Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел 4. Анализ сферы реализации стратегического проекта и характеристика проблемы
До 2010 года существовал Стратегический проект "Екатеринбург - безопасный город".
В связи с тем, что в 2010 году по инициативе Главного управления МЧС России по Свердловской области было упразднено Управление по городу Екатеринбургу Главного управления МЧС России по Свердловской области, ликвидирован отдел гражданской защиты города Екатеринбурга Государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Территориальный центр мониторинга и реагирования на чрезвычайные ситуации в Свердловской области", выполнение на территории города мероприятий по гражданской обороне и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в полном объеме было возложено на муниципальное образование "город Екатеринбург".
Кроме того, произошли значительные изменения в законодательстве по обеспечению общественного порядка и законности.
В связи с вышеизложенным появилась необходимость разработки двух новых стратегических проектов:
"Защита от чрезвычайных ситуаций и совершенствование гражданской обороны" в муниципальном образовании "город Екатеринбург";
"Законность и общественный порядок".
Впервые Стратегический проект "Защита от чрезвычайных ситуаций и совершенствование гражданской обороны" в муниципальном образовании "город Екатеринбург" был утвержден Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 28.07.2015 N 1966 "Об утверждении стратегического проекта "Защита от чрезвычайных ситуаций и совершенствование гражданской обороны" в муниципальном образовании "город Екатеринбург".
Стратегический проект "Защита от чрезвычайных ситуаций и совершенствование гражданской обороны" в муниципальном образовании "город Екатеринбург" направлен на повышение эффективности системы обеспечения природно-техногенной безопасности населения Екатеринбурга путем обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера, ориентированного на уменьшение риска их возникновения и организацию деятельности по планированию и осуществлению мероприятий по уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования "город Екатеринбург".
Реализация прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года, разработанного Министерством экономического развития Российской Федерации, Указов Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", целью которых является обеспечение в долгосрочной перспективе устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе, невозможна без обеспечения безопасности общества, в том числе безопасности и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Екатеринбург - административный центр Свердловской области, имеющий важное оборонное и экономическое значение для Российской Федерации, - относится к первой группе территорий по гражданской обороне в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.1998 N 1149 "О порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне".
Общая численность населения по состоянию на 01.01.2020 - 1 527,5 тыс. человек, имеются 50 потенциально опасных объектов (приложение N 2), 65 критически важных объектов, 99 организаций, отнесенных к группам по гражданской обороне (по данным Главного управления МЧС России по Свердловской области).
Ввиду того, что город Екатеринбург динамично развивается, увеличивается количество проживающего в нем населения и плотность застройки, образуются новые микрорайоны со своей инфраструктурой, увеличивается плотность транспортных потоков и количество перевозимых грузов (в том числе и опасных) и т.п. (что влечет за собой увеличение количества критичных инфраструктур), цель стратегического проекта по повышению эффективности системы обеспечения природно-техногенной безопасности населения Екатеринбурга остается актуальной.
Решение проблемы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, а также уменьшение их социально-экономических последствий являются одними из важнейших задач устойчивого развития Екатеринбурга. Оценка риска для объектов экономики и территорий позволяет более обоснованно планировать мероприятия по решению этой проблемы.
Для муниципального образования "город Екатеринбург" присущи 34 вида рисков возникновения чрезвычайных ситуаций (приложение N 3).
На основании анализа данных рисков, характерных для территории муниципального образования "город Екатеринбург", разработан алгоритм действий руководителей работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории муниципального образования "город Екатеринбург" (матрица ответственности, утвержденная Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 02.02.2018 N 193 "О работе спасательных служб обеспечения гражданской обороны муниципального образования "город Екатеринбург") в различных режимах функционирования Екатеринбургского городского звена Свердловской областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (далее - Екатеринбургское городское звено РСЧС).
В настоящее время для Свердловской области, как для субъекта Российской Федерации, установлен допустимый индивидуальный риск при чрезвычайных ситуациях (1,23·10.-5 год.-1) в соответствии с Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 22.10.02-2016. Для муниципального образования "город Екатеринбург" в течение последних 3 лет значение риска не превышалось. Увеличение степени риска свыше допустимого при чрезвычайных ситуациях требует принятия дополнительных мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций.
На территории муниципального образования "город Екатеринбург" в период с 2012 по 2020 годы произошло 12 чрезвычайных ситуаций (рисунок 1), в которых пострадало 48 человек (рисунок 2), в том числе:
11 чрезвычайных ситуаций техногенного характера (из них наиболее масштабными являются дорожно-транспортные происшествия и обрушение (взрывы) строений (конструкций);
чрезвычайная ситуация социально-биологического характера (летом 2016 года на водоеме Калиновские разрезы произошло резкое обострение санитарной обстановки, обнаружена холерная палочка).
Кроме того, в начале 2019 года были предпосылки для введения муниципальной чрезвычайной ситуации в связи с заболеваемостью корью, но удалось ограничиться только предупредительными мероприятиями. В 2020 году в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) введены ограничительные мероприятия и бессрочный режим повышенной готовности и принятия дополнительных мер по защите населения.
Для Екатеринбурга, одного из крупнейших мегаполисов страны, имеющего развитую критичную инфраструктуру, одним из главных носителей и возможных источников возникновения масштабных чрезвычайных ситуаций является большое число и концентрация потенциально опасных объектов на его территории (приложение N 2). Расположение этих объектов в непосредственной близости к жилым массивам при возникновении ЧС может повлечь угрозу жизни и здоровью населения города (рисунок 3).
Возникновение чрезвычайных ситуаций при перевозке потенциально опасных грузов (взрывчатых и отравляющих веществ) по железнодорожным путям, расположенным в густонаселенных районах, а также наличие авиационных маршрутов, пролегающих над зонами проектной застройки города, могут привести к разрушению зданий и сооружений, а также нарушению инфраструктур жилищно-коммунального хозяйства и транспорта, вызвать пожары и заражение местности химически опасными веществами, травматизм и гибель людей.
В Российской Федерации только за 2020 год произошло 439,1 тыс. пожаров, в результате которых погибли 8262 человек (из них 355 несовершеннолетних), травмировано 8439 человек, общие потери составили 19419,9 млн рублей.
В Свердловской области в 2020 году произошло 9811 пожаров, в результате которых погибли 273 человека (из них 13 детей), травмировано 244 человека, общие потери составили 408,0 млн рублей.
По данным Главного управления МЧС России по Свердловской области в городе Екатеринбурге за период с 2012 по 2020 годы зафиксировано 10046 пожаров (рисунок 4), в результате которых погибли 517 человек (рисунок 5). Количество пожаров в жилом секторе от общего числа пожаров по городу Екатеринбургу составило 19,3 процента, или 1036 пожаров.
Время прибытия пожарных подразделений Екатеринбургского пожарно-спасательного гарнизона составляет: в черте города Екатеринбурга - 10 минут, в отдаленных населенных пунктах - 20 минут. На данный момент количество сил и средств подразделений Екатеринбургского пожарно-спасательного гарнизона позволяет выполнить задачи по обеспечению пожарной безопасности, но в связи с увеличением площади проектной застройки города Екатеринбурга необходимо строительство новых пожарных депо.
За последние годы происходит уменьшение количества пожаров, а также количества случаев гибели людей при их возникновении, однако в связи с тем, что с 01.01.2019 вступил в силу Приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 08.10.2018 N 431 "О внесении изменений в Порядок учета пожаров и их последствий, утвержденный приказом МЧС России от 21 ноября 2018 года N 714", изменилась статистика учета пожаров (в их число вошли случаи загорания), возможно увеличение статистических показателей.
В связи с изложенными выше фактами проблема обеспечения гарантий безопасности населения Екатеринбурга в случае возникновения чрезвычайных ситуаций в мирное время, а также в военных конфликтах или вследствие этих конфликтов имеет особую значимость.
С момента принятия Стратегического проекта проделана большая работа по защите населения от чрезвычайных ситуаций и совершенствованию мероприятий гражданской обороны.
В связи с изменением действующего законодательства в области гражданской обороны, защиты населения и обеспечения пожарной безопасности Администрацией города Екатеринбурга внесены изменения в более чем 50 постановлений, переработаны все руководящие и планирующие документы по гражданской обороне, защите населения и территорий и обеспечения пожарной безопасности, в том числе согласованы в установленном порядке в надзорных органах и введены в действия основополагающие документы:
Паспорт безопасности муниципального образования "город Екатеринбург";
План по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории муниципального образования "город Екатеринбург";
План эвакуационных мероприятий в муниципальном образовании "город Екатеринбург";
План гражданской обороны и защиты населения муниципального образования "город Екатеринбург".
Проведены инвентаризация защитных сооружений, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург", аттестация устойчивости функционирования объектов экономики, корректировка зон эвакуации и рассредоточения населения города.
В рамках разработки Паспорта безопасности муниципального образования "город Екатеринбург" проведена работа с потенциально опасными предприятиями и учреждениями, расположенными на территории города Екатеринбурга, по снижению количества потенциально опасных веществ (объектов), влияющих на критерий предельно допустимого риска чрезвычайных ситуаций техногенного характера. В настоящее время допустимый индивидуальный риск при чрезвычайных ситуациях для муниципального образования "город Екатеринбург" не превышает допустимый индивидуальный риск для Свердловской области как для субъекта Российской Федерации (1,23·год в соответствии с ГОСТ Р 22.10.02-2016).
В 2012 году Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области была передана в собственность муниципального образования "город Екатеринбург" централизованная система оповещения города Екатеринбурга.
По состоянию на 2012 год система была работоспособна только на 30 процентов. В 2012 - 2020 годах работоспособность системы оповещения полностью восстановлена, дополнительно установлено 105 электросирен (в том числе установлены сирены на всех потенциально опасных объектах, находящихся в собственности муниципального образования "город Екатеринбург") (приложение N 2).
В настоящее время на территории города имеется 361 электросирена (в том числе в собственности муниципального образования "город Екатеринбург"- 141 электросирена) и 12 уличных пунктов оповещения населения. Доля территории муниципального образования "город Екатеринбург", охваченной централизованной системой оповещения и информирования населения об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций и о мероприятиях гражданской обороны, по итогам 2020 года составляет 68 процентов.
Также был проведен комплекс организационно-практических мероприятий по недопущению возникновения чрезвычайных ситуаций на территории города, в том числе и по обеспечению первичных мер пожарной безопасности.
Построены следующие объекты:
пожарная часть на две машины в поселке Северка Железнодорожного района (2014 год);
три пожарных пирса в поселках Палкинский Торфяник (2012 год), Широкая Речка (2013), Ягодном (2015);
два подземных пожарных водоема в поселках Верхнемакарово (2014) и Березит (2019).
С 2013 по 2020 год Администрацией города Екатеринбурга в рамках Муниципальной программы "Безопасность жизнедеятельности населения в муниципальном образовании "город Екатеринбург" приобретено и установлено силами Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства возле социально значимых объектов 136 пожарных гидрантов (со сроком эксплуатации не менее 30 лет).
Все муниципальные образовательные организации и учреждения муниципального образования "город Екатеринбург" оснащены автоматической пожарной сигнализацией и комплексом радиосистемы передачи извещений "Стрелец-Мониторинг", передающий сигнал о пожаре на пульт подразделения пожарной охраны в автоматическом режиме в соответствии с требованиями Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
На постоянной основе проводится работа по противопожарной пропаганде и агитации, в том числе:
информирование населения о причинах возникновения пожаров, действиях при возникновении пожаров, обучение населения первичным мерам пожарной безопасности посредством наглядной агитации (листовки, социальные ролики, размещенные на официальном сайте Администрации города Екатеринбурга в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (екатеринбург.рф, раздел "Безопасность") и в аналогичных разделах сайтов администраций районов города) для формирования ответственного отношения населения, в том числе детей, к требованиям пожарной безопасности;
проведение соревнований дружин юных пожарных среди муниципальных общеобразовательных организаций;
размещение на улицах города баннеров с социальной рекламой по пожарной безопасности (не менее шести в год);
приобретение листовок по пожарной безопасности в количестве 212 тысяч штук.
Продолжается обучение населения действиям в условиях чрезвычайных ситуаций и при проведении мероприятий гражданской обороны.
Работающее население обучается на рабочих местах в соответствии с утвержденными рабочими программами с использованием учебно-материальной базы организаций и предприятий.
В ходе учений и тренировок служб, комиссий и личного состава формирований, проведенных на предприятиях и в организациях в 2020 году, обучено свыше 100 тысяч человек.
Руководящий состав, специалисты гражданской обороны и Екатеринбургского городского звена РСЧС проходили подготовку в Государственном казенном учреждении дополнительного профессионального образования Свердловской области "Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Свердловской области" и на курсах гражданской обороны. Только за 2020 год обучено 2548 человек.
В средних общеобразовательных школах организованы классы "Юный спасатель".
Также ежегодно в апреле - мае в рамках Всероссийского детско-юношеского движения "Школа безопасности" среди команд учащихся общеобразовательных организаций проводятся соревнования по выполнению поисково-спасательных нормативов, а также районные и городские соревнования "Юный спасатель" и соревнования по пожарно-прикладному спорту, дружин юных пожарных. Команды-победители школ участвуют в областных, региональных и всероссийских соревнованиях
В рамках пропаганды знаний о действиях в чрезвычайных ситуациях закуплено около миллиона листовок, которые распространяются через муниципальные учреждения социальной сферы.
Администрацией города Екатеринбурга и администрациями районов города Екатеринбурга в рамках организации работы по обеспечению безопасности людей на водных объектах, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург", проводятся следующие мероприятия:
профилактическая и агитационная работа среди населения по обеспечению безопасности на водных объектах, в том числе в образовательных организациях, а также беседы о безопасном поведении на воде с ответственными лицами (арендаторами участков, расположенных рядом, обустроенных для отдыха населения);
совместные профилактические выезды с представителями Екатеринбургского пожарно-спасательного гарнизона, Управления МВД России по городу Екатеринбургу и добровольцами в места возможного массового несанкционированного отдыха людей на водных объектах;
профилактические занятия с детьми и сотрудниками по обучению правилам безопасного поведения на воде в детских оздоровительных лагерях.
Ввиду того, что использование водного объекта для купания допускается только при наличии соответствующего санитарно-эпидемиологического заключения (в соответствии с информацией, размещенной на сайте Управления Роспотребнадзора по Свердловской области все водные объекты в городе Екатеринбурге не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий"), на водоемах, расположенных на территории города Екатеринбурга, установлено 90 знаков безопасности на воде (знаки "Купание запрещено" размещаются в летний период, в зимний период производится их замена на знаки "Переход (переезд) по льду запрещен").
В рамках реализации требований законодательства Российской Федерации в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны в соответствии с Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 23.01.2012 N 164 "О создании Муниципального казенного учреждения "Екатеринбургская городская единая дежурно-диспетчерская служба" создано и с 01.05.2012 начало работу Муниципальное казенное учреждение "Екатеринбургская городская единая дежурно-диспетчерская служба" (далее - МКУ "ЕГ ЕДДС"), целью которого является повышение готовности Администрации города Екатеринбурга и служб города к реагированию на угрозу или возникновение чрезвычайных ситуаций, эффективность взаимодействия привлекаемых сил и средств городских служб при их совместных действиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
На сегодняшний день в МКУ "ЕГ ЕДДС" функционирует информационно-аналитическая система для обеспечения оперативного мониторинга и принятия управленческих решений - территориально распределенная автоматизированная информационно-управляющая система, созданная на территории муниципального образования "город Екатеринбург". Система функционирует в непрерывном круглосуточном режиме и находится в постоянной готовности к обеспечению экстренного реагирования на вызовы от населения и сообщения о происшествиях. В данную систему интегрировано 18 информационно-аналитических систем отраслевых (функциональных) органов Администрации города Екатеринбурга.
В соответствии с Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 14.03.2018 N 480 "О внесении изменений в Постановление Администрации города Екатеринбурга от 23.01.2012 N 164 "О создании Муниципального казенного учреждения "Екатеринбургская городская единая дежурно-диспетчерская служба" с 21.03.2018 на базе МКУ "ЕГ ЕДДС" созданы автоматизированные рабочие места специалистов по приему и обработке экстренных вызовов по единому номеру системы 112 и аппаратно-программный комплекс "Безопасный город" (далее - АПК "Безопасный город").
В среднем в месяц в МКУ "ЕГ ЕДДС" от граждан и организаций поступает и обрабатывается около 37 тысяч вызовов (обращений) по различным вопросам.
В рамках своей повседневной деятельности в 2018 году МКУ "ЕГ ЕДДС" выполняла задачи, связанные с подготовкой и проведением Чемпионата мира по футболу FIFA-2018.
Бесперебойная работа и качественно организованное взаимодействие с заинтересованными министерствами и ведомствами в рамках подготовки и проведения Чемпионата мира по футболу FIFA-2018 показало эффективность функционирования МКУ "ЕГ ЕДДС".
По итогам 2018 года МКУ "ЕГ ЕДДС" заняла первое место среди единых дежурно-диспетчерских служб Свердловской области и первое место в общероссийском смотре-конкурсе на звание "Лучшая единая дежурно-диспетчерская служба муниципального образования".
По итогам деятельности в 2020 году МКУ "ЕГ ЕДДС" получила первое место среди единых дежурно-диспетчерских служб, функционирующих на территории Свердловской области.
Следует отметить, что в современном мире катастрофы и стихийные бедствия, вызванные быстроразвивающимися опасными природными явлениями и техногенными процессами, представляют угрозу для устойчивого социально-экономического развития страны в целом и ее регионов в частности. Человеческий фактор остается еще одной из основных причин крупных техногенных аварий и пожаров. Высокий уровень аварийности сохраняется в таких важнейших отраслях экономики, как транспорт, энергетика, жилищно-коммунальное хозяйство. Возрастающая зависимость людей от технологий и инноваций в ближайшем будущем может привести к каскадному развитию катастроф.
В связи с этим целью развития Российской Федерации на период до 2030 года является сохранение населения, здоровье и благополучие людей.
Для реализации этой цели определена Стратегия в области развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на период до 2030 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 16.10.2019 N 501 "О стратегии в области развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на период до 2030 года" (далее - Стратегия).
Актуализированный стратегический проект предусматривает выполнение мероприятий данной Стратегии на территории муниципального образования "город Екатеринбург", а также позволяет организовать оптимальное расходование средств городского бюджета, направляемых на повышение уровня защищенности населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях, пожарах и происшествиях на водных объектах.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.