Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Общая характеристика развития образования в Сладковском муниципальном районе
1.1. Правовая основа для принятия и реализации Программы
Муниципальная программа "Основные направления развития образования в Сладковском муниципальном районе на 2022 - 2024 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными актами Тюменской области, муниципальными правовыми актами Сладковского муниципального района, в том числе:
- Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы";
- Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Федеральным законом от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
- Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- Федеральным законом от 03.11.2005 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях";
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования";
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования";
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования";
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
- Законом Тюменской области от 08.12.2015 N 135 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями";
- Уставом Сладковского муниципального района Тюменской области;
- постановлением администрации Сладковского района от 15.06.2021 N 482 "Об утверждении порядка принятия решения о разработке, формировании, реализации и оценки эффективности муниципальных программ Сладковского муниципального района";
- распоряжением администрации Сладковского муниципального района от 08.10.2021 N 181 "О разработке муниципальных программ".
1.2. Состояние, тенденции и динамика развития сферы образования Сладковского района
В 2021 году на территории Сладковского района функционирует пять средних, четыре основных, одна начальная общеобразовательная организация, одно учреждение дополнительного образования и одно муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение. Структура сети учреждений образования соответствует запросам населения.
Общие итоги работы отражены в краткой характеристике состояния подсистем сферы образования - дошкольное, общее образование, дополнительное образование (таблица 1).
Структура сети образовательных учреждений
Таблица 1
Уровни образования |
Количество учреждений, ед. |
Дошкольное образование |
1 учреждение, оказывающее услуги дошкольного образования - муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение; Кроме того: 2 филиала при общеобразовательных учреждениях; 7 отделений дошкольного образования при общеобразовательных учреждениях; |
Общее образование (начальное общее, основное общее, среднее общее) |
3 юридических лица, имеющих 7 филиалов общеобразовательных учреждений. |
Дополнительное образование |
1 учреждение, оказывающее услуги дополнительного образования детей - муниципальное автономное учреждение дополнительного образования "Детский оздоровительно-образовательный центр "Прометей", кроме того услуги дополнительного образования детей в рамках муниципального задания оказывает Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Маслянская средняя общеобразовательное школа. |
За последние три года сеть учреждений продолжала изменяться (таблица 2). Это связано в большей степени сокращением контингента обучающихся. В настоящее время существующая сеть образовательных учреждений близка к оптимальной и соответствует запросам населения района.
Оптимизация сети учреждений
Таблица 2
Уровни образования |
Количество учреждений |
Динамика (по отношению к 2020 году) |
||
2019 |
2020 |
2021 |
||
Дошкольное образование |
МАДОУ - 1; филиалы ОУ - 2; отделения дошкольного образования - 7; |
МАДОУ - 1; филиалы ОУ - 2; отделения дошкольного образования - 7; |
МАДОУ - 1; филиалы ОУ - 2; отделения дошкольного образования - 7; |
МАДОУ - 0; филиалы ОУ - 0; отделения дошкольного образования - 0; |
Общее образование (начальное общее, основное общее, среднее общее) |
3 юридических лица, имеющих 8 филиалов общеобразовательных учреждений. |
3 юридических лица, имеющих 8 филиалов общеобразовательных учреждений. |
3 юридических лица, имеющих 7 филиалов общеобразовательных учреждений. |
Учреждения, оказывающие услуги общего образования - 0; филиалы общеобразовательных учреждений -1*. |
Дополнительное образование детей |
1 учреждение: МАУДО ДООЦ "Прометей" |
1 учреждение: МАУДО ДООЦ "Прометей" |
1 учреждение: МАУДО ДООЦ "Прометей" |
0 |
* Ликвидирована "Рождественская НОШ" - филиал МАОУ Маслянская СОШ постановление администрации Сладковского муниципального района N 661 от 17.08.2021 г.
1.2.1. Дошкольное образование
В течение 2020 - 2021 учебного года отделом образования велась целенаправленная деятельность по совершенствованию качества дошкольного образования в Сладковском муниципальном районе по основным направлениям:
- по повышению качества образовательных программ;
- по повышению качества содержания образовательной деятельности (социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие, физическое развитие);
- по повышению качества образовательных условий (кадровые условия, развивающая предметно - пространственная среда, психолого-педагогические условия)
- по взаимоотношению с семьей;
- по обеспечению здоровья, безопасности и качеству услуг по присмотру и уходу;
- по повышению качества управления в ДОО.
Данные направления реализовались в рамках реализации мероприятий муниципальной программы Развития образования в Сладковском районе, а также в рамках реализации национального проекта "Демография" и федерального проекта "Поддержка семей, имеющих детей".
В 2021 году в районе насчитывается 621 ребенок дошкольного возраста, из них 591 человек посещает дошкольные образовательные организации, что составляет 95% от общей численности детей, проживающих на территории Сладковского района.
В целом за последние три года в районе наблюдается тенденция к снижению численности детей в возрасте от 0 до 7 лет. Таким образом, происходит снижение численности воспитанников (таблица 3).
Численность воспитанников
Таблица 3
Показатели/ годы |
Численность воспитанников (чел.) |
||
2019 |
2020 |
2021 |
|
Численность детей в возрасте от 0 до 7 лет, проживающих на территории района чел. - всего |
773 |
690 |
621 |
Численность воспитанников возрасте от 0 до 7 лет в ДОУ, чел. - всего |
723 |
650 |
591 |
в том числе: |
|
|
|
- муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение |
329 |
279 |
260 |
- структурные подразделения общеобразовательных школ |
155 |
137 |
135 |
- отделения дошкольного образования в здании школ |
239 |
234 |
196 |
На 01.10.2021 услугу дошкольного образования в режиме полного дня получают 457 человек (77%), вариативными формами дошкольного образования охвачено 134 ребенка, что составляет 22,7% от общего числа детей, получающих услуги дошкольного образования.
Отделом образования, образовательными организациями проводится целенаправленная работа по охвату детского населения услугами дошкольного образования через развитие альтернативных форм дошкольного образования, что в целом позволяет полностью удовлетворить потребности в предоставлении мест в детские сады и обеспечить охват дошкольной образовательной услугой детей в возрасте от 3 до 7 лет в размере 100% и 85,8% - детей раннего возраста до 3 лет.
Все дошкольные образовательные организации района ориентированы на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В ДОУ разработаны и успешно реализуются основные образовательные программы дошкольного образования в соответствии с требованиями стандартов. В 6 дошкольных образовательных учреждениях реализуется основная общеобразовательная программа на основе примерной региональной образовательной программы дошкольного учреждения "Мозаика", в 4 - на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы".
Основные направления деятельности в сфере дошкольного образования:
- реализация муниципальной модели мониторинга качества дошкольного образования в соответствии с показателями и критериями оценки;
- сохранение 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 0 до 7 лет во всех вариативных формах дошкольного образования, для всех возрастов и категорий детей дошкольного возраста (функционирование групп кратковременного пребывания, интегрировано в действующих группах, консультативно - методических пунктах).
- создание условий для раннего развития детей в возрасте до 3 лет и реализация программ психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье;
1.2.2. Начальное общее, основное общее, среднее общее образование
В системе образования Сладковского муниципального района особое внимание уделяется вопросам обеспечения качества образования. Проводится серьезное обновление материально-технической базы общеобразовательных организаций, программ и методов работы школы.
Новые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования должны обеспечить деятельностный подход в обучении, формирование ключевых компетенцией школьников, доступность для каждого старшеклассника нескольких профилей обучения, соответствующих его способностям и жизненным планам.
По состоянию на 01.10.2021 г. в школах Сладковского района обучается 1468 человек. По итогам годовых оценок за прошедший учебный год общая успеваемость составила 100%. В динамике данный показатель представлен в таблице 4.
Общая успеваемость обучающихся
Таблица 4
2018 - 2019 г.г. |
2019 - 2020 г.г. |
2020 - 2021 г.г. |
99,9% |
100% |
100% |
Вместе с тем, качественная успеваемость снизилась с 52% в 2018-2019 учебном году до 49,8 в 2020-2021 учебном году.
Качественная успеваемость обучающихся
Таблица 5
2018 - 2019 г.г. (%) |
2019 - 2020 г.г.(%) |
2020 - 2021 г.г.(%) |
52,2 |
51,8 |
49,8 |
Одним из ключевых условий повышения результативности работы, общественной привлекательности и конкурентоспособности образовательных учреждений является уровень оценки достижений обучающихся. В связи с чем, на уровне района разработана муниципальная модель оценки качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций, расположенных на территории Сладковского муниципального района, которая определяет цели, задачи, условия, принципы развития муниципальной системы оценки качества общего образования и форматы ее проведения.
Проводятся следующие процедуры оценки качества подготовки обучающихся:
Инвариантные форматы, определенные на федеральном уровне:
- национальные исследования качества образования (НИКО);
- всероссийские проверочные работы (ВПР);
- международные мониторинговые исследования;
- государственная итоговая аттестация (ЕГЭ/ОГЭ);
- участие обучающихся во Всероссийской олимпиаде школьников (ВсОШ).
Вариативные форматы, предусмотренные на региональном и муниципальном уровне:
- репетиционные (пробные) экзамены и апробации (РОКО, ЕКР), муниципальные контрольные работы;
- промежуточная аттестация обучающихся образовательных организаций.
Основной целью развития данной системы является получение объективных сведений об уровне образования школьников на всех уровнях обучения, своевременное выявление и ликвидация пробелов в освоении образовательных программ, формирование индивидуальных и групповых траекторий обучения.
Результаты оценочных процедур повышают статус процедуры промежуточной аттестации, положительно влияет на рост мотивации обучения школьников, позволяет эффективно и системно готовиться к государственной аттестации в выпускных классах.
Единый государственный экзамен в 2021 году выбрали для сдачи 44 человека (44%) из 101 выпускника, государственный выпускной экзамен - 57 выпускников (56%).
По итогам сдачи государственного выпускного экзамена общая успеваемость по русскому языку составила 100%, качественная - 65%, по математике - 100% и 40% соответственно.
Средний балл ЕГЭ за два года представлен в таблице 6. В целом наблюдается отрицательная динамика, что позволяет сделать вывод о недостаточном подходе к подготовке к ЕГЭ в части процедуры экзамена и дает основания для выбора вариантов коррекции плана и процесса подготовки к государственной итоговой аттестации 2022 года в части содержания ЕГЭ (таблица 6).
Динамика среднего балла
Таблица 6
Предмет |
средний балл |
Динамика "+", "-" |
|
2020 год |
2021 |
||
Русский язык |
70 |
60 |
-10 |
Математика (профильный уровень) |
52 |
40 |
-12 |
Биология |
56 |
44 |
-12 |
Обществознание |
49 |
45 |
-4 |
Химия |
73 |
45 |
-28 |
Литература |
67 |
48 |
-19 |
Информатика и ИКТ |
73 |
50 |
-23 |
Физика |
44 |
43 |
-1 |
История |
55 |
47 |
-8 |
Вместе с тем в текущем году, как и в прошлом году, есть ряд предметов, по которым выпускники получили баллы ниже установленной Рособрнадзором минимальной границы - это обществознание - 16 человек, 42%, физика - 2 человека, 28%, математика профильного уровня -1 человек, 10%, биология - 1 человек , 20%. (таблица 7)
Проведенный анализ указывает на необходимость системной работы со стороны образовательных учреждений для повышения качества подготовки выпускников к государственной итоговой аттестации.
Результативность сдачи единого государственного экзамена
Таблица 7
N |
Предмет |
Кол-во выпускников |
Доля выпускников, сдавших ЕГЭ |
Доля выпускников не набравших мин. балл |
|||
2020 |
2021 |
2020 |
2021 |
2020 |
2021 |
||
1 |
Русский язык |
36 |
44 |
100 |
100 |
0 |
0 |
2 |
Информатика и ИКТ |
1 |
1 |
100 |
100 |
0 |
0 |
3 |
Литература |
1 |
1 |
100 |
100 |
0 |
0 |
4 |
История |
1 |
4 |
100 |
100 |
0 |
0 |
5 |
Общество |
24 |
38 |
75 |
58 |
25 |
42 |
6 |
Химия |
2 |
2 |
100 |
100 |
0 |
0 |
7 |
Биология |
6 |
5 |
83 |
80 |
17 |
20 |
8 |
Физика |
8 |
7 |
100 |
71 |
0 |
28 |
9 |
Математика профиль |
17 |
10 |
88 |
90 |
12 |
10 |
По итогам учебного года пять выпускников из двух общеобразовательных учреждений награждены медалями "За особые успехи в учении" (в 2020 году - 5). Закончили обучение на "4" и "5" - 46 обучающихся, что составило 46%. Аттестат об основном общем образовании получили все 101 человек. Из них аттестат об основном общем образовании с отличием у трех обучающихся из двух школ района. На "4" и "5" закончил 33 выпускника. Качественная успеваемость с - 33%.
Для достижения качества образования особенно актуальным является решение следующих вопросов:
- реализация муниципальной модели оценки качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций Сладковского муниципального района;
- использование новых методов обучения и образовательных технологий для обеспечения нового качества образования (в рамках реализации нацпроекта "Образование");
- получение всеми выпускниками общеобразовательных учреждений аттестата о среднем общем образовании.
В настоящее время в школах района созданы все необходимые условия для выявления, поддержки и сопровождения талантливых и одарённых детей. Обеспечена возможность пользоваться современными оборудованными помещениями (актовые залы, лаборатории, компьютерные кабинеты, библиотеки). На базе МАОУ Сладковская СОШ, МАОУ Маслянская СОШ и МАОУ Усовская СОШ открыты аудитории с доступом к удаленному электронному читальному залу Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина, на базе МАОУ Сладковская СОШ функционирует Центр образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста", позволяющий внедрить в образовательный процесс современные технологии и новые методы обучения по таким предметам, как "Технология", "Информатика", "Основы безопасности жизнедеятельности". Также на базе центра развивается творческая, цифровая, проектная деятельность и шахматное образование
На базе МАОУ Сладковская СОШ осуществляют свою деятельность лаборатория естественно-математического направления и социально-гуманитарного направления. Назначены руководители предметных лабораторий, сетевые педагоги. На 01.10.2021 г. охват "сетевых" обучающихся составил из числа обучающихся 2-11 классов более 100 человек.
Работа с одаренными детьми осуществляется в каждом общеобразовательном учреждении по целевым программам "Одаренные дети", основные цели которых:
- создание благоприятных условий для развития высокомотивированных учащихся через оптимальную структуру общего и дополнительного образования;
- формирование системы социально-психологической поддержки одаренных и способных детей.
С целью выявления и поддержки интеллектуально мотивированных детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности в образовательных организациях созданы школьные научные общества. Результаты деятельности школьных научных обществ демонстрируются на различных конкурсных мероприятиях разных уровней. Так, например, на ежегодном форуме молодых исследователей "Шаг в будущее". В 2020-2021 учебном году в муниципальном этапе форума молодых исследователей приняли участие в заочном (отборочном туре) 15 обучающихся. В областном (заочном) этапе научного форума участвовали 12 обучающихся. 5 учеников приняли участие в областном очном туре, который проходил в дистанционном формате. По результатам областного этапа - один участник стал призером (3 место).
Одной из ключевых форм работы с высокомотивированными учащимися являются индивидуально-групповые занятия по подготовке к олимпиадам. Педагоги ведут активную методическую работу в целях привлечения учащихся к олимпиадному движению. В предметных школьных олимпиадах принимают участие обучающиеся 2 - 11 классов. Часть школьников одновременно принимают участие в нескольких олимпиадах. Прослеживается положительная динамика увеличения количества участников и победителей, призёров конкурсов.
В 2020 - 2021 учебном году в школьном этапе всероссийской олимпиады школьников приняли участие 644 обучающихся, количество участий - 4124, в муниципальном этапе - 178 участников, из них 54 победителя и призера. На региональный этап приглашены 9 обучающихся. По итогу - 1 призер по физической культуре.
Профориентационная работа школ реализуется через сетевой проект "Агропоколение", в рамках которого осуществляется общение общеобразовательных учреждений с хозяйствующими субъектами района, учреждениями среднего профессионального образования области, а также через дополнительную профессиональную подготовку учащихся "Мы выбираем АПК" (функционирование агрокласса на базе МАОУ Сладковская СОШ). Ранее предпрофессиональное самоопределение реализуется в региональном проекте "Успех каждого ребенка", где обучающиеся участвуют во всероссийских открытых онлайн-уроках по профессиональной навигации.
Принимают участие в диагностике обучающихся, профессиональных пробах на платформе проекта по ранней профессиональной ориентации "Билет в будущее". В рамках регионального проекта "Популяризация предпринимательства" школьники участвуют в комплексе мероприятий "Это бизнес, детка!". Так же для организации профориентации в 2021 на базе Сладковской школы открыт профильный класс психолого-педагогической направленности, куда зачислен 21 обучающийся. В МАУ ДО "ДООЦ "Прометей" ежемесячно проводятся тематические смены различной направленности, организуются конкурсы (к примеру, "Класс года", "Волонтерская инициатива", "Зарница", соревнования по робототехнике "Игры искусственного интеллекта: шаг за шагом", "Профи-смена" для старшеклассников и молодых педагогов "Вместе мы сила" и др.).
Исходя из имеющегося опыта работы, анализа результатов и выявленных проблемных вопросов, приоритетными задачами на 2021 и последующие годы можно назвать:
- расширение спектра социальных проб, практик и проектов обучающихся с учетом сфер их индивидуальных способностей и запросов, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья (расширение форм работы с одаренными детьми на школьном и муниципальном уровнях, в том числе дистанционные, очно-заочные, сетевые школы, научные общества);
- оказание помощи в профессиональном самоопределении и поддержка в дальнейшей социализации одарённых детей и эффективном применении выявленных талантов и склонностей.
Дополнительным образованием, организованным в школах в 2021 году, охвачено 100% обучающихся (внеурочная деятельность и дополнительное образование). В каждой школе ведется персонифицированный учет занятости детей в системе дополнительного образования (АИС "Электронная школа Тюменской области", АИС "ЭДО"), что позволяет обеспечить контроль занятий детей во внеурочное время.
С целью развития социальной и творческой активности детей и молодежи в образовательных учреждениях активно работают органы ученического самоуправления. В 2020-2021 учебном году органы ученического самоуправления представлены в 9 школах, 88 обучающихся, 16 волонтёрских отрядов насчитывают 308 участников, в 31 тимуровских отрядах - 706 обучающихся. Функционируют 16 детских и молодежных общественных объединений, в состав которых входят 1120 обучающихся. Из них 5 объединений гражданско-правовой направленности (477 чел.), 7 объединений патриотической направленности (556 чел.), 4 объединения экологической направленности (352 чел.). Краеведческой работой занимаются 6 паспортизированных школьных музеев и 3 музейные комнаты, в которых за 2020-2021 учебный год проведено 269 экскурсии, 2368 чел. посетили школьные музеи.
Первичные отделения Российского движения школьников функционируют в девяти образовательных учреждениях района. Еженедельно в формате "Дней единых действий" и в соответствии с разработанным планом проводились мероприятия "РДШ". Формат мероприятий - разный: от акции до флэшмоба с обязательным использованием атрибутики "РДШ". Вся информация о мероприятиях "Российского движения школьников" размещается в социальных сетях.
Два образовательных учреждения реализуют всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение "Юнармия". Члены движения в свободное от учёбы время занимаются волонтерской деятельностью, принимают участие в культурных и спортивных мероприятиях, получают дополнительное образование, навыки оказания первой помощи. С целью развития движения "Юнармия" в Сладковском районе с 01.09.2021 года в МАОУ Усовская СОШ начинает свою работу еще один отряд юнармейцев, также в этой школе ведется работа отряда "Юные друзья пограничников".
В рамках муниципального задания по оказанию услуг дополнительного образования по гражданско-патриотическому воспитанию, реализуемого МАОУ Маслянская СОШ, осуществляется выполнение комплексной программы патриотического воспитания детей, подростков и молодежи "Русич".
К реализации программы привлечены руководители кружков патриотического направления Маслянской школы, организаторы внеурочной деятельности из числа педагогов образовательных учреждений, руководители школьных музеев. Общая численность педагогов, привлеченных к реализации программы, - 22 человека. Общее количество обучающихся, охваченных кружковой деятельностью в рамках муниципального задания за 2020-2021 учебный год - 250, с учетом массовых ежемесячных мероприятий -7220 человек.
Все запланированные мероприятия состоялись. Муниципальное задание по гражданско-патриотическому воспитанию реализовано в полном объеме.
Муниципальное задание по оказанию услуг в сфере дополнительного образования в МАУ ДО "ДООЦ "Прометей" в связи со сложной эпидемиологической ситуацией в течение 2020-2021 учебного года было скорректировано. За 2020 год Центр посетили 393 (по плану - 650) учащихся в возрасте от 6 до 17 лет, за 1 полугодие 2021 года - 281 чел.
Работа Центра осуществлялась посредством реализации оздоровительно-образовательных программ, организации мероприятий творческого, спортивно-оздоровительного, краеведческого,познавательного, нравственно-эстетического характера.
За 2020-2021 учебный год было проведено 6 краткосрочных смен, из них 4 - в дистанционном формате. Кроме того, были проведены три летние смены. Смены были направлены на экологическое, патриотическое, интеллектуальное и художественно-эстетическое воспитание.
В течение лета 2021 г. на базе общеобразовательных учреждений была организована работа 9 лагерей с дневным пребыванием детей, в которых отдохнуло за летний период 940 детей и подростков в возрасте 6,5-16 лет.
С 2021 года в соответствии с принятыми поправками к федеральному закону N 273 "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся определена система организации воспитательной работы в сфере образования. Образовательные учреждения разработали рабочие программы воспитания согласно утвержденным поправкам, которые начали реализовывать с 01.09.2021 г.
С 1 января 2021 года в России стартовал федеральный проект "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации" в рамках национального проекта "Образование". Первоочередные задачи по реализации мероприятий федерального проекта "Патриотическое воспитание граждан РФ" выполнены. В результате конкурсного отбора "Навигаторы детства" определены советники директоров по воспитательной работе в МАОУ Сладковская СОШ, МАОУ Маслянская СОШ, муниципальный координатор, которые прошли обучение и приступили к работе.
Система мероприятий по развитию воспитательного пространства на территории района позволила достичь положительной динамики по ряду показателей. Приоритетной задачей по-прежнему остается снижение, а далее - отсутствие преступлений, совершенных несовершеннолетними обучающимися (таблица 8).
Показатели развития воспитательного пространства
Таблица 8
Показатель |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
Оценка 2021 год |
Доля обучающихся, охваченных дополнительным образованием на базе образовательных учреждений (%) |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Доля обучающихся - активных членов органов ученического самоуправления, молодежных общественных объединений (%) |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
Количество преступлений, совершенных несовершеннолетними обучающимися |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
В образовательных учреждениях района реализуется комплекс мероприятий по формированию у обучающихся (воспитанников) толерантности, законопослушного поведения, потребности в здоровом и безопасном образе жизни.
В рамках проекта "Социальная активность" в Сладковской, Маслянской, Усовской СОШ функционируют Кабинеты по профилактике ПАВ. Основными целями деятельности кабинетов ПАВ являются:
- оказание консультативно-диагностической и социально-правовой помощи детям и подросткам, в том числе несовершеннолетним "группы риска", их родителям (законным представителям) по вопросам своевременного выявления и коррекции последствий злоупотребления психоактивных веществ;
- оказание психолого-педагогической помощи обучающимся образовательного округа по формированию и развитию здорового и безопасного образа жизни, социальной адаптации личности;
- информационно-просветительская деятельность с родителями (законными представителями) обучающихся для активизации профилактического потенциала семьи.
Кураторами и координаторами деятельности в образовательных учреждениях являются педагогические работники (педагог-психолог, учитель, старшая вожатая). В планах работы кабинетов по профилактике употребления ПАВ предусмотрена организация профилактической работы не только в базовых школах, но и в филиалах образовательных округов посредством выездов, дистанционного взаимодействия.
На базе кабинетов ПАВ организована деятельность волонтёрских отрядов. Волонтёры - активные помощники, организаторы профилактических мероприятий, проводимых в форме акций, уроков здоровья, лекций, интерактивных игр, лекториев, психологических тренингов.
С целью системности, планомерности, структурированности профилактической работы на базе кабинетов ПАВ реализуются программы по профилактике асоциальных явлений, здоровьесбережению, программы, регламентирующие деятельность волонтёрских отрядов.
Приоритетами в части развития воспитания являются:
- обеспечить методическое сопровождение организации деятельности педагогических работников, осуществляющих классное руководство с учетом приоритетов государственной политики в сфере образования, а также советников директора по воспитательной работе;
- создать условия для широкого привлечения детей к участию в работе детских общественных объединений, в добровольческом движении через реализацию проекта "Социальная активность";
- формировать у учащихся гражданско-патриотическое, духовно-нравственное сознание, российскую идентичность путем реализации муниципальной программы по патриотическому воспитанию "Русич", реализации муниципального задания в сфере оказания услуг дополнительного образования МАУ ДО "ДООЦ "Прометей";
- создать условия для полноценного отдыха, творческого развития и занятости несовершеннолетних в каникулярный период, организовать занятость детей учетных категорий.
- в рамках проекта "Успех каждого ребенка" профессиональное самоопределение, приобщение детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.
Разработка и реализация комплекса мер, направленных на создание условий для обеспечения социализации учащихся и воспитанников, позволит:
- сформировать целостную систему продвижения инициативных школьников в общественной деятельности;
- развить интерес к рабочим профессиям и оперативно информировать учащихся и педагогов о быстрых изменениях в промышленном производстве и сельском хозяйстве;
- расширить практику социального проектирования, общественной (волонтерской, тимуровской) деятельности несовершеннолетних;
- обеспечить формирование интереса учащихся к предпринимательской деятельности, создание условий для осознанного профессионального выбора предпринимательской деятельности.
- организовать работу 9 лагерей с дневным пребыванием детей, МАУ ДО "ДООЦ "Прометей", на 100% организовать занятость детей учетных категорий.
Большое внимания уделяется и обновлению материально-технических средств обучения в соответствии с требованиями ФГОС. За последние годы в образовательные учреждения района было поставлено современное учебно-наглядное, лабораторное и мультимедийное оборудование. Полностью оснащены необходимым учебным и технологическим оборудованием базовые школы, что способствует созданию условий для качественного обучения школьников независимо от места жительства.
В перспективе необходимо решение задач:
- расширения открытости созданной базы для организации урочной и внеурочной деятельности, в том числе спектра детско-родительских мероприятий, привлечения взрослого населения,
- дальнейшего развития инфраструктурного комплекса отрасли в соответствии с постоянно обновляемыми требованиями к условиям реализации процесса образования.
В образовательных учреждениях осваивается направление - образовательная робототехника, которая помогает воспитанникам ДОУ и обучающимся осваивать основы программирования, развивать техническое мышление и на практике закреплять теоретические знания по физике, математике, геометрии.
В рамках программы по повышению компьютерной грамотности населения Тюменской области "Расширяя горизонты" на базе Новоандреевской и Александровской школ был открыт "РобоЛаб", класс соревновательной робототехники.
Все образовательные организации используют в своей работе электронные ресурсы для взаимодействия с общественностью, используют средства контент - фильтрации доступа к "Интернету, а так же используют в своей деятельности дистанционное, электронное обучение при реализации образовательных программ.
Все общеобразовательные учреждения имеют возможность видеоконференцсвязи и сетевого взаимодействия через систему Lync и TeamSpeak.
В целях обеспечения доступности информации в сети Интернет функционирует Интернет-портал системы образования Сладковского муниципального района, на страницах которого размещены сайты всех образовательных учреждений района. Обратная связь с населением обеспечена за счет "горячих линий", ведения системы интернет-дневников и журналов. Автоматизированные информационные системы "Электронная школа Тюменской области" и "Электронный детский сад" на текущий момент уже не являются новыми и активно используются родителями и педагогами. Ведется работа в региональной информационной системе "Мониторинг цен", позволяющая контролировать финансовые потоки при организации питания дошкольников и школьников, отдавать приоритет продукции местных производителей.
В результате повышения уровня технической обеспеченности школ число персональных компьютеров (включая планшеты и ноутбуки), используемых в учебных целях, в расчете на 100 учащихся общеобразовательных учреждений составило 41,5. Пропускная способность школьного Интернет-канала для всех общеобразовательных учреждений составила 50 М/бит в секунду.
В МАОУ Сладковская СОШ, МАОУ Маслянская СОШ и МАДОУ Сладковский детский сад "Сказка" установлены тренажеры, основанные на технологии биологической обратной связи (БОС). Так, в МАОУ Сладковская СОШ установлены тренажеры БОС-дыхание, коррекции опорно-двигательного аппарата и психоэмоциональной разгрузки. В МАДОУ "Сказка" и МАОУ Маслянская СОШ - БОС - дыхание и логотерапевтический. В МАОУ Сладковской СОШ используется комплект для дистанционного обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
В рамках реализации регионального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" на первый план выходят следующие задачи:
- формирование цифровой компетентности у обучающихся, построение индивидуальной траектории их обучения (Интернет ресурсы, IT - платформы, онлайн-обучение);
- расширение использования интерактивных образовательных платформ (Учи.ру, IT-, РОБО-,НАУКОлабов);
- расширение сервисов, имеющихся ИТ-продуктов для родителей (электронное портфолио, учет питания, обратная связь и т.д.);
- адаптация имеющихся информационных технологий обучения с учётом индивидуальных особенностей и различных потребностей, обучающихся с особыми нуждами (одарённые, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, профильно-ориентированные дети);
- эффективное использование потенциала образовательных медиа-ресурсов и электронного взаимодействия для решения вопросов конструктивного сотрудничества и мобильного реагирования на запросы всех участников образовательного процесса.
Главными направлениями комплекса мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков являются формирование культуры здоровья, внедрение здоровьесберегающих технологий, организация питания и медицинского сопровождения, повышение квалификации педагогических работников по вопросам здорового образа жизни, создание безопасных комфортных условий для всех категорий обучающихся.
В соответствии с федеральными требованиями в учреждениях созданы необходимые условия для обеспечения постоянного медицинского сопровождения: медицинские кабинеты МАОУ Сладковская СОШ, МАОУ Маслянская СОШ, МАДОУ "Сказка" оснащены оборудованием, имеют лицензии; остальные общеобразовательные учреждения имеют соглашения с ГБУЗ ТО "Областная больница N 14 им. В.Н. Шанаурина" (с. Казанское) на обслуживание специалистами ФАП, медицинское обслуживание осуществляется и в период каникулярного отдыха в МАУДО ДООЦ "Прометей", и при организации соревнований.
Особое внимание уделяется организации питания и информационной работе с родителями, направленной на привитие культуры здорового питания. Школьное питание организовано в соответствии с районным Положением "Об организации питания школьников в общеобразовательных учреждениях Сладковского района", также реализуется Программа "Совершенствование организации питания обучающихся образовательных организаций Сладковского муниципального района на период 2021 - 2023 гг., включающая обновление оснащённости школьных пищеблоков, внедрение современных технологий приготовления питания, повышение уровня организации и квалификации работников, занятых в этой сфере. С сентября 2020 года обучающиеся начальных классов получают бесплатное горячее питание.
Ежегодно школьники и воспитанники детских садов принимают участие в областном фестивале - конкурсе детских тематических проектов "Питание и здоровье", в рамках которого проводится презентация различных проектов, созданных детьми совместно с родителями.
Внедрены новые подходы к организации школьных перемен, ориентированных на доступных и интересных детей всех ступеней обучения формы двигательной активности, в классах ежедневно проводятся утренние зарядки. Кроме того, третий час физической культуры носит развивающий, оздоровительный, реабилитационный характер.
Вместе с тем, требуют дальнейшего решения такие вопросы, как:
- недостаточный уровень двигательной активности детей и подростков;
- наличие вредных привычек (курение) в школьной среде, негативно влияющих на формирование и соблюдение принципов здорового образа жизни;
- несформированность приоритета культуры здоровья среди обучающихся и их родителей, педагогов.
В этой связи необходимо акцентировать внимание на следующих направлениях работы:
- реализация доступных методов и технологий укрепления здоровья, в том числе расширяющих двигательную активность детей, в практику работы каждого педагога;
- поиск возможностей формирования общего уклада жизни образовательного учреждения, обеспечивающего развитие культуры здоровья через баланс традиционных и новых форм работы;
- организация полноценного сбалансированного питания с учётом запросов родителей и детей;
- создание условий для обеспечения постоянного медицинского сопровождения обучающихся и консультирования их родителей;
- привитие навыков здорового образа жизни всем субъектам образовательного процесса (дети, родители, педагоги).
В образовательных организациях района созданы необходимые условий для образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья в рамках проекта "Успех каждого ребёнка" получают образовательные услуги с учётом особых образовательных потребностей и их индивидуальных возможностей.
Группа "детей с ограниченными возможностями" в общеобразовательных учреждениях, дошкольных учреждениях представлена следующими категориями: дети с тяжёлыми нарушениями речи, с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), задержкой психического развития, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с расстройством аутистического спектра, нарушением слуха. Создание специальных условий для получения образования в соответствии с заключением территориальной психолого-медико-педагогической комиссии, психолого-педагогическое сопровождение, оказание необходимой ситуационной помощи обучающимся и их родителям способствуют получению качественного образования детьми с особенностями в развитии. Общий охват детей данной категории образовательными услугами составляет 100 процентов.
В рамках проекта "Современные родители" продолжает свою деятельность Клуб для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов "За руку с семьёй", целью создания которого является формирование психолого - педагогической и социальной компетенции родителей (законных представителей), имеющих детей указанных категорий. Заседания Клуба в условиях пандемии проходят в онлайн-режиме. На странице психолого-медико-педагогической службы сайта отдела образования размещается информация специалистов службы в помощь родителям.
Результатом работы явилось:
- повышение уровня профессиональной компетентности педагогов и специалистов образовательных организаций по сопровождению детей с отклонениями в развитии (получение дополнительной специализации в рамках профессиональной переподготовки);
- повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах обучения, воспитания и развития детей с особыми нуждами.
В целях успешного обучения каждого ребёнка с особенностями в развитии с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей предстоит решить следующие задачи:
- продолжение деятельности по раннему выявлению детей с особыми образовательными потребностями через активизацию межведомственного взаимодействия в данном направлении;
- оказание консультативно-методической помощи участникам образовательного процесса по созданию коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия для получения образования детьми с особыми образовательными потребностями в рамках образовательной организации и семьи.
1.2.3. Кадровый потенциал системы образования
Приоритетным вопросом системы образования является обеспечение района квалифицированными управленческими и педагогическими кадрами, обладающими высоким уровнем профессиональной компетентности, готовности к деятельности в условиях модернизации системы образования района.
В системе образования Сладковского муниципального района работает более 300 человек, из них педагогическую деятельность осуществляют 185 работников.
Кадровый потенциал муниципальной системы образования
Таблица 9
Уровни образования |
Численность работников, чел. |
Дошкольное образование |
Всего работников - 77, из них педагогических работников - 32, в т. ч. воспитателей - 22 |
Начальное, основное, среднее общее образование |
Всего работников - 239, из них педагогических работников - 153, в т. ч. учителей -135 |
Дополнительное образование |
Всего работников - 5 |
В районе принимаются серьезные меры по повышению заработной платы педагогов. Средняя номинальная начисленная заработная плата педагогических работников общеобразовательных учреждений за 9 месяцев 2021 года составляет: учителя - 44.925 тыс. руб., педагоги дошкольного образования - 35.824 тыс. руб., в т.ч. воспитатели - 35.566 тыс. руб.
Профессионально-личностное развитие педагогического сообщества района осуществляется по следующим направлениям:
- совершенствование формата аттестации и повышение квалификации на основе вариативного выбора программ, форм обучения и реализации модульно-накопительной системы, в том числе с использованием дистанционного обучения;
- организация практических занятий и стажировок, ориентированных на конкретные потребности педагогов и педагогических коллективов с привлечением возможностей руководителей районных методических объединений и сетевого взаимодействия образовательных учреждений;
- формирование активной профессиональной позиции педагогов, в т.ч. через развитие профессиональных, включая сетевые, сообществ (тьюторское сообщество, районное сообщество Всероссийского педагогического собрания).
- формирование модели непрерывного методического сопровождения инновационных процессов в ОУ.
Качественный состав педагогических кадров представлен в таблице 10.
Качественный состав педагогических кадров
Таблица 10
Показатель |
Значение показателя (район) |
Доля педагогов общеобразовательных учреждений, имеющих высшее педагогическое образование |
84% |
Доля педагогов общеобразовательных учреждений, имеющих квалификационную категорию |
85,2% |
в том числе: - высшую квалификационную категорию |
48% |
- первую квалификационную категорию |
32% |
- соответствие занимаемой должности |
5,2% |
Имеющих стаж педагогической деятельности до 5 лет |
8% |
Доля педагогов дошкольного образования, имеющих высшее педагогическое образование |
78% |
Доля педагогов дошкольного образования, имеющих квалификационную категорию |
81% |
в том числе: - высшую квалификационную категорию |
22% |
- первую квалификационную категорию |
53% |
- соответствие занимаемой должности |
6% |
Имеющих стаж педагогической деятельности до 5 лет |
28% |
Доля педагогических работников ОУ и ДОУ, прошедших курсы повышения квалификации |
95% |
Приоритетными задачами в работе с педагогическими кадрами остаются:
- развитие управленческих навыков руководителей образовательных учреждений;
- непрерывное повышение квалификации всех категорий работников;
- разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов педагогов;
- развитие системы наставничества, поддержка молодых учителей;
- интеграция общего и дополнительного образования.
Для повышения профессионального уровня учителей использовались
традиционные формы повышения квалификации
- курсовая и семинарская подготовка педагогов в ТОГИРРО, на базе Тюменского педагогического колледжа;
- активно использовались возможности дистанционного обучения, районных мероприятий методической направленности. В 2021 году 92% педагогов прошли курсовую или семинарскую подготовку.
Вместе с тем необходимо продолжить:
- развитие муниципальной профессиональной диагностики педагогических кадров с целью построения непрерывных траекторий повышения квалификации, актуальных для каждого педагога, в т.ч. с использованием возможностей дополнительного образования федерального уровня, сетевого взаимодействия всех уровней (школьного, муниципального, регионального, федерального)
- расширение компетентностного диапазона педагогов через изменение стратегии повышения квалификации, предусматривающей освоение педагогами новых функциональных позиций (навигатор, консультант, тьютор, модератор);
- реализация технологий адаптации педагогов в течение первых трех лет работы с обязательным раскрытием дальнейших перспектив карьерного роста;
- полноценное развитие педагогической среды как сообщества единомышленников, обладающих высоким уровнем профессиональной культуры, социальных устремлений и нравственных установок.
Отметим, что, согласно национальному проекту "Образование" для обеспечения доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации, должны быть решены следующие приоритетные задачи:
- формирование гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного образования, развивающей человеческий потенциал, обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Российской Федерации;
- развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих максимально равную доступность услуг дошкольного, общего, дополнительного образования детей;
- реализация образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей, направленная на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации;
- создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия;
- обеспечение эффективной системы по социализации и самореализации молодежи, развитию потенциала молодежи.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.