной комиссии автономного округа, которыми урегулированы поставленные в заявлениях вопросы конкретных избирательных споров. Кроме того, при рассмотрении жалоб использовалась практика рассмотрения обращений в Избирательной комиссии автономного округа, а также судебная практика.
По всем поступившим в избирательные комиссии автономного округа обращениям были своевременно приняты мотивированные решения и их копии направлены заявителям.
Выводы и предложения по совершенствованию деятельности избирательных комиссий в части рассмотрения обращений различных участников избирательного процесса
Основная деятельность избирательных комиссий связана с организацией и проведением выборов. Для реализации этой функции избирательные комиссии наделены определенными, в том числе государственно-властными полномочиями. Конституция Российской Федерации, провозглашая приоритет судебной защиты нарушенных прав и свобод граждан, предусматривает возможность судебного оспаривания действий (бездействия), решений избирательных комиссий. В свою очередь, процессуальное законодательство предоставляет избирательным комиссиям право самостоятельного обращения в суд по определенным категориям избирательных споров. По указанным причинам участие избирательных комиссий, организующих выборы разного уровня, в рассмотрении и разрешении судами избирательных споров стало неотъемлемой частью их профессиональной деятельности. Между тем многие председатели и члены избирательных комиссий, представляя их интересы в суде, испытывают известные процессуальные сложности, обусловленные, прежде всего, отсутствием профильного юридического образования и краткими сроками рассмотрения и разрешения указанных дел в период проведения избирательных кампаний, что требует взвешенного подхода к формированию избирательных комиссий и избрания на должности председателей и (или) секретарей комиссий лиц, имеющих высшее юридическое образование.
Анализ избирательных споров, возникших при подготовке и проведении выборов, состоявшихся 19 сентября 2021 года на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, позволяет сделать следующие выводы.
Избирательными комиссиями всех уровней создаются необходимые условия для проведения демократических выборов, а также для обеспечения избирательных прав участников выборов, законного и справедливого разрешения их жалоб и заявлений. Несмотря на это количество обращений, поступающих в избирательные комиссии, остается на высоком уровне, что свидетельствует о недостаточном уровне правовой культуры участников избирательного процесса, как отдельных членов участковых избирательных комиссий, так и представителей избирательных объединений, представителей кандидатов, самих кандидатов, в том числе незнание ими действующего законодательства, навыков его применения, в результате чего в избирательные комиссии поступает большое количество необоснованных заявлений о якобы имеющихся фактах нарушения избирательного законодательства.
Объективно требуется повышение уровня взаимодействия избирательных комиссий с правоохранительными органами для оперативного реагирования на нарушения избирательного законодательства.
Следует отметить, что избирательным комиссиям всех уровней необходимо усилить работу по проведению обучающих мероприятий, направленных на повышение уровня правовых знаний всех участников избирательного процесса, так как отсутствие прочных знаний действующего законодательства влечет невозможность использования навыков его применения и является причиной поступления необоснованных заявлений о якобы имеющихся фактах нарушения избирательного законодательства.
Кроме того, одним из факторов является недостаточно оперативное информирование избирательными комиссиями вышестоящей избирательной комиссии о поступившем обращении в ее адрес и неправильное оформление некоторыми территориальными избирательными комиссиями отчетных форм по поступившим обращениям. Так, в частности, необходимо отметить Территориальную избирательную комиссию города Губкинского, которая во время подготовки и проведения выборов 19 сентября 2021 года не направляла в Избирательную комиссию автономного округа информацию о поступлении в избирательные комиссии на территории города Губкинского обращений, однако в дальнейшем при направлении отчетных форм установлено, что обращения в избирательные комиссии поступали. Таким образом, действия Территориальной избирательной комиссии города Губкинского привели к искажению общего представления о работе избирательных комиссий в автономном округе с обращениями в ходе подготовки и проведения выборов в единый день голосования 19 сентября 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.