В целях совершенствования нормативного правового акта
Постановляю:
1. Внести в постановление Администрации Томской области от 27.09.2019 N 360а ("Собрание законодательства Томской области", N 10/1 (228), часть 4 от 15.10.2019) "Об утверждении государственной программы "Развитие предпринимательства и повышение эффективности государственного управления социально-экономическим развитием Томской области" следующие изменения:
в государственной программе "Развитие предпринимательства и повышение эффективности государственного управления социально-экономическим развитием Томской области", утвержденной указанным постановлением (далее - Программа):
1) в паспорте Программы:
раздел "Объем и источники финансирования государственной программы (с детализацией по годам реализации, тыс. рублей)" изложить в следующей редакции:
2) в главе "Структура государственной программы "Развитие предпринимательства и повышение эффективности государственного управления социально-экономическим развитием Томской области" строку
"Подпрограмма 3. Развитие ведущих отраслей обрабатывающей и нефтегазодобывающей промышленности в Томской области |
Департамент промышленности и энергетики Администрации Томской области, Департамент по недропользованию и развитию нефтегазодобывающего комплекса Администрации Томской области |
Создание благоприятных условий для формирования конкурентоспособного, экономически устойчивого промышленного комплекса Томской области" |
изложить в следующей редакции:
3) в главе "Характеристика текущего состояния сферы реализации государственной программы, в том числе основные проблемы в указанной сфере и прогноз ее развития":
а) абзац четвертый изложить в следующей редакции:
"Государственная программа направлена на регулирование отношений в сфере поддержки предпринимательства в Томской области, формирование эффективной системы государственной поддержки предпринимательства, развитие существующих механизмов такой поддержки и внедрение новых подходов к развитию данной сферы экономики в Томской области, на обеспечение рационального использования минерально-сырьевых ресурсов (общераспространенных полезных ископаемых), формирование конкурентоспособного, экономически устойчивого промышленного комплекса Томской области, на создание ТОР в ЗАТО Северск, на повышение эффективности государственной политики в сфере социально-экономического и стратегического развития Томской области, а также на обеспечение реализации государственных полномочий в сфере лицензирования отдельных видов деятельности в Томской области посредством реализации подпрограмм:
"Развитие малого и среднего предпринимательства в Томской области";
"Развитие сферы общераспространенных полезных ископаемых";
"Развитие промышленности в Томской области";
"Совершенствование управления социально-экономическим развитием Томской области";
"Обеспечение реализации государственных полномочий в сфере лицензирования отдельных видов деятельности в Томской области".";
б) раздел "Развитие ведущих отраслей обрабатывающей промышленности Томской области" изложить в следующей редакции:
"Развитие
промышленности в Томской области
Обрабатывающие производства - важный сектор промышленности, доля в структуре валового регионального продукта региона составляет - 24,1%, занятых - 14,07%.
В последние годы в структуре обрабатывающих производств не происходило существенных изменений.
Наиболее значимыми отраслями являются: производство нефтепродуктов - 15,11%, производство химических веществ и химических продуктов - 12,19%, производство электрического оборудования - 11,92%, обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки - 8,94%, производство компьютеров, электронных и оптических изделий - 5,68%.
Развитие обрабатывающих производств за период 2018-2020 годов было положительным, ежегодно наблюдался рост производства (2018 г. - 112,1%, 2019 г. - 110,2%, 2020 г. - 108,6%) и превышал уровень соответствующего показателя по Российской Федерации (2018 г. - 103,6%, 2019 г. - 103,6%, 2020 г. - 100,3%) и Сибирскому федеральному округу (2018 г. - 103,0%, 2019 г. - 104,5%, 2020 г. - 98,2%).
В совокупном объеме выпуска обрабатывающих производств высока доля нефтехимического комплекса. Один из самых динамично развивающихся видов деятельности - производство химических веществ и химических продуктов, где осуществляют деятельность ООО "Томскнефтехим", ООО "Газпром Метанол", филиал ООО "Криогенмаш газ". За последнее время снижение объемов производства наблюдалось только в 2018 году (ИПП 2018 г. - 98,2%, 2019 г. - 102,4%, 2020 г. - 100,7%).
В производстве нефтепродуктов (ООО "Томскнефтепереработка", ООО "Александровский НПЗ", ООО "Стрежевской НПЗ") экономическая ситуация складывалась следующим образом: рост производства, наблюдаемый в 2018 году, сменился падением в 2019-2020 годах (ИПП 2018 г. - 158,3%, 2019 г. - 93,5%, 2020 г. - 98%). Наметилась тенденция снижения производства дизельного топлива, конденсата газового стабильного.
В производстве резиновых и пластмассовых изделий положительной динамики удалось достичь только в 2020 году: 2018 г. - 97,2%, 2019 г. - 91%, 2020 г. - 113%.
Машиностроительный комплекс региона включает производство компьютеров, электронных и оптических изделий (ИПП составил: 2018 г. - 96,2%, 2019 г. - 94,5%, 2020 г. - 122,4%); производство электрического оборудования (ИПП за 2018 г. - 80,4%, 2019 г. - 124,0%, 2020 г. - 82,1%); производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки (ИПП за 2018 г. - 131,3%, 2019 г. - 84,4%, 2020 г. - 62,4%).
Существенное влияние на развитие отрасли оказывают АО "НПЦ "Полюс", АО "НПФ "Микран", АО "НИИПП", ОАО "Манотомь", АО "Сибкабель", ООО "Томсккабель", АО "ТЭМЗ", АО "ЭлеСи", ООО НПП "ТЭК", АО "ТЭТЗ".
Главной движущей силой для томского машиностроения являются "дорожные карты" по расширению использования томской продукции и технологий для нужд крупнейших российских компаний. Действует восемь "дорожных карт" (Газпром, Газпром нефть, Интер РАО, Россети, СИБУР Холдинг, ТВЭЛ, Роснефть, Алмаз-Антей).
В конкурсах, проведенных в 2016 г., 2019 г. и 2020 г. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2016 N 109 "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским организациям на финансовое обеспечение части затрат на создание научно-технического задела по разработке базовых технологий производства приоритетных электронных компонентов и радиоэлектронной аппаратуры", победителями стали предприятия: НПФ "Микран", "НИИПП", "Манотомь", которые получат более 1,5 млрд. рублей субсидий из федерального бюджета в период до 2024 г. на создание научно-технического задела по разработке базовых технологий производства приоритетных электронных компонентов и радиоэлектронной аппаратуры.
Лесопромышленный комплекс имеет большое значение для региональной экономики, объединяет более 600 предприятий-производителей более 30 видов древесной продукции, в том числе производство ДСП, МДФ, шпона, пиломатериалов и мебельной заготовки. Сформированы крупные центры переработки древесины на базе ООО "Томлесдрев", ООО "Монолит-строй", АО "Рускитинвест".
По виду экономической деятельности "Обработка древесины, производство изделий из дерева" индекс промышленного производства составил: 2018 г. - 107,7%, 2019 г. - 137,4%, 2020 г. - 91,0%.
В 2015-2016 годах введены в эксплуатацию объекты Асиновского лесопромышленного парка, в 2017 году - производство ДСП ООО "Томлесдрев" мощностью 350 тыс. куб. м в год.
В настоящее время реализуется ряд инвестиционных проектов, в том числе включенных в федеральный перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов:
- освоение труднодоступных лесных территорий в Александровском и Каргасокском районах Томской области, ООО "Лес-Экспорт";
- расширение производственных мощностей ООО "Сибирьлес".
ООО "Монолит-строй" начато строительство завода ОСП мощностью 250 тыс. куб. м готовой продукции в год стоимостью 5,2 млрд. рублей.
Существенный вклад в развитие обрабатывающей промышленности региона вносит атомная промышленность, а именно: АО "Сибирский химический комбинат" - крупнейшее предприятие ядерно-топливного цикла. С 2012 года реализуется один из крупнейших российских атомных проектов - "Прорыв", планируемый объем инвестиций более 100 млрд. рублей.
Легкая промышленность Томской области является динамично развивающейся отраслью и включает: производство текстильных изделий (ИПП 2018 г. - 176,0%, 2019 г. - 104,7%, 2020 г. - 374,4%), производство одежды (2018 г. - 136,7%, 2019 г. - 86,4%, 2020 г. - 90,1%), производство кожи и изделий из кожи (2018 г. - 94,67%, 2019 г. - 89,8%, 2020 г. - 104,4%.
Развитие данного вида экономической деятельности определяется деятельностью порядка 225 хозяйствующих субъектов, из них 158 осуществляют выпуск одежды.
Основные производители: ООО "Милослава" (производство трикотажной одежды), ООО "Швейная фабрика "Тайга" (производство комплектов и костюмов для работы на производстве и активного отдыха), ООО "Швейная фабрика "Царина" (производство текстильных изделий), ООО "Стенбок" (производство трикотажной одежды для детей младшего возраста и носочных изделий), ООО "Связь Капитал" (производство школьной формы и женской одежды), ООО "ТЗРО" (производство резиновой обуви), ООО "Ронокс" (производство обуви).
В настоящее время наблюдается всплеск производственной активности предприятий легкой промышленности, связанный с развитием внутреннего рынка в создавшихся макроэкономических условиях. В числе современных тенденций в регионе отмечается активное развитие сектора модной и дизайнерской одежды.
Основные проблемы
в отраслях промышленности
Несмотря на положительные тенденции в промышленном секторе Томской области, сохраняется ряд основных проблем:
недостаточный уровень конкурентоспособности промышленной продукции, выпускаемой предприятиями региона;
недостаточный уровень инвестиционной и инновационной активности промышленных предприятий региона;
ограниченный доступ к недорогим заемным финансовым ресурсам и недостаточный объем финансовой поддержки регионального уровня на развитие промышленных производств.
Для содействия разрешению указанных проблем разработана подпрограмма "Развитие промышленности в Томской области".
Подпрограмма будет способствовать выполнению задач, определенных Указами Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" и от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года"; соответствует приоритету "Трансформировать промышленность по структуре в сторону обрабатывающего сектора с высокой производительностью труда, встроенного в производственно-технологические платформы Российской Федерации и стран-партнеров" Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2030 года, утвержденной постановлением Законодательной Думы Томской области от 26.03.2015 N 2580 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2030 года".
Для достижения цели "Создание благоприятных экономических и организационных условий для ведения хозяйственной деятельности в отраслях промышленности Томской области" необходимо решить следующие задачи:
- стимулировать томские промышленные предприятий к созданию новой и высокотехнологичной продукции, разработке и внедрению современных технологий;
- обеспечить эффективную деятельность регионального фонда развития промышленности;
- расширить действующие меры поддержки промышленных предприятий.
На решение указанных задач направлены мероприятия подпрограммы "Развитие промышленности в Томской области".
Основное мероприятие "Стимулирование томских промышленных предприятий к созданию новой и высокотехнологичной продукции, разработке современных технологий" будет осуществляться:
- с применением федеральных механизмов финансовой поддержки, в том числе по постановлению Правительства Российской Федерации от 17.02.2016 N 109 "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским организациям на финансовое обеспечение части затрат на создание научно-технического задела по разработке базовых технологий производства приоритетных электронных компонентов и радиоэлектронной аппаратуры";
- через укрепление сотрудничества с крупными российскими вертикально-интегрированными компаниями и холдингами (ПАО "Газпром", ПАО "Газпром нефть", ПАО "Интер РАО", ПАО "Россети", ПАО "СИБУР Холдинг", ПАО "НК "Роснефть", АО "Концерн ВКО "Алмаз-Антей");
- через продвижение и позиционирование продукции томских производителей на внутреннем и внешнем рынках.
Реализация основного мероприятия "Создание и обеспечение механизма финансовой поддержки развития промышленности" планируется с привлечением средств областного бюджета на создание и финансирование деятельности регионального фонда развития промышленности.
По итогам оценки деятельности региональных фондов развития промышленности за 2020 год некоммерческая организация, осуществлявшая функции регионального фонда развития промышленности Томской области, заняла 51-е место. Для повышения эффективности региональных механизмов поддержки промышленности необходимо организовать деятельность по следующим направлениям:
- участие в подготовке мероприятий по реализации дорожных карт с вертикально-интегрированными компаниями и холдингами;
- наполнение Каталога промышленной продукции продукцией, производимой субъектами малого и среднего предпринимательства;
- утверждение программы (программ) софинансирования проектов, реализуемых в обрабатывающей промышленности, без участия Фонда развития промышленности (далее - ФРП);
- формирование актуального перечня проектов, претендующих на получение льготных займов;
- проведение консультаций по программам ФРП, региональных фондов развития промышленности (далее - РФРП) и механизмам государственной поддержки промышленных предприятий;
- проведение обучающих семинаров по программам ФРП, РФРП и механизмам государственной поддержки;
- сопровождение заявок на получение займов в ФРП;
- размещение и актуализация информации о программах ФРП, РФРП на сайте РФРП, на портале государственной информационной системы промышленности (включая все меры поддержки), публикация информации о программах РФРП, ФРП и РФРП в средствах массовой информации;
- участие в организации бизнес-миссий и выставочно-ярмарочных мероприятий в сфере промышленности.
Выполнение Основного мероприятия "Развитие в Томской области инфраструктуры и системы мер поддержки предприятий промышленности" планируется с привлечением средств федерального и областного бюджетов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.2016 N 194 "Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных программ развития промышленности" - "единой региональной субсидии".
Развитие инфраструктуры поддержки планируется за счет привлечения средств федерального и областного бюджетов на финансовое обеспечение деятельности (докапитализацию) регионального фонда развития промышленности в целях предоставления льготных займов организациям Томской области на реализацию инвестиционных проектов в обрабатывающих отраслях промышленности.
Развитие системы поддержки предприятий промышленности будет осуществляться в виде предоставления субсидий, в том числе:
- на возмещение промышленным предприятиям части затрат на уплату 1-го взноса (аванса) при заключении договора (договоров) лизинга оборудования с российскими лизинговыми организациями в объеме не более 50 процентов понесенных промышленным предприятием затрат и в сумме, не превышающей 10 млн. рублей на заявителя;
- на возмещение части затрат промышленных предприятий, связанных с приобретением нового оборудования, в объеме не более 20 процентов понесенных промышленным предприятием затрат и в сумме, не превышающей 10 млн. рублей на заявителя.
Объем финансирования основного мероприятия "Развитие в Томской области инфраструктуры и системы мер поддержки предприятий промышленности" составит:
в 2022 г. - 50 000 тыс. рублей, в том числе:
6 500 тыс. рублей - из областного бюджета;
43 500 тыс. рублей - из федерального бюджета (иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий подпрограммы 3 "Развитие промышленности в Томской области" государственной программы "Развитие предпринимательства и повышение эффективности государственного управления социально-экономическим развитием Томской области", сумма будет уточнена после подведения итогов конкурса, проведенного в январе 2022 года).
В 2022-2023 гг. также планируется участие Томской области в конкурсных отборах Минпромторга России, проводимых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.2016 N 194 "Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных программ развития промышленности" с целью привлечения из федерального бюджета иных межбюджетных трансфертов.
Объем финансирования из областного бюджета:
в 2023 г. - 6 500 тыс. рублей;
в 2024 г. - 6 500 тыс. рублей.
в 2025 г. - 6 500 тыс. рублей;
в 2026 г. - 6 500 тыс. рублей.
Предполагается ежегодное уточнение в установленном порядке объемов финансирования подпрограммы.
Показатели (индикаторы)
развития промышленности в Томской области
Реализация мероприятий подпрограммы будет способствовать стабильной положительной динамике важнейших экономических показателей в целом по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства" ОКВЭД 2 в период 2021-2026 годов, в том числе индекса промышленного производства, темпа роста производительности труда, темпа роста объема отгруженной продукции.
Непосредственным результатом реализации Основного мероприятия "Развитие в Томской области инфраструктуры и системы мер поддержки предприятий промышленности" за период 2022-2024 годов будет достижение значения показателя "Количество предприятий промышленности, получивших финансовую поддержку (накопленным итогом)" - не менее 4.
В качестве результатов мероприятий, входящих в основное мероприятие "Развитие в Томской области инфраструктуры и системы мер поддержки предприятий промышленности", определены следующие значения показателей:
по мероприятию "Возмещение части затрат промышленных предприятий, связанных с приобретением нового оборудования":
- увеличение количества созданных рабочих мест по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства", за исключением отраслей, не относящихся к сфере ведения Минпромторга России, на 3 единицы за период 2022-2024 годов;
- увеличение объема инвестиций в основной капитал по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства", за исключением отраслей, не относящихся к сфере ведения Минпромторга России, на 135 млн. рублей за период 2022-2024 годов;
- увеличение объема отгруженной продукции по виду экономической деятельности "Обрабатывающая промышленность", за исключением отраслей, не относящихся к сфере ведения Минпромторга России, на 125 млн. рублей за период 2022-2024 годов;
по мероприятию "Финансовое обеспечение деятельности (докапитализация) регионального фонда развития промышленности (НО "Фонд развития промышленности Томской области")":
- увеличение количества созданных рабочих мест по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства", за исключением отраслей, не относящихся к сфере ведения Минпромторга России, на 2 единицы за период 2022-2024 годов;
- увеличение объема инвестиций в основной капитал по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства", за исключением отраслей, не относящихся к сфере ведения Минпромторга России, на 47 млн. рублей за период 2022-2024 годов;
- увеличение объема отгруженной продукции по виду экономической деятельности "Обрабатывающая промышленность", за исключением отраслей, не относящихся к сфере ведения Минпромторга России, на 70 млн. рублей за период 2022-2024 года.";
4) в главе "Ресурсное обеспечение реализации государственной программы за счет средств областного бюджета и целевых межбюджетных трансфертов из федерального бюджета по главным распорядителям средств областного бюджета":
а) раздел "Подпрограмма 3. Развитие ведущих отраслей обрабатывающей и нефтегазодобывающей промышленности в Томской области" изложить в следующей редакции:
б) раздел "Итого по государственной программе" изложить в следующей редакции:
"1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
|
Итого по государственной программе |
всего |
2 970 506,7 |
2 259 253,0 |
135 740,8 |
223 821,4 |
2 966,0 |
470,2 |
6 720,9 |
282 766,9 |
58 767,5 |
2020 год |
708 653,2 |
368 409,2 |
21 109,0 |
31 906,6 |
173,0 |
67,6 |
4 220,9 |
282 766,9 |
0,0 |
||
2021 год |
427 029,0 |
356 887,6 |
35 106,8 |
32 002,0 |
465,5 |
67,1 |
2 500,0 |
0,0 |
0,0 |
||
2022 год |
327 788,3 |
267 608,8 |
15 905,0 |
31 988,4 |
465,5 |
67,1 |
0,0 |
0,0 |
11 753,5 |
||
2023 год |
582 371,4 |
522 199,2 |
15 905,0 |
31 981,1 |
465,5 |
67,1 |
0,0 |
0,0 |
11 753,5 |
||
2024 год |
582 371,4 |
522 199,2 |
15 905,0 |
31 981,1 |
465,5 |
67,1 |
0,0 |
0,0 |
11 753,5 |
||
2025 год (прогнозный) |
171 146,7 |
110 974,5 |
15 905,0 |
31 981,1 |
465,5 |
67,1 |
0,0 |
0,0 |
11 753,5 |
||
2026 год (прогнозный) |
171 146,7 |
110 974,5 |
15 905,0 |
31 981,1 |
465,5 |
67,1 |
0,0 |
0,0 |
11 753,5"; |
5) в подпрограмме 3 "Развитие ведущих отраслей обрабатывающей и нефтегазодобывающей промышленности в Томской области" (далее - подпрограмма 3):
а) Паспорт подпрограммы 3 изложить в новой редакции согласно приложению N 1 к настоящему постановлению;
б) главу "Перечень показателей цели, задач подпрограммы 3, сведения о порядке сбора информации по показателям и методике их расчета" изложить в новой редакции согласно приложению N 2 к настоящему постановлению;
в) главу "Перечень ведомственных целевых программ, основных мероприятий и ресурсное обеспечение реализации подпрограммы 3" изложить в новой редакции согласно приложению N 3 к настоящему постановлению.
2. Департаменту информационной политики Администрации Томской области обеспечить опубликование настоящего постановления.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания и официального опубликования.
И.о. Губернатора Томской области |
А.М. Феденёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Томской области от 14 января 2022 г. N 11а "О внесении изменений в постановление Администрации Томской области от 27.09.2019 N 360а"
Вступает в силу с 19 января 2022 г.
Текст постановления опубликован на официальном интернет-портале "Электронная Администрация Томской области" (http://tomsk.gov.ru) 19 января 2022 г., на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 19 января 2022 г. N 7000202201190001, в сборнике "Собрание законодательства Томской области" от 18 февраля 2022 г. N 2/1