Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Избирательной комиссии
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 24 декабря 2021 года N 24/222-7
Информация
о работе избирательных комиссий в Ямало-Ненецком автономном округе по обеспечению реализации пассивного и активного избирательного права граждан Российской Федерации, являющихся инвалидами, при подготовке и проведении выборов в единый день голосования 19 сентября 2021 года на территории Ямало-Ненецкого автономного округа
В электоральном цикле 2021 года в период подготовки и проведения избирательных кампаний по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, депутатов Тюменской областной Думы седьмого созыва и совмещенных с ними выборов в органы местного самоуправления работа избирательных комиссий в Ямало-Ненецком автономном округе (далее - избирательные комиссии, ТИК, автономный округ, ЯНАО) с гражданами Российской Федерации, являющимися инвалидами (далее - инвалиды, избиратели с инвалидностью, граждане с инвалидностью, избиратели, являющиеся инвалидами, граждане, являющиеся инвалидами, избиратели-инвалиды), проводилась в соответствии с Рекомендациями по обеспечению и реализации избирательных прав граждан Российской Федерации, являющихся инвалидами, при проведении выборов в Российской Федерации, утвержденными постановлением ЦИК России от 29 июля 2020 года N 262/1933-7 (в ред. постановления ЦИК России от 9 июня 2021 года N 9/78-8), планом мероприятий по обеспечению реализации пассивного и активного избирательного права граждан Российской Федерации, являющихся инвалидами, при подготовке и проведении выборов в единый день голосования 19 сентября 2021 года на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденным постановлением Избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 февраля 2021 года N 165/1633-6, а также планами мероприятий ТИК по обеспечению избирательных прав инвалидов (далее - План), принятых заблаговременно, до официального опубликования решения о назначении выборов.
В Планах были предусмотрены мероприятия, направленные на:
уточнение сведений об избирателях, являющихся инвалидами;
обеспечение дополнительным оборудованием помещений для голосования избирателей с инвалидностью;
информирование и правовое просвещение данной категории избирателей;
определение способа голосования избирателей-инвалидов (на избирательном участке и вне помещения для голосования);
обучение членов участковых избирательных комиссий;
изготовление информационных материалов;
информирование избирателей-инвалидов.
Для исполнения запланированных мероприятий избирательные комиссии автономного округа осуществляли взаимодействие с Государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по ЯНАО, департаментом молодежной политики ЯНАО, департаментом здравоохранения ЯНАО, департаментом социальной защиты населения ЯНАО, органами социальной защиты населения муниципальных образований в ЯНАО и государственными организациями социального обслуживания ЯНАО, органами местного самоуправления, общественными организациями инвалидов, зарегистрированными на территории ЯНАО (далее - организации инвалидов).
Для эффективного взаимодействия ТИК с органами местного самоуправления в ЯНАО были включены в состав Координационных советов по делам инвалидов при главах муниципальных образований в ЯНАО представители всех ТИК.
Работа в коллегиальном органе позволяет в течение избирательной кампании скоординировать действия и выработать более детальные предложения, связанные с решением проблем по обеспечению избирательных прав граждан с инвалидностью.
Первостепенной задачей, стоящей перед избирательными комиссиями на выборах в единый день голосования 19 сентября 2021 года, стала работа по уточнению списков избирателей, являющихся инвалидами, во всех муниципальных образованиях ЯНАО.
В соответствии с пунктом 16.1 статьи 20 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" сведения о численности на соответствующей территории избирателей, участников референдума, являющихся инвалидами, включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников, по группам инвалидности и следующим видам стойких расстройств функций организма: зрения (слепые и слабовидящие), слуха (глухие), опорно-двигательного аппарата (лица, имеющие значительно выраженные нарушения функций верхних конечностей или нижних конечностей), - представляются по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года в течение соответствующего месяца Пенсионным фондом Российской Федерации на основании сведений федерального реестра инвалидов.
Численность избирателей в Ямало-Ненецком автономном округе по состоянию на 1 июля 2021 года составляет 354 936 человек.
На основании сведений, поступивших в Избирательную комиссию ЯНАО из Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по ЯНАО и выгруженных из федеральной информационной системы "Федеральный реестр инвалидов" (далее - Федеральный реестр), численность инвалидов в ЯНАО по состоянию на 1 июля 2021 года составила 2614 человек, что на 75 человек больше, чем по состоянию на 1 января 2021 года (таблицы 1, 2, диаграмма 1).
Таблица 1
Изменение численности инвалидов на территории ЯНАО в период с 01 января по 01 июля 2021 года
N п/п |
Наименование муниципального образования ЯНАО |
Количество избирателей-инвалидов по состоянию на 1 января 2021 года |
Количество избирателей-инвалидов по состоянию на 1 июля 2021 года |
Разница |
1. |
город Губкинский |
68 |
69 |
+1 |
2. |
город Лабытнанги |
212 |
226 |
+14 |
3. |
город Муравленко |
122 |
132 |
+10 |
4. |
город Новый Уренгой |
407 |
383 |
-24 |
5. |
город Ноябрьск |
533 |
548 |
+15 |
6. |
город Салехард |
312 |
310 |
-2 |
7. |
город Надым |
155 |
163 |
+8 |
8. |
Красноселькупский район |
42 |
48 |
+6 |
9. |
Надымский район |
94 |
89 |
-5 |
10. |
Приуральский район |
100 |
99 |
-1 |
11. |
Пуровский район |
236 |
228 |
-8 |
12. |
Тазовский район |
110 |
121 |
+14 |
13. |
Шурышкарский район |
61 |
75 |
+1 |
14. |
Ямальский район |
87 |
93 |
-6 |
Итого по ЯНАО: |
2539 |
2614 |
+75 |
Таблица 2
Изменение численности избирателей с инвалидностью (по категориям инвалидности) в период с 01 июля 2020 года по 01 июля 2021 года
Период |
Численность лиц, использующих кресла-коляски |
Численность лиц, использующих протезы |
Численность лиц, являющихся инвалидами по зрению |
Численность лиц, использующих собак - поводырей |
Численность лиц, являющихся инвалидами по слуху |
2020 |
1063 |
300 |
692 |
10 |
520 |
2021 |
1082 |
303 |
680 |
8 |
541 |
Разница |
+19 |
+3 |
-12 |
-2 |
+21 |
Диаграмма 1
Изменение численности избирателей с инвалидностью (по категориям инвалидности) в период с 01 июля 2020 года по 01 июля 2021 года
В соответствии с требованиями избирательного законодательства все данные о численности, категориях и группах избирателей с инвалидностью были переданы Избирательной комиссией ЯНАО ТИК для использования в работе.
Проводя мероприятия по уточнению сведений об избирателях-инвалидах, ТИК оказывали существенную помощь органы социальной защиты населения муниципальных образований в ЯНАО и государственные организации социального обслуживания ЯНАО (далее - органы социальной защиты).
Так, например:
проводили сбор и обобщение информации о персональных данных избирателей, являющихся инвалидами, с целью формирования списка избирателей, в том числе по категориям инвалидности;
разработали индивидуальные Паспорта-маршруты избирателя-инвалида на избирательный участок;
принимали заявления на голосование вне помещения для голосования от избирателей-инвалидов, желающих голосовать на дому;
организовали работу "Горячей линии" связи для работы с избирателями с инвалидностью.
По итогам проведенных ТИК мероприятий по уточнению сведений о гражданах, являющихся инвалидами, в списки участников избирателей было включено 5272 инвалида, что на 2658 избирателей больше, чем в Федеральном реестре. Таким образом, доля граждан с инвалидностью в общем числе избирателей на территории ЯНАО составляет 1,48%.
При проведении работы по уточнению списков избирателей-инвалидов ТИК единогласно отмечают множественные случаи несоответствия фактического места жительства и регистрации по месту жительства граждан с инвалидностью, а также не всегда точная и актуальная информация в базах данных ведомств и учреждений, работающих с инвалидами. Данная проблема остается актуальной на протяжении нескольких электоральных циклов.
Важную роль в реализации мероприятий, связанных с уточнением списков избирателей с инвалидностью, имеет представительство органов социальной защиты, организаций инвалидов в составах участковых избирательных комиссий (далее - УИК).
Всего в составы УИК, образованных на территории ЯНАО на пятилетний срок полномочий, входят 83 таких представителя (таблица 3).
Таблица 3
Представительство органов социальной защиты в составах УИК
N п/п |
Наименование муниципального образования в ЯНАО |
Количество представителей |
1. |
город Губкинский |
3 |
2. |
Красноселькупский район |
3 |
3. |
город Лабытнанги |
3 |
4. |
город Муравленко |
4 |
5. |
Надымский район |
34 |
6. |
город Новый Уренгой |
2 |
7. |
город Ноябрьск |
6 |
8. |
Приуральский район |
3 |
9. |
Пуровский район |
7 |
10. |
город Салехард |
3 |
11. |
Тазовский район |
5 |
12. |
Шурышкарский район |
8 |
13. |
Ямальский район |
2 |
|
Итого по ЯНАО: |
83 |
В свою очередь ТИК проводят работу с организациями инвалидов и органами социальной защиты по включению их представителей в резерв составов УИК. Всего в резерв составов УИК включено 33 представителя органов социальной защиты (таблица 4). Кроме того, в резерв составов УИК в городе Ноябрьске включено 2 представителя Ноябрьской общественной организации инвалидов, в Надымском районе - 5 представителей Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по ЯНАО и 8 представителей ГБУЗ ЯНАО "Надымская центральная районная больница".
Таблица 4
Представительство органов социальной защиты в резерве составов УИК
N п/п |
Наименование муниципального образования в ЯНАО |
Количество представителей |
1. |
город Губкинский |
2 |
2. |
Красноселькупский район |
1 |
3. |
город Лабытнанги |
0 |
4. |
город Муравленко |
3 |
5. |
Надымский район |
7 |
6. |
город Новый Уренгой |
0 |
7. |
город Ноябрьск |
3 |
8. |
Приуральский район |
1 |
9. |
Пуровский район |
3 |
10. |
город Салехард |
4 |
11. |
Тазовский район |
2 |
12. |
Шурышкарский район |
2 |
13. |
Ямальский район |
5 |
|
Итого по ЯНАО: |
33 |
В период подготовки и проведения избирательных кампаний избирательными комиссиями совместно с органами местного самоуправления были созданы условия для беспрепятственного доступа к помещениям для голосования избирателей, являющихся инвалидами.
Следует отметить, что в ЯНАО 92% помещений для голосования находятся на первых этажах зданий, 8% или 17 помещений для голосования остаются на вторых этажах: в г. Ноябрьске - 14, Приуральском районе - 1, г. Новом Уренгое - 1, г. Салехарде - 1.
Помещения для голосования, расположенные на втором этаже зданий, при проведении выборов в единый день голосования 19 сентября 2021 года были обеспечены лестничными мобильными подъемниками (скаломобилями).
При обеспечении доступности избирательных участков, оснащенных скаломобилями, дополнительно использовались кресла-коляски для подъема на скаломобиле маломобильных избирателей, не использующих кресло-коляску для передвижения.
Перед стартом избирательной кампании был проведен мониторинг доступности избирательных участков на предмет обеспечения условий для беспрепятственного доступа к помещению для голосования избирателей, участников референдума, являющихся инвалидами, и голосования в нем.
Наибольшей информативностью о проведенном обследовании избирательных участков обладали материалы ТИК городов Лабытнанги, Ноябрьска, Губкинского, Нового Уренгоя, Салехарда и Шурышкарского района.
По информации, поступившей от ТИК в адрес ИК ЯНАО, в мониторинге доступности избирательных участков участвовали члены ТИК и УИК, Координационных Советов по делам инвалидов, представители органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований ЯНАО, органов и учреждений социальной защиты населения ЯНАО.
В обследовании избирательных участков приняли участие представители общественных организаций инвалидов. Так, в городе Губкинском в обследовании избирательных участков принял участие председатель Губкинской общественной организации инвалидов "Возможности без границ", в городе Ноябрьске - председатель Ноябрьской общественной организации инвалидов, в городе Салехарде - председатель общественной организации семей, воспитывающих детей-инвалидов "Мынико", в Надымском районе - представители Надымской местной общественной организации инвалидов "Созидание", в Шурышкарском районе - председатель Шурышкарского отделения региональной общественной организации инвалидов "Надежда".
В Надымском районе в проведении мониторинга избирательных участков также приняли участие инвалиды-колясочники.
В городе Губкинском, Пуровском районе для мониторинга на предмет доступности участков была использована инвалидная коляска.
В ходе мониторинга особое внимание уделялось наличию на избирательных участках пандусов, кнопок вызова, вспомогательных перил, а также парковочных мест вблизи участка.
По итогам проведенных обследований ТИК городов Лабытнанги, Губкинского, Нового Уренгоя, Ноябрьска, Салехарда и Приуральского района направили в адрес глав муниципальных образований в автономном округе письма с информацией о выявленных в ходе обследования избирательных участков недостатках в обеспечении условий для беспрепятственного доступа к помещениям для голосования граждан, являющихся инвалидами, и обращением об оказании содействия в устранении выявленных недостатков.
Имеющиеся замечания были устранены и проведено повторное обследование избирательных участков перед началом голосования.
Избирательными комиссиям в ЯНАО при оборудовании избирательных участков и помещений для голосования в обязательном порядке учитывалось, что инвалиды участвуют в выборах на равных условиях с иными гражданами, также учитывались потребности граждан с ограничениями жизнедеятельности, не признанных инвалидами.
На избирательных участках на территории ЯНАО для избирателей-инвалидов были организованы:
1. Средства оптической коррекции и дополнительное освещение;
2. Оборудованы информационные стенды, на которых размещалась информация в формате, доступном для инвалидов по зрению;
3. Установлены специальные кабины, предназначенные для голосования инвалидов-колясочников.
Вместе с тем по отзывам избирателей с инвалидностью на некоторых избирательных участках города Салехарда в кабинах для голосования отсутствовало дополнительное освещение, имеющиеся средства оптической коррекции (лупа с низким уровнем кратности), предназначенные для избирателей, являющихся инвалидами по зрению, не позволяли в полной мере увидеть текст на бланках бюллетеней, на ступенях внешних и внутренних лестниц отсутствовала контрастная маркировка крайних ступеней.
Учитывая напряженность из-за эпидемической обстановки на территории ЯНАО и с целью предотвращения распространения коронавирусной инфекции, было организовано одностороннее движение потока избирателей на избирательный участок. Для участия в голосовании на избирательных участках вход избирателей осуществлялся через основной вход, а выход - через запасной выход (пути эвакуации).
Освещенность этих выходов была недостаточной, отсутствовала контрастная или контрастная фотолюминесцентная маркировка ступеней и поручней, что, в свою очередь, не обеспечивало безопасность передвижения инвалидов, особенно в вечернее время.
Оборудование в помещении для голосования (столы, кабины и ящики для голосования) располагалось таким образом, чтобы обеспечивалась его доступность для инвалидов, которые пользуются креслами-колясками или имеют трудности при передвижении.
В свою очередь, для избирателей, являющихся инвалидами по зрению, все избирательные участки были обеспечены специальными трафаретами, имеющими прорези на месте квадратов в избирательных бюллетенях для проставления знака избирателем (постановление Избирательной комиссии ЯНАО от 21 июля 2021 года N 8/86-7), что позволило гражданам, являющимся инвалидами по зрению, в полной мере самостоятельно реализовать свое активное избирательное право, сохранив тайну голосования.
Специальные трафареты для самостоятельного заполнения избирательных бюллетеней в соответствии с пунктом 7.1. статьи 61, пунктом 2.1. статьи 63 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" были изготовлены в том числе с применением увеличенного шрифта и рельефно-точечного шрифта Брайля.
Дополнительно для оказания помощи избирателям-инвалидам был продолжен опыт добровольческого сопровождения при проведении выборов на территории ЯНАО.
Добровольцы (волонтеры) оказывали содействие избирателям с инвалидностью, желающим проголосовать в помещении для голосования избирательного участка, а также испытывающим трудности в самостоятельной реализации своего активного избирательного права.
Формированием команды добровольцев (волонтеров) занимались специалисты ГБУ ЯНАО "Арктический центр добровольчества".
Для оказания помощи УИК был сформирован пул добровольцев (волонтеров) в количестве 817 человек. В среднем на избирательных участках посменно работали от трех до четырех добровольцев (волонтеров).
До начала голосования на выборах в единый день голосования 19 сентября 2021 года все добровольцы (волонтеры) централизованно посредством видеоконференцсвязи с использованием приложения ZOOM прошли обучение, организованное Избирательной комиссией ЯНАО.
После прохождения обучения добровольцы (волонтеры) получили в ТИК в ЯНАО направления и нагрудные знаки, на основании которых они могли находиться на избирательных участках в дни голосования.
В дни голосования добровольцы (волонтеры) встречали на избирательных участках избирателей, являющихся инвалидами, помогали им реализовать их активное избирательное право, обеспечивали работу санитарного пункта при входе на участках: измеряли температуру избирателям, обрабатывали антисептиком руки и выдавали средства индивидуальной защиты, а также одноразовые шариковые ручки и помогали сориентироваться в помещении для голосования.
В дни голосования с 17 по 19 сентября 2021 года на каждом избирательном участке были назначены члены комиссий, ответственные за работу с избирателями-инвалидами, которые обеспечивали контроль за организацией их голосования, а также ответственные лица за взаимодействие с волонтерами (добровольцами). Назначение ответственных членов участковых комиссий помогло выстроить работу с избирателями, имеющими инвалидность, и волонтерами на более качественном уровне.
Традиционно избиратели, являющиеся инвалидами, в зависимости от состояния здоровья и погодных условий смогли проголосовать как непосредственно в помещении для голосования на избирательном участке, так и по заявлению - на дому.
В условиях сложившейся эпидемической обстановки при проведении избирательных кампаний в 2021 году для избирателей с инвалидностью преимущественно применялось голосование вне помещения для голосования (на дому).
Перед началом голосования избирательные комиссии во взаимодействии с органами социальной защиты населения муниципальных образований в ЯНАО и государственными организациями социального обслуживания ЯНАО провели опрос избирателей с инвалидностью и получили предварительные сведения о количестве желающих проголосовать на выборах в единый день голосования 19 сентября 2021 года вне помещения для голосования избирательного участка (диаграмма 2), а также определили потребность в представлении специализированного транспорта для маломобильных избирателей, желающих проголосовать в помещении для голосования, и организовали выезд специального автотранспорта (таблица 5).
Таблица 5
Информация о количестве состоявшихся выездов специального автотранспорта на выборах в единый день голосования 19 сентября 2021 года на территории ЯНАО
N п/п |
Наименование муниципального образования в ЯНАО |
Количество состоявшихся выездов специального автотранспорта |
Количество маломобильных избирателей, воспользовавшихся специальным автотранспортом |
1. |
город Губкинский |
0 |
0 |
2. |
Красноселькупский район |
0 |
0 |
3. |
город Лабытнанги |
0 |
0 |
4. |
город Муравленко |
0 |
0 |
5. |
Надымский район |
2 |
7 |
6. |
город Новый Уренгой |
0 |
0 |
7. |
город Ноябрьск |
2 |
2 |
8. |
Приуральский район |
0 |
0 |
9. |
Пуровский район |
0 |
0 |
10. |
город Салехард |
0 |
0 |
11. |
Тазовский район |
0 |
0 |
12. |
Шурышкарский район |
|
|
13. |
Ямальский район |
0 |
0 |
|
|
4 |
9 |
Диаграмма 2
Информация о количестве избирателей-инвалидов, проголосовавших вне помещения для голосования избирательного участка на выборах в единый день голосования 19 сентября 2021 года
Важную роль в реализации мероприятий, направленных на обеспечение избирательных прав граждан с инвалидностью, имеет опыт составления Паспорта-маршрута избирателя, являющегося инвалидом, на избирательный участок.
Составление паспорта-маршрута позволяет найти индивидуальный подход к каждому требующему внимания избирателю с инвалидностью, уточнить количество инвалидов определенных категорий (нарушения опорно-двигательного аппарата, глухие и слабослышащие, слепые и слабовидящие), места их реального проживания, наиболее предпочитаемые ими формы голосования (вне помещения для голосования (на дому) или на избирательном участке), а также выявить трудности, с которыми инвалиды сталкиваются по пути на избирательный участок и во время голосования.
При подготовке и проведении выборов, назначенных на единый день голосования 19 сентября 2021 года, были составлены 968 "Паспортов-маршрутов избирателей, являющихся инвалидами, на избирательные участки" (таблица 6).
Таблица 6
Информация о количестве "Паспортов-маршрутов избирателей, являющихся инвалидами, на избирательные участки", составленных на территории муниципальных образований в ЯНАО при подготовке к выборам в единый день голосования 19 сентября 2021 года
N п/п |
Наименование муниципального образования в ЯНАО |
Всего избирателей, являющихся инвалидами, на территории муниципального образования |
Количество "Паспортов-маршрутов избирателей, являющихся инвалидами, на избирательные участки", составленных на территории муниципального образования |
1. |
город Губкинский |
91 |
54 |
2. |
Красноселькупский район |
190 |
30 |
3. |
город Лабытнанги |
225 |
88 |
4. |
город Муравленко |
637 |
176 |
5. |
Надымский район |
1158 |
200 |
6. |
город Новый Уренгой |
413 |
25 |
7. |
город Ноябрьск |
860 |
82 |
8. |
Приуральский район |
203 |
51 |
9. |
Пуровский район |
147 |
32 |
10. |
город Салехард |
89 |
89 |
11. |
Тазовский район |
678 |
48 |
12. |
Шурышкарский район |
267 |
20 |
13. |
Ямальский район |
310 |
73 |
|
Итого: |
5272 |
968 |
Отдельное внимание избирательные комиссии уделяли работе с избирателями-инвалидами, находящимися в специализированных учреждениях (таблица 7).
Таблица 7
Количество избирателей-инвалидов, содержащихся и проголосовавших в специализированных учреждениях ЯНАО
N п/п |
Наименование специализированного учреждения |
Численность избирателей, содержащихся в специализированных учреждениях |
Количество проголосовавших избирателей, содержащихся в специализированных учреждениях |
1. |
ГБУ ЯНАО "Харпский дом-интернат для престарелых и инвалидов "Мядико" |
65 |
65 |
2. |
ГБУ ЯНАО "Дом-интернат малой вместимости для престарелых и инвалидов "Милосердие", Тазовский район |
9 |
9 |
|
Итого по ЯНАО: |
74 |
74 |
При организации досрочного голосования избирателей с инвалидностью в труднодоступных или отдаленных местностях ЯНАО члены комиссий, организующие досрочное голосование, были обеспечены информационными материалами, изготовленными крупным шрифтом, трафаретами для заполнения избирательных бюллетеней, лупами, что позволило гражданам с инвалидностью в полной мере реализовать активное избирательное право (таблица 8).
Таблица 8
Количество избирателей-инвалидов, проголосовавших в труднодоступных и отдаленных местностях ЯНАО
N п/п |
Наименование муниципального образования в ЯНАО |
Количество проголосовавших избирателей-инвалидов |
1. |
Красноселькупский район |
142 |
2. |
Надымский район |
23 |
3. |
Приуральский район |
30 |
4. |
Тазовский район |
230 |
5. |
Ямальский район |
57 |
|
Итого по ЯНАО: |
482 |
Не менее важной задачей избирательных комиссий является информирование граждан о возможных формах и способах голосования, предусмотренных законодательством о выборах, об избирательных процедурах, а также о кандидатах и избирательных объединениях.
Избирательные комиссии обеспечили информирование избирателей с инвалидностью о порядке и сроках подачи заявлений о включении в список избирателей по месту нахождения, в том числе о порядке голосования вне помещения для голосования, о местах расположения и режиме работы соответствующих комиссий.
Информационно-разъяснительная деятельность среди избирателей, являющихся инвалидами, была направлена на обеспечение доступности информации о выборах для инвалидов.
Сложившаяся эпидемическая обстановка изменила вектор информирования, переведя его преимущественно в дистанционный режим, который предусматривал:
активное распространение через социальные сети информации о ходе избирательных кампаний;
трансляцию видеороликов на телеканалах, в том числе с использованием "бегущей строки", светодиодных информационных табло, звуковой дорожки в городских автобусах;
информирование посредством сайтов избирательной комиссии и общественных организаций инвалидов о ходе подготовки к выборам;
использование наружной рекламы;
публикацию информационных статей о ходе избирательной кампании.
Для информирования избирателей были также организованы поквартирные обходы, которые проводились в две волны. В ходе первой волны с соблюдением всех мер безопасности члены участковых избирательных комиссий через почтовые ящики распространяли листовки и буклеты о выборах, в ходе второй - приглашения на выборы и развешивали дорхенгеры на дверные ручки избирателей, в том числе с инвалидностью. При необходимости члены избирательных комиссий проводили для избирателей-инвалидов индивидуальную разъяснительную работу.
Избирательные комиссии при подготовке и проведении выборов в 2021 году для оказания консультативной, юридической помощи активно использовали возможности "Горячей линии" связи с избирателями, в том числе являющимися инвалидами.
Также специалисты органов социальной защиты населения ЯНАО и государственных учреждений социального обслуживания ЯНАО, работая в формате колл-центра, информировали избирателей о проведении выборов на территории ЯНАО.
Более того, ТИК города Нового Уренгоя взамен традиционной "Горячей линии" связи с избирателями запустила сервис по взаимодействию с избирателями "Единая линия НурТИК", где избиратели могли получить интересующую их информацию о ходе подготовки и проведения выборов в единый день голосования 19 сентября 2021 года. Голосовой помощник круглосуточно рассказывал избирателям, как проголосовать на дому, как воспользоваться технологией "Мобильный избиратель", дополнительно специалисты ТИК отвечали на все интересующие вопросы о выборах.
Основная масса обращений от избирателей, являющихся инвалидами, поступивших на "Горячую линию", касалась уточнений о возможности проголосовать вне помещения для голосования (на дому), участия в выборах, будучи за пределами своего постоянного места жительства.
Помимо дистанционного формата информирования ТИК старались использовать и другие формы и методы информирования избирателей, являющихся инвалидами.
Так, в целях информирования избирателей-инвалидов ТИК города Ноябрьска провела встречу с представителями Ноябрьской общественной организации инвалидов, в ходе которой обсудили реализацию прав инвалидов в период избирательной кампании. На базе Ноябрьской общественной организации инвалидов была проведена викторина-кроссворд по вопросам избирательного права, а на площадке молодежного центра "Современник" был организован и проведен конкурс "Мозговой штурм" с участием граждан, являющихся инвалидами.
Представители ТИК города Нового Уренгоя посетили Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов и центр "Милосердие", где встретились с избирателями с инвалидностью, а также с родителями, воспитывающими детей-инвалидов, и проинформировали их об особенностях сентябрьских выборов, рассказали о доступной среде на избирательных участках.
На основании отчетов, представленных ТИК, в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва приняли участие 3549 или 67,32% избирателей-инвалидов, включенных в списки избирателей (таблица 9).
Следует отметить, что в помещении для голосования проголосовало 2264 избирателя с инвалидностью или 63,7% от общего количества проголосовавших инвалидов, вне помещения для голосования (на дому) - 1285 или 36,3% избирателей, являющихся инвалидами.
Таким образом, итоги выборов, состоявшихся в 2021 году, указывают, что проделанная избирательными комиссиями комплексная работа с избирателями, являющимися инвалидами, дает определенные положительные результаты.
Тем не менее практика работы показывает, что существует немало проблем, препятствующих реализации избирательных прав инвалидов, которые отмечают ТИК:
1. Предоставляемая Государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по ЯНАО информация об избирателях-инвалидах носит количественный характер и не содержит персональных данных об избирателях-инвалидах.
2. Недостаточная доступность объектов жилья, общественного транспорта и транспортной инфраструктуры в повседневной жизни для граждан, являющихся инвалидами, и как следствие ограничение возможности доступа избирателя на избирательный участок.
3. Частые случаи несоответствия фактического места жительства и регистрации по месту жительства граждан с инвалидностью.
На основании изложенного выше в рамках подготовки к проведению предстоящих выборов на территории ЯНАО избирательным комиссиям в ЯНАО необходимо предусмотреть ряд мероприятий, которые позволят усовершенствовать реализацию избирательных прав граждан, являющихся инвалидами:
1. Продолжить работу по мониторингу избирательных участков с целью обеспечения их доступности для избирателей, являющихся инвалидами, при проведении выборов.
2. Предусмотреть в смете расходов на подготовку и проведение выборов в 2023 году приобретение специальных оптических средств коррекции (лупы, увеличители с подсветкой и увеличением от 7 до 10 крат) для избирателей, являющихся инвалидами по зрению.
3. Включить в учебные программы для членов территориальных и участковых избирательных комиссий в Ямало-Ненецком автономном округе темы по обучению особенностям работы с избирателями, являющимися инвалидами.
4. Организовать и провести на площадках общественных организаций инвалидов, зарегистрированных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, мероприятия информационно-просветительского характера об особенностях избирательного процесса.
Диаграмма 3
Показатели участия граждан Российской Федерации, являющихся инвалидами, принявших участие в голосовании на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва в единый день голосования 19 сентября 2021 года
Таблица 9
Сведения о количестве граждан Российской Федерации, являющихся инвалидами, принявших участие в голосовании на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва в единый день голосования 19 сентября 2021 года
N п/п |
Наименование муниципального образования в ЯНАО |
Всего избирателей, включенных в список избирателей, на территории муниципального образования в ЯНАО |
Всего избирателей, являющихся инвалидами, включенных в списки избирателей, на территории муниципального образования в ЯНАО |
Количество избирателей, являющихся инвалидами, проголосовавших |
|||||||||||
в помещении для голосования |
вне помещения для голосования |
Общее количество проголосовавших избирателей, являющихся инвалидами |
Процент проголосовавших избирателей, являющихся инвалидами (от общего количества избирателей, являющихся инвалидами, включенных в списки избирателей) |
||||||||||||
слепые и слабовидящие |
глухие и слабослышащие |
с нарушениями опорно-двигательного аппарата |
иные виды инвалидности |
всего |
слепые и слабовидящие |
глухие и слабослышащие |
с нарушениями опорно-двигательного аппарата |
иные виды инвалидности |
всего |
||||||
1. |
город Губкинский |
22 971 |
91 |
1 |
3 |
12 |
5 |
21 |
2 |
0 |
7 |
3 |
12 |
33 |
36,26 |
2. |
Красноселькупский район |
4 821 |
190 |
1 |
1 |
5 |
88 |
95 |
7 |
2 |
10 |
28 |
47 |
142 |
74,74 |
3. |
город Лабытнанги |
18 992 |
225 |
7 |
6 |
15 |
42 |
70 |
7 |
3 |
14 |
47 |
71 |
141 |
62,67 |
4. |
город Муравленко |
22 765 |
637 |
0 |
0 |
11 |
34 |
45 |
3 |
2 |
28 |
86 |
119 |
164 |
25,75 |
5. |
Надымский район |
48 255 |
1158 |
21 |
32 |
30 |
587 |
670 |
32 |
8 |
28 |
237 |
305 |
975 |
84,20 |
6. |
город Новый Уренгой |
66 076 |
413 |
6 |
34 |
21 |
0 |
61 |
53 |
39 |
85 |
2 |
179 |
240 |
58,11 |
7. |
город Ноябрьск |
73 464 |
860 |
66 |
52 |
316 |
72 |
506 |
2 |
3 |
17 |
7 |
29 |
535 |
62,21 |
8. |
Приуральский район |
6 172 |
203 |
4 |
3 |
9 |
33 |
49 |
5 |
2 |
22 |
33 |
62 |
111 |
54,68 |
9. |
Пуровский район |
32 057 |
147 |
3 |
0 |
25 |
0 |
28 |
29 |
0 |
84 |
0 |
113 |
141 |
95,92 |
10. |
город Салехард |
32 925 |
93 |
38 |
6 |
20 |
5 |
69 |
5 |
1 |
4 |
1 |
11 |
80 |
86,02 |
11. |
Тазовский район |
21 446 |
678 |
6 |
38 |
123 |
290 |
457 |
15 |
14 |
38 |
39 |
106 |
563 |
83,04 |
12. |
Шурышкарский район |
5 846 |
267 |
2 |
6 |
18 |
103 |
129 |
5 |
2 |
41 |
73 |
121 |
250 |
93,63 |
13 |
Ямальский район |
21 072 |
310 |
10 |
7 |
29 |
18 |
64 |
7 |
5 |
50 |
48 |
110 |
174 |
53,13 |
Итого по ЯНАО: |
376 862 |
5 272 |
165 |
188 |
634 |
1277 |
2264 |
172 |
81 |
428 |
604 |
1285 |
3 549 |
67,32 |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 декабря 2021 г. N 24/222-7 "О работе избирательных... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.